Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Что делать, когда закипел аккумулятор на машине

Кипение аккумулятора в автомобиле — серьезный сигнал, который нельзя игнорировать. Этот процесс может указывать на проблемы с зарядкой, перегрев или неправильное обслуживание. Кипящий электролит может повредить аккумулятор и вызвать опасные ситуации, такие как выброс газов или возгорание. В статье рассмотрим, что делать, если ваш аккумулятор начал кипеть, как правильно реагировать и какие меры предосторожности соблюдать, чтобы избежать неприятных последствий.

Признаки кипения АКБ

Однако основным признаком кипения электролита является появление пузырьков на поверхности жидкости. Этот процесс можно наблюдать, сняв пробки с обслуживаемых аккумуляторов.

В необслуживаемых аккумуляторах, доля которых на рынке растет, увидеть кипение невозможно из-за неподвижных пробок. Некоторые модели имеют смотровые окошки, но в их отсутствие определить начало кипения можно только косвенно.

При кипении электролита в моторном отсеке образуются пары кислоты. Если у вас хорошее обоняние, вы сможете уловить этот запах, указывающий на кипение.

Существует еще один способ определить кипение – приложить медицинский стетоскоп к стенке аккумулятора. Вы услышите характерное бурление жидкости. Однако этот метод редко используется, так как не у всех водителей есть стетоскоп.

Если на клеммах аккумулятора образуется зеленоватый или белесый налет, или вы заметили изменение цвета в области аккумулятора, это признак частого кипения, что является плохим знаком.

Опытные автовладельцы иногда прикрепляют к газоотводной трубке необслуживаемого аккумулятора воздушный шарик, чтобы определить, происходит ли кипение электролита и насколько интенсивно.

При закипании аккумулятора на машине эксперты рекомендуют немедленно принять меры для предотвращения серьезных последствий. Первым шагом следует отключить аккумулятор от сети, чтобы избежать короткого замыкания. Затем необходимо проверить уровень электролита: если он низкий, следует добавить дистиллированную воду, но только после остывания аккумулятора. Важно также осмотреть клеммы на наличие коррозии и повреждений, которые могут быть причиной перегрева. Если проблема повторяется, специалисты советуют обратиться к профессионалам для диагностики и замены аккумулятора, так как это может указывать на более серьезные неисправности в электрической системе автомобиля. Безопасность должна быть на первом месте, поэтому не стоит игнорировать подобные сигналы.

ПОЧЕМУ КИПИТ АККУМУЛЯТОР Об Этом Должен знать каждый ВодительПОЧЕМУ КИПИТ АККУМУЛЯТОР Об Этом Должен знать каждый Водитель

Основные причины закипания аккумулятора

Рассмотрим, как происходит процесс зарядки АКБ. Когда батарея в процессе эксплуатации разряжается, на её отрицательных и положительных пластинах формируется слой сульфата свинца – результат взаимодействия серной кислоты и свинца. Когда аккумулятор заряжается, происходит обратный процесс – сульфат на пластинах превращается в свинец, при этом происходит накопление потенциальной электрической энергии.

Часто употребляемый термин «сульфатация пластин» на самом деле не совсем правильный, поскольку употребляется в негативном смысле, а ведь это естественный процесс. Поэтому такое словосочетание нужно понимать как такое состояние пластин, при котором во время зарядки слой сульфата свинца не превращается в металл, то есть пластины фактически не заряжаются.

Если аккумулятор нормальный, образующийся в процессе разряда батареи (обычно – когда мы заводим авто) сульфат свинца представляет собой кристаллы небольших размеров, равномерно распределённые по всему объёму активной массы, обладающей пористой структурой и хорошей проводимостью электричества. При подзарядке это вещество преобразуется в собственно свинец и его двуокись.

Если допустить глубокий разряд аккумулятора, практически вся активная масса сульфатируется, причём в ряде случаев образуются кристаллы увеличенного объёма.

Загрязнение электролита органическими веществами, обладающими некоторой поверхностной активностью, способствует тому, что на отрицательно заряженных пластинах кристаллы сульфата начинают адсорбировать эту органику, и в этом случае скорость растворения кристаллов при зарядке существенно снижается.

Этот процесс сопровождается резким ростом электрического сопротивления пластин, в результате чего токопроводимость пластин падает до минимальных значений. Кроме того, потенциал, при котором активизируется процесс газовыделения при подзарядке, тоже изменяется.

В подобных неблагоприятных условиях десульфатация пластин, то есть переход сульфатированого свинца в свинец и его двуокись, существенно уменьшается, что приводит к частичной потере ёмкости аккумулятора. Глубокая разрядка аккумулятора приводит к существенной потере ёмкости, и это необратимый процесс – вот почему для необслуживаемых аккумуляторов достаточно двух-трёх таких случаев, и батарею можно выбрасывать.

При зарядке батареи в ней начинается электролиз, но если АКБ потеряла часть заряда, процессы разложения воды на водород и кислород не сопровождаются кипением. Но как только пластины «доберут» свой заряд, то есть полностью (или насколько возможно) десульфатируются, дальнейшая зарядка будет приводить к кипению жидкости, и это является главным признаком того, что зарядку следует прекратить. В автомобилях этот процесс отслеживается автоматически датчиком, измеряющим потенциал батареи.

Но если какой-то элемент в цепи неисправен, генератор будет продолжать отдавать ток уже подзаряженной батарее.

Основные причины, почему кипит аккумулятор на машине, следующие:

  • неисправный генератор, из-за чего происходит постоянный перезаряд АКБ;
  • короткое замыкание внутри батареи;
  • чрезмерная сульфатация пластин;
  • большое количество потребителей, превышающее возможности генератора;
  • плохая вентиляция;
  • переполюсовка.

Рассмотрим их более подробно.

Почему КИПИТ аккумулятор автомобиля?Почему КИПИТ аккумулятор автомобиля?

Действие Описание Меры предосторожности
Выключить зажигание Немедленно выключите двигатель автомобиля. Не прикасайтесь к клеммам аккумулятора голыми руками.
Открыть капот Аккуратно откройте капот автомобиля. Делайте это медленно и осторожно, избегая резких движений.
Определить источник кипения Осмотрите аккумулятор на наличие повреждений, вздутий или утечек электролита. Используйте защитные очки и перчатки.
Проверить уровень электролита Если уровень электролита низкий, долейте дистиллированной воды (только если это допускается типом аккумулятора). Никогда не используйте обычную воду.
Проверить плотность электролита (при необходимости) Измерьте плотность электролита ареометром, если есть такая возможность. Обращайтесь с ареометром осторожно.
Охлаждение Дайте аккумулятору остыть в течение нескольких часов. Не пытайтесь ускорить процесс охлаждения водой или другими жидкостями.
Проверка на наличие повреждений Осмотрите аккумулятор на наличие трещин, повреждений корпуса или клемм. При обнаружении повреждений замените аккумулятор.
Зарядка аккумулятора (при необходимости) Зарядите аккумулятор с помощью зарядного устройства, подходящего по току и напряжению. Следуйте инструкциям производителя зарядного устройства.
Обращение к специалисту Если вы не уверены в своих действиях или проблема повторяется, обратитесь к специалисту. Не пытайтесь самостоятельно ремонтировать аккумулятор, если вы не имеете соответствующих знаний и навыков.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о том, что делать, когда закипел аккумулятор на машине:

  1. Опасность взрыва: Когда аккумулятор закипает, это может привести к образованию водорода, который является взрывоопасным газом. Поэтому важно не только отключить аккумулятор от источника питания, но и обеспечить хорошую вентиляцию в месте, где он находится.

  2. Проверка уровня электролита: Если аккумулятор закипел, это может быть признаком того, что уровень электролита слишком низкий. Важно регулярно проверять уровень жидкости в аккумуляторе и при необходимости добавлять дистиллированную воду, чтобы предотвратить его перегрев и повреждение.

  3. Причины перегрева: Закипание аккумулятора может быть вызвано несколькими факторами, включая неправильную зарядку, неисправный генератор или короткое замыкание. Если это происходит регулярно, стоит обратиться к специалисту для диагностики и устранения проблемы, чтобы избежать дальнейших повреждений как аккумулятора, так и электрооборудования автомобиля.

Перезаряд аккумулятора

Основной причиной закипания аккумулятора во время работы автомобиля при зарядке от генератора являются неисправности устройства. Реле-регулятор контролирует напряжение на клеммах аккумулятора, не позволяя ему превышать 14,5 В при работающем двигателе. Если напряжение выше, реле отключает зарядный контур. При неисправности реле-регулятора зарядка продолжается, что приводит к закипанию электролита.

В грузовиках с бортовой сетью на 24 В используются два последовательно соединённых аккумулятора по 12,2 В. Это создает риски: если один аккумулятор изношен или отличаются модели, на более исправный аккумулятор будет приходиться большая разница потенциалов. Это может привести к его перезаряду, в то время как другой аккумулятор недозаряжается.

Перезарядка также может быть следствием неправильного ухода за аккумулятором. Например, использование зарядного устройства с нерегулируемыми параметрами тока и напряжения может вызвать проблемы.

Оптимальный ток для зарядки аккумулятора составляет 10% от его ёмкости, указанной на этикетке. Для аккумулятора на 60 Ач это 6 А, и зарядка не должна превышать 10 часов. Длительная зарядка с таким током приведёт к закипанию электролита и увеличению тока заряда. Достаточно двух часов такой зарядки, чтобы аккумулятор вышел из строя. Это опасность кустарных зарядных устройств, представляющих собой простые выпрямители с трансформатором.

Короткое замыкание банок

Накопление токопроводящего осадка на дне банок – не единственная причина короткого замыкания батареи. Другими словами, коротнуть может не только старое устройство, но и достаточно молодой аккумулятор. Дело в том, что автомобиль эксплуатируется в режиме постоянно тряски, и хотя пластины в банках установлены не жёстко, под воздействием вибраций и ударов они могут начать разрушаться задолго до физической старости. Чаще всего страдают сепараторные конверторы наряду с областью между пластинами.

Короткое замыкание опасно тем, что в этот момент внутри «гуляют» большие токи, и банка может попросту разорваться. И даже если этого не случится, АКБ сможет выдавать не 12,6 В, а, скажем, на 2 вольта меньше, причём внешних признаков закорачивания видно не будет. Именно поэтому часто такие случаи остаются незамеченными, хотя генератор об этом тоже не знает и продолжает подавать напряжение на уровне 13,5-14,5 В. Это становится причиной кипения электролита.

Сульфатация пластин

Сернокислый свинец на пластинах не всегда полностью десульфатируется, что со временем снижает ёмкость. При уменьшении ёмкости аккумулятор работает в режиме недозаряда, что ускоряет саморазряд. Сульфатация может привести к падению номинального напряжения до 10 В, а значительный ток от генератора вызывает кипение электролита. Многие водители не понимают, что сильно разряженный аккумулятор нельзя заряжать от генератора – его нужно снять и использовать зарядное устройство от производителя.

Перегрузка электрической системы

Ещё одной причиной, почему при езде кипит аккумулятор, является использование слишком большого количества электроприборов, в том числе установленных самостоятельно. Если одновременно включить несколько таких потребителей (печку, дальний свет, автомагнитолу и т. д.), аккумулятор будет заряжаться слишком высокими токами, поскольку мощности генератора окажется недостаточно, чтобы обеспечить работу всех включенных приборов и одновременно заряжать батарею. В итоге АКБ начнёт нагреваться, а электролит – закипать.

Недостаточная вентиляция

Некоторые владельцы автомобилей устанавливают аккумуляторы с повышенной ёмкостью. Однако такие батареи имеют большие размеры, что уменьшает зазоры между аккумулятором и другими компонентами под капотом. Это ухудшает вентиляцию и может привести к перегреву и закипанию электролита.

Переполюсовка АКБ

Обычно при переполюсовке процесс кипения начинается очень быстро по причине прохождения через аккумулятор сверхбольших разрядных токов, но при таком режиме перегорают и некоторые предохранители, а также диоды выпрямительного моста.

Что делать, если кипит аккумулятор на машине

Если бортовой компьютер сигнализирует о проблемах с аккумулятором, возможно, он перегревается. Водителю следует действовать по следующему алгоритму:

  • остановитесь и заглушите двигатель;
  • откройте капот для притока свежего воздуха;
  • если аккумулятор имеет защитную рубашку, снимите её;
  • дождитесь, пока температура аккумулятора снизится до 40ºС (определяется прикосновением к корпусу — температура должна быть комфортной);
  • после этого продолжайте движение к ближайшему автомагазину или автозаправочной станции;
  • купите дистиллированную воду и долейте её в аккумулятор до уровня 10-15 мм выше пластин;
  • в необслуживаемых аккумуляторах доливка осуществляется через газоотводную трубку;
  • желательно измерить напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе с помощью мультиметра; если оно превышает 15 В, отсоедините толстый провод от генератора и изолируйте его;
  • продолжайте движение до конечного пункта, минимизируя использование электроприборов.

Последствия кипения электролита

Процесс кипения электролита обычно сопровождается рядом негативных процессов, которые могут иметь необратимый характер:

  • при нарушении пропорции электролита (увеличении доли серной кислоты) запускается процесс разрушения пластин;
  • при сильной сульфатации вероятен такой исход, как короткое замыкание пластин, что грозит взрывом аккумулятора;
  • сильное кипение приводит к разбрызгиванию электролита в подкапотном пространстве и разрушению электропроводки, патрубков, других кузовных элементов;
  • если кипение не интенсивное, но постоянное, происходит разрушение клемм АКБ вследствие коррозии, страдают и окружающие батарею металлические детали и элементы;
  • при выкипании электролита ток заряда растёт, что может стать причиной поломки генератора.

Любой неконтролируемый процесс кипения опасен, поэтому так важно вовремя определить начало и предпринять меры, чтобы избежать закипания электролита.

Почему кипит аккумулятор!Почему кипит аккумулятор!

Профилактика

Чтобы избежать закипания аккумулятора, следуйте этим рекомендациям:

  • не загромождайте моторный отсек в области аккумулятора;
  • регулярно (раз в месяц) проверяйте уровень электролита, в летний период — дважды в месяц;
  • каждый месяц измеряйте напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе (должно быть 13,5-14,5 В);
  • при проверке уровня масла осматривайте состояние корпуса аккумулятора и его клемм.

Когда обращаться к специалисту

Если вы заметили, что аккумулятор вашего автомобиля закипел, важно не игнорировать эту проблему. Закипание аккумулятора может быть признаком серьезных неисправностей, которые могут привести к повреждению как самого аккумулятора, так и других компонентов автомобиля. В некоторых случаях, чтобы избежать дальнейших проблем, необходимо обратиться к специалисту. Рассмотрим, когда именно стоит это сделать.

1. Явные признаки повреждения аккумулятора: Если вы заметили, что на аккумуляторе появились трещины, вздутия или другие видимые повреждения, это может указывать на его неисправность. В таком случае, не стоит пытаться решить проблему самостоятельно — лучше обратиться к профессионалам, которые смогут оценить состояние аккумулятора и предложить варианты его замены или ремонта.

2. Повышенная температура: Если аккумулятор не только закипит, но и становится слишком горячим на ощупь, это может свидетельствовать о перегреве. Перегрев может быть вызван неправильной зарядкой или внутренними короткими замыканиями. В таких случаях важно немедленно обратиться к специалисту, чтобы избежать риска возгорания или взрыва.

3. Необычные звуки: Если вы слышите шипение или другие необычные звуки из аккумулятора, это может быть признаком того, что внутри происходит что-то ненормальное. Такие звуки могут указывать на выделение газов или другие проблемы, требующие вмешательства специалиста.

4. Проблемы с зарядкой: Если ваш аккумулятор закипает, и вы также замечаете, что он не держит заряд или автомобиль не заводится, это может быть признаком того, что аккумулятор нуждается в замене. Специалист сможет провести диагностику и определить, возможно ли восстановление аккумулятора или его замена.

5. Неправильная работа зарядного устройства: Если вы используете зарядное устройство, и оно вызывает закипание аккумулятора, это может быть связано с неправильными настройками или неисправностью самого устройства. В этом случае лучше обратиться к специалисту, чтобы избежать повреждения аккумулятора и других электрических систем автомобиля.

6. Отсутствие опыта: Если вы не уверены в своих навыках диагностики и ремонта аккумуляторов, лучше не рисковать. Обращение к специалисту поможет избежать ошибок, которые могут привести к еще более серьезным проблемам.

В заключение, если вы столкнулись с проблемой закипания аккумулятора, не стоит откладывать визит к специалисту. Быстрая реакция на проблему поможет сохранить не только аккумулятор, но и другие важные компоненты вашего автомобиля, а также обеспечит вашу безопасность на дороге.

Вопрос-ответ

Что делать, если аккумулятор на машине закипел?

Если аккумулятор на автомобиле кипит, нужно проверить уровень жидкости. Причина закипания аккумулятора может быть связана с недостатком жидкости внутри него. Если уровень жидкости ниже нормы, необходимо добавить дистиллированную воду в каждую клетку аккумулятора.

Что будет с аккумулятором, если он закипел?

Кипение АКБ в автомобиле нередко приводит к ряду необратимых отрицательных последствий: пластины АКБ разрушаются, так как концентрация серных кислот увеличивается за счет уменьшения части воды. Пластины замыкаются, аккумулятор может взорваться.

Что делать при перегреве аккумулятора?

При малейшем подозрении на перегрев аккумуляторной батареи немедленно заглушите двигатель. Дайте двигателю остыть. Идеальным вариантом было бы оставить автомобиль на ночь, чтобы быть уверенным в полном охлаждении всех его систем.

Сколько заряжать аккумулятор после закипания?

Аккумулятор для авто считается полностью заряженным, если электролит начинает закипать. В среднем АКБ заряжается около 9 часов.

Советы

СОВЕТ №1

Отключите аккумулятор. Первым делом, если вы заметили, что аккумулятор закипел, немедленно отключите его от электрической системы автомобиля. Это поможет предотвратить дальнейшие повреждения и снизит риск короткого замыкания.

СОВЕТ №2

Проверьте уровень электролита. После отключения аккумулятора проверьте уровень электролита в банках. Если он низкий, добавьте дистиллированную воду до необходимого уровня, но не превышайте его, чтобы избежать повторного закипания.

СОВЕТ №3

Избегайте открытого огня и искр. При работе с аккумулятором, особенно если он закипел, избегайте открытого огня и искр, так как это может привести к взрыву. Работайте в хорошо проветриваемом помещении и используйте защитные очки и перчатки.

СОВЕТ №4

Обратитесь к специалисту. Если вы не уверены в своих действиях или если аккумулятор продолжает закипеть, лучше обратиться к профессионалам. Они смогут провести диагностику и определить, требуется ли замена аккумулятора или другие меры.

Ссылка на основную публикацию
Похожее