Как поднять или опустить плотность электролита в автомобильном аккумуляторе, чем измерить?
Исходя из опыта работы по определению плотности различных веществ, хочу заметить , что при определении плотности электролита лучше пользоваться денсиметром и вводить корректировку по температуре. Вот так выглядит денсиметр.
Необходимо отметить, что для повышения плотности электролита желательно использовать корректирующий электролит с плотностью 1,40, так как добавление концентрированной серной кислоты плотностью 1,83 гр. на куб. см. опасно и приводит к разогреву электролита. Кроме того концентрированная серная кислота может повредить детали аккумулятора. Ну а понизить плотность электролита можно добавлением дистиллированной воды.
Измерять плотность — ареометром, НО!
Плотность электролита меряется только на полностью заряженном электролите! И никак иначе.
Повышается/понижаетс я электролит следующим образом.
Возьмите чистый стеклянный стакан и “отберите” в него сколько возможно из одной банки электролита (не наклоняйте и уж тем более не переворачивайте аккумулятор, чтобы осадок не взбаламутить). Это можно сделать либо шприцом с длинной трубкой, либо самим ареометром.
После этого — в данный стакан добавьте либо дистиллированной воды (для понижения плотности) либо электролит (для повышения). После смешивания и доведения плотности до нормы (должно быть чуть больше 1.27 если поднимаете плотность и соответственно чуть меньше если уменьшаете). Всё, можете заливать все назад в банку, только следите за уровнем, без фанатизма.
Если аккумулятор стал “сухим” из-за того, что просто его никто не обслуживал (вода испарилась)то просто долейте дистиллированную воду.
Корректировка плотности электролита Аккумулятора перед зимой!
В батареях с индикатором (тубусом) электролит должен быть на одном уровне с ним или выше его на 5 мм.
1. В связи с тем что, кислота и вода имеют разную плотность, при разведении электролита или кислоты водой, следует добавлять кислоту в воду, но не наоборот.
2. Обращаться с аккумулятором нужно очень аккуратно. Его ни в коем случае нельзя переворачивать кверху дном. Это может привести к осыпанию пластин и последующему выходу аккумулятора из строя.
Сначала нужно определиться, какую плотность электролита мы хотим иметь в нашей батарее применительно к климатической зоне её эксплуатации.
Полная зарядка батареи.
При выборе зарядного устройства следует избегать применения «автоматических зарядных устройств» без предварительного подробного ознакомления с логикой работы его автоматики. Во многих из них автоматическое выключение режима заряда производится просто при достижении напряжения на выводах батареи величины 14,5÷14,6 В, а это не всегда обеспечивает полный заряд АКБ.
Признаком ПОЛНОГО заряда аккумулятора является постоянство величины плотности электролита и напряжения на его выводах при продолжающемся заряде в течение 2 часов.
Приведу таблица, в которой указано, «…сколько вешать в граммах», то есть указано конкретное количество в см3 удаляемого электролита и соответствующее количество доливаемой жидкости (дистиллированная вода или корректирующий электролит — в зависимости от направления изменения плотности).
Следует учесть, что при использовании данной формулы объёмы удаляемого и добавляемого электролитов равны.
Если с таблицей разобраться сложно! То можно сделать прощё :
Откачайте большую часть жидкости из одной из банок. Эту операцию удобно выполнять с помощью “груши”. Замерьте выкачанный объем и долейте примерно половину от этого объема электролитом. Аккуратно покачайте аккумулятор в разные стороны, затем замерьте плотность снова. Если плотность не достигла требуемого значения, долейте еще ¼ от выкачанного ранее объема электролитом. Таким образом, следует доливать электролит, каждый раз уменьшая его количество в два раза.
Плотность электролита в аккумуляторе
Плотность электролита в аккумуляторе — важная характеристика аккумулятора, оказывающая существенное влияние на его емкость и срок службы. Проверка плотности электролита в аккумуляторе является одним из пунктов процесса обслуживания аккумуляторной батареи, наравне с проверкой уровня электролита и замером напряжения на клеммах аккумулятора. Плотность электролита измеряется с помощью ареометра (денсиметра). Плотность электролита и измерение напряжения под нагрузкой с помощью нагрузочной вилки позволяют оценить состояние аккумуляторной батареи.
Что такое плотность электролита
В качестве электролита в аккумуляторной батарее используется водный раствор серной кислоты. Плотность электролита указывает на процент серной кислоты в растворе. Плотность электролита измеряют в граммах на кубический сантиметр (г/см3).
Плотность электролита автомобильных аккумуляторных батарей находится в диапазоне от 1,25 до 1,28 г/см3, что примерно соответствует 35% серной кислоты и 65% воды в растворе электролита. Чем больше концентрация серной кислоты в растворе, тем выше плотность электролита.
Плотность электролита также зависит от его температуры и степени заряженности аккумулятора. Чем ниже температура электролита, тем меньше его плотность. Плотность электролита измеряют при температуре 25 °C, при другой температуре электролита требуется вносить температурную поправку.
Плотность заряженного на 100% электролита обычно составляет около 1,28 г/см3, плотность электролита разряженного на 50% аккумулятора снижается до 1,20 г/см3, плотность электролита полностью разряженного аккумулятора падает до 1,10 г/см3.
Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе
Требуемая плотность электролита аккумулятора зависит от климатических условий региона, в котором эксплуатируется автомобиль.
Таблица плотности электролита в АКБ
Климатическая зона (со средней температурой в январе, °C) | Плотность электролита при 25 °C | |
---|---|---|
Заливаемого | В полностью заряженном аккумуляторе | |
Крайний Север (от -50 до -30) | 1,27 | 1,29 |
Северная зона (от -30 до -15) | 1,26 | 1,28 |
Центральная зона (от -15 до -4) | 1,24 | 1,26 |
Южная зона (от -4 до +4) | 1,22 | 1,24 |
Тропическая зона (от +4 до +6) | 1,2 | 1,22 |
Средняя температура января для Москвы составляет −6,5 °C, таким образом Москва относится к Центральной зоне, плотность заливаемого электролита должна составлять 1,24 г/см3.
Средняя температура января для Санкт-Петербурге составляет −4,8 °C, таким образом Санкт-Петербург относится к Центральной зоне, плотность заливаемого электролита должна составлять 1,24 г/см3.
Средняя температура января для Краснодара составляет 1 °C, таким образом Краснодар относится к Южной зоне, плотность заливаемого электролита должна составлять 1,22 г/см3.
Информацию о средней температуре января для своего города вы можете найти в Интернете. Следует помнить, чем более низкая плотность электролита в заряженном аккумуляторе, тем дольше он проработает.
Плотность электролита в аккумуляторе зимой
Плотность электролита в аккумуляторе автомобиля особенно важна зимой. Зимой плотность электролита снижается под влиянием окружающей температуры. Снижение плотности электролита ведет к снижению емкости аккумулятора и снижению пускового тока, что ведет к трудностям в запуске двигателя.
Следует помнить, чем меньше плотность электролита аккумуляторной батарее, тем быстрее вода в аккумуляторе превращается в лед. При замерзании электролита происходит разрушение свинцовых пластин аккумулятора.
У заряженная на 100% аккумуляторной батареи с плотностью электролита 1,27 г/см3 появление льда происходит при температуре -74 °С, у аккумуляторной батареи заряженной на 50% с плотностью электролита 1,20 г/см3 образование льда происходит уже при температуре -28 °С, а у аккумуляторной батареи заряженной всего лишь на 10% плотность электролита составит лишь 1,12 г/см3 и лед начнет образовываться уже при температуре -10 °С.
Таблица зависимости температуры замерзания электролита от его плотности
Плотность антифриза, г/см³ | Температура замерзания антифриза, °С |
---|---|
1,115 | -12 |
1,113 | -15 |
1,112 | -17 |
1,111 | -20 |
1,110 | -22 |
1,109 | -27 |
1,106 | -29 |
1,099 | -48 |
1,093 | -58 |
1,086 | -75 |
1,079 | -55 |
1,073 | -42 |
1,068 | -34 |
1,057 | -24 |
1,043 | -15 |
Именно поэтому, зимой крайне важно поддерживать высокую плотность электролита, не давая аккумулятору сильно разряжаться и стараясь держать аккумулятор в высоко заряженном состоянии.
В регионах Крайнего Севера, где средняя температура января составляет от -50 до -30 °С зимой повышают плотность заливаемого электролита с 1,27 до 1,29 г/см3. В остальных регионах плотность заливаемого электролита оставляют на летнем уровне.
Уровень заряда аккумулятора можно проверить с помощью нагрузочной вилки. Нагрузочная вилка позволяет измерить напряжение аккумулятора без и под нагрузкой и сопоставив эти результаты оценить степень заряженности и общее состояние аккумуляторной батареи.
Разряженную аккумуляторную батарею требуется зарядить.
Плотность электролита аккумулятора летом
Летом, из-за жары вода из электролита начинает испаряться. Этот процесс называют обезвоживанием аккумулятора.
Обезвоживание аккумулятора приводит к росту концентрации серной кислоты в электролите, оголению верхней части свинцовых пластин из-за снижения уровня электролита, что неизбежно приводит к активной сульфатации и разрушению свинцовых пластин в аккумуляторе.
По этим причинам летом следует уделить особое внимание контролю за уровнем электролита в аккумуляторе. Проверку уровня электролита следует проводить не реже двух раз в месяц. Нормальным считается уровень электролита на 10-15 мм выше верхней кромки пластин аккумулятора. При снижении уровня электролита в аккумулятор доливают дистиллированную воду.
Кроме этого из-за высокой температуры воздуха усиливаются электрохимические процессы в аккумуляторной батарее, наблюдается высокая токоотдача. Увеличивается скорость коррозии, поражающей электроды аккумулятора.
В южных регионах рекомендуется на летний период снизить плотность электролита на 0,02 г/см3 разбавлением дистиллированной водой. Снижение плотности не окажет негативного влияния на запуск двигателя, но существенно продлит срок службы аккумулятора.
Как проверить плотность электролита аккумулятора
Плотность электролита аккумулятора следует проверять каждые 15000-20000 км пробега автомобиля.
Проверку плотности электролита у обслуживаемого аккумулятора производят с помощью ареометра (денсиметра). Ареометр (денсиметр) для измерения плотности электролита представляет собой трубку из стекла, внутри которой находится стеклянный поплавок со шкалой, в нижней части резиновый наконечник, в верхней части резиновая груша. Для измерения плотности электролита открывают пробку банки аккумулятора, погружают в банку резиновый наконечник ареометра, грушей втягивают небольшое количество электролита внутрь ареометра и считывают значение плотности электролита по шкале на поплавке ареометра. Во время замера ареометр должен находится в состоянии покоя, а стеклянный поплавок не должен касаться стенок. Замер производят в каждой банке аккумуляторной батареи, показания записывают.
Плотность электролита должна быть примерно одинаковой во всех банках аккумулятора. Разница в плотности электролита в разных банках аккумулятора не должна превышать 0,01–0,02 г/см³. Сильно пониженная плотность в одной из банок батареи (на 0.10-0.15 г/см3) говорит о коротком замыкании пластин в этой банке.
При замере плотности электролита в аккумуляторе следует быть очень осторожным и не забывать о том, что электролит содержит серную кислоту.
При проверке плотности электролита следует помнить о зависимости плотности от температуры и корректировать показатели ареометра в соответствии с таблицей.
Таблица температурных поправок
Температура электролита, °С | Температурная поправка, г/см3 |
---|---|
от -40 до -26 | -0,04 |
от -25 до -11 | -0,03 |
от -10 до +4 | -0,02 |
от +5 до +19 | -0,01 |
от +20 до +30 | |
от +31 до +45 | +0,01 |
Проверка плотности электролита с целью ее корректировки проводится в следующем порядке: проверяем уровень электролита в аккумуляторе и при необходимости доливаем дистиллированную воду, заряжаем аккумулятор до полного заряда, спустя 2 часа после окончания зарядки замеряем плотность электролита.
Проверку плотности электролита необслуживаемого аккумулятора производят с помощью цветного индикатора встроенного в аккумулятор. Зеленый цвет индикатор свидетельствует о нормальном значении плотности электролита, соответствующего заряду аккумулятора от 65 до 100%. Черный цвет индикатора свидетельствует о необходимости зарядить аккумулятор. Белый или красный цвет индикатора свидетельствует о необходимости срочного долива дистиллированной воды. Подробная информация о значении цвета индикатора содержится на наклейке расположенной на аккумуляторе.
Плотность электролита аккумуляторной батареи с целью определения степени заряженности аккумулятора можно косвенно измерить с помощью нагрузочной вилки или цифрового мультиметра. Напряжение на клеммах аккумулятора сравнивают с нижеприведенной таблицей соотношения данных измерений.
Уровень зарядки | Плотность электролита г/см3 | Напряжение АКБ, В |
---|---|---|
100% | 1, 28 | 12,7 |
80% | 1,245 | 12,5 |
60% | 1,21 | 12,3 |
40% | 1,175 | 12,1 |
20% | 1,14 | 11,9 |
0% | 1,10 | 11,7 |
Как поднять плотность электролита в аккумуляторе
Поднимать плотность электролита в аккумуляторе приходится в нескольких случаях: после неоднократных корректировок уровня электролита дистиллированной водой, в случае если плотности электролита недостаточно для зимней эксплуатации аккумуляторной батареи, после неоднократных длительных перезарядок и сокращения интервала заряд/разряд.
Для повышения плотности электролита в аккумуляторе вам понадобятся: ареометр, резиновая груша, мерный стакан, дистиллированная воды, емкость для электролита, корректирующий электролит плотностью 1,4 г/см3.
Для того, чтобы повысить плотность электролита выполните следующие действия:
- Отберите с помощью резиновой груши определенный объем электролита из банки аккумулятора и слейте его в заранее приготовленную емкость для электролита
- Долейте банку аккумулятора необходимый объем дистиллированной воды для понижения плотности или корректирующего электролита для повышения плотности электролита
- Поставьте аккумуляторную батарею на подзарядку на 30 минут номинальным током
- Дайте аккумулятору постоять 1-2 часа, для выравнивания плотности электролита в банках, снижения температуры электролита и выхода образовавшихся пузырьков воздуха
- Проведите замер плотности электролита, при необходимости повторите процедуру отбора и долива дистиллированной воды или корректирующего электролита, уменьшив шаг разбавления
Для достижения необходимой плотности электролита в аккумуляторе используйте следующую таблицу:
Необходимая плотность электролита, г/см3 | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1,24 | 1,25 | 1,26 | |||||||
Долив воды, мл | Долив воды, мл | Долив воды, мл | |||||||
1,24 | — | — | — | 60 | 62 | — | 120 | 125 | — |
1,25 | 44 | — | 45 | — | — | — | 65 | 70 | — |
1,26 | 85 | — | 88 | 39 | — | 40 | — | — | — |
1,27 | 122 | — | 126 | 78 | — | 80 | 40 | — | 43 |
1,28 | 156 | — | 162 | 117 | — | 120 | 80 | — | 86 |
1,29 | 190 | — | 200 | 158 | — | 162 | 123 | — | 127 |
1,3 | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Необходимая плотность электролита, г/см3 | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1,27 | 1,29 | 1,30 | |||||||
Долив воды, мл | Долив воды, мл | Долив воды, мл | |||||||
1,24 | 173 | 175 | — | 252 | 256 | — | — | — | — |
1,25 | 118 | 120 | — | 215 | 220 | — | — | — | — |
1,26 | 165 | 66 | — | 177 | 180 | — | 290 | 294 | — |
1,27 | — | — | — | 122 | 126 | — | 246 | 250 | — |
1,28 | 40 | — | 43 | 63 | 65 | — | 198 | 202 | — |
1,29 | 75 | — | 78 | — | — | — | 143 | 146 | — |
1,3 | 109 | — | 113 | 36 | — | 38 | 79 | 81 | — |
Для корректировки плотности электролита в аккумуляторе лучше использовать именно корректирующий электролит с плотностью 1,4 г/см3, а не кислоту в чистом виде с плотностью 1,8 г/см3. В случае если у вас имеется кислота, лучше сначала приготовить из нее корректирующий электролит, который уже использовать для корректировки плотности.
При приготовлении растворов будьте предельно внимательны и осторожны. Избегайте попадания кислоты и ее растворов на кожу и в дыхательные пути. Работу с электролитом проводите исключительно в хорошо проветриваемом помещении. При приготовлении растворов электролита вливайте кислоту в воду, а не наоборот.
Как понизить плотность электролита в аккумуляторе
Понижать плотность электролита в аккумуляторе приходится в исключительно редких случаях. Порядок действия тот же самый как и при повышении плотности электролита. Для понижения плотности электролита с помощью резиновой груши отбирают определенное количество электролита из банки аккумуляторной батареи и доливают в банку дистиллированную воду. Объем отливаемого электролита и доливаемой дистиллированной воды следует взять из вышеприведенной таблицы.
Как понизить плотность электролита в аккумуляторе до нормы
Аккумуляторная батарея – один из основных элементов автомобиля, отвечающих за пуск двигателя. Значение аккумулятора сложно переоценить, ведь без него невозможно завести мотор, а, значит, машина своим ходом передвигаться не сможет. Именно поэтому АКБ требует к себе особого внимания, исключающего возникновение неприятных ситуаций в виде невозможности совершить запланированную поездку. При этом стоит отметить, что для поддержания работоспособности это важного источника питания не требуется предпринимать каких-то сверхусилий, а достаточно выполнять лишь небольшой комплекс профилактических мер.
Свинцовая аккумуляторная батарея представляет собой гальванический элемент, внутри которого химическая энергия в результате протекающих реакций преобразуется в электрическую. Этот процесс невозможен без электролита – раствора кислоты, обеспечивающего движение заряженных частиц между погруженными в него электродами. Как правило, электролит представляет собой водный раствор серной кислоты определенной плотности. Именно такой параметр как плотность электролита оказывает значительное влияние на работоспособность аккумулятора, поэтому периодически его нужно контролировать.
Измерение плотности электролита в аккумуляторе
Измерить плотность залитого в свинцовый аккумулятор электролита не так уж сложно, однако есть определенные нюансы, связанные с особенностями устройства и принципом работы АКБ. Перечислим некоторые важные моменты, которые надо учесть:
- Осуществить процедуру измерения плотности получится только в случае с так называемым обслуживаемым аккумулятором, который предоставляет доступ к банкам (секциям) с электролитом посредством закрытых крышками заливных отверстий. Как раз через эти отверстия (обычно их число равно шести, как и количество секций) и осуществляется забор состава для замера плотности.
- В процессе своей работы автомобильная аккумуляторная батарея постоянно заряжается и разряжается. Разряд происходит при прокручивании стартера, а заряд – при уже заведенном двигателе от генератора. В зависимости от степени заряженности меняется и плотность электролита. Значения могут колебаться в пределах 0.15-0.16 г/см 3 . Важно отметить, что автомобильный генератор не способен полностью зарядить аккумуляторную батарею. При штатной работе на машине потенциал АКБ используется только на 80-90%. Полный заряд может обеспечить только внешнее зарядное устройство, к которому обязательно придется прибегнуть перед осуществлением замера плотности электролита.
- Плотность электролита зависит от его температуры. Обычно замер производится при температуре +25 °С, в противном случае делаются поправки.
Допустим, все вышеперечисленные условия приняты во внимание, и есть возможность приступить непосредственно к замеру плотности. Для этого понадобится специальный прибор – денсиметр, который состоит из ареометра, резиновой груши и стеклянной трубки с наконечником. Прибор вводится в банку аккумулятора через заливное отверстие, а затем осуществляется засасывание электролита с помощью резиновой груши. Оно происходит до тех пор, пока ареометр не всплывет. Показания считываются после того, как прекратятся колебания ареометра и появится возможность определения точного значения. Отсчет показаний производится по шкале, при этом взгляд должен находиться на уровне поверхности жидкости.
Полученное значение должно входить в диапазон 1.25-1.27 г/см 3 , если автомобиль эксплуатируется в средней полосе. В холодной климатической зоне (средняя месячная температура января ниже -15 °С) показатель должен находиться в интервале 1.27-1.29 г/см 3 . Проверять плотность электролита на соответствие этим числам нужно в каждой из шести банок аккумулятора. Показания не должны отличаться более чем на 0.01 г/см 3 , иначе потребуется их корректировка.
Как мы уже говорили, плотность электролита изменяется в зависимости от температуры. Это значит, что зимой и летом жидкость в одном и том же полностью исправном аккумуляторе будет иметь разную плотность. О том, насколько будут разниться показания, дает представление приведенная ниже таблица.
Температура электролита, °С | Поправка к показанию денсиметра, г/см 3 | Температура электролита, °С | Поправка к показанию денсиметра, г/см 3 |
---|---|---|---|
-55…-41 | -0.05 | +5…+19 | -0.01 |
-40…-26 | -0.04 | +20…+30 | |
-25…-11 | -0.03 | +31…+45 | +0.01 |
-10…+4 | -0.02 | +46…+60 | +0.02 |
Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности демонстрирует еще одна таблица. На основе этих данных можно установить оптимальную плотность электролита для конкретных климатических условий. Нижняя граница подобранного интервала должна гарантировать, что электролит не замерзнет даже при самых сильных холодах и обеспечит требуемое для прокручивания стартера усилие. В то же время чрезмерно завышать плотность тоже нельзя, так как на положительных электродах аккумулятора начинают ускоряться коррозионные процессы, приводящие к сульфатации пластин.
Плотность электролита при 25 °С, г/см 3 | Температура замерзания, °С | Плотность электролита при 25 °С, г/см 3 | Температура замерзания, °С |
---|---|---|---|
1.09 | -7 | 1.22 | -40 |
1.10 | -8 | 1.23 | -42 |
1.11 | -9 | 1.24 | -50 |
1.12 | -10 | 1.25 | -54 |
1.13 | -12 | 1.26 | -58 |
1.14 | -14 | 1.27 | -68 |
1.15 | -16 | 1.28 | -74 |
1.16 | -18 | 1.29 | -68 |
1.17 | -20 | 1.30 | -66 |
1.18 | -22 | 1.31 | -64 |
1.19 | -25 | 1.32 | -57 |
1.20 | -28 | 1.33 | -54 |
1.21 | -34 | 1.40 | -37 |
Причины изменения плотности электролита
Зафиксированные в результате измерения плотности значения не всегда соответствуют требуемым показателям. Расхождения могут касаться как отдельных банок аккумулятора, так и всех вместе. Если плотность завышена, то нужно обратить в первую очередь внимание на уровень электролита. Низкий уровень в большинстве случае является последствием электролиза, приводящего к разложению входящей в состав электролита воды на водород и кислород. Этот процесс выражается в появлении на поверхности жидкости пузырьков, что обычно происходит при зарядке аккумулятора. Частое «кипение» может приводить к снижению концентрации воды, и этот вопрос решается ее простым добавлением. Доливать в аккумулятор стоит только дистиллированную воду, контролируя при этом уровень электролита. Подробнее о корректировке плотности электролита поговорим ниже.
Если с повышенной плотностью все ясно, то с пониженной ситуация несколько сложнее. В теории, одной из причин понижения плотности, может быть то, что по какой-то причине в электролите уменьшилась доля серной кислоты. Однако на практике это маловероятно, так как сама по себе она обладает высокой температурой кипения, исключающей испарение даже при интенсивном нагреве, который происходит, например, при зарядке аккумуляторной батареи. Более распространенной причиной снижения плотности электролита является так называемая сульфатация пластин, заключающаяся в образовании на электродах сульфата свинца (PbSO4). На самом деле, это естественный процесс, происходящий при каждом разряде АКБ. Но дело в том, что при нормальном режиме работы после разряда аккумулятора обязательно происходит его заряд (на автомобиле аккумулятор постоянно подзаряжается от генератора). Заряд сопровождается обратным преобразованием сульфата свинца в свинец (на катоде) и двуокись свинца (на аноде) – в те активные вещества, которые составляют основу электродов и непосредственно участвуют в химическом процессе внутри аккумуляторной батареи. Если АКБ находится длительное время в разряженном состоянии, сульфат свинца кристаллизуется, безвозвратно теряя способность участвовать в химических реакциях. Это очень неприятный процесс, в результате которого аккумулятор уже не получится зарядить полностью даже при использовании внешнего зарядного устройства ввиду того, что не вся площадь пластин задействована в работе. Так как аккумулятор не заряжается до конца, то и плотность электролита не восстанавливается до своих исходных значений. По сути, здесь уже идет разговор об устранении нарушений в нормальном функционировании аккумулятора.
Частичную сульфатацию пластин можно устранить с помощью контрольно-тренировочных циклов, заключающихся в заряде и последующем разряде батареи до определенного уровня. Большинство современных зарядных устройств имеют такую функцию, поэтому имеет смысл ей воспользоваться, особенно если аккумулятор по какой-то причине долго находился в разряженном состоянии. Процедура десульфатации весьма длительная и может занять до нескольких дней. Если она не принесла результата, то крайней мерой является увеличение плотности с помощью добавления корректирующего электролита (плотность около 1.40 г/см 3 ). Такой способ можно рассматривать только как временное решение проблемы, потому что причина как таковая не устраняется.
Как поднять плотность электролита
Понизить или повысить плотность электролита в аккумуляторе можно путем откачивания его определенного количества, и долива взамен дистиллированной воды или электролита с повышенной плотностью (корректирующего). Данная процедура требует больших временных затрат, так как цикл откачки-долива может повторяться несколько раз, пока не будет достигнуто требуемое значение. После каждой корректировки необходимо поставить аккумулятор на зарядку (минимум на 30 минут), а затем дать ему постоять (0.5-2 часа). Эти действия необходимы для лучшего перемешивания электролита и выравнивания плотности в банках.
В процессе поднятия (или понижения) плотности электролита не стоит забывать и о контроле его уровня. Он осуществляется стеклянной трубкой с двумя отверстиями по краям. Один край погружается в электролит до тех пор, пока не упрется в предохранительную сетку. Далее верхний конец закрывается пальцем, а сама трубка осторожно поднимается вместе со столбиком жидкости внутри. Высота этого столбика указывает на расстояние от верхней кромки пластин до поверхности залитого электролита. Оно должно составлять 10-15 мм. Если аккумулятор имеет индикатор (тубус) или прозрачный корпус с нанесенными метками минимума и максимума, то контролировать уровень значительно проще.
Не стоит забывать, что все операции с электролитом необходимо выполнять осторожно, используя защитные перчатки и очки.