Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Что нужно знать о литиевых аккумуляторах и их использовании на автомобилях

Литиевые аккумуляторы набирают популярность в автомобильной индустрии благодаря высокой энергоемкости, легкости и долговечности. В этой статье рассмотрим ключевые особенности литиевых аккумуляторов, их преимущества и недостатки, а также варианты применения в автотранспортных средствах. Понимание этих аспектов поможет владельцам автомобилей и специалистам в области автомобильной электроники сделать осознанный выбор, что повысит эффективность и надежность работы транспортных средств.

Разновидности

Когда речь идет о литиевых батареях для автомобилей, выделяют несколько ключевых типов.

  • Li-ion. Литий-ионные аккумуляторы популярны в электромобилях. Заряд переносится положительно заряженными ионами лития. Изначально использовался литий в качестве отрицательного электрода, затем каменноугольный кокс, а сейчас — графит. Внутри аккумулятора устанавливаются защитные платы, важные для его работы. Батареи могут различаться по материалу катода.
  • Литий-полимерные аккумуляторы. Эти аккумуляторы имеют полимерный электролит вместо жидкого, что улучшает их характеристики и позволяет работать при температурах до -20 градусов.
  • Литий-феррофосфатные батареи. Эти аккумуляторы имеют наибольшие перспективы для автомобильного применения и рассматриваются как возможная замена традиционным свинцово-кислотным аккумуляторам.

Теперь подробнее рассмотрим эти батареи и их потенциальное использование в автомобилях.

Эксперты подчеркивают, что литиевые аккумуляторы стали основой для электромобилей благодаря своей высокой энергоемкости и долговечности. Они обеспечивают значительное увеличение пробега на одной зарядке по сравнению с традиционными свинцовыми аккумуляторами. Однако важно учитывать, что эффективность литиевых батарей может снижаться при экстремальных температурах, что требует особого внимания к условиям эксплуатации. Кроме того, специалисты отмечают, что правильная зарядка и использование специальных зарядных станций могут значительно продлить срок службы аккумуляторов. Важно также помнить о необходимости утилизации старых батарей, чтобы минимизировать экологический ущерб. Таким образом, грамотное обращение с литиевыми аккумуляторами играет ключевую роль в их эффективном использовании.

LiFePO4 аккумулятор, характеристики, эксплуатация и сравнение с Li-IonLiFePO4 аккумулятор, характеристики, эксплуатация и сравнение с Li-Ion

Преимущества и недостатки

Литий-феррофосфатные АКБ имеют достаточно внушительный список преимуществ. Но есть и недостатки.

К сильным сторонам относят такие пункты:

  • достаточно продолжительный срок службы;
  • медленная потеря ёмкости;
  • стабильные показатели напряжения разряда;
  • не токсичные, и не опасные для окружающей среды;
  • разряд происходит с меньшей скоростью;
  • могут переносить достаточно низкие температуры;
  • минимальная подверженность возгораниям и взрывам.

Но опять же это сравнение скорее с другими разновидностями литиевых АКБ, а не со свинцово-кислотными.

При этом у литиевых аккумуляторов для автомобилей есть ряд потенциальных недостатков, которые пока не позволяют перейти на активное применение в машинах.

Речь идёт о таких минусах:

  • чтобы получить полноценную батарею на 12,8 В, требуется соединить 4 литиевых аккумулятора;
  • высокая стоимость, которая превосходит кальциевые и свинцовые АКБ в 3-4 раза;
  • низкая устойчивость к отрицательным температурам;
  • в российских условиях климата на морозе будут быстро терять заряд;
  • при заморозках заряжать такие АКБ очень сложно;
  • при температуре ниже 0 градусах зарядка запрещена;
  • при объединении нескольких батарей, обязательно применяется плата балансировки;
  • не любят постоянную зарядку, идущую от АКБ, и нужно ставить дорогие дополнительные платы защиты.

Как видите, недостатки более чем весомые.

Но некоторые продолжают утверждать, что такие АКБ использовать можно и у них неплохие перспективы.

Характеристика Преимущества в автомобилях Недостатки и риски
Энергоёмкость Высокая плотность энергии, большой запас хода на одном заряде. Зависимость от температуры окружающей среды, снижение ёмкости при низких температурах.
Зарядка Возможность быстрой зарядки, различные варианты зарядки (быстрая, медленная, от сети переменного тока, от сети постоянного тока). Время зарядки, необходимость наличия зарядной инфраструктуры.
Срок службы Достаточно длительный срок службы (сотни циклов зарядки/разрядки), но постепенно снижается ёмкость. Потеря ёмкости с течением времени и количеством циклов зарядки/разрядки, высокая стоимость замены.
Безопасность Современные системы управления батареями (BMS) обеспечивают безопасность, предотвращая перегрев, переразрядку и короткое замыкание. Риск возгорания или взрыва при повреждении батареи, требуется специальная система пожаротушения в автомобиле.
Стоимость Высокая первоначальная стоимость батареи. Высокая стоимость замены батареи в случае выхода из строя.
Экологичность Более экологичны, чем двигатели внутреннего сгорания, меньше выбросов парниковых газов при эксплуатации. Добыча лития может наносить вред окружающей среде, утилизация батарей требует специальных технологий.
Масса и габариты Значительная масса и габариты батарей, влияющие на массу и управляемость автомобиля. Ограничение полезного пространства в автомобиле.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о литиевых аккумуляторах и их использовании в автомобилях:

  1. Долговечность и циклы зарядки: Литиевые аккумуляторы имеют значительно больший срок службы по сравнению с традиционными свинцово-кислотными батареями. Они могут выдерживать от 1000 до 3000 циклов зарядки и разрядки, что делает их идеальными для электромобилей. При правильном уходе и оптимальных условиях эксплуатации, такие аккумуляторы могут сохранять до 70-80% своей емкости даже после 10 лет использования.

  2. Эффективность и скорость зарядки: Литиевые аккумуляторы обладают высокой плотностью энергии, что позволяет им хранить больше энергии в меньшем объеме и весе. Это делает электромобили более легкими и эффективными. Кроме того, современные технологии позволяют заряжать литиевые аккумуляторы до 80% всего за 30 минут на специализированных зарядных станциях, что значительно сокращает время ожидания для водителей.

  3. Экологические аспекты: Хотя литиевые аккумуляторы считаются более экологически чистыми по сравнению с традиционными источниками энергии, их производство и утилизация все еще вызывают опасения. Добыча лития и других необходимых материалов, таких как кобальт и никель, может иметь серьезные экологические последствия. Однако, с развитием технологий переработки и поиска альтернативных источников, ситуация постепенно улучшается, и исследуются новые подходы, такие как использование более устойчивых материалов.

ЛИТИЕВЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ. Правильная эксплуатация Li-Ion и Li-Pol аккумуляторовЛИТИЕВЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ. Правильная эксплуатация Li-Ion и Li-Pol аккумуляторов

Сколько циклов выдерживают

В дальнейшем обсуждении сосредоточимся на батареях LifePo4, так как они схожи с традиционными автомобильными аккумуляторами и их сравнение имеет смысл.

Циклом называют процесс разряда и последующей зарядки аккумулятора. Срок службы батареи определяется количеством таких циклов.

Аккумуляторы считаются непригодными, если их ёмкость опускается ниже 80% от первоначальной. Количество циклов зависит от способности активных ячеек сохранять и передавать энергию.

Литиевые батареи выдерживают около 1000 циклов, что подтверждено испытаниями.

В тестах были созданы условия, приближенные к реальным. Сравнивались литиевые, свинцово-кислотные и AGM аккумуляторы. AGM-батарея выдержала 180 циклов, свинцово-кислотная — 18, а состояние LifePo4 осталось неизменным.

Таким образом, в плане долговечности и способности выдерживать множество циклов эти аккумуляторы демонстрируют впечатляющие результаты. Сравнительные испытания литий-ионных аккумуляторов для автомобилей не проводились, поэтому некорректно сопоставлять батареи для электромобилей с теми, что используются в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания.

Процесс зарядки

Теперь немного о том, как заряжать современный автомобильный аккумулятор типа LifePo4. На практике литиевый аккумулятор способен достаточно быстро накопить в себе электроэнергию. Но здесь течение электрохимических процессов не проходит моментально, из-за чего состояние электролита меняется не пропорционально. Слои, расположенные ближе к электроду, заряжаются быстрее, чем отдалённые.

Если увеличить параметры зарядного тока, это всё равно существенно не ускорит процесс заряда АКБ литиевого типа.

Задать напряжение можно быстро, но насыщение требует больше времени. Если подавать высокий ток заряда, первая стадия зарядки проходит быстрее, но это автоматически продлевает вторую стадию насыщения.

Предельный зарядный ток определяется в долях от ёмкости. К примеру, когда у АКБ литиевого типа указана ёмкость 100 Ач, тогда ток составит 0,5С.

Буква С означает показатель ёмкости аккумуляторной батареи.

В итоге получается, что для устройств с ёмкостью 100 Ач требуется ток заряда с показателем не более 50 А. Максимальный зарядный ток для литий-феррофосфатных батарей обычно составляет в пределах от 0,5С до 1С. Тут следует смотреть на инструкции производителя.

Если в процессе заряда увеличивается температура, это говорит о неправильно подобранном алгоритме зарядки. Либо имеются какие-то внутренние проблемы с АКБ. Во втором случае придётся обращаться к специалистам.

Поставил литиевый аккумулятор на машину (LITJET). Что получилось? И как заводится в морозы?Поставил литиевый аккумулятор на машину (LITJET). Что получилось? И как заводится в морозы?

Выбор АКБ для автомобилей

На данный момент литиевые аккумуляторы не являются полноценной альтернативой для автомобилей из-за существующих недостатков.

Если вас интересуют литиевые аккумуляторы, обратите внимание на тип LifePo4. Они лучше всего подходят для автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания.

При выборе литиевого аккумулятора учтите несколько важных аспектов:

  • Ячейки литий-феррофосфатных аккумуляторов со временем стареют из-за разрушения внутренних компонентов, что снижает ёмкость и увеличивает внутреннее сопротивление. На скорость старения влияют зарядный и разрядный ток, температура и глубина разряда. Для увеличения срока службы используется система управления BMS, которая контролирует состояние аккумулятора и защищает от перезарядки и повреждений при глубоком разряде. Выбирайте BMS с высоким током: непрерывный зарядный ток должен составлять от 0,5С до 1С. Обратите внимание на непрерывный ток, а не на максимальный. Качественные аккумуляторы оснащены системой отключения при перегрузках, перегреве и перезарядке.
  • Стоимость. Модели литиевых аккумуляторов могут различаться по цене в два раза. Свинцово-кислотные аккумуляторы стоят в 2-4 раза дешевле. Высокая цена не всегда означает высокое качество, поэтому ориентируйтесь на характеристики.
  • Скорость зарядки. Максимальная скорость зарядки — важный параметр. Дешёвые модели имеют скорость около 0,3С, в то время как у дорогих она достигает 1С. В некоторых случаях разумнее приобрести несколько недорогих аккумуляторов, что особенно актуально для автомобилей. Это позволит снизить скорость зарядки и увеличить общую ёмкость системы.
  • Работа без подзарядки. Литиевые аккумуляторы позволяют использовать 100% своей ёмкости, в отличие от свинцово-кислотных моделей. Подключив несколько аккумуляторов параллельно, можно долго использовать различные потребители без запуска двигателя.
  • Мощность генератора. Этот параметр влияет на ёмкость и выбор зарядного устройства. Обычно генераторы в автомобилях имеют мощность около 2000 Вт. Если установлен один дополнительный аккумулятор на 100 Ач, для его зарядки достаточно устройства на 30 А. Генератор будет заряжать дополнительный аккумулятор током 25 А, передавая 350 Вт.

Литиевые аккумуляторы чаще рассматриваются как дополнительные источники питания для автомобилей, что может стать первым шагом к значительным изменениям.

При использовании литиевых аккумуляторов необходимо применять специальные зарядные устройства, предназначенные для этого типа. Обычные зарядные устройства для свинцово-кислотных аккумуляторов не подойдут.

Особенности установки

Современный Li-ion автомобильный аккумулятор, то есть литий-ионный, завоевал популярность благодаря применению именно в электрокарах.

В отношении автомобилей с ДВС пока уместно говорить об использовании именно литий-феррофосфатных моделей.

Монтаж в машину предусматривает выполнение нескольких условий:

  • При их установке важно сопоставить выбранные характеристики с параметрами и возможностями своего автомобиля. Если значения не будут соответствовать, система защиты, то есть BSM, попросту отключит АКБ.
  • Если литиевая батарея будет получать заряд через генератор машины, здесь придётся приобрести и установить ещё одно дополнительное устройство в виде специального зарядника.
  • Отрицательным проводником лучше использовать не корпус машины, а кабель, который идёт от минусовой клеммы сервисной АКБ к минусовой клемме стартовой батареи.
  • Все кабели, соединённые с АКБ, требуется оснастить защитными предохранителями. Их рекомендуют располагать максимально близко к клемме на батарее.

Говорить о массовом внедрении литиевых батарей в обычные легковые машины, оснащённые ДВС, не приходится. Это перспективное, но пока ещё сырое и недоработанное решение.

Такие батареи стоят дорого, имеют ряд недостатков, предъявляют повышенные требования.

Экологические аспекты и утилизация

Литиевые аккумуляторы, используемые в электромобилях, представляют собой не только технологическое достижение, но и вызов для экологии. В процессе их производства, эксплуатации и утилизации возникают различные экологические проблемы, которые требуют внимательного рассмотрения.

Во-первых, добыча лития, кобальта и других металлов, необходимых для производства аккумуляторов, может иметь серьезные последствия для окружающей среды. Месторождения лития часто находятся в экосистемах, которые могут быть разрушены в результате открытых горных работ. Например, в Чили, где находятся одни из крупнейших запасов лития, добыча этого минерала требует значительных объемов воды, что может привести к истощению водных ресурсов и негативно сказаться на местных экосистемах.

Во-вторых, производство литиевых аккумуляторов связано с выбросами парниковых газов и других загрязняющих веществ. На всех этапах — от добычи сырья до сборки аккумуляторов — используются энергии и ресурсы, что в конечном итоге увеличивает углеродный след. Исследования показывают, что углеродные выбросы, связанные с производством литиевых аккумуляторов, могут составлять значительную долю от общего углеродного следа электромобиля.

Однако, несмотря на эти проблемы, литиевые аккумуляторы имеют и свои экологические преимущества. Они способствуют снижению выбросов углекислого газа в процессе эксплуатации автомобилей, особенно если электричество для их зарядки производится из возобновляемых источников. Это делает электромобили более экологически чистыми по сравнению с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.

Утилизация литиевых аккумуляторов — еще одна важная тема. В настоящее время многие аккумуляторы, вышедшие из строя, оказываются на свалках, что может привести к загрязнению почвы и водоемов токсичными веществами, содержащимися в них. Поэтому разработка эффективных методов переработки и утилизации литиевых аккумуляторов становится критически важной задачей. Научные исследования и инновационные технологии направлены на создание замкнутых циклов, позволяющих повторно использовать материалы, такие как литий и кобальт, что может значительно снизить потребность в первичном сырье и уменьшить экологический след.

В заключение, литиевые аккумуляторы представляют собой сложный баланс между технологическими преимуществами и экологическими вызовами. Для достижения устойчивого будущего необходимо продолжать исследования в области более чистых технологий добычи, производства и утилизации, а также развивать инфраструктуру для переработки аккумуляторов, чтобы минимизировать их воздействие на окружающую среду.

Вопрос-ответ

Чего боятся литиевые аккумуляторы?

Литий-ионные аккумуляторы боятся холода, а это значит, что низкие температуры не только снижают эффективность литий-ионных аккумуляторов, но и вызывают более или менее серьезные повреждения материалов, используемых в литий-ионных аккумуляторах.

Что нельзя делать с литиевым аккумулятором?

Не бейте, не открывайте, не трясите, не бросайте, не сжигайте, не замыкайте, не прокалывайте и не применяйте чрезмерных усилий к аккумуляторной батарее, чтобы предотвратить риск её повреждения и дальнейшего возгорания.

Каковы правила эксплуатации литиевых аккумуляторов?

Правила эксплуатации литиевых аккумуляторов включают: избегать перегрева и переохлаждения, не допускать полного разряда (рекомендуется заряжать при уровне заряда 20-30%), использовать оригинальные зарядные устройства, хранить в сухом и прохладном месте, а также избегать механических повреждений и контакта с водой. Регулярная проверка состояния аккумулятора и соблюдение рекомендаций производителя также способствуют продлению его срока службы.

Советы

СОВЕТ №1

Перед покупкой электромобиля с литиевым аккумулятором, обязательно ознакомьтесь с его характеристиками и сроком службы. Литиевые аккумуляторы имеют разные типы, и их производительность может значительно варьироваться в зависимости от условий эксплуатации и технологии производства.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте состояние аккумулятора вашего электромобиля. Убедитесь, что он не перегревается и не подвергается чрезмерным разрядам. Поддержание оптимального уровня заряда поможет продлить срок службы аккумулятора.

СОВЕТ №3

Используйте зарядные станции, соответствующие рекомендациям производителя вашего автомобиля. Неправильное использование зарядных устройств может привести к повреждению аккумулятора и снижению его эффективности.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на условия хранения автомобиля с литиевым аккумулятором. Если вы планируете не использовать автомобиль длительное время, храните его в прохладном и сухом месте, а также поддерживайте уровень заряда на 50-70% для предотвращения деградации аккумулятора.

Ссылка на основную публикацию
Похожее