Необслуживаемые аккумуляторы становятся популярными среди автовладельцев благодаря надежности и простоте использования. Однако правильная зарядка этих аккумуляторов важна для долговечности и стабильной работы автомобиля. В статье рассмотрим основные аспекты зарядки необслуживаемых аккумуляторов, чтобы избежать проблем и продлить срок их службы.
В чём особенности АКБ
Наверняка вам знаком классический обслуживаемый аккумулятор. В процессе его эксплуатации могут возникнуть следующие ситуации:
- Проверка уровня и состояния электролита, что несет риск травмы из-за искры или жидкости.
- Доливка жидкости, обычно воды или готового электролита, содержащего опасную кислоту, способную вызвать химические ожоги.
Изучив необслуживаемые автомобильные аккумуляторы, их плюсы и минусы, вы сможете сделать правильный выбор.
Выбор этого типа аккумуляторов свидетельствует о вашем внимании к безопасности.
Необслуживаемые аккумуляторы не имеют доступа к внутренним пластинам и банкам. Чаще всего они кальциевые или гибридные.
Рассмотрим преимущества и недостатки необслуживаемых автомобильных аккумуляторов, которые могут стать решающими при покупке.
Необслуживаемые аккумуляторы имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
К достоинствам относятся:
- Долгое сохранение заряда;
- Улучшенная конструкция пластин;
- Отсутствие испарения воды;
- Специальные клапаны для выхода паров;
- Гелеобразный электролит;
- Увеличенный срок службы;
- Совместимость с современными автомобилями.
Срок службы необслуживаемого аккумулятора — ключевой фактор при выборе. У обслуживаемых аккумуляторов интервал между заменами меньше.
К недостаткам можно отнести герметичный корпус, который невозможно открыть. Однако вопрос о необходимости открытия спорный, если есть возможность зарядки.
Главный минус — высокая цена по сравнению с обслуживаемыми аналогами. Тем не менее, такие затраты оправданы. Важно выбрать устройство от проверенного производителя и убедиться в его подлинности.
Сравните преимущества необслуживаемых аккумуляторов с их недостатками и сделайте выводы.
Эксперты подчеркивают, что правильная зарядка необслуживаемых аккумуляторов является ключевым фактором для их долговечности и надежности. Во-первых, важно использовать зарядное устройство, соответствующее типу аккумулятора, чтобы избежать перегрева и повреждений. Специалисты рекомендуют следить за уровнем заряда: не допускать полной разрядки, так как это может привести к необратимым последствиям. Также стоит учитывать, что необслуживаемые аккумуляторы требуют более длительного времени для зарядки, поэтому лучше заряжать их медленно, чтобы обеспечить оптимальные условия для химических процессов внутри. Наконец, эксперты советуют хранить аккумуляторы в прохладном и сухом месте, что также способствует их сохранности и эффективности.
Когда может потребоваться зарядка
Автомобилисты интересуются, можно ли им заряжать свои необслуживаемые аккумуляторы, если производитель заявляет об отсутствии такой необходимости.
В действительности заряжать их можно. А иногда это даже необходимо.
Изготовители утверждают, что их АКБ автономные, самостоятельные. Но это только при идеальных условиях эксплуатации. Если с генератором всё хорошо, регулятор тока отлично справляется со своими обязанностями, потребность в зарядке вряд ли возникнет. Ведь АКБ будет получать необходимый заряд и компенсировать все потери на стартер, работу магнитолы и пр.
На практике неплохие АКБ необслуживаемого типа служат без каких-либо нареканий первые 2-3 года.
Но есть факторы, из-за которых может потребоваться зарядка.
- Городская езда. Множество автомобилистов передвигаются по городу и только. Причём пробеги небольшие, поездки короткие. Генератору попросту не хватает времени, чтобы компенсировать заряд. Для полного заряда требуется проехать порядка 50-100 км. без остановок. В городе обычно проезжают по 30-40 км. в день, но постоянно останавливаясь при этом. Примерно 50% заряда АКБ будет недополучать.
- Реле-регулятор. Это устройство, которое контролирует подачу корректного и стабильного напряжения через генератор к батарее. Если реле или сам генератор работают неправильно, имеются поломки или сбои, тогда АКБ может также недополучать заряд.
- Заморозки. Низкие отрицательные температуры также способствуют снижению заряда в батарее.
Если необслуживаемая АКБ полностью разрядится, восстановить её будет практически невозможно.
Доступ к содержимому корпуса закрыт, поэтому дополнить АКБ токопроводящей жидкостью нет возможности. А если электролит выкипает, что негативно влияет на ёмкость.
Вот и получается, что в плане ухода и контроля состояния подобные аккумуляторы можно считать даже более требовательными, нежели их обслуживаемые аналоги. Допустив глубокий разряд, восстановить АКБ может и не получится. А это означает необходимость покупки нового устройства.
Поскольку автомобилист не в состоянии контролировать абсолютно всё, порой логичнее и правильнее просто поставить АКБ на зарядку.
Тип зарядки | Описание | Преимущества/Недостатки |
---|---|---|
Зарядка постоянным током (CC) | Зарядка с постоянным значением тока до достижения определенного напряжения. | + Простота реализации; – Возможность перегрева аккумулятора при неправильно подобранном токе. |
Зарядка постоянным напряжением (CV) | Зарядка с постоянным значением напряжения, ток уменьшается по мере заряда. | + Более щадящий режим, снижает риск перегрева; – Более медленная зарядка. |
Комбинированная зарядка (CC/CV) | Сочетание зарядки постоянным током и постоянным напряжением. Сначала зарядка постоянным током, затем переключение на постоянное напряжение. | + Оптимальный баланс скорости и бережного отношения к аккумулятору; – Требует более сложной схемы зарядного устройства. |
Импульсная зарядка | Зарядка короткими импульсами тока. | + Быстрая зарядка, снижение риска перегрева; – Требует сложной электроники, может быть неэффективна для некоторых типов аккумуляторов. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о правильной зарядке необслуживаемых аккумуляторов:
-
Технология AGM и GEL: Необслуживаемые аккумуляторы, такие как AGM (Absorbent Glass Mat) и GEL, используют специальные технологии, которые позволяют удерживать электролит в безопасном состоянии. Это делает их менее подверженными утечкам и позволяет заряжать их быстрее, но важно использовать зарядные устройства, совместимые с этими технологиями, чтобы избежать повреждений.
-
Зарядный ток: Для необслуживаемых аккумуляторов рекомендуется использовать зарядный ток, который составляет 10-20% от емкости аккумулятора (в ампер-часах). Например, для аккумулятора емкостью 100 Ач оптимальный зарядный ток будет составлять от 10 до 20 А. Это помогает избежать перегрева и продлевает срок службы аккумулятора.
-
Поддерживающая зарядка: Необслуживаемые аккумуляторы могут терять заряд даже в неиспользуемом состоянии. Использование поддерживающей зарядки (т.н. “умных” зарядных устройств) позволяет поддерживать оптимальный уровень заряда, предотвращая глубокую разрядку и продлевая срок службы аккумулятора. Такие устройства автоматически регулируют напряжение и ток в зависимости от состояния аккумулятора.
Как проводится зарядка
Теперь рассмотрим, как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор.
Существует два метода зарядки:
- Метод постоянного тока. Начальный ток фиксирован, но напряжение регулируется. Например, ток 2 А, напряжение 14,8 В в начале и 14,3 В в конце зарядки.
- Метод постоянного напряжения. Напряжение фиксировано, а ток корректируется. Например, напряжение 14,4 В, ток 10 А, который в конце снижается до 0,2 А.
Важно не устанавливать зарядное напряжение выше 15 В, чтобы избежать повреждения герметичного корпуса.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора в домашних условиях с современными зарядными устройствами не вызывает сложностей.
Вот инструкция по зарядке:
- Установите аккумулятор на ровную поверхность или оставьте в подкапотном пространстве, соблюдая правила безопасности.
- Подключите крокодилы от зарядного устройства, следя за полярностью.
- Измерьте напряжение на аккумуляторе. Если оно ниже 11 В, зарядка бессмысленна, так как это указывает на глубокий разряд.
- Рассчитайте время зарядки, основываясь на подаваемом напряжении.
- Подайте напряжение 12,6 В. В первые 30 минут следите за состоянием аккумулятора. Если электролит не кипит, увеличьте напряжение до 14,4 В.
- Следите за амперметром. Когда ток упадет до 0,5-1 А, отключите зарядное устройство.
Следуя этой инструкции, вы сможете зарядить необслуживаемый аккумулятор с помощью недорогого зарядного устройства. Современные устройства упрощают процесс: достаточно подключить клеммы, включить в сеть и запустить зарядку. Автоматика отключит заряд, когда аккумулятор достигнет нужных параметров.
Если зарядка проводится без снятия аккумулятора с автомобиля, убедитесь, что все потребители энергии отключены.
Лучше использовать автоматическое зарядное устройство, чтобы зарядка стала легким процессом. В первые часы работы аккумуляторы обеспечивают максимальный ток, затем он снижается в 2-3 раза, а после пяти часов зарядки становится минимальным.
Автоматические зарядные устройства позволяют правильно зарядить аккумулятор и избежать вскипания электролита. Поэтому, если есть возможность, выбирайте такие зарядные станции.
Проверка уровня электролита
Многих интересует, как же обслуживать свой необслуживаемый аккумулятор, если крышек там нет, доступ к банкам отсутствует.
Фактически в обслуживании подобные АКБ могут и не нуждаться, если придерживаться всех правил, а также своевременно заряжать батарею.
Но иногда возникает необходимость долить воду или электролит, чтобы необслуживаемый автомобильный аккумулятор продолжил исправно работать.
Прежде чем заливать дистиллированный состав, важно понять, как вообще тут можно проверять уровень жидкости.
Производители это предусмотрели. И предлагают 2 способа.
- Отметки Max и Min. Находятся на корпусе и указывают на уровень заряда. Наносятся на специальном окошке. Если меток нет, то можно встретить АКБ с прозрачной частью корпуса.
- Индикаторы. У некоторых производителей имеются индикаторы, позволяющие узнать примерный уровень. Выполнены они в виде нескольких цветов. Чаще всего зелёный означает полный заряд, белый – средний, а красный или чёрный – критический.
Достоверными такими методы проверки назвать нельзя.
Не совсем понятно, как быть, если долить дистиллят нужно, а отверстий для этого не предусмотрено. Есть опять же 2 варианта. Пойти на хитрость или просто купить новую АКБ.
Долить жидкость в необслуживаемую АКБ можно таким образом:
- с помощью прозрачных участков найти банки и перегородки;
- определить места для заливки жидкости или проверки плотности;
- шилом сделать аккуратное отверстие;
- через него, где имеется индикатор плотности, по 5 мл заливается дистиллят;
- удобнее всего это сделать шприцам;
- когда индикатор станет белым или зелёным, добавьте ещё 20 мл.
Если прозрачных участков нет, придётся действовать вслепую. Для этого вставляется в корпус шприц до определённой глубины, вытягивая шток на себя. Когда жидкость начнёт заполнять шприц, делается отметка. Уже потом по этой метке доливается состав.
Время заряда
Если у вас нет автоматического зарядного устройства, вам нужно самостоятельно рассчитать время зарядки аккумулятора, зная уровень разряда и емкость батареи.
- Полностью заряженный аккумулятор имеет напряжение 12,6-12,7 В, у разряженных — 11,6-11,7 В. При среднем уровне заряда напряжение составляет 12,1-12,2 В.
- Разница между полным зарядом и полным разрядом — около 1 В, что соответствует 10% от этого значения, то есть 0,1 В.
- При емкости аккумулятора 60 Ач уровень разряда при напряжении 12,1-12,2 В будет 50%, что означает разряд в 30 А.
- Необслуживаемые аккумуляторы заряжаются током, равным 10% от емкости. Для 60 Ач это 6 А.
- Чтобы восполнить 30 А, потребуется минимум 5 часов.
В среднем, аккумулятор емкостью 60 Ач заряжается за 10 часов при токе 6 А. Каждый час восстанавливается 6 А. Если потеря составила 30 А, для полного восстановления потребуется 5 часов.
Провести такие расчеты несложно, и с этой задачей справится каждый.
Что будет в случае перезаряда
Допускать перезаряд необслуживаемых АКБ нельзя.
В противном случае это может привести к таким последствиям:
- электролит закипит, в результате чего внутренние элементы начнёт разъедать;
- кислота будет распространяться по клеммам, окислять и создавать налёт;
- если жидкость окажется вне батареи, оголятся пластины, а затем произойдёт их осыпание;
- вероятность разрыва корпуса АКБ не исключена;
- потребуется замена батареи.
Последствия вполне очевидные и предсказуемые. Поэтому тут важно соблюдать осторожность, придерживаться правил заряда и эксплуатации.
Рекомендации по выбору зарядного устройства
Выбор зарядного устройства для необслуживаемых аккумуляторов — это важный шаг, который напрямую влияет на срок службы и эффективность работы аккумулятора. Необслуживаемые аккумуляторы, такие как AGM (Absorbent Glass Mat) и гелевые аккумуляторы, требуют особого подхода при зарядке. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам сделать правильный выбор.
1. Совместимость с типом аккумулятора: Перед покупкой зарядного устройства убедитесь, что оно совместимо с вашим типом необслуживаемого аккумулятора. AGM и гелевые аккумуляторы имеют разные характеристики и требуют различных режимов зарядки. Например, зарядные устройства, предназначенные для свинцово-кислотных аккумуляторов, могут не подойти для гелевых, так как они могут перегревать и повреждать элементы.
2. Автоматический режим зарядки: Рекомендуется выбирать зарядные устройства с автоматическим режимом зарядки. Такие устройства могут автоматически определять уровень заряда аккумулятора и регулировать ток и напряжение в зависимости от состояния батареи. Это позволяет избежать перезарядки и продлить срок службы аккумулятора.
3. Многоступенчатая зарядка: Ищите зарядные устройства, которые предлагают многоступенчатую зарядку. Эти устройства проходят через несколько этапов: начальная зарядка, поддерживающая зарядка и десульфатация. Многоступенчатая зарядка помогает более эффективно заряжать аккумулятор и восстанавливать его емкость.
4. Защита от короткого замыкания и перегрева: Обратите внимание на наличие защитных функций, таких как защита от короткого замыкания, перегрева и переполюсовки. Эти функции обеспечивают безопасность как для зарядного устройства, так и для аккумулятора, предотвращая возможные повреждения.
5. Выбор мощности: Мощность зарядного устройства должна соответствовать емкости вашего аккумулятора. Обычно рекомендуется, чтобы ток зарядки составлял 10-20% от емкости аккумулятора. Например, для аккумулятора емкостью 100 Ач ток зарядки должен составлять от 10 до 20 А. Это обеспечит оптимальную скорость зарядки без риска повреждения.
6. Наличие индикаторов: Зарядные устройства с индикаторами состояния заряда помогут вам контролировать процесс зарядки. Это может быть как светодиодная индикация, так и цифровой дисплей, показывающий уровень заряда и состояние аккумулятора.
7. Рекомендации производителей: Всегда следуйте рекомендациям производителя вашего аккумулятора. В инструкции могут быть указаны конкретные требования к зарядному устройству, которые помогут избежать проблем и продлить срок службы аккумулятора.
Правильный выбор зарядного устройства для необслуживаемых аккумуляторов — это залог их долговечности и надежности. Уделите внимание всем перечисленным аспектам, чтобы обеспечить вашему аккумулятору качественную и безопасную зарядку.
Вопрос-ответ
Как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор?
Заряжать необслуживаемый аккумулятор можно стандартным зарядным устройством с подходящим напряжением и током заряда. Как правило, необслуживаемые аккумуляторы произведены по технологии AGM или GEL, и для их правильной зарядки достаточно выбрать соответствующий тип аккумулятора на вашем зарядном устройстве.
Как активировать необслуживаемую батарею?
Вставьте контейнер с электролитом в заливные горловины аккумулятора, запечатанной верхней частью ячеек вниз, и нажмите на него, чтобы открыть замки. Убедитесь, что контейнер с электролитом находится в вертикальном положении во время этой процедуры. Убедитесь, что контейнер с электролитом полностью опустошён.
Как понять, что необслуживаемый аккумулятор зарядился?
Признаки полностью заряженного аккумулятора. Самый точный способ проверки – использование вольтметра. Полностью заряженный автомобильный аккумулятор должен показывать напряжение 12,6–12,8 В в состоянии покоя (когда двигатель выключен). Если напряжение ниже 12,4 В, аккумулятор заряжен не полностью.
Нужно ли заряжать новый необслуживаемый аккумулятор для машины?
Один из вопросов, который часто возникает у автовладельцев: нужно ли заряжать новый аккумулятор после покупки? Короткий ответ: если у аккумулятора заряд хороший, то нет необходимости его заряжать, а если подсевший — зарядить.
Советы
СОВЕТ №1
Перед зарядкой необслуживаемого аккумулятора всегда проверяйте его состояние. Убедитесь, что на корпусе нет трещин или повреждений, а клеммы чистые и не окислены. Это поможет избежать короткого замыкания и продлит срок службы аккумулятора.
СОВЕТ №2
Используйте зарядное устройство, специально предназначенное для необслуживаемых аккумуляторов. Такие устройства обеспечивают оптимальный режим зарядки и предотвращают перезарядку, что может привести к повреждению аккумулятора.
СОВЕТ №3
Не забывайте о температурном режиме. Заряжайте аккумулятор при температуре от 0 до 40 градусов Цельсия. Слишком низкие или высокие температуры могут негативно сказаться на его производительности и сроке службы.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте уровень заряда аккумулятора. Если он долгое время не используется, рекомендуется периодически подзаряжать его, чтобы избежать глубокого разряда, который может привести к необратимым повреждениям.