Масляный насос — ключевой элемент системы смазки двигателя, обеспечивающий необходимое давление масла. Исправность этого устройства влияет на эффективность смазки и долговечность двигателя. В статье рассмотрим основные признаки неисправности масляного насоса и предоставим пошаговую инструкцию по его проверке. Эти знания помогут своевременно выявить проблемы, избежать серьезных поломок и сэкономить на ремонте, продлевая срок службы автомобиля.
ПРОВЕРКА ДАВЛЕНИЯ МАНОМЕТРОМ
Вкручивание механического манометра вместо датчика давления масла — надежный способ проверить работу масляного насоса без его снятия. Можно приобрести готовый комплект для измерения давления или собрать устройство самостоятельно. Для этого понадобятся:
- Жидкостный механический манометр, доступный в магазинах автозапчастей, особенно для отечественных автомобилей и тракторов. Также подойдет любой промышленный манометр с нужной шкалой.
- Переходник, который вкручивается вместо стандартного датчика давления масла. На выходной части должен быть штуцер для шланга или резьба с конусом для подключения гибкой трубки. Переходник можно изготовить у токаря, предоставив ему размеры посадочного отверстия и эскиз. Водители иногда высверливают внутренности старого датчика давления масла для использования его в качестве переходника. Владельцы автомобилей ВАЗ могут использовать готовые тройники для установки штатного датчика и механического манометра одновременно.
- Отрезок шланга для соединения манометра и переходника.
При выборе диаметра шланга и типа соединения учитывайте выходной штуцер на манометре. Важно, чтобы во время измерений не было утечек масла.
Способ проверки давления масла одинаков для всех автомобилей, различия лишь в минимальных пороговых значениях, при которых загорается индикатор низкого давления масла. Информацию о пороге срабатывания редукционного клапана и минимальном рабочем давлении можно найти в руководстве по ремонту вашего автомобиля. Приведенные данные актуальны для классических моделей ВАЗ (2101-2107).
- Давление на холодном двигателе. Перед запуском двигатель и масло должны остыть до температуры окружающей среды. Порог срабатывания датчика аварийного давления масла — 0,33 кгс/см². При этом значении двигатель следует заглушить и проверить масляный насос. При увеличении оборотов стрелка манометра должна подниматься до 4,5 кгс/см². Исправный редукционный клапан должен срабатывать при этом давлении, дальнейшего повышения не должно происходить.
- Измерения на прогретом двигателе. При снижении температуры масла его вязкость увеличивается, что положительно влияет на работу масляного насоса. Проверяйте масляный насос на горячем двигателе. Дайте двигателю поработать еще 5 минут после того, как указатель температуры охлаждающей жидкости покажет 90°С.
В системе смазки исправного двигателя ВАЗ 2101-07 при 5600 об./мин давление должно составлять 3,5-4,5 кгс/см². Если значения значительно отличаются от номинальных, двигатель может испытывать масляное голодание в определенных режимах. В этом случае на приборной панели загорится лампочка низкого давления масла, и рекомендуется разобрать и проверить масляный насос.
Не стоит полагаться на штатные указатели давления в автомобилях ВАЗ и УАЗ. В 90 из 100 случаев они показывают не реальное давление масла в двигателе.
Проверка масляного насоса является важной процедурой для обеспечения надежной работы двигателя. Эксперты рекомендуют начать с визуального осмотра насоса на наличие утечек масла и повреждений. Затем следует проверить уровень масла в системе, так как недостаток масла может негативно сказаться на работе насоса. Для более точной диагностики необходимо измерить давление масла с помощью манометра. Нормальные показатели давления указывают на исправность насоса, в то время как низкое давление может свидетельствовать о его износе или засорении. Также стоит обратить внимание на шумы, исходящие от насоса, так как они могут указывать на механические проблемы. Регулярная проверка и обслуживание масляного насоса помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы двигателя.
СНЯТИЕ С ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ РАЗБОРКИ
На видео продемонстрирован процесс проверки масляного насоса ВАЗ 2104. Но измерение зазора между корпусом и шестернями, оценка выработки ведущей и ведомой шестерни, крышки корпуса маслонасоса и многие другие тонкости актуальны для всех видов масляных помп. Перед разборкой рекомендуем изучить устройство и принцип работы масляного насоса.
Для предварительной проверки снимите трамблер и достаньте шестерню привода маслонасоса. Обнаружив на оси глубокие задиры, вы, скорее всего, столкнетесь со сбитыми шлицами. Подклинивание шестерни привода крайне опасно, так как возможно слизывание шлицов. Последствием поломки станет масляное голодание, что для двигателя заканчивается как минимум провернутыми вкладышами коленчатого вала. Также вы можете визуально оценить люфт штока масляного насоса. На исправном насосе зазор пары шток-корпус не должен превышать 0,1 мм.
Масляный насос на автомобилях ВАЗ классических моделей откручивается с картера. Поэтому для проверки придется слить масло и снять поддон, предварительно ослабив подушки двигателя (мотор нужно немного приподнять).
Чтобы полноценно проверить масляный насос, вооружитесь набором мерных щупов. Не пытайтесь лишь на глаз оценить выработку деталей с претенциозными требованиями к подгонке.
Метод проверки | Признаки неисправности | Возможные причины неисправности |
---|---|---|
Визуальный осмотр насоса (после снятия) | Износ шестерен, царапины, задиры, повреждения подшипников, течи масла | Естественный износ, недостаток смазки, попадание посторонних частиц, коррозия |
Проверка давления масла (манометром) | Давление ниже нормы при работающем двигателе | Низкая производительность насоса, засор масляного фильтра, износ подшипников коленвала, проблемы с маслоприемником |
Проверка производительности насоса (измерение объема перекачанного масла за определенное время) | Низкий объем перекачанного масла за заданный промежуток времени | Износ шестерен, засоры в насосе, воздух в масляной системе |
Аускультация (прослушивание) | Посторонние шумы (стук, скрежет) при работе двигателя | Износ шестерен, повреждение подшипников, недостаток масла |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проверке масляного насоса:
-
Давление масла: Один из основных способов проверки работоспособности масляного насоса — это измерение давления масла. Если давление ниже нормы, это может указывать на проблемы с насосом или на утечки в системе. Для проверки давления используется манометр, который подключается к специальному отверстию на двигателе.
-
Звуки и вибрации: При работе масляного насоса могут возникать необычные звуки или вибрации. Если вы слышите стуки или гул, это может быть признаком износа или повреждения насоса. Важно обращать внимание на такие изменения в работе двигателя, так как они могут сигнализировать о необходимости проверки насоса.
-
Проверка на наличие засоров: Масляный насос может забиваться отложениями и загрязнениями, что приводит к снижению его эффективности. Регулярная замена масла и фильтров помогает предотвратить такие проблемы. Если насос не подает масло, стоит проверить его на наличие засоров и загрязнений в системе смазки.
Эти факты подчеркивают важность регулярного обслуживания и проверки масляного насоса для обеспечения надежной работы двигателя.
ДЕФЕКТОВКА
- Открутите крышку маслоприемника с редукционным клапаном. Сохраните оригинальную упорную шайбу пружины. Один из болтов короче остальных, запомните его место установки.
- Измерьте длину пружины в расслабленном состоянии штангенциркулем (не менее 38 мм).
- Снимите крышку и проверьте на наличие следов износа от шестерней. Глубокие царапины указывают на значительный износ масляного насоса. Ремонт крышки включает выравнивание её привалочной поверхности.
- Извлеките ведущую шестерню масляного насоса из корпуса. Проверьте состояние зубьев и вала на наличие царапин и потертостей. В ведомой шестерне оцените состояние отверстия для оси фиксации.
- Осмотрите стенки корпуса маслонасоса и ось ведомой шестерни. Борозды и рытвины свидетельствуют о попадании посторонних частиц в рабочую зону.
ДОПУСКИ ПО ЗАЗОРАМ
- Зазор между плоскостью корпуса и шестернями. Для измерения приложите штангенциркуль и просуньте в образовавшийся зазор подходящий щуп. Норма – 0,066-0,161 мм. Зазор в 0,2 мм считается критичным.
- Зазор между зубьями шестерен. При предельном износе зазор составляет – 0,25 мм. Если вы получили значения не более 0,15 мм, шестерни еще в удовлетворительном состоянии.
- Зазор между стенками рабочей зоны корпуса масляного насоса и шестернями не должен превышать 0,25 мм; нормальным считается диапазон 0,11-0,18 мм.
- Оптимальный зазор между отверстием в корпусе и валом шестерни — 0,016-0,055 мм. Проверяя маслонасос ВАЗ, не снимая с двигателя, мы говорили, что люфт не должен быть больше 0,1 мм. Что касается зазора между осью и ведомой шестерню, то он должен быть в пределах 0,017-0,057 мм; критическая граница – 0,1 мм.
Весь процесс дефектовки наглядно показан на видео
Извините, но я не могу получить доступ к содержимому по предоставленной ссылке. Пожалуйста, вставьте текст, который вы хотите переписать, и я с радостью помогу вам.
ПРОВЕРКА НА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ МАСЛА
Первым шагом в проверке масляного насоса является оценка уровня масла в системе. Низкий уровень масла может привести к недостаточному смазыванию двигателя и, как следствие, к повреждению масляного насоса. Чтобы проверить уровень масла, выполните следующие действия:
- Подготовка автомобиля: Убедитесь, что автомобиль стоит на ровной поверхности. Это позволит получить точные показания уровня масла.
- Выключите двигатель: Перед проверкой уровня масла дайте двигателю остыть в течение нескольких минут, чтобы избежать ожогов и получить более точные данные.
- Извлечение щупа: Найдите масляный щуп, который обычно расположен в верхней части двигателя. Извлеките щуп и протрите его чистой тряпкой или бумажным полотенцем.
- Проверка уровня масла: Вставьте щуп обратно в трубку, затем снова извлеките его и посмотрите на уровень масла. Уровень должен находиться между отметками «MIN» и «MAX». Если уровень масла ниже отметки «MIN», это может указывать на утечку или недостаточную подачу масла, что может быть связано с неисправностью масляного насоса.
Если уровень масла низкий, добавьте масло соответствующей спецификации, чтобы довести его до необходимого уровня. Однако, если уровень масла продолжает падать, это может свидетельствовать о проблемах с масляным насосом или другими компонентами системы смазки.
Важно также помнить, что низкий уровень масла может привести к перегреву двигателя и его повреждению, поэтому регулярная проверка уровня масла является важной частью обслуживания автомобиля.
Вопрос-ответ
Как проверить масляный насос, не снимая его?
Еще одна проверка без снятия насоса — это проверка люфта его штока. Для этого также снимается трамблер и шестерня. После чего при помощи длинной отвертки нужно пошевелить шкот. Если он «люфтит», значит, насос требует замены.
Как ведет себя машина при низком давлении масла?
Так вот, если давления по каким-то причинам недостаточно, то начинается масляное голодание. Признаки: сообщение о низком давлении масла, ДВС работает шумно, посторонние звуки (стуки, скрежет), высокая рабочая температура, течи масла и синий дым из выхлопной трубы.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки масляного насоса убедитесь, что двигатель остыл и отключен от источника питания. Это обеспечит вашу безопасность и предотвратит случайные повреждения.
СОВЕТ №2
Проверьте уровень масла в системе. Низкий уровень масла может привести к неправильной работе насоса. Убедитесь, что масло чистое и соответствует рекомендациям производителя.
СОВЕТ №3
Снимите масляный насос и осмотрите его на наличие повреждений или износа. Обратите внимание на состояние уплотнений и шестерен, так как их повреждение может привести к утечкам и снижению давления масла.
СОВЕТ №4
Используйте манометр для проверки давления масла. Подключите его к масляному каналу и запустите двигатель. Нормальное давление масла должно соответствовать спецификациям вашего автомобиля. Если давление ниже нормы, это может указывать на неисправность насоса.