Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Каким должно быть давление в системе охлаждения, как оно создаётся и что делать при отклонениях от нормы

Система охлаждения автомобиля поддерживает оптимальную температуру двигателя, предотвращая перегрев и обеспечивая его эффективную работу. Важным параметром, влияющим на эффективность системы, является давление охлаждающей жидкости. В статье рассмотрим, каким должно быть давление в системе охлаждения, как оно создаётся и что делать при отклонениях от нормы. Понимание этих аспектов поможет автовладельцам своевременно выявлять и устранять проблемы, обеспечивая долговечность и надежность двигателя.

Зачем создаётся внутреннее давление

Понимание давления в системе охлаждения двигателя поможет лучше разобраться в его работе.

Рассмотрим старые автомобили. В них охлаждающая жидкость циркулировала внутри мотора, нагреваясь и унося избыточное тепло, а затем остывала в радиаторе благодаря встречному потоку воздуха и работе вентилятора.

В радиатор обычно заливалась вода, и автомобиль мог двигаться без проблем. Однако водители часто сталкивались с ситуацией, когда из-под капота вырывался густой белый пар. Двигатель перегревался, и вода активно испарялась, что вызывало появление пара.

Чтобы продолжить движение, приходилось охлаждать двигатель, добавлять холодную воду и снова отправляться в путь. Перегрев двигателя был знаком многим владельцам автомобилей.

Теперь важно понять, почему в системе охлаждения современных двигателей необходимо поддерживать давление. Перегрев старых двигателей объясняется просто: вода при нормальном атмосферном давлении начинает кипеть при 100 градусах Цельсия. При высокой нагрузке на двигатель вода не успевает остыть и закипает.

Современные антифризы имеют температуру кипения 105-115 градусов Цельсия.

С увеличением давления повышается и температура кипения жидкости.

При увеличении давления в системе антифриз начинает закипать при более высокой температуре.

Это защищает двигатели от перегрева. Большинство моторов в нормальных условиях нагреваются до 90-95 градусов Цельсия. Если бы использовалась обычная вода без давления, двигатель мог бы закипеть даже при небольшой перегрузке. Однако благодаря антифризу и повышению температуры кипения за счет давления, порог кипения сдвигается до 110-120 градусов Цельсия, что позволяет избежать проблем даже при значительных нагрузках.

Для поддержания необходимого уровня давления в системе используются замкнутые системы охлаждения, где жидкость нагревается во время работы двигателя, образуя пар, который создает нужное давление.

Давление не может расти бесконечно, но и не должно опускаться ниже определенного уровня. Для контроля этих параметров используются клапанные крышки на радиаторе и расширительном бачке.

Эти крышки позволяют сбрасывать или увеличивать давление по мере необходимости. Это компактное, но важное устройство играет ключевую роль в функционировании системы охлаждения и всего двигателя.

Эксперты в области систем охлаждения подчеркивают, что оптимальное давление в системе должно находиться в пределах 1,5-2,5 бар. Это давление создаётся за счёт работы насоса, который циркулирует охлаждающую жидкость, а также благодаря термодинамическим процессам, происходящим в системе. При отклонениях от нормы, например, при пониженном давлении, возможно образование воздушных пробок, что приводит к перегреву и снижению эффективности охлаждения. В случае повышения давления, существует риск повреждения компонентов системы. Специалисты рекомендуют регулярно проверять давление с помощью манометра и при необходимости добавлять охлаждающую жидкость или устранять утечки. Важно также следить за состоянием термостатов и насосов, чтобы обеспечить стабильную работу системы.

Какое давление в системе охлаждения: нормы, причины отклонений и решенияКакое давление в системе охлаждения: нормы, причины отклонений и решения

Нормальные параметры

Сложно однозначно сказать, какое давление должно быть в системе охлаждения каждого автомобиля. Даже на одной и той же модели с разными установленными ДВС параметры могут отличаться.

Если говорить про средние значения, то это диапазон от 1,2 до 2 атмосфер. Хотя крайне редко показатели достигают 2 атмосфер. Но в автомобилестроении есть пример, когда давление 2,2 считается нормой.

При подсчётах давления жидкости обычно используют единицу измерений Бары. Но они аналогичны атмосферам. То есть 1 атм = 1 бар.

Внутреннее давление в автомобильной системе охлаждения зависит от целого ряда факторов. И далеко не последнюю роль играет то, какое охлаждающее средство залито в радиаторе, какую конструкцию имеет мотор автомобиля, его герметичность и прочие нюансы.

Узнать точную информацию касательно нормы давления конкретно в вашем двигателе можно из мануала и рекомендаций по эксплуатации от автопроизводителя.

Параметр Нормальное значение/Процесс создания Отклонение от нормы и действия
Давление в системе охлаждения (холодный двигатель) 0,8 – 1,5 атм (зависит от модели автомобиля и типа системы охлаждения; создается расширительным бачком и давлением пара в системе) <0,8 атм: Возможные причины – утечка ОЖ, неисправный расширительный бачок, неисправный клапан давления. Действия: Проверить систему на герметичность, заменить неисправные детали. >1,5 атм: Возможные причины – неисправный клапан давления, перегрев двигателя. Действия: Проверить клапан давления, устранить причину перегрева.
Давление в системе охлаждения (горячий двигатель) 1,2 – 1,8 атм (зависит от модели автомобиля и типа системы охлаждения; создается расширительным бачком и давлением пара в системе) <1,2 атм: См. выше. >1,8 атм: См. выше.
Температура открытия термостата 80-95°C (зависит от модели автомобиля) Открытие при более низкой температуре: Возможные причины – неисправный термостат. Действия: Заменить термостат. Открытие при более высокой температуре: Возможные причины – неисправный термостат. Действия: Заменить термостат.
Визуальный осмотр расширительного бачка Уровень ОЖ в пределах нормы, отсутствие течи Уровень ОЖ ниже нормы: Возможные причины – утечка ОЖ, неисправность системы охлаждения. Действия: Найти и устранить утечку, долить ОЖ. Уровень ОЖ выше нормы: Возможные причины – перегрев двигателя, неисправность системы охлаждения. Действия: Устранить причину перегрева, проверить систему на герметичность.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о давлении в системе охлаждения:

  1. Оптимальное давление: В большинстве автомобильных систем охлаждения давление должно находиться в пределах 1-1,5 бар (14,5-21,8 psi) при рабочей температуре. Это давление помогает повысить температуру кипения охлаждающей жидкости, что предотвращает её закипание и обеспечивает более эффективное теплообмен.

  2. Создание давления: Давление в системе охлаждения создаётся за счёт работы термостата и расширительного бачка. Когда охлаждающая жидкость нагревается, она расширяется, и избыточное давление сбрасывается через клапан на крышке радиатора. Это предотвращает повреждение системы из-за избыточного давления.

  3. Что делать при отклонениях: Если давление в системе охлаждения слишком низкое, это может привести к перегреву двигателя. В таком случае стоит проверить на наличие утечек и уровень охлаждающей жидкости. Если давление слишком высокое, это может указывать на неисправность термостата или забитый радиатор. Важно не игнорировать эти симптомы, так как они могут привести к серьёзным повреждениям двигателя.

Давление в системе охлаждения двигателя — для чего необходимо и есть ли в нем потребность?Давление в системе охлаждения двигателя — для чего необходимо и есть ли в нем потребность?

Как проверяется давление

Автомобилисты часто интересуются, как проверить давление в системе охлаждения дома. Это не так просто, как кажется.

Обычно для таких проверок используют специализированные стенды в автосервисах, где проводится комплексная диагностика. Приблизительные значения давления можно получить, подключив манометр к герметичной системе, но делать это в гараже без нужного оборудования не рекомендуется.

Самостоятельная проверка включает осмотр клапанной крышки расширительного бачка. Важно убедиться в её целостности, проверить наличие трещин и повреждений, а также состояние уплотнителей.

Существует альтернативный способ проверки. Понадобятся манометр, насос или компрессор. Сначала снимите верхний патрубок с расширительного бачка и подключите к нему шланг от насоса. Затем создайте давление. При достижении максимального значения (обычно около 1,4-1,5 атм) клапан должен сработать.

Роль клапанной крышки

Далеко не все понимают, насколько важную роль играет с виду обычная крышка, которой закрывается расширительный бачок для заливки жидкости охлаждения.

На самом деле это сложное устройство. Современные крышки оснащаются сразу двумя клапанами. Это выпускной (паровой) и впускной. Также их называют перепускным и атмосферным соответственно.

Фактически это специальный клапан, который отвечает за давление внутри рассматриваемой системы. Когда растёт внутренняя температура по мере нагрева двигателя, параллельно повышается и давление. Если в какой-то момент не сбросить лишнее, тогда герметичность будет под угрозой. Элементы может попросту разорвать изнутри. Обычно всё начинается с повреждения самых уязвимых элементов в виде уплотнителей и сальников. Не исключается и разрыв самого расширительного бачка, шлангов и патрубков.

Клапанная крышка непосредственно на расширительном бачке способствует выводу избыточного давления и его нагнетанию по мере необходимости.

Каждый клапан имеет определённый порог срабатывания. Его механизм выполнен так, что при достижении того или иного значения он открывается или закрывается. Тем самым сбрасывается лишнее давление либо всасывается атмосферный воздух.

При длительной стоянке двигатель остывает, жидкость охлаждается, из-за чего внутри образуется разряженная атмосфера. Это говорит о недостаточном давлении внутри. Чтобы его компенсировать, клапанная крышка открывается и происходит всасывание воздуха. Тем самым давление нормализуется.

Зачем давление? Езжу с открученной крышкойЗачем давление? Езжу с открученной крышкой

Из-за чего возникает избыточное давление

Проблема избыточного давления в системах охлаждения двигателей остается актуальной, несмотря на современные технологии. Это может привести к перегреву двигателя.

Часто причиной закипания и других проблем является слишком высокое давление, воздействующее на внутренние стенки системы. Чтобы избежать сбоя в системе охлаждения, необходимо быстро устранить возникшую проблему.

Основной источник избыточного давления обычно находится в паровоздушном клапане на крышке расширительного бачка, предназначенного для заливки охлаждающей жидкости. Иногда причиной может стать сам бачок, который может заклинить или засориться. Однако чаще всего виновник очевиден: потеря работоспособности клапана приводит к высокому давлению внутри двигателя, что может серьезно повредить систему охлаждения.

Наилучшее решение — замена крышки. Альтернативы нет. К счастью, клапанная крышка недорога, и ее замена не обременит бюджет автовладельца.

Некоторые владельцы автомобилей пытаются восстановить клапан, если он заклинил из-за загрязнения, используя жидкости для очистки карбюраторов. Если это не помогает и давление сохраняется, лучше приобрести новую крышку. В противном случае двигатель может перегреться, бачок разорваться, что приведет к серьезному и дорогостоящему ремонту.

Чтобы поддерживать систему охлаждения в оптимальном состоянии, рекомендуется менять клапанную крышку каждые два года.

Избыточное давление более опасно, чем его недостаток, хотя и в последнем случае есть риски.

Причины отсутствия давления

Бывает даже и так, что нет давления в системе охлаждения, из-за чего также могут возникнуть определённые неприятности.

У такой ситуации есть свои вероятные причины. Они заключаются в нарушении герметичности системы. Тут потребуется специальное оборудование, позволяющее найти проблемный участок. Хотя иногда в гаражных условиях применяются обычные народные методы. Путём визуального поиска места пробоя порой удаётся отыскать участок, где произошла разгерметизация.

Сначала проверяется состояние воздушного клапана. Если он зависнет в открытом положении, то давление в системе не будет повышаться. Отсюда и закипание мотора, его перегрев.

Если клапан работает нормально, тогда в системе есть утечка. Её нужно искать и устранять. Порой антифриз выходит через повреждённые патрубки и шланги. Также причиной могут стать изношенный радиатор охлаждения или радиатор печки. Самым неприятным считается момент, когда антифриз уход в двигатель. Виной тому становится пробитая прокладка ГБЦ.

Проверить систему на утечку можно и в гаражных условиях. Для этого нужно снять верхний патрубок от расширительного бачка, и на его место подключить шланг с насосом и манометром. Насос можно заменить на компрессор. Далее начинайте нагнетать давление и следите за тем, откуда будет вытекать антифриз.

Методы регулировки давления в системе охлаждения

Регулировка давления в системе охлаждения является важным аспектом, который влияет на эффективность работы двигателя и его долговечность. Существует несколько методов, которые позволяют поддерживать давление в пределах нормы и предотвращать возможные проблемы.

1. Использование расширительного бачка

Расширительный бачок играет ключевую роль в поддержании давления в системе охлаждения. Он позволяет компенсировать изменения объема охлаждающей жидкости при нагревании и охлаждении. При повышении температуры жидкость расширяется и попадает в бачок, а при охлаждении – возвращается обратно в систему. Важно следить за уровнем жидкости в бачке и при необходимости доливать охлаждающую жидкость, чтобы избежать падения давления.

2. Регулировка термостата

Термостат отвечает за поддержание оптимальной температуры двигателя, открывая и закрывая поток охлаждающей жидкости. Если термостат заедает в закрытом положении, это может привести к перегреву и повышению давления в системе. Регулярная проверка и замена термостата при необходимости помогут избежать подобных проблем и поддерживать стабильное давление.

3. Проверка и замена радиатора

Радиатор является важным элементом системы охлаждения, который отвечает за отвод тепла от охлаждающей жидкости. Если радиатор забит или поврежден, это может привести к перегреву и повышению давления. Регулярная очистка радиатора от загрязнений и проверка на наличие утечек помогут поддерживать его эффективность и, соответственно, нормальное давление в системе.

4. Использование насосов

Циркуляционный насос обеспечивает движение охлаждающей жидкости по системе. Если насос работает неправильно или выходит из строя, это может привести к недостаточной циркуляции и повышению давления. Регулярная проверка состояния насоса и его замена при необходимости помогут избежать проблем с давлением.

5. Устранение утечек

Утечки в системе охлаждения могут привести к снижению давления и перегреву двигателя. Важно регулярно проверять систему на наличие утечек, особенно в местах соединений и шлангов. При обнаружении утечек необходимо немедленно их устранять, чтобы избежать серьезных повреждений двигателя.

6. Использование манометра

Манометр позволяет контролировать давление в системе охлаждения в реальном времени. Установка манометра на систему поможет своевременно выявлять отклонения от нормы и принимать меры для их устранения. Регулярный мониторинг давления поможет избежать перегрева и других проблем, связанных с неправильной работой системы охлаждения.

Поддержание правильного давления в системе охлаждения – это залог надежной работы двигателя и его долговечности. Использование вышеописанных методов позволит эффективно регулировать давление и предотвращать возможные неисправности.

Вопрос-ответ

Как создаётся давление в системе охлаждения?

Стравить давление в системе можно через клапанную крышку на расширительном бачке. Это происходит автоматически. А если клапаны не срабатывают — крышку нужно заменить. Иначе давление начнет выдавливать шланги со штуцеров, весь антифриз вытечет, и если сразу не заметить — мотор придется «капиталить».

Какое нормальное давление в системе охлаждения?

В современном легковом автомобиле давление в системе хладагента составляет порядка 0,9-1,1 бар, повышая температуру кипения примерно на 22 °C, что приводит к рабочей температуре охлаждающей жидкости двигателя около 100 °C.

Какое давление создается в расширительном бачке?

В большинстве случаев это значение не превышает показатель рабочего значения, меньше на 0,2-0,3 атм. Чтобы узнать, какое давление в расширительном баке газового котла, используют манометр, предварительно подключенный к ниппелю, расположенному под крышкой.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте давление в системе охлаждения вашего автомобиля. Оптимальное давление обычно составляет от 1 до 1.5 бар (14.5 – 21.8 psi) при горячем двигателе. Используйте манометр для точных измерений и следите за показателями в руководстве пользователя вашего автомобиля.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на утечки в системе охлаждения. Если давление падает ниже нормы, это может указывать на утечку жидкости. Проверьте шланги, радиатор и соединения на наличие признаков коррозии или повреждений, и при необходимости замените неисправные компоненты.

СОВЕТ №3

Следите за состоянием термостата и водяного насоса. Неправильная работа этих компонентов может привести к повышению или понижению давления в системе охлаждения. Регулярная диагностика и замена изношенных деталей помогут поддерживать оптимальное давление и предотвратить перегрев двигателя.

СОВЕТ №4

При обнаружении отклонений от нормы, не откладывайте диагностику. Если давление слишком высокое, это может привести к повреждению системы охлаждения. В таких случаях лучше обратиться к специалисту для проверки и устранения проблемы, чтобы избежать серьезных поломок.

Ссылка на основную публикацию
Похожее