Современные автомобили всё чаще оснащаются системой бесключевого доступа, упрощая открытие дверей и запуск двигателя. Эта технология избавляет водителей от необходимости искать ключи в карманах или сумках, обеспечивая удобство в эксплуатации автомобиля. В статье мы рассмотрим устройство и функционирование системы бесключевого доступа, а также её преимущества и недостатки, что поможет автолюбителям лучше понять, как работает эта функция и на что обратить внимание при её использовании.
Как появилась система
Уже из названия ясно, что подразумевает бесключевой доступ и какие выгоды он предоставляет владельцам автомобилей. Однако это не означает, что любой может легко попасть в салон машины и завести двигатель.
Идея системы, исключающей необходимость ключа для открытия автомобиля, появилась более полувека назад. Некоторые умельцы разрабатывали кнопочные устройства, напоминавшие современные системы Старт-Стоп для бесключевого запуска. Тем не менее, это не устраняло потребность в обычном ключе.
Советские автовладельцы всегда имели как минимум два ключа: один для открытия дверей и багажника, другой — для запуска двигателя.
Инженеры стремились создать систему, облегчающую жизнь автомобилистам и защищающую транспортное средство от несанкционированного доступа.
Первый проект подобной системы был представлен на концептуальных автомобилях, но не имел полноценной работоспособности. Вскоре автопроизводители начали разрабатывать свои версии бесключевого доступа, включая интеллектуальные системы с сканерами для считывания отпечатков пальцев и сетчатки глаза. Однако такие решения оказались слишком дорогими и сложными.
Лишь с появлением надежных систем, способных идентифицировать радиосигнал от плавающего ключа по защищенному каналу, удалось полностью реализовать концепцию бесключевого доступа.
Первым автомобилем с такой системой стал W220 от Mercedes, выпущенный в середине 90-х годов. Немецким инженерам удалось создать надежную и безопасную систему, которая редко выходила из строя и могла функционировать на протяжении всего срока службы автомобиля.
Хотя производители используют разные названия для системы бесключевого доступа, наиболее распространенным остается термин Smart Key.
Автомобильная система бесключевого доступа представляет собой сложный комплекс технологий, обеспечивающий удобство и безопасность. Эксперты отмечают, что основным элементом данной системы является радиочастотная идентификация (RFID), которая позволяет автомобилю распознавать ключ, находящийся в кармане или сумке владельца. При приближении к автомобилю происходит обмен сигналами, и, если идентификация успешна, система автоматически разблокирует двери.
Кроме того, в современных автомобилях используются дополнительные меры безопасности, такие как кодирование сигналов и защита от перехвата. Это значительно снижает риск угона. Однако специалисты предупреждают, что, несмотря на высокую степень защиты, владельцам стоит быть внимательными к потенциальным уязвимостям, связанным с использованием мобильных устройств и технологий. В целом, системы бесключевого доступа продолжают развиваться, предлагая пользователям все более удобные и безопасные решения.
Из чего состоит
В настоящее время есть возможность не просто купить автомобиль с предусмотренным с завода бесключевым доступом, но и установить дополнительное оборудование на машину, где такая система не предусмотрена. Тот, кто уже установил себе СБД, отмечают высокий уровень комфорта её эксплуатации, а также солидный уровень надёжности.
Перед тем как поставить и настроить себе бесключевой доступ, не лишним будет разобраться в комплектации такого оборудования.
Как вы уже понимаете, наличие системы Смарт Кей позволяет без ключа в привычном понимании этого слова открыть машину и запустить двигатель. Такое оборудование довольно сложное и многокомпонентное. Но основными составляющими считаются:
- Транспондер — это устройство, которое объединяет в себе антенну и микросхемы. Располагается внутри защитного корпуса.
- Антенна. Она необходима, чтобы обеспечивать каналы связи между автомобилем и транспондером.
- Датчики прикосновения. Это нечто вроде заменителя привычного ключа. В большинстве случаев устанавливаются на дверные ручки.
- Кнопка пуска мотора. Вместо замка зажигания здесь идёт просто кнопка, нажатие на которую запускает двигатель.
- Блок управления. Компактная коробочка с микрокомпьютером, где заданы все программы, настройки и пр.
Главным элементом СБД считается именно транспондер. С его помощью выполняется идентификация автовладельца. Девайс монтируется на место, предусмотренное под обычный ключ, либо выполняется отдельно в виде карты из пластика. Объединив в одну линию защиты транспондер и традиционное отпирающее оборудование, получается надёжный и эффективный узел.
Антенна позволяет обеспечивать связь машины и электронного ключа. Сигнал действия во многом зависит от конкретного автомобиля. Стандартно сигнал может работать в радиусе 1-2 метров.
Датчики монтируются на внешнюю сторону дверных ручек. В основе их срабатывания лежит эффект изменения объёма.
В автомобилях, где используется Smart Key, в единую систему объединяют двигатель, блок управления и центральный замок.
Компонент системы | Функция | Возможные проблемы и их решения |
---|---|---|
Ключ (брелок) | Содержит передатчик радиосигнала с уникальным кодом, батарею. | Разряженная батарея (замена батарейки); поломка передатчика (замена ключа). |
Приемник в автомобиле | Принимает радиосигнал от ключа, распознает код. | Повреждение антенны приемника (ремонт или замена); программный сбой (перепрошивка блока управления). |
Блок управления центральным замком (BCM) | Обрабатывает сигнал от приемника, управляет замками дверей, иммобилайзером. | Программный сбой (перепрошивка BCM); неисправность исполнительных механизмов замков (ремонт или замена). |
Иммобилайзер | Предотвращает запуск двигателя без авторизованного ключа. | Неисправность иммобилайзера (диагностика и ремонт); несоответствие ключа автомобилю (проверка ключа и системы). |
Антенна | Обеспечивает прием и передачу радиосигнала. | Повреждение антенны (ремонт или замена); ослабление сигнала (проверка расположения антенны). |
Датчики положения ключа | Определяют наличие ключа в салоне автомобиля для запуска двигателя. | Загрязнение или повреждение датчиков (чистка или замена). |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о системе бесключевого доступа в автомобилях:
-
Работа на основе радиосигналов: Система бесключевого доступа использует радиочастотные сигналы для взаимодействия между ключом и автомобилем. Когда владелец приближается к автомобилю с ключом, система распознает сигнал и автоматически разблокирует двери. Это происходит благодаря технологии, называемой “беспроводная идентификация” (RFID), которая позволяет автомобилю “узнать” своего владельца.
-
Защита от угона: Современные системы бесключевого доступа имеют встроенные меры безопасности, такие как изменение кодов доступа при каждом использовании. Это затрудняет злоумышленникам возможность перехвата сигнала и использования его для угона автомобиля. Тем не менее, некоторые системы все еще подвержены атакам, таким как “relay attack”, когда злоумышленники используют специальные устройства для перехвата и передачи сигнала от ключа к автомобилю.
-
Удобство и функциональность: Системы бесключевого доступа не только позволяют открывать двери без использования ключа, но и могут включать дополнительные функции, такие как автоматический запуск двигателя, управление багажником и даже настройка индивидуальных предпочтений водителя (например, положение сиденья и настройки зеркал) при приближении владельца. Это делает использование автомобиля более комфортным и персонализированным.
Принцип работы
Теперь рассмотрим, как функционирует система бесключевого доступа в автомобили и на каких принципах она основана. Это поможет понять эффективность и безопасность механизма. У бесключевого доступа есть свои плюсы и минусы, которые мы обсудим позже.
Автовладельцы, использующие бесключевой доступ, должны ознакомиться с особенностями его работы перед покупкой автомобиля с такой системой или установкой её на своё транспортное средство, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами технологии.
Принцип работы бесключевого доступа прост, но его техническая реализация сложна. Несмотря на название, ключ всё же используется, но в другой форме.
В ключе есть электронный блок, который обеспечивает возможность бесключевого открытия автомобиля. Производитель описывает, как открыть машину, хотя принцип работы у разных компаний схож.
Когда владелец приближается к автомобилю на расстояние радиуса действия сигнала, электроника считывает код умного ключа, снимая блокировку. Замки автомобиля открываются. После того как водитель садится в салон, достаточно нажать кнопку Start для запуска двигателя.
При нажатии кнопки запуска сигнал поступает на блок управления и передаётся на умный ключ. Он подтверждает своё нахождение внутри автомобиля, после чего информация передаётся на центральный замок и сигнализацию. Противоугонные системы отключаются, и водитель может завести двигатель.
Когда владелец покидает автомобиль и между машиной и ключом устанавливается определённое расстояние, электроника теряет связь с электронным блоком, что приводит к автоматической блокировке дверей и размыканию электроцепей.
Автомобиль улавливает сигнал от ключа владельца и открывается только при его считывании. Если сигнал пропадает, система блокирует доступ к транспортному средству.
Таким образом, система работает по простому принципу, но разработчикам потребовалось много лет для создания современного варианта Smart Key.
Задержка с внедрением бесключевого доступа была связана с тем, что разработчики не могли обеспечить безопасный доступ. Система должна была распознавать только ключ конкретного владельца, а не любой другой, проходящий мимо. В противном случае, машину можно было бы легко открыть с помощью другого подобного ключа.
Первые испытания выявили серьёзные уязвимости в оборудовании для бесключевого доступа. Перехватить сигнал и воспроизвести его на автомобиле с другого ключа было несложно, достаточно было иметь портативный приёмник и радиопередатчик.
Одним из решений стала криптозащита. Однако в этом случае код оставался бы единым, что не обеспечивало надёжную защиту от угона.
С появлением цифровых технологий удалось решить проблемы первых прототипов бесключевого доступа. Создано сложное кодирование, которое наладило эффективное взаимодействие между автомобилем и электронным Смарт ключом с использованием плавающего кода.
Суть нововведения в том, что при приёме сигнала генерируется случайный код из множества вариантов. Злоумышленники могут его перехватить, но использовать для открытия автомобиля не получится, так как на следующем этапе создаётся совершенно другая кодовая комбинация. Коды генерируются мгновенно, и взломать их простым подбором невозможно.
Разновидности систем
Вообще разница между бесключевыми системами в большей степени заключается в форме, а не в самом содержании. Все системы интеллектуального бесключевого доступа имеют в своей основе аналогичный принцип. А вот реализовать и исполнить сами смарт-ключи можно по-разному.
Изначально разработчики не были уверены, что электроника полностью обеспечит отключение двигателя, после того, как водитель использует бесключевой доступ. Также существовали некоторые сомнения касательно безотказности оборудования. Чтобы водитель точно выключил мотор или имел возможность отключить охранные системы, производители изначально комплектовали дополнительными складными ключами. Они использовались для перестраховки. Это было характерно для машин, которые выпускались примерно до начала 2000-х годов. Потом от ключей отказались.
Что же касается реализации современных смарт ключей, то в основном это специальные карты или брелок.
В случае с брелком имеется обычно дополнительная возможность дистанционного запускать двигатель. При посадке в машину ключ вставляется в специальный паз, и тем самым запускается мотор, отключаются системы блокировки.
Реализация смарт карты выглядит немного иначе. Её не нужно никуда класть, вставлять или проводить по специальным датчикам. Эту карту нужно держать при себе. Место водитель выбирает на своё усмотрение. Преимущественно это карманы или кошельки. Система работает предельно просто. Достаточно того, что водитель подошёл к автомобилю. При этом происходит автоматическая разблокировка дверей. После посадки вы нажимаете на кнопку пуска двигателя, и он запускается.
Но существуют и оригинальные, необычные варианты реализации бесключевого доступа. Ярким примером считается британская компания Jaguar, которая внедрила в свой новый автомобиль F-Pace довольно интересное решение. Идентификатором выступает браслет, который надевается на руку. Он не нуждается в сменных батарейках, а также полностью защищён от воздействия влаги.
По степени защиты наручные браслеты опережают своих конкурентов в виде брелков и карточек. Его можно надёжно закрепить на руке и его сложно потерять. Есть большая вероятность того, что постепенно и другие компании начнут повторять аналогичные браслеты.
Преимущества и недостатки
Большинство вопросов о машинах с бесключевым доступом касается их защиты от кражи. Многие считают, что такие автомобили угоняют часто из-за недостаточной надежности кодирования.
Преимущества систем бесключевого доступа:
- Удобство использования. Браслеты, брелки и карты упрощают открытие дверей и запуск двигателя по сравнению с традиционными ключами.
- Повышенный уровень безопасности. Это преимущество относительное. Наилучший результат достигается при сочетании бесключевой системы с другими противоугонными мерами. Если система дополнена встроенным иммобилайзером, этого достаточно для базовой защиты.
- Устойчивость к экстремальным температурам. Испытания показывают, что электроника работает без сбоев даже в сильную жару и мороз.
Важно рассмотреть как плюсы, так и минусы, чтобы получить полное представление о бесключевом доступе. Преимущества уже перечислены, теперь обратим внимание на недостатки.
- В случае потери смарт-карты, браслета или брелка попасть в машину становится сложно.
- Разблокировать автомобиль и получить новый ключ можно только через авторизованные дилерские центры.
- Если автомобиль не на гарантии, такая услуга может быть дорогой.
- Мастера в гаражах обычно не берутся за подобные работы.
Если вы потеряли ключ, независимо от его типа, немедленно обратитесь в сервисный центр для переписывания кодов. Это поможет защитить ваше транспортное средство.
Перспективы развития
Отталкиваясь сугубо от нынешнего технического прогресса, многим справедливо кажется, что дальше развивать систему бесключевого доступа некуда. Она якобы достигла своего потолка, и остаётся лишь более качественно реализовывать то, что уже разработано.
Но даже сейчас бесключевой доступ значительно расширяют в плане его функциональных возможностей и дополнительных опций. Уже есть ряд примеров, где СБД выходит за рамки обычного открывания и закрывания дверей автомобиля, а также запуска и отключения мотора. На некоторых транспортных средствах с помощью смарт ключа или брелка можно включить любые композиции на аудиосистеме, восстановить настройки положения кресла, запустить климат-контроль и пр. И всё это происходит при посадке в машину. Водителю не приходится перенастраивать сиденье или самостоятельно включать любимый трек на аудиосистеме. Интеллектуальный ключ может сделать это сам.
Причём это далеко не предел, как утверждают разработчики. Существуют некоторые преграды, не позволяющие пока реализовать те или иные функции. Но ведь когда-то мы и представить не могли, что для открытия двери в машину достаточно будет просто к ней подойти.
Из наиболее актуальных направлений развития систем бесключевого доступа и приоритетных для разработчиков называют интеграцию интеллектуального доступа со смартфоном автовладельца. Но тут также есть препятствие в виде угрозы постороннего доступа и вмешательства.
Ещё ведётся активная работа над системами, доступ к машине в которых будет предусматривать использование отпечатков пальцев. Здесь всё сложнее, поскольку существует проблема загрязнения корпуса, грязных рук, низких и высоких температур, осадков и пр. Не исключено, что разработчики поменяют вектор, и перейдут на использование голосовой или визуальной связи автомобиля с владельцем.
Система, обеспечивающая бесключевой доступ, имеет объективные преимущества. Но и забывать об имеющихся недостатках также нельзя. Многие автолюбители просто не готовы к таким нововведениям, предпочитая старые проверенные ключи. А вот современные автомобилисты напротив активно поддерживают идею доступа без ключа, а также возможность управления машиной с помощью смартфона. Будущее уже здесь.
Безопасность и уязвимости
Система бесключевого доступа (Keyless Entry System) в современных автомобилях предоставляет водителям удобство и комфорт, позволяя открывать двери и запускать двигатель без необходимости использования традиционного ключа. Однако, как и любая другая технология, она не лишена уязвимостей, которые могут быть использованы злоумышленниками.
Основной принцип работы системы бесключевого доступа заключается в использовании радиочастотной идентификации (RFID). Водитель носит с собой специальный ключ-брелок, который содержит микрочип и передает уникальный код. Когда водитель приближается к автомобилю, система распознает сигнал от брелока и автоматически разблокирует двери. Запуск двигателя также осуществляется с помощью этого же кода, что делает процесс более удобным.
Несмотря на удобство, системы бесключевого доступа подвержены ряду угроз. Одна из наиболее распространенных уязвимостей связана с так называемым “перехватом сигнала”. Злоумышленники могут использовать специальные устройства, которые усиливают сигнал от ключа, находящегося в кармане владельца, и передают его на автомобиль. Это позволяет открыть двери и даже запустить двигатель, не имея физического доступа к ключу.
Другой распространенной атакой является “Replay Attack”. В этом случае злоумышленник записывает сигнал, который передает ключ, и затем воспроизводит его, чтобы обмануть систему доступа. Некоторые производители автомобилей внедрили защитные механизмы, такие как изменение кода при каждом использовании, чтобы предотвратить такие атаки, но не все системы имеют такие функции.
Также стоит отметить, что системы бесключевого доступа могут быть уязвимы к атакам через уязвимости в программном обеспечении. Если в системе есть ошибки или недостатки, злоумышленники могут использовать их для получения несанкционированного доступа к автомобилю. Поэтому производители автомобилей регулярно обновляют программное обеспечение своих систем, чтобы устранить известные уязвимости.
Для повышения безопасности владельцам автомобилей рекомендуется использовать дополнительные меры предосторожности. Например, можно хранить ключи в специальных защитных чехлах, которые блокируют радиосигналы, или использовать механические замки на руле и коробке передач. Также стоит обратить внимание на наличие системы сигнализации и GPS-трекеров, которые могут помочь в случае кражи автомобиля.
В заключение, несмотря на все преимущества систем бесключевого доступа, важно помнить о потенциальных рисках и уязвимостях. Владельцы автомобилей должны быть осведомлены о возможных угрозах и принимать меры для защиты своих транспортных средств.
Вопрос-ответ
Как работает система доступа без ключа?
Бесключевой доступ – это авторизация автовладельца с помощью цифрового смарт-ключа или дополнительной метки иммобилайзера охранной системы. Доступ производится бесконтактно, владельцу машины достаточно подойти к ней. Двери будут мгновенно разблокированы, он сядет за руль и нажатием кнопки запустит двигатель.
Можно ли оставлять ключ в машине с бесключевым доступом?
В том числе при долгом простое отключается и СБДА. Но стоит водителю открыть дверь через пульт дистанционного управления и завести двигатель, как бесключевой доступ в полной мере возобновит работу. Если оставить ключ в салоне, машина закроется, и в нее нельзя будет попасть.
Как угоняют машины с бесключевым доступом?
Угнать автомобиль с бесключевым доступом можно по такому же принципу. Чип иммобилайзера в таких машинах фактически и служит ключом зажигания. Это даже облегчает работу угонщика. Замка зажигания нет, значит, не нужно тратить время на его взлом.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите особенности вашей системы бесключевого доступа. Разные производители могут использовать различные технологии и протоколы, поэтому важно ознакомиться с руководством пользователя вашего автомобиля, чтобы понять, как именно работает ваша система.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте батареи ключа и системы. Слабая батарея может привести к сбоям в работе системы бесключевого доступа. Заменяйте батареи в ключах и следите за состоянием аккумулятора автомобиля, чтобы избежать неприятных ситуаций.
СОВЕТ №3
Будьте осторожны с сигналами от других устройств. Системы бесключевого доступа могут быть подвержены перехвату сигналов. Используйте защитные чехлы для ключей, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к вашему автомобилю.
СОВЕТ №4
Не забывайте о безопасности. Несмотря на удобство системы бесключевого доступа, всегда проверяйте, закрыты ли двери и активирована ли сигнализация перед тем, как покинуть автомобиль. Это поможет защитить ваше транспортное средство от кражи.