Владельцы автомобилей часто сталкиваются с проблемой выдавливания масла через сапун, что может указывать на серьезные неисправности в двигателе. Эта статья объяснит причины этого явления и предложит способы его устранения. Понимание работы системы вентиляции картера и факторов, повышающих давление, поможет предотвратить повреждения двигателя и сэкономить на ремонте, обеспечив надежную эксплуатацию автомобиля.
Немного о системе
Начнем с принципа работы системы вентиляции картерных газов двигателя.
Двигатель внутреннего сгорания — это сложное устройство, не являющееся полностью герметичным из-за наличия вентиляционных элементов. Система вентиляции картера обеспечивает вывод газов из двигателя.
При сгорании топливовоздушной смеси в цилиндрах образуется отработанный газ под высоким давлением. Часть этого газа попадает в подпоршневое пространство, то есть в картер, где смешивается с влагой и масляным туманом, образующимися в результате конденсации.
Эта смесь называется картерными газами.
Если бы двигатель был герметичным, увеличение объема газа привело бы к росту внутреннего давления, что вызвало бы прорывы газа и масла через слабые места, такие как сальники, сапун, уплотнители и отверстие для масляного щупа.
Основная задача системы — поддержание оптимального внутреннего давления и предотвращение его превышения путем отвода газов из картера.
Теперь перейдем к обсуждению сапуна.
Масло, вытекающее через сапун, является распространенной проблемой, с которой сталкиваются владельцы автомобилей. Эксперты отмечают, что основными причинами этого явления могут быть износ поршневых колец, повышенное давление в картере или засорение вентиляционной системы. При износе колец масло не удерживается должным образом, что приводит к его вытеканию. Повышенное давление может быть вызвано накоплением газов в картере, что также требует внимания.
Для устранения проблемы специалисты рекомендуют провести диагностику системы вентиляции картера и проверить состояние поршневых колец. В некоторых случаях достаточно заменить фильтры и очистить вентиляционные каналы. Если же проблема более серьезная, может потребоваться капитальный ремонт двигателя. Регулярное обслуживание и контроль уровня масла помогут предотвратить подобные ситуации и продлить срок службы автомобиля.
Что такое сапун и зачем он нужен
Другое название сапуна — это дыхательный клапан или суфлёр. Задача элемента заключается в том, чтобы выравнивать внутреннее давление в картере относительно внешнего или наружного атмосферного давления.
Выравнивание требуется при остывании и при нагреве автомобильного двигателя, а также при сильных изменениях параметров атмосферного давления. Когда внутреннее давление непосредственно в самом картере оказывается больше атмосферного, из полостей могут начинать просачиваться частицы рабочей жидкости. В такой ситуации обычно говорят, что через сапун гонится масло. При снижении компрессии внутрь ДВС могут поступать массы воздуха с пылью. Это также очень вредно для мотора.
Конструктивно сапун, он же дыхательный клапан, состоит из:
- металлического корпуса;
- автономной прижимной пружины;
- тела устройства;
- стопорной гайки;
- резиновой прокладки.
Ранее на авто применялась простейшая схема работы системы по обеспечению вентиляции картера. Для этого на ДВС ставили единственный штуцер, то есть сапун. Он соединял внутренние полости блока цилиндра и внешнюю среду. Это позволяло лишним газам выходить наружу, в атмосферу.
Такая система имела весомый недостаток. Вместе с газами выходила часть масла, что негативно влияло на расход смазки и загрязняло окружающую среду.
Потому в современных авто применяют закрытую систему вентиляции. Здесь также предусмотрен сапун. Только к нему ещё подключают патрубок для последующего необходимого отвода газа во впускной коллектор, либо же корпус фильтра. Оттуда газ попадает в цилиндры и полностью сгорает. Это позволило избавиться от проблемы загрязнения атмосферы.
Также применяются отделители, способные вернуть масло в картер и исключить его попадание в цилиндры.
Как вы понимаете, задача клапана заключается в выравнивании давления внутри картера. Но случается и так, что через сапун начинает выходить масло. Это не катастрофическая ситуация, но при её возникновении следует принять соответствующие меры.
Причина выхода масла через сапун | Симптомы | Способы устранения |
---|---|---|
Износ маслосъемных колпачков | Повышенный расход масла, белый дым из выхлопной трубы, масло на свечах зажигания, масло в сапуне | Замена маслосъемных колпачков |
Износ поршневых колец | Повышенный расход масла, сизый дым из выхлопной трубы, низкая компрессия в цилиндрах, масло в сапуне | Замена поршневых колец, возможно капитальный ремонт двигателя |
Засорение системы вентиляции картерных газов (ВКГ) | Давление в картере, масло в сапуне, повышенный расход масла | Прочистка или замена элементов системы ВКГ (клапан, трубки, патрубки) |
Неисправность клапана ВКГ | Повышенное давление в картере, масло в сапуне | Замена клапана ВКГ |
Высокий уровень масла в двигателе | Масло в сапуне, возможно выброс масла через щуп | Проверка уровня масла, устранение причины перелива |
Проблемы с турбиной (для турбированных двигателей) | Масло в сапуне, повышенный расход масла, свист турбины | Ремонт или замена турбины |
Повреждение прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ) | Масло в сапуне, масло в охлаждающей жидкости, снижение уровня охлаждающей жидкости | Замена прокладки ГБЦ |
Засорение масляного канала | Повышенное давление в картере, масло в сапуне | Прочистка масляных каналов |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему масло может выгоняться через сапун и как это можно исправить:
-
Причины выгонки масла через сапун: Одной из основных причин, по которой масло может выгоняться через сапун, является избыточное давление в картере. Это может происходить из-за износа поршневых колец, что приводит к попаданию газов в картер, или из-за забитых вентиляционных каналов. В результате давление в системе увеличивается, и масло начинает вытесняться через сапун.
-
Роль вентиляции картера: Современные автомобили оснащены системами вентиляции картера (PCV – Positive Crankcase Ventilation), которые помогают регулировать давление в картере и предотвращают выгонку масла. Если система вентиляции забита или неисправна, это может привести к повышенному давлению и, как следствие, к утечкам масла через сапун.
-
Методы исправления проблемы: Для устранения проблемы с выгонкой масла через сапун важно сначала диагностировать причину. Это может включать проверку состояния поршневых колец, очистку или замену системы вентиляции картера, а также проверку на наличие утечек. В некоторых случаях может потребоваться замена прокладок или уплотнителей, чтобы предотвратить утечки и восстановить нормальное давление в системе.
Эти факты подчеркивают важность регулярного обслуживания автомобиля и диагностики проблем, связанных с системой смазки.
Признаки неисправностей
Автомобилистам важно распознавать выброс моторного масла через сапун и понимать его причины.
Игнорирование этой проблемы может привести к серьезным последствиям: забиванию каналов в двигателе, увеличению сажи, закоксовке масляных каналов и нарушению работы системы смазки.
Признаки выброса масла не многочисленны, что упрощает их выявление:
- На карбюраторных моторах можно заметить потеки масла в корпусе воздушного фильтра.
- На карбюраторах часто обнаруживается масло на фильтре.
- У инжекторных двигателей отложения могут появляться на дроссельном узле.
- Следы масла могут быть видны на поверхности впускного коллектора.
- Наблюдается снижение мощности двигателя и увеличение расхода топлива.
Если вы заметили такие признаки, можно предположить, что через сапун происходит выброс масла.
Причины
Куда важнее разобраться с тем, почему в двигателе гонится масло через сапун, поскольку это позволит установить причину и устранить её. Своими силами, либо с помощью специалистов, принципиального значения уже не имеет.
Интересно, что некоторые причины непосредственного отношения к системе вентиляции могут вовсе не иметь.
Среди основных причин масла в сапуне отмечают такие:
- Сильно изношенные кольца поршней и ЦПШ. Это ведёт к тому, что в картер силового агрегата попадает большой объём газов, и штатная вентиляция не успевает с ними справиться. Как итог, повышенное давление в ДВС и выдавливание масла через дыхательный клапан.
- Сливной канал маслоотделителя со временем засорился. В итоге отделённое масло не имеет иного пути, кроме как смешиваться с проходящими мимо него газами.
- Проблемы с воздушным фильтром. А точнее его загрязнения. При работе мотору требуется большой объём воздуха. Если фильтр забивается, двигатель чувствует нехватку воздуха, и начинает его подсасывать из других доступных источников. Это в основном система вентиляции.
- Избыточный объём масла в системе. Распространённая ошибка новичков, кто впервые самостоятельно меняет масло и заливает больше, чем требуется. Излишки оказываются в вентиляции.
- Заклинивание клапана. Сам дыхательный клапан, то есть сапун, может заклинить. Он перестаёт выполнять свои функции в полной мере. Отсюда и масло.
- Изношенный ГРМ или прогорание клапана. Из-за этого газ из картера может оказаться в пространстве над клапаном. Затем он поступает внутрь картера, давление растёт, масло выдавливается.
Как видите, обвинять сразу же во всех бедах сапун не стоит.
Как провести диагностику
Если ваш автомобиль выбрасывает моторное масло через клапан сапун, это требует внимания. Необходимо провести диагностику.
Понимание причин выброса масла поможет определить необходимые меры.
Для оценки состояния двигателя не обязательно его разбирать.
Иногда достаточно визуального осмотра и нескольких измерений. Процесс диагностики может варьироваться в зависимости от особенностей двигателя.
Автовладельцу важно выяснить причины активного выброса масла через сапун, так как проблема может быть связана как с маслом, так и с другими неисправностями двигателя.
Основная задача — остановить выброс масла. Для этого нужно выявить причину и устранить её. Для работы могут понадобиться отвертка, набор ключей и компрессометр. Вот несколько рекомендаций по диагностике:
- Проверьте выхлопные газы. Запустите двигатель и обратите внимание на цвет дыма из выхлопной трубы.
- Сизый или черный дым может указывать на наличие масла в газах, что связано с неисправностями газораспределительного механизма, залипанием или износом колец цилиндропоршневой группы.
- Проверьте компрессию в каждом цилиндре.
- Нормальная компрессия для легковых бензиновых автомобилей составляет от 11 до 13 МПа, для дизельных — от 20 до 32 МПа.
- Разница в компрессии между цилиндрами не должна превышать 1 МПа.
- Пониженная компрессия в одном из цилиндров может быть связана с проблемой, вызывающей выброс масла через сапун.
- Проверьте состояние свечей зажигания в цилиндрах с низкой компрессией. Нагар может указывать на неисправности в цилиндропоршневой группе.
- Если компрессия в норме и свечи в хорошем состоянии, проблема может быть в клапанах.
Если компрессия в порядке, следующим шагом будет проверка и очистка системы вентиляции картера.
Как проверить и почистить систему
Довольно часто оказывается так, что масло из сапуна активно выбрасывает именно из-за проблем в системе вентиляции.
Конструктивно моторы и автомобили могут сильно отличаться друг от друга. Из-за этого доступ и нюансы чистки будут разными.
Рассмотрим процедуру осмотра и очистки на примере автомобилей ВАЗ десятого семейства. Если масло начало давить через сапун, нужно сделать следующее:
- Отсоединить патрубки от дыхательного клапана, крышки клапанов и воздушного патрубка. Визуально проверить наличие загрязнений. Если есть необходимость, их промывают в керосине или бензине. Затем обязательная сушка.
- Открутить крепёжные гайки клапанной крышку. Крышку следует снять. На внутренней стороне крышки есть пара ботов, которые удерживают крышку от маслоотделителя. Их также откручивают.
- Крышка снимается, извлекается со своего посадочного места отделитель масла.
- Отделитель выглядит как набор пластин. Они разбираются, промываются, высушиваются и собираются в обратной последовательности.
Да, на иных авто система конструктивно может отличаться. Но от этого смысл процедуры не меняется. Вам необходимо снять и промыть компоненты, после чего собрать всё в обратной последовательности.
На некоторых автомобилях можно встретить клапан, отвечающий за регулировку подачи отработанного газа. Он располагается внутри вентиляционной системы. Его также стоит проверить и почистить по мере необходимости. Для этого элемент демонтируется, проверяется ход штока. Бывает так, что он подклинивает. Тогда клапан следует промыть в бензине, высушить и вернуть на место.
Вся процедура сравнительно простая, а потому ехать в автосервис и платить кому-то деньги вовсе не обязательно.
Профилактика и рекомендации по обслуживанию
Для предотвращения проблем с сапуном и избытком масла в системе необходимо соблюдать ряд профилактических мер и рекомендаций по обслуживанию автомобиля. В первую очередь, регулярная проверка уровня масла и его состояния является ключевым аспектом. Необходимо следить за тем, чтобы масло не было загрязнено, а его уровень находился в пределах нормы. Загрязненное масло может привести к образованию отложений и увеличению давления в системе, что, в свою очередь, может вызвать выброс масла через сапун.
Также важно регулярно менять масло и масляный фильтр в соответствии с рекомендациями производителя. Использование качественного масла, соответствующего спецификациям автомобиля, поможет избежать проблем с его циркуляцией и уменьшит вероятность образования избыточного давления в системе. При замене масла стоит обращать внимание на его вязкость и состав, так как неправильный выбор может негативно сказаться на работе двигателя.
Следующим важным аспектом является проверка вентиляции картера. Система вентиляции должна быть свободной от загрязнений и повреждений. Регулярная проверка и очистка вентиляционных каналов помогут избежать накопления давления в картере, что может привести к выбросу масла через сапун. Если в системе вентиляции обнаружены неисправности, их следует устранить как можно скорее.
Кроме того, стоит обращать внимание на состояние сапуна. Если сапун поврежден или забит, это может привести к нарушению работы системы вентиляции и, как следствие, к выбросу масла. Регулярная проверка сапуна на наличие трещин, загрязнений и других повреждений поможет предотвратить подобные проблемы.
Наконец, рекомендуется периодически проводить диагностику двигателя и системы вентиляции картера. Это позволит выявить возможные неисправности на ранних стадиях и предотвратить более серьезные проблемы в будущем. Если вы заметили, что масло продолжает выбрасываться через сапун, несмотря на соблюдение всех рекомендаций, стоит обратиться к специалистам для более детальной диагностики и устранения проблемы.
Вопрос-ответ
Почему компрессор гонит масло через сапун?
Это происходит, когда давление в баке поднимается выше 100 фунтов на квадратный дюйм. Если я закрою отверстия в сапуне, давление будет нарастать, и масло будет разбрызгиваться. У компрессора всего около 30 часов наработки.
Каковы симптомы засорения сапуна двигателя?
Неисправность сапуна: распространенные признаки. Одним из симптомов неисправности сапуна могут служить следы масла в месте его выхода, а также чрезмерное дымление. Помимо дымления, симптомами проблем с сапуном могут быть: повышенный расход масла, утечка масла из-под крышек клапанов или других уплотнений.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень масла в двигателе. Если уровень масла слишком высок, это может привести к его выбросу через сапун. Убедитесь, что масло находится в пределах рекомендованных значений, указанных в руководстве пользователя вашего автомобиля.
СОВЕТ №2
Регулярно меняйте масло и масляный фильтр. Загрязненное или старое масло может увеличить давление в системе, что также может вызвать выброс масла через сапун. Следите за графиком замены масла, чтобы поддерживать двигатель в хорошем состоянии.
СОВЕТ №3
Проверьте состояние вентиляции картерных газов. Забитый или неисправный клапан вентиляции может привести к повышенному давлению в картере, что вызывает выброс масла через сапун. Убедитесь, что система вентиляции работает правильно и очищена от загрязнений.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на состояние поршневых колец и цилиндров. Изношенные поршневые кольца могут привести к попаданию масла в камеру сгорания, что также может вызвать выброс масла через сапун. Если вы заметили увеличение расхода масла, возможно, стоит провести диагностику двигателя.