В холодное время года подогрев руля значительно повышает комфорт и безопасность вождения. Установка подогрева руля самостоятельно позволяет не только улучшить ощущения от вождения, но и сэкономить на услугах автосервисов. В статье мы рассмотрим процесс установки комплекта подогрева, дадим советы по самостоятельному изготовлению системы и обсудим преимущества оплетки с встроенным нагревательным элементом.
КУПИТЬ КОМПЛЕКТ ИЛИ СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ?
Желание установить подогрев руля в автомобиле можно реализовать несколькими способами.
- Приобрести готовый комплект, включающий термовыключатель, нагревательный элемент, кнопку, реле и провода с держателем для предохранителя. В некоторых системах добавляется преобразователь напряжения с 12 В на 30 В и более для повышения эффективности.
- Собрать комплект самостоятельно. Без преобразователя напряжения комплект состоит из доступных компонентов.
- Установить оригинальный руль с подогревом. Для этого нужно приобрести руль, кнопку и, возможно, заменить подрулевой шлейф. Это возможно только для более поздних моделей или дорогих комплектаций, где обогрев руля предусмотрен.
- Сделать подогрев самостоятельно, используя провод МГТФ в качестве нагревательного элемента. Ранее мы обсуждали его использование для подогрева зеркал заднего вида и сидений.
Чтобы выбрать подходящий вариант, оцените стоимость готового комплекта, отдельных компонентов и временные затраты на установку подогрева руля.
Эксперты в области автомобильной электроники отмечают, что установка подогрева руля своими руками может быть как увлекательным, так и сложным процессом. Прежде всего, важно тщательно изучить инструкцию и подготовить все необходимые инструменты. Специалисты подчеркивают, что правильный выбор нагревательных элементов и их размещение критически важны для безопасности и эффективности работы системы. Кроме того, необходимо учитывать особенности электропроводки автомобиля, чтобы избежать коротких замыканий. Опытные мастера рекомендуют начинать с простых моделей, а также использовать качественные материалы, чтобы обеспечить долговечность и надежность установки. В конечном итоге, при соблюдении всех рекомендаций, такой проект может значительно повысить комфорт в холодное время года.
ОПЛЕТКА
Компонент системы подогрева руля | Характеристики/Параметры | Замечания/Рекомендации при установке |
---|---|---|
Нагревательный элемент (лента, мат) | Мощность (Вт), длина (см), ширина (см), тип клея (если есть), напряжение (В) | Выбирать по диаметру руля, учитывать наличие подушки безопасности, обеспечить равномерное прилегание к рулю |
Реле | Номинальный ток (А), напряжение (В), тип контактов | Выбирать с запасом по току, учитывать особенности электропроводки автомобиля |
Предохранитель | Номинальный ток (А) | Выбирать с запасом по току, устанавливать в легкодоступном месте |
Кнопка включения/выключения | Тип (располагаемая, выключатель), напряжение (В), подсветка | Выбирать удобное место для установки, учитывать дизайн салона |
Провода | Сечение (мм²), длина (м), материал изоляции | Использовать провода достаточного сечения для предотвращения перегрева, обеспечить надежную изоляцию |
Термодатчик (опционально) | Диапазон рабочих температур (°C), тип подключения | Позволяет автоматизировать работу системы, обеспечивает безопасность |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о установке подогрева руля своими руками:
-
Технология подогрева: Подогрев руля обычно осуществляется с помощью специальных нагревательных элементов, которые могут быть как пленочными, так и проводными. Пленочные элементы более тонкие и гибкие, что позволяет легко интегрировать их в обивку руля, не увеличивая его толщину.
-
Энергетическая эффективность: Современные системы подогрева руля могут работать от бортовой сети автомобиля, потребляя всего 30-50 ватт. Это позволяет быстро нагревать руль до комфортной температуры, не создавая значительной нагрузки на аккумулятор.
-
Безопасность установки: При установке подогрева руля важно учитывать безопасность. Неправильное подключение может привести к короткому замыканию или перегреву. Поэтому рекомендуется использовать предохранители и тщательно следовать инструкциям, чтобы избежать потенциальных проблем.
Преимущества установки оплетки с подогревом:
- Подогрев работает от прикуривателя, что исключает вмешательство в электрическую систему автомобиля.
- Установка и снятие устройства занимает 2-3 минуты.
Однако удобство сопровождается серьезными недостатками:
- Невозможность включения подогрева руля во время движения. Провод, подключаемый к прикуривателю, ограничивает свободу движений рулевого колеса, что затрудняет управление и увеличивает риск аварии.
Знаете ли вы, почему не стоит прогревать автомобиль на холостом ходу?
- Слабый эффект. При кратковременном использовании руль нагревается незначительно и быстро теряет тепло после снятия оплетки. Рекомендуем не использовать такой аксессуар постоянно. Из-за универсальности и особенностей конструкции оплетка с подогревом плохо фиксируется, что может затруднить управление в экстренных ситуациях, например, при заносе.
- Оплетку, провод и адаптер для подключения подогрева руля необходимо постоянно хранить в автомобиле.
ИНСТРУМЕНТ И МАТЕРИАЛЫ
Для установки комплекта подогрева рулевого колеса вам потребуются:
- паяльник, флюс и немного припоя;
- инструмент для снятия обшивки рулевой колонки, руля. Подробную инструкцию по снятию вы можете найти в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля;
- перовое сверло для отверстия в спице руля под термовыключатель;
- универсальный клей «Момент». Клей не позволит токопроводящей ткани мяться, слезать с обода при подключении и перешивке.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Самая критическая стадия установки подогрева руля – демонтаж и установка подушки безопасности. Для правильного отключения Airbag ознакомьтесь со статьей «Как безопасно заменить подушку безопасности».
Игнорирование правил работы с пиротехническими устройствами может привести к серьезным травмам или фатальным последствиям!
УСТАНОВКА
- Снимите минусовую клемму АКБ.
- Демонтируйте обшивку рулевой колонки.
- Дотроньтесь до любой неокрашенной металлической части кузова автомобиля, чтобы снять излишки статического электричества.
- Отщелкните модуль подушки безопасности, после чего отсоедините ее разъем. Хранить и транспортировать подушку следует стороной срабатывания кверху.
- Выровняйте колеса, установив руль в центральное положение.
- Ослабьте гайку крепления рулевого колеса. Откручивать гайку полностью нужно после срыва руля с посадочного места.
- Распорите и снимите старую обшивку руля.
https://youtube.com/watch?v=_8tnBP9kwQs
Монтируем обогрев
В комплекте для монтажа подогрева руля должны быть контактные кольца для соединения углеродной нагревательной ленты. В ободе руля нужно сделать углубления для установки колец, что удобно выполнить с помощью отрезного диска и гравировальной машины. Также прорежьте канавки для проводов в ободе и спицах руля.
Установка термореле важна, так как оно размыкает цепь обогрева при достижении заданной температуры. Не забудьте подвести провода к термодатчику, для чего также сделайте канавки в спицах. Если вы сами собрали комплект, используйте нормально замкнутые термореле с температурой срабатывания 45º.
Чтобы температурный выключатель работал эффективно, углеродную нагревательную ленту укладывайте так, чтобы она плотно прилегала к чувствительному элементу термореле. Для фиксации ленты нанесите немного клея на обод и спицы. После сборки и подключения питания проверьте работоспособность подогрева руля или перешейте старую оплетку, или отнесите руль на перетяжку.
При установке шлейф обязательно должен находиться в центральном положении! В противном случае есть риск повреждения контактной ленты при полном вывороте рулевого колеса.
НАГРЕВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗ ПРОВОЛОКИ МДКФ
Установка заключается в наматывании нагревательной проволоки вокруг обода руля. После снятия старой обшивки обмотайте руль проволокой, наметив ручкой либо фломастером предположительное расположение витков обогрева. Затем с помощью гравировальной машинки либо канцелярского ножа сделайте в ободе проточки для укладки проводов. Канавки должны быть такой глубины, чтобы нагревательный провод ложился заподлицо.
Расположите термореле на 45ºС в спице рулевого колеса. Для уменьшения инертности срабатывания витки нагревательной проволоки должны проходить в непосредственной близости к чувствительному элементу температурного выключателя. Для лучшего нагрева в зоне правильного положения рук на руле рекомендуем уменьшить расстояние между витками. Чтобы нагревательный элемент не сместился в процессе обшивки, подключения питания, обмотайте обод стрейч пленкой. Процесс изготовления подогрева руля своими руками отличного продемонстрирован на видео.
ВАРИАНТЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ПИТАНИЯ
На вашем автомобиле установлен рулевой шлейф с хотя бы одной свободной дорожкой. Это неплохой вариант, но одного токопроводящего кольца недостаточно для полноценного подогрева руля. Решением будет установка шлейфа с большим количеством свободных контактов или разбор корпуса для добавления ленты с увеличенным числом дорожек.
Если у вас шлейф с 2-4 свободными контактами, это идеальный вариант. Вам нужно лишь рассчитать нагрузку, подключить обогрев руля к штатному шлейфу и установить кнопку для включения.
В некоторых конструкциях рулевой колонки шлейф может отсутствовать. В этом случае на видео показано, как сделать подогрев руля с использованием контактного кольца и меднографитовой щетки.
Минусовой вывод подогрева подключите к металлической части рулевого колеса. Плюсовой вывод через шлейф необходимо запитать от любого толстого провода, на котором после включения зажигания появляется положительное напряжение. Установите предохранитель нужного номинала как можно ближе к месту подключения питания. Термореле должно быть установлено в разрыв цепи питания подогрева.
КАК РАССЧИТАТЬ НАГРУЗКУ
От величины тока, который через себя способно передать контактное кольцо шлейфа, будет зависеть допустимая мощность подогрева руля. Как рассчитать потребление тока? Измерьте мультиметром сопротивление 1 м нагревательного элемента. Схема подключения подогрева руля предполагает использование разделенных нагревательных элементов. Поэтому формула расчета общего сопротивления будет зависеть от того, использовано параллельное либо последовательное подключение (чаще всего используется последовательное соединение).
По закону Ома U=IR, поэтому I=U/R, где I – потребляемый ток, U – напряжение бортовой сети (напомним, что исправный генератор легкового автомобиля выдает около 14 В), R – сопротивление нагревательного элемента. Исходя из величины тока, подберите нужное сечение проводов, номинал предохранителя цепи подогрева руля.
Если вы сомневаетесь в расчетах, разберите шлейф и подключите подогрев от АКБ. Тактильно либо с помощью термопары оцените степень нагрева дорожек шлейфа до момента разрыва цепи термовыключателем. Также мультиметром в режиме амперметра измерьте реальное потребление тока. Надеемся, вы знаете, как пользоваться мультиметром?
ТЕСТИРОВАНИЕ И НАСТРОЙКА СИСТЕМЫ
Проверка работоспособности системы
После завершения установки подогрева руля необходимо провести тестирование системы, чтобы убедиться в ее правильной работе. Для этого выполните следующие шаги:
- Подключение питания: Убедитесь, что все соединения выполнены правильно и надежно. Проверьте, что проводка не имеет повреждений и все разъемы плотно сидят на своих местах.
- Включение зажигания: Включите зажигание автомобиля, но не запускайте двигатель. Это позволит проверить, работает ли система подогрева руля без необходимости запуска мотора.
- Проверка индикаторов: Если в вашей системе предусмотрены индикаторы, убедитесь, что они загораются при включении подогрева. Это свидетельствует о том, что система активирована.
- Тестирование подогрева: После активации системы подождите несколько минут и проверьте, нагревается ли руль. Для этого аккуратно коснитесь его поверхности. Если руль стал теплым, значит, система работает корректно.
Настройка температуры подогрева
Некоторые системы подогрева руля имеют возможность регулировки температуры. Если ваша система поддерживает эту функцию, настройте ее в соответствии с вашими предпочтениями:
- Изучите инструкцию: Ознакомьтесь с руководством пользователя, чтобы понять, как правильно настроить температуру. Обычно для этого используются специальные кнопки или переключатели на панели управления.
- Регулировка температуры: Установите желаемую температуру подогрева. Рекомендуется начинать с низкой температуры и постепенно увеличивать ее до комфортного уровня.
- Тестирование настроек: После изменения настроек повторите тестирование, чтобы убедиться, что система реагирует на изменения и поддерживает заданную температуру.
Проверка безопасности
Безопасность является важным аспектом при использовании подогрева руля. Убедитесь, что:
- Система не перегревается. Если руль становится слишком горячим, это может быть признаком неисправности.
- Проводка не соприкасается с острыми краями или движущимися частями автомобиля, чтобы избежать повреждений.
- Вы используете систему в соответствии с рекомендациями производителя, чтобы избежать возможных проблем.
Заключение тестирования и настройки
После завершения всех тестов и настроек подогрева руля убедитесь, что все работает корректно и безопасно. Если вы заметили какие-либо проблемы, рекомендуется обратиться к специалисту для диагностики и устранения неисправностей. Правильная установка и настройка системы подогрева руля обеспечат комфорт и безопасность во время вождения в холодное время года.
Вопрос-ответ
Какие инструменты и материалы понадобятся для установки подогрева руля?
Для установки подогрева руля вам понадобятся: набор отверток, мультиметр, изолента, проводка, термостат, а также сам подогрев руля, который можно приобрести в магазине автозапчастей. Также может понадобиться паяльник для соединения проводов.
Как правильно подключить подогрев руля к электросистеме автомобиля?
Подключение подогрева руля следует производить через предохранитель, чтобы избежать перегрузки системы. Сначала необходимо найти источник питания, который активируется при включении зажигания. Затем соедините провода подогрева с источником питания, соблюдая полярность, и проверьте соединения с помощью мультиметра.
Сколько времени занимает установка подогрева руля?
Время установки подогрева руля может варьироваться в зависимости от опыта и навыков. В среднем, процесс может занять от 2 до 4 часов. Важно не спешить и тщательно следовать инструкциям, чтобы избежать ошибок и обеспечить безопасность.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом установки подогрева руля обязательно ознакомьтесь с инструкцией к комплекту, который вы приобрели. Это поможет вам понять, какие инструменты и материалы понадобятся, а также избежать ошибок в процессе монтажа.
СОВЕТ №2
Обязательно отключите аккумулятор автомобиля перед началом работы. Это предотвратит случайные короткие замыкания и обеспечит вашу безопасность во время установки.
СОВЕТ №3
При установке подогрева руля следите за тем, чтобы не повредить проводку и другие элементы управления. Используйте изоленту и защитные гильзы для проводов, чтобы избежать их износа и повреждений в будущем.
СОВЕТ №4
После завершения установки проверьте работу подогрева руля, прежде чем собирать все обратно. Это позволит вам убедиться, что система функционирует правильно и избежать необходимости разбирать руль снова.