Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Виды износа шин на автомобиле, их причины и возможные последствия

Шины — ключевой элемент безопасности и комфорта автомобиля. Их состояние влияет на управляемость, сцепление с дорогой и общий уровень безопасности. В статье рассмотрим основные виды износа шин, их причины и последствия. Это поможет автовладельцам правильно ухаживать за покрышками и своевременно выявлять проблемы. Знание этих аспектов поможет избежать неприятностей на дороге и продлить срок службы шин, что сэкономит средства на замену.

Опасность езды при изношенных шинах

Не все понимают, почему шины с изношенным протектором теряют эффективность и могут быть опасными.

Состояние колес влияет на работу подвески автомобиля. По признакам износа резины можно выявить возможные неисправности, такие как неравномерный износ протектора и снижение ресурса шин.

Даже при износе в половину протектора движение на таких колесах на высокой скорости рискованно. Сцепление с сухим асфальтом ухудшается, а на мокрой или снежной дороге становится еще хуже, что может привести к серьезным авариям.

Исследования показывают, что новые шины обеспечивают в два раза лучшее сцепление с дорогой по сравнению с изношенными.

Зимние шины имеют специальные ламели, которые «впиваются» в снег, обеспечивая сцепление даже на обледенелой поверхности. При износе эффективность ламелей снижается, что ухудшает тягу и может привести к застреванию на небольшом заснеженном участке.

На мокрых дорогах возрастает риск аквапланирования. Вода не успевает вытекать через канавки, и при значительном износе шины под колесами оказывается много воды, что приводит к потере сцепления и контролю над машиной.

Износ протектора также увеличивает тормозной путь. В некоторых ситуациях это может быть более опасно, чем аквапланирование. Даже с антиблокировочной системой полная остановка может занять минимум два метра на небольшой скорости.

Единственным плюсом изношенных шин является лучшее сцепление на сухом покрытии, но этого недостаточно для продолжения их использования.

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что износ шин может проявляться в различных формах, каждая из которых имеет свои причины и последствия. Одним из наиболее распространенных видов является неравномерный износ, который часто возникает из-за неправильной настройки углов колес или недостаточного давления в шинах. Это может привести к ухудшению управляемости автомобиля и увеличению тормозного пути.

Другим типом является износ протектора, который может быть вызван агрессивным стилем вождения или частыми поездками по плохим дорогам. Такой износ снижает сцепление с дорогой, что особенно опасно в условиях дождя или снега. Также стоит отметить боковой износ, который может свидетельствовать о проблемах с подвеской. Важно регулярно проверять состояние шин и проводить их ротацию, чтобы избежать серьезных последствий, таких как потеря контроля над автомобилем или необходимость преждевременной замены шин.

Виды износа протектора. ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ?Виды износа протектора. ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ?

Почему происходит износ

Также автомобилистов, особенно тех, кто только недавно сел за руль, интересуют причины, из-за которых начинается постепенный, а иногда и достаточно быстрый износ автомобильных шин.

Здесь можно выделить несколько основных факторов, которые способны в той или иной мере влиять на состояние протектора покрышек и стирать резиновый слой.

  • Низкое качество дорожного покрытия. Эту проблему можно решить только глобально. Сам автомобилист ничего с этим поделать не способен. Остаётся лишь адаптироваться и стараться искать оптимальный стиль вождения, чтобы минимизировать разрушение собственных покрышек.
  • Манера езды. Важная составляющая, способная продлить срок службы шин или же значительно сократить их ресурс. Также манера вождения сильно влияет на общее техническое состояние авто.
  • Периодичность проведения ТО. Если нарушать регламент, забывать проводить осмотр и обслуживание, шины быстрее израсходуют свой ресурс. Технически исправный автомобиль бережнее относится к покрышкам.
  • Давление в шинах. Производитель даёт свои рекомендации для конкретного автомобиля в определённых комплектациях, условиях и пр. Потому нужно обязательно на них ориентироваться. Нарушая рекомендации, износ будет происходить быстрее.
  • Дисбаланс в колёсах. Достаточно распространённое явление, обусловленное техническими проблемами и конструктивными особенностями машины.
  • Нарушение скоростного режима. Это влечёт за собой не только денежные штрафы. У всех покрышек есть свои индексы скорости, ограничивающие их эксплуатацию при определённых скоростях движения. На этот показатель следует всегда обращать внимание при покупке нового комплекта.
  • Неправильный подбор по сезону. Зимние комплекты более мягкие, из-за чего быстрее утрачивают рисунок протектора. Летняя резина твёрже, а при понижении температуры твёрдость лишь увеличивается. Это приводит к повреждению и ускоренному износу.
  • Неправильная установка. Банальная, но распространённая причина.
  • Проблемы с ходовой и рулевым управлением. Они способны негативно отражаться на ресурсе резины.
  • Протаскивание и волочение. Последствия буксировки и выезда на сложные участки дороги, либо на бездорожье.
  • Качество самого изделия. Не зря рекомендуют покупать шины хорошего качества, но в продаже есть и максимально дешёвые изделия. Ждать от них большого ресурса не приходится.
  • Вхождение в заносы. Активно провоцирует износ и конечную потерю сцепления.

Не стоит забывать, что у всего есть свой срок службы. Автомобильная резина не исключение. Даже если вы мало эксплуатируете машину, бережно относитесь к покрышкам, то всё равно максимум через 10 лет их придётся менять. Именно такой ресурс считается предельно допустимым.

Если машина не была в эксплуатации, а стояла несколько лет в гараже, заменить покрышки вам придётся. Вне зависимости от того, сохранился ли там совершенно новый рисунок протектора, либо немного стёрся.

Когда шины не используются, резина постепенно разрушается, трескается, отвердевает. Выезд на таких покрышках на дорогу потенциально опасен. Не забывайте о негативном воздействии влаги, температуры и прочих внешних факторов, влияющих на структуру изделия. От накопленной влаги может деформироваться металлический корд. А это прямая угроза разрыва шин при езде.

Вид износа шины Причины износа Возможные последствия
Равномерный износ по всей поверхности Правильное давление в шинах, балансировка колес, схождение/развал в норме Долговечная эксплуатация шин
Износ по краям протектора (“плечи”) Низкое давление в шинах, неправильное схождение/развал (развал слишком отрицательный) Ухудшение управляемости, особенно на поворотах, быстрый износ, риск аквапланирования
Износ по центру протектора Высокое давление в шинах, перегрузка автомобиля Ухудшение управляемости на высоких скоростях, снижение комфорта, быстрый износ
Износ “ступеньками” (волнами) Дефекты подвески, неисправности амортизаторов Ухудшение управляемости, неравномерный износ, вибрации
Неравномерный износ с одной стороны Неправильное схождение/развал (схождение нарушено), заклинивший тормозной суппорт Ухудшение управляемости, быстрый износ, повышенный расход топлива
Износ в виде “лысины” (потеря протектора в отдельных местах) Попадание в ямы, езда по острым предметам Потеря сцепления с дорогой, риск прокола, ухудшение управляемости, опасность ДТП
Износ “фестончатый” (зубчатый) Неправильная балансировка колес, дефекты шины Вибрации, ухудшение комфорта, быстрый износ

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о видах износа шин на автомобиле, их причинах и последствиях:

  1. Неравномерный износ: Одним из самых распространенных видов износа шин является неравномерный износ, который может быть вызван неправильным давлением в шинах, несоответствующей геометрией подвески или неправильной балансировкой колес. Это может привести к ухудшению управляемости автомобиля и увеличению тормозного пути, что в свою очередь повышает риск аварий.

  2. Износ по краям: Если шины изнашиваются по краям, это может указывать на недостаточное давление в шинах. Недостаток давления приводит к тому, что шина “плоска” на дороге, и ее края начинают изнашиваться быстрее. Это не только сокращает срок службы шин, но и увеличивает вероятность их повреждения, что может привести к аварии.

  3. Сквозной износ: Этот вид износа, когда протектор стирается равномерно по всей поверхности, может свидетельствовать о правильной эксплуатации шин. Однако, если он происходит слишком быстро, это может указывать на проблемы с подвеской или неправильный выбор типа шины для конкретных условий эксплуатации. Важно следить за состоянием шин, так как их износ влияет на сцепление с дорогой и безопасность вождения.

Неравномерный износ шин: причины и как его исправитьНеравномерный износ шин: причины и как его исправить

Виды износа

Важно, чтобы автовладелец обращал внимание на тип износа и его причины, так как это поможет выявить проблемы, влияющие на состояние шин.

Виды износа можно классифицировать на несколько групп.

Естественный или нормальный

Наиболее желаемый вариант, поскольку он связан с износом в связи с естественными факторами при эксплуатации транспортного средства.

Во многом он зависит от того, какое месторасположения у колеса. Здесь считается нормой, если обе пары изнашиваются неравномерно по сравнению друг с другом.

Чтобы добиться равномерности, многие автовладельцы практикуют смену мест передних и задних колёс. То есть они периодически меняются местами.

В случае с автомобилями, оснащёнными задним приводом, основной износ на передних колёсах наблюдается по бокам. А задние активнее стираются посередине.

Двусторонний и центральный

Каждый тип износа шин имеет общую причину — неправильное давление в шинах.

Центральный износ наблюдается при повышенном давлении, когда основная часть протектора соприкасается с дорогой.

Двусторонний износ возникает при недостаточном давлении, увеличивая площадь контакта резины с дорогой и приводя к износу боковых частей протектора.

Пятна и износ по окружности

Ненормальный износ часто наблюдается в ситуациях, когда в колёсах имеются признаки дисбаланса. В основном такие виды износа характерны для колёс, устанавливаемых на передней оси.

Чтобы справиться с возникшей проблемой, достаточно самостоятельно, а лучше через автосервис, выполнить балансировку. Хотя бывает так, что даже после балансировки износ покрышек с такими особенностями продолжается. Это говорит о наличии проблем непосредственно в подвеске машины. Тут потребуется диагностика и ремонт подвески.

Одиночные пятна, на которых исчезает слой резины, характерны для ситуаций, связанных с вынужденным резким торможением. Колесо блокируется и продолжает движение в таком состоянии.

Износ пилообразного типа

Наибольшему износу подвержены блочные протекторы на ведущей оси.

Износ возникает из-за деформации, вызванной движением блока по абразивной поверхности, что приводит к стиранию защитного слоя резины.

Чешуйчатый

Из-за внешнего сходства с зубцами или чешуёй получил соответствующие название. Это характерный износ для автомобилей грузовой категории, обусловленный сильными перегрузками.

Если на вашем авто наблюдается подобный износ, обязательно проверяется внутренняя часть резины на предмет появления трещин. Не исключено, что чешуйки появились из-за неправильного выбора покрышек при эксплуатации машины в условиях максимальных нагрузок.

Выбирая комплект для грузового авто, обязательно учитываются параметры максимальной нагрузки. Следует выбирать шины с запасом минимум 10% от возможной предельной нагрузки.

Острые края с одной стороны

Это явление наблюдается на передних колесах, когда на одной стороне появляются острые края. Основная причина — неаккуратный стиль вождения и плохое состояние дорог.

При движении по гравийным покрытиям шины изнашиваются быстрее из-за интенсивного абразивного воздействия, а также образуются трещины, разрывы и царапины. Повышение температуры увеличивает риск расслоения покрышки.

Эффект волочения

Разновидность износа, встречающаяся на грузовых машинах. Диагностируется при разных внешних диаметрах, различном давлении и наличии разницы в глубине протектора на колёсах одной оси.

Результатом становится то, что большая шина начинает волочить за собой меньшую. Она проскакивает и постоянно тормозит. Отсюда характерный след от постепенного износа.

Этот же эффект встречается и на одной шине, если так имеет пониженное или повышенное давление в сравнении с рекомендуемым значением, либо устанавливается на неправильно подобранный диск.

Последствием такого износа обычно становится разбалансировка.

Гребенчатый продольный

Еще один тип износа шин на колесах ведущей оси с блочным протектором — это активное стирание сбегающего края. Для решения проблемы нужно изменить направление вращения шины.

Резкое торможение и активное ускорение приводят к потере слоев резины, что вызывает гребенчатые продольные износы. Это может привести к разрыву шины и трещинам в канавках протектора, особенно у низкопрофильных покрышек.

Основные причины такого износа связаны со стилем вождения и манерой управления автомобилем.

Когда требуется замена

У каждой покрышки есть свой предел допустимого износа шин. Для автовладельца крайне важно определить наступление этого момента, когда старая резина уже непригодна к дальнейшей эксплуатации, и требуется новый комплект.

При этом мало кто готов делать это раньше положенного срока, когда очевидных признаков потери ресурса нет. Всем хочется максимально использовать потенциал комплекта, прежде чем тратить деньги на новый.

Есть определённые нормы износа для шин, предусмотренные для грузовых и легковых автомобилей. Основополагающим фактором для своевременной замены является периодическая ревизия покрышек.

Специалисты советуют выполнять замену при возникновении одной из следующих ситуаций.

  1. Предел износа достиг своего максимума. Подробнее об этом расскажем немного позже. Большинство современных покрышек имеют соответствующие индикаторы. Также есть альтернативные методы определения ресурса резины. На практике комплекты шин меняют через 40-50 тысяч километров. Но срок эксплуатации зависит от целого ряда факторов.
  2. Наблюдается ненормальный износ. Про их разновидности вы уже знаете. Первоочередной задачей будет поиск и устранение причин, из-за которых износ сопровождается нехарактерными для нормальной эксплуатации признаками.
  3. Между глубиной канавок на шинах одной оси разница превышает 5 мм. Это негативно отразится на управляемости транспортного средства. В ваших же интересах заменить комплект.
  4. На шинах имеются повреждения. Вне зависимости от причин и обстоятельств, даже незначительные механические дефекты постепенно могут увеличиваться. Это оборачивается внезапной разгерметизацией и разрывом, что особенно опасно при движении на большой скорости.
  5. Несоответствие покрышек рекомендациям производителя. Кто-то специально ради экономии устанавливает шины, которые не соответствуют регламенту. Другие при продаже покупают самый дешёвый комплект, лишь бы не продавать машину вообще без колёс. Такие покрышки использовать нельзя.
  6. Колёса не отвечают требованиям производителя. Здесь речь о выборе неправильного типоразмера, нагрузок и несоблюдении нагрузок.

Что же касается норм по износу, то существуют свои регламентированные значения, в зависимости от типа транспортного средства и используемых покрышек.

  • В случае с автобусами предел износа составляет 2 миллиметра.
  • У грузовиков нельзя допускать износ в 1 миллиметр.
  • У мотоциклов значение ещё меньше, и составляет 0,8 мм.
  • Применительно к легковым машинам предел достигает 1,6 мм.

В РФ и странах Европы сейчас действуют одинаковые нормативы относительно износа автомобильных покрышек.

Для зимнего периода значение составляет от 4 до 6 миллиметров, а для летнего озвученные выше 1,6 мм. Это предельные значения. Летний тип шин можно безопасно эксплуатировать, если высота их протектора составляет минимум 2-3 миллиметра.

Способы определения износа

Теперь разберемся, как оценить степень износа шин самостоятельно. Это несложно, даже для начинающих водителей.

С помощью меток, нанесенных производителем, или простого инструмента можно быстро определить состояние резины. Если метка не достигла критического уровня, текущий комплект шин можно использовать без опасений.

Оценить степень износа можно с помощью:

  • Индикатора износа;
  • Цифрового индекса;
  • Цветовых маркеров;
  • Измерения глубины протектора;
  • Подручных средств.

Теперь подробнее рассмотрим каждый из этих методов.

Индикатор на шине

С помощью индикатора износа на шине проще всего выполнять поставленную перед автомобилистом задачу. Фактически это небольшой резиновый столбик фиксированной высоты. Чаще всего 1,6 миллиметра, но бывают другие, в зависимости от самой покрышки и её назначения.

Здесь не приходится высчитывать процент или следовать определённому алгоритму перед тем, как определить текущую степень износа автомобильных шин. Просто периодически проводите ревизию.

Когда уровень протектора окажется на одной линии или на одинаковой высоте с этим индикаторным блоком, ресурс покрышки подошёл к концу. Её нужно менять в ближайшее время.

Отыскать сам индикатор также просто. На боковой стороне ищите соответствующую метку. Обычно это:

  • треугольник;
  • логотип производителя;
  • значок TWI.

Есть шинные производители, которые используют в конструкции промежуточные элементы индикации износа. При их достижении в условиях сухого асфальта и покрытия продолжать эксплуатацию можно. Но вот сцепление с влажной дорогой значительно ухудшится.

Цифровые виды индексов

Определить степень износа протекторов шин можно с помощью цифровых индикаторов.

Узнать уровень износа шин просто. В протекторах и ламелях предусмотрены цифровые индикаторы с разной глубиной.

Наибольшее значение выдавливается на небольшой глубине, наименьшее (4 или 2) — на максимальной. По мере износа покрышек цифры стираются. Степень износа определяется по самой высокой читаемой цифре. Исчезновение последнего индикатора сигнализирует о критической потере ресурса покрышки.

Существует три типа индикаторов:

  • Ряд цифр от 2 до 4, маркированных в миллиметрах.
  • Ряд цифр, отображающих процентное соотношение в зависимости от высоты оставшегося протектора.
  • Элемент индикации в виде одного сегмента с цифрой, где каждый следующий сегмент располагается на определённой глубине. При износе покрышки появляются новые цифры в миллиметрах.

Эта схема определения износа удобна и универсальна, позволяя быстро оценить срок службы покрышек.

Цвет

Интересный и не совсем обычный вариант того, как можно проверить степень износа шин. Это делается с помощью изменяемого цвета.

Это достаточно новый метод, потому в продаже встречается не так много комплектов резины с подобным методом определения.

Неграмотный водитель и шиномонтажник рукожопНеграмотный водитель и шиномонтажник рукожоп

При этом на практике предельно просто разобраться в том, как определить текущий износ своей резины на автомобиле. Когда происходит истирание до критических значений, шина приобретает яркий цвет. Это позволяет даже без детального рассмотрения понять, что ресурс подходит к концу.

Измерение глубины

Все указанные индикаторы удобны, но предоставляют лишь ориентировочные данные. Полностью оценить износ они не могут.

Для более точных значений рекомендуется использовать специализированный измерительный прибор. Этот инструмент подходит для самостоятельной оценки степени износа шин.

Прибор помещается в протектор в нескольких местах. На устройстве есть разметка. Если уровень износа выше норм, эксплуатацию можно продолжать. При сниженных показателях в местах измерения необходимо заменить комплект.

Подручные средства

Не все хотят тратить деньги на приобретение специального измерительного устройства. В этом и нет острой необходимости, когда под рукой имеется обычная линейка или штангенциркуль. С помощью таких простейших инструментов можно быстро получить ответ на интересующий автомобилиста вопрос.

Применяя штангенциркуль, его щуп опускается на дно канавки и фиксируется значение. Точно так же операция проводится с использованием линейки.

Также хорошим подручным средством для экспресс-анализа станет самая обыкновенная монета. Если взять монету номиналом в 2 рубля, вы сможете довольно точно понять, сильно изношена шина или нет. Для этого в канавку помещают монету так, чтобы голова орла была направлена вниз. Если при погружении вы не видите голову птицы, износ нормальный, продолжать эксплуатацию можно.

Ещё отлично подходит монета номиналом 1 евро. Для легковых машин монетка опускается в канавку. Если золотой ободок исчез, с заменой спешить не нужно.

Самостоятельно разобраться с текущим износом автомобильных шин можно даже подручными средствами. Тут главное периодически проводить ревизию и вовремя определять наличие проблем.

Рекомендации для продления ресурса шин

Каждый владелец автомобиля стремится минимизировать расходы на содержание транспортного средства, извлекая из него максимальную пользу. Шины, даже при выборе доступных вариантов, остаются значительной статьей расходов.

Чтобы увеличить срок службы шин и сократить частоту их замены, следуйте нескольким рекомендациям:

  • После установки новых покрышек или снятия колес проверьте развал-схождение. Неправильная балансировка может привести к ускоренному и неравномерному износу, а также к тому, что автомобиль будет тянуть в одну сторону.
  • Соблюдайте рекомендации производителя при выборе шин. Перед покупкой ознакомьтесь с технической документацией.
  • Регулярно, хотя бы раз в неделю и во время длительных поездок, проверяйте давление в шинах. Сравнивайте его с рекомендованными значениями и при необходимости подкачивайте или спускайте.

Износ шин — естественный процесс, который неизбежен для любого автомобиля. Не стоит бояться нормального износа, так как с ним сталкиваются все автовладельцы.

Если заметите признаки аномального износа покрышек, выясните причины и, при необходимости, замените шины. Правильная эксплуатация поможет сэкономить средства и избежать серьезных последствий, связанных с износом.

Влияние условий эксплуатации на износ шин

Условия эксплуатации автомобиля играют ключевую роль в процессе износа шин. Различные факторы, такие как дорожные условия, климатические условия, стиль вождения и техническое состояние автомобиля, могут значительно повлиять на срок службы шин и их эффективность.

Дорожные условия: Шины подвергаются различным нагрузкам в зависимости от типа дорожного покрытия. На асфальтированных дорогах износ может происходить равномерно, однако на неровных, каменистых или грунтовых дорогах шины могут изнашиваться быстрее из-за повышенного трения и ударных нагрузок. Ямы, выбоины и другие дефекты дорожного покрытия также могут привести к локализованному износу, что в свою очередь может вызвать необходимость в более частой замене шин.

Климатические условия: Температура и влажность окружающей среды также влияют на износ шин. В жарком климате резина может подвергаться перегреву, что приводит к ее старению и трещинам. В условиях низких температур шины могут терять эластичность, что также способствует их быстрому износу. Кроме того, в регионах с высокой влажностью или частыми осадками шины могут подвергаться аквапланированию, что увеличивает риск повреждений и неравномерного износа.

Стиль вождения: Агрессивный стиль вождения, включающий резкие ускорения, торможения и повороты, значительно увеличивает износ шин. Водители, которые часто превышают скорость или не соблюдают правила дорожного движения, могут столкнуться с более быстрым износом протектора и боковин шин. Напротив, плавное и аккуратное вождение способствует более равномерному износу и увеличивает срок службы шин.

Техническое состояние автомобиля: Неправильная настройка подвески, несоответствующее давление в шинах и неправильный угол установки колес могут привести к неравномерному износу. Например, недостаточное давление в шинах может вызвать их боковой износ, тогда как избыточное давление может привести к быстрому износу центральной части протектора. Регулярная проверка и обслуживание автомобиля помогут избежать таких проблем и продлить срок службы шин.

Таким образом, понимание влияния условий эксплуатации на износ шин позволяет водителям принимать более обоснованные решения относительно ухода за автомобилем и выбора шин, что в конечном итоге способствует повышению безопасности и экономии на замене шин.

Вопрос-ответ

Каковы основные причины списания автомобильных шин?

“Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение” N 5. Основными причинами списания автошин являются физический износ, а также наличие дефектов, не позволяющих их дальнейшую эксплуатацию.

Какие бывают неисправности автомобильных шин?

Неисправности автомобильных шин могут включать проколы и порезы, износ протектора, неравномерный износ, повреждения боковин, утечку воздуха, а также проблемы с балансировкой и выравниванием. Эти неисправности могут привести к ухудшению сцепления с дорогой, снижению безопасности и комфорта при вождении.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте давление в шинах. Неправильное давление может привести к неравномерному износу и ухудшению сцепления с дорогой. Убедитесь, что давление соответствует рекомендациям производителя вашего автомобиля.

СОВЕТ №2

Проводите ротацию шин каждые 5-10 тысяч километров. Это поможет равномерно распределить нагрузку на шины и предотвратить их преждевременный износ. Ротация особенно важна для автомобилей с передним или задним приводом.

СОВЕТ №3

Следите за состоянием подвески и тормозной системы. Неисправности в этих системах могут привести к неправильному износу шин. Регулярные проверки и обслуживание помогут избежать серьезных проблем и продлить срок службы шин.

СОВЕТ №4

Обращайте внимание на признаки износа, такие как трещины, bulges или неравномерный рисунок протектора. Если вы заметили что-то необычное, немедленно проконсультируйтесь с профессионалом. Это поможет предотвратить аварии и дополнительные расходы на замену шин.

Ссылка на основную публикацию
Похожее