Автоматическая коробка передач (АКПП) — сложный механизм, требующий регулярного обслуживания для надежной работы автомобиля. При возникновении проблем, таких как пинки, запаздывания или рывки, автовладельцы часто рассматривают замену масла в АКПП как решение. В этой статье мы обсудим два метода замены масла: полную и частичную, а также рекомендации по замене фильтра и масла ATF своими руками. Понимание различий между этими методами поможет вам сделать осознанный выбор и продлить срок службы коробки передач, что сэкономит деньги и время на ремонте.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Перед обсуждением, что лучше: частичная или полная замена масла в автоматической коробке передач, важно понять модель и принцип работы вашей АКПП. На некоторых автомобилях нет системы охлаждения жидкости ATF с отдельным радиатором, что позволяет только частичную замену, при которой отработанное масло заменяется новым трансмиссионным.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что выбор между частичной и полной заменой масла в автоматической коробке передач зависит от состояния трансмиссии и рекомендаций производителя. Частичная замена масла, как правило, менее затратна и позволяет обновить часть жидкости, что может быть достаточным для поддержания работоспособности системы при регулярном обслуживании. Однако, если масло сильно загрязнено или имеет признаки старения, полная замена может быть более эффективной. Она обеспечивает удаление всех отложений и загрязнений, что способствует улучшению работы трансмиссии и продлению её срока службы. Важно учитывать, что полная замена требует больше времени и ресурсов, поэтому владельцам автомобилей стоит проконсультироваться с профессионалами для выбора оптимального варианта в зависимости от конкретной ситуации.
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АППАРАТНАЯ ЗАМЕНА МАСЛА
- Демонтируется пластиковый пыльник или защита нижней части моторного отсека (на многих авто таковой может не быть вовсе).
- Откручивается пробка сливного отверстия.
- После слива в заранее приготовленную емкость старого масла болт закручивается обратно. Если конструкция коробки передач не предусматривает наличие сливного отверстия, поддон откручивается целиком.
- Снимается старый и устанавливается новый фильтр АКПП.
- Очищается привалочная плоскость поддона и корпуса АКПП, магнитные элементы.
- Устанавливается новая прокладка или используется специальный прокладочный герметик для автоматических коробок передач, после чего поддон прикручивается к корпусу.
- В коробку до уровня Cold заливается чистое масло (по объему это примерно столько же, сколько было слито при снятии поддона).
- С радиатора охлаждения масла АКПП снимаются шланги.
- Необходимо кратковременно запустить двигатель, чтобы мастер мог понять, какой из отсоединенных шлангов является подающим.
- Далее, шланги через переходники подключаются к аппарату.
- Двигатель запускается, после чего аппарат начинает выполнять всю грязную работу по полной замене жидкости АТФ. При этом для замещения большого объема в процессе работы аппарата важно не только периодически изменять положение селектора, но и несколько раз сымитировать разгон автомобиля в каждом из режимов (многие мастера игнорируют этот совет).
- После завершения процесса ATF доливается до необходимо уровня.
- Автомобиль отправляется в короткую пробную поездку, после которой уровень повторно контролируется.
Критерий | Частичная замена масла АКПП | Полная замена масла АКПП |
---|---|---|
Стоимость | Дешевле | Дороже |
Объем замены | Заменяется лишь часть масла (до 40-60%) | Заменяется практически всё масло (до 90-95%) |
Время процедуры | Короче | Длительнее |
Эффективность очистки | Менее эффективна, остатки старого масла и отложений сохраняются | Более эффективна, удаляет больше загрязнений и старого масла |
Рекомендуемая периодичность | Чаще (например, каждые 30-40 тыс. км) | Реже (например, каждые 60-80 тыс. км или по необходимости) |
Воздействие на АКПП | Меньший риск повреждения АКПП из-за меньшего вмешательства | Потенциальный риск повреждения АКПП при неправильном проведении процедуры (например, из-за использования неподходящего оборудования) |
Для каких случаев подходит | Профилактическая замена, для автомобилей с небольшим пробегом и без явных проблем с АКПП | Для автомобилей с большим пробегом, при наличии проблем с АКПП (например, рывки, толчки), перед продажей автомобиля |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о частичной и полной замене масла в автоматической коробке передач (АКПП):
-
Состав масла: При полной замене масла в АКПП заменяется практически всё масло, включая то, что находится в гидротрансформаторе и в системе охлаждения. Это позволяет удалить старые загрязнения и отложения, которые могут накапливаться со временем. В то время как частичная замена (например, при замене масла через сливное отверстие) удаляет только часть масла, что может оставить некоторые загрязнения.
-
Частота замены: Полная замена масла рекомендуется проводить реже, чем частичная. Например, полную замену можно делать каждые 60-100 тысяч километров, в то время как частичную замену можно выполнять каждые 20-30 тысяч километров. Это связано с тем, что частичная замена не удаляет все загрязнения, и их накопление может привести к ухудшению работы АКПП.
-
Стоимость и доступность: Полная замена масла в АКПП обычно дороже и требует больше времени, так как включает в себя не только замену масла, но и его промывку. Частичная замена, как правило, проще и быстрее, что делает её более доступной для владельцев автомобилей, которые хотят сэкономить время и деньги. Однако, в долгосрочной перспективе полная замена может быть более выгодной для поддержания здоровья трансмиссии.
В чем магия процесса
Процесс замены масла проходит так: устройство забирает масло из шланга, перекачанное гидротрансформатором, а в обратную часть системы, где охлажденное масло возвращается в поддон, подается новая жидкость ATF в том же объеме. Для контроля состояния масла на аппарате установлены два участка магистрали из прозрачных трубок. Как только цвет новой жидкости совпадет с цветом масла в автоматической коробке передач, замена масла считается завершенной.
КАК ОСУЩЕСТВИТЬ ПОЛНУЮ ЗАМЕНУ СВОИМИ РУКАМИ
- Слейте старое масло через сливное отверстие или поддон.
- Замените фильтрующий элемент, если в этом есть необходимость.
- Установите поддон, предварительно очистив магниты и привалочные плоскости.
- Измерьте количество слитого масла, чтобы залить столько же чистой жидкости АТФ.
- Отсоедините шланг обратного слива масла, подходящий к теплообменнику либо радиатору коробки автомат.
- Подставьте под шланг емкость и попросите помощника запустить двигатель. Селектор КПП должен быть в положении N или P.
- Как только из шланга выйдет первый пузырь воздуха, заглушите мотор. Чтобы не повредить АКПП, не следует дожидаться, когда полностью прекратится выливание старого масла. Внимательно следите за этим моментом!
- Установите шланги обратно.
- Залейте слитый объем + 200-300 мл чистой ATF.
- Запустите двигатель.
- Поочередно передвиньте селектор в каждое из положений, выдерживая задержку 5-10 сек. в каждом из режимов. После этого проверьте уровень согласно инструкции завода изготовителя (масло еще будет холодным, поэтому ориентироваться нужно по отметке Cold).
Перед пробной поездкой обязательно убедитесь, что в месте прилегания поддона, сливной пробки нет утечек масла. После 5-7 км повторно проконтролируйте уровень на горячую (отметка Hot).
Обращаем внимание, что для АКПП используется стойкий к жидкости ATF прокладочный герметик.
МЕТОД ЧАСТИЧНОЙ ЗАМЕНЫ
Метод полной замены масла, описанный выше, не очень популярен среди водителей. Большинство выбирает частичную замену, которая включает следующие шаги:
- Сливается отработанное масло из поддона. Для автоматических трансмиссий без мерного щупа важно сохранить всё слитое масло в подготовленной емкости для точного расчета объема для заправки;
- При необходимости заменяется фильтр;
- Очищается магнит, удаляются остатки старой прокладки и герметика;
- Обезжириваются привалочные поверхности, затем устанавливается поддон;
- Через заливную горловину с помощью лейки и шланга заливается слитый объем жидкости в автоматическую коробку передач.
После частичной замены масла в АКПП автомобиль должен проехать 10-15 км, после чего его следует вернуть в сервис для повторной процедуры. Это необходимо, так как в труднодоступных местах, таких как полости, пакеты и гидротрансформатор, остается значительное количество масла. Некоторые владельцы автомобилей могут повторить эту процедуру до трех раз.
ТОНКОСТИ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ
Не стоит рассчитывать лишь на расчет заправочного объема по количеству слитой отработки. Вместо мерного щупа на многих моделях коробки автомат имеется специальное отверстие, через которое пальцем или изогнутым куском проволоки можно проверить уровень (в таких авто часто новая АТФ заливается до того момента, пока не потечет из мерного отверстия).
Перелив ведет к вспениванию жидкости АТФ, что может стать причиной поломки АКПП.
На большинстве моделей автоматических трансмиссий уровень проверяется на заведенном двигателе и с селектором в положении P, но и этот момент перед началом замены своими руками рекомендуем уточнить в руководстве по эксплуатации и ремонту вашего авто.
ФИЛЬТРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ
Если у вас фильтр открытого типа с сетчатым элементом, старый элемент нужно тщательно промыть и вернуть на место. Металлические фильтры закрытого типа можно заменять каждые два замены масла, если трансмиссионная жидкость ATF не перегревалась, а фрикционные пакеты не износились до клеевого слоя. Некоторые автоматические коробки передач имеют выносные фильтры.
Фильтры с фетровой мембраной, включая встроенные в поддон, а также двухслойные фильтрующие элементы, рекомендуется заменять при каждой замене масла. Это защитит автоматическую коробку передач от работы «на сухую» в холодное время года.
ЧТО ЛУЧШЕ: ЧАСТИЧНАЯ ИЛИ ПОЛНАЯ ЗАМЕНА?
Большинство производителей среди регламентных работ по обслуживанию автоматических коробок передач предполагают только частичную замену масла, которая заключается в сливе отработки, замене фильтра и доливании до уровня новой АТФки. Замены таким методом 60-70% рабочей жидкости более чем достаточно для живучих гидротрансформаторных АКПП родом из ХХ века. А при соблюдении рекомендаций заводов-изготовителей коробки, а не производителей автомобилей, которые в рекламных целях стараются уменьшить расходы владельцев на сервисное обслуживание, частичная замена обеспечит долгий срок службы и современным 5-ти, 6-ти ступенчатым АКПП.
При средней полной замене через аппарат необходимо прокачать порядка 10-15 л нового масла, что сказывается на стоимости процедуры. Посчитав расходы, вы сами сможете ответить на вопрос, что для вас лучше: частичная или полная замена. Если работа выполнена грамотно и в срок, то частичная или полная замена масла АКПП своими руками будет ничуть не хуже аппаратного способа. В любом случае заменить масло АКПП на 100% вам не удастся, а разница между методами лишь в остаточном соотношении процента свежего масла к отработке.
О чем не расскажут на СТО
В автомобилях трубки для циркуляции масла соединяются с радиаторами автоматических трансмиссий через быстросъемные фиксаторы. Для их демонтажа нужен специальный инструмент, но даже при наличии инструмента существует риск повреждения фиксатора. После повторной установки шланг может потерять надежную фиксацию, что создает опасность срыва под давлением, что уже происходило на дорогах.
Учитывая хрупкость таких фитингов, рекомендуется заменять шланги, подходящие к радиатору, после каждого снятия. Это может потребовать частичной замены своими силами.
ОБ ИНТЕРВАЛАХ ЗАМЕНЫ
Если автомобиль с 5-ти или 6-ти ступенчатой АКПП нового образца эксплуатируется в тяжелых условиях – большое количество пробок, постоянная динамичная езда, рекомендованные интервалы замены следует сокращать на 30-40%.
Ни в коем случае не следует пренебрегать сервисными интервалами так называемых мокрых DSG, а также вариаторов. АКПП из ХХ века менее требовательны к качеству рабочей жидкости, но и в их случае рекомендована замена масла раз в 80-100 тыс. км. Более подробно вопрос интервалов замены рассмотрим в статье «Нужно ли менять масло в АКПП»
ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА МАСЛА НА РЕЗУЛЬТАТ ЗАМЕНЫ
Качество масла, используемого в автоматической коробке передач (АКПП), играет ключевую роль в эффективности работы трансмиссии и ее долговечности. При замене масла, будь то частичная или полная, важно учитывать, какое именно масло будет использоваться, так как это напрямую влияет на результаты замены.
Во-первых, необходимо отметить, что масла для АКПП различаются по своим характеристикам, таким как вязкость, температура застывания, а также наличие специальных присадок, улучшающих эксплуатационные свойства. Использование масла низкого качества может привести к быстрому износу деталей трансмиссии, снижению ее производительности и даже к поломкам.
При частичной замене масла в АКПП, как правило, используется новое масло, которое смешивается со старым. Если старое масло было низкого качества или сильно загрязнено, то даже добавление нового масла не сможет полностью устранить проблемы, связанные с износом и загрязнением. В этом случае, даже если новое масло обладает высокими эксплуатационными характеристиками, его эффективность может быть значительно снижена из-за присутствия старого масла.
С другой стороны, полная замена масла предполагает удаление всего старого масла и замену его на новое. Это позволяет избежать смешивания масел разного качества и обеспечивает более чистую и эффективную работу трансмиссии. При этом важно выбирать масло, соответствующее рекомендациям производителя автомобиля, так как использование неподходящего масла может привести к негативным последствиям.
Качество масла также влияет на срок службы фильтров и других компонентов трансмиссии. Высококачественное масло с хорошими моющими свойствами помогает поддерживать чистоту внутренних поверхностей коробки передач, что снижает риск образования отложений и загрязнений. Это, в свою очередь, способствует более плавной работе трансмиссии и уменьшает вероятность возникновения проблем.
Кроме того, стоит учитывать, что некоторые производители автомобилей рекомендуют использовать только определенные марки и типы масла для АКПП. Это связано с тем, что разные масла могут иметь различные химические составы и свойства, которые могут не подходить для конкретной модели трансмиссии. Поэтому, выбирая масло для замены, важно следовать рекомендациям производителя, чтобы обеспечить оптимальную работу трансмиссии.
В заключение, качество масла является одним из самых важных факторов, влияющих на результаты замены масла в АКПП. При частичной замене масла риск смешивания с низкокачественным старым маслом может снизить эффективность работы трансмиссии, тогда как полная замена с использованием высококачественного масла обеспечивает более надежную и долговечную работу. Поэтому, принимая решение о замене масла, стоит уделить внимание не только объему замены, но и качеству используемого масла.
Вопрос-ответ
Что лучше полная или частичная замена масла в автомате?
Наиболее безопасный для коробки способ замены масла – частичный, когда жидкость обновляется в том объеме, который удается слить самотеком, без использования специальных технических средств.
Почему рекомендуют частичную замену масла в АКПП?
Коробка начинает переключаться с рывками, шумит и пробуксовывает. На этом этапе возможна частичная замена масла АКПП. Такой способ позволяет восстановить свойства коробки и удалить из нее грязь. При этом процесс замены, в отличие от полной, довольно прост и недорог.
Советы
СОВЕТ №1
Перед принятием решения о замене масла в АКПП, ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. В руководстве пользователя часто указаны оптимальные интервалы замены и тип масла, что поможет вам выбрать наиболее подходящий вариант.
СОВЕТ №2
Если ваш автомобиль имеет высокие пробеги или вы заметили проблемы с переключением передач, рассмотрите возможность полной замены масла. Это может помочь удалить накопившиеся отложения и улучшить работу трансмиссии.
СОВЕТ №3
При частичной замене масла важно помнить, что старое масло может содержать загрязнения. Рекомендуется проводить эту процедуру несколько раз подряд, чтобы постепенно улучшить качество масла в системе.
СОВЕТ №4
Не забывайте о регулярной проверке уровня масла в АКПП. Это поможет вам своевременно выявить проблемы и избежать серьезных поломок, которые могут возникнуть из-за недостатка масла или его загрязнения.