Зависимость расхода топлива от давления в шинах
Расход топлива – кого не волнует этот вопрос сейчас, когда ценники на стелах АЗС стремительно ползут вверх? Каждый ищет пути сделать свой автомобиль более экономичным и не таким расточительным для семейного бюджета. Вариантов существенного снижения расхода топлива у исправного автомобиля не так уж и много, если отбросить всякие сомнительные, например добавление различных химических реактивов в топливо, «космических» таблеток, установку магнитов на топливопровод и т.д., то остаются: ***Изменение стиля езды с активного на спокойный и размеренный. Если вы не проводите много времени в пробках, то, изменив стиль езды, можно легко снизить расход топлива при прочих равных на 10-20%! — конечно, если вы еще вчера были активно-агрессивным водителем. А что делать изначально спокойным водителям? …читать дальше 🙂 ***Установить ГБО на свой автомобиль. Если у вас дизель, то…увы. Установка ГБО существенно снижает затраты на эксплуатацию авто, но не так быстро окупается. Да и смысл в нем есть только в том случае, если автомобиль проезжает в год более 30 т.км. Газобаллонное оборудование тоже нужно обслуживать, сам баллон занимает часть багажника. Если автомобиль новый, то ГБО установить вообще не удастся, а если и получится, то только на фирменной станции и по драконовской цене. Зимой при коротких поездках двигатель долго прогревается, поэтому после пуска большую часть маршрута работает на бензине и т.д. Одним словом – ГБО хорошо, но есть много дополнительных факторов, которые все его плюсы могут легко свести в минус. Специалисты журнала «Авторевю» недавно провели тест-замеры топлива в зависимости от давления в покрышках. Предлагаю внимательно ознакомиться с их результатами. Немного теории — куда уходит энергия.
Tестовый автомобиль Peugeot 408 с скромным объемом двигателя 1,6 литра без наддува. Базовое давление, рекомендуемое заводом, — 2,3 атм. Кроме замера расхода топлива при разном давлении, испытатели проверили и тормозной путь автомобиля. Итак, если вы следите за давлением и выдерживаете рекомендации завода производителя вашего автомобиля, то вы получаете оптимальную экономичность и сбалансированные сцепные характеристики авторезины. Автомобиль уверенно управляется, без запаздывания на вращения рулевого колеса. Расход топлива в городском цикле — 8,8 л/100 км., тормозной путь на сухом асфальте — 40,4 м. Если на улице потеплело и давление в шинах резко подскочило до 2,8 атм или вы сознательно перекачали шины для улучшения отклика на руль, то расход топлива при прочих равных снизится на 0,2 л/100 км. Тормозной путь останется практически неизменным — 40,3 м. Вывод: + водитель сможет ездить более активно, немного экономить топливо при устоявшихся скоростях движения. Шины менее подвержены повреждению при движении по дорогам с плохим покрытиям. — центральная часть шины будет изнашиваться чуть быстрей, ездовой комфорт снизится из-за ухудшения амортизационных свойств покрышек.
Если снизить давление до 1,8 атм, то тормозной путь уменьшится на 1 м до 39,4 м, но расход топлива возрастет на 0,7 л на сотню! С учетом сегодняшней стоимости топлива А95 15 грн/л — этот перерасход в денежном эквиваленте выльется в
10 грн на каждые 100 км! И эта разница в расходе топлива может быть только из-за снижения давления! Если у вас стоят изначально более жесткие шины (не эко), скоростные шины с низким профилем, то разница в расходе топлива будет не менее 1 литра!
Сколько можно сэкономить бензина, если перекачать шины?
В дальнем путешествии каждый литр бензина может быть полезен. Тратить топливо попусту не хочется, и автомобилисты стараются применить «дедовские способы» для повышения экономичности транспортного средства. Самым распространенным считается способ повышения давления в шинах. Насколько он действительно полезен?
Минус литр бензина
Производители шин выпускают покрышки, которые способны работать при различных нормативах давления. Для каждого режима движения и степени загрузки автомобиля подходит определенное значение, рекомендованное изготовителем. Обычно оно колеблется от 2,0 до 3,0 атмосфер в зависимости от типа и профиля покрышки. Нормативы по давлению прописываются на люке бензобака или на боковой стойке двери у водительского места.
Водитель вправе принимать самостоятельные решения в отношении темпа езды и нагрузки на транспортное средства, а значит, может выбирать, до какого давления накачивать колеса. Теоретически повышение давления до максимально разрешенного даже при незагруженном автомобиле не вызовет резкой потери управляемости, а значит, с небольшими коррекциями по дистанции и скоростному режиму допустимо для использования на автомобиле.
Производители заявляют, что увеличение давления в шине на каждые 0,15 бара в рабочем диапазоне от 2,0 до 2,5 бара приводит к уменьшению сопротивления качению на 5%. Другими словами, если автомобилист возьмет насос и доведет давление в шине до 2,5 бара, то потребление топлива при строго прямолинейном движении может сократиться в среднем на 15-17%.
То есть при идеальных условиях хорошая накачка шин для обычной легковой машины с 1,6-литровым атмосферным мотором приносит при теплой погоде 1-1,5 л экономии на 100 км. И это вполне ощутимый результат.
В инструкциях по эксплуатации автомобилей в некоторых случаях даже указано, что перед движением по скоростным магистралям рекомендуется повысить давление на 0,2-0,3 бара. Правда, это справедливо только для низкопрофильных покрышек диаметром от 16 дюймов и выше. Такие колеса не деформируются сильно при максимальном давлении и легко выдерживают даже небольшое превышение.
Если же перекачать обычные шины выше предписанного давления на 0,3-0,5 бара, то появляется риск неравномерного износа протектора. Он истирается в середине пятна контакта.
Из чего еще складывается экономия?
Правда, сопротивление качению шин — это лишь часть процесса затормаживания автомобиля при движении. Потеря энергии движущимся транспортным средством складывается также из силы сопротивления воздуха, от воздействия сопротивления разгону и гравитационного влияния при подъемах на холмы.
К примеру, аэродинамическое сопротивление растет пропорционально квадрату скорости. Если стрелка спидометра перешла 90 км/ч, то воздушная подушка перед транспортным средством начнет сильно тормозить его, и потребуется больше энергии для поддержания равномерного движения.
Негативно сказываются на экономичности и частые разгоны и торможения. Спортивный стиль здесь противопоказан.
В общем, чтобы оправдать эффект экономии, необходимо воздержаться от спортивного стиля езды и не разгоняться свыше 90 км/ч. Тогда повышение давления в шинах на 0,3-0,4 бара позволит в реальном темпе движения по городским дорогам достичь 3-5% экономии.
За городом при равномерном небыстром движении с нечастыми обгонами тихоходов экономия может приближаться к 8-9%. Шины будут меньше греться, и снизится их износ.
Однако превышение скорости до 100-120 км/ч перечеркнет все усилия автомобилиста. Снижение сопротивления качения шины будет перекрыто возросшим аэродинамическим сопротивлением.
Давление в шинах и расход топлива. Есть ли влияние и взаимосвязь?
Очень часто мне задают вопрос по поводу давления в шинах – «Какое оно должно там быть, сколько качать, можно ли перекачивать или недокачать?» НО самое распространенное, я даже скажу заблуждение, что если колесо сильно накачено, тогда расход топлива значительно падает. И вот многие стремятся, хотя бы на 0,2 или на 0,3 атмосферы (АТМ), поднять давление. Но стоит ли? Давайте разбираться, как обычно будет и видео версия в конце …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Что же, наверное, многие слышали, что есть прямое влияние расхода топлива и давления в шинах. Но иногда оно доходит реально до абсурда — некоторые утверждают что если перекачать колесо хотя бы на 0,5 АТМ — можно добиться чуть ли не 2 -3 (а некоторые особо одаренные индивидуумы заверяют 4 литра экономии). НО все это не имеет под собой ни малейшего намека на правду (простыми словами это бред)
Нормальное давление в шинах
Сейчас мы будем брать именно гражданские автомобили, все в специальной технике давление может значительно гулять в разные стороны.
Так вот для обычного авто, с колесами R13 – 14 – 15 – 16 и соотношением профиля 80, 70, 65 оно составляет примерно 1,8 – 2,0 АТМ.
Для больших диаметров R17 – 18 – 19 – 20, от 2,3 до 2,9 АТМ
Я кстати нашел табличку одного японского производителя, вот посмотрите это занимательно.
Это усредненные показатели, однако, там написано, что если у вас на кузове есть специальные обозначения (указанные производителем), тогда стоит накачивать именно по ним.
Конечно чем больше, шире и жестче колесо тем сильнее его можно накачивать. НО всему есть предел. Опять же не рекомендуется качать шины более 3,0 АТМ
Экономия топлива
Однако многие автолюбители, из-за экономии нагнетают сильное давление в свои колеса. Так вместо 2,3 АТМ, могут загнать чуть ли не 3,0 (а кто-то мне писал что даже 4 АТМ). НО если ли смысл?
Уже не одно известное издание проводило такие эксперименты, брали обычный гражданский авто, примерно 1,6 литра (120 л.с.) замеряли расход с нормальным давлением – 2,3 АТМ, он составил примерно – 8,8 литра на 100км
Далее перекачивали на 0,5 АТМ, до 2,8 АТМ – расход действительно упал, но не критично, примерно до 8,6 литра, то есть экономия всего 0,2 литра
Превышали на 1АТМ (до 3,3 АТМ) – расход упал до 8,4л, то есть на 0,4л.
Как видите никаких 2 – 3 – 4 литров экономии топлива просто НЕТ! ДА и если логически помыслить, перекачал на 0,5АТМ что сразу сэкономил на 2 литра, то есть машина расходовала 8л, стала 6л, так что-ли? А инженеры то крупных автокомпаний и не знают, они бьются над снижением расхода и у них не получается! Просто они форумы знатоков не читали!
НО все же, экономия как вроде есть, а негативные последствия? Или можно повышать давление пока не лопнет?
Перекачивание и его последствия
А вот негатива от перекачки – предостаточно! По пунктам:
- Самое основное негативное последствие – это преждевременный износ, все дело в том, что перекаченная шина встает как бы домиком, то есть основной износ берет на себя средняя часть колеса. Износ просто огромный, если шина в среднем ходит около 60 000 км, то перекаченная в лучшем случае около 30 000 км
- Управляемость– пятно контакта с дорогой уменьшается (из-за жесткости резины), поэтому сцепление также падает. Тормозной пусть растет при перекачке на 0,5АТМ на 2 метра, при 1АТМ на 4 метра. Также мокрая дорога, лужи и прочее все переносится намного сложнее
- Элементы подвески – они также страдают, ведь нет демпфера в виде колеса (оно дубовое), поэтому преждевременно могут выходить из строя элементы передней и задней подвесок (стойки амортизаторов, стойки стабилизаторов, шаровые, сайлентблоки и т.д.)
- Комфорт– ну и ездить на таких шинах, ОЧЕНЬ не комфортно, вы пятой точкой будете чувствовать все неровности на дороге
Если подвести небольшой итог, то получается что сэкономив 0,4л на 100км (то есть 4л на 1000км, если взять литр бензина по 40 рублей, то получается всего 160 рублей на 1000 км). Или 160Х30 = 4800 рублей, это за 30 000 километров. Ну а потом менять резину, ведь она износилась. А если у вас колесо скажем R18, то оно одно может стоять около 12000рублей (да и R15 будет стоять около 3000 – 5000рублей). НУ и конечно подвеска даст о себе знать. Простыми словами на расходе топлива сэкономили 4800! НО нужно купить новую резину и перетрясти подвеску (просто «офигительная» экономия).
Недокачивание шин и последствия
НУ и в заключении хочется сказать про недокачку колес. Также были такие же исследования и вот что получается:
- Если недокачать на 0,5АТМ – то расход топлива вырастает на 0,7л на 100км (это много, стоит довести до нормы)
- Падает динамика – очень сложно толкать спущенное колесо
- Износ резины – опять же преждевременный, только здесь она изнашивается по краям колеса, а не в середине
- Шина может слететь с диска – действительно это так, если недостаточное давление
Положительные моменты, всего два – укорачивается тормозной пусть, примерно на 1 метр, а также немного вырастает комфорт салона (неровности лучше проглатываются). Подвеска кстати не страдает, это также как косвенный плюс.
Сейчас небольшое видео смотрим
Что в итоге – давление в шинах и расход топлива взаимосвязаны, но не так категорично как кажется на первый взгляд. Так что качайте столько – сколько указал ваш производитель, тогда и колеса и подвеска будут ходить долго! НА этом заканчиваю искренне ваш АВТОБЛОГГЕР
Как давление в шинах влияет на расход топлива
Помогает ли накачка шин меньше расходовать топливо? Расставляем все точки на i и отвечаем фантазёрам лично добытыми пруфами.
О том, что хорошо накачанные шины помогают экономить топливо, я слышал много раз. Причём, говорят об этом как рядовые автолюбители — коллеги и знакомые, так и уважаемые издания, которые могут давать рекомендации с позиции эксперта.
В народе укрепилась мысль, что если перекачать шины выше норматива — например, вместо рекомендованных 2,2 атмосферы нагнать туда 3, чтоб аж звенели, то можно сократить расход бензина на 10-15%. А кто-то даже говорит что вообще в два раза.
Ого, это же золотая жила, деньги — из воздуха!
Если порассуждать, то какая-то логика здесь есть. Чем жёстче рельеф шины, тем меньше она расплющивается на поверхности дороги. А когда уменьшается площадь контакта, тогда и сопротивление качению снижается. Грубо говоря: резина покрышки не цепляется за асфальт и не «вязнет». То есть колесо крутится чуть ли не само по себе, накатом. Значит, топливо при этом почти не тратится?
В теории интересно, вот ещё бы на практике подтвердилось. Вместо того чтобы растекаться в рассуждениях, лучше провести реальные испытания и убедиться во всём лично.
Как влияет давление в шинах на расход топлива легкового автомобиля
Опыт проводился на моём собственном автомобиле — Шкода Рапид. Для чистоты эксперимента был выбран один и тот же день, чтобы ни погода, ни настроение не повлияли как-нибудь на результат. Солнце светит, ветра нет. Самочувствие прекрасное, полёт нормальный.
Я заранее присмотрел подходящий участок дороги на объездной трассе. Он прямой, широкий и не сильно оживлённый. Как раз то, что нужно, чтобы никто не помешал мне ровно преодолеть намеченный маршрут длиной 10 км из точки А в точку Б на одной и той же скорости 90 км/час.
В общем, созданы абсолютно одинаковые условия для двух экспериментальных заездов. Разница только в уровне давления в шинах.
Как давление в шинах 2 атм влияет на расход топлива
Проверяю шины: в каждой манометр показывает 2 атм. Поехали! Успел послушать две песни и рекламу по радио. Вот и конечная отметка. Что там показывает бортовой компьютер? Расход топлива 4,7 л. По мне — и так нормально, но если можно улучшить результат, то почему бы и нет?
Как давление в шинах 2,5 атм влияет на расход топлива
Обнуляю показания БК. Подкачиваю шины до 2,5 атм. — готовлюсь зафиксировать результат, который удивит и порадует. Стартую, финиширую. Дисплей показывает всё те же 4,7 л. Чуда не произошло — расход не изменился ни на грамм.
Теперь я быстро и с полным основанием заканчиваю споры об экономии топлива, когда разговор заходит о волшебном способе накачки шин. Просто показываю свои замеры и фантазёры тут же спускаются на землю.
Но один важный момент я всё-таки должен уточнить. Разницы в расходе бензина нет, если сравнивать нормативно накачанные и слишком накачанные шины. Но вот если воздуха недостаточно, так что шины слегка подспущены, тогда разница появится, и не в пользу кошелька.
Следует заглянуть в инструкцию к автомобилю и довести количество атмосфер до рекомендованного уровня. Рабочие характеристики шин рассчитаны так, чтобы транспортное средство эксплуатировалось в оптимальном режиме. Тогда и сцепление, и ходовые качества, и сопротивляемость аквапланированию будут в порядке, и топливо будет расходоваться рационально.
Если лень листать мануал, поищите подсказки о «правильном» давлении шин на бардачке, лючке бензобака или в дверном проёме.
А если вопрос «как экономить бензин» не даёт вам покоя, то обратите внимание на другие моменты, например аэродинамику машины. Багажник на крышу прицепили? Разные колхозные обвесы и антикрылья примостили? Вот здесь вы быстрее найдёте причину большого расхода и догадаетесь, как её устранить.