Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Как менять клапана ГБЦ? Что нужно знать?

Замена клапанов головки блока цилиндров (ГБЦ) — важная процедура, влияющая на работу двигателя. В статье рассмотрим процесс замены клапанов, необходимые инструменты, последовательность действий и советы по притирке клапанов к седлу. Эти аспекты помогут избежать ошибок и обеспечить надежную работу двигателя, повысив его эффективность и долговечность.

Краткие сведения

Клапаны имеют простую конструкцию и высокую износостойкость благодаря материалам, способным выдерживать большие нагрузки.

Замена клапанов головки блока цилиндров (ГБЦ) — это сложная задача, требующая внимательности и знаний. Эксперты подчеркивают, что перед началом работы необходимо тщательно изучить техническую документацию автомобиля, чтобы понять особенности конструкции и последовательность действий. Важно иметь под рукой все необходимые инструменты, включая специальные ключи и приспособления для снятия и установки клапанов.

Кроме того, специалисты рекомендуют проверять состояние направляющих и седел клапанов, так как их износ может привести к неправильной работе двигателя. Не менее важным этапом является правильная регулировка зазоров, что обеспечит оптимальную работу двигателя. Наконец, эксперты советуют не забывать о необходимости замены прокладок и герметиков, чтобы избежать утечек масла и охлаждающей жидкости.

Как Притереть Клапана ГБЦ за 5 Минут? Это Скрывают ПрофиКак Притереть Клапана ГБЦ за 5 Минут? Это Скрывают Профи

Сам клапан состоит из нескольких участков:

  • тарелки (нижняя расширенная часть детали);
  • стержня (верхняя узкая часть детали, идущая от тарелки кверху);
  • фаски (место прилегания тарелки к блоку цилиндров);
  • кромки тарелки;
  • торца стержня (верхняя его часть, расположенная над выточкой);
  • выточки под сухари (небольшая канавка под торцом).

Место контакта тарелки и головки блока цилиндров называют седлом. Оно изготавливается из стали или чугуна и запрессовывается в ГБЦ.

Этап работы Необходимые инструменты и материалы Важные замечания и предосторожности
Демонтаж головки блока цилиндров (ГБЦ) Специальный ключ для свечей зажигания, головки, воротки, трещотка, набор головок, съемник ГБЦ, домкрат, подставки под двигатель, ветошь Обеспечить фиксацию двигателя, аккуратно отсоединить все шланги и проводку, запомнить порядок расположения деталей, избегать повреждения поверхности ГБЦ
Демонтаж старых клапанов Специальный съемник клапанов, молоток, оправки, защитные очки Действовать аккуратно, чтобы не повредить направляющие втулки, использовать правильные оправки для каждого клапана
Проверка состояния направляющих втулок и седел клапанов Микрометр, щуп, шаблон Измерить диаметр втулок и состояние седел, при необходимости заменить изношенные детали
Установка новых клапанов Новые клапаны, смазка для направляющих втулок, приспособление для установки клапанов Установить клапаны аккуратно, использовать смазку для облегчения установки и предотвращения повреждений
Притирка клапанов Притирочная паста, специальный инструмент для притирки Добиться равномерного прилегания клапана к седлу, контролировать качество притирки
Установка пружин клапанов Специальный инструмент для установки пружин клапанов Использовать правильный инструмент, избегать повреждения пружин и тарелок
Сборка ГБЦ Герметик для ГБЦ, моментный ключ Нанести герметик согласно инструкции, затянуть болты ГБЦ с правильным моментом затяжки
Установка ГБЦ на двигатель Все инструменты, использованные на этапе демонтажа Проверить все соединения, заполнить систему охлаждения
Проверка герметичности системы Опрессовочное оборудование Проверить на утечки охлаждающей жидкости и масла

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о замене клапанов в головке блока цилиндров (ГБЦ):

  1. Точная регулировка: При замене клапанов важно не только установить новые детали, но и правильно отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами (если они есть). Неправильный зазор может привести к снижению производительности двигателя и увеличенному износу деталей.

  2. Материалы клапанов: Клапаны могут быть изготовлены из различных материалов, таких как сталь, титан или композитные сплавы. Титановые клапаны легче и устойчивее к высоким температурам, что делает их популярными в спортивных автомобилях, но они также дороже.

  3. Состояние седел клапанов: Перед установкой новых клапанов необходимо проверить состояние седел клапанов. Если седла изношены или повреждены, их нужно будет обработать или заменить, чтобы обеспечить надежное уплотнение и избежать утечек компрессии.

Эти аспекты играют важную роль в процессе замены клапанов и могут значительно повлиять на эффективность и долговечность двигателя.

ПРИТИРКА КЛАПАНОВ за 5 минут!!! Быстро, дешего, легко! Притираем клапана своими руками!ПРИТИРКА КЛАПАНОВ за 5 минут!!! Быстро, дешего, легко! Притираем клапана своими руками!

По своему назначению клапаны бывают двух видов:

Впускной

Отвечает за подачу топливовоздушной смеси в цилиндро-поршневую систему. Имеют цельный стержень и, обычно, тарелку большего диаметра для улучшения рабочих свойств.

КАК СНЯТЬ КЛАПАНА БЕЗ ИНТСРУМЕНТА И ПОСТАВИТЬ. БЫСТРЫЙ СПОСОБ. КАК ЗАСУХАРИТЬ, РАССУХАРИТЬ КЛАПАНА.КАК СНЯТЬ КЛАПАНА БЕЗ ИНТСРУМЕНТА И ПОСТАВИТЬ. БЫСТРЫЙ СПОСОБ. КАК ЗАСУХАРИТЬ, РАССУХАРИТЬ КЛАПАНА.

Выпускной

Клапан, отвечающий за отвод отработанных газов в двигателе внутреннего сгорания, имеет уникальную конструкцию. Его стержень представляет собой полую трубку с натрием внутри, что эффективно охлаждает выпускной клапан, который нагревается сильнее впускного. Для таких клапанов используется жаропрочный металл.

Почему требуется замена клапанов?

При нормальной эксплуатации клапаны могут изнашиваться и требовать замены после пробега около 300 тысяч километров.

Существуют две основные причины для внеплановой замены: прогорание и деформация клапанов.

Преждевременное прогорание может случиться из-за:

  • постоянной езды на максимально возможных оборотах и, как следствие, детонирующий двигатель;
  • частой заправки низкокачественным горючим;
  • неправильно отрегулированного зазора (зазор слишком маленький и теплоотвод нарушен);
  • неподходящего калильного числа свечей зажигания, и пр.

Деформируется клапан при обрыве цепи ГРМ или в том случае, когда она перемещается на несколько звеньев (такое случается при плохом натяжении). В результате стержень прогибается, что приводит к неплотному прилеганию тарелки к седлу.

Процесс замены клапанов ГБЦ

Чтобы заменить газораспределительный механизм, нужно разобрать и собрать его. Процесс может варьироваться в зависимости от модели автомобиля и конструкции двигателя, но порядок действий в целом схож. Последовательность выглядит так:

Демонтаж ГБЦ

Для этого потребуется:

  • Отсоединить провод и «минусовую» клемму аккумулятора, убрать трубки и шланги, подающие технические жидкости, а также топливные магистрали, снять навесное оборудование.
  • Демонтировать крышку головки блока цилиндров (ГБЦ).
  • Открутить болты, фиксирующие ГБЦ.
  • Снять головку блока цилиндров.

Демонтаж распределительного вала

Последовательность действий:

  • Удалите приводной ремень.
  • Снимите зубчатый шкив.
  • Открутите болты, фиксирующие крышку распредвала.
  • Демонтируйте крышку и сальники.
  • Извлеките распредвал.

Перед началом работы выкрутите свечи зажигания, чтобы избежать их повреждения.

Рассухаривание клапанов

Процесс осуществляется с помощью специального инструмента — рассухаривателя.
Некоторые используют дедовский метод. Для этого необходимо:

  • закрыть место, откуда должен выскочить сухарь тряпкой (чтобы поймать его);
  • установить свечник или высокую головку с диаметром меньше, чем у шайбы фиксированной сухарями;
  • резко ударить молотком по тарелке таким образом, чтобы пружина оказалась сжатой до размеров сухаря; это спровоцирует его выскочить.

Метод можно использовать в крайнем случае и имея опыт. Новичок рискует нанести серьезные повреждения клапану, например, погнуть его. Покупка рассухаривателя — лучший вариант.

Снятие маслосъемных колпачков

Эту деталь, как и прокладки головки, нужно заменить на новые.

Очистка и осмотр клапанов

После проведенных манипуляций извлеченные из втулки клапаны очищают от нагара и осматривают на предмет повреждений.

В зависимости от степени повреждения, деталь необходимо:

  • заменить на новую;
  • очистить и притереть.

Важно проверить седло клапана. Если на нем есть серьезные прогары и раковины, которые не устраняются притиркой, потребуется специальный инструмент — шарошка или борфреза. Шарошка — это насадка для обработки металлических поверхностей, устанавливаемая на дрель для устранения механических повреждений.

При работе нужно быть осторожным и не снимать слишком большой слой металла. Сильно давить на дрель не следует, чтобы избежать перегрева и усложнения обработки. Рекомендуется смазывать головку шарошки специальным составом для уменьшения износа.

Новый набор клапанов нужно приобретать при полном разрушении детали или деформации стержня. Погнутый стержень теоретически можно выпрямить, но затраты времени и усилий не оправдают себя.

При выборе клапанов важно, чтобы они были идентичны, особенно по высоте. Поверхность не должна иметь царапин, сколов или других повреждений. Перед установкой желательно отполировать деталь, кроме фаски, которую следует притереть.

После притирки клапанов необходимо собрать конструкцию, выполняя все действия в обратном порядке.

Притирка клапанов

Ключевой момент замены — притирка клапана к седлу. Процедура направлена на устранение малейших несоответствий при контакте деталей в процессе работы и повышения герметичности.

Притирочная паста

Перед началом работы необходимо подготовить притирочную пасту. На рынке есть множество вариантов — от недорогих до профессиональных.

Пасты различаются по рабочим характеристикам: крупнозернистые, мелкозернистые и промежуточные. Рекомендуется иметь оба типа.

Крупнозернистые пасты предназначены для начальной притирки, а мелкозернистые — для завершающей обработки.

Паста выполняет функцию наждачной бумаги, шлифуя детали и обеспечивая их совместимость.

Последовательность действий по притирке клапанов такова:

  1. На фаску (клапан должен быть предварительно вычищен, если нет надобности в его замене на новый) наносится тонкий равномерный слой крупнозернистого состава.
  2. Клапан вставляется во втулку, пружина должна находиться на своем месте. На стержень рекомендуется нанести графитную смазку. Это снизит сопротивление при вращении и сделает процесс самого вращения легче. Плюс к этому, графитная смазка препятствует попаданию во втулку частиц пасты.
  3. На стержне закрепляется инструмент для притирания. Обычно используют дрель, работающую в реверсивном режиме, которая присоединяется к клапану с помощью шланга, закрепленного специальными хомутами на стержне и самой дрели. Можно также использовать ручную дрель или отвертку, но тогда процедура занимает намного больше времени.
  4. Вращение дрели обязательно должно происходить на малых оборотах, примерно 500 об/мин. В противном случае произойдет перегревание клапанных поясков и седел.
  5. В процессе необходимо имитировать поступательно-возвратные движения клапанов, а не ограничиваться круговыми.
  6. Когда все неровности будут сглажены, клапан извлекают и тщательно очищают. О завершении притирки можно узнать по сероватой полоске (несколько миллиметров шириной) на поверхности ножки. Если полоска присутствует, значит, притирка завершена.
  7. Затем на фаску наносится слой пасты для вторичной обработки, и все манипуляции повторяются. Важно в конце тщательно очистить деталь от загрязнений.
  8. Чтобы определить степень притирки, можно использовать масло, как ранее пасту, и произвести финишную притирку. После нее будет видно, насколько хорошо прилегает клапан к седлу.
  9. Герметичность проверяется при помощи керосина. Для этого клапан устанавливается на свое место, в головку, вместе с пружиной. Уложив головку на бок, необходимо залить в закрываемый клапаном канал немного керосина. Герметичная конструкция не пропускает керосин в камеру сгорания.

Замена клапанов — довольно хлопотная процедура, хотя не такая уж и сложная. Для любителя наибольшую трудность представляет правильно разобрать и собрать ГРМ. Чтобы избежать ошибки, следует тщательно запоминать расположение всех разбираемых элементов конструкции относительно друг друга. Чтобы при сборке не перепутать ничего, некоторые в процессе демонтажа пользуются специальным маркером, помечая на деталях места соединения и расположения тех или иных элементов.

Установка новых клапанов и сборка ГБЦ

Установка новых клапанов в головку блока цилиндров (ГБЦ) — это важный этап в процессе ремонта двигателя. Правильная установка клапанов обеспечивает надежную работу двигателя, его эффективность и долговечность. Рассмотрим основные шаги, которые необходимо выполнить для успешной установки клапанов и сборки ГБЦ.

Подготовка к установке клапанов

Перед тем как приступить к установке новых клапанов, необходимо тщательно подготовить рабочее место и инструменты. Убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты, такие как:

  • Ключи и отвертки
  • Специальный инструмент для установки клапанов
  • Масло для смазки клапанов
  • Клапанные пружины и шайбы
  • Ключ для затяжки головки блока цилиндров

Также важно очистить поверхность ГБЦ от старого масла и грязи, чтобы избежать загрязнения новых деталей.

Установка клапанов

Перед установкой новых клапанов убедитесь, что они соответствуют спецификациям вашего двигателя. Для установки клапанов выполните следующие шаги:

  1. Смазка клапанов: Нанесите небольшое количество масла на стержни клапанов для предотвращения износа при первом запуске двигателя.
  2. Установка клапанов: Вставьте клапаны в соответствующие отверстия в ГБЦ. Убедитесь, что клапаны установлены в правильном порядке и направлении.
  3. Установка пружин: Установите клапанные пружины на клапаны. Убедитесь, что пружины правильно расположены и не имеют повреждений.
  4. Установка шайб: Если в конструкции предусмотрены шайбы, установите их на клапаны перед установкой пружин.

Затяжка клапанов

После установки клапанов и пружин необходимо произвести их затяжку. Это важный этап, так как неправильная затяжка может привести к повреждению клапанов или их неправильной работе. Для затяжки клапанов выполните следующие действия:

  • Используйте динамометрический ключ для обеспечения правильного момента затяжки, указанного в технической документации.
  • Следуйте рекомендованной последовательности затяжки, чтобы избежать перекоса ГБЦ.

Сборка ГБЦ

После установки клапанов и их затяжки можно переходить к сборке ГБЦ. Этот процесс включает в себя:

  1. Установку прокладки: Убедитесь, что прокладка ГБЦ чистая и не имеет повреждений. Установите ее на блок цилиндров.
  2. Установка ГБЦ: Аккуратно установите ГБЦ на блок цилиндров, следя за тем, чтобы не повредить прокладку.
  3. Закрепление ГБЦ: Используйте динамометрический ключ для затяжки болтов ГБЦ в соответствии с рекомендациями производителя.

Проверка и тестирование

После завершения установки клапанов и сборки ГБЦ важно провести проверку всех соединений и тестирование двигателя. Убедитесь, что нет утечек масла или охлаждающей жидкости, и что двигатель запускается без посторонних звуков. Рекомендуется провести обкатку двигателя, чтобы убедиться в его правильной работе.

Следуя этим шагам, вы сможете успешно установить новые клапаны и собрать ГБЦ, что обеспечит надежную работу вашего двигателя на долгие годы.

Вопрос-ответ

Можно ли самостоятельно заменить клапаны двигателя?

Установка и снятие клапанов не требует профессионализма, хотя определённая сноровка необходима. Тем не менее, мы рекомендуем обратиться в автомастерскую, поскольку замена клапанов происходит непосредственно в двигателе, то есть в самом сердце автомобиля.

Как понять, что клапана под замену?

Самый распространенный симптом, который указывает на прогар клапанов, – троение двигателя на любом режиме. Двигатель постепенно сбавляет мощность, а расход топлива увеличивается. Также при прогаре клапана заметен хлопающий выход отработанных газов из глушителя.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом работы обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические моменты, касающиеся замены клапанов, которые могут отличаться в зависимости от модели и двигателя.

СОВЕТ №2

Подготовьте все необходимые инструменты и запчасти заранее. Вам понадобятся ключи, отвертки, специальные приспособления для снятия и установки клапанов, а также новые прокладки и, возможно, новые клапаны. Это поможет избежать задержек в процессе работы.

СОВЕТ №3

Обязательно следите за порядком снятия и установки клапанов. Используйте метки или запишите последовательность, чтобы избежать путаницы при сборке. Это особенно важно, если вы работаете с несколькими клапанами одновременно.

СОВЕТ №4

После завершения замены клапанов проведите тщательную проверку всех соединений и установленных деталей. Убедитесь, что нет утечек, и что все элементы установлены правильно, прежде чем запускать двигатель. Это поможет избежать серьезных повреждений в будущем.

Ссылка на основную публикацию
Похожее