Стартер — ключевой элемент системы запуска автомобиля. Его неисправность может вызвать серьезные проблемы. В этой статье рассмотрим основные признаки неисправности стартера и предложим пошаговые инструкции по ремонту своими руками. Вы узнаете, как проверить втягивающее реле, заменить щетки и втулки, что поможет сэкономить на ремонте и приобрести полезные навыки в обслуживании автомобиля. Не откладывайте решение проблемы — действуйте уже сегодня!
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ
Существует два основных метода диагностики неисправностей стартера: по симптомам и на основе дефектовки после разборки. Рассмотрим основные причины поломок и их проявления.
- Стартер вращается, но двигатель не запускается. Если исключены проблемы с системами питания, зажигания, ГРМ и иммобилайзером, это может указывать на износ щеток стартера. При таком износе коленчатый вал вращается медленнее. Перед ремонтом стоит проверить надежность соединений клемм, наличие окислов и уровень заряда аккумулятора.
- Стартер щелкает, но не вращается. Причиной может быть износ щеток, низкий заряд аккумулятора или окисление на клеммах питающего провода и гибкой массы.
- Стартер срабатывает, но коленчатый вал не движется. Слышно вращение якоря стартера, но маховик остается неподвижным. Поломка может проявляться периодически. Ремонт заключается в замене бендикса. В редких случаях симптомы могут быть вызваны слизыванием зубьев на венце маховика или шестерне бендикса.
- Не срабатывает втягивающее реле. Соленоид внутри реле, получая напряжение, перемещает вилку, соединяя шестерню бендикса с венцом маховика и замыкая контактную пластину клеммы питания электродвигателя. Если после поворота ключа в положение Start напряжение не поступает на управляющий вывод реле, или само реле неисправно, контакты не замкнутся, что не позволит включить электродвигатель.
- Стартер продолжает вращаться после запуска двигателя. Это может быть вызвано залипанием контактной пластины втягивающего реле.
Эксперты в области автосервиса утверждают, что ремонт стартера автомобиля своими руками — это вполне выполнимая задача для опытного автолюбителя. В первую очередь, необходимо тщательно диагностировать проблему: часто причиной неисправности становятся изношенные щетки или поврежденные соединения. Специалисты рекомендуют начать с проверки аккумулятора и проводки, так как слабый заряд может быть причиной неудачных попыток запуска.
Если стартер требует разборки, важно запомнить порядок снятия деталей, чтобы избежать путаницы при сборке. Замена щеток и чистка контактных поверхностей — это основные операции, которые можно выполнить самостоятельно. Однако эксперты предостерегают от чрезмерного увлечения ремонтом, если проблема более серьезная, например, с обмоткой или ротором. В таких случаях лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать дополнительных затрат и проблем.
КАК ПРОВЕРИТЬ СВОИМИ РУКАМИ
Не снимая стартер с автомобиля, можно достоверно проверить лишь плохой контакт и факт неисправности цепи управления втягивающего реле. Если стартер не реагирует на поворот ключа в положение Start, перемкните напрямую отверткой силовые выводы втягивающего реле. Срабатывание стартера будет свидетельствовать о неисправности в цепи управления или самом тяговом реле.
Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, в режиме измерения постоянного тока проверьте, приходит ли напряжение на управляющий вывод после поворота ключа зажигания в положение Start. Если напряжение поступает, но втягивающее не срабатывает (нет характерного щелчка), тяговое реле нуждается в ремонте либо замене.
Перед разборкой рекомендуем изучить устройство и принцип работы автомобильного стартера. Также при ремонте важно понимать принцип работы и методы диагностики втягивающего реле, бендикса стартера.
Проблема со стартером | Возможная причина | Способ решения/Проверка |
---|---|---|
Стартер не крутит | Севший аккумулятор | Проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Зарядить или заменить аккумулятор. |
Стартер медленно крутит | Разряженный аккумулятор, изношенные щетки, поврежденный бендикс, низкое напряжение в бортовой сети | Проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Проверить щетки стартера на износ. Проверить бендикс на свободный ход и повреждения. Проверить проводку и соединения. |
Стартер щелкает, но не крутит | Севший аккумулятор, окисленные клеммы, неисправный втягивающее реле, поврежденный бендикс | Проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Очистить клеммы. Проверить втягивающее реле на работоспособность. Проверить бендикс на свободный ход и повреждения. |
Стартер крутит, но двигатель не запускается | Неисправность системы зажигания, проблемы с топливной системой, неисправность двигателя | Проверить систему зажигания (свечи, катушка зажигания, высоковольтные провода). Проверить топливную систему (наличие топлива, давление топлива). Проверить компрессию в цилиндрах. |
Стартер сильно греется | Залипание втягивающего реле, короткое замыкание в обмотках стартера | Проверить втягивающее реле на залипание. Проверить обмотки стартера на короткое замыкание. |
Посторонние шумы при работе стартера | Износ подшипников, повреждение шестерен | Разобрать стартер и проверить состояние подшипников и шестерен. Заменить изношенные детали. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о ремонте стартера автомобиля своими руками:
-
Простота конструкции: Стартер — это относительно простое устройство, состоящее из нескольких основных компонентов: электродвигателя, редуктора и соленоида. Многие владельцы автомобилей могут самостоятельно разобрать и почистить стартер, заменив изношенные детали, такие как щетки или подшипники, что может значительно продлить его срок службы.
-
Проверка на работоспособность: Перед тем как разбирать стартер, можно провести простую диагностику. Например, если стартер щелкает, но не крутит двигатель, это может указывать на проблему с аккумулятором или соединениями. Проверка напряжения на клеммах стартера с помощью мультиметра может помочь определить, в чем именно проблема, и избежать ненужного ремонта.
-
Использование подручных средств: Для ремонта стартера не всегда нужны специализированные инструменты. Многие владельцы автомобилей используют обычные инструменты, такие как отвертки, плоскогубцы и мультиметры. Кроме того, для очистки контактов и деталей можно использовать доступные средства, такие как изопропиловый спирт или очиститель для контактов, что делает процесс ремонта более доступным и экономичным.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПОЛОМКИ
- Износ щеток из-за контакта с вращающимся якорем. Степень износа можно оценить визуально или с помощью штангенциркуля, сравнив толщину новых и использованных щеток.
- Износ коллекторных пластин. Щетки изнашиваются быстрее, чем контактные пластины якоря, но и они могут стать непригодными после нескольких сотен тысяч километров. Уровень износа определяется глубиной проточки от трения со щетками. При недостаточном прилегании щеток может возникнуть искровой разряд, приводящий к выгоранию и отслаиванию частей ламелей. Другие дефекты, вызванные биением и осевым люфтом вала якоря, включают овальность и смещение зоны трения щеток.
- Нарушение изоляции контактов коллектора может привести к пробою на массу корпуса якоря и межвитковому замыканию.
- Износ втулок, фиксирующих вал якоря. Серьезный износ бронзовых или меднографитовых втулок может вызвать биение вала, что ускоряет выход меднографитовых щеток из строя и приводит к неравномерному износу коллектора. Износ втулок также может смещать пластины якоря, что приводит к межвитковому замыканию.
- Износ или неправильный выбор дистанционных шайб, предотвращающих осевой люфт вала якоря.
- Обгорание контактной пластины втягивающего реле, вызванное перегоранием обмотки или межвитковым замыканием катушки соленоида.
- Износ шестерни вала якоря.
- Отклеивание магнитов от корпуса стартера.
- Перелом клеммы плюсового провода от силовой клеммы втягивающего реле к щетке. Клеммы могут корродировать из-за агрессивной среды.
РЕМОНТИРОВАТЬ ИЛИ ЗАМЕНИТЬ
Операции, которыми в большинстве случаев ограничивается собственноручный ремонт стартера:
- замена щеточного узла. Мы уже рассматривали, как заменить щетки стартера своими руками, поэтому останавливаться на этом не будем;
- очистка мелкозернистой наждачной бумагой рабочей зоны коллектора;
- смазка планетарного редуктора, вала якоря в месте перемещения вилки втягивающего реле;
- полная очистка всех деталей от продуктов износа графитовых щеток и коллектора, грязи.
Многие производители не предусматривают ремонт и обслуживания втягивающего реле, поэтому для разборки его развальцевать. Сделать это можно лишь с целью зачистки наждачной бумагой либо надфилем контактных областей болтов клемм, пластины. При обнаружении межвиткового замыкания либо пробоя на корпус ремонту своими руками рекомендуем предпочесть замену. Также нам кажется весьма сомнительной идея ремонта ламелей коллектора и перемотки якоря стартера. Для широко распространенных моделей стартеров такой ремонт попросту невыгоден, так как чаще проще отыскать исправную б/у деталь на разборке либо вовсе купить новый пускач.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
- Перед отсоединением клемм для ремонта или замены стартера отключите клемму от отрицательного вывода аккумулятора.
- При проверке снятого стартера надежно зафиксируйте его в тисках.
- Для вращения якоря, даже без соединения с венцом маховика, требуется значительный ток. При тестировании после ремонта избегайте тонких проводов и обеспечьте надежный контакт на силовых выводах.
- Параметры допустимого осевого и радиального люфта, а также минимальный диаметр коллектора указаны в технической документации. Узнайте модель стартера, она должна быть на идентификационной маркировке корпуса.
- При сборке соблюдайте порядок установки дистанционных шайб, ограничивающих осевой люфт. Ставьте метки и делайте фотографии в процессе разборки.
- Смазывайте только планетарный редуктор, используя консистентную смазку для ШРУСов. Не смазывайте рабочую поверхность меднографитовых втулок, так как смазка притягивает пыль и превращается в абразивную пасту.
ИЗМЕРЕНИЕ ОСЕВОГО И РАДИАЛЬНОГО ЛЮФТА
Люфт вала якоря следует проверять еще до разборки. Для этого достаточного пальцами пошатать в радиальном и осевом направлении сам вал. При значительном люфте нужно не только заменить втулки, но и измерить выработку на самом валу, так как в случае критического износа ограничение ремонта лишь заменой втулки особого результата не принесет. Измерить осевой люфт можно с помощью штангенциркуля. Для точной проверки радиального люфта используется индикатор часового типа со штативом.
ПРОВЕРКА ЯКОРЯ
В видео представлен простой метод проверки межвиткового зажигания. Для диагностики подключите один контакт лампочки к валу якоря, а второй — к ламелям коллектора. Если пробоя на корпусе нет, лампочка не загорится.
ВТУЛКИ, БЕНДИКС
Исправная обгонная муфта должна вращаться только в сторону вращения стартера. Сам бендикс ремонту не подлежит, поэтому в случае поломки его следует заменить. Для снятия муфты необходимо сдвинуть по валу ограничительно кольцо, после снять стопорное кольцо. При промывке старого бендикса не используйте очистители в аэрозолях, так как они способны вымыть внутреннюю смазку обгонной муфты.
На видео показано, как заменить втулки стартера своими руками.
СБОРКА И УСТАНОВКА СТАРТЕРА
После того как стартер был разобран и все его компоненты проверены на наличие повреждений, можно приступать к сборке. Важно следовать последовательности и учитывать особенности конструкции вашего стартера, так как они могут различаться в зависимости от модели автомобиля.
1. Подготовка компонентов: Перед началом сборки убедитесь, что все детали чистые и сухие. Если вы заменяли какие-либо элементы, такие как щетки или подшипники, убедитесь, что они соответствуют спецификациям вашего стартера. Проверьте, что все необходимые инструменты под рукой: отвертки, ключи, смазка и т.д.
2. Сборка ротора: Начните с установки ротора на вал. Убедитесь, что он правильно зафиксирован и не имеет люфта. Если ваш стартер имеет магнитные элементы, установите их в соответствии с инструкцией. Обратите внимание на направление установки, так как это может повлиять на работу устройства.
3. Установка щеток: Щетки должны быть установлены в соответствующие гнезда. Убедитесь, что они свободно движутся и не заедают. Если щетки новые, проверьте их длину и убедитесь, что они достаточно длинные для нормальной работы. После установки щеток, зафиксируйте их пружинами или другими крепежными элементами.
4. Сборка корпуса: После установки всех внутренних компонентов, аккуратно соберите корпус стартера. Убедитесь, что все уплотнительные элементы на месте, чтобы избежать попадания влаги и грязи внутрь устройства. Закрепите корпус с помощью винтов, следя за тем, чтобы они были затянуты равномерно и не были перетянуты.
5. Установка редуктора: Если ваш стартер имеет редуктор, установите его на место, следуя инструкции. Убедитесь, что все шестерни правильно совмещены и что редуктор вращается свободно.
6. Проверка и тестирование: После сборки стартер необходимо протестировать. Подключите его к аккумулятору и проверьте, работает ли он корректно. Если стартер не запускается, проверьте все соединения и убедитесь, что нет коротких замыканий. Также стоит проверить, правильно ли установлены щетки и нет ли механических повреждений.
7. Установка стартера на автомобиль: Установите стартер на место в автомобиле, следуя инструкции по установке. Убедитесь, что все крепежные элементы надежно зафиксированы. Подключите электрические провода, следя за тем, чтобы они не были повреждены и правильно подключены. После установки стартер должен быть надежно закреплен, чтобы избежать вибраций во время работы.
8. Завершение работы: После установки стартера на автомобиль, проверьте его работу, запустив двигатель. Убедитесь, что стартер работает без посторонних звуков и вибраций. Если все в порядке, можно считать работу завершенной.
Соблюдение всех этих шагов поможет вам успешно собрать и установить стартер автомобиля своими руками, что сэкономит время и деньги на ремонте.
Вопрос-ответ
Могу ли я починить стартер самостоятельно?
Вы можете заменить стартер самостоятельно, если вы умеете работать с электрическими системами автомобиля и у вас есть необходимые инструменты. Хотя для более сложных установок может потребоваться помощь профессионала.
Можно ли оживить стартер?
Как правило, ремонтировать стартер нецелесообразно, поэтому при поломке эта деталь подлежит замене.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом ремонта стартерa обязательно отключите аккумулятор. Это поможет избежать короткого замыкания и защитит вас от электрического удара во время работы.
СОВЕТ №2
Тщательно осмотрите стартер на наличие видимых повреждений, таких как трещины или коррозия. Если вы заметили серьезные повреждения, возможно, стоит рассмотреть замену стартерa вместо его ремонта.
СОВЕТ №3
Используйте качественные инструменты и запчасти. Это не только упростит процесс ремонта, но и повысит надежность работы стартерa после ремонта. Не экономьте на деталях, особенно на щетках и подшипниках.
СОВЕТ №4
После завершения ремонта обязательно протестируйте стартер перед установкой его обратно в автомобиль. Это поможет убедиться, что все работает правильно и предотвратит возможные проблемы в будущем.