alexmak.net
Apple, технологии, информационная безопасность и все остальное
Веломуки или как я выбирал себе новый велосипед
Как знают те, кому не повезло быть подписанным на меня в Твиттере, последние пару месяцев я занимался поиском подходящего мне велосипеда. Поэтому я задавал глупые вопросы, метался между опциями и вообще всячески забивал ленту твиттера информационным шумом не в тему. К счастью, все это закончилось на прошлой неделе, когда я наконец-то купил новый велосипед. И тут случилось неожиданное – разу несколько человек попросили рассказать о процессе, нюансах и моментах, которые я пытался учитывать, пока искал себе велосипед. Однако, дело в том, что я не специалист по велосипедам и поэтому-то я задавал вопросы, в надежде, что их услышат специалисты. (Кстати, отдельное большое спасибо всем, кто отвечал мне и помогал советами!) Поэтому то, что я собираюсь рассказать, скорей всего, вызовет у велоэкспертов гомерический хохот или же нанесет им непоправимую травму. Так что если вы – велоэксперт с легкотравмируемой психикой, то лучше текст ниже не читать, поберегите нервы. Хочу также отметить заранее, что мое изложение носит весьма субъективный характер по выбору велосипеда именно для меня, и ваш случай может существенно отличаться от моего. Да, кстати, если планируете покупать велосипед в каком-нибудь супермаркете, где велосипеды стоят между детскими игрушками и приборами для гриля, то эта статья тоже не для вас.
Мое внезапное увлечение велосипедом началось в прошлом году, после операции по пересадке почки. Внезапно, немножко восстановившись после двух операций, я впервые за много лет почувствовал в себе какие-то силы, и решил, что надо их куда-нибудь применить. (Кстати, через неделю будет как раз 9 месяцев со дня операции по пересадке. Хочу сказать, что все хорошо, а больше мне нечего сказать, настолько все хорошо и стабильно). Велосипед, как я прочитал, хорошо укрепляет иммунную систему, которая у меня ослаблена лекарствами для снижения рисков по отторжению пересаженной почки. Кроме того, надо было разрабатывать сломанную в прошлом году ногу, и велосипед для этого тоже выглядел неплохим вариантом. Плюс велосипед даже в небольших количествах хорошо помогает закрывать колечки активности в Apple Watch. Поскольку до этого на велосипеде я не катался много лет, то я не очень понимал, что мне вообще может быть нужно и в каком направлении мне надо искать. Поэтому я, опять же, позадавав вопросы в Твиттере и почитав немного сайты с форумами, остановился на велосипеде категории “гибрид”. Это некая смесь дорожного и горного велосипедов, одновременно ничем не выдающаяся ни на асфальте, ни на бездорожье. В моем случае это была модель Specialized CrossTrail Sport.
На этом велосипеде я отъездил около 1000 километров, начав ездить в ноябре, затем взял паузу на зиму, и опять продолжив ездить где-то в апреле. Сначала это были небольшие заезды вокруг дома по 15 минут, которые постепенно увеличивались, вплоть до заезда пару недель назад на 53км. При этом в среднем мои обычные заезды, которые я стараюсь делать каждый день – это около 1-1,5 часа, на расстояния 20-25 км. CrossTrail — очень неплохой велосипед начального уровня, который позволил лучше понять мне, что же на самом деле мне хочется от велосипеда, и каких его ограничений мне хотелось бы избежать в будущем велосипеде. То, что мне нужен другой велосипед, я понял, упершись в ограничения текущей модели. Во-первых, я понимал, что могу ехать быстрее, но CrossTrail мне не позволял этого делать (нет, можно сильнее жать на педали, но есть и другие методы эффективнее расходовать энергию). Я хотел быстрее взбираться на холмы, но опять же, CrossTrail не позволял мне этого делать (за счет веса, передач, широких колес и тд). В общем, нужен был апгрейд.
Сначала я нашел среднюю категорию дорожных велосипедов, которые показались мне подходящими. Это была некая категория endurance/sportive, которая предполагала относительно быстрые длительные заезды по дорогам (и небольшому количеству бездорожья). После изучения интернета я решил, что модель Specilized Roubaix за счет своей комфортной посадки и амортизирующих хитростей под рулем и седлом — это то, что мне надо. Это явно модель, в своей начальной конфигурации (1900 долл) предназначенная для комфортных длительных заездов по асфальту. Для чего предназначены модели, которые заканчиваются на цене в 11 тыс долларов, мне сложно себе представить. Был еще чуть более бездорожный вариант — модели Diverge, которые входят в категорию “гравийных” дорожных велосипедов, но я достаточно быстро решил для себя, что хочу все же больше уклон в дорогу, а не оффроад, так как 95% времени провожу именно на асфальте.
Еще один важный момент с выбором хорошего велосипеда — его обязательно нужно пробовать. Штука с велосипедами такая, что разнообразие моделей существует не просто так. У них там два градуса разницы угол в раме — и все, совсем по другому сидишь, ощущения другие и вообще едет в другую сторону (я утрирую, но суть такая: геометрия рамы крайне важна, и от этого будет зависеть, как вы будете себя ощущать на велосипеде). Плюс, конечно же, разные размеры велосипедов, причем если на базовом уровне все просто с S/M/L/XL, то на продвинутых моделях размеры в сантиметрах по одному из параметров рамы, и 56 от 58 может отличаться именно по комфорту посадки. И в моем случае ситуация осложнялась тем, что Specialized прямо в середине года затевает смену модельного года, так что с конца июля в продажу уже поступают модели с индексом 2019 года. Это приводит к тому, что велосипедов 2018 года становится очень мало, и попробовать зачастую уже нечего. Но велосипед-то мне хотелось прямо сейчас, поскольку разгар сезона, так что приходилось выкручиваться, пробуя более дорогие комплектации, похожие модели, ездя в другие магазины и тд. В общем, самое сложное было найти велосипед в наличии, а уж с тестовыми заездами в американских магазинах нет проблем — оставляешь права и катайся хоть час.
Возвращаясь к модели, в итоге в одном из магазинов я одновременно смог попробовать endurance велосипеды Specialized Roubaix в самой простой комплектации (то, на что я и смотрел, так как это был предел моего бюджета) и Giant Defy Advanced 3. Roubaix почему-то не впечатлил — возможно, это были завышенные ожидания, возможно, я к тому времени уже немного перерос эту модель, но впечатления были из серии “да, очень неплохо, но нет такого прям, чтобы ух!”. Giant показался вообще жутко неудобным (но это не означает, что велосипед плохой, просто мне не подошел), и тут продавец предложила попробовать нечто из совсем другой оперы. Она принесла мне Specialized Allez Sprint Comp, и внезапно все радикально поменялось. Проехав около получаса на этом велосипеде, я практически влюбился. Легчайшая алюминиевая рама обеспечивала своей геометрией хоть и спортивную, но вполне комфортную посадку, а скоростные передачи позволяли набирать и поддерживать скорость так, как мне и хотелось (как оказалось). Короче, в этот момент я понял, что я хочу на самом деле не endurance, а именно performance велосипед, но при этом без излишне радикального фокуса на гонках и скоростях. Понимаю, что звучит довольно противоречиво, но огромное количество велосипедных ниш даже в рамках одной категории “дорожные велосипеды” позволяет реализовать и такое желание.
Правда, был один нюанс. Территория, где проходили тестовые заезды, была достаточно равнинной, и, приехав домой и почитав немного еще об Allez, я понял, что этот велосипед хорош как раз для скоростных заездов по в основном ровным дорогам. В моем же районе очень много холмов, причем зачастую достаточно затяжных и крутых, так как Пенсильвания штат в целом горный. Горная система Аппалачи пронизывает северо-восток США, и, хотя и не проходит прямо через мой регион, но отголоски её хорошо ощущаются на дорогах, когда надо крутить педали. Так вот, передачи у Allez не очень подходили к моему варианту, поэтому я стал смотреть на другие похожие велосипеды. И у Specialized такой вариант обнаружился — модель Tarmac, с очень похожей рамой, чуть менее заточенной на скорость посадкой, и чуть более сдержанными передачами, которые больше подходят для местности, где есть подъемы. К счастью, именно такая модель — Tarmac Elite — оказалась в подходящем размере в магазине рядом с домом, и после парочки тест-драйвов и последовавших непродолжительных торгов с владельцем магазина я у него эту модель и купил. Первые ощущения после настройки велосипеда и заезда в округе показали, что выбор оказался правильным.
3. Тормоза. Ещё один важный компонент, на который я много заморачивался в процессе выбора. В Crosstrail сразу установлены дисковые тормоза, причём гидравлические, что меня сильно разбаловало, потому как тормозят они действительно очень хорошо, и я хотел такие же тормоза на дорожном велосипеде. В Roubaix тормоза дисковые с самой базовой конфигурации, но они механические, и в частности на самом Roubaix они меня не поразили совершенно. Возможно, это связано с тем, что там нужно еще диск и колодки прикатать, но у меня не было возможности этим заняться. Гидравлические в серии Roubaix начинаются с модели за 2800 долл, а в Tarmac – c 2700. Но тест-драйвы Allez и Tarmac показали, что для сухой погоды обычные тормоза, сжимающие обод диска, вполне меня устраивают, а в мокрую погоду, когда они вроде как немного хуже дисковых, я их пока не испытывал, но вроде не должно быть особых проблем. В любом случае, и у тех, и других вариантов есть свои плюсы и недостатки, о которых сломано не одно копьё на форумах велосипедистов.
А вообще надо понимать, что в велосипеде все, что крепится к раме, можно менять. И по каждому из этих компонентов можно найти тысячи страниц обсуждений в интернете, и у людей будут довольно таки активные позиции по этим нюансам. Резина на колёса, сами колеса («давай карбоновые!»), педали («обязательно должны быть контактные!»), седло, и тд. Так что велосипед купить – это только полдела, потом начинается тюнинг. А при покупке еще обязательно надо заказать fit – это отдельная процедура за пару сотен долларов, когда вас всего обмеривают и настраивают все, что настраивается в велосипеде, конкретно под вас (я этого пока не делал). И это я еще не затронул тему велоодежды, потому что это совсем отдельная штука, но тоже полезная. Как минимум, правильные велошорты – это на самом деле очень важно, потому что пятая точка – это одна из основных точек контакта тела с велосипедом, и место самого большого дискомфорта при езде, если есть какая-то несовместимость. Короче, сам велосипед – это только начало.
Во всём нужно разобраться или выбор велосипеда
Бесит, что в современном мире во всем нужно разбираться. Решил ты купить, допустим, велосипед. Походил по сайтам, продающим велики. С помощью википедии среди десятков категорий велосипедов ты нашел ту, что тебе вроде бы подходит. Пролистав десять страниц каталога, присмотрел недорогой красивый велик в более-менее уважаемом магазине, но тебя смущает, что рядом выставлен такой же, но на 10к дешевле. Интересно, почему? Сравниваешь две модели и находишь различие — у одного передняя втулка из стали, а у второго из титанового сплава (а еще у второго нет крепления для бутылки). Самое время задать давно назревавший вопрос — почему я должен во всем этом разбираться? Я всего лишь хочу передвигаться по улице за счет вращения педалей.
Хорошо, вбиваешь именно этот вопрос — в чем отличие втулки титанового сплава и стальной? Выпадает масса всего, что тебе не нужно, но находится интересная ссылка — на форуме физического факультета два аспиранта спорят о том, почему детали для чего-либо, сделанные из стали и титанового сплава, всегда так разнятся по цене? Один утверждает, что дело в весе, второй — в износостойкости и цене исходного материала. Потом приходит научный руководитель обоих аспирантов и мягко замечает, закрывая обсуждение, что вопрос в данном виде не имеет смысла, поскольку существует множество разновидностей стали и титановых сплавов и рассуждать без уточнения конкретных марок некорректно. Да какого хрена? Гуглишь производителей втулок и находишь наконец конкретные марки использованных материалов, но поскольку тема закрыта, а спросить не у кого, находишь емейл одного из аспирантов и пишешь ему письмо с вопросом. Напоследок скачешь по богом забытым сайтам, где упоминаются разновидности стали и титановых сплавов.
Идешь спать и тебе снится, что в пыльном сельском магазине продается два велосипеда — тот, что с белыми шинами, чуть дороже. Просыпаешься от стука в дверь. Два вежливых человека в штатском задают тебе странные вопросы — почему интересуетесь титановыми сплавами? Часто ли заходите на форумы, посвященные авиации? Что вам известно о проекте истребителя «Бесовец»? Ты говоришь все на чистоту — выбираю велосипед, не захожу, ничего не знаю, а сам понимаешь, что давеча случайно забрел не на тот сайт. Визитеры уходят, но обещают вернуться, если поймут, что ты был не честен. Тебе очень интересно, что это за истребитель такой, но ты себя сдерживаешь.
Вечером приходит ответ от аспиранта — указанные марки различаются по удельной прочности, прочности на высоких температурах и прочих прочностях, но для велосипедной втулки это не имеет никакого значения, потому как для достижения температуры, на которой заметны различия двух втулок, придется или гнать по соляному озеру со скоростью 800 км/час, или заехать передним колесом в мартеновскую печь. Ты пишешь письмо — спасибо большое за ответ, но тогда почему же две велосипедные втулки настолько разнятся в цене? Прикладываешь ссылки на велосипеды. Долго не можешь уснуть, строя версии, что это за секретный истребитель такой.
В интернет-кафе ты приходишь в натянутой по самый нос бейсболке, запускаешь с флешки Тор и скачиваешь все, что находится по запросу «истребитель «Бесовец»» в разных вариациях. За время за компьютером расплачиваешься наличными. Дома ты переустанавливаешь систему и просматриваешь всю собранную информацию. Оказывается, проект этого истребителя был закрыт год назад по причине выхода за пределы сметы, и без того ТИТАНической, а мастерская расформирована и переведена на разные проекты. Главный авиаконструктор «Бесовца» перебрался в штаты, но загадочно погиб буквально пару месяцев спустя. Перед командой «Бесовца» ставились амбициозные задачи, но о том, что же стало с опытным образцом, нигде никакой информации не было, хотя становилось понятно, что в момент закрытия проект находился уже на стадии испытания. Интересно, но надо идти спать.