Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Какая кислота используется в автомобильных аккумуляторах и зачем она нужна

Автомобильные аккумуляторы обеспечивают запуск двигателя и питание электрических систем. Многие автовладельцы не задумываются о кислоте, используемой в этих устройствах, и ее функции. В этой статье мы рассмотрим, какая кислота заливается в аккумуляторы, и объясним, почему ее состав важен для надежной работы и долговечности аккумулятора. Понимание этих аспектов поможет вам лучше заботиться о своем автомобиле и избежать распространенных ошибок при обслуживании.

Зачем используется кислота

В аккумуляторной батарее находятся катод, анод и электролит — специальная жидкость, состоящая из кислоты и дистиллированной воды в определённых пропорциях.

Кислота генерирует электрический ток, взаимодействуя с оксидами и металлами, что обеспечивает работу устройства.

При подключении нагрузки начинается реакция жидкости с оксидами и свинцом, запускающая окислительно-восстановительные процессы. Эти реакции различаются в зависимости от зарядки или разрядки батареи. Ток образуется за счёт выделения положительных электронов из свинца и захвата оксидов от отрицательной пластины. Заряженные частицы перемещаются через электролит.

В аккумуляторе происходят различные химические реакции на контактах:

  • расходуется триоксид серы;
  • восстанавливается оксид свинца на катоде;
  • выделяется вода;
  • образуется окись металла на аноде.

В процессе реакции кислота заменяется водой, что снижает плотность электролита. При зарядке процессы идут в обратном порядке: ток вызывает электролиз, распадающий вещество на кислород и водород. Эти газы выделяются, что приводит к закипанию раствора. Вещества покидают жидкость, увеличивая плотность оставшейся кислоты. Для восстановления параметров и оптимальной работы аккумулятора необходимо добавить воду.

Важно использовать только дистиллированную воду, так как водопроводная содержит примеси, способные вывести батарею из строя.

Автомобильные аккумуляторы, как правило, используют серную кислоту в качестве электролита. Эта кислота играет ключевую роль в процессе хранения и преобразования электрической энергии. Эксперты отмечают, что серная кислота обеспечивает необходимую химическую реакцию между свинцовыми пластинами, что позволяет аккумулятору накапливать и отдавать электричество. При зарядке и разрядке аккумулятора происходит взаимодействие серной кислоты с активными материалами, что приводит к образованию свинцовых сульфатов. Это обеспечивает стабильную работу аккумулятора в различных условиях, включая экстремальные температуры. Кроме того, серная кислота обладает высокой проводимостью, что способствует эффективному обмену ионов, необходимому для быстрого старта двигателя. Таким образом, использование серной кислоты в аккумуляторах является оптимальным решением для обеспечения надежности и долговечности автомобильной электроники.

Новые аккумуляторы я больше не покупаю старые сам ремонтирую своими руками #самоделка #diy #toolНовые аккумуляторы я больше не покупаю старые сам ремонтирую своими руками #самоделка #diy #tool

Применяемый вид кислоты

Одним из самых распространённых вопросов об АКБ является то, какую кислоту используют в аккумуляторе автомобиля.

Здесь есть разные теории и догадки. Одни считают, что в аккумуляторе автомобиля применяется сугубо соляная кислота. Другие, отвечая на вопрос о том, какая там кислота, говорят, что серная.

Нельзя сказать, что вопрос принципиальный для обычного автолюбителя, поскольку в чистом виде иметь дело с кислотой ему вряд ли придётся. Но при этом стоит знать, какая именно кислота находится в аккумуляторе. Это не соляная, а серная.

У серной кислоты есть ещё и другие названия. Это ангидрид или триоксид серы. Но наиболее распространена среди обывателей именно серная кислота.

Если у вас вдруг спросят, какая кислота в действительности заливается в автомобильный аккумулятор, смело и уверенно отвечайте, что серная.

Существуют различные виды АКБ, где могут применяться иные жидкости в качестве электролита. В никель-кидмиевых устройствах это щёлочь. Есть и гелевые аппараты, где электролит имеет достаточно вязкую структуру, хотя по сути внутри находится та же кислота.

Если же говорить о том, какую кислоту на производстве заливают именно в свинцово-кислотный аккумулятор, используемый на автомобилях, то это будет серная.

Концентрация вещества в электролите составляет от 30 до 35%. Всё остальное приходится на дистиллированную воду.

В редких случаях с завода концентрация кислоты превышает 35%. Для решения задач, стоящих перед автомобильными АКБ, даже 30% вполне достаточно.

Зная теперь, какая именно кислота используется в автомобильных аккумуляторах, в какой концентрации и соотношении, можно переходить к ответам на другие вопросы.

Объективно недостаточно знать лишь то, какую кислоту при производстве батарей для автомобиля заливают в аккумулятор и какое альтернативное название она носит. Если вы планируете самостоятельно обслуживать и контролировать состояние АКБ, следует несколько расширить базу своих знаний. В последующем вам предстоит добавлять в АКБ электролит или просто подливать воду. Это вполне обычный процесс для обслуживаемых батарей.

Свойство Серная кислота в автомобильном аккумуляторе Функция в аккумуляторе
Химическая формула H₂SO₄ Электролит, обеспечивающий проводимость электрического тока
Состояние Жидкость (водный раствор) Обеспечивает ионную проводимость между электродами
Концентрация Примерно 30-38% (по массе) Оптимальная концентрация для обеспечения высокой электропроводности и эффективности реакции
Роль в реакции Участвует в электрохимических реакциях заряда и разряда Обеспечивает перенос ионов и электронов между электродами, обеспечивая генерацию и накопление электрической энергии
Плотность 1,26-1,28 г/см³ (в заряженном состоянии) Показатель заряженности аккумулятора (более высокая плотность – более заряженный аккумулятор)
Опасность Сильная кислота, вызывает ожоги Требуется осторожное обращение

Интересные факты

  1. Серая кислота: В автомобильных аккумуляторах используется серная кислота (H₂SO₄) в разбавленном виде. Она играет ключевую роль в процессе хранения и преобразования электрической энергии. При зарядке и разрядке аккумулятора происходит химическая реакция между свинцовыми пластинами и серной кислотой, что позволяет аккумулятору накапливать и отдавать электрический ток.

  2. Электролит и его роль: Серная кислота в аккумуляторе действует как электролит, который проводит электрический ток между положительной и отрицательной пластинами. Это позволяет аккумулятору эффективно накапливать и высвобождать энергию, что делает его незаменимым компонентом в системах запуска двигателей и в электронике автомобилей.

  3. Экологические аспекты: Несмотря на свою эффективность, серная кислота является опасным веществом, и неправильная утилизация аккумуляторов может привести к серьезным экологическим проблемам. Однако свинцово-кислотные аккумуляторы подлежат переработке, и до 99% их компонентов можно использовать повторно, что делает их более экологически безопасными при правильной утилизации.

Что лучше доливать в аккумулятор - электролит или дистиллированную водуЧто лучше доливать в аккумулятор – электролит или дистиллированную воду

Концентрация и плотность

Концентрация — это соотношение кислоты и дистиллированной воды. Для удобства на рынке доступны готовые электролиты.

Ключевым показателем для аккумулятора является плотность электролита.

Нормальная плотность составляет от 1,07 до 1,3 г/см³. Изменение этих значений влияет на температуру замерзания.

Плотность также влияет на электропроводимость, которая обратно пропорциональна сопротивлению в батарее.

При эксплуатации автомобиля в холодных условиях рекомендуется повышать плотность до 1,3 г/см³. Хотя это не оптимально с точки зрения электропроводимости, снижение плотности может привести к замерзанию жидкости, что может вызвать разрыв банок и поломку аккумулятора.

Оптимальная плотность для минимального сопротивления — 1,23 г/см³.

На рынке есть электролиты с различной плотностью, в зависимости от времени года. Выбирайте те, которые соответствуют текущим климатическим условиям.

Использование подходящего электролита значительно увеличивает срок службы аккумулятора.

Контроль состояния

Одной из главных задач, стоящей перед автовладельцем, под капотом машины которого установлена свинцово-кислотная обслуживаемая батарея, является своевременный контроль состояния электролита.

Помимо уровня, необходимо следить и за показателями плотности.

Уровень проверяется довольно просто. Для этого потребуется взять стеклянную трубочку или корпус от прозрачной ручки. Далее выполняются такие операции:

  • откручиваются пробки на всех банках АКБ;
  • трубочка погружается в батарею до уровня пластин;
  • верхний конец трубочки зажимается плотно пальцем;
  • измерительный прибор поднимается.

Принято считать, что оптимальный уровень должен составлять в пределах от 10 до 15 миллиметров.

Если проверка показала меньшее значение, тогда необходимо долить электролит. Заливать выше оптимального уровня также не рекомендуется.

Срок службы

Теперь вы знаете, какую кислоту добавляют в автомобильные аккумуляторы при производстве и обслуживании.

Срок службы раствора не имеет четкого ограничения. Он определяется эффективностью выполнения своих функций. Пока электролит работает должным образом, его можно использовать.

Срок службы кислоты зависит от:

  • плотности электролита;
  • температуры работы аккумулятора;
  • уровня заряда батареи.

Поддержание этих параметров в оптимальных пределах продлит срок службы кислоты.

Повышение плотности электролита

Если текущая плотность используемой кислоты в аккумуляторе автомобиля очень высокая, тогда достаточно добавить в банки воды, и показатели будут оптимизированы.

Но в обратном направлении этот приём не работает. Добавляя воду, увеличить кислотность точно не получится.

Плотность вещества в АКБ регулируется уровнем заряда АКБ.

Объяснить это просто. По завершению окислительно-восстановительных реакций вода может распадаться и теряться. Из-за этого концентрация кислоты будет увеличиваться. Используя зарядные устройства, можно компенсировать недостаточную плотность. Если этот метод не помогает, тогда в батарею требуется залить электролит корректирующего типа.

На практике концентрация обычно повышается путём полной замены электролита либо же за счёт добавления разбавленной кислоты.

Используя метод разбавления, нужно выполнить такие операции, причём для каждой банки аккумуляторной батареи:

  • С помощью шприца или медицинской груши постепенно откачать максимально возможное количество жидкости.
  • Добавить в банку половину её объёма разбавленную концентрированную кислоту с плотностью около 1,26-1,28 г/см3.
  • Подать нагрузку на выводы с минимальной мощностью, что позволит тщательно перемешать компоненты.

Замеряя плотность, не забывайте проверять уровень. Если после проведённых манипуляций никаких изменений не наблюдается, тогда добавляется ещё часть электролита. Постепенно контролируя параметры аккумулятора, создаются оптимальные значения концентрации.

Если при проверке плотности обнаруживаются значения ниже 1,2 г/см3, тогда выход только один. Это полная замена электролита, поскольку путём разбавления повысить уровень до нужных значений уже не получится.

Серная кислота, даже в разбавленном виде, очень концентрированная и опасная для кожных покровов и слизистых оболочек.

В процессе работы нужно обязательно предварительно подумать о средствах защиты. Работать с электролитом лучше в резиновых перчатках, очках и в прорезиненном фартуке.

Как правильно заливать и доливать раствор

Отдельная покупка серной кислоты и дистиллированной воды не обязательна. Дистиллированная вода доступна, а кислота — труднее.

Автомобилистам предлагаются готовые растворы электролита, смешанные в определенных пропорциях для различных условий и сезонов. Например, для электролита с плотностью 1,29 г/см³ на 1 литр дистиллированной воды добавляется 360 мл кислоты (соотношение 1 к 3).

Соблюдайте правила безопасности: добавляйте кислоту только в воду. Запрещается добавлять воду в кислоту, так как это может вызвать бурную реакцию с выделением тепла и брызгами, что опасно для здоровья.

Процесс заливки и доливки электролита:

  • Используйте полиэтиленовую или стеклянную трубку.
  • Уровень жидкости в аккумуляторе должен быть 10-15 мм над свинцовыми пластинами.
  • После добавления раствора аккумулятор оставьте на 2 часа. Плотность может снизиться за это время.
  • Затем зарядите аккумулятор током, в 10 раз меньшим емкости батареи.
  • Зарядка при низком токе продолжается 4 часа.

Для профилактики проверяйте плотность раствора каждые 2-3 месяца. Минимум 3-4 раза в год контролируйте этот показатель с помощью ареометра.

Как сделать электролит

Создавать себе дополнительные трудности хотят далеко не все. Поэтому самым простым решением станет покупка уже готового раствора из дистиллированной воды и серной кислоты в специализированных магазинах.

Но есть и те, кто предпочитает всё делать своими руками, чтобы быть уверенным в качестве, или просто имея желание научиться чему-то новому.

Гелевый или кислотный аккумулятор - какой лучше выбрать? Просто о сложномГелевый или кислотный аккумулятор – какой лучше выбрать? Просто о сложном

Чтобы приготовить электролит, потребуется подготовить набор, состоящий из:

  • дистиллированной воды;
  • серной кислоты;
  • ёмкости из подходящего материала;
  • эбонитовой палочки.

Касательно ёмкости определиться не сложно. Обычно применяют тару из керамики или стекла. Заливать состав в обычную пластиковую бутылку нельзя. Её может разъесть, и вещество выльется. А эбонитовая палочка выполняет функцию инструмента для перемешивания.

В подготовленную ёмкость заливается вода, а уже в воду постепенно добавляется кислота. В зависимости от необходимой плотности, компоненты смешиваются в соответствующих пропорциях. Чаще всего это 1 к 3, где воды в 3 раза больше, чем кислоты.

Но сразу после перемешивания заливать жидкость в аккумулятор нельзя. Необходимо плотно накрыть крышкой ёмкость и оставить минимум на 24 часа. Это требуется, чтобы состав остыл и выпал весь осадок. Всё, раствор готов к использованию.

Как видите, не так всё просто с этими свинцово-кислотными аккумуляторами. Они относятся к категории обслуживаемых, а потому требуют к себе повышенного внимания и периодического контроля. Проверять уровень не сложно, а вот перспектива заливать электролит или добавлять постоянно воду привлекает далеко не всех.

Поэтому всё чаще автовладельцы отказываются от обслуживаемых АКБ и переходят на более современные аналоги, в которых следить требуется только за уровнем заряда. Ничего заливать, добавлять и смешивать уже не нужно.

Безопасность при работе с кислотой

Работа с кислотами, используемыми в автомобильных аккумуляторах, требует особого внимания и соблюдения мер безопасности. Основной кислотой, применяемой в свинцово-кислотных аккумуляторах, является серная кислота (H₂SO₄). Эта вещественная субстанция обладает высокой коррозионной активностью и может представлять опасность для здоровья человека и окружающей среды.

При работе с серной кислотой необходимо использовать средства индивидуальной защиты, такие как защитные очки, перчатки и специальную одежду, чтобы избежать контакта кислоты с кожей и слизистыми оболочками. В случае пролива кислоты на кожу или в глаза, необходимо немедленно промыть пораженные участки большим количеством воды и обратиться за медицинской помощью.

Важно также работать в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе, так как пары серной кислоты могут вызывать раздражение дыхательных путей. При работе с аккумуляторами следует избегать открытого огня и искр, так как кислота может реагировать с другими веществами, вызывая выделение тепла и потенциальные взрывы.

Хранение серной кислоты должно осуществляться в специально отведенных местах, вдали от источников тепла и в недоступных для детей местах. Контейнеры с кислотой должны быть четко помечены, чтобы избежать случайного контакта с ними.

При утилизации отработанных аккумуляторов и остатков кислоты необходимо следовать местным экологическим нормам и правилам, так как неправильная утилизация может привести к загрязнению окружающей среды и негативным последствиям для здоровья населения.

Соблюдение всех этих мер безопасности поможет минимизировать риски, связанные с работой с кислотами в автомобильных аккумуляторах, и обеспечит безопасное использование этих устройств в повседневной жизни.

Вопрос-ответ

Для чего нужна кислота в аккумуляторе?

Аккумуляторная серная кислота применяется после разбавления её дистиллированной водой в качестве электролита для заливки свинцовых аккумуляторов. В качестве электролита для аккумуляторных батарей применяют раствор серной аккумуляторной кислоты в дистиллированной воде.

Почему в АКБ заливают H2SO4?

Электролит в аккумуляторе нужен для того, чтобы поддерживать необходимый уровень заряда и сохранять его в течение длительного времени. Как мы уже знаем, здесь применяется дистиллированная вода и серная кислота, которая создает электрохимическую реакцию внутри аккумулятора.

Почему H2SO4 используется в автомобильных аккумуляторах?

В производстве свинцово-кислотных аккумуляторов серная кислота (H₂SO₄) используется для активации свинцовых элементов свинцового аккумулятора с целью получения мощного эффекта. Для этого процесса требуется кислота правильной концентрации. Кислота готовится путём смешивания свежей кислоты с водой и её подачи в установку активации свинца.

Какую кислоту заливают в обычный автомобильный аккумулятор?

Серная кислота концентрируется в электролите в 30-35 процентах. Остальную часть жидкости составляют дистиллированная вода. Аккумуляторы, где используется серная кислота, называются свинцово-кислотными. Этот вид АКБ самый распространенный.

Советы

СОВЕТ №1

Перед тем как работать с автомобильным аккумулятором, всегда надевайте защитные очки и перчатки. Кислота, содержащаяся в аккумуляторах, может быть опасной и вызвать ожоги кожи или повреждение глаз.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте уровень электролита в аккумуляторе. Если уровень кислоты ниже нормы, добавьте дистиллированную воду, чтобы избежать повреждения аккумулятора и продлить его срок службы.

СОВЕТ №3

Не забывайте о правильной утилизации старых аккумуляторов. Кислота и свинец, содержащиеся в них, могут нанести вред окружающей среде, поэтому сдавайте их в специальные пункты приема.

СОВЕТ №4

Если вы заметили утечку кислоты или коррозию на клеммах аккумулятора, немедленно обратитесь к специалисту. Это может быть признаком серьезной проблемы, требующей профессионального вмешательства.

Ссылка на основную публикацию
Похожее