С развитием технологий автомобили становятся все более «умными» и подключенными к интернету. Однако с увеличением возможностей дистанционного управления возникает угроза угона автомобилей хакерами. В этой статье мы рассмотрим реальность угрозы дистанционного угона, уязвимости, которые могут использовать злоумышленники, и способы защиты для владельцев автомобилей. В конце статьи будет видео, демонстрирующее, как хакеры могут угонять автомобили через Интернет.
Фантазии или реальность
Интерес к дистанционному угону автомобилей возрос после выхода фильма «Форсаж 8» в апреле 2017 года, что привлекло внимание специалистов по кибербезопасности.
Сюжет картины рассказывает о хакерах, которые взломали электронную транспортную сеть и захватили управление городской техникой, используя её для создания аварий и блокировки перекрестков.
Реально ли такое развитие событий? На данный момент, к счастью, нет. Однако угроза существует.
Контролировать электронную транспортную сеть сейчас невозможно, так как её фактически не существует. Тем не менее, проект её создания обсуждается ведущими автопроизводителями. Инфраструктура для управления городским движением станет необходимой с появлением автономных автомобилей.
Беспилотные автомобили уже разработаны и протестированы несколькими компаниями, наиболее известным является проект Google. Летом 2015 года на дороги Калифорнии выехали экспериментальные прототипы автономных «гугломобилей», оснащенные съемным рулем и педалями для экстренных ситуаций, с ограниченной скоростью 40 км/ч.
За годы испытаний автомобили Google не раз становились участниками ДТП, но вина за это лежит на водителях других транспортных средств. Успешные испытания открывают перспективы для выхода беспилотников на рынок в ближайшем будущем.
Компьютерная программа, управляющая автомобилем, может стать целью хакеров. Последствия дистанционного угона могут быть серьезными, особенно если управление машиной окажется в руках террористов. Поэтому производителям следует уделить внимание защите автопилота от внешних вмешательств.
Согласно мнению экспертов в области кибербезопасности, угон автомобилей с помощью хакерских методов становится все более реальной угрозой. Современные автомобили оснащены сложными информационными системами и беспроводными технологиями, что делает их уязвимыми для атак. Хакеры могут использовать уязвимости в программном обеспечении, чтобы получить доступ к системам управления автомобилем, а также к функциям, связанным с безопасностью.
Некоторые специалисты подчеркивают, что даже простые устройства, такие как смартфоны, могут стать инструментом для взлома, если они подключены к автомобилю. В результате, угонщики могут не только завладеть транспортным средством, но и манипулировать его функциями, что создает дополнительные риски для водителей. Эксперты рекомендуют владельцам автомобилей быть внимательными к обновлениям программного обеспечения и использовать дополнительные меры безопасности, чтобы минимизировать риски.
Возможен ли дистанционный угон сегодня
Количество автономного транспорта настолько мало, что случаев угона пока зафиксировано не было. Но и современная техника находится в зоне риска. Да, заставить ее уехать в соседний город не получится, но вмешаться в работу некоторых агрегатов и электронных систем – запросто.
Автозаводы стараются не допускать распространение информации о фактах взлома своей продукции. Такая позиция не является страхом за репутацию, скорее – это попытка уберечь покупателей. Любое свидетельство ненадежности системы управления может подстегнуть начинающего хакера опробовать навыки на машине соседа.
На данный момент широко известен лишь опыт американских программистов, которым в 2015 году удалось взять под дистанционный контроль часть управления автомобиля.
С помощью и смартфона и ноутбука специалисты по охране информации Крис Валасек и Чарли Миллер легко подключились к управлению Jeep Cherokee. Они загрузили в компьютерную сеть машины свою программу, благодаря чему смогли подчинить себе часть функций.
На расстоянии 16 км от объекта взломщики свободно включали и выключали радио, дворники, кондиционер, управляли омывателем стекла, педалями тормоза и газа, рулевым колесом. В конечном счете, им удалось даже выключить мотор у движущегося со скоростью 110 км/ч автомобиля.
Водитель Jeep Cherokee – журналист Энди Гринберг не мог повлиять на «вздорные выходки» подконтрольной техники. Все попытки взять управление на себя были бесполезны.
Эксперимент выявил огромную брешь в системе безопасности автомобилей, имеющих беспроводной доступ в интернет. Опытному взломщику не составит труда добраться до компьютерной программы и подчинить себе управление.
Так, тысячи экземпляров продукции Fiat Chrysler Automobiles оснащены с 2013 года программой Uconnect. Это приложение для смартфона, с помощью которого владелец дистанционно заводит автомобиль, включает фары и открывает двери. Uconnect имела серьезную «дыру» в защите, через которую свободно проникал любой хакер.
После опыта с Jeep Cherokee компания разработала дополнения к приложению и рекомендовала владельцам обновить программу с помощью сайта или у официальных дилеров. Но факт остается фактом – электронные системы не совершенны и могут оказаться легкой добычей взломщиков.
С 2017 во всех новых автомобилях устанавливается система ЭРА-ГЛОНАСС. Она включает возможность дистанционного управления. Одно из предназначений программы как раз таки противоугонное. Предназначена она для отключения двигателя разыскиваемой и преследуемой техники на расстоянии.
Сигнал может проходить через сотовые сети или спутник, что не внушает надежды на защищенность. Спутниковой связью, к примеру, пользуются лодки, и сбивать координаты их местоположения или направлять по ложному пути хакеры научились уже давно.
В случае ЭРА-ГЛОНАСС есть опасения, что программа станет доступна для компьютерных преступников и принесет больше проблем, чем пользы. Можно только представить последствия массовой остановки транспорта на оживленных улицах в час пик.
Угонщиков же эта система вряд ли остановит. Опытные воры знают, как отключать подобную защиту.
Способ взлома | Вероятность успеха | Меры предосторожности |
---|---|---|
Взлом через уязвимости в бортовой сети (CAN-шина) | Низкая (требует физического доступа или сложных технических навыков) | Регулярное обновление программного обеспечения автомобиля, использование защищенных систем связи |
Взлом через мобильное приложение | Средняя (зависит от безопасности приложения и паролей пользователя) | Использование сильных и уникальных паролей, двухфакторная аутентификация, обновление приложения |
Взлом через RFID-ключ | Средняя (возможно клонирование или перехват сигнала) | Использование защитных чехлов для ключей, обновление программного обеспечения ключа (если возможно) |
Физический доступ и манипуляции с электроникой | Высокая (прямой доступ к электронике автомобиля) | Парковка в безопасных местах, использование противоугонных систем |
Социальная инженерия | Высокая (обман владельца для получения доступа к автомобилю или ключам) | Осторожность при общении с незнакомцами, проверка личности |
GPS-трекинг и отслеживание | Низкая (для угона требуется дополнительный доступ к системе управления автомобилем) | Регулярная проверка местоположения автомобиля, использование систем оповещения о угоне |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как хакеры могут угнать машины:
-
Уязвимости в системах связи: Современные автомобили часто оснащены системами связи, такими как Bluetooth и Wi-Fi, которые могут быть уязвимыми для атак. Хакеры могут использовать эти уязвимости для доступа к бортовым системам автомобиля, что позволяет им управлять функциями, такими как замок дверей или даже двигатель.
-
Использование мобильных приложений: Многие производители автомобилей предлагают мобильные приложения, которые позволяют владельцам управлять функциями автомобиля удаленно. Если хакеры получат доступ к этим приложениям или к учетным записям пользователей, они могут отключить сигнализацию, открыть двери или даже запустить двигатель.
-
Атаки на системы безопасности: Некоторые хакеры используют методы, такие как “атака через промежуточное устройство” (man-in-the-middle), чтобы перехватить сигнал от ключа автомобиля к системе зажигания. Это позволяет им обойти системы безопасности и угнать автомобиль, даже если у них нет физического доступа к ключу.
Эти факты подчеркивают важность кибербезопасности в современных автомобилях и необходимость защиты от потенциальных угроз.
На что еще способны хакеры
Автопроизводители улучшают техническую безопасность автомобилей, но с каждым новым шагом появляются методы, позволяющие киберпреступникам обходить защиту.
Угон автомобилей стал прибыльным занятием. У опытных угонщиков есть специализированные инструменты и оборудование, стоимость которых может достигать нескольких миллионов рублей.
С такой помощью доступно многое:
- Клонирование электронного ключа – один из частых случаев угона. Большинство новых машин оборудованы иммобилайзером. Это защитная система, блокирующая движение до получения сигнала от встроенного в ключ чипа. Чтобы завести автомобиль, нужно просто сделать дубликат брелока. Для этого преступникам необходимо иметь в запасе «болванку» (чистый ключ без кода) и физический доступ к диагностическому порту. Отсканировав данные для «болванки», вор получает полноценный ключ, не отличающийся от оригинала. Делается это за две-три минуты, после чего автомобиль спокойно уезжает «в никуда». В зоне риска — огромное число марок и моделей. Эта штатная система защиты нуждается в дополнительной помощи противоугонных средств;
- Пульт дистанционного открытия дверей – счастье для автовора. Почти все новые автомобили продаются с ключами, дополненными кнопками для открытия и закрытия машины. Пульт посылает сигнал, который никак не защищен. С помощью специального прибора – кодграббера этот сигнал улавливается и у преступника появляется возможность спокойно проникнуть в салон. Кодграбберы получили широкое распространение в криминальном мире благодаря небольшой цене. Так что не стоит оставлять внутри автомобиля ценные вещи и приборы, даже уходя на пару минут;
- Большинство сигнализаций не являются преградой для опытных угонщиков. Например, заводская противоугонка, сигнализация с дистанционным открытием дверей или с динамическим кодом ничем не лучше вышеуказанного штатного пульта. Код перехватывается тем же самым кодграббером, и машина с легкостью открывается, заводится и уезжает. Другие более серьезные виды сигнализаций требуют больше времени на отключение и наличие специализированной аппаратуры. Но для хакера-профессионала и это не проблема. Если вор нацелился на конкретный автомобиль, никакая защита его не остановит;
- «Умные» машины, подключенные к смартфону, тоже находятся в зоне риска. Владелец с помощью приложения на телефоне дистанционно управляет некоторыми функциями автомобиля. Он может запустить двигатель, открыть двери, привести в работу часть узлов и агрегатов, контролировать характеристики техники. Просто так взломать программу смартфона не получится, и перехватить сигнал тоже. Но, если заразить телефон вирусом, хакер получит доступ к управлению наравне с собственником. Поэтому владельцам «умных» машин нужно быть все время начеку и не загружать в телефон подозрительные программы;
- Как бы это странно ни звучало, но самые действенные средства защиты от кражи – механические блокираторы. С ними угонщики стараются не связываться. Зачем тратить силы и привлекать внимание на столь трудоемкую задачу, когда можно легко, быстро и бесшумно сломать любую электронную оборону.
Дистанционный угон в наше время возможен лишь частично. Под контроль злоумышленника порой попадает часть функций автомобиля, электроника и доступ к некоторым узлам. Заставить же машину самостоятельно покинуть владельца пока никто не в силах. С появлением автономной техники такие преступления станут реальностью, ведь, как известно, хакеры способны взломать, что угодно. Стоит надеяться, производители серьезно отнесутся к угрозе киберугонов и проработают систему защиты до мелочей.
Видео об угонах автомобилей через Интернет:
Меры безопасности для защиты автомобиля от хакеров
С развитием технологий и внедрением в автомобили различных электронных систем, вопрос безопасности становится особенно актуальным. Хакеры могут использовать уязвимости в программном обеспечении и сетевых соединениях для несанкционированного доступа к автомобилям. Чтобы защитить свой автомобиль от потенциальных угроз, владельцы должны принимать ряд мер предосторожности.
1. Обновление программного обеспечения
Одним из самых простых и эффективных способов защиты является регулярное обновление программного обеспечения вашего автомобиля. Производители часто выпускают обновления, которые исправляют уязвимости и улучшают безопасность. Важно следить за новыми версиями программ и устанавливать их, как только они становятся доступны.
2. Использование надежных паролей
Современные автомобили могут быть оснащены системами удаленного доступа, которые требуют ввода пароля. Владельцам следует использовать сложные и уникальные пароли, состоящие из комбинации букв, цифр и специальных символов. Избегайте использования очевидных паролей, таких как даты рождения или имена.
3. Отключение ненужных функций
Если ваш автомобиль имеет функции, которые вы не используете, такие как Bluetooth или Wi-Fi, рекомендуется отключить их. Эти функции могут стать точками входа для хакеров, поэтому их отключение снижает риск несанкционированного доступа.
4. Использование систем безопасности
Инвестирование в дополнительные системы безопасности, такие как GPS-трекеры или системы сигнализации, может значительно повысить уровень защиты. Некоторые из этих систем могут отправлять уведомления на ваш телефон в случае попытки взлома или несанкционированного доступа.
5. Обучение и осведомленность
Владельцы автомобилей должны быть осведомлены о возможных угрозах и методах защиты. Обучение основам кибербезопасности поможет избежать распространенных ошибок, таких как подключение к ненадежным Wi-Fi сетям или игнорирование предупреждений о безопасности.
6. Проверка на наличие уязвимостей
Некоторые компании предлагают услуги по тестированию безопасности автомобилей. Эти проверки могут выявить уязвимости в системах вашего автомобиля и предложить решения для их устранения. Регулярные проверки помогут поддерживать высокий уровень безопасности.
Следуя этим рекомендациям, владельцы автомобилей могут значительно снизить риск хакерских атак и защитить свои транспортные средства от потенциальных угроз. Важно помнить, что безопасность — это не разовая мера, а постоянный процесс, требующий внимания и заботы.
Вопрос-ответ
Может ли хакер взломать машину?
Это означает, что хакер может получить доступ к жизненно важным системам управления транспортным средством практически через любое устройство, взаимодействующее с системами автомобиля.
Какие автомобили невозможно угнать?
Автомобили с передовыми системами безопасности и меньшей востребованностью на рынке, как правило, подвержены наименьшему уровню угонов. Среди ярких примеров — Tesla Model 3, Tesla Model Y, Volvo XC60, Volvo XC90 и Subaru Ascent.
Как угоняют машины с сигнализацией?
Взлом спутниковой сигнализационной системы. С помощью специализированных устройств они создают радиопомехи или полностью блокируют сигнал, что приводит к нарушениям работы сигнализационной системы. Пока она не активна, злоумышленники вскрывают автомобиль удобным для себя способом и угоняют машину.
Что делать, если пытаются угнать машину?
Позвоните немедленно по номеру 112 для вызова полиции. После прибытия сотрудников МВД на место угона и оформления соответствующих документов обратитесь в ближайшее отделение полиции и напишите заявление об угоне. Вам понадобится паспорт и СТС.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно обновляйте программное обеспечение вашего автомобиля. Многие производители выпускают обновления, которые исправляют уязвимости в системе безопасности. Убедитесь, что ваш автомобиль всегда работает на последней версии программного обеспечения.
СОВЕТ №2
Используйте надежные пароли для доступа к системам вашего автомобиля. Если ваш автомобиль поддерживает функции удаленного доступа, убедитесь, что вы используете сложные пароли и двухфакторную аутентификацию, если это возможно.
СОВЕТ №3
Избегайте подключения к незнакомым Wi-Fi сетям. Хакеры могут использовать открытые сети для доступа к системам вашего автомобиля. Используйте мобильные данные или защищенные сети для подключения к интернету.
СОВЕТ №4
Установите дополнительные меры безопасности, такие как GPS-трекеры или системы сигнализации. Эти устройства могут помочь вам отслеживать местоположение вашего автомобиля и предотвратить его угон.