Автомобильные шины – это не только детали для движения, но и ключевой элемент безопасности. Многие водители недооценивают влияние неправильного износа резины на управляемость и устойчивость автомобиля. В этой статье рассмотрим причины износа шин с внутренней и внешней стороны, а также спереди и сзади. Это поможет вам сохранить шины в хорошем состоянии и продлить их срок службы, что позволит избежать преждевременной замены и обеспечит безопасность на дороге.
Ест резину – это как понимать?
Покрышка во время эксплуатации изнашивается, но при нормальных условиях этот процесс равномерный. Асимметричный износ происходит, когда резина стирается с одной стороны – внутренней или внешней, чаще всего на передней оси. Для определения типа износа протектора шины можно рассмотреть следующие примеры, представленные на фото:
- Пилообразный (шашечный) износ внутренней части колеса.
- Явно выраженный равномерный износ внутренней области.
- Износ по внешнему краю.
- Симметричный износ по боковым краям.
- Четкое стирание по центру шины.
- Ямки на поверхности протектора.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что износ резины на шинах может происходить как с внутренней, так и с внешней стороны, что связано с несколькими факторами. Во-первых, неправильная установка углов колес, таких как развал и схождение, может привести к неравномерному износу. Во-вторых, недостаточное давление в шинах также способствует более быстрому износу, особенно по краям. Кроме того, агрессивный стиль вождения, включая резкие повороты и торможения, может ускорить процесс. Наконец, качество самих шин и их конструкция играют важную роль в долговечности. Регулярная проверка состояния шин и их правильная эксплуатация помогут избежать проблем и продлить срок службы резины.
Отчего неравномерно съедает протектор
Загляните под передний бампер, находясь спереди машины – колеса стоят не перпендикулярно к дороге, а немного наклонены. У кого внутрь, у кого наружу. В общем-то развал, а то, что вы видите в этой плоскости, называется именно так, бывает положительным и отрицательным. Какой есть какой – проще разобраться по фото.
К сведению. Развал, схождение, кастер – это три настройки подвески, которые есть в любом автомобиле (некоторые из них могут не регулироваться, но они есть и обеспечиваются жестким взаимным расположением деталей). В теории – это всего лишь названия углов расположения колес в различных проекциях. Ведь шины отклонены от всех трех плоскостей (в пространственном измерении как раз три плоскости и есть).
Почему бы не поставить колеса жестко прямо во всех плоскостях? К чему все эти регулировки в подвеске? Приведем таблицу, какую роль играет каждый из углов.
Предназначение настроек подвески |
|
Наименование |
Что обеспечивает |
Развал | Увеличивает площадь пятна контакта покрышки с дорогой |
Схождение | Компенсирует упругий ход деталей подвески (сайлентблоков и прочих резинок) |
Кастер | Способствует возвращению руля в исходное положение |
Все значения этих трех характеристик указываются в градусах (°), а если нужно, то расписываются до угловых минут и секунд . У каждого автомобиля они свои. Истинные величины ищите в руководстве по эксплуатации, а фактические – на распечатке, которую должны давать на «сход-развале».
Отклонения от этих углов не допускаются, иначе покрышку будет съедать с одной из сторон. Впрочем, не всегда виновата подвеска. Банальная разница давлений в шинах тоже ни к чему хорошему не приводит. В чем именно причина, расскажет характер «жора» колеса, фото которых вы уже рассматривали.
Причина износа шины | Место износа | Возможные решения |
---|---|---|
Неправильное давление в шинах | По всей поверхности, но чаще по центру (перекачанные) или краям (недокачанные) | Регулярная проверка и подкачка шин до рекомендуемого давления |
Схождение/развал колес | Неравномерный износ по краям (внешней или внутренней стороне) | Проверка и регулировка схождения/развала колес |
Износ подвески | Неравномерный износ, часто на внешней стороне | Ремонт или замена изношенных элементов подвески |
Агрессивный стиль вождения | Неравномерный износ, зависит от стиля вождения | Изменение стиля вождения, более плавное ускорение и торможение |
Неисправности тормозной системы | Износ на одной стороне, часто на внутренней стороне передних колес | Проверка и ремонт тормозной системы |
Дефекты протектора | Износ в определенных местах протектора | Замена шин |
Повреждения шин | Износ в месте повреждения | Ремонт или замена шин |
Тип протектора | Неравномерный износ, зависит от типа протектора | Выбор шин с подходящим типом протектора для условий эксплуатации |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему резина (шины) изнашивается с внутренней или внешней стороны:
-
Неправильная геометрия подвески: Если углы установки колес (схождение, развал) настроены неправильно, это может привести к неравномерному износу шин. Например, слишком большой отрицательный развал может вызвать износ внешней стороны шины, в то время как слишком положительный развал может привести к износу внутренней стороны.
-
Нагрузка и давление: Неправильное давление в шинах также влияет на их износ. Если давление слишком низкое, это может привести к износу внешней стороны шины, так как она будет больше соприкасаться с дорогой. В то же время, слишком высокое давление может вызвать износ центральной части шины.
-
Стиль вождения: Агрессивное вождение, включая резкие повороты и торможения, может привести к неравномерному износу шин. Водители, которые часто проходят повороты на высокой скорости, могут заметить, что внешняя сторона шин изнашивается быстрее, чем внутренняя.
Из-за чего жрет резину с внутренней стороны на передней оси
Внутренний износ шин может происходить по двум причинам:
- Неправильная регулировка развала — приводит к равномерному износу внутреннего края.
- Ошибки в схождении — вызывают пилообразный износ внутренней части.
Перед регулировкой «сход-развал» проверьте состояние подвески на яме или эстакаде. Обратите внимание на:
- Рычаги. Изменения формы из-за ударов недопустимы.
- Сайлентблоки и резинки стоек стабилизаторов. В резине не должно быть трещин. Разрушенные втулки нужно заменить, иначе при повороте руля будет слышен стук.
- Стойки. Корпус амортизатора и крепежный кронштейн должны быть в идеальном состоянии.
- Задняя балка. Деформации недопустимы.
- Подшипники ступиц. При покачивании поднятого колеса люфта быть не должно.
Если вы увеличили клиренс автомобиля, но не провели регулировку «сход-развал», не удивляйтесь неравномерному износу. Изменения в подвеске, такие как замена стоек или пружин, требуют регулировки углов установки колес.
Важно знать. Пилообразный износ чаще наблюдается на задних колесах и может возникать не только из-за неправильного схождения, но и из-за неверного давления в шинах. Качество покрышек также имеет значение. Шины с пилообразным износом шумят громче, независимо от их расположения.
Не обязательно заменять шины на новые при ступенчатом износе. Достаточно поменять колеса местами на одной оси.
Перестановка колес не поможет, если проблема в качестве резины. Например, модель Falken Azenis не вошла в рейтинг лучших летних шин для кроссоверов из-за жалоб на выедание протектора «елочкой».
Обратите внимание на давление в задних шинах: при загрузке его следует увеличивать, а при разгрузке — уменьшать согласно инструкции.
Если внутренний износ наблюдается только у одного колеса на передней оси, вероятно, настройки геометрии рычагов подвески сбиты, и автомобиль будет тянуть в сторону износа.
Важно знать. Автомобиль может отклоняться в сторону из-за разницы давлений в правом и левом колесах на одной оси. Недокаченные и перекаченные шины могут иметь другие признаки износа. Сначала выровняйте давление, затем проедьте по прямой и только после этого решайте, нужно ли обращаться на «сход-развал».
Почему ест покрышку с внешней стороны спереди или сзади
Чаще причина такого дефекта – сбитый развал. При слишком положительном его угле как раз и наблюдается излишнее стирание наружных плеч резины. Окончательное заключение делается только после осмотра деталей подвески, суть которых мы изложили в предыдущем разделе.
Если «сход-развал» выставили, подвеска «в норме», а резину все равно ест с наружного края, то дело в покрышках. Примеров того, когда достаточно заменить комплект шин новым, и вопросы к выработке протектора сзади и спереди сразу же исчезают, предостаточно.
Например, Кама Евро 129 отличается жором как раз внешней стороны: через 1 000-2 000 км наблюдается неравномерность геометрии покрышки. И это еще один гвоздь в списке их недостатков, хотя они и без того не самые износостойкие летние шины с крепкой боковиной среди участников свежего теста.
Проблема точно не в «сход-развале»
- Износ резины по краям указывает на низкое давление в шине.
- Износ покрышки в центре свидетельствует о высоком давлении.
- Если одна шина на оси изнашивается быстрее другой, это может быть связано с разницей в давлении. Автомобиль будет тянуть в сторону шины с меньшим давлением, что увеличивает трение и ускоряет износ.
- Бугры на колесах возникают из-за неправильной балансировки, что приводит к боковому биению диска.
Если детали подвески исправны, расходные материалы новые, углы установлены в норме, шины свежие, а отбалансированные колеса все равно изнашиваются неравномерно, проверьте геометрию кузова. Часто наблюдается повышенный износ одной покрышки после небольшой аварии.
Коротко о главном
Характер жора колеса |
Причина |
Изнутри равномерно | Сбит развал, проблемы с подвеской, подшипник ступицы, покрышка с дефектом. |
Выедает край ступенькой (пилой) | Неправильное схождение, изношена (деформирована) подвеска, дефектная шина. |
По внешнему контуру | Сбит развал, были факты прохождения поворотов на высокой скорости, подношено шасси, брак резины. |
По краям | Пониженное давление воздуха в покрышке. |
По центру | Повышенное давление воздуха в шине. |
Буграми | Дисбаланс колеса. |
Влияние давления в шинах на износ резины
Давление в шинах является одним из ключевых факторов, влияющих на износ резины. Неправильное давление может привести к неравномерному износу, что в свою очередь может вызвать серьезные проблемы с управляемостью автомобиля и его безопасностью на дороге.
Когда давление в шинах ниже рекомендованного, шина начинает деформироваться, что приводит к увеличению площади контакта с дорогой. Это может вызвать повышенный износ боковых сторон шины, так как они подвергаются большему давлению и трению. В результате, шины могут изнашиваться быстрее, чем при нормальном давлении, и это может привести к необходимости их замены раньше времени.
С другой стороны, если давление в шинах выше нормы, это может привести к износу центральной части протектора. В таком случае шина будет иметь меньшую площадь контакта с дорогой, что может привести к ухудшению сцепления и увеличению риска аквапланирования. Кроме того, повышенное давление может вызвать перегрев шины, что также негативно сказывается на ее долговечности.
Важно отметить, что правильное давление в шинах не только влияет на их износ, но и на общую экономию топлива. При неправильном давлении автомобиль требует больше энергии для движения, что может привести к увеличению расхода топлива и, как следствие, к повышению затрат на эксплуатацию автомобиля.
Рекомендуется регулярно проверять давление в шинах, особенно перед длительными поездками или при изменении погодных условий. Это поможет не только продлить срок службы резины, но и обеспечить безопасность на дороге. В большинстве автомобилей давление в шинах можно найти на наклейке, расположенной на дверном проеме или в инструкции по эксплуатации.
Таким образом, поддержание правильного давления в шинах является важным аспектом ухода за автомобилем, который напрямую влияет на безопасность, экономичность и долговечность резины.
Вопрос-ответ
Почему есть резину с внутренней стороны?
При слишком низком давлении обод начинает давить на поверхность шины, а её конструкция — заламываться по краям. Соответственно, начинает изнашиваться боковая часть, как с внутренней, так и с внешней стороны. При избытке давления износ будет наблюдаться посередине шины.
Почему стираются шины по бокам?
Если резина изнашивается по бокам сильнее, чем в середине, это говорит о низком давлении, и наоборот, высокое – если износ центральной части протектора сильнее. А узнать правильное давление можно в инструкции к автомобилю, обычно это где-то 2,0-2,4 бара.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте давление в шинах. Неправильное давление может привести к неравномерному износу резины, что в свою очередь может вызвать проблемы с управляемостью и безопасностью автомобиля.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние подвески и рулевого управления. Изношенные или поврежденные детали могут привести к неправильному распределению нагрузки на шины, что также может вызвать их преждевременный износ.
СОВЕТ №3
Следите за балансировкой и выравниванием колес. Неправильная балансировка может привести к вибрациям и неравномерному износу резины, что негативно скажется на сроке службы шин.
СОВЕТ №4
Регулярно меняйте шины местами. Это поможет обеспечить более равномерный износ и продлить срок службы резины, особенно если у вас есть переднеприводный или заднеприводный автомобиль.