Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Сажевый фильтр автомобиля: где находится и для чего нужен

Сажевый фильтр — важный элемент выхлопной системы дизельных автомобилей, который снижает уровень вредных выбросов. В статье рассмотрим его расположение, функции и особенности эксплуатации, а также объясним, почему его правильная работа важна для экологии и долговечности автомобиля. Понимание принципов работы сажевого фильтра поможет владельцам автомобилей заботиться о своих транспортных средствах и соблюдать экологические нормы.

Классическое предназначение детали

Сажевый фильтр дизельного двигателя уменьшает выбросы мелких частиц сажи, очищая отработанные газы. Нагар накапливается из-за неполного сгорания топлива. Химический состав сажи зависит от характеристик топлива и включает тяжелые частицы, углеводороды, углекислый газ, сернистый газ, воду и оксиды азота в различных соотношениях.

Сажевый фильтр является важным компонентом системы выхлопа современных дизельных автомобилей. Эксперты отмечают, что его основная функция заключается в улавливании и нейтрализации сажи и других вредных частиц, образующихся в процессе сгорания топлива. Фильтр обычно располагается в выхлопной системе, между каталитическим нейтрализатором и глушителем. Это позволяет эффективно очищать выхлопные газы перед их выбросом в атмосферу.

По мнению специалистов, правильная работа сажевого фильтра критически важна для соблюдения экологических норм и снижения уровня токсичности выхлопов. При засорении фильтра может возникнуть ряд проблем, включая снижение мощности двигателя и увеличение расхода топлива. Регулярное обслуживание и, при необходимости, замена фильтра помогут поддерживать оптимальную работу автомобиля и продлить срок его службы.

ВЫРЕЗАТЬ DPF фильтр или НЕТ на PASSAT B8 2.0 ДИЗЕЛЬ / ПРОЙДУ ТЕХОСМОТР или НЕТ ?ВЫРЕЗАТЬ DPF фильтр или НЕТ на PASSAT B8 2.0 ДИЗЕЛЬ / ПРОЙДУ ТЕХОСМОТР или НЕТ ?

Конструктивные особенности

В основе детали — керамическая болванка ячеистой формы, заключенная в сварной металлический кожух. Установлен узел очистки выхлопных газов сразу за катализатором, составляя с ним единую деталь. Фильтр и нейтрализатор расположены в одной банке, непосредственно после выходного коллектора. В некоторых моделях авто катализатор окислительного типа и элемент фильтрации объединены в один узел. Технологически деталь называется фильтр каталитического типа.

Оригинальная деталь стоит достаточно дорого за счет драгоценного металла, который входит в структуру фильтра. Иридий и платина нейтрализует отработанный выхлоп и задерживает сажевые частицы.

Ячейки сажевого фильтра имеют или квадратную или восьмиугольную форму. Закрытые с разных сторон, они создают сложный проход для отработанного газа, благодаря чему новый фильтр по замерам выдает в атмосферу практически чистый воздух под высоким давлением.

Компонент Расположение Функция
Сажевый фильтр (DPF/FAP) В выхлопной системе, обычно между каталитическим нейтрализатором и глушителем (местоположение может варьироваться в зависимости от модели автомобиля) Задерживает твердые частицы сажи (сажа, несгоревшие частицы топлива) из выхлопных газов, предотвращая их попадание в атмосферу.
Датчик давления сажевого фильтра В выхлопной системе, до и/или после сажевого фильтра Измеряет перепад давления до и после фильтра, позволяя системе управления двигателем определить степень засоренности фильтра.
Система регенерации сажевого фильтра Встроенная в систему управления двигателем Автоматически или принудительно сжигает накопившуюся сажу в фильтре, восстанавливая его пропускную способность. Может включать в себя впрыск топлива в выхлопной тракт или повышение температуры выхлопных газов.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о сажевом фильтре автомобиля:

  1. Расположение и конструкция: Сажевый фильтр (DPF) обычно располагается в выхлопной системе автомобиля, между каталитическим нейтрализатором и глушителем. Он представляет собой пористую керамическую конструкцию, которая задерживает сажу и другие твердые частицы, образующиеся при сгорании топлива.

  2. Функция регенерации: Сажевый фильтр имеет функцию регенерации, которая позволяет сжигать накопившуюся сажу при высоких температурах. Это может происходить автоматически во время движения автомобиля или вручную, когда двигатель работает на повышенных оборотах. Регулярная регенерация необходима для поддержания эффективности фильтра и предотвращения его засорения.

  3. Экологические преимущества: Сажевый фильтр значительно снижает выбросы твердых частиц в атмосферу, что делает автомобили более экологически чистыми. В некоторых странах наличие DPF является обязательным требованием для соответствия стандартам выбросов, что способствует улучшению качества воздуха и снижению загрязнения.

Hyundai Palisade прожигаем сажевый фильтр тк машинка почему-то не хотела это делать сама.Hyundai Palisade прожигаем сажевый фильтр тк машинка почему-то не хотела это делать сама.

Эксплуатация сажевого фильтра

Агрегат в процессе эксплуатации осуществляет две функции:

  • фильтрация отработанного топлива;
  • регенерация сажи.

Фильтрация — это обычное улавливание мелких частиц сажи из выхлопа в процессе прохода отработанного топлива через ячейки. Регенерация — это процесс очистки поверхности ячеек сажевого фильтра от скопившегося нагара.

В чём сначала нужно убедиться перед чисткой и регенерацией сажевого фильтраВ чём сначала нужно убедиться перед чисткой и регенерацией сажевого фильтра

Восстановления фильтрующего узла

Фильтрующие устройства нового поколения, появившиеся с 2010 года, предлагают два метода восстановления сажевого фильтра: автоматический (пассивный) и принудительный (активный).

В иностранных автомобилях чаще используется пассивная система, которая сжигает нагар, применяя выхлопные газы при температуре от 500 градусов. Этот процесс происходит на высоких скоростях без дополнительной команды от электронного блока управления.

Пассивная регенерация включает добавление специальной присадки в дизельное топливо, что эффективно очищает фильтр. Этот метод подходит для автомобилей, редко используемых для поездок за город. Городская эксплуатация с частыми остановками негативно сказывается на дизельных двигателях.

Активное восстановление подразумевает принудительное повышение температуры в фильтре для полного окисления накопившегося налета.

В зависимости от параметров работы двигателя различаются несколько способов принудительной регенерации:

  1. Поздняя подача топлива.
  2. При выпуске газов происходит дополнительный впрыск.
  3. Электронагрев.
  4. Использование микроволн для нагрева отработанного топлива.

При замене заводского фильтра на аналоги, когда оригинальная комплектующая выработала ресурс, в 70% случаев не рекомендуется проводить принудительное восстановление (регенерацию). Неоригинальная комплектующая часто просто загорается, моторный блок идет в разнос.

Классификация фильтров

Инженеры Volkswagen устанавливают на свои автомобили сажевый фильтр с каталитическим покрытием, за исключением моделей микроавтобуса Транспортер, которые чаще всего требуют демонтажа этого элемента. После пробега в 30 000 километров процедуры регенерации, очистки или промывки неэффективны, а аналоги фильтра выходят из строя уже после 5 000 км.

Сажевый фильтр с каталитическим покрытием размещается сразу после турбокомпрессора и представляет собой единый агрегат с каталитическим нейтрализатором. При замене или установке пламегасителя обе детали удаляются. Основу узла составляет керамическая пористая банка, стенки ячеек которой покрыты платиной, иридием, оксидом церия и алюминием.

Фильтрующий узел с каталитическим покрытием восстанавливается как пассивно, так и активно. Пассивное восстановление происходит во время работы двигателя на высоких оборотах благодаря высокой температуре выхлопа (не менее 500 градусов).

Активное восстановление осуществляется с помощью дополнительного подогрева сажевого фильтра, дополнительного впрыска на различных тактах или подключения дополнительных компонентов. Процесс активной очистки занимает около 10 минут после обработки блока управления данными от датчиков выхлопной системы.

За основу берутся показатели:

  • расход воздуха;
  • температура газа до и после фильтрующего узла;
  • параметры перепада давления в катализаторе.

При замене фильтра на пламегаситель всегда производится перепрошивка ЭБУ как на процесс работы фильтра в штатном режиме, так и на запуск активной регенерации.

Топливная присадка

Конструкция очистителя выхлопных газов разработана концерном Пежо-Ситроен. Инженеры использовали цериевую добавку, которая способствует сгоранию сажи при температурах от 450 градусов. Этот элемент устанавливается после катализатора и представляет собой отдельный узел.

Топливная добавка объемом до пяти литров помещается в специальный резервуар, который может быть встроен в топливный бак или находиться в подкапотном пространстве. Объема в 5 литров достаточно для пробега от 150 000 до 180 000 км. Уровень добавки проверяется аналогично контролю уровня тормозной жидкости с использованием поплавка и шкалы. Подача добавки происходит во время заправки топливного бака в пропорциональном соотношении.

Сажевый фильтр, как и катализатор, важен для автомобиля. Однако из-за частых проблем с его обслуживанием и заменой многие водители предпочитают удалять этот узел после окончания его ресурса. Удаление катализатора и фильтра, а также их замена на пламегаситель является административно наказуемым действием. Решение о риске остается за каждым водителем.

Проблемы и неисправности сажевого фильтра

Сажевый фильтр (DPF) является важным элементом системы выхлопа дизельных автомобилей, предназначенным для улавливания и удаления сажи и других твердых частиц, образующихся в процессе сгорания топлива. Однако, как и любое другое устройство, сажевый фильтр может сталкиваться с различными проблемами и неисправностями, которые могут негативно сказаться на работе автомобиля и его экологии.

Одной из наиболее распространенных проблем является засорение сажевого фильтра. Это происходит, когда фильтр не может эффективно улавливать и сжигать накопившиеся частицы сажи. Причинами засорения могут быть частые короткие поездки, когда двигатель не успевает прогреться до рабочей температуры, а также использование некачественного топлива. В результате, сажевый фильтр может забиваться, что приводит к увеличению давления в системе выхлопа и снижению мощности двигателя.

Еще одной распространенной неисправностью является перегрев сажевого фильтра. Это может произойти из-за неправильной работы системы управления двигателем или неисправности других компонентов, таких как турбокомпрессор. Перегрев может привести к плавлению фильтра и его поломке, что потребует его замены.

Также стоит отметить, что сажевый фильтр может быть поврежден механически. Например, если в систему выхлопа попадают посторонние предметы, это может привести к трещинам или другим повреждениям фильтра. В таких случаях необходимо провести диагностику и, возможно, заменить фильтр.

Не менее важной проблемой является система регенерации сажевого фильтра. Это процесс, при котором накопившаяся сажа сжигается при высоких температурах. Если система регенерации не работает должным образом, это может привести к накоплению сажи и, как следствие, к засорению фильтра. Причинами неисправности могут быть неисправные датчики, проблемы с электроникой или недостаточная температура выхлопных газов.

Для предотвращения проблем с сажевым фильтром важно следить за его состоянием и регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля. Рекомендуется использовать качественное топливо и избегать частых коротких поездок. Если возникают подозрения на неисправности, лучше обратиться к специалистам для диагностики и ремонта системы выхлопа.

Вопрос-ответ

Как ведет себя машина, если забит сажевый фильтр?

Забитый фильтр ухудшает производительность двигателя, из-за чего расход топлива может увеличиться на 10-20%. Снижение мощности и ухудшение динамики происходят из-за уменьшения эффективности выпуска отработанных газов. Мощность двигателя может снизиться на 20-30%.

Где в машине находится сажевый фильтр?

Сажевый фильтр находится в выпускном тракте, совсем неподалеку от впускного коллектора. Если имеется катализатор, то фильтр размещен сразу после него. В некоторых случаях они объединены в единый корпус для того, чтобы разместить отсеянную сажу максимально близко к двигателю.

Где в автомобиле расположен сажевый фильтр?

Сажевый фильтр (DPF) обычно расположен в выхлопной системе. Обычно его можно найти под автомобилем, рядом с двигателем, вдоль выхлопной трубы.

На каких авто стоит сажевый фильтр?

С 1 января 2016 года все новые автомобили, продающиеся на территории России, оснащены этим устройством, так как именно с этой даты запрещен выпуск и ввоз автомобилей, не соответствующих нормам Евро 5.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте состояние сажевого фильтра. Это поможет избежать его забивания и продлить срок службы. Если вы заметили снижение мощности двигателя или увеличение расхода топлива, возможно, стоит обратить внимание на фильтр.

СОВЕТ №2

Используйте качественное топливо. Некачественное топливо может привести к быстрому загрязнению сажевого фильтра. Выбирайте проверенные заправки и следите за наличием сертифицированного топлива.

СОВЕТ №3

Не игнорируйте предупреждения бортового компьютера. Если ваш автомобиль сигнализирует о проблемах с сажевым фильтром, не откладывайте диагностику. Это может предотвратить более серьезные поломки и дорогостоящий ремонт.

СОВЕТ №4

Периодически проводите регенерацию сажевого фильтра. Это процесс, при котором сажа сжигается при высокой температуре. Если ваш автомобиль поддерживает автоматическую регенерацию, следите за тем, чтобы не прерывать этот процесс.

Ссылка на основную публикацию
Похожее