В последние годы вопрос о запрете праворульных автомобилей в России стал актуальным, вызывая дискуссии среди автомобилистов и экспертов. Особенно это касается Дальнего Востока, где праворульные машины составляют значительную часть автопарка. В статье рассмотрим причины критики правого руля со стороны властей и возможные последствия запрета для владельцев и автомобильного рынка. Эта информация будет полезна автомобилистам и тем, кто интересуется автомобильной политикой и законодательством в России.
История противостояния
В Россию автомобили с правым рулем в основном поступили из Японии. Их большое количество на Дальнем Востоке и в Сибири связано с активным импортом подержанных машин, начавшимся в трудные для россиян времена и продолжавшимся до середины 2000-х. Однако объем поставок сокращается, а оставшиеся объемы ввоза становятся все более сложными. По данным «Автостат» за 2017 год, японские иномарки с правым рулем составляют 73% автопарка Дальнего Востока, без учета крупных городов, таких как Владивосток, Хабаровск и Петропавловск-Камчатский. Значительное количество праворульных автомобилей также наблюдается в крупных сибирских городах, таких как Новосибирск, Красноярск и Омск. Целое поколение автомобилистов использует праворульные машины, и непонятно, что произойдет при полном запрете на их эксплуатацию.
Ограничения на ввоз автомобилей с правым рулем начали действовать в 2003 году с увеличением транспортного налога на машины мощностью более 250 лошадиных сил, однако большинство японских автомобилей не превышали эти параметры. В 2005 году они вновь оказались под угрозой исчезновения из-за введения экологического стандарта Евро 2, а в последующие годы требования только ужесточались, и с 2016 года в России действуют нормы Евро-5. Легальный ввоз автомобилей, собранных до 1995 года и не соответствующих строгим экологическим стандартам, стал невозможен. Пошлины на ввоз возросли, что сделало импорт японских машин экономически нецелесообразным.
Новая волна борьбы с праворульными автомобилями началась в 2010 году с запрета на ввоз машин с 11-значными VIN-номерами. Жители страны выразили недовольство через массовые протесты, включая символическое сожжение «копейки». Власти отменили решение, опасаясь общественного недовольства, но через два года вновь попытались ввести ограничения, ссылаясь на технический регламент Таможенного союза. Однако и это нововведение не прижилось.
Чиновники продолжают настаивать на запрете праворульных автомобилей в России. В 2014 году в проекте технического регламента, разработанном НАМИ, был прописан запрет на регистрацию автомобилей с правым рулем для стран Таможенного союза, включая Беларусь и Казахстан. В российских властях продолжаются споры по этому вопросу, предлагаются радикальные меры, такие как полный запрет на ввоз и использование праворульных автомобилей. В 2015 году была запрещена эксплуатация автобусов и микроавтобусов с правым рулем, а с 1 января 2017 года, с введением системы ЭРА-ГЛОНАСС, возникли серьезные недовольства среди населения, что привело к поиску компромиссного решения со стороны правительства, чтобы избежать массовых протестов.
Эксперты в области автомобильного законодательства и транспортной политики высказывают различные мнения относительно возможности запрета на праворульные автомобили в России. С одной стороны, сторонники запрета утверждают, что такие машины могут представлять опасность на дорогах из-за особенностей управления и видимости. Они подчеркивают, что праворульные автомобили чаще становятся участниками ДТП, особенно в условиях интенсивного движения. С другой стороны, противники запрета указывают на экономическую составляющую: многие россияне не могут позволить себе автомобили с левым рулем, и праворульные машины остаются доступным вариантом. Кроме того, эксперты отмечают, что запрет может вызвать протесты среди владельцев таких автомобилей и негативно сказаться на рынке подержанных машин. В итоге, вопрос о запрете праворульных автомобилей остается открытым и требует тщательного анализа всех факторов.
Чем «помешал» правый руль
Основная претензия к машинам, в конструкции которых руль предусмотрен с правой стороны, это недостаточный уровень безопасности в сравнении с привычными в нашей стране «леворукими» автомобилями. Так, если водитель находится справа, ему в условиях правостороннего дорожного движения сложнее идти на обгон и выполнять прочие манёвры, но автовладельцы утверждают, что это вопрос привычки. Плюс ко всему отмечается и отсутствие соответствующей дорожной инфраструктуры в России, правила и знаки, разработанные для правостороннего движения, а также статистика аварийности. Кстати, количество ДТП с участием праворульных авто в дальневосточных регионах никак не подтверждает их небезопасность, с попаданием в аварии неплохо справляются и автомобилисты европейской части России, управляющие машинами с левым рулём. Так что это не веская причина, по которой может быть отменена возможность эксплуатации обычных для Дальнего Востока и Севера машин, ведь настоящую опасность на дороге представляют некомпетентные, безответственные водители, а не положение рулей в их автомобилях. Сворачивать на то, что виновником ДТП стал именно правый руль несерьёзно.
Справедливости ради, а также в поддержку «праворуких» отметим, что для водителя безопаснее выходить из машины на тротуар, а не на проезжую часть. Более реальная причина, почему японские автомобили хотят вытеснить с дорог, это поддержка собственного производства и реализации машин внутри страны. По этой причине смягчать правила ввоза импортных авто, не только праворульных, а и других, было бы нецелесообразно. С течением времени парк автомашин с правым рулём иссякнет сам по себе, если сделать проблематичным и нерентабельным ввоз, но лишать автовладельцев возможности эксплуатации этих машин само по себе неприемлемо.
Аргумент «ЗА» запрет праворульных автомобилей | Аргумент «ПРОТИВ» запрета праворульных автомобилей | Источник информации/Комментарий |
---|---|---|
Повышение безопасности дорожного движения за счет улучшения обзорности и адаптации к левостороннему движению. | Высокая стоимость замены существующего автопарка праворульных автомобилей. | Статистические данные о ДТП с участием праворульных автомобилей, экономические расчеты. |
Уменьшение количества автомобилей, не соответствующих техническим регламентам и стандартам безопасности РФ. | Значительное количество запчастей и специалистов по ремонту праворульных автомобилей уже присутствует на рынке. | Технические регламенты РФ, данные о рынке автозапчастей. |
Упрощение процесса техобслуживания и ремонта автомобилей, унификация автопарка. | Ограничение выбора автомобилей для потребителей, особенно в регионах с ограниченным доступом к новым автомобилям. | Данные о продажах автомобилей, отзывы потребителей. |
Сокращение расходов на адаптацию инфраструктуры к особенностям праворульных автомобилей. | Потенциальное снижение стоимости подержанных автомобилей, что может негативно сказаться на рынке. | Данные о стоимости инфраструктурных проектов, анализ рынка подержанных автомобилей. |
Улучшение экологической ситуации за счет вывода из эксплуатации старых, неэкологичных праворульных автомобилей. | Возможные социальные протесты со стороны владельцев праворульных автомобилей. | Данные об экологических показателях автомобилей, социологические исследования. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с темой запрета праворульных автомобилей в России:
-
Исторический контекст: Праворульные автомобили начали активно импортироваться в Россию в 1990-х годах, когда страна открылась для зарубежного автопрома. С тех пор они стали популярными, особенно среди покупателей, ищущих более доступные модели. Однако, с увеличением числа праворульных автомобилей возникли вопросы о безопасности и удобстве их эксплуатации на дорогах с левосторонним движением.
-
Безопасность на дорогах: Одним из основных аргументов против праворульных автомобилей является повышенный риск аварий из-за ограниченной видимости при обгоне и маневрировании. Исследования показывают, что праворульные автомобили могут быть менее безопасными в условиях российских дорог, особенно в сельской местности, где обгон может быть более рискованным.
-
Законодательные инициативы: В последние годы в России обсуждаются различные законодательные инициативы, касающиеся праворульных автомобилей. Некоторые эксперты и депутаты предлагают ввести запрет на их регистрацию или ограничить их использование, ссылаясь на необходимость повышения безопасности дорожного движения. Однако такие меры сталкиваются с сопротивлением со стороны владельцев праворульных автомобилей и автолюбителей, что делает вопрос запрета довольно спорным.
Ситуация сегодня
Почему праворульные автомобили могут оказаться под угрозой запрета? С 2015 года Технический регламент запрещает использование автомобилей с правым рулем категорий М2 (для перевозки более 8 пассажиров и массой до 5 тонн) и М3 (с массой свыше 5 тонн). Для управления такими автомобилями нужны права категории D. Импорт и регистрация этих транспортных средств невозможны, однако легковые и грузовые автомобили не подпадают под этот запрет. В конце 2018 года были внесены изменения.
С 2019 года, с вступлением в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии №219, вновь возникла угроза запрета на праворульные автомобили. ГОСТы из этого списка требуют обязательной сертификации для получения свидетельства о безопасности конструкции. Полного запрета на ввоз и эксплуатацию праворульных машин пока нет, но процесс их ввоза усложнится из-за необходимости получения сертификата безопасности. Это также сделает невозможной регистрацию несертифицированных автомобилей.
Запрос на сертификацию японских автомобилей не может быть выполнен из-за отсутствия VIN-кода; вместо этого имеется только номер кузова и рамы. Такие автомобили будут подвергнуты испытаниям на соответствие. Новый ГОСТ, касающийся аккредитованных лабораторий, вступает в силу с 1 июля 2019 года. Автомобили с правым рулем должны будут проходить сертификацию аналогично тюнингованным автомобилям. Все ввозимые транспортные средства обязаны пройти проверку для получения сертификата безопасности в аккредитованных лабораториях, которых в стране всего 15. В Приморском крае, где уполномоченная организация одна, ожидаются большие очереди.
Автомобиль нужно будет передать на специальную площадку лаборатории для проверки. После тестирования будет выдано заключение о пригодности транспортного средства. Если автомобиль не пройдет проверку, его использование на дорогах России будет запрещено. Перед проверкой владельцу нужно будет заменить фары, чтобы они соответствовали требованиям правостороннего движения, и настроить направление света, чтобы не слепить встречные автомобили.
Стоит ли покупать машину с правым рулём
Покупка праворульного автомобиля должна быть тщательно взвешена. С одной стороны, имеются все предпосылки, что стараниями чиновников в скором времени машины с правым рулевым управлением в нашей стране канут в лету, с другой же, несмотря на наличие многочисленных препон, приобретение имеет немало преимуществ. Ввезти и поставить на учёт праворульную машину можно и в 2019 году, если она при этом не попадает под категории запрета (М2, М3) и проходит обязательную сертификацию. При получении документа о соответствии принятым стандартам автомобиль допускается к участию в дорожно-транспортном движении, его ставят на учёт независимо от того, с какой стороны руль.
Стоит ли брать авто, в котором руль расположен по правому краю, каждый решает для себя сам. Если говорить об удобстве управления, основную роль играют навыки вождения автомобилиста. Например, пересаживаясь с авто, где руль располагается в левой части, некоторое время придётся привыкать и осваиваться, учитывая нюансы, касающиеся поведения на дороге, в частности, особенности выполнения обгона. Вряд ли о покупке правого руля массово задумываются в европейской части России, но чем ближе к Сибири и Дальнему Востоку, тем вопрос актуальнее. Как уже говорилось выше, здесь праворукий автомобиль встречается в несколько раз чаще, чем леворульный и на данном этапе затянувшейся войны скорее легче сменить правостороннее движение на левостороннее, чем искоренить ставшие уже «народными» японские машины.
Преимущества покупки праворульного автомобиля очевидны. Подержанные японские авто, составляющие львиную долю дальневосточного автопарка, стоят в разы дешевле. Даже аналогичная машина, но с левым рулём будет практически вдвое дороже своего собрата. Запчасти к таким авто имеются в изобилии и стоимость их также невысока. К тому же «праворукие» автомобили создавались для эксплуатации внутри страны, и они значительно отличаются качеством сборки и комплектацией от моделей, предназначенных на экспорт. Японские машины с правым рулём надёжны, экономичны и достаточно приспособлены к нашим условиям эксплуатации. Они попадают в Россию после 3-5 лет эксплуатации практически в идеальном состоянии, ведь их не заправляют низкопробным топливом, не заливают сомнительное масло, да и к тому же автомобили не измождены плохими дорогами.
Многие, приобретая праворульные авто, практикуют также переброску руля на левую сторону. Такая процедура потребует дополнительных вложений и не всегда целесообразна. ПДД не запрещают переставить руль на левый край, позволяя затем поставить на учёт переделанную машину, но кроме переброски рулевого колеса боливар придётся полностью переоборудовать. Перестановка руля также является вмешательством в заводскую конструкцию и затрагивает важные узлы и агрегаты, что может отразиться на безопасности. Учитывая наличие волокиты с прохождением проверки на безопасность перед постановкой «праворуких» машин на учёт (регистрироваться авто будет всё равно как ТС с правым рулём), заниматься подобным апгрейдом довольно рискованная затея.
Заключение
Предвзятое отношение властей к автомобилям с правым рулем приведет к новым законопроектам и поправкам, направленным на их устранение с дорог. Опытные водители понимают, что правый руль не представляет опасности сам по себе; проблемы возникают только с неадекватными водителями, нарушающими правила, как и в случае с левым рулем. Будет ли введен запрет на легковые автомобили с правым рулем в России, пока неясно, но по настроению чиновников это возможно. В то же время владельцам легковых автомобилей категории B не стоит беспокоиться о полном запрете на эксплуатацию в данный момент.
Мнение экспертов и общественности
Вопрос о запрете праворульных автомобилей в России вызывает множество дискуссий как среди экспертов, так и среди рядовых граждан. С одной стороны, сторонники запрета утверждают, что праворульные машины создают опасные ситуации на дорогах, особенно в условиях интенсивного движения и недостаточной инфраструктуры для их безопасного использования. С другой стороны, противники запрета указывают на то, что праворульные автомобили имеют свои преимущества, такие как доступность и низкая стоимость, что делает их привлекательными для определенной категории водителей.
Эксперты в области автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения подчеркивают, что основная проблема праворульных автомобилей заключается в их недостаточной адаптации к российским условиям. Например, при обгоне на узких дорогах водителю может быть сложно оценить расстояние до встречного транспорта, что увеличивает риск аварий. Кроме того, праворульные автомобили часто имеют менее удобное расположение органов управления, что также может негативно сказаться на безопасности.
С другой стороны, многие автомобилисты отмечают, что при правильном подходе к вождению праворульные машины могут быть столь же безопасны, как и леворульные. Они указывают на то, что многие водители успешно используют праворульные автомобили в России, и статистика аварийности не подтверждает наличие значительных рисков, связанных с их эксплуатацией. Более того, праворульные автомобили часто являются более доступными по цене, что делает их популярными среди молодежи и людей с ограниченным бюджетом.
Общественное мнение по этому вопросу также разделено. Некоторые граждане выступают за полный запрет праворульных автомобилей, аргументируя это необходимостью повышения безопасности на дорогах. Другие же считают, что вместо запрета следует сосредоточиться на улучшении дорожной инфраструктуры и повышении уровня подготовки водителей, что могло бы снизить риски, связанные с использованием праворульных машин.
В последние годы в России наблюдается рост интереса к праворульным автомобилям, что также влияет на обсуждение вопроса о запрете. С увеличением числа таких автомобилей на дорогах возрастает и количество аварий, что подстегивает экспертов и законодателей к поиску решений. Важно отметить, что любые изменения в законодательстве должны учитывать мнения всех заинтересованных сторон, включая автомобилистов, экспертов и представителей власти.
Таким образом, вопрос о запрете праворульных автомобилей в России остается открытым и требует дальнейшего обсуждения и анализа. Необходимо учитывать как потенциальные риски, так и преимущества, которые могут быть связаны с использованием таких автомобилей, чтобы выработать взвешенное и обоснованное решение.
Вопрос-ответ
Можно ли в России ездить на праворукой машине?
В России стандартом считается правостороннее движение, в связи с чем посадка водителя в авто осуществляется с левой стороны. Однако по дорогам можно ездить и на праворульной машине (в просторечии — пруль). Это транспортное средство, в которое посадка водителя осуществляется справа.
В России запретят ввоз праворульных машин?
С 1 июля 2020 года в Россию запрещено ввозить праворульные ТС категорий М2 и М3. К ним относятся пассажирские автобусы, микроавтобусы и строительная спецтехника. А с 1 июля 2021 года усложнили процедуру импорта праворульных легковых автомобилей.
В чем прикол праворульных машин?
Основные достоинства праворульных автомобилей заключаются в следующем: если движение правостороннее, то расположение руля справа обеспечивает безопасность водителю при ДТП. Основной удар при аварии приходится на левую сторону, что частично компенсирует негативные последствия.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите актуальные законодательные инициативы и новости, касающиеся праворульных автомобилей в России. Это поможет вам быть в курсе изменений и заранее подготовиться к возможным ограничениям.
СОВЕТ №2
Если вы владеете праворульным автомобилем, рассмотрите возможность его продажи или обмена на леворульный вариант. Это может быть разумным шагом в условиях неопределенности с законодательством.
СОВЕТ №3
Обратитесь к профессионалам для получения консультаций по вопросам регистрации и эксплуатации праворульных автомобилей. Специалисты помогут вам разобраться в возможных рисках и вариантах легализации.