4.2. Расчет потребного количества смазочных материалов.
Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 л общего расхода топлива (бензина или дизельного топлива). Норма расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода пластичных смазок — в кг на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличивается до 20% для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.
С учетом норм расхода смазочных материалов и общего расхода топлива по АТП рассчитываем потребное количество масел и смазок. Результаты расчетов заносим также в таблицу 4.1.
4.2.1. Расчет потребного количества моторного масла
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 8 лет: для бортовых автомобилей: Урал: Qnomp = 0,01-2,8 • (83406,36 + 65382,92) = 4166,1л
ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 2,1 • (120166,98 + 94199,8б) = 4501,7л
для автопоездов: Qnomp = 0,01 • 2,8 • (198958,94 + 155965,52) = 9937,88л
для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp — 0,01 • 2,8 • (374086,55 + 293110,05) = 18681,5л
ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 2,1 • (543281,1 + 425343,4) = 20341,1л
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет: для бортовых автомобилей:
Урал: Qnomp = 0,01 • 2,8 • (39346,05 + 30710,1 б) • (l + 0,01 • 20) = 2353,89л ГАЗ: Qnomp = 0,01 ■ 2,1 • (56687,47 + 44245,39)- (l + 0,01 • 20) = 2543,51л
для автопоездов: Qnomp = 0,01 • 2,8 ■ (93856,72 + 73256,53) • (l + 0,01 • 20) = 5615,01л
Урал : Qnomp = 0,01 • 2,8 • (176377,54 + 137538,0l)- (l + 0,01 • 20) = 10547,56л ГАЗ : Q = 0,01 • 2,1 • (256117,04 +199672,43)- (l + 0,01 • 20) = 11485,89л
4.2.2. Расчет потребного количества трансмиссионного масла
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 8 лет:
для бортовых автомобилей: Урал: Qnomp = 0,01 • 0,4 • 148789,28 = 595,16л
ГАЗ: Qmmp = 0,01 ■ 0,3 -214366,84 = 643,1л
для автопоездов: Qпотр= 0,01 • 0,4 • 354924,46 = 1419,7л
для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01 * 0,4 • 667196,6 = 2668,79л
ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 0,3 • 968624,5 = 2905,87л
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет:
для бортовых автомобилей: Урал : Qnomp = 0,01 • 0,4 * 70056,21 • (l + 0,01 • 20) = 336,27л
ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 0,3 -100932,86 • (l + 0,01 • 20) = 363,36л
для автопоездов: Qпотр= 0,01 • 0,4 • 167113,25 • (l + 0,01 • 20) = 802,14л
для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01 • 0,4 -313915,55 * (l + 0,01 • 20) = 1506,79л
ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 0,3 • 455789,47 • (l + 0,01 • 20) = 1640,84л
Расчет потребного количества специального масла
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 8 лет:
для бортовых автомобилей: Урал:Qпотр =0,01 • 0,15 -148789,28 = 223,18л
ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 0,1 • 214366,84 = 214,37л
для автопоездов: Qnomp = 0,01 • 0,15-354924,46 = 352,39л
для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01 • 0,15 • 667196,6 = 1000,79л
ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 0,1 • 968624,5 = 968,62л
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет:
для бортовых автомобилей: Урал: Qnomp = 0,01* 0,15*70056,2 l-(l +0,01 *20) = 126,1л
ГАЗ: Qmmp = 0,01-0,1-100932,86 • (l + 0,01 • 20) = 121,12л
для автопоездов: Qnomp = 0,01 • 0,15 * 1671 13,25 • (l + 0,01 • 20) = 300,8л
для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01* 0,15*313915,55 *(l + 0,01 -*20) = 565,05л
ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 0,1 • 455789,47 • (l + 0,01 • 20) = 546,95л
Расчет потребного количества смазок
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 8 лет:
для бортовых автомобилей: Урал: Qnomp = 0,01 • 0,35 • 148789,28 = 520,76л
ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 0,25 -214366,84 = 535,92л
для автопоездов: Qnomp =0,01 • 0,35 • 354924,46 = 1242,24л
для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01 • 0,35 • 667196,6 = 2335,19 л
ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 0,25 • 968624,5 = 2421,56л
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет:
для бортовых автомобилей: Урал: Qпотр = 0,01 • 0,35 • 70056,21 • (l + 0,01 • 20) = 294,24л
ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 0,25 *100932,86 • (l + 0,01 • 20) = 302,8л
для автопоездов: Qnomp = 0,01 • 0,35 • 167113,25 *(l + 0,01 • 20) = 701,88л
для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01 *0,35 * 313915,55 • (l + 0,01 * 20) = 1318,45л
ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 0,25 • 455789,47 • (l + 0,01 • 20) = 1367,37л
Расчёт затрат на топливо и смазочные материалы
Понятие «норма расхода топлива или смазочного материала» применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления данного расходного материала при работе конкретного автомобиля.
Для грузовых автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм расхода топлива:
— базовая норма на 100 км пробега автомобиля;
— норма на 100 т-км транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом);
— норма на ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).
Базовая норма установлена для каждой марки и модели автомобиля.
Норма на транспортную работу зависит от типа двигателя внутреннего сгорания, установленного на автомобиле. Для бензинового двигателя — 2,0 л на 100 т-км транспортной работы, для дизельного двигателя — 1,3 л на 100 т-км, для газового — 2,5 л на 100 т-км.
Для автомобилей-самосвалов и автоцистерн устанавливаются нормы расхода топлива на каждую ездку с грузом: для самосвалов -0,25 л на одну ездку; для автоцистерн — от 2 до 3,5 л на заполнение и слив одной цистерны (в зависимости от марки автомобиля).
Расчёт затрат на топливо целесообразно выполнять в форме таблицы 5.
Методика нормирования расхода смазочных масел
Методика определяет порядок расчета индивидуальных и групповых норм расхода масел и смазок в отрасли и предназначается для обоснования потребности в смазочных материалах на всех уровнях планирования: министерство, объединение, главк, предприятие.
Обозначение: | РД 34.10.557 |
Название рус.: | Методика нормирования расхода смазочных масел |
Статус: | не действует |
Дата актуализации текста: | 05.05.2017 |
Дата добавления в базу: | 01.09.2013 |
Утвержден: | 30.12.1985 Министерство энергетики и электрификации СССР (USSR Ministry of Energy and Electrical Power ) |
Опубликован: | Информэнерго (1986 г. ) |
ПОДГОТОВЛЕНА ПКБ Главэнергостроймеханизацией для внедрения в отрасли единой системы нормирования, учета и отчетности всех видов масел и смазок. Предназначена для обоснования потребности в смазочных маслах на всех уровнях планирования.
Кривулин Б.С.; Лукьянова Л.П.; Лунев С.В.; Марусенко О.Э.
УТВЕРЖДЕНА Заместителем Министра С.И. Садовским 30 декабря 1985 года
ВВЕДЕНИЕ
Рост энерговооруженности общественного производства, механизации и автоматизации производственных процессов сопровождается ростом интенсивного потребления народным хозяйством смазочных масел (СМ).
Отсутствие в Минэнерго СССР единой системы нормирования, учета и отчетности всех видов масел и смазок, общего методического подхода к расчету расхода СМ, а также значительное потребление СМ в отрасли потребовало разработки единых методических документов по нормированию расхода масел и смазочных материалов.
Рациональное использование материальных ресурсов в народном хозяйстве — один из решающих факторов их эффективного применения.
Настоящая методика определяет порядок расчета индивидуальных и групповых норм расхода масел и смазок в отрасли и предназначается для обоснования потребности в смазочных материалах на всех уровнях планирования: министерство, объединение, главк, предприятие.
Работа выполнена по заданию Госстроя СССР на основе Методических указаний, разработанных НИИПиНом при Госплане СССР, и утвержденных Постановлением Госплана СССР от 10.06.1985 № 139/20 «О методических указаниях по нормированию расхода смазочных масел».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормирование расхода СМ — это установление плановой меры их потребления.
1.2. Основная задача нормирования СМ при планировании и в производстве работ — обеспечение применения технически и экономически обоснованных норм расхода для осуществления режима нормальной эксплуатации оборудования, экономии, рационального распределения и эффективного использования нефтепродуктов.
1.3. Нормирование расхода СМ должно осуществляться на всех уровнях планирования и хозяйственной деятельности в соответствии с данной методикой.
1.4. Нормированию подлежит расход СМ на все основные производственно-эксплуатационные нужды, затраты на научно-исследовательские и экспериментальные работы.
1.5. Норма расхода СМ — это плановый показатель их расхода, устанавливаемый с учетом конструкции и режимов эксплуатации техники на единицу производимой ею работы.
1.6. Нормы расхода СМ служат для планирования их потребления и оценки эффективности использования. Выполнение установленных норм является непременным условием при материальном стимулировании.
1.7. Нормы расхода СМ должны:
— разрабатываться на всех уровнях планирования на единой методической основе с учетом условий работы, достижений научно-технического прогресса, планов организационно-технических мероприятий, предусматривающих рациональное и эффективное использование СМ;
— систематически пересматриваться с учетом планируемого развития и технического прогресса производства, достигнутых наиболее экономичных показателей использования техники и СМ;
— способствовать максимальной мобилизации внутренних резервов экономии СМ при выполнении заданий.
1.8. Нормы расхода СМ классифицируются по степени агрегации на индивидуальные и групповые.
1.9. Индивидуальная норма расхода смазочного масла — это плановый показатель расхода на единицу работы, производимой машинами, оборудованием, агрегатами и установками* данной марки (типа), с учетом их технического состояния и условий эксплуатации.
* Примечание. В дальнейшем под термином «машина» понимается любая техника, машины, агрегаты, оборудование и установки, используемые в народном хозяйстве.
1.10. Групповая норма — это плановый показатель расхода смазочного масла хозяйственным объектом, устанавливаемый на единицу работы с учетом структуры, технического состояния машин и планируемых объемов работ. Групповые нормы расхода разрабатываются на следующих уровнях планирования: министерство, главк, объединение, предприятие.
1.11. Состав норм расхода СМ — это перечень статей (направлений) их расхода.
Состав норм расхода СМ может уточняться в соответствующих инструкциях, разрабатываемых с учетом особенностей производства работы и используемой техники. Произвольное изменение состава норм не допускается.
1.12. В индивидуальные и групповые нормы расхода не включатся затраты СМ, вызванные отступлениями от принятой технологии производства работ, режимов эксплуатации, несоблюдением требований к качеству СМ, затраты на научно-исследовательские и экспериментальные работы. Смазочные масла на эти нужды нормируются отдельно.
1.13. Размерность норм расхода СМ должна соответствовать единицам измерения, принятым при планировании и учете объемов работ, а также обеспечивать практическую возможность контроля за выполнением норм.
1.14. Расход СМ на единицу работы нормируется в весовых — граммах, килограммах, тоннах (г, кг, т), или объемных единицах — литрах (л).
1.15. Нормы расхода СМ разрабатываются на единицу объема выполняемой машиной работы.
1.16. Основным методом разработки норм расхода СМ является расчетно-аналитический метод, при котором для определения индивидуальных норм расхода применяются одновременно опытный и расчетно-статистический методы.
1.17. Групповые нормы расхода СМ рассчитываются для различных уровней планирования ежегодно.
1.18. Потребность в СМ по уровням планирования определяется на основании групповых (или индивидуальных) норм расхода с учетом планируемых объемов работ.
2. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НОРМ
2.1. Индивидуальные нормы расхода СМ рассчитываются на базе экспериментально установленных статей расхода СМ на конкретные марки машин с учетом достигнутых прогрессивных показателей использования СМ и внедряемых мероприятий по их экономии.
2.2. В состав индивидуальных норм включают неизбежные расходы СМ, связанные с обеспечением работоспособности исправных машин, их узлов, агрегатов, систем, к их числу относится расход на периодическую замену СМ, восполнение угара (для моторных масел), потери при выполнении регламентных работ и вследствие испарения. Неизбежные затраты периодически восполняются дозаправкой систем смазки машин.
2.3. Опытный метод, применяемый при определении индивидуальных норм расхода СМ, заключается в определении нормативных составляющих по данным, полученным в результате испытаний (наблюдений). При этом машины должны быть в технически исправном состоянии, а технологический процесс работы должен осуществляться в режимах, предусмотренных технологическими регламентами или инструкциями.
2.4. Индивидуальные нормы расхода СМ имеют размерность кг/ч (л/ч).
2.5. Индивидуальные нормы расхода СМ рассчитываются по формуле:
где Hi — индивидуальная норма расхода СМ машинами i-й марки, кг/ч;
Hзi — расход СМ на периодическую замену у машины i-й марки, кг/ч;
Hдi, — расход СМ на дозаправку машины i-й марки, кг/ч.
Расчет индивидуальной нормы расхода масла И-45 приводится для экскаватора Э-2503:*
Hз = 0,168 кг/ч, Hд = 0,057, кг/ч,
Hинд = 0,168 + 0,057 = 0,225 кг/ч.
* Далее для расчета берется та же марка масла и та же марка экскаватора.
2.6. Величина расхода конкретного СМ на периодическую замену у машины i-й марки определяется расчетным путем, так как она полностью характеризуется конструктивными параметрами машины, а также установленными правилами и технологией их технического обслуживания.
2.7. Величину расхода конкретного вида СМ на дозаправку (долив) машины i-й марки определяют опытным методом, так как она зависит от технического состояния машины, режимов и условий ее эксплуатации и обслуживания.
2.8. Расход СМ на периодическую замену Hзi рассчитывают по формуле:
где Vij — объем j-ой заправочной емкости СМ машины i-ой марки, л (кг);
ni — количество полных регламентированных замен СМ у машины i-й марки за расчетный период;
ti — продолжительность наблюдений за расходованием СМ у машины i-й марки, ч;
li — число масляных емкостей у машины i-й марки, заправляемых СМ.
Vij — объемы заправочных емкостей масла И-45 для экскаватора Э-2503 равны: V1 = 15 кг, V2 = 15 кг, V3 = 30 кг, V4 = 20 кг, V5 = 12,5 кг, V6 = 12,6 кг;
ni — количество полных регламентированных замен масла И-45 для Э-2503 за расчетный период, в данном примере
ti — продолжительность наблюдений, равная 2477 ч;
2.9. Расход СМ на дозаправку Hдi устанавливают опытным методом на основании наблюдений и учета расхода данного вида СМ конкретными типами машин.
Полученные данные записывают в таблицу и обрабатывают для нахождения искомой величины по формуле
где Qig — количество СМ, израсходованное на дозаправку данной g-й машины i-й марки, кг;
mi — количество машин i-й марки, подвергнутых наблюдениям при контроле за расходованием СМ;
ti — продолжительность наблюдений за расходованием СМ машиной i-й марки, ч;
g — конкретная машина i-й марки, подвергнутая наблюдениям за расходованием СМ.
Продолжительность наблюдений ti за расходованием СМ у машины i-й марки устанавливают большей, чем срок смены СМ данной марки.
Qig — количество масла И-45, израсходованное на дозаправку экскаватора Э-2503; Q1 = 46 кг, Q2 = 48,2 кг, Q = 46,9 кг;
m — количество машин, подвергнутых наблюдениям, в данном примере m = 3.
ti — продолжительность наблюдений, равная 2477 ч.
2.10. Машины, за которыми ведется наблюдение, должны быть исправными; техническое обслуживание этих машин осуществляется в соответствии с действующей технической документацией при характерном режиме загрузки. Для наблюдений отбирают машины, относящиеся к различным группам технического состояния: новые, после ремонта — группа 1; с общей наработкой, близкой к среднему значению межремонтного ресурса — группа 2 и с общей наработкой, близкой к предельному значению межремонтного ресурса — группа 3. Образцы техники представляют не менее чем 3 — 5 единицами от каждой группы технического состояния.
2.11. Разработка индивидуальных норм расхода смазочных масел подразделяется на три этапа:
— организация работ по нормированию;
— экспериментальные работы по контролю за расходованием СМ машинами на предприятиях;
— разработка, согласование и утверждение индивидуальных норм расхода смазочных масел для данного вида техники.
2.12. Организация работ по нормированию включает:
— установление перечня объектов нормирования;
— установление непосредственных организаций — исполнителей работ по нормированию;
— разработку и согласование организациями — исполнителями объемов и сроков выполнения работ с головной организацией — разработчиком;
— разработку и утверждение головным разработчиком плана-графика работ по нормированию расхода смазочных масел для данного вида техники и ее модификаций.
2.13. Экспериментальные работы по контролю за расходованием смазочных масел машинами включают:
— выбор объектов для наблюдений за расходованием СМ;
— проведение наблюдений за расходованием смазочных масел машинами на предприятиях;
— анализ результатов наблюдений и разработку проекта индивидуальных норм расхода смазочных масел для данного вида техники;
— согласование проекта индивидуальных норм расхода с головным разработчиком.
2.14. Разработка, согласование и утверждение индивидуальных норм расхода СМ для данного вида техники включают:
— обобщение головным разработчиком результатов исследований по нормированию расхода СМ для данного вида техники;
— согласование головным разработчиком проекта индивидуальных норм расхода СМ с Госпланом СССР (НИИПиН при Госплане СССР), Госкомнефтепродуктом СССР и Миннефтепромом СССР (ВНИИ НП);
— утверждение индивидуальных норм расхода министерством — разработчиком норм расхода СМ для данного вида техники;
— определение порядка и правил использования индивидуальных норм.
3. РАСЧЕТ ГРУППОВЫХ НОРМ
3.1. Групповые нормы расхода СМ определяют, в основном, расчетно-аналитическим методом на основе индивидуальных норм расхода СМ, структуры парка машин и оборудования, а также показателей их практического применения.
3.2. Групповые нормы расхода СМ измеряются в единицах массы или объема на принятую единицу выполняемой работы.
3.3. Групповая норма расхода СМ (H) моторных, индустриальных, трансмиссионных масел и др. должны рассчитываться по формуле:
* Развернутые алгоритмы расчета групповых норм определяются соответствующими методиками нормирования расхода СМ по направлениям их потребления.
где — расчетная средневзвешенная норма расхода СМ, кг/ч;
K — интегральный нормативный коэффициент, учитывающий расходы СМ на конкретном уровне управления в условиях, отличающихся от планируемых;
Hi — индивидуальная норма расхода СМ у машины i-й марки конкретной техники (экскаваторы, скреперы и пр.), кг/ч;
Wi — планируемый объем работ (режим) машины i-ой марки, потребляющей СМ, ч;
P — количество i-x марок машин, эксплуатируемых на данном предприятии (главке, объединении, отрасли, предприятии).
3.4. Интегральный нормативный коэффициент K, учитывающий отклонение планируемых условий от принятых при расчете индивидуальных норм, определяется расчетно-аналитическим методом на основе данных о фактических расходах СМ, структуры используемой техники и объеме работы, выполненной на данном уровне планирования за ряд лет.
где K — фактическое значение интегрального нормативного коэффициента за отчетный период;
Ф — фактический расход СМ в предыдущем году предприятием (главком, объединением, отраслью, предприятием) на выполнение машинами объема работ, равного Wф, кг;
— технически необходимый расход СМ на выполнение машинами объема работ, равного
Пример расчета групповой нормы расхода масла И-45
Допустим, предприятие эксплуатирует 2 экскаватора: ЭКГ-4,6А и Э-2503.
Hi — индивидуальная норма для экскаватора
ЭКГ-4,6А, равная 0,761 кг/ч
Э-2503, равная 0,225 кг/ч
Экскаватор ЭКГ-4,6А за отчетный период проработал
израсходовал масла Ф1 = 1400 кг;
Экскаватор Э-2503 за отчетный период проработал
израсходовал масла Ф2 = 600 кг.
Планируемый объем работ для ЭКГ-4,6А
3.5. Потребность предприятия (главка, объединения, отрасли и т.д.) в СМ данного вида на планируемый год определяют по формуле:
П = HW,
где П — потребность конкретного предприятия (хозяйства) в СМ определенного вида, кг
— планируемый объем работ, выполняемых машинами конкретного предприятия (главка, объединения, отрасли и т.д.), потребляющего конкретный вид СМ, ч.
Пример расчета потребности предприятия в масле И-45 на планируемый год:
W — планируемый объем работ для экскаваторов, в данном примере равен 3900 часов;
H — групповая норма расхода масла И-45, равная 0,482 кг/ч.
П = 0,482 × 3900 = 1879,8 кг = 1,88 т
Рекомендации по организации работ, связанных с нормированием расхода СМ, приведены в приложении 2.
Приложение 1
Движение парка машин на 01.01.19__ г. (планируемого года)
(министерству, ведомству, объединению, предприятию)
Наименование машин и механизмов
Отчет на 01.01.19г.
Поставки на 19__ г.
Списание на 19__ г.
Наличие на 19__ г.
Расчет средневзвешенной нормы расхода _________________________________ на 19__ г.
(наименование смазочного материала)
(министерству, ведомству, объединению, предприятию)
Наименование машин и механизмов
Индивидуальная норма расхода масла, кг/ч
Количество машин и механизмов на 01.01.19__ г.
Работа одной машины, W i , ч
Общий объем работы, W , ч
Потребность масла по видам машин, П, кг
Расчет групповой нормы расхода _____________________________________________
(наименование смазочного материала)
по _______________________________________________ на 19__ год
(министерству, ведомству, объединению)
Наименование нормообразующих показателей
Отчетный 19__ г.
Расчетные средневзвешенные нормы расхода (удельные расходы смазочного масла) H p
Общий объем работы W
Интегральный нормативный коэффициент, K
Групповая норма расхода (удельный расход) смазочного масла, H
Потребность в смазочных маслах, П
Приложение 2
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ, ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ (СМ)
4.1. Начальный этап — получение исходных данных для разработки организационной схемы проведения работ. Основные сведения обобщаются в виде таблиц, включающих следующие данные:
— наименование марок данного вида техники, подлежащих нормированию;
— тип (марку) двигателя, устанавливаемого на соответствующее изделие;
— межремонтный ресурс машины;
— основные сведения о системах смазки, марках применяемых СМ, установленные сроки смены СМ;
— перечень основных предприятий, эксплуатирующих данный вид машин.
4.2. Головной разработчик на основании обобщения опыта эксплуатации техники на предприятиях отрасли за последние 3 — 5 лет устанавливает характерные режимы использования каждой марки (типа) соответствующего вида техники.
На основе обобщенного опыта использования данного вида техники назначаются конкретные предприятия, привлекаемые к проведению экспериментальных наблюдений за расходованием СМ машинами. Перечень предприятий и сроки проведения наблюдений за расходованием СМ определяются приказом по Министерству.
Для обеспечения высокой достоверности разрабатываемых индивидуальных норм расхода СМ наблюдения за их расходованием необходимо производить минимум в трех хозяйствах, эксплуатирующих данный тип техники с характерным режимом нагрузки.
В результате выполнения работ по данному пункту головной разработчик составляет план-график проведения работ по нормированию расхода СМ для данного вида техники. План-график является документом, координирующим работу головного разработчика и организаций-соисполнителей и утверждается руководством Министерства.
4.3. Достоверность индивидуальных норм расхода СМ зависит от обоснованного выбора (назначения) объектов для проведения наблюдений за расходованием СМ. Наблюдениям необходимо подвергать машины с различным техническим состоянием: новые (после выпуска, ремонта), с общей наработкой, близкой к среднему значению межремонтного ресурса, и с наработкой, близкой к предельному значению межремонтного ресурса. Образцы машин, выбираемые для наблюдений за расходованием СМ, должны быть представлены не менее чем 3 — 5 единицами от каждой группы технического состояния.
Организация наблюдений за расходованием СМ должна обеспечивать четкий контроль за расходованием каждого вида СМ машинами, выбранными для наблюдений.
Учет расходования конкретного вида СМ должен вестись раздельно по каждой машине.
Техническое обслуживание машины следует осуществлять в соответствии с действующими регламентами или инструкциями. Дозаправку машин СМ необходимо проводить с таким расчетом, чтобы к моменту замены наличие СМ в системе было, по возможности, равным или близким к минимально допустимому значению.
4.4. Сроки замены СМ должны быть определены химмотологическими картами физико-химических показателей в соответствии с ГОСТ 25549 -82.
4.5. Продолжительность наблюдений за расходованием конкретного вида СМ должна быть не менее, чем срок, устанавливаемый для замены соответствующего СМ.
4.6. Анализ результатов наблюдений за расходованием машинами СМ предполагает:
— составление обобщенных данных по результатам наблюдений за расходованием каждого вида СМ машинами (агрегатами и узлами) данного типа (марки);
— анализ возможных причин расхождений в значениях расхода CМ у машин одной группы по техническому состоянию;
— разработку проекта индивидуальных норм расхода каждого вида СМ для машин данного типа (марки).
нормы расхода масел и смазок на 100 л общего расхода топлива автомобилями
Калькулятор расчета нормы расхода масла в двигателе
Расход моторного масла определяется в зависимости от того количества, которое выгорает в двигателе. Излишнее потребление моторного масла может говорить либо о плохом его качестве (смазка тогда чрезмерно выгорает), либо о неисправности самого двигателя (происходит утечка, чаще всего через сальники клапанов и маслосъемные кольца). Все будет зависеть от конкретных цифр и дополнительных симптомов, которые могут проявляться при угаре смазывающей жидкости.
Как рассчитывается расход масла в двигателе
Для определения нормы в расчет берется не величина пробега, а именно расход топливного ресурса. Такой показатель является более точным, нежели пройденное расстояние, ведь когда вы стоите в пробках, масло истощается еще больше, а одометр не меняет своего значения.
Расхода масла в двигателе принято рассчитывать по его объему затраченного на сжигание 100 литров топлива.
Чтобы узнать норму расхода масла в двигателе вашего автомобиля нужно воспользоваться расчетной формулой и калькулятором или же используйте эту онлайн форму. Она предполагает подсчет допустимого количества масла на угар согласно типу двигателя, объему работающего масла и количества расходуемого топлива с учетом состояния поршневой группы.
Расчетные формулы расхода масла
Общий фактический расход масла на угар за цикл его работы (от замены до замены) можно рассчитать по формуле:
Где ∑q — масло, долитое в течение цикла (между ТО); Qз — залитое при заправке; Qсл – слитое при замене.
А вот расход залитого масла в литрах на 100 литров топлива определяют так:
Где V — емкость системы смазки двигателя; P – расходуемое топливо k — коэффициент, учитывающий износ поршневой группы (k – для дизельного авто 1,25; бензинового 1,15; турбо 1,3).
Норма расхода моторного масла на угар
Для легкового транспорта нормальным показателем угара является расход 0,005 — 0,025% на 100 литров топлива, что приблизительно составляет от 5 до 25 граммов масла на 1 тыс. км. В изношенном двигателе может достигаться до 0,1% и 100 гр. на 1000 км соответственно. Ну, а если авто работает на пределе или имеет турбированный или дизельный агрегат, то такая норма будет еще больше.
Для грузовых длинномеров норма расхода масла 0,3 — 0,4% от расхода топлива. В расчетной формуле используется количество спаленного топлива и долитого масла за этот период. Но такой расчет расхода масла, предполагаемый автопроизводителем Scania, актуален лишь для тяжелых авто с большим двигателем. Расчеты расхода смазочной жидкости в легковых машинах, как с дизельным так и бензиновым моторами, имеет несколько другой вид.
Норма расхода моторного масла на 100 л. топлива для легковых автомобилей
Тип двигателя | Допустимый угар | |||
---|---|---|---|---|
В процентах, % 100 л. топлива | В граммах, г. на 1000 км | |||
Новый | Изношенный | Новый | Изношенный | |
Бензиновый | 0,005 – 0,025 | 0,025 – 0,1 | 5 до 25 | 25 – 100 |
Турбированный | 0,05 – 0,08 | 0,5 – 1 | до 100 | 100 – 300 |
Дизельный | 0,035 – 0,25 | 0,3 – 0,8 | 30 – 55 | до 200 |
Роторный | 0,5 – 1,2 | 1 – 2 | 500 – 1000 | до 2000 |
Бензиновый двигатель работающий на пределе своих возможностей может потреблять от 0,4 до 0,6%, при 100 л. израсходованного топлива, что приблизительно 400 – 600 граммов моторного масла на 1000 км пробега. С дизельным точно такая же ситуация, — потребления смазки двигателем увеличивается на 0,5%. Но если это форсированные турбодизели с двумя турбинами, то расход может достигать до 3% объема масла заливаемого в мотор.
Имейте в виду, что нормы расхода масел значительно увеличиваются для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Методика определения расхода масла
Уровень масла по щупу
Определение действительного значения удельного расхода моторного масла на угар проводится пробегом 200-300 км. Автомобиль при проведении контрольного заезда должен быть технически исправен. Уровень масла в картере должен быть между метками «МАХ» и «MIN» щупа двигателя. Перед контрольным пробегом необходимо прогреть двигатель, температура масла должна быть 80-85°С. Слив масла производить на ровной площадке. Из поддона оно должно стекать в течение 15 мин. Для точности результата желательно определять не объем, а именно вес поскольку количество смазки оставшейся в фильтре можно узнать лишь взвесив его.
Как пользоваться калькулятором
Одну из основных ролей в данном расчете играет объем сжигаемого топлива и объем работающего масла, а также тип двигателя. Именно относительно этого объема и специфики работы ведется расчет удельного расхода масла.
Для расчета удельного расхода масла в двигателе необходимы такие данные:
Такой расчетный калькулятор может быть незаменимым помощником для расчета нормы расхода смазочных материалов предназначенной для оперативного учета удельного потребления моторного масла при обосновании потребности в них. Ведь если и не все, то многие автолюбители довольно настораживающее относятся к расходу масла в двигателе. Данный сервис покажет, укладываетесь ли вы в номинальные значения. Если нет, то у вас появится объективный повод искать причины и возможные неполадки.
Каков итог
То есть если двигатель в порядке, то он масла практически не берет, и вам не потребуется доливать до следующей замены. Его уровень будет находится в допустимых границах на мерном щупе (в пределах отметок мин./мах.). Но есть случаи, когда производитель указывает нормы расхода для конкретного силового агрегата (некоторые моторы едят масло), тогда его доливка считается естественной и не является неисправностью, но она в среднем не превышает 1-2 стаканов от замены до замены.
Важно понимать, что чем интенсивнее работает двигатель, тем больше масла сгорает в нем. Так, например, чем больше количество оборотов, тем больше масла будет оставаться в цилиндрах двигателя автомобиля. Хотя не стоит забывать не только о режиме работы двигателя, но и его конструкции. А еще не следует пренебрегать допусками моторных масел и заливать горюче-смазочные материалы сомнительного качества.
Часто задаваемые вопросы
Формула расчета расхода масла
Расчет расхода масла на 100 л топлива
Чтобы выполнить расчет расхода масла на 100 л. топлива нужно полный объем масляной системы двигателя (указывается в технической документации автомобиля) разделить на произведение потраченного топлива и коэффициент износа. Так, например, если в двигатель необходимо заливать 4,7 литров масла, то при 100 литрах топлива потребленных двигателем допускается 30 граммов расхода масла. Таким образом можно посчитать расход масла двигателя и своего автомобиля используя формулу.
Норма расхода моторного масла на 100 л. топлива
В двигателе легкового автомобиля расход масла может считаться нормальным в количестве 0,005 – 0,0025% на 100 л. топлива, что равно 5 – 25 г. на 1 тыс. км. Количество необходимого масла для долива в мотор со значительным пробегом считается нормой даже при 0,1% на сто литров израсходованного топлива. Если это автомобиль с карбюраторной системой питания допустимый показатель может быть еще выше на 0,2%. Для грузовиков норма расхода моторного масла в пределах 0,3 – 0,4% от расхода топлива.
Нормы расхода масел и смазок на 100 л общего расхода топлива автомобилями
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 г. N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 г., регистрационный N 4916):
Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
II. НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
4. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.
Для автомобилей установлены следующие виды норм: (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
— базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
— транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
— автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
— самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».
Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.
Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС). (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
5. Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения: (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час). (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС: (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
— на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);
— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;
— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:
6. Норма расхода топлив может снижаться.
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.
Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России. (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
7. Легковые автомобили
Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), (1)
Базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля определяется одним из следующих способов:
по данным, представленным в подпунктах 7.1, 7.1.1, 7.2, 7.2.1 настоящих методических рекомендаций;
Hs базовая норма расхода топлива, л/100 км;
QR101 расход топлива по данным завода-изготовителя, полученным в соответствии с процедурой испытаний, описанной в приложении 6 к Правилу ООН N 101, л/100 км;
KHs поправочный коэффициент, учитывающий характеристики колесных транспортных средств (таблица 7).
Таблица 7. Поправочные коэффициенты KHs для расчета базовой нормы расхода топлив по данным завода-изготовителя, полученным в соответствии с процедурой испытаний, описанной в приложении 6 к Правилу ООН N 101
Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hs хS х (1 + 0,01 х D) + Hот х T, (2)
9. Грузовые бортовые автомобили
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) (1 + 0,01 х D), (3)
Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,
Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлив рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами по формуле (3).
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hsanc х S х (1 + 0,01 х D) + Hz х Z, (4)
Hsanc = Hs + Hw х (Gпр + 0,5q), л/100 км,
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
— до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;
— до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.
В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей по формуле (3).
Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (3).
13. Медицинские автотранспортные средства
15. Нормы расхода топлив для специальных и специализированных автомобилей
Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:
— автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);
— автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).
Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:
Qн = (0,01 х Hsс х S + Hт х T) х (1 + 0,01 х D), л (5)
Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:
Qн = 0,01 (Hsс S’ + Hs» S») (1 + 0,01 D), (6)
Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлив на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.
Нормы расхода топлив для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова).
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
Действия
III. Нормы расхода смазочных материалов
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
Нормы расхода смазочных материалов для современных АТС не приведены из-за отсутствия исходных данных от заводов-изготовителей техники. В таблице даны предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов.
16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более
16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок: