Причины остановки транспортных средств сотрудниками ДПС в 2023 г
Некоторые водители ошибочно предполагают, что инспекторы могут останавливать их только на стационарных постах. На самом деле так и было раньше согласно старому Приказу. С 2017 года этот документ отменен, и вместо него действует Приказ МВД России от 23.08.2017 №664, утверждающий новый Административный регламент, которым должны руководствоваться сотрудники ГИБДД.
Согласно п. 84 Приказа №664, водителя на законных основаниях могут остановить в нескольких случаях:
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. (Любые нарушения ПДД)
- Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
- Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
- Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
- Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
- Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
- Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
- Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
- Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
- Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
- Водительское удостоверение;
- Документ подтверждающий право собственности на автомобиль (ПТС, СоРТС (СТС), дополнитьно ДКП на транспортное средство, если автомобиль не стоит на учете или стоит на прошлом собственнике);
- Полис ОСАГО;
- Документы удостоверяющие личность у всех пассажиров (паспорт, водительское и прочее). При этом сотрудник не обязан предоставлять ориентировку или иной документ, достаточно его предположений.
За отказ от остановки предусмотрено штраф в размере 500 рублей (12.25 КоАП РФ).
Нововведения: гаишники могут остановить автомобиль для проверки без оснований
Сотрудники ГИБДД также могут устроить скрытое наблюдение за движением — дежурить на транспортных средствах без цветографической схемы.
Госавтоинспекция Тульской области напоминает автомобилистам, что 11 июля вступил в законную силу новый Приказ № 264 МВД от 02.05.2023 года.
В нем более подробно расписан порядок некоторых действий гаишников:
- сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения документы, предметы или другие вещи, которые не требуются для надзора, а также пользоваться их средствами связи, за исключением случаев, не терпящих отлагательства;
- сотрудник ГИБДД может останавливать транспортное средство для проверки документов без каких-либо дополнительных оснований;
- все действия сотрудников при наличии технической возможности фиксируются системами видеонаблюдения (в том числе носимыми видеорегистраторами, а также видеорегистраторами, установленными в патрульном автомобиле, на стационарном посту);
- при задержании транспортного средства за городом сотрудник оказывает участнику дорожного движения содействие в проезде до ближайшего населенного пункта;
- участник дорожного движения имеет право ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Исключение — документы, в которых содержится информация ограниченного распространения;
- прописана обязанность сотрудников в случае ДТП выяснить номера телефонов близких родственников пострадавших, составить рапорт с указанием сведений о пострадавших и их близких родственниках;
- инспектору запрещаются любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных убеждений, оскорбительные выражения или реплики.
Новый Приказ сохраняет за сотрудниками возможность осуществлять так называемое скрытое наблюдение за движением — это инспекторы, которые дежурят на транспортных средствах без цветографической схемы.
Сотрудник вправе потребовать от участника дорожного движения выйти из транспортного средства. В каких случаях? При задержании подозреваемого в совершении преступления; при пресечении преступления; при преследовании нарушителя; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения и др.
Подробнее с Приказом можно ознакомиться по ссылке.
Имеют ли право сотрудники ГИБДД останавливать для проверки документов сейчас?
Причины для остановки автомобиля и последующей проверки документов сотрудниками ГИБДД в 2023 году довольно чётко прописаны в Административном регламенте Приказа №664. Однако, эти основания и сейчас вызывают споры не только среди водителей и инспекторов ДПС, но и доходят даже до Верховного суда. Всё дело в некоторой противоречивости официальной трактовки законодательства. И в статье мы рассмотрим, как это работает на практике на сегодняшний день, а также как должно быть по закону, что грозит водителю за отказ предоставить документы, какие из них ГИБДД имеют право проверять и все тонкости данного вопроса.
Остановка машины и проверка документов – в чём же сложность сегодня?
5 лет назад вступил в законную силу Приказ №664, который установил новые порядок и правила поведения сотрудников ГИБДД на дороге в виде Административного регламента. Он пришёл на смену устаревшему Приказу №185. Далее в него вносился ряд изменений и поправок. Но в целом он установил новый единый порядок двух важных для нас в этой статье вещей:
- остановки транспортного средства, в том числе оснований для того, чтобы она стала законной,
- и проверки документов со своими причинами для законности процедуры.
И, если в старом Административного регламенте были отдельные основания для остановки и отдельные – для проверки документов, то в новом последняя процедура является причиной для проведения первой.
Проще говоря, главная сложность в нашем вопросе состоит в том, что правомерным основанием для остановки транспортного средства инспектором ДПС вне стационарного поста является проверка документов. Вот только для последней тоже нужны свои основания.
Ниже мы рассмотрим подробно эти процедуры. А пока давайте сразу расставим точки и выясним, что вам будет грозить за это в 2023 году.
Меня остановили для проверки документов – как это работает на практике сейчас?
Всё достаточно просто. В подавляющем большинстве случаев сотрудник ГИБДД не будет церемониться с вашими требованиями назвать причину остановки и далее проверки документов, а повезёт «к себе в гости» с дальнейшей перспективой провести в местах для административно арестованных до 15 суток.
А вы уже дальше будете обжаловать его действия. И с большой долей вероятности безуспешно. Но далеко не во всех случаях.
Но на самом деле, работает это на примере диалога так:
И всё! Действительно, у сотрудника полиции в 2023 году есть две универсальных основания:
- проводимые спецмероприятия,
- ориентировки на ваш автомобиль или на вас как водителя.
По сути они дают полную свободу действий по правомерности требований инспектора. Однако, согласно пункту 7 статьи 5 закона О полиции, полицейский всё же обязан ознакомить водителя с документами на такие ориентировки или мероприятия. Вот только инспекторы в подавляющем большинстве считают, что ознакомить не равно предоставить их по первому требованию водителя на месте остановки. Они думают, что это означает «не препятствовать» ознакомлению. Вот только это разные вещи, как мы понимаем. Но кому от этого легче, если суды примут позицию именно сотрудника ГИБДД?!
Но всё же поговорим исчерпывающе о законности всего этого.
Какие законные основания для остановки автомобиля в 2023 году?
Всего таких правомерных причин для остановки аж целых 14. Они перечислены в пункте 84 Административного регламента. Таким образом, инспектор ДПС может остановить вас на машине:
- если выявил собственными глазами или приборами признаки любых нарушений в области дорожного движения,
- при наличии ориентировок на водителя, пассажиров (как бы он их усмотрел, стоя на дороге. ) или автомобиль о причастности их к правонарушению или преступлению,
- при наличии ориентировок, что машина числится в розыске или используется после угона или хищения,
- если сидящие в машине люди являются свидетелями чего-то, и их сотруднику ГИБДД нужно опросить,
- если инспектор хочет привлечь вас в качестве понятого,
- если полицейскому нужно воспользоваться в законных целях вашим транспортным средством,
- для ограничения движения автомобилей в дорожном движении (в этом случае он выполняет роль регулировщика),
- для перекрытия движения для спецколонн других автомобилей (кортежей, к примеру),
- в целях обеспечения проезда скорой помощи, пожарных или полиции к месту ликвидации ЧС,
- если водитель или пассажиры нужны для оказания помощи другим участникам,
- в рамках спецмероприятий по снижению ДТП,
- если на дороге произошло что-то, что создаёт угрозу безопасности дорожного движения,
- проверка документов на автомобиль или груз, а также документов водителя,
- проверка паспорта у водителя или пассажиров, но только в случае их возможной причастности к преступлению, нахождению в розыске, а также для возбуждения дело об административном нарушении либо для задержания гражданина.
Обратите внимание, что это регламентированные Приказом основания для остановки. Само такое право сотрудника (вместе с правом проверки документов) реализовано подпунктом 20 пункта 1 статьи 13 закона О полиции.
Итак, жирным в этом перечне оснований для остановки автомобиля выделена именно проверка документов. Получаем, что сотрудник ГАИ имеет право остановить любую машину, просто, если ему захочется взглянуть на правомерность использования этого авто конкретным водителем? Вовсе нет! Так как для проверки документов нужны уже свои основания.
А какие причины для проверки документов?
Теперь перемещаемся к пункту 106 регламента, введённого Приказом №664. Здесь, к счастью, оснований гораздо меньше.
Законные причины для проверки документов инспекторов следующие:
- сотрудник увидел признаки нарушения ПДД или иных законов и нормативно-правовых актов (причём, он может только предполагать такое нарушение, но не безосновательно),
- аналогичное вышеописанному наличие ориентировок на водителя, пассажиров или на сам автомобиль,
- спецмероприятия по снижению ДТП и/или их последствий,
- а также при наличии оснований для остановки из пунктов 84.1-84.3 и пункта 84.11 регламента (в списке выше причин остановки это пункты 1-3 и 11).
Так правомерна ли остановка для проверки документов сейчас по новому Приказу?
Итак, что мы имеем в итоге? Два важных вывода из всего этого:
- во-первых, сотрудник ГИБДД может останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов,
- во-вторых, для проверки документов нужны свои основания.
Таким образом, получаем, что фактически законность остановки машины исходит из правомерности проверки документов сотрудником. Если инспектор не выявил признаки нарушений (ещё во время движения вашего авто до остановки), отсутствуют ориентировки и спецмероприятия, касающиеся вашего автомобиля (или отсутствуют документы от начальства ГИБДД о них), то и проверка документов незаконна. Если отсутствовало право на их проверку, то и остановка машины была неправомерна.
Важное решение Верховного суда РФ
Одним из наиболее ярких и весомых попыток осознания некорректности взаимоотношений пунктов 84.13 и 106 Административного регламента был иск одного из водителей в суд о признании противоречащими данных пунктов друг другу. Так, вероятно, водитель предполагал (прямо об этом в решение Верховного суда не указано), что право остановки автомобиля не может коррелировать с правом проверки документов. Если быть точнее, то на момент остановки машины инспектор ещё может не иметь оснований для проверки документов (например, есть ориентировки на пассажиров, но пока полицейский не остановит машину, он не разглядит в салоне авто – особенно, тонированного – похожих людей на тех, что указаны в этой ориентировке).
Речь идёт об оспаривании законности пункта 84.13 регламента. И дело дошло до Верховного суда России. Который, впрочем, не усмотрел никаких противоречий ни с пунктом 106 этого же нормативного акта, ни с Конституцией, указав буквально нижеследующее.
Довод административного истца о противоречии оспариваемого подпункта пункту 106 Административного регламента не имеет правового значения ввиду того, что оба положения являются различными частями одного и того же нормативного правового акта и имеют равную юридическую силу.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.
Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:
- если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
- если дорога загрязнена со стороны водителя,
- и другие причины.
То есть различие по условиям трасса/город может быть только в обязанности инспектора подойти к водителю – с какой стороны можно это сделать.
Что грозит водителю за отказ предоставить документы?
Арест до 15 суток как самое строгое наказание.
Так регулирует часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за неисполнение законного требования сотрудника полиции. Но есть здесь и другие меры наказаний. Всего их три:
- штраф от 2 000 до 4 000 рублей,
- административный арест до 15 суток,
- обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
На практике это происходит так, что вас за отказ предъявить документы могут прямо с дороги увести в отдел, назвав это доставлением. Это незаконно, если у вас с собой есть паспорт (хотя, фактически водительское удостоверение считается достаточным для составления протокола). И далее везут в суд для вынесения постановления об аресте (сами полицейские не вправе рассматривать дела по 19.3 КоАП, равно как и все дела, где водителю грозит арест).
А если не остановиться по требованию ДПС?
В этом случае на практике 2023 года тоже могут применить статью 19.3. Однако, это незаконно в данном случае.
Дело в том, что за это в действующем Кодексе предусмотрена специальная норма ответственности – часть 2 статьи 12.25, предусматривающая штраф от 500 до 800 рублей.
А что будет сотруднику ГИБДД за неправомерную остановку?
Чаще всего ничего – мы снова о практике. Так как суды чаще встают в этом вопросе на сторону полиции, полагая, вероятно, что водитель из принципа отказался предоставить документы и поехать дальше.
Если говорить о формальностях, то последствий для инспектора может быть три.
- Штраф в размере 20 000 рублей за незаконное ограничение права передвижения гражданина по статье 12.35 КоАП РФ.
- Уголовные наказания за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ.
- А также дисциплинарные меры от начальства, включая устное замечание, выговор и вплоть до увольнения сотрудника ГИБДД со службы.
Какие документы нужно предъявлять? Полный перечень
Так как в данном случае речь идёт об обязанностях водителя, то здесь всё просто – в силу вступает пункт 2.1.1 ПДД. В стандартных случаях вы должны предъявить 3 документа:
- водительские права,
- свидетельство о регистрации,
- полис ОСАГО.
Обратите внимание, что вы также обязаны возить с собой эти три бумаги (или файла). Однако, при отсутствии их у вас это не образует объективную сторону нарушения по статье 19.4 КоАП, предусматривающую арест, так как вы не отказываетесь выполнить требование сотрудника ГАИ. Будет уже применена более специальная норма со штрафом и штрафстоянкой в случае отсутствия СТС по статье 12.3 Кодекса.
Как правильно их передавать для проверки?
И ещё раз взглянем на пункт 2.1.1 Правил дорожного движения. Здесь прямо говорится, что вы обязаны именно передать для проверки инспектору ДПС документы. То есть дать в руки, а не предъявить, не показать.
Обратите также внимание, что пункт 53 регламента предписывает принимать документы от водителей без разного рода «железных аргументов».
В каких случаях ГИБДД могут требовать паспорт?
Выше мы перечисляли такие случаи в основаниях для остановки. Согласно пункта 84.14 Административного регламента, сотрудник имеет право потребовать для проверки паспорт в следующих ситуациях:
- если есть основания полагать, что вы совершили преступление,
- есть основания полагать, что вы находитесь в розыске,
- требуется возбуждение дела о нарушении (составление протокола),
- требуется вас задержать.
Обратите внимание, что данные условия делают законным требование паспорта не только у водителя, но и у пассажиров автомобиля.
За что могут остановить гаи
Остановка транспортного средства
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства <1>.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства <2>.
<2> Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711. Далее — «мероприятия по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий».
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
85. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).
86. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
87. Остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.
88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.
В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.
89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации <1>.
90. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством <2>.
<2> Пункт 223 Административного регламента.
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС) <3>.
91. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом <4>.
Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.
92. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица <5>, и обнаружении данных, указывающих на наличие в действиях юридического или (и) должностного лица (индивидуального предпринимателя) события административного правонарушения сотрудник составляет рапорт о необходимости проверки обнаруженных данных, за исключением случаев одновременного возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического или должностного лица (индивидуального предпринимателя).
<5> Далее — «индивидуальный предприниматель».
В рапорте отражаются сведения, которые могут иметь значение доказательств по делу об административном правонарушении: номера и даты оформления путевого листа, специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов <1>, маршрута перевозки опасного груза, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, товарно-транспортных накладных, свидетельства о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы (свидетельство ДОПОГ) <2>, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, сведения об отсутствии необходимых документов или каких-либо обязательных отметок в них. Изготавливаются копии (ксерокопии, фотокопии) указанных документов.
<1> Приложение N 1 к приказу Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 года, регистрационный N 25656), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2014 года, регистрационный N 32585), от 16 июня 2016 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2016 года, регистрационный N 43062), от 21 сентября 2016 г. N 272 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2017 года, регистрационный N 46064).
<2> Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ). Российская Федерация присоединилась к данному соглашению постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508).
Водитель опрашивается по вопросам, имеющим отношение к делу об административном правонарушении <3>.
<3> Пункты 131 — 141 Административного регламента.
Рапорт сотрудника и приложенные к нему материалы докладываются руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне), который передает (направляет) их для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического и (или) должностного лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии со статьей 28.1 Кодекса.
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является законным представителем этого юридического лица, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) юридическое лицо, в отношении водителя и (или) в отношении юридического лица.
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является должностным лицом данного юридического лица, ответственным за эксплуатацию или техническое состояние этого транспортного средства, либо за перевозку, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо, в отношении водителя и (или) в отношении должностного лица <1>.
Если водитель является индивидуальным предпринимателем, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо (индивидуальный предприниматель), в отношении водителя и в отношении индивидуального предпринимателя.
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения <2> и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
93.2. Переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
94. При установлении в ходе осуществления действий, связанных с остановкой транспортного средства, признаков состава или события преступного деяния, принимаются меры к задержанию лиц, причастных к его совершению, соответствующая информация докладывается дежурному для принятия решения о вызове следственно-оперативной группы, либо доставления задержанных в орган внутренних дел.
95. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по:
передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников;
преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства.
96. Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.
97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:
с применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации <1>, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях <2>;
<1> Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».
<2> Часть 2 статьи 22 Федерального закона «О полиции».
посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения <3>;
<3> Часть 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
с применением огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации <4>;
<4> Статьи 18, 19, 23 Федерального закона «О полиции».
посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами;
посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.
Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.
98. Не допускается принудительная остановка с использованием и в отношении:
транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров);
автомобилей скорой медицинской помощи;
транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям;
мотоциклов и мопедов.
99. Транспортное средство с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях:
наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях;
нарушения его водителем разделов 2, 3, 7, 19 — 23 Правил дорожного движения, а также раздела 6 Правил дорожного движения в части, касающейся сигналов регулировщика;
проведения соответствующих мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
100. По окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.
<1> Требования подраздела относятся также к водителям транспортных средств, за исключением водителей механических транспортных средств.
101. Основаниями для предъявления сотрудником пешеходу требования об остановке являются:
обнаруженное сотрудником визуально или зафиксированное с использованием технических средств нарушение пешеходом правил дорожного движения;
необходимость привлечения его в качестве свидетеля или понятого;
необходимость временного ограничения или запрещения дорожного движения;
необходимость регулирования дорожного движения <1>.
<1> Пункты 79 — 83 Административного регламента.
102. Для предъявления пешеходу требования об остановке используются:
сигналы регулировщика, подаваемые с использованием жезла (диска с красным сигналом или световозвращателем) либо рукой, при необходимости в сочетании со свистком;
103. Остановив пешехода, сотрудник должен представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче документов, удостоверяющих его личность, а при привлечении пешехода в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации <2>.
104. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом <3>.
Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с положениями Административного регламента в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.
105. По окончании действий, связанных с целью остановки пешехода и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение пешехода.
Проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства <4>, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства
<4> Далее — «маркировочные обозначения».
106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении <5>, являются:
<5> Пункты 2.1.1 и 2.2 Правил дорожного движения.
выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.
107. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, являются:
выявление признаков нарушения ими правил дорожного движения;
наличие повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
выявление признаков подделки документов;
наличие ориентировок либо иных данных, дающих основания подозревать этих граждан в совершении преступления, а также полагать, что они находятся в розыске;
необходимость привлечения граждан в качестве свидетелей, понятых.
(п. 107 в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
108. Основаниями для проверки у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иных документов на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности являются:
выявление признаков нарушения требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
проведение осмотра транспортного средства и груза <1>;
<1> Пункт 197 Административного регламента.
проведение досмотра транспортного средства <2>;
<2> Пункт 202 Административного регламента.
арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения <3>;
<3> Пункт 260 Административного регламента.
иные случаи, когда это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
109. Основаниями для проверки маркировочных обозначений транспортного средства являются:
необходимость сверки маркировочных обозначений с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
выявление признаков подделки (подложности) документов, подтверждающих право собственности, регистрационных документов на транспортное средство, подделки (подложности) государственных регистрационных знаков;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
110. Основаниями для проверки государственных регистрационных знаков являются:
необходимость сверки государственных регистрационных знаков с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
выявление внешних признаков их подделки (подложности), подделки (подложности) регистрационных документов на транспортное средство, подделки (уничтожения) маркировочных обозначений транспортного средства;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
111. Основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются:
обнаруженные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса;
участие транспортного средства в ДТП;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
112. При проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется визуальное исследование документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков.
В случае необходимости при проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков могут применяться технические средства выявления признаков подделки, осуществляться обращение к разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам органов внутренних дел.
113. При проверке документов на перевозимый груз осуществляются действия, предусмотренные пунктом 112 Административного регламента, а также устанавливается соответствие транспортной накладной и прилагаемых к ней документов путевому листу, лицензионной карточке, фактически перевозимому грузу <1>.
<1> В сочетании с проведением осмотра транспортного средства и груза, досмотра транспортного средства.
114. При визуальном исследовании документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется сверка записей в документах, фотографий с фактическими данными, сопоставление записей, выявление исправлений, потертостей, повреждений, изменений маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, других признаков подделки.
115. В случае возбуждения дела об административном правонарушении либо отказа в его возбуждении обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел является обязательным.
В случае отсутствия технической возможности осуществить проверку по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел (сбой в работе автоматизированных информационных систем или интегрированных банков данных, отсутствие радио- и телефонной связи или иные технические причины) данная проверка осуществляется незамедлительно при наступлении такой возможности.
116. Обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел осуществляется сотрудником непосредственно в банки данных (при наличии технической возможности) либо путем запроса в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) по имеющимся каналам связи.
(в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
117. Технические средства выявления признаков подделки маркировочных обозначений применяются в случаях, когда визуально определены следы внешнего воздействия на маркировку, имеются признаки подделки регистрационных и иных документов, расхождения записей в них с фактическими данными, данными централизованных оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел.
118. Технические средства выявления признаков подделки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, проверки технического состояния транспортных средств применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения таких технических средств.
119. При установлении личности участника дорожного движения выясняются данные, необходимые для возбуждения дела об административном правонарушении, проверки по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел.
120. Об обнаружении в ходе проверки документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, осуществлении досмотра транспортного средства <1>, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице <2>, доставлении лиц <3>, перемещении транспортного средства в расположение органа внутренних дел.
<1> Пункты 202 — 212 Административного регламента.
<2> Пункты 189 — 196 Административного регламента.
<3> Пункты 175 — 178 Административного регламента.
121. По факту обнаружения признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник составляет рапорт, который вручается старшему следственно-оперативной группы или дежурному, а его копия с отметкой о получении передается руководителю подразделения ДПС (руководителю подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне).
122. В случае обнаружения в ходе проверки документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.
123. При проверке документов иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудник должен учитывать, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации требуются специальные разрешения <4>.
<4> Статья 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
124. При управлении транспортными средствами на территории Российской Федерации у иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудником осуществляется проверка следующих документов:
документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации <5>; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации <6>, — виза, миграционная карта;
<5> Статья 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
<6> Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
российское национальное водительское удостоверение, а при его отсутствии — иностранное национальное водительское удостоверение или международное водительское удостоверение при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением <2>;
<2> Пункты 12 — 17 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации — документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства <3>;
<3> Пункт 2.2 Правил дорожного движения.
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (распечатанная на бумажном носителе информация о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа) <4> либо документ, подтверждающий заключение договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования <5>;
<4> Часть 1 статьи 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
<5> Статья 31 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты);
российское разрешение на проезд по территории Российской Федерации при выполнении международной автомобильной перевозки <6> и другие документы, которые в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок.
<6> Приложения N 4 — N 7 к приказу Минтранса России от 14 октября 2015 г. N 302 «О реализации положений пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 89» (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2015 года, регистрационный N 40013), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 1 сентября 2016 г. N 261 (зарегистрирован в Минюсте России 28 сентября 2016 года, регистрационный N 43845).
125. У иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и участвующих в дорожном движении в качестве пассажира транспортного средства либо пешехода, сотрудником осуществляется проверка следующих документов:
документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность данных лиц; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации — виза, миграционная карта;
документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты).
126. Проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства производится в соответствии с пунктами 96 — 99 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов <1>.
<1> Приказ МВД России от 14 ноября 2016 г. N 727 (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2017 года, регистрационный N 45484).
127. По результатам проверки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства при необходимости и наличии оснований осуществляются действия в соответствии с Административным регламентом либо иными нормативными правовыми актами МВД России, при их отсутствии участнику дорожного движения возвращаются полученные от него документы и дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства (пешехода).