Ситуация, когда стартер щёлкает, но не крутит двигатель, вызывает беспокойство у автовладельцев. Это часто указывает на неполадки в системе запуска автомобиля, и игнорировать это не стоит. В статье рассмотрим основные причины, по которым коленвал не проворачивается или вращается слабо, а также предложим рекомендации по диагностике и устранению проблем. Знание этих аспектов поможет быстрее определить источник неисправности и восстановить работоспособность автомобиля.
Причины щелчков при включении ЗЗ
Давайте проанализируем ключевые факторы, приводящие к неисправности стартера:
- Проблемы с электропитанием – часто связаны с нарушением контакта массы из-за ослабления или окисления болтового соединения. Также стоит проверить реле, включая втягивающее и основное, на надежность контакта.
- Неисправность втягивающего реле. Основная причина – обрыв или короткое замыкание обмотки, реже – механические повреждения.
- Короткое замыкание в обмотке стартера. Чаще встречается у старых автомобилей, на машинах с пробегом до 100-150 тысяч км – редкость.
- Неисправности в контактной группе – чаще всего это сгоревший предохранитель, но возможны проблемы с проводимостью в замке зажигания или соединениях проводки.
- Пробуксовка муфты стартера. Муфта не подлежит ремонту, требуется замена.
- Загрязнение привода стартера, затрудняющее его движение по резьбе. Решается очисткой и смазкой резьбы после разборки.
Теперь рассмотрим ситуации, когда коленвал автомобиля при включении зажигания не вращается или вращается с трудом:
- Зимой проблема может возникнуть из-за неподходящего моторного масла, которое загустевает и мешает проворачиванию коленчатого вала.
- Разряженный аккумулятор. Чаще всего это происходит зимой, когда АКБ теряет заряд быстрее.
- Щелчки стартера могут указывать на износ щеток, хотя на некоторых моделях ВАЗ щелчков может не быть.
Иногда могут возникать и другие причины, препятствующие запуску двигателя, независимо от температуры. Например, может выйти из строя возвратная пружина во втягивающем реле или отклеиться магниты статора, что можно исправить, разобрав и склеив их вручную.
Теперь подробнее рассмотрим основные причины неисправности стартера.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что щелчок стартера без вращения двигателя может свидетельствовать о нескольких проблемах. Прежде всего, стоит проверить аккумулятор: возможно, он разряжен или имеет плохие контакты. Важно убедиться, что клеммы надежно закреплены и не окислены. Если аккумулятор в порядке, следует обратить внимание на стартер и его соединения. Иногда проблема может заключаться в самом стартере, который требует замены или ремонта. Также стоит проверить предохранители и реле, отвечающие за запуск двигателя. В случае, если все вышеперечисленные элементы исправны, рекомендуется обратиться к специалистам для диагностики более сложных неисправностей в системе зажигания или электропроводке.
Сильно разряжен аккумулятор
Мы уже упоминали, что это самый банальный и распространённый случай. И чтобы понять, почему так происходит, давайте разберемся, как функционирует автомобильный стартер. Как только мы проворачиваем ключ в ЗЗ, посредством замыкания контактов питающее напряжение подаётся к контактной группе втягивающего реле, электромагнитная компонента тока приводит в движение якорь стартера. Он в свою очередь замыкает цепь между стартерным моторчиком и аккумулятором и одновременно сдвигает шестерню бендикса, устанавливая зацепление вала стартера с маховиком коленвала.
Когда батарея сильно разряжена, её заряда может быть достаточно для передвижения сердечника якоря, но о проворачивании коленвала речь уже не идёт. Если стартер щёлкает, но не крутит, это и означает, что шестерня бендикса состыковывается с коленвалом с характерным звуком, но на большее заряда аккумулятора не хватает. Но здесь имеется один нюанс: поскольку напряжение, выдаваемое АКБ, слишком мало, электромагнит не может удержать сердечник, и он возвращается в исходное положение (воздействие пружины оказывается сильнее электромагнитного). За короткий период времени заряд немного восстанавливается и снова приводит в движение сердечник – такой цикл может повторяться несколько раз.
Что делать, когда стартер при включении ЗЗ не крутит, а просто щёлкает? Первым делом убедитесь, что виновата именно батарея: при включенном зажигании попробуйте включить несколько потребителей одновременно и нажать на клаксон. При севшем АКБ сигнала вы не услышите или он будет далёк от нормального (хрипящий, затухающий, искажённый звук).
Проблема | Возможная причина | Решение |
---|---|---|
Щелчок стартера, двигатель не крутится | Севший аккумулятор | Зарядить или заменить аккумулятор |
Щелчок стартера, двигатель не крутится | Ослабшие клеммы аккумулятора | Проверить и зачистить клеммы аккумулятора |
Щелчок стартера, двигатель не крутится | Неисправный стартер | Проверить стартер, заменить его или отремонтировать |
Щелчок стартера, двигатель не крутится | Неисправный бендикс | Заменить бендикс |
Щелчок стартера, двигатель не крутится | Проблемы с проводкой | Проверить проводку на наличие обрывов и повреждений |
Щелчок стартера, двигатель не крутится | Низкий уровень топлива | Долить топливо |
Щелчок стартера, двигатель не крутится | Замкнутая цепь в системе зажигания | Проверить систему зажигания |
Щелчок стартера, двигатель не крутится | Неисправность иммобилайзера | Проверить иммобилайзер |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о ситуации, когда стартер щёлкает, но не крутит двигатель:
-
Проблемы с аккумулятором: Одной из самых распространённых причин, по которой стартер щёлкает, но не крутит двигатель, является недостаточный заряд аккумулятора. Даже если аккумулятор выглядит нормально, его ёмкость может быть снижена из-за старения или повреждений. Проверка напряжения и состояния аккумулятора может помочь выявить проблему.
-
Неисправности в цепи запуска: Щелчок стартера может указывать на то, что стартер получает питание, но не может запуститься из-за проблем в цепи. Это может быть связано с плохими контактами, корродированными проводами или неисправным реле стартера. Проверка всех соединений и проводов может помочь устранить проблему.
-
Состояние стартера: Стартер сам по себе может быть причиной проблемы. Износ щёток, заклинивание якоря или другие механические повреждения могут привести к тому, что стартер будет щёлкать, но не крутить двигатель. В таком случае может потребоваться ремонт или замена стартера.
Поломка реле стартера
Если ваш автомобиль не запускается, стартер щелкает, а двигатель не крутится, и аккумулятор исправен, вероятно, проблема в реле стартера. Щелчки указывают на его срабатывание.
Попробуйте запустить двигатель с помощью отвертки. Процесс для автомобилей с механической коробкой передач:
- Убедитесь, что стояночный тормоз затянут.
- Переведите рычаг коробки передач в нейтраль.
- Включите зажигание.
- Откройте капот и возьмите отвертку с плоским концом.
- Замкните контакты втягивающего реле отверткой.
- Когда двигатель запустится, уберите отвертку.
Если вы не уверены в своих навыках, лучше не рисковать. Ошибка может привести к короткому замыканию или непроизвольному движению автомобиля.
Для автомобилей с автоматической коробкой передач (роботом или вариатором) процесс немного отличается:
- Затяните стояночный тормоз (если у вас роботизированная или вариативная трансмиссия).
- Переведите селектор АКПП в режим паркинга (Р), нажмите на тормоз и включите зажигание.
- Замкните контакты реле (их может быть три), после запуска двигателя уберите отвертку.
Подгорание контактов во втягивающем реле
Признаки, указывающие на неисправности во втягивающем реле стартерного узла:
- силовой агрегат удаётся запустить, но стартер тоже продолжает работать;
- после включения ЗЗ на режим стартера раздаётся щелчок, но проворачивания коленвала не наблюдается;
- после включения ЗЗ на режим стартера можно услышать, как стартер пытается раскручиваться (слышно натужное гудение), но коленвал не крутится.
Чтобы найти причину, почему втягивающее реле стартера щёлкает, привод мотора при этом не крутится, необходимо выполнить диагностику узла. Рассмотрим примерный алгоритм действий для ВАЗ-2110:
- первое, что нужно сделать, – проверить целостность электропроводки, идущей к реле. Если обнаружится обрыв, меняем проводку;
- если проводка целая, проверяем работоспособность реле. Потребуется посторонняя помощь – один человек проворачивает ключ замка, другой в моторном отсеке прислушивается к стартеру. Если щелчка нет – можно говорить о неисправном реле; при слышимости щелчка, но когда стартер не проворачивает вал, нужно проверить, не подгорели ли пластины в контактной группе. Нам потребуется простейший инструмент – плоская отвёртка. Отключаем от реле контактную группу и замыкаем отвёрткой клеммы, соединяющие АКБ со стартерной контактной группой. Таким образом, мы подаём напряжение непосредственно на стартерный моторчик, обходя втягивающее реле. Если стартер запустится, очевидная причина – неработоспособное реле;
- в этом случае приступаем к измерению напряжения, подаваемого на реле. Нам понадобится тестер, один контакт которого цепляется на плюсовую клемму реле, а другой – на массу. После включения зажигания показания тестера должны быть в районе 12 В. Наблюдаете меньшее значение – причина в разряженном АКБ.
Изношенные щётки стартера
Одной из причин, по которой стартер щелкает, но вал двигателя не вращается, может быть износ щеток стартера. Эти симптомы также могут указывать на подгоревшие контакты реле, но завести автомобиль, замкнув контакты отверткой, не получится.
Запустить машину можно с помощью буксировки, если она с механической коробкой передач. Для автомобилей с автоматической трансмиссией потребуется эвакуатор или помощь другого автомобиля.
Заклинил якорь стартера
В числе довольно редких причин возникновения нештатной ситуации, когда стартер издаёт щёлкающие звуки, но приводной вал не крутит, включено подклинивание якоря в узле статора. Обычно такая неисправность случается на возрастных машинах, и без демонтажа стартера диагностировать проблему не удастся – она имеет такие же симптомы, как и при износе щёток.
Впрочем, иногда проявляется и отличие: если повернуть ключ в ЗЗ в положение старт, вы услышите достаточно громкий щелчок, после которого все световые индикаторы на некоторое время гаснут с возможным появлением специфического запах – это признак заклинивания якоря. Но и его можно принять за другую принципиально иную неисправность – пропадание контакта массы.
На стартер не подаётся напряжение с аккумулятора
Если вы слышите щелчок, но стартер не вращается при включении зажигания, это может указывать на повреждение проводки между аккумулятором и стартером. Однако такие симптомы могут быть связаны и с другими неисправностями, поэтому для точной диагностики потребуется тестер и контрольная лампочка.
При повреждении силового провода, соединяющего «плюс» аккумулятора с контактом «30» втягивающего реле, стартер не будет работать, хотя реле продолжит щелкать. Иногда проблему можно выявить визуально, но чаще нужен тестер, который не всегда есть под рукой у водителей. Поэтому ремонт на дороге в таких случаях будет затруднителен.
Проблемы с проводкой и соединениями
Когда стартер щёлкает, но не крутит двигатель, одной из возможных причин может быть проблема с проводкой и соединениями. Важно понимать, что стартер — это электромеханическое устройство, которое требует надёжного электрического соединения для корректной работы. Если соединения ослаблены или повреждены, это может привести к тому, что стартер не сможет запустить двигатель, несмотря на щелчки, которые указывают на попытку работы.
Первым шагом в диагностике проблемы является визуальный осмотр проводки. Проверьте все соединения, идущие к стартеру, на наличие коррозии, повреждений или ослабления. Обратите внимание на следующие ключевые моменты:
- Клеммы аккумулятора: Убедитесь, что клеммы аккумулятора чистые и плотно закреплены. Коррозия на клеммах может препятствовать нормальному току.
- Проводка: Проверьте целостность проводов, идущих от аккумулятора к стартеру. Если провода имеют трещины, изоляция повреждена или они перегнуты, это может вызвать проблемы с передачей тока.
- Соединения: Убедитесь, что все соединения между проводами и стартером надёжны. Иногда соединения могут ослабевать со временем, что приводит к плохому контакту.
Если визуальный осмотр не выявил явных проблем, следующим шагом будет использование мультиметра для проверки напряжения на стартере. Для этого:
- Убедитесь, что аккумулятор заряжен и исправен.
- Подключите мультиметр к клеммам стартера.
- Попросите помощника повернуть ключ зажигания в положение «старт» и наблюдайте за показаниями мультиметра.
Если на стартер поступает напряжение, но он не крутит двигатель, это может указывать на внутреннюю неисправность стартера. В противном случае, если напряжение отсутствует, проблема может заключаться в проводке или переключателе зажигания.
Также стоит проверить реле стартера, которое отвечает за подачу напряжения на стартер. Если реле неисправно, оно может не передавать сигнал на стартер, что также приведёт к щелчкам без вращения двигателя.
В заключение, проблемы с проводкой и соединениями могут быть одной из основных причин, по которым стартер щёлкает, но не крутит двигатель. Регулярное обслуживание и проверка состояния проводки помогут избежать подобных ситуаций и обеспечат надёжную работу автомобиля.
Вопрос-ответ
Почему втягивающее реле стартера щелкает, но двигатель не вращается?
Если вы слышите щелчки, когда не можете завести автомобиль, это означает, что втягивающее реле стартера или контакты реле работают, но стартер не проворачивает двигатель. Среди распространённых причин этой проблемы — разряженные аккумуляторы, неисправные стартеры, ослабленные или корродированные клеммы/провода аккумулятора и другие.
Что делать, если стартер щелкает, но не крутит и гаснет панель приборов?
Наиболее часто то, что стартер щелкает, но не крутит, является разрядка или неработоспособность аккумуляторной батареи. Если поломка произошла по вине аккумулятора, то при этом гаснут индикаторы на управляющей панели или вообще не зажигаются при повороте ключа в зажигании.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте аккумулятор. Часто причиной щелчков стартера является разряженный или неисправный аккумулятор. Убедитесь, что аккумулятор заряжен и его клеммы надежно закреплены. Если есть возможность, попробуйте запустить двигатель с помощью проводов от другого автомобиля.
СОВЕТ №2
Осмотрите стартер и его соединения. Проверьте, нет ли коррозии на клеммах стартера и проводах, ведущих к нему. Убедитесь, что все соединения надежны и не имеют повреждений. Если стартер выглядит изношенным, возможно, его стоит заменить.
СОВЕТ №3
Проверьте реле стартера. Иногда проблема может заключаться в неисправном реле, которое не подает сигнал на стартер. Попробуйте заменить реле или проверить его работоспособность, если у вас есть соответствующие навыки.
СОВЕТ №4
Обратитесь к специалисту. Если вы не можете самостоятельно определить причину проблемы или решить её, лучше обратиться в автосервис. Профессионалы смогут провести диагностику и выявить более сложные неисправности, такие как проблемы с системой зажигания или электрикой автомобиля.