Амортизаторы обеспечивают безопасность и комфорт при вождении, стабилизируя кузов и поглощая удары от неровностей дороги. Со временем их эффективность снижается, что ухудшает управляемость и увеличивает тормозной путь. В этой статье мы расскажем, как самостоятельно проверить амортизаторы, чтобы выявить проблемы и избежать серьезных последствий. Рассмотрим различные методы проверки и определим наиболее эффективный. В конце статьи будет полезное видео, демонстрирующее все этапы проверки.
4 способа проверить амортизаторы на машине
Существует несколько методов оценки состояния амортизаторов:
- Визуальный осмотр;
- Вертикальная раскачка автомобиля;
- Оценка работы подвески во время движения;
- Диагностика ходовой части на стенде.
Наиболее точные результаты можно получить, комбинируя все методы. Сначала проведите визуальный осмотр, затем выполните вертикальную раскачку, проанализируйте поведение автомобиля на дороге, а при необходимости проведите стендовую диагностику.
Теперь подробнее рассмотрим каждый метод.
Эксперты рекомендуют несколько простых методов для проверки амортизаторов автомобиля самостоятельно. Во-первых, стоит обратить внимание на визуальный осмотр: наличие утечек масла, трещин или коррозии на корпусе амортизатора может свидетельствовать о его неисправности. Во-вторых, можно провести тест на отскок: надавите на угол автомобиля, чтобы он опустился, а затем отпустите. Если автомобиль продолжает качаться более двух-трех раз, это может указывать на износ амортизаторов. Также полезно обратить внимание на поведение автомобиля во время движения: если он “прыгает” или неустойчив на неровностях, стоит задуматься о замене амортизаторов. Эти простые проверки помогут владельцам автомобилей своевременно выявить проблемы и избежать серьезных поломок.
Как проверить амортизаторы при помощи визуального осмотра
Чтобы проверить амортизаторы на машине визуально, нужно, прежде всего, внимательно осмотреть каждый из них. К косвенным признакам, по которым можно проверить амортизатор на работоспособность, можно отнести следы коррозии на штоке и подтеки масла.
- После длительного перерыва в эксплуатации автомобиля возможно появление очагов коррозии на видимой части штоков, а это прямая угроза быстрого износа сальников.
- Обнаруженные следы масла на корпусе чаще всего свидетельствуют о потере герметичности и необходимости ремонта или замены амортизатора.
При обнаружении масляных следов, корпус амортизатора следует протереть сухой тряпкой и осмотреть его повторно через пару дней.
Если амортизатор потёк, то ездить на нём еще какое-то время можно, хоть и нежелательно (о последствиях такой езды читайте чуть ниже). Однако очень скоро он все равно придет в негодность.
Также стоит иметь в виду, что даже если при осмотре амортизатора следов коррозии и потеков масла на его корпусе не обнаружено, то это еще не означает, что он работает эффективно. Некоторые неисправности могут быть вызваны, например, износом внутренних деталей и их составных частей.
Метод проверки | Описание метода | Признаки неисправности |
---|---|---|
Визуальный осмотр | Проверка состояния пыльников, штоков амортизаторов на наличие повреждений, течей масла. | Поврежденные пыльники, следы масла на штоке, ржавчина, деформация штока. |
Проверка на качание | Покачивание автомобиля за угол кузова. | Медленное возвращение в исходное положение, многократные колебания после прекращения воздействия. |
Проверка отбоя | Резкое нажатие на угол кузова. | Медленное возвращение в исходное положение, проседание кузова после отпускания. |
Проверка на “отскок” | Поднятие одного из углов автомобиля и резкое отпускание. | Многократные колебания, медленное опускание. |
Измерение хода штока | Измерение длины хода штока при сжатии и отбое. | Несоответствие заявленным параметрам, затрудненное движение штока. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как проверить амортизаторы на автомобиле самостоятельно:
-
Тест на отскок: Один из самых простых способов проверить амортизаторы — это выполнить тест на отскок. Для этого нужно нажать на угол автомобиля (например, на капот или багажник) и резко отпустить. Если автомобиль вернется в исходное положение и не будет “прыгать” вверх и вниз более одного-двух раз, амортизаторы в порядке. Если же он продолжает “скакать”, это может указывать на их износ.
-
Визуальный осмотр: При проверке амортизаторов стоит обратить внимание на наличие утечек масла. Если на корпусе амортизатора видны следы масла, это может свидетельствовать о его повреждении. Также стоит проверить крепления и подушки амортизаторов на наличие трещин или износа.
-
Тест на неровностях: Проехать по неровной дороге или по бордюру и обратить внимание на поведение автомобиля. Если при проезде по неровностям кузов автомобиля сильно “клонит” в стороны или ощущается сильный удар, это может быть признаком того, что амортизаторы не справляются со своей задачей и требуют замены.
Как проверять амортизаторы при помощи раскачки машины
Для проверки амортизаторов автомобиля раскачайте его, надавив на переднюю или заднюю часть в области колеса. Кузов должен плавно вернуться в исходное положение без резких колебаний.
Если раскачать автомобиль сильнее, обратите внимание на колебания. При исправных амортизаторах они затихнут после первого или второго качка.
Если кузов резко подскакивает вверх, это указывает на неисправность стойки. Если не удается раскачать хотя бы один амортизатор, возможно, его шток заклинило.
Следует отметить, что этот метод позволяет выявить только сильно изношенные амортизаторы, и не каждый водитель сможет самостоятельно определить неисправность.
Как проверить амортизаторы по поведению машины на дороге
Определить состояние амортизаторов по поведению автомобиля на дороге можно лишь по косвенным признакам, например, таким как:
- Машина заметно рыскает по неровностям;
- Кузов сильно раскачивается из стороны в сторону;
- Авто нечётко реагирует на повороты руля;
- Появляется дребезжащий стук на неровных дорогах.
Для такой проверки амортизаторов вовсе не обязательно сильно разгоняться и выписывать крутые виражи. Нужно просто в спокойном месте поочередно выполнить несколько упражнений типа змейки, разгона и торможения.
При выявлении вышеперечисленных признаков (даже если они вызваны и не поломкой амортизаторов) обязательно стоит обратиться в автосервис.
Существует и менее популярный способ проверить амортизаторы – по степени их нагрева в процессе движения. Такой метод проверки основан на том, что гидравлические амортизаторы во время работы выделяют большое количество тепловой энергии.
Для этого, загнав автомобиль на эстакаду или смотровую яму сразу после езды, нужно оценить температуру каждого амортизатора и сравнить её с температурой других. Если один из них окажется намного холоднее остальных, тогда можно сделать вывод об утрате им работоспособности.
Как проверять амортизаторы на диагностическом стенде
Стендовая диагностика подвески автомобиля — быстрый и недорогой способ проверки амортизаторов и выявления неисправностей. Но насколько она эффективна?
Большинство диагностических стендов используют сложные алгоритмы, учитывающие множество параметров. Один неисправный элемент в подвеске, не только амортизатор, может существенно исказить результаты диагностики.
Разные стенды применяют различные алгоритмы, что может привести к значительным расхождениям в результатах на оборудовании разных производителей. Важно, чтобы программное обеспечение стенда соответствовало вашей модели автомобиля.
На точность диагностики амортизаторов влияют следующие факторы:
- Давление в шинах;
- Чрезмерная или неравномерная загрузка автомобиля во время проверки;
- Небольшие отклонения от прямой линии при заезде на стенд;
- Использование ручного стояночного тормоза.
Некоторые мастера могут воспользоваться недостатком знаний автолюбителей о таких нюансах, чтобы убедить их в необходимости покупки новых амортизаторов. Поэтому важно быть осведомленным об этих аспектах во время диагностики.
Можно ли ездить если потёк амортизатор?
На автомобильных форумах активно обсуждается вопро: «Потек амортизатор – можно ли ездить?». Выше мы уже писали о том, что какое-то время на машине с потекшим амортизатором отъездить еще можно, но в скором времени он все равно “умрет”.
Многие горе-водители ездят с убитыми амортизаторами до тех пор, пока ходовая часть автомобиля окончательно не развалится. Такая езда опасна и разорительна в силу целого ряда возможных последствий.
- Беспорядочно подпрыгивающее на кочках колесо постоянно теряет контакт с дорогой. Попадая на неровный участок проезжей части с неисправными амортизаторами можно запросто улететь с дороги в кювет.
- Отсутствие демпфирования значительно увеличивает тормозной путь. Во время торможения машина с нерабочими амортизаторами резко переносит центр тяжести на передние колеса, опасно разгружая заднюю часть – это может привести к потере устойчивости на повороте.
- Негодные амортизаторы крайне негативно сказываются на работе антиблокировочной системы: педаль тормоза под ногой дробит, а машина на дорожной гребенке не желает сбавлять ход. Итог иногда оказывается очень плачевным.
- Износ всех сопряжений и узлов ходовой части тоже выглядит удручающе. Из-за жестких пробоев подвески очень часто разваливается резиновый буфер сжатия и гнется шток амортизатора. Страдают и сайлент-блоки, и шаровые опоры, и рычаги – если амортизатор не держит удар, то им достаются уже запредельные нагрузки.
Судите сами: то ли вся конструкция подвески за один раз погасит толчок, равномерно распределив энергию удара, то ли связка деталей будет биться в судорогах по несколько раз при проезде машины по каждой неровности.
Поэтому при ухудшении устойчивости авто, при частых срабатываниях подвески до упора, и тем более при появлении стуков на неровностях, немедленно проверяйте ходовую и заменяйте изношенные амортизаторы.
Следует признать, что, к сожалению, амортизаторы на наших дорогах – это расходный материал, который редко выдерживает более 50-60 тыс. км. пробега. Поэтому наш совет – никогда не экономьте на том, что касается безопасности движения!
Как проверить амортизаторы с помощью теста на отскок
Проверка амортизаторов с помощью теста на отскок является одним из самых простых и эффективных способов оценки их состояния. Этот метод позволяет быстро определить, нуждаются ли амортизаторы в замене, и может быть выполнен даже без специального оборудования. Для проведения теста вам понадобятся только ваши руки и немного времени.
Для начала, выберите ровную поверхность, на которой вы сможете провести тест. Убедитесь, что автомобиль стоит на горизонтальной поверхности и находится в безопасном положении, с включенной стояночной тормозом.
Следующим шагом будет проверка каждого амортизатора по отдельности. Для этого выполните следующие действия:
- Нажмите на кузов автомобиля: Встаньте рядом с автомобилем и, используя свои руки, сильно надавите на одну из сторон кузова (например, на переднюю или заднюю часть). Это создаст нагрузку на амортизаторы.
- Отпустите кузов: После того как вы надавили, быстро отпустите кузов. Обратите внимание на то, как он реагирует на ваше действие.
- Наблюдайте за отскоком: Если амортизаторы находятся в хорошем состоянии, кузов автомобиля должен вернуться в исходное положение и не должен совершать более одного или двух отскоков. Если кузов продолжает подскакивать, это может указывать на износ амортизаторов.
Повторите этот процесс для всех четырех углов автомобиля, чтобы получить полное представление о состоянии амортизаторов. Обратите внимание на любые различия в поведении между передними и задними амортизаторами, а также между левой и правой сторонами.
Кроме того, во время теста на отскок стоит обратить внимание на следующие признаки:
- Шумы: Если вы слышите стуки или скрипы при нажатии на кузов, это может указывать на проблемы с амортизаторами или другими компонентами подвески.
- Утечки жидкости: Проверьте, нет ли утечек масла из амортизаторов. Если на корпусе амортизатора есть следы жидкости, это свидетельствует о его неисправности.
- Неровности на дороге: Обратите внимание на то, как автомобиль ведет себя на неровной поверхности. Если он сильно трясется или неустойчив, это также может быть признаком изношенных амортизаторов.
Тест на отскок является простым, но эффективным способом проверки состояния амортизаторов. Если вы заметили какие-либо проблемы, рекомендуется обратиться к специалисту для более детальной диагностики и, при необходимости, замены амортизаторов. Помните, что исправные амортизаторы играют ключевую роль в обеспечении безопасности и комфорта при вождении вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Как проверить амортизаторы вручную?
Для проведения «теста на отскок» выберите один из углов автомобиля и надавите на него всем весом тела. Когда вы отпустите автомобиль, обратите внимание на реакцию. После одного отскока автомобиль должен вернуться в исходное положение. Если автомобиль отскочит более двух раз, вероятно, амортизатор пора заменить.
Как понять, что амортизаторам хана?
Выявить такую неисправность поможет старый и простой способ: нужно раскачать переднюю часть машины руками вверх-вниз, а потом отпустить. Если амортизаторы исправны, то колебания прекратятся после одного такта. Если же таковые продолжатся — дела с амортизаторами плохи.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки амортизаторов убедитесь, что автомобиль стоит на ровной поверхности. Это поможет избежать ошибок в оценке состояния амортизаторов. Также убедитесь, что колеса находятся в правильном положении и не имеют износа.
СОВЕТ №2
Проведите тест на отскок. Для этого нажмите на кузов автомобиля в одном из углов и отпустите. Если автомобиль вернется в исходное положение и остановится, амортизаторы в порядке. Если он продолжает подскакивать, это может указывать на износ амортизаторов.
СОВЕТ №3
Осмотрите амортизаторы на наличие утечек масла. Если вы заметили масляные пятна или подтеки на корпусе амортизатора, это может свидетельствовать о его неисправности. В таком случае рекомендуется заменить амортизатор.
СОВЕТ №4
Проверьте состояние креплений амортизаторов. Убедитесь, что все гайки и болты надежно затянуты, а резинки не изношены. Неправильная установка или поврежденные крепления могут негативно сказаться на работе амортизаторов.