Съемник шатунов — для чего он и как им пользоваться?
На самом деле, в системе велосипеда больше внимания требуется каретке и звездочкам, так как шатуны не нужно смазывать, корректировать их работу. Но именно они, как титаны, несут все бремя на себе. Поэтому обойти их вниманием просто нельзя. Так как же снять шатуны, зачем это делать и можно ли обойтись без специального инструмента — съемника? Давайте разбираться.
Зачем нужны шатуны
В целом, сломать эту деталь довольно проблематично. Тем более, что чаще всего на современных моделях велосипеда устанавливаются прочные детали из карбона. Если же у вас байк от отечественного производителя, то шатуны (они же — тяговые дышла) могут быть сделаны из стали. В любом случае, они не только прочные, но и надежные — защищают звездочки и каретку от повреждений и грязи. Это их основное предназначение.
Что касается видов, то такие детали условно делятся на односоставные, двусоставные и трехсоставные:
| Вид | Характеристики |
|---|---|
| Односоставные | Цельный механизм, применяемый в основном на детских и ретро велосипедах. Такие детали имеют большой вес, но в дополнение к нему прилагается надежность и прочность. Особого ухода не требует. |
| Двусоставные | Более сложная система велосипеда, представляющая собой разборный механизм, где левый шатун отделен от остальной части. До недавнего времени такой вид также считался устаревшим и устанавливался только на велосипедах бюджетной ценовой категории. Однако компания Shimano вот уже несколько лет реанимирует двусоставные тяговые дышла в глазах потребителей. |
| Трехсоставные | Трехсоставные, соответсвенно, состоят из трех частей: оси, левого и правого его собрата с набором звездочек. Этот вид наиболее распространен в современном веломире. |
Какой съъёмник шатунов купить и почему они разные?
Если снять с шатуна заглушку, там пикрелейтед.
Да, я тут глядя на фотку шатуна подумал, а как его обратно загонять на вал? Молотком? Или заглушку с силой вкручивать? А там резьба не того?
Без 5-ти минут веломаньяк!
Съемник шатунов – как снять систему
Съемник для шатунов представляет собой инструмент с двумя ключами на концах — гнездовым и рожковым. Не секрет, что снять детали без этого изобретения практически невозможно, поэтому непременно стоит им обзавестись. А вот как пользоваться инструментом — расскажем мы.
- Прежде чем взять в руки серьезный инструмент, имеет смысл использовать WD40. Это специальная жидкость, устраняющая все засоры на шатунах. Просто протерев ей деталь, вы значительно облегчите себе задачу;
- Теперь с легким сердцем можно отвинтить болт в месте крепления шатуна и вала. Следите за тем, чтобы съемник для шатунов был чуть меньше четырехгранника самого шатуна. Иначе риск просто сорвать болт возрастает в разы;
- После того, как нам удалось снять болт велосипеда, выполняющий функцию заглушки, переворачиваем инструмент другим ключом к себе и ввинчиваем его под резьбу в шатуне до предела;
- Теперь аккуратно, стараясь не переусердствовать, стараемся выдавить шатун из каретки. Готово!
Съемник для тягового дышла можно использовать и для того, чтобы снять педали.
В каких случаях нужен демонтаж?
Вы можете столкнуться с демонтажем либо заменой этой детали, если:
- Произошло механическое повреждение. Если вам необходимо разобрать, смазать, промыть, отрегулировать кареточный механизм — для доступа к ней нужно открепить шатун.
- В соединительный механизм попал песок (вы это поймёте по характерному скрипу). Для устранения этой неполадки нужно разобрать и почистить посадочное место.
- Вы решили заменить неразборный блок звёзд на конструкцию, в которой соединение рычага и звёзд разъёмное. В бюджетных представителях байков встречаются именно неразборные блоки. На практике такие блоки непрактичны и неудобны.
Итак, появилась необходимость демонтажа и первый вопрос который возникает — как снять шатуны с велосипеда? Для этого необходимая определённая сноровка, поэтому рассмотрим для начала способ демонтажа с инструментом.
Радикальные меры
Если у вас еще нет съемника для шатунов, а снять систему с велосипеда ой, как надо, существуют способы это сделать и без инструмента. Вот некоторые из них.
Кувалда: для импульсивных личностей. Накрываем тяговое дышло тряпкой и со всей силы бьем по ней чем-нибудь очень тяжелым. Цель достигнута. Как правило, у этого способа есть один побочный эффект — больше вы никогда не сможете собрать систему обратно.
Довериться судьбе: для экстремалов. Смазываем болт очищающей жидкостью (можно использовать все тот же WD40), немного приспускаем его подручными средствами и выезжаем на трассу. Вероятность того, что деталь сама открутится очень велика.
Железный вариант: самый надежный. Не проводя никаких предварительных работ, отправляемся в путешествие до ближайшей мастерской, где за определенную плату специалисты проведут велосипеду все необходимые процедуры и помогут снять систему с велосипеда.
Таким образом, можно сделать вывод, что съемник для шатунов иметь вовсе не обязательно, но он здорово может спасти от лишних финансовых трат.
Снимаем шатун со съёмником
Съёмник — это инструмент, который используется при демонтаже деталей, в частности используется для снятия деталей с вала каретки велосипеда. Этим инструментом можно также открепить и педали. Можно, конечно, сделать съемник шатунов велосипеда своими руками, но это может получиться несколько дороже, чем купить новый, уже готовый. Следует учитывать потраченное время, стоимость заготовок, оплату работы.
Инструмент для снятия шатуна и педали
Шатун на валу закреплён болтом. Этот элемент находится на валу с лёгким натяжением и имеет конусообразную посадку. Зачастую, когда грязь или вода попадают в месте соприкосновения рычага и вала — он плотно присаживается к валу и снять его очень затруднительно. В подобных случаях на помощь приходит съёмник. Инструмент представляет собой винт, на котором располагается двухсекционная головка для рожкового и гнездового ключа. На винт накручена гайка с резьбой снаружи и внутри.
Порядок демонтажа
- Откручиваем заглушку. Для этой цели можно использовать обычную отвёртку.
- Вывинчиваем болт/гайку, с помощью которой шатун притягивается к каретке, извлекаем шайбу. Делать это можно накидным ключом или шестигранником на 8 (если квадратное соединение), или на 10 (если шлицевое соединение).
- С помощью съёмника полностью выворачиваем внутренний винт. Ввинчиваем его в шатун. Полностью до упора закручиваем, чтобы не сорвать и не повредить резьбу.
- Закручиваем внутренний винт съёмника гаечным ключом. С помощью него вы закрутите винт по часовой стрелке и заметите, как сместился шатун с точки.
- Откручиваем инструмент. Нужно в меру усердствовать, чтоб избежать срыва резьбы, что усложнит демонтаж. В таких случаях смажьте соединение или взбрызните аэрозоль WD-40. Аэрозоль отлично растворяет остатки грязи и облегчает процесс, после которого можно повторить попытку. Вместо WD-40 можете воспользоваться тормозной жидкостью БСК.
Снимаем шатун без съёмника
Для снятия шатунов велосипеда без съёмника рекомендуем отвинтить болты, которые стягивают рычаг с кареткой и проехать небольшое расстояние без деталей. Благодаря этому вы сможете с лёгкостью открепить шатун. Постучите по нему каким-либо тупым предметом, например, деревянным. Есть ещё один метод. Часть соединения детали с кареткой нужно нагреть горячей водой. Это поможет отмокнуть грязи и пыли и конструкция снимется проще. Нельзя использовать горелки, поскольку деталь повредится. При съёме педалей своя хитрость. Сначала открутите именно педали, а затем и шатун.
Снятый велошатун с педалью
Снимать шатуны с велосипеда со съёмником или без него — вопрос ситуации и вашего выбора. Как ни крути, с инструментом работать будет эффективнее и комфортнее. Используйте наши рекомендации, так как это поможет с лёгкостью снять шатун с вашего велосипеда — как со съёмником, так и, в экстренных ситуациях, без него.
Шатуны для велосипеда
Мы обсудили, что такое манетки и вынос руля. Сегодня пообщаемся про шатуны для велосипедов и как их менять, какие бывают съёмники для шатунов и как снимать шатуны с велосипеда.
Шатуны
Шатуны — одни из самых сильно нагруженных деталей велосипеда. На отечественных дорожных велосипедах их делают из стали, а на импортных и спортивных — из алюминиевых сплавов. Чтобы уменьшить вес и сохранить прочность, производители пускаются на разные ухищрения — делают их полыми, имеющими замысловатые поперечные сечения.
Иногда (чаще на недорогих велосипедах) блок передних звездочек выполнен в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при замене звездочек приходится менять оба шатуна. На велосипедах средней и верхней ценовых категорий передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.
Необходимость замены шатунов возникает также при их поломке или повреждении. Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для того, чтобы добраться до каретки (для ее регулировки или замены).
Шатуны никакой регулировки не требуют.
Обычно новые шатуны приобретаются вместе с передними звездочками.
При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать шатуны, совместимые с имеющейся кареткой. Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм). Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании.
Типы шатунов и кареточных механизмов
| Это — стандарт OCTALINK. На каретках такого типа ось имеет круглое сечение, а на концах оси имеются 8 выступов. Каретками и шатунами такого типа оснащаются велосипеды верхнего и среднего ценового диапазона. Этот тип шатунов используется на дорогих горных и шоссейных велосипедах. (в частности, для SHIMANO — на оборудовании DEORE LX / XT и XTR, хотя в последнее время все чаще применяется в компонентах средней ценовой категории) Шатуны притягиваются специальным полым болтом, под внутренний шестигранник на 10, и защищаются снаружи от грязи пыльниками. Пыльник просто ввинчивается в шатун. Ось каретки сделана полой, и поэтому традиционные съемники не работают — им просто не во что упираться. Надо применять специальный съемник |
| Это — шатун традиционной конструкции. Этот тип шатунов используется на велосипедах среднего ценового диапазона. (для SHIMANO — на оборудовании DEORE, ALIVIO, ACERA). Хотя на новом оборудовании этих классов начали применять OCTALINK. Шатуны притягиваются винтом, который вворачивается в ось.Винт имеет головку под внутренний шестигранник 8 мм. На винт надет пластмассовый пыльник |
| Часто встречается и такая разновидность шатунов. От предыдущей конструкции отличается только тем, что винт, притягивающий шатун, находится под пробкой — пыльником. Шатуны притягиваются болтом, который вворачивается в ось. Болт можно отвернуть накидным ключом на 14. Конец оси каретки закрывается пластмассовым пыльником. На этой фотографии пыльник снят. |
| Эта разновидность шатунов часто используется на недорогих велосипедах. Здесь ось каретки тоже имеет квадратные сечения на концах. Но здесь шатуны притягиваются не винтом, а гайкой. Гайка обычно находится под пыльником. |
Существуют и другие типы шатунов. Например, на новом оборудовании SHIMANO ( в частности, группы XTR2003 и SAINT) каретка выполнена в виде моноблока, когда правый шатун конструктивно объединен с осью каретки. Для обслуживания такой каретки и шатунов необходим специальный инструмент.
Съемник шатунов велосипеда
Съемник шатунов (съемник системы) — инструмент, позволяющий снимать систему с вала каретки неинтегрированного типа. Обычно совмещает две функции: шестигранник для разборки педалей-топталок и собственно съемник.
Шатуны удерживаются на валу каретки болтом под внутренний шестигранник 8 мм Но только отвинтить болт недостаточно, поскольку шатун сидит с натягом на валу каретки и иногда «прикипает», поэтому требуется специальный съемник. Он представляет собой винт с двухсекционной головкой (гнездовой ключ и грани под рожковый ключ), на который навинчена гайка особой формы с внутренней и наружней резьбой. Часто к съемнику прилагается переходник для использования с каретками шлицевых стандартов
Снятие шатунов с велосипеда
Установка шатунов
Тема: Резьба под съёмник на шатуне
Резьба под съёмник на шатуне
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
Maxim_Sed, Да вопрос в том как систему стянуть с оси коретки. У меня походу съёмник какой-то не качественный, резьба похоже вначале М22*1, а к середине уже М21,5*1. Вот один шатун выдержал а другой нет.(
———- Добавлено в 12:56 ———- Предыдущее сообщение было в 12:54 ———-
AltairNsk, да. Как-бы только 1.5к пробега. Есть мысли вообще забить на коретку с системой и шатунами, и ездить пока не убьются. А дальше болгарка в помощь и всё под замену.))
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
в резьбу вала закрутить болт М8*1 и по нему сильно постучать кувалдометром
картридж распрессуется, ну и фих с ним
Какой нужен съёмник для шатуна велосипеда?
такой шатун обычным съёмником должен стянуться, не вижу ничего эксклюзивного
не совсем понятно что это за набалдашник? Может, он откручивается, и тогда всё снимется без проблем?
Точно, твой съёмник для окталинка, наверное, какого-нибудь. Нужен съёмник для квадрата. Ищи другой магазин.
вот такой надо Спасибо, я через пять минут осознал как что вкручивать надо) Первая деталь (красным) закручивается в шатун до упора, потом в неё вкручивается вторая (зеленым) и обычным разводным ключом крутится и выжимает шатун с оси

