Владельцы автомобилей ВАЗ-2104 часто сталкиваются с проблемами отопителя, что снижает комфорт в салоне в холодное время года. В статье рассмотрим основные неисправности отопителя этой модели и предложим пошаговые инструкции по их устранению. Эти знания помогут сэкономить на ремонте и повысить надежность автомобиля, обеспечивая комфорт в любое время года.
Завоздушенность магистрали охлаждения
Похожие неисправности часто встречаются, и опытные автомобилисты, столкнувшиеся с проблемами отопителя, в первую очередь устраняют воздушные пробки.
Система охлаждения автомобиля напоминает домашнее отопление: если в канале подачи охлаждающей жидкости образуется воздушная пробка, это нарушает её циркуляцию. Если пробка возникла в радиаторе отопителя (что часто происходит из-за его верхнего расположения), двигатель не будет испытывать нехватки антифриза, но радиатор печки будет нагреваться хуже. В результате воздух, проходящий через радиатор и поступающий в салон, не получит необходимое тепло.
Эту проблему можно решить, запустив двигатель на высоких оборотах в течение 5-7 минут. Этого времени достаточно, чтобы при исправном расширительном бачке лишний воздух вышел из системы.
Наиболее распространённой причиной воздушных пробок является неправильная заливка или доливка охлаждающей жидкости, а также утечки тосола. В случае утечки необходимо сначала найти и устранить её источник. Если проблема в ослабленном или изношенном хомуте или повреждённом патрубке, их следует заменить. Утечки в помпе, термостате или радиаторах требуют замены или ремонта этих компонентов.
Эксперты отмечают, что неисправности отопителя ВАЗ-2104 могут проявляться в различных формах, включая недостаточный обогрев салона, посторонние шумы или утечки охлаждающей жидкости. Часто причиной таких проблем становится засорение радиатора отопителя или неисправность термостата. Для самостоятельного устранения неполадок рекомендуется сначала проверить уровень охлаждающей жидкости и состояние термостата. Если они в порядке, стоит обратить внимание на радиатор: его можно промыть, используя специальные средства или простую воду. Также важно проверить и очистить воздуховоды, так как они могут быть забиты пылью и грязью. В случае серьезных повреждений, таких как трещины в радиаторе, может потребоваться его замена. Эксперты подчеркивают, что регулярное обслуживание системы отопления поможет избежать многих проблем и продлить срок службы автомобиля.
Поломка водяного насоса
Если печка ВАЗ-2104 дует холодным воздухом при открытом кранике, одной из причин может быть неисправность помпы – насоса, обеспечивающего циркуляцию охлаждающей жидкости по магистрали.
Выход их строя этого водяного насоса может быть обусловлен появлением течи, что проявится не только ухудшением обогрева салона, но и ростом температуры внутри двигателя из-за уменьшения общего объёма антифриза. Обнаружить такую проблему можно только при визуальном осмотре – в районе помпы будут видны следы подтекания ОЖ.
Вторая причина неработоспособности насоса – заклинивание подшипника вала, но обычно этому предшествует появление гула, так что здесь с диагностикой неисправности намного легче.
Поскольку помпа не подлежит ремонту (утверждение для многих выглядит спорным, но для большинства автовладельцев так и есть), то проблема «лечится» заменой насоса, которая производится в следующем порядке:
- сливаем антифриз. Не весь – откручиваем пробку на блоке силового агрегата. Если сочетать процедуру замены помпы с заменой охлаждающей жидкости, нужно будет открутить и сливную пробку, расположенную на основном радиаторе;
- отсоединяем клеммы АКБ и снимаем аккумулятор, чтобы не мешал;
- отсоединяем колодку с проводами питания электровентилятора, откручиваем три болта, удерживающих вентилятор, снимаем его;
- отпускаем гайку, отвечающую ха натяжение ремня генератора, что позволит снять ремень;
- откручиваем гайку, которой скоба прикручена к вентилятору, отводим её в сторону;
- откручиваем болты, удерживающие шкив водяного насоса, придерживая его отверткой;
- демонтируем шкив и принимаемся за откручивание четырёх гаек, удерживающих помпу на корпусе мотора;
- после снятия насоса производим зачистку посадочного места наждачной шкуркой (если старая прокладка прикипела);
- устанавливаем новую прокладку, предварительно смазав её герметиков, монтируем новую помпу;
- все остальные операции производим в обратном порядке.
Перед заливкой тосола убедитесь, что рычаг управления краником печного радиатора находится в положении «открыто». Для предотвращения образования воздушных пробок следует отсоединить шланг впускного коллектора.
Неисправность | Причина | Устранение |
---|---|---|
Отопитель не работает совсем | 1. Неисправен вентилятор отопителя (сгорел мотор, обрыв проводки). 2. Засорен радиатор отопителя. 3. Завоздушена система охлаждения. 4. Неисправен кран отопителя. 5. Проблемы с электропроводкой (предохранитель, выключатель). 6. Неисправность термостата. |
1. Проверка и замена мотора вентилятора, проводки. 2. Промывка радиатора отопителя (специальными средствами или самостоятельно). 3. Прокачка системы охлаждения. 4. Замена или ремонт крана отопителя. 5. Проверка и замена предохранителя, выключателя, проводки. 6. Замена термостата. |
Слабый поток теплого воздуха | 1. Засорен радиатор отопителя. 2. Низкий уровень охлаждающей жидкости. 3. Неисправен термостат. 4. Неправильно отрегулирован кран отопителя. |
1. Промывка радиатора отопителя. 2. Долив охлаждающей жидкости до необходимого уровня. 3. Замена термостата. 4. Регулировка крана отопителя. |
Неравномерный нагрев воздуха | 1. Засорен радиатор отопителя (засор в отдельных участках). 2. Воздушные пробки в системе охлаждения. |
1. Промывка радиатора отопителя. 2. Прокачка системы охлаждения. |
Дует холодный воздух | 1. Неисправен кран отопителя (не перекрывает поток холодной жидкости). 2. Низкий уровень охлаждающей жидкости. 3. Неисправен термостат (не открывается). |
1. Замена или ремонт крана отопителя. 2. Долив охлаждающей жидкости. 3. Замена термостата. |
Вентилятор работает, но не греет | 1. Завоздушена система охлаждения. 2. Низкий уровень охлаждающей жидкости. 3. Неисправен термостат. |
1. Прокачка системы охлаждения. 2. Долив охлаждающей жидкости. 3. Замена термостата. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о неисправностях отопителя ВАЗ-2104 и их самостоятельном устранении:
-
Засорение радиатора отопителя: Одной из самых распространенных причин плохой работы отопителя является засорение радиатора. В процессе эксплуатации в системе могут накапливаться отложения и грязь, что приводит к снижению теплоотдачи. Для самостоятельного устранения этой проблемы можно использовать специальные промывочные жидкости или просто промыть радиатор под давлением, что значительно улучшит его эффективность.
-
Неисправность термостата: Если термостат застрял в открытом положении, двигатель не будет достигать рабочей температуры, что негативно скажется на работе отопителя. Проверить термостат можно, сняв его и поместив в горячую воду: он должен открываться при определенной температуре. Если он не работает, его замена — довольно простая задача, которую можно выполнить самостоятельно.
-
Проблемы с вентилятором: Иногда отопитель может работать плохо из-за неисправности вентилятора. Это может быть связано с износом подшипников или с проблемами в электропроводке. Проверить работу вентилятора можно, подключив его напрямую к аккумулятору. Если он не работает, возможно, потребуется заменить моторчик вентилятора, что также можно сделать самостоятельно, имея базовые навыки работы с инструментами.
Засорение печного радиатора
Если печка ВАЗ-2104 не обогревает салон, но патрубок к радиатору горячий, проблема в радиаторе. Основная причина — засорение сот, что часто встречается у старых автомобилей.
Человеческий фактор и время также влияют на ситуацию: добиться идеальной герметичности системы охлаждения невозможно. В охлаждающую жидкость попадают пыль и загрязнители, оседающие на стенках трубопроводов и сотах радиатора отопителя, образуя накипь. Это ухудшает работу печного радиатора, так как диаметр его трубок меньше.
Использование неподходящего антифриза или доливка воды в летний период также ухудшают состояние радиатора. Ухудшение теплообмена происходит постепенно, и в итоге печка ВАЗ-2104 начинает плохо греть, и проблему нужно решать.
Варианты решения ограничены: либо прочистка, либо замена радиатора. В обоих случаях радиатор нужно снять. Процесс демонтажа схож для большинства карбюраторных и инжекторных двигателей, хотя могут быть различия даже в одной модели разных годов выпуска. Демонтаж радиатора печки на ВАЗ-2104 выполняется так:
- Сливаем антифриз в ёмкость. Не обязательно откручивать сливную пробку на основном радиаторе — достаточно сделать это на блоке. Как только тосол перестанет капать, можно снимать радиатор.
- В подкапотном пространстве находим патрубки к печному радиатору, ослабляем и снимаем их. Здесь могут возникнуть трудности из-за ржавых винтов и прикипевших шлангов, поэтому работайте аккуратно.
- В салоне откручиваем саморезы, крепящие декоративную полку под перчаточным ящиком (они находятся по краям бардачка).
- После снятия полки получаем доступ к печному кранику. Откручиваем гайку, удерживающую приводной тросик, и отводим его в сторону.
- Аккуратно поддеваем плоской отверткой четыре защёлки короба печки и снимаем нижнюю часть корпуса отопителя.
- Извлекаем радиатор вместе с краником, потянув его в сторону салона.
- Откручиваем кран (два болта) и проверяем состояние фланца и работоспособность запорного механизма визуально.
После осмотра радиатора решаем: чистить, ремонтировать или покупать новый, если радиатор не подлежит восстановлению.
Если внешний осмотр не выявил подтеков антифриза, радиатор цел, и имеет смысл произвести его промывку.
Для этой процедуры понадобятся два длинных шланга: один подключается к водопроводному крану, другой — к сливу. Для проверки герметичности теплообменника потребуется компрессор или насос. Выходное отверстие радиатора закрывают заглушкой, а воздух закачивают через входной штуцер. Радиатор помещают в ёмкость с водой. Если появятся пузырьки, это укажет на место течи. Давление в радиаторе не должно превышать 1 кгс/см², иначе трубки могут лопнуть.
Если течь обнаружена, её можно устранить несколькими способами. Например, с помощью холодной сварки. Более простой вариант — использование герметика, но это может привести к засорению системы охлаждения, поэтому лучше использовать этот метод в крайних случаях.
Чаще всего дыры в печном радиаторе заделывают пайкой, но только если радиатор медный. С алюминиевым теплообменником этот метод не сработает.
Пример пайки радиатора отопителя (ремонт основного радиатора аналогичен). Понадобятся:
- наждачная бумага;
- флюс с припоем;
- паяльник до 200 Вт;
- запас ветоши;
- обезжириватель.
Процедура:
- Зачищаем место пайки наждачной бумагой.
- Обезжириваем.
- Наносим на дырку припой.
После ремонта проверяем радиатор на отсутствие течи. Если всё в порядке, можно надеяться, что проблема плохого обогрева салона ВАЗ-2104 решена.
Теперь рассмотрим установку отремонтированного или нового радиатора:
- Устанавливаем новую прокладку.
- Подключаем к кранику отопителя подводящий патрубок, а к радиатору — отводящий.
- Устанавливаем радиатор с краником на место, следя за перекосами.
- Фиксируем тросик крана печки, проверяем его работу и при необходимости регулируем.
- Наносим герметик на внутреннюю поверхность патрубков, одеваем их и фиксируем новыми хомутами.
- При открытом кранике заливаем в двигатель антифриз (можно использовать старый, если он не загрязнён).
- Проверяем работу системы охлаждения на работающем двигателе, чтобы убедиться в отсутствии течи.
После нескольких поездок уровень тосола в расширительном бачке может немного падать. Это не свидетельствует о течи — просто долейте необходимое количество охлаждающей жидкости и регулярно проверяйте её уровень.
Если после ремонта печка на ВАЗ-2104 всё равно плохо греет, а шланг до радиатора горячий, а после него — едва тёплый, возможно, потребуется новый теплообменник.
Информация о выборе радиатора будет полезной. В автомагазинах можно найти несколько типов радиаторов, стоимость варьируется от 500 рублей до 3-4 тысяч. Радиаторы отопителя для вазовского семейства производят многие компании. Рекомендуем выбирать качественные изделия от проверенных производителей:
- «АвтоВАЗ»;
- «Лузар»;
- Oberkrafft;
- «Пекар»;
- Finnord;
- ШААЗ;
- Extra.
Медные радиаторы имеют лучшие показатели теплоотдачи и могут быть подвержены пайке или сварке. Алюминиевые теплообменники дешевле, но их нельзя отремонтировать при течи.
Обратите внимание: у качественного печного радиатора соты расположены близко друг к другу. При покупке желательно убедиться в наличии сертификата у продавца, чтобы избежать контрафактной продукции.
Неисправный термостат
Если сам отопитель в порядке, а печка ВАЗ-2104 всё равно не работает – вполне возможно, что виновник – заклинивший термостат. Как правило, на работоспособности отопителя данная поломка сказывается, если клапан термостата заклинило в открытом положении – в этом случае ОЖ будет циркулировать только по большому кругу, что увеличит время прогрева силового агрегата до неприемлемых величин, что скажется и на работе отопителя.
Чтобы проверить работоспособность этого узла, необходимо запустить остывший мотор и ощупать рукой нижний патрубок – он должен быть холодным до того момента, пока не включится вентилятор, а затем начнёт стремительно разогреваться, пока его температура не выровняется с верхним патрубком. Если нижний шланг остаётся холодным, или начинает нагреваться одновременно с верхним, это однозначный посыл к выполнению процедуры замены термостата.
Эту работу следует выполнять на остывшем двигателе при снятом аккумуляторе.
Последовательность операций:
- сливаем ОЖ, открутив пробку на блоке цилиндров (на воздушном радиаторе можно не откручивать);
- ослабляем крепление хомутов патрубков, идущих к термостату, снимаем их;
- откручиваем и снимаем сам термостат;
- перед установкой нового термостата проверяем его работоспособность, для чего опускаем его в горячую (78-80°С) воду. Нагреваем её до примерно 87°С – при этой температуре термостат должен начать открываться;
- устанавливаем устройство на штатное место, производим все операции в обратном порядке;
- заливаем антифриз, выгоняем воздушные пробки.
Проблемы с вентилятором отопителя
Иногда печка ВАЗ-2104 обдувает только ноги или не работает вовсе. У этой неисправности есть конкретные причины, и их выявление потребует усилий.
Сначала проверьте предохранитель F1, который защищает печной моторчик, фонари заднего хода и обогрев заднего стекла. Если он сгорел, замените его на новый с тем же номиналом (10А). Установка предохранителя с меньшим значением приведет к его быстрому сгоранию, а с большим – создаст риск повреждения других потребителей, включая электровентилятор. Если после замены предохранителя он снова перегорает, ищите короткое замыкание в одном из трех электрических контуров.
Если предохранитель в порядке, проверьте переключатель скоростей электромоторчика отопителя. Отсоедините все провода от кнопки и подключайте один конец индикатора к массе, а другой к каждому проводу кнопки при включенном зажигании. Если лампочка не загорается, это указывает на повреждение провода. Если индикатор светится, проблема может быть в клавише или вентиляторе.
Для уточнения можно замкнуть два контакта колодки с помощью проволоки. Если моторчик запускается, замените кнопку. Если нет, причина, вероятно, в самом моторчике.
Если моторчик работает только на максимальной скорости, это указывает на сгоревший дополнительный резистор, который нужно заменить. Он находится под торпедой, ближе к стороне водителя.
Вентилятор может не работать из-за отсутствия контакта с массой — на старых автомобилях этот провод часто сгнивает. Для проверки используйте мультиметр. Демонтируйте клавишу переключения скоростей и отсоедините контакты. Один конец мультиметра подключите к массе, а другим прозвоните провода. Если моторчик и балластный резистор исправны, лампочка мультиметра загорится при замыкании двух проводов из трех. При перегоревшем сопротивлении лампочка загорится лишь один раз. Если тесты не дали результата, ищите причину в отсутствии контакта с массой или в электродвигателе печки.
Алгоритм демонтажа моторчика отопителя:
- Слейте охлаждающую жидкость, открутив сливную пробку на блоке.
- После остановки капания тосола ослабьте хомуты отопителя и отсоедините оба патрубка.
- В салоне снимите декоративную полку под бардачком (открутите три боковых винта).
- Демонтируйте панель магнитолы: отщелкните её отверткой, затем отсоедините все колодки электропитания, пометив их маркером.
- Аккуратно подденьте и снимите клавиши управления отопителем.
- Отщёлкните крышку нижней части панели.
- Открутите два винта внизу.
- Открутите две гайки на торце панели (за шахтой магнитолы).
- Демонтируйте консоль осторожно.
- Отщёлкните оба воздуховода.
- Открутите винты крепления печного радиатора и отсоедините защёлки нижней части радиатора.
- Отсоедините тросик управления краником отопителя.
- Открутите два самореза, крепящих нижнюю часть отопителя.
- Вытяните электромоторчик, проверьте его состояние и работоспособность. При необходимости замените.
- Установите отреставрированный или новый моторчик, выполняя все операции в обратном порядке.
Мы рассмотрели основные неисправности, из-за которых отопитель ВАЗ-2104 может работать неэффективно или не обеспечивать поступление тёплого воздуха в салон. Надеемся, эта информация будет полезной.
Неисправности электропроводки отопителя
Электропроводка отопителя ВАЗ-2104 играет ключевую роль в функционировании системы обогрева салона автомобиля. Неисправности в этой области могут привести к снижению эффективности работы отопителя или его полной неработоспособности. Важно знать основные признаки неисправностей и способы их устранения.
1. Признаки неисправностей электропроводки:
- Отсутствие обогрева: Если отопитель не включается или не выдает тепло, это может свидетельствовать о проблемах с электропроводкой.
- Периодическое отключение: Если отопитель работает нестабильно, отключаясь и снова включаясь, это может указывать на плохой контакт в проводах.
- Проблемы с управлением: Если переключатели не реагируют на команды, возможно, проблема в проводке, соединениях или самом переключателе.
2. Проверка электропроводки:
Для диагностики неисправностей электропроводки отопителя необходимо выполнить следующие шаги:
- Визуальный осмотр: Проверьте состояние проводов, соединений и разъемов. Обратите внимание на наличие повреждений, коррозии или обрывов.
- Проверка напряжения: С помощью мультиметра проверьте наличие напряжения на входе и выходе отопителя. Если напряжение отсутствует, необходимо искать причину в проводке.
- Тестирование переключателей: Убедитесь, что переключатели работают корректно. Для этого можно использовать мультиметр для проверки их состояния.
3. Устранение неисправностей:
Если в процессе проверки были выявлены неисправности, их можно устранить следующим образом:
- Замена поврежденных проводов: Если вы обнаружили обрывы или повреждения, замените соответствующие участки проводки. Используйте провода с аналогичными характеристиками.
- Очистка контактов: Если контакты окислились или загрязнены, их необходимо очистить. Используйте специальный очиститель для контактов или мелкую наждачную бумагу.
- Замена переключателей: Если переключатели не работают, их следует заменить. Убедитесь, что новые детали совместимы с вашей моделью автомобиля.
4. Профилактика неисправностей:
Чтобы избежать проблем с электропроводкой отопителя в будущем, рекомендуется проводить регулярные проверки и обслуживание:
- Периодически осматривайте проводку на наличие повреждений.
- Следите за состоянием разъемов и контактов, очищая их от загрязнений.
- Не допускайте перегрузки электрической системы автомобиля, что может привести к перегреву проводов.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете поддерживать систему отопления вашего ВАЗ-2104 в исправном состоянии и избежать неприятных ситуаций в холодное время года.
Вопрос-ответ
Где находится предохранитель на печку ВАЗ 2104?
Данный блок расположен под капотом в моторном отсеке с правой стороны на перегородке моторного отсека и крепится 4-ми гайками, которые вворачиваются с салона со стороны переднего пассажира.
Как понять, что забит радиатор печки ВАЗ 2107?
Как понять, что забит радиатор печки? Нужно найти два сравнительно тонких патрубка, идущих в сторону салона через перегородку моторного отсека. Если подающий жидкость в печку горячий, а выходной холодный или едва тёплый, это может свидетельствовать о засоре.
Как работает печка в Жигулях?
Работа печки ВАЗ. Воздух подаётся внутрь салона по системе воздуховодов через дефлекторы передней панели. В движущемся автомобиле подача происходит под давлением встречного воздуха, в стоящем – входящий поток создаётся лопастями вращающегося вентилятора отопителя.
Почему печка ВАЗ 2107 издает странные звуки?
Печка может ломаться и издавать странные звуки, также от грязи и образовавшихся воздушных пробок. Виновник последних — слабый поток охлаждающей жидкости и узкие трубки. Радиатору можно помочь, прогрев двигатель и сняв хомут шланга.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом диагностики отопителя обязательно проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе. Низкий уровень может привести к недостаточному прогреву салона и создать иллюзию неисправности отопителя.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние радиатора отопителя. Если он забит грязью или коррозией, это может значительно снизить эффективность работы. Попробуйте промыть радиатор специальными средствами или заменить его при необходимости.
СОВЕТ №3
Проверьте работу термостата. Если он заедает в открытом положении, двигатель не будет достигать необходимой температуры, что также повлияет на работу отопителя. Замените термостат, если он не функционирует должным образом.
СОВЕТ №4
Не забывайте о фильтре салона. Загрязненный фильтр может ограничивать поток воздуха в салон, что приведет к плохому прогреву. Регулярно проверяйте и при необходимости меняйте фильтр, чтобы обеспечить нормальную работу отопителя.