Кроссоверы стали популярными автомобилями, и многие покупатели задаются вопросом о полном приводе. Хотя считается, что полный привод улучшает управляемость и проходимость, есть причины, по которым он может быть не нужен. В этой статье рассмотрим аргументы в пользу переднего привода и его влияние на экономию топлива, стоимость обслуживания и динамику автомобиля.
Преимущества и недостатки
Термин «кроссовер» происходит от английского Crossover Utility Vehicle (CUV), что переводится как автомобиль с высокой проходимостью. Впервые его использовали сотрудники Chrysler в 1987 году. Сегодня кроссоверы ассоциируются с паркетниками.
До 2000-х годов кроссоверы разрабатывались для городских условий, основываясь на легковых платформах, а грузовые шасси применялись для полноприводных моделей. В 1994 году японская компания представила первый современный кроссовер — Toyota RAV4. Некоторые из этих автомобилей имеют схожие силовые агрегаты с универсалами и седанами, но отличаются по расходу топлива и типу трансмиссии.
Некоторые водители считают крупные размеры кроссовера недостатком. Хотя паркетник не является полноценным внедорожником, он справляется с проселочными дорогами.
Преимущества полноприводной конструкции зависят от предпочтений владельца. Эксперты отмечают, что в большинстве случаев плюсы системы остаются неиспользованными или нивелируются «умной электроникой».
Недостатки полноприводного кроссовера:
- высокая стоимость механизма;
- дополнительные эксплуатационные расходы;
- увеличенный расход топлива.
Специалисты рекомендуют выбирать кроссовер для городских условий без полноприводной трансмиссии.
Для городских улиц повышенная проходимость не нужна, в отличие от трасс и проселочных дорог. Тест-драйвы показывают, что полноприводная трансмиссия не демонстрирует лучших показателей по сравнению с моноприводом. Коэффициент сцепления с дорожным покрытием у полноприводного кроссовера сопоставим с аналогичным показателем у паркетника с моноприводом.
< class=”video-container”>
Эксперты отмечают, что полноприводные системы в кроссоверах не всегда оправданы. Во-первых, большинство владельцев таких автомобилей используют их преимущественно в городских условиях, где полный привод не дает значительных преимуществ. Во-вторых, современные технологии, такие как системы контроля тяги и курсовой устойчивости, позволяют эффективно справляться с различными дорожными условиями даже на переднеприводных моделях.
Кроме того, экономия топлива становится важным фактором: переднеприводные кроссоверы, как правило, более экономичны и легче, что снижает эксплуатационные расходы. Наконец, стоимость обслуживания и ремонта полноприводных систем может быть значительно выше, что также стоит учитывать при выборе автомобиля. Таким образом, для большинства пользователей кроссоверов полный привод не является необходимостью, а скорее дополнительной опцией, которая не всегда оправдывает себя.
Необходимость в системе
Машина с четырьмя ведущими колесами необходима в следующих случаях: безопасная езда по скользкой дороге, эксплуатация кроссовера с прицепом в зимний период, передвижение по грунтовке.
Дешевые кроссоверы построены на платформе обычного хэтчбека. Полная трансмиссия проявляется только в ситуации, когда наблюдается пробуксовка ведущих колёс. Такой момент легко распознается электроникой, которая и подключает другую ось.
Сама пробуксовка не означает, что автомобиль стоит на одном месте долгий период. Явление длится несколько секунд. За распределение момента отвечает специальная муфта, которая представлена в паркетниках в виде разных конструкций. Чтобы преодолеть минимальное бездорожье, «навешивается» дополнительный функционал.
С помощью муфты происходит частичная либо полная блокировка, что зависит от типа электроники.
В системе могут использоваться следующие детали:
- самоблокирующийся дифференциал;
- вязкостная муфта.
При наличии в кроссовере свободной муфты авто не сможет поехать, если одно колесо полностью потеряло сцепление с дорожным покрытием. За счет блокировки проблемное колесо начинает крутиться, машина продолжает ехать вперед. Поэтому, если в кроссовере есть блокировка, полная трансмиссия не требуется. Чтобы муфта не перегрелась, специалисты советуют не буксовать долго.
< class=”video-container”>
Причина отказа от полного привода | Преимущества перед полным приводом | Недостатки полного привода |
---|---|---|
Достаточная проходимость с передним или задним приводом (в условиях города и на хороших дорогах) | Более низкая цена автомобиля; Лучшая топливная экономичность; Меньший вес автомобиля; Более простое техническое обслуживание; Увеличенный дорожный просвет (в некоторых случаях) | Повышенная цена; Повышенный расход топлива; Увеличенный вес автомобиля; Более сложное техническое обслуживание; Снижение управляемости на высоких скоростях (в некоторых случаях) |
Необходимость в полном приводе возникает редко (для большинства водителей) | Удобство эксплуатации в повседневной жизни | Необходимость в более частом обслуживании трансмиссии; Потенциальные проблемы с системой полного привода |
Высокая стоимость обслуживания и ремонта системы полного привода | Экономия на ремонте и обслуживании | Высокие затраты на ремонт и замену компонентов системы полного привода |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему кроссоверу не всегда нужен полный привод:
-
Экономия топлива: Полный привод увеличивает вес автомобиля и сопротивление движению, что может привести к повышенному расходу топлива. Кроссоверы с передним приводом часто более экономичны, что делает их более привлекательными для городских условий и ежедневных поездок.
-
Улучшенная управляемость на асфальте: Кроссоверы с передним приводом обычно имеют более предсказуемое поведение на сухих и мокрых дорогах. Полный привод может создавать иллюзию большей устойчивости, но на асфальте передний привод обеспечивает лучшую управляемость и маневренность.
-
Достаточная проходимость: Многие современные кроссоверы имеют высокий клиренс и хорошие характеристики подвески, что позволяет им справляться с легкими внедорожными условиями, такими как грунтовые дороги или снег. Для большинства водителей, которые не планируют серьезные поездки по бездорожью, передний привод оказывается более чем достаточным.
Описание муфты
Принцип функционирования дифференциала:
- Конструкция в системах автоматического полного привода работает по превентивному принципу: управление предотвращает аварийные ситуации (система активна до пробуксовки колес).
- На другую ось передается небольшой процент крутящего момента.
Такой подход используют автопроизводители, такие как Audi, BMW и Mercedes-Benz. Наиболее распространённый дифференциал — Torsen, который обеспечивает стабильность на скользких дорогах, но увеличивает риск неправильного выбора скорости в сложных условиях, что может привести к сносу или заносу автомобиля.
Если кроссовер оснащён системой ESP, нет необходимости переплачивать за полный привод. ESP или динамическая система стабилизации управляется блоком, который получает сигналы от датчиков.
Эти датчики мониторят направление движения автомобиля с учётом положения руля и акселератора. Блок также получает данные об ускорении и ориентации при заносах. С помощью ESP удаётся стабилизировать траекторию движения кроссовера во время манёвров. Эту систему часто называют противозаносной.
Работа стабилизатора
Паркетники укомплектованы системой стабилизации в качестве базовой версии либо дополнительной функции. Её работа невозможна без антиблокировочной системы ABS. В процессе участвуют также антипробуксовочная система и блок управления силовым агрегатом. ESP представлена в виде электронного блока-контроллера, который постоянно обрабатывает сигналы датчиков.
Запуск системы зависит от полученной информации.
К основным показаниям относят сигналы, идущие от двух устройств:
- отношение угловой скорости с вертикальной осью;
- показания датчика поперечного ускорения.
Если значение первого показателя выше нормы, производится мгновенный запуск ESP. Система отслеживает обороты мотора, скорость движения, угол поворота колес и руля.
Дополнительная функция
Если полный привод предлагается как опция, вторая ось подключается вручную. На трассе используется монопривод, а для покидания асфальта водитель активирует полный привод. В кроссоверах с такой трансмиссией отсутствует межосевой дифференциал, но предусмотрена блокировка одной из межколесных муфт.
Важно отключать полный привод на дороге, так как его использование на высокой скорости не предусмотрено.
Еще один вариант комплектации — наличие трех дифференциалов:
- межосевой;
- два межколесных.
В систему также входят понижающая передача, электроника и блокировки. Такой набор характеристик характерен для кроссоверов с полным приводом.
Советы профессионалов
Кроссовер является автомобилем, который сочетает в себе плюсы внедорожника и обычного легкового автомобиля. Он отлично подходит лицам, живущим в проселочной местности и часто выезжающим в город. Кроссовер относится к автомобилям среднего класса. Перед его покупкой эксперты советуют определиться с бюджетом, сопутствующими расходами, которые будут связаны со страховкой, обслуживанием.
Независимо от производителя при выборе учитывается и тип привода. Необходимо учесть и тот факт, что каждый автоконцерн производит паркетники с разной комплектацией.
Чтобы сэкономить, можно купить машину без полного привода. Подобная конструкция не потребуется, если выбрать кроссовер с максимальной шириной колес с целью обеспечения эффективной езды по пересечённой местности.
Еще один нюанс, который учитывается при покупке, — значение дорожного просвета. Чем выше дно авто над дорожным покрытием, тем больше шансов, что во время эксплуатации оно не зацепится. Паркетник моноприводного типа является отличным вариантом для многодетной семьи за счет комфортного и просторного салона, большого объема багажного отделения. Кроме трансмиссии, покупатели учитывают внешний вид и дизайн авто, а также расход топлива.
Экономия топлива и снижение затрат
Одним из основных факторов, влияющих на выбор автомобиля, является его экономичность. Полный привод, безусловно, обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и повышенную проходимость, однако он также значительно увеличивает расход топлива. Это связано с тем, что система полного привода требует больше энергии для работы, что приводит к увеличению нагрузки на двигатель.
Кроссоверы, как правило, предназначены для городских условий и умеренных поездок по загородным трассам. В таких условиях большинство водителей не нуждаются в полном приводе, так как обычный передний привод вполне справляется с задачами, которые ставит перед ним городская инфраструктура. Это позволяет существенно сократить расходы на топливо, что особенно актуально в условиях растущих цен на бензин и дизельное топливо.
Кроме того, автомобили с полным приводом часто имеют более сложные трансмиссии и дополнительные компоненты, что приводит к увеличению веса автомобиля. Более тяжелый автомобиль требует больше энергии для разгона и поддержания скорости, что также негативно сказывается на расходе топлива. В то же время кроссоверы с передним приводом легче и, следовательно, более экономичны.
Таким образом, выбор кроссовера без полного привода может оказаться более выгодным решением для большинства водителей, особенно тех, кто не планирует активно использовать автомобиль в сложных дорожных условиях. Экономия топлива и снижение затрат на обслуживание делают такие автомобили более доступными и практичными для повседневного использования.
Вопрос-ответ
Почему нельзя ездить на полном приводе?
Когда под колесами асфальт, то езда на полном приводе вызывает напряжения в трансмиссии, что может привести к ее серьезной поломке.
Насколько важен полный привод?
Полный привод распределяет мощность между всеми четырьмя колесами, что позволяет автомобилю сохранять стабильность и уверенность на скользких или неровных поверхностях. Водители, которые часто сталкиваются с такими условиями, могут оценить, насколько легче и безопаснее становится вождение.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите условия, в которых вы планируете использовать кроссовер. Если вы в основном передвигаетесь по городским дорогам и асфальтированным трассам, полный привод может быть излишним и не оправдает свои затраты.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на характеристики переднего привода. Современные кроссоверы с передним приводом часто обеспечивают отличную управляемость и стабильность на дороге, что делает их более экономичными в эксплуатации.
СОВЕТ №3
Рассмотрите альтернативные технологии, такие как системы контроля тяги и курсовой устойчивости. Они могут значительно улучшить сцепление с дорогой и безопасность без необходимости в полном приводе.
СОВЕТ №4
Не забывайте о расходах на обслуживание и топливо. Полный привод может увеличить вес автомобиля и, как следствие, расход топлива, что важно учитывать при выборе кроссовера.