Зима — время сложных дорожных условий, когда техника вождения становится ключевой для безопасности. В этой статье рассмотрим основные правила вождения автомобилей с передним и задним приводом в зимний период, а также уделим внимание полноприводным моделям. Знание этих правил поможет избежать неприятностей на скользких дорогах, повысить контроль над автомобилем и сделать поездки более комфортными и безопасными.
Готовьтесь заранее
Славянская вера в «авось» часто приводит к тому, что внезапные морозы делают автомобили неготовыми к снегопадам и ледяной корке.
Эксперты в области автомобильной безопасности подчеркивают важность соблюдения правил вождения зимой, особенно для автомобилей с передним и задним приводом. Для машин с передним приводом рекомендуется поддерживать плавность движений и избегать резких маневров, так как они могут привести к потере сцепления с дорогой. Важно также следить за состоянием шин и использовать зимние модели, которые обеспечивают лучшее сцепление на скользкой поверхности.
С другой стороны, автомобили с задним приводом требуют особого внимания при старте и ускорении. Эксперты советуют избегать резкого нажатия на газ, чтобы не допустить пробуксовки задних колес. При поворотах важно учитывать, что заднеприводные машины могут “сносить” заднюю ось, поэтому необходима осторожность и предсказуемость в действиях. В целом, правильное понимание особенностей привода и адаптация стиля вождения к зимним условиям помогут избежать аварийных ситуаций и обеспечить безопасность на дороге.
Не стоит уподобляться отечественным коммунальным службам – в зиму нужно входить во всеоружии:
- Сезонная резина. Примета первого похолодания – очереди автолюбителей у шиномонтажных мастерских. Не стоит испытывать судьбу – выберите свободный час времени, запишитесь заранее и поменяйте летние покрышки на зимние. Рисунок протектора зимней резины позволит улучшить сцепление с заснеженной и обледеневшей дорогой, а это немаловажно для уверенного управления автомобилем.
- Шипование. Использовать шипы или нет, вопрос дискуссионный. Дело в том, что на сухом и чистом асфальте шипованная резина ведет себя хуже обычной. Если вы используете автомобиль в тех регионах, где зима вступает в свои права всерьез и до самой весны, то, очевидно, шипованные колеса пригодятся. В условиях мягкой южной зимы, когда утренняя наледь сменяется дневной оттепелью, можно использовать просто качественные сезонные шины.
- Жидкость стеклоомывателя. Заранее заправьте бачок стеклоомывателя незамерзающей жидкостью. Ее можно приобрести как в виде концентрата, так и в готовом растворе. Проверьте состояние дворников – чем лучше оно будет, тем меньше будет расход жидкости.
- Дополнительные средства. Обработайте уплотнительные резинки дверных проемов специальной силиконовой смазкой, она продается в виде спрея в автомагазинах. Это позволит избежать их примерзания и трудностей с открыванием автомобиля. Стоит также обработать водоотталкивающими составами дверные замки. Укомплектуйте авто щеткой для снега и скребком для льда. Если климат вашего региона характерен обильными снегопадами, то небольшая лопата в багажнике не окажется лишней.
- Стояночный тормоз. Забудьте о привычке пользоваться ручником на стоянках. Вечерняя езда по лужам и ночной заморозок приведут к примерзанию тормозных колодок к диску, а бегать утром к машине с феном или горячим чайником занятие не из самых приятных.
Характеристика | Передний привод (FWD) | Задний привод (RWD) |
---|---|---|
Поведение на обледенелой дороге | Более предсказуемое, легче управлять при небольшом заносе. | Более склонно к заносам, требует больше навыков управления. |
Торможение на скользкой дороге | Тормозной путь может быть длиннее, особенно при резком торможении. | Тормозной путь может быть длиннее, риск заноса выше. |
Разгон на скользкой дороге | Разгон более плавный и предсказуемый. | Разгон может привести к пробуксовке и заносу, требует аккуратности. |
Прохождение поворотов на скользкой дороге | Рекомендуется снижать скорость заранее и плавно проходить повороты. | Требует плавных движений рулём и педалями, риск заноса выше. |
Рекомендации по вождению зимой | Избегать резких маневров, плавно ускоряться и тормозить. | Особая осторожность при разгоне и торможении, плавное управление рулём. |
Системы помощи водителю (рекомендуемые) | Система стабилизации (ESP) крайне желательна. | Система стабилизации (ESP) необходима. |
Тип шин (рекомендуемый) | Зимние шины с направленным или несимметричным протектором. | Зимние шины с направленным или несимметричным протектором. |
Дополнительные советы | Повышенное внимание к дистанции до впереди идущего автомобиля. | Повышенное внимание к дистанции до впереди идущего автомобиля, избегать резких движений рулём. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о правилах езды на автомобиле с передним и задним приводами зимой:
-
Управляемость и сцепление: Автомобили с передним приводом обычно имеют лучшее сцепление на скользкой дороге, так как вес двигателя находится над передними колесами, что увеличивает давление на них. Это позволяет лучше контролировать машину в условиях зимней гололедицы. Однако при резком ускорении или торможении переднеприводные автомобили могут “выталкиваться” из поворота.
-
Задний привод и дрифт: Автомобили с задним приводом могут быть более сложными в управлении на зимних дорогах, так как они склонны к заносам. Однако опытные водители могут использовать это в своих интересах, применяя технику дрифта для управления автомобилем в сложных условиях. Важно помнить, что для безопасной езды на заднем приводе зимой необходимо иметь хорошие зимние шины и опыт в управлении.
-
Различия в торможении: При торможении на скользкой поверхности автомобили с передним приводом могут иметь тенденцию к “переднему” заносу, когда задняя часть автомобиля теряет сцепление. В то время как на заднеприводных автомобилях может возникнуть “задний” занос. В обоих случаях важно правильно распределять вес автомобиля и использовать плавные движения рулем и тормозами, чтобы избежать потери контроля.
Общие правила безопасной езды
После летних поездок любое стремление разогнаться на зимней дороге может привести к печальным последствиям. Внезапное нажатие на газ, резкое торможение, смена передачи или изменение траектории могут закончиться потерей контроля над автомобилем. Автоинструкторы советуют ученикам представить, что они в водном бассейне, где движения должны быть плавными и аккуратными.
Особенности вождения автомобиля зимой диктуют ряд правил для безопасных поездок:
- Если вы не уверены в своих способностях как водителя, то лучше ограничьте выезды в сезон снегопадов и гололедов. По возможности смените личный автомобиль на общественный транспорт.
- На скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается. Вы легко это можете проверить сами на пустынном участке дороги. Если ваш автомобиль оснащен антиблокировочной системой (ABS), то она помогает справиться с возможным заносом при торможении, но и при этом также добавляет тормозной путь. Поэтому выбор правильной дистанции при движении – залог безопасной остановки вашего транспортного средства. Специалисты рекомендуют увеличивать дистанцию во время гололеда в восемь раз в сравнении с сухим асфальтом.
- При поездке по скользким зимним дорогам лучше забыть о педали тормоза. Пользуйтесь ею на малых скоростях для полной остановки автомобиля. Во всех остальных случаях необходимо использовать движение по инерции и торможение двигателем. Останавливать автомобиль надо начинать заранее, делая это плавно. Вы можете отработать эти навыки на сухой трассе или на полигоне.
- Набор скорости в зимних условиях должен носить плавный характер, передачи переключайте мягко, без рывков. Вопреки расхожему мнению, автоматическая коробка передач упрощает вождение автомобиля на скользкой дороге, так как смена передаточных чисел в ней происходит без нагрузок на привод авто. Современные умные коробки понимают сброс газа в качестве желания притормозить, при этом включается механизм торможения двигателем.
- Перед грядущим подъемом следует выбрать такую передачу, на которой вы преодолеете весь участок, так как переключение коробки во время движения может привести к неуправляемому заносу, и необходимости стартовать в горку по льду. При спуске следует двигаться на пониженной передаче, притормаживая силовым агрегатом. Включить ее надо при подъезде к спуску.
- На скользкой дороге нельзя совершать резких маневров. Обгон или объезд неожиданной ямки может привести к потере управления транспортным средством. Иногда лучше «поймать» эту самую выбоину, чем отправиться вместе с автомобилем в кювет.
- Перед вхождением в поворот следует заблаговременно сбросить скорость. Слишком высокий темп движения вызовет занос, с которым не все могут справиться. Профессиональные автогонщики годами отрабатывают навыки по езде юзом. Малоопытный автолюбитель зачастую не имеет навыков по возвращению автомобиля в желаемую траекторию движения.
- Старайтесь предвидеть действия других участников движения. Особенно это касается пешеходов. Чаще всего они могут неожиданно оказаться перед вашим автомобилем не только на нерегулируемых перекрестках, но и рядом с остановками общественного транспорта, возле школ, над подземными переходами. Учитывая то, что дорога скользкая, попытка догнать отъезжающую маршрутку может закончиться для пешехода падением, а для вас необходимостью экстренного торможения.
- Всегда выбирайте безопасное место для парковки. Даже в условиях современного мегаполиса вполне возможно найти участок, где ваш автомобиль не будет создавать проблем для движения других транспортных средств и работы снегоуборочной техники.
- При необходимости стартовать на раскатанном участке (обычно это перекрестки и остановки общественного транспорта) помните, что акселератор нужно нажимать плавно. Старые водители говорят «газуй внатяжку». Запас мощности двигателя, который позволял летом идти уверенно на обгон колонны грузовиков, здесь не пригодится. Повышенные обороты двигателя заставят колеса авто отшлифовывать и так гладкую поверхность. Кроме этого, вы рискуете начать движение неожиданно резко и повредить не только свой, но и соседние автомобили.
Автомобили с передним приводом
Управлять переднеприводным автомобилем зимой проще, чем заднеприводным. Двигатель и трансмиссия обычно расположены спереди, что увеличивает давление на передние колеса и улучшает сцепление с дорогой. Если автомобиль застрял, поворот рулевого колеса помогает выбраться из колеи.
При срыве в занос на небольшой скорости нужно одновременно выполнить следующие действия:
- несколько добавить газу;
- выкручивать руль в направлении поворота.
Помните, если вы выкрутите рулевое колесо в направлении дороги и при этом нажмете на тормоза, то занос сразу станет неуправляемым и ситуация значительно усугубится.
Выйти из движения юзом можно также следующим образом:
- Приостановите вращение задних колес, слегка нажав на ручной тормоз;
- Нажмите на педаль акселератора;
- Поворачивайте рулевое колесо в сторону, противоположную заносу.
Если автомобиль начал скользить, опытные гонщики советуют полностью выжать педали газа и сцепления, дождавшись остановки машины. После этого можно быстро вывести автомобиль с встречной полосы. Перед зимней поездкой на переднем приводе новичкам рекомендуется отработать эти навыки на специализированных полигонах или пустых участках дороги.
Задний привод
В отличие от переднеприводного, автомобиль с задними ведущими колесами больше подвержен уходу в занос. Связано это с тем, не имея достаточной нагрузки на мост, такие авто имеют ослабленное сцепление ведущей резины с дорожным покрытием. Дедовский совет, как ездить на заднем приводе зимой неопытным водителям, заключался в загрузке багажника обыкновенными кирпичами. Таким способом нагружается ведущий мост и уменьшаются риски. Об отрицательных сторонах такой превентивной меры не стоит даже упоминать.
Если ваш автомобиль все-таки понесло, необходимо выполнить следующие действия:
- Резко поверните рулевое колесо в сторону заноса.
- Сразу верните его в противоположное положение.
- Резко отпустите педаль акселератора.
Суть упражнения — быстрое вращение руля. После поворота в сторону заноса немедленно поверните его обратно. Когда автомобиль выровняется, можно снова добавить газ и продолжить движение. Лучше всего отрабатывать эти элементы на зимнем автодроме или безлюдной площадке.
Полноприводные автомобили
Автомобиль, оснащенный полным приводом, ведет себя на заснеженной скользкой дороге значительно увереннее, чем его собратья с одним ведущим мостом. Срыв в занос происходит не так часто, машина более устойчива. Такая колесная формула позволяет хорошо держать дорогу даже в сложных условиях гололеда. Вопрос, на каком приводе лучше ездить зимой, носит риторический характер. Благодаря улучшенной проходимости и динамическим качествам при разгоне полноприводный автомобиль снимает множество проблем для его владельца, связанных с зимними поездками. Однако, расслабляться не стоит. Снос на обледеневшей трассе также возможен, просто его момент сдвинут во времени. При этом юзом обычно начинает двигаться передняя ось.
Чтобы выйти из этой ситуации, следует выполнить такие операции:
- Поворачивайте рулевое колесо в сторону заноса.
- Постепенно увеличивайте подачу газа.
Эти рекомендации могут показаться противоречивыми, но со временем вы поймете их логику. Зимние условия вождения полноприводного автомобиля имеют свои особенности, связанные с работой раздаточной коробки, распределяющей крутящий момент между колесами. Соотношение распределения сил между осями (например, 50:50 или 60:40) и наличие дифференциала существенно влияют на поведение машины на скользкой дороге. Прежде чем отправляться в зимнюю поездку на полном приводе, протестируйте автомобиль и научитесь корректировать его движение в случае заноса на безопасном участке дороги. Помните, что на льду даже опытные водители могут потерять управление.
Передвигайтесь безопасно
По статистике в зимнее время происходит больше ДТП, чем летом. Однако, в период сухих автодорог их последствия носят более трагический характер. Связано это с тем, что в условиях гололеда у водителей пропадает желание полихачить. Основными жертвами аварий становятся крылья и бампера автомобилей. Причинами ДТП становятся неправильный выбор дистанции и неумение водителя справиться с управлением автомобилем на скользкой дороге. Для повышения своего мастерства и уверенной езды зимой вы можете пройти дополнительные курсы вождения в экстремальных условиях. Опытные инструктора научат вас моментально реагировать на срыв авто в занос и привьют безопасные навыки езды по снежной трассе.
Используйте зимние шины
Зимние шины являются одним из самых важных аспектов безопасной езды на автомобиле в холодное время года. Они разработаны специально для обеспечения лучшего сцепления с дорогой в условиях низких температур, снега и льда. Основное отличие зимних шин от летних заключается в составе резины и протекторе. Зимние шины изготавливаются из более мягкой резины, которая сохраняет свою эластичность даже при отрицательных температурах, что позволяет улучшить сцепление с дорогой.
Протектор зимних шин имеет особый дизайн, который включает в себя более глубокие канавки и ламели. Эти элементы помогают эффективно отводить воду и снег, предотвращая аквапланирование и обеспечивая лучшее сцепление. При выборе зимних шин важно учитывать не только их характеристики, но и климатические условия региона, в котором вы планируете ездить. Например, в северных регионах, где снег и лед являются постоянными спутниками зимы, стоит выбирать шины с более агрессивным протектором.
Также стоит обратить внимание на маркировку шин. Зимние шины должны иметь символ снежинки и горы, что подтверждает их соответствие стандартам зимней эксплуатации. Некоторые производители предлагают шины с шипами, которые обеспечивают дополнительное сцепление на льду, но такие шины могут быть менее эффективными на сухом асфальте и в условиях мокрой дороги.
Важно помнить, что использование зимних шин не ограничивается только установкой их на автомобиль. Необходимо следить за их состоянием, регулярно проверять давление и глубину протектора. Изношенные шины могут значительно ухудшить сцепление с дорогой и увеличить тормозной путь, что особенно критично в зимний период.
Кроме того, следует учитывать, что зимние шины необходимо устанавливать на все четыре колеса автомобиля. Установка только на передние или задние колеса может привести к ухудшению управляемости и увеличению риска заноса. Важно также помнить о том, что зимние шины следует менять на летние, когда температура воздуха стабильно поднимается выше 7 градусов Цельсия, так как летние шины обеспечивают лучшее сцепление на теплых и сухих дорогах.
Вопрос-ответ
Как правильно подготовить автомобиль с передним приводом к зимним условиям?
Для подготовки автомобиля с передним приводом к зиме необходимо установить зимние шины, проверить уровень антифриза и состояние аккумулятора. Также стоит обратить внимание на работу системы отопления и очистителей стекол, чтобы обеспечить хорошую видимость в условиях снегопада и морозов.
Какие особенности в управлении автомобилем с задним приводом зимой?
Автомобили с задним приводом могут быть менее устойчивыми на скользкой дороге, поэтому важно избегать резких маневров и ускорений. Рекомендуется использовать плавные движения рулем и дозированное нажатие на педаль акселератора. Также стоит учитывать, что задний привод может требовать большего внимания при торможении на льду.
Как выбрать зимние шины для автомобиля с разным приводом?
При выборе зимних шин для автомобиля с передним или задним приводом важно учитывать не только тип привода, но и условия эксплуатации. Для городских условий подойдут шины с хорошим сцеплением на мокрой и снежной дороге, а для загородных поездок стоит рассмотреть более агрессивный протектор. Также важно следить за глубиной протектора и состоянием шин в целом.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом зимнего сезона обязательно проверьте состояние шин. Для автомобилей с передним приводом лучше использовать зимние шины с хорошим сцеплением, так как они обеспечивают лучшую управляемость. Для заднеприводных автомобилей также рекомендуется использовать зимние шины, но не забывайте о том, что они могут быть менее устойчивыми на скользкой дороге, поэтому будьте особенно осторожны.
СОВЕТ №2
При движении по заснеженным или обледенелым дорогам важно правильно распределять нагрузку в автомобиле. Для переднеприводных автомобилей старайтесь загружать заднюю часть, чтобы улучшить сцепление передних колес с дорогой. В заднеприводных автомобилях, наоборот, лучше распределить вес вперед, чтобы избежать пробуксовки задних колес.
СОВЕТ №3
Не забывайте о технике вождения. При старте на скользкой поверхности используйте плавное ускорение, чтобы избежать пробуксовки колес. Для переднеприводных автомобилей полезно использовать режим “педаль в пол” с осторожностью, а для заднеприводных — избегать резких маневров, чтобы не потерять управление.
СОВЕТ №4
Обязательно имейте в автомобиле зимний набор, включающий лопату, буксировочный трос, цепи противоскольжения и теплые одеяла. Это поможет вам справиться с непредвиденными ситуациями на дороге и обеспечит безопасность в случае застревания или поломки.