Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Самые интересные советские автомобили: ТОП-10

Советский автопром известен не только массовыми моделями, но и уникальными концептами, которые не были запущены в серийное производство. В этой статье представим ТОП-10 самых интересных советских автомобилей, по различным причинам так и не увидевших свет. Эти модели демонстрируют смелость дизайнерских решений и инженерной мысли своего времени, а также дают представление о возможном автомобильном рынке СССР. Ознакомьтесь с редкими фотографиями и видео, которые помогут понять, почему эти автомобили остались лишь на бумаге и какую роль они сыграли в истории отечественного автопрома.

10. ЛуАЗ «Прото» (НАМИ)

Знаменитая научная лаборатория в Ленинграде в 1988 году получила задачу создать серийный советский джип для Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. Производство планировалось на Луцком заводе, где местные конструкторы разрабатывали свою версию автомобиля параллельно с ленинградскими специалистами.

Несмотря на идентичное техническое задание, результаты оказались совершенно различными.

Эксперты автомобильной отрасли отмечают, что советские автомобили оставили яркий след в истории автомобилестроения. В их числе выделяются такие модели, как “Москвич-408”, который стал символом надежности и доступности, и “Лада” — настоящая икона для миллионов водителей. Не менее интересен “Запорожец”, известный своим уникальным дизайном и экономичностью. Также стоит упомянуть “ГАЗ-21”, который сочетал в себе элегантность и мощность. В ТОП-10 попадают и “Чайка”, представляющая собой роскошь и статус, и “Волга”, ставшая любимицей таксистов. “Таврия” и “Нива” заслуживают внимания за свою универсальность и внедорожные качества. Завершает список “УАЗ”, который стал символом приключений и активного отдыха. Эти автомобили не только отражают дух времени, но и продолжают вдохновлять современных автолюбителей.

Лучшие Автомобили СССРЛучшие Автомобили СССР

Основными задачами будущей машины были следующие:

  • быть экономичной по расходу топлива;
  • иметь небольшую массу и максимальный КПД трансмиссии;
  • обеспечить должный комфорт;
  • обладать просторным салоном;
  • быть проходимым, надежным и ремонтопригодным.

Для конструкции кузова инженеры выбрали стальной штампованный каркас, который принимал на себя всю нагрузку, и пластмассу для наружных съемных панелей. Такое решение стало весьма практичным с точки зрения устойчивости к коррозии и механическим повреждениям. Пластмассовые элементы можно было красить отдельно от остального кузова, что обеспечивало чистоту штампованных деталей и меньшие требования к термостойкости пластмассы.

В техническом задании заказчика было прописано условие оснащения автомобиля двигателем МеМЗ—245 от популярной «Таврии». Однако в контексте внедорожника его мощность стала бы недостаточной, поэтому в качестве замены рассматривался двигатель от ВАЗ—2108.

Салон вмещал четырех пассажиров, а, благодаря возможности передвинуть спинки задних сидений на 10 сантиметров задний диван становился вполне комфортным и для троих человек. Более того, салон легко трансформировался в полноценное спальное место или же…в грузовую площадку в результате откидывания заднего борта.

Разработка вполне могла бы пойти в серийное производство благодаря своей современности и проходимости. Однако московские власти не оценили модель и не дали ход ее выпуску.

Место Модель автомобиля Описание / Интересные факты
1 ГАЗ-М20 “Победа” Первый массовый советский автомобиль послевоенного периода, отличался современным для своего времени дизайном и комфортом.
2 ЗИС-110 Представительский автомобиль, роскошный и мощный, использовался высшим руководством страны.
3 ГАЗ-21 “Волга” Культовый автомобиль, символ эпохи, выпускался в течение многих лет с различными модификациями.
4 Москвич-408 Доступный и распространенный автомобиль, символ советского автопрома.
5 ЗАЗ-965 “Запорожец” Маленький, экономичный и необычный автомобиль, получил народную любовь.
6 ВАЗ-2101 “Жигули” (копия Fiat 124) Первый автомобиль Волжского автозавода, положил начало массовому производству автомобилей ВАЗ.
7 РАФ-2203 “Латвия” Минивэн, отличался комфортом и вместительностью, популярен в качестве такси.
8 ЧАЗ-2102 Универсал на базе ВАЗ-2101, практичный и функциональный.
9 ЛуАЗ-969 Легкий автомобиль повышенной проходимости, использовался в сельской местности.
10 ГАЗ-69 Армейский внедорожник, обладал высокой проходимостью и надежностью.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о советских автомобилях, которые могут дополнить тему “Самые интересные советские автомобили: ТОП-10”:

  1. Москвич-408: Этот автомобиль, выпущенный в 1964 году, стал первым советским легковым автомобилем, который получил независимую переднюю подвеску. Москвич-408 также отличался современным дизайном и хорошими ходовыми качествами, что сделало его популярным как в СССР, так и за его пределами.

  2. Лада Нива: Выпущенная в 1977 году, Нива стала одним из первых в мире серийных внедорожников с кузовом универсал. Она была спроектирована для эксплуатации в самых сложных условиях, что сделало её незаменимой в сельской местности и на бездорожье. Нива до сих пор пользуется популярностью и выпускается в обновлённом виде.

  3. ГАЗ-21 “Волга”: Этот автомобиль, который начал производиться в 1956 году, стал символом советской эпохи. Он использовался не только как легковой автомобиль, но и в качестве служебного транспорта для высокопоставленных чиновников. “Волга” отличалась элегантным дизайном и высоким уровнем комфорта, что сделало её культовым автомобилем в СССР.

Эти факты подчеркивают уникальность и разнообразие советского автомобилестроения, а также его влияние на культуру и повседневную жизнь в СССР.

10 МЕГА МАШИН СССР.10 МЕГА МАШИН СССР.

9. «Компакт» 0288 (НАМИ)

Этот экземпляр, в отличие от предшественника, продемонстрировал свои качества на Токийском автосалоне 1989 года.

Он сочетал в себе ряд уникальных для своей эпохи качеств:

  • новейший бортовой компьютер, руководивший подвеской;
  • компактность при внутреннем просторе;
  • экологичность.

Его конструкция также была стальной с навесными пластиковыми элементами, что снизило вес кузова всего до 65 кг. Силовой агрегат был взят от той же «Таврии», но модернизирован для меньшего загрязнения воздуха. Он мог работать на водороде и бензине, а потреблял всего 5,4 литра за сотню километров.

Отличительной особенностью модели являлась независимая пневмоподвеска «Мак-Ферсон» на передних колёсах, которая в тандеме с алюминиевым направляющим аппаратом давала возможность изменять дорожный просвет от 140 до 200 мм.

Жюри Токийского автосалона высоко оценило обширный 5-местный салон при компактных габаритах самого автомобиля и аэродинамику, что позволило модели попасть в пятерку лучших концепт-каров.

Если бы «Компакт» отправили в серийное производство, он мог бы серьезно поконкурировать с Daewoo Matiz, однако автомобиль так и остался в одиночном экземпляре.

Топ 10 популярных советских автомобилейТоп 10 популярных советских автомобилей

8. «Охта» (НАМИ)

Уникальный проект ленинградского института, стремившегося сократить отставание от зарубежных аналогов и создать современную высокотехнологичную модель.

Согласно техническому заданию, новая машина должна была состоять из компонентов серийного ВАЗ-21083, на тот момент самой прогрессивной модели с отлаженным производственным процессом. Она должна была вмещать много пассажиров, не превышать размеры «Жигулей» и обладать хорошими аэродинамическими характеристиками. Эти качества сегодня присущи любым минивенам или кроссоверам, которые также впечатляют динамическими показателями.

В 1987 году специалисты НАМИ создали шедевр – автомобиль с футуристичным дизайном, обтекаемым и максимально остекленным кузовом. При достижении определенной скорости из-под бампера выдвигался спойлер для улучшения аэродинамики.

Салон-трансформер вмещал 7 человек: передние сиденья поворачивались на 180 градусов, а средний ряд складывался в столик, создавая купе. При необходимости перевезти груз второй и третий ряды сидений легко складывались, превращая автомобиль в фургон.

Возвращаясь с триумфом после Женевского автосалона, он был задержан на советской таможне из-за неуплаты пошлины. К законным владельцам машина вернулась в ужасном состоянии — разработчики не восстановили этот перспективный автомобиль, и память об Охре постепенно исчезла.

7. ЗИЛ-4102

Этот автомобиль заказал действующий на тот момент президент Михаил Горбачев, чтобы заменить им уже не модный ЗИЛ-41041. Для разработки машины представительского класса был изучен американский опыт строительства лимузинов, вместительных седанов типа Volvo, а также приобретен и разобран на запчасти Rolls-Royce.

Проект получил более демократичный облик в отличие от строгого предшественника, а заодно несущий кузов и стеклопластиковые панели. Хотя лимузин получился на 0,5 м длиннее Волги, за счет облегченного кузова его вес составил на 0,5 т меньше ЗИЛа. Новинка обзавелась 7,6-литровым 315-сильным невероятно прожорливым мотором, который требовал до 21 литра бензина по трассе.

С конвейера спустили два образца – белого и черного цвета, в шутку названные именами президента и его супруги. Огромный салон отделали натуральным деревом и кожей белого цвета и украсили коврами, а техническая начинка состояла из акустической системы с проигрывателем на 10 дисков, электропривода на всех окнах, бортового компьютера и речевого синтезатора.

К сожалению, оба образца совершенно не впечатлили Горбачева, и он остановил процесс производства.

6. Москвич-2139 «Арбат»

Еще один советский минивэн, который директор АЗЛК планировал использовать вместо Москвича-2140. Как и предыдущие модели, он имел стальной каркас с пластиковыми панелями. Концепция повторяла Охту: передние сиденья вращались, второй ряд трансформировался в обеденный стол, а подушки имели регулировку по длине.

Для опытного образца использовались агрегаты и детали от Москвича-2141, кроме 95-сильного 1,8-литрового двигателя. Уникальным стало внутреннее оборудование: бортовой компьютер, кондиционер, аудиосистема, электронная панель приборов и мультируль. Таким образом, Москвич обрел атрибуты современного автомобиля.

Автомобиль получил несколько наград на выставке в ВДНХ, но серийное производство не началось. Причины были объективными: распад Союза, политические волнения и экономический кризис. АЗЛК пришлось сосредоточиться на выживании, а не на инновациях.

5. Москвич-2143 «Яуза»

К концу 80-х годов вся линейка моделей АЗЛК уже стала устаревшей, и пора было подумать над новыми идеями. При разработке концепции конструктора обратились к стилю биодизайна, повторяющему природные формы. Это округлые, плавные линии, без резких переходов, клиновидный кузов, травмобезопасный руль. Его окна получились слишком низко расположенными, поэтому над ними разместили дополнительный ряд, который выполнял чисто декоративные функции.

Салон не отличался какими-то уникальными элементами, имел штатную аудиосистему, стеклоподъемники на электроприводе, советский бортовой компьютер. В сердце автомобиля находился 95-сильный 1,8-литровый двигатель, который в дальнейшем планировалось довести до полноприводного варианта.

Однако в процессе тестирования было обнаружено множество недоработок, в том числе и нефункциональные окна, поэтому проект был признан неперспективным и не получил развития.

4. Москвич-2144 «Истра»

Еще один неосуществленный проект завода АЗЛК, появившийся в конце 80-х годов, — Истра. Этот автомобиль можно назвать автомобилем будущего благодаря уникальным решениям. Кузов без центральной стойки, выполненный из дюраля (комбинация алюминия и меди), и одна широкая дверь, открывающаяся вверх, обеспечивали удобный доступ к обоим рядами сидений.

Модель разрабатывалась в рамках программы «Автомобиль 2000 года» и предусматривала дизельный двигатель на рапсовом масле и систему ночного видения с выводом информации на лобовое стекло.

Среди инноваций были система ABS, климат-контроль, две подушки безопасности, регулируемая электроникой пневмоподвеска и система самодиагностики. Однако боковые окна были неподвижно зафиксированы, так как инженеры считали их ненужными при наличии кондиционера.

Работа над этим концептом, как и над многими другими проектами, была остановлена после изменений в стране.

3. ВАЗ-2702 «Пони»

Если советскому гражданину требовалось перевезти небольшой груз в личных целях или сотруднику выставки переместить экспонат в другой павильон, приходилось нанимать грузовую машину типа ЗИЛ-130 или ГАЗ-53. Это требовало определенных расходов, большого количества топлива, а вдобавок портило экологичную обстановку.

Тогда и родился проект компактного электрического перевозчика малой грузоподъемности. Благодаря алюминиевому кузову грузовичок получился легким и маневренным, поэтому его можно было использовать в курортных зонах, для почтовых перевозок, для медицинских целей и торговли.

«Пони» вполне мог бы стать первым советским электромобилем, если бы не слабая прочность конструкции, которая делала его абсолютно не функциональным.

2. ЗИЛ-118 «Юность»

Этот автобус незаслуженно забыт. Он имел шасси от лимузина и использовался для передвижения высших чинов КПСС, сотрудников телевидения и КГБ. Под капотом находился 200-сильный двигатель от ЗИЛ-130, обеспечивающий плавный и динамичный ход.

Дизайнеры черпали вдохновение в американском автопроме, что отразилось в чертах, схожих с моделями Chevrolet. Панорамные окна, 2-метровый люк и отличная шумоизоляция делали этот автобус уникальным по комфорту, хотя конструктивно он не отличался от других моделей.

Автобус завоевал множество международных наград, восхитил Хрущева, привлек внимание компании Ford и был выпущен в 93 экземплярах.

1. МАЗ-2000 «Перестройка»

Дебют грузовика на Парижском автосалоне был грандиозным и шумным за счет его перспективности, ведь инженеры Минского автозавода создали дальнобойщик будущего.

Тягач состоял из двух частей – кабины и, собственно, тягача. В кабине с высокой крышей имелось огромное панорамное окно, кондиционер, телевизор, холодильник, электрическая плитка, аудиосистема с радио, столик и даже камера заднего вида. Для 80-х годов это уже было технологиями будущего.

Грузовик оснастили 6-цилиндровым 290-сильным дизельным двигателем MAN, который вкупе с улучшенной аэродинамикой разгонял грузовик до 120 км/ч. Все колеса имели независимую подвеску на пневмобаллонах, а тормоза — с ABS.

Инженеры уже даже продумали проект объединения нескольких прицепов в единый ряд, чтобы образовать автопоезд грузоподъемностью до 80 тонн. Но опять повлиял распад СССР, а все чертежи и наработки проданы западным автопроизводителям.

Охватывает искренняя гордость за советских конструкторов и инженеров, чьи таланты, фантазия и возможности были абсолютно безграничными. И от осознания этого факта особенно обидно и больно, что эпоха перестройки разрушила не только великую державу, но и технологичные, оригинальные и перспективные разработки, которых более не видела российская автомобильная промышленность.


11. ГАЗ-24 «Волга»

ГАЗ-24 «Волга» — один из самых знаковых автомобилей советского автопрома, который начал свое производство в 1970 году и продолжался до 1985 года. Этот седан стал символом не только своего времени, но и целой эпохи в истории Советского Союза. Разработанный на Горьковском автомобильном заводе, ГАЗ-24 был призван заменить устаревшую модель ГАЗ-21 «Волга» и предложить более современные решения в дизайне и технических характеристиках.

Одной из главных особенностей ГАЗ-24 является его стильный и элегантный дизайн, который был разработан под руководством известного советского автомобильного конструктора. Автомобиль имел характерные плавные линии, широкую решетку радиатора и большие боковые окна, что придавало ему статусный вид. ГАЗ-24 стал популярным не только среди рядовых граждан, но и среди высокопоставленных чиновников и представителей бизнеса, что сделало его символом престижа.

Что касается технических характеристик, то ГАЗ-24 был оснащен 2,4-литровым четырехцилиндровым двигателем, который обеспечивал мощность около 95 лошадиных сил. Это позволяло автомобилю развивать скорость до 150 км/ч, что было довольно неплохо для своего времени. Кроме того, ГАЗ-24 отличался хорошими ходовыми качествами и надежностью, что делало его идеальным для длительных поездок по сложным дорожным условиям Советского Союза.

Внутреннее убранство ГАЗ-24 также заслуживает внимания. Автомобиль предлагал достаточно просторный салон, который мог комфортно разместить до пяти человек. Использование качественных материалов, таких как искусственная кожа и текстиль, создавало атмосферу уюта и комфорта. В зависимости от комплектации, в салоне могли быть установлены различные опции, такие как радиоприемник, обогрев сидений и даже кондиционер.

ГАЗ-24 также стал основой для создания множества модификаций, включая такси, милицейские автомобили и даже специальные версии для различных государственных нужд. Это подтверждает универсальность модели и ее значимость в советском обществе. В результате, ГАЗ-24 «Волга» стал не только автомобилем, но и культурным феноменом, который оставил заметный след в истории автомобилестроения.

Сегодня ГАЗ-24 «Волга» является объектом коллекционирования и ностальгии для многих автолюбителей. Его можно встретить на выставках ретро-автомобилей, а также на встречах клубов любителей советской техники. Этот автомобиль продолжает вызывать интерес и восхищение, оставаясь символом целой эпохи в истории автомобилестроения.

Вопрос-ответ

Какой автомобиль был самым популярным в Советском Союзе?

Всегда были популярны и доступны в продаже автомобили «Москвич» и «Запорожец», а также малолитражные полноприводные автомобили ЛуАЗ.

Какой был самый престижный автомобиль в СССР?

По части престижности всегда первенствовала «Волга» ГАЗ-21. В «Берегись автомобиля» все жулики правдами и неправдами обзаводились именно такой машиной: ездить на чем-то попроще они, конечно же, не желали. Но фантастический уровень престижности получила не ГАЗ-21, а ГАЗ-24.

Какие самые неубиваемые автомобили?

Среди самых неубиваемых автомобилей выделяются модели, такие как Toyota Land Cruiser, Honda Accord, Subaru Outback и Volvo 240. Эти автомобили славятся своей надежностью, долговечностью и способностью выдерживать серьезные нагрузки и условия эксплуатации. Многие из них имеют репутацию “вечных” благодаря качеству сборки и простоте ремонта.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите историю каждого автомобиля из ТОП-10. Это поможет вам лучше понять не только технические характеристики, но и культурное значение этих машин в советское время.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на уникальные особенности и инновации, которые были внедрены в советских автомобилях. Многие из них стали настоящими символами эпохи и могут удивить вас своей оригинальностью.

СОВЕТ №3

Если у вас есть возможность, попробуйте прокатиться на одном из этих автомобилей. Это не только интересный опыт, но и возможность почувствовать атмосферу времени, когда эти машины были на пике популярности.

СОВЕТ №4

Не забывайте о сообществе автолюбителей, увлеченных советскими автомобилями. Присоединение к таким группам может открыть новые горизонты для обмена опытом и знаниями о реставрации и уходе за этими машинами.

Ссылка на основную публикацию
Похожее