Вариаторы, или бесступенчатые трансмиссии, становятся популярными в автомобилях благодаря эффективной передаче мощности от двигателя к колесам. В этой статье рассмотрим, что такое вариатор, его плюсы и минусы, а также влияние на производительность и экономичность автомобиля. Понимание особенностей вариаторов поможет автолюбителям сделать осознанный выбор при покупке и оценить, насколько такая трансмиссия соответствует их потребностям и стилю вождения.
Товар массового потребления
Модели JF010E и JF011E — это вариаторы второго поколения Jatco. JF011E работает с бензиновыми двигателями объемом 2.0 и 2.5 литра, а JF010E — с 3.5 литровыми. Основные различия между ними заключаются в усилении компонентов для работы с высоким крутящим моментом. JF011E устанавливается на Nissan Qashqai и X-Trail, а JF010E — на Nissan Murano и Teana.
У этих вариаторов нет специфических недостатков. Средний срок службы составляет 150 000–200 000 километров. К концу эксплуатации наблюдается износ конусов, ремня, подшипников и клапанов в гидроблоке и масляном насосе.
Новый гидроблок для Jatco второго поколения стоит дороже, чем для третьего. Например, для JF010E он стоит около 70 000 рублей, что указывает на упрощение конструкции и удешевление производства.
Редукционный клапан масляного насоса не является слабым местом; его срок службы сопоставим с другими деталями вариатора. Износ посадочного места клапана происходит из-за металлической пыли, что может привести к подклиниванию и колебаниям давления в гидросистеме. Эти проблемы становятся заметными только после выхода клапана из строя, поэтому профилактика только масляного насоса — временная мера.
Вариаторы десятого поколения поддаются ремонту. Полное восстановление стоит около 150 000–180 000 рублей. Официально Nissan предлагает новый гидроблок или вариатор в сборе, но на рынке доступны оригинальные запчасти и возможность ремонта. Новый вариатор можно заказать по цене от 200 000 до 230 000 рублей.
«Навесное» оборудование гидроблока JF010E включает жгут проводов, соленоиды, датчики и шаговый электромотор, которые могут быть использованы как бэушные детали без регистрации в блоке управления.
При ремонте ремень заменяется на новый, а конусы шлифуются или заменяются на бэушные. Шлифовка требует внимательности, и опытные сервисмены доверяют ее специализированным предприятиям.
Ремонт гидроблоков нецелесообразен, кроме замены нескольких соленоидов. Оригинальные подшипники конусов доступны, а изношенные посадочные поверхности восстанавливаются установкой чугунных гильз.
Модели JF010E и JF011E считаются надежными по сравнению с аналогами других производителей, но имеют ресурс почти в два раза меньше, чем предшественники первого поколения (серия RE0F06A). Это связано с упрощением конструкций и использованием металла более низкого качества.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что вариаторы, или бесступенчатые трансмиссии, становятся все более популярными благодаря своей плавности работы и экономичности. Однако их надежность вызывает много споров. Некоторые специалисты утверждают, что современные вариаторы, благодаря улучшенным материалам и технологиям, способны служить долго и без серьезных поломок. В то же время другие эксперты предупреждают о рисках, связанных с перегревом и неправильной эксплуатацией. Они подчеркивают, что регулярное обслуживание и соблюдение рекомендаций производителя могут значительно продлить срок службы вариатора. В конечном итоге, выбор между вариатором и традиционной автоматической трансмиссией зависит от предпочтений водителя и условий эксплуатации автомобиля.
Саморазрушение
Свежая модель JF015E принадлежит семейству CVT7. Фирма Jatco не относит его к какому-то конкретному поколению.
JF015E — это обособленная разработка, предназначенная исключительно для малообъемных атмосферных бензиновых моторов. Этот вариатор устанавливают в основном на машины концерна Renault-Nissan c двигателями 1.6, например на Nissan Juke и Qashqai, Renault Kaptur и Fluence.
Конусы от модели JF010E с незначительным износом возвращают к жизни с помощью шлифовки. Эта процедура требует дорогостоящего оборудования и высокой квалификации мастера, иначе отремонтированной детали хватит ненадолго. |
Масляный насос от вариатора JF017E, производитель — KYB (Kayaba). Практически такой же устанавливают на младшую модель JF016E и даже на агрегаты предыдущего поколения (JF010E и JF011E). Примечательно, что редукционный клапан в насосе у всех один и тот же. |
Главная конструктивная особенность JF015E — наличие двухступенчатой планетарной передачи. На скорости до 100 км/ч задействована первая ступень, свыше — вторая. Такая схема позволила значительно уменьшить размеры конусов и, соответственно, общие габариты вариатора. Эта идея была хороша на бумаге, но на деле получилась конструкция, которая сама себя убивает.
Из-за непродуманности многих решений и экономии при производстве вариаторные детали, подверженные естественному износу, умирают в несколько раз быстрее. Вдобавок страдают даже элементы планетарной передачи, что вообще не характерно для бесступенчатых агрегатов.
Ремонтный редукционный клапан большего диаметра для масляного насоса стоит около 2000 рублей. На фото — экземпляр производства фирмы Sonnax (CША). За работу по такому ремонту масляного насоса возьмут примерно 5000 рублей. |
Подшипники для Jatco поставляет компания NSK. Эта продукция свободно представлена на рынке запчастей. Комплект из трех основных подшипников конусов стоит 13 000–14 000 рублей. |
Характерный износ боковой контактной поверхности пластин ремня хорошо виден невооруженным глазом. Этот расходник для вариаторов Jatco делает компания Bosch. В зависимости от модели агрегата ремень стоит от 20 000 до 30 000 рублей. |
Из-за низкого качества металла быстро изнашиваются подшипники конусов и их посадочные места в корпусе вариатора. Металлическая стружка разносится по гидросистеме, забивая соленоиды гидроблока и редукционный клапан масляного насоса. Давление масла выходит за допустимые пределы, и вариатор быстро сдается.
Активно изнашиваются и внутренние элементы в конусах, обеспечивающие их перемещение. Из-за этого в гидросистему попадает еще больше стружки.
В среднем JF015E редко выхаживает больше 100 000 км, а первые звоночки раздаются уже на 20 000–30 000 км. Ремонт чаще всего является нецелесообразным. За него редко берутся даже независимые СТО. Единственный разумный выход — купить новый вариатор.
Преимущество вариатора | Недостаток вариатора | Рекомендации по повышению надежности |
---|---|---|
Плавность переключения передач, отсутствие рывков | Высокая стоимость ремонта в случае поломки | Регулярная замена масла (с учетом рекомендаций производителя) |
Экономичность расхода топлива (в некоторых случаях) | Чувствительность к перегреву | Избегание длительной работы на высоких оборотах двигателя |
Компактность и меньший вес по сравнению с АКПП | Ограниченный ресурс по сравнению с механической коробкой передач | Бережная эксплуатация, плавное ускорение и торможение |
Простота управления (отсутствие необходимости переключать передачи вручную) | Сложность конструкции и ремонта | Профилактическое обслуживание у квалифицированного специалиста |
Возможность работы в различных режимах движения (городской, загородный) | Зависимость надежности от качества масла и условий эксплуатации | Использование качественного масла, рекомендованного производителем |
Возможные проблемы с ремнем или цепью вариатора | Своевременное обращение в сервис при появлении необычных звуков или вибраций |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о надежности вариаторов (CVT):
-
Технология и конструкция: Вариаторы используют систему конусов и ремней для передачи мощности, что позволяет им плавно изменять передаточное отношение. Это обеспечивает более эффективное использование топлива и улучшает динамику разгона. Однако такая конструкция требует высококачественных материалов и точной сборки, что может влиять на долговечность.
-
Чувствительность к условиям эксплуатации: Надежность вариаторов может значительно варьироваться в зависимости от условий эксплуатации. Например, частые резкие разгоны, буксировка или работа в тяжелых условиях могут привести к преждевременному износу. Поэтому производители рекомендуют следить за состоянием трансмиссионной жидкости и соблюдать рекомендации по обслуживанию.
-
Развитие технологий: Современные вариаторы становятся все более надежными благодаря новым технологиям и материалам. Например, использование синтетических масел и улучшенных ремней позволяет увеличить срок службы вариаторов. Некоторые производители даже предлагают расширенные гарантии на свои трансмиссии, что свидетельствует о доверии к их надежности.
В ПОТЕ ЛИЦА
Автопроизводители часто недооценивают важность системы охлаждения вариатора. На некоторых автомобилях, например, на Murano, отсутствует полноценный радиатор, а в других он установлен перед левым передним подкрылком, что делает его уязвимым к загрязнению и коррозии. Эта проблема касается как новых, так и старых моделей. Например, отсутствие радиатора на «дореформенных» Аутлендерах текущего поколения привело к частым перегревам вариатора JF011E. В итоге производитель признал ошибку и вернул теплообменник в конструкцию.
Эффективная работа системы охлаждения критически важна для долговечности вариатора. На рынке доступны различные комплекты радиаторов по разумным ценам. Некоторые из них устанавливаются в штатное место — перед подкрылком, другие можно разместить между теплообменниками двигателя и кондиционера. Стоимость монтажа радиатора под ключ варьируется от 9000 до 13000 рублей в зависимости от модели автомобиля.
Третьим будешь
На смену десятому семейству пришла серия CVT8. Это вариаторы третьего поколения. На нашем рынке оно представлено моделями JF016E и JF017E. Несмотря на полноценную смену поколения, новые вариаторы построены на базе прародителей.
Вариатор JF016E сменил «старичка» JF011E и унаследовал его моторную гамму. Среди его носителей, к примеру, Nissan Qashqai и X‑Trail новой генерации. Аналогично поменялись местами серии JF017E и JF010E — новый вариатор прописался под капотом свежих кроссоверов Nissan Pathfinder и Murano, а также Infiniti QX60/JX35.
Агрегаты третьего поколения отличаются друг от друга сильнее, чем предшественники. Усиление элементов вариатора JF017E для переваривания более высокого крутящего момента потребовало применения штифтового ремня (так называемой цепи), а у JF016E остался привычный пластинчатый.
Сердце вариатора JF017E: конусы и штифтовой ремень (так называемая цепь). На конусах есть неглубокие задиры, поэтому их отправят на шлифовку. Штифтовые ремни для Jatco делает компания LUK, они стоят около 20 000 рублей.
Конструктивная основа семейства CVT8 двояка. На одном полюсе — упрощенное ради удешевления производства «железо» от десятой серии, а на другом — чрезмерное усложнение системы управления. И то и другое привело к заметному, в полтора-два раза, сокращению ресурса агрегатов. Однако вариаторы CVT8 сохранили ремонтопригодность. Стоимость их полноценного восстановления даже ниже, чем у представителей десятого семейства, и обычно не превышает 150 000 рублей.
Гидроблок — самый прихотливый узел CVT8. Производитель максимально сэкономил на «железной» основе и убрал шаговый электромотор, который на вариаторах десятого семейства управлял давлением масла для изменения передаточного отношения в конусах. Конструкцию гидроблока изменили, применив дополнительные соленоиды нового типа. Причем и здесь производитель пожадничал, выбрав более дешевые в изготовлении соленоиды, которые на выходе имеют разные параметры. Поэтому с новым вариатором или гидроблоком идет диск с индивидуальными калибровками для каждого клапана. Если не прописать их в блоке управления агрегатом, то вариатор будет работать некорректно либо машина вообще не поедет.
Закономерно, что такой мудреный гидроблок не всегда долго работает исправно. Давление масла в различных режимах выходит за допустимые пределы, и запускается цепная реакция. Металлическая пыль из-за проскальзывания ремня разносится по всей гидросистеме и убивает вариатор.
Ремонт неисправного гидроблока невозможен. Использовать бэушные/новые соленоиды или узел в сборе также не получится, потому что нельзя найти соответствующие калибровки. На разборке нужно покупать гидроблок вместе с блоком управления вариатором, и чтобы они обязательно были от одной машины.
В остальном особенности ремонта у вариаторов CVT8 и десятого семейства одинаковые. К примеру, в моделях JF016E и JF017E использован практически такой же масляный насос, поэтому возможна замена изношенного редукционного клапана.
НА УПРЕЖДЕНИЕ
В сфере регламентного обслуживания автомобилей наблюдается неоднозначная ситуация. Компания Jatco настаивает на регулярной замене масла в своих вариаторах, в то время как автопроизводители утверждают, что жидкость рассчитана на весь срок службы агрегатов. Представители дилерских центров и независимые сервисы согласны: масло нужно обновлять. Jatco рекомендует замену каждые 60 000 км при стандартных условиях эксплуатации, а в сложных условиях — сокращать этот интервал, что значительно продлевает срок службы агрегатов.
В вариаторах Jatco используются два типа масляных фильтров. Фильтр грубой очистки, находящийся в поддоне, можно просто промыть при замене масла. В зависимости от модели одноразовый бумажный фильтр тонкой очистки может располагаться в навесном теплообменнике или в отдельном корпусе на торце агрегата. Специалисты советуют использовать только оригинальное масло, так как вариаторы Jatco чувствительны к смешиванию жидкостей с различными пакетами присадок.
Если вариатор начинает проявлять проблемы (рывки, пинки, снижение динамики разгона), замена масла не поможет. Эти симптомы указывают на значительный механический износ компонентов и необходимость ремонта. Аварийные режимы работы активируются при критических ситуациях (например, пробуксовка ремня). Важно не откладывать визит в сервисный центр: своевременное обращение может существенно снизить общую стоимость ремонта, сохранив некоторые детали.
Сравнение с традиционными трансмиссиями
Вариаторы, или бесступенчатые трансмиссии, представляют собой альтернативу традиционным автоматическим и механическим трансмиссиям. Чтобы понять, насколько надежны вариаторы, необходимо сравнить их с традиционными системами передачи мощности, такими как автоматические и механические коробки передач.
Традиционные автоматические трансмиссии работают на основе фиксированных передач, что подразумевает переключение между ними в зависимости от скорости и нагрузки. Это приводит к резким изменениям в передаточном числе, что может вызывать заметные толчки при переключении. Механические трансмиссии, в свою очередь, требуют от водителя активного участия в процессе переключения передач, что может быть не всегда удобно, особенно в условиях городского движения.
Вариаторы, напротив, обеспечивают плавное изменение передаточного числа без резких переключений. Это достигается благодаря использованию системы шкивов и ремней, которые могут изменять диаметр шкивов, тем самым обеспечивая бесступенчатую передачу мощности. Такой подход позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов, что может привести к повышению топливной эффективности и снижению уровня шума.
Однако надежность вариаторов вызывает определенные вопросы. Одним из основных недостатков является их чувствительность к перегрузкам и неправильной эксплуатации. Вариаторы могут быть менее устойчивыми к высоким крутящим моментам, что делает их менее подходящими для мощных автомобилей или для использования в условиях тяжелых нагрузок. В то время как традиционные трансмиссии, особенно механические, могут справляться с большими нагрузками и имеют более высокую долговечность при правильном обслуживании.
Кроме того, стоимость ремонта вариаторов может быть значительно выше, чем у традиционных трансмиссий. Это связано с тем, что конструкция вариаторов более сложная, и их компоненты могут быть более дорогими. В случае поломки вариатора, замена может потребовать значительных затрат, что также стоит учитывать при выборе автомобиля.
Сравнивая надежность вариаторов и традиционных трансмиссий, стоит отметить, что современные технологии значительно улучшили характеристики вариаторов. Многие производители внедряют новые материалы и технологии, которые повышают их долговечность и устойчивость к нагрузкам. Тем не менее, для водителей, которые планируют использовать автомобиль в условиях частых перегрузок или в тяжелых условиях эксплуатации, традиционные трансмиссии могут оставаться более надежным выбором.
В заключение, выбор между вариатором и традиционной трансмиссией зависит от индивидуальных потребностей водителя и условий эксплуатации автомобиля. Вариаторы предлагают преимущества в виде плавности хода и экономии топлива, но их надежность может быть ниже в условиях высоких нагрузок по сравнению с традиционными трансмиссиями. Поэтому важно учитывать все аспекты и делать осознанный выбор.
Вопрос-ответ
Почему лучше не брать вариатор?
· Одним из самых больших минусов является его ограничение на применение на мощных автомобилях. · Кроме того, вариатор очень не «любит» рваные режимы эксплуатации, резкие старты и суровое бездорожье. · Обслуживание. Также обслуживание вариатора требует определенных навыков и более щепетильного подхода.
Почему люди избегают вариатора?
Одна из главных причин — ощущения от вождения. Поскольку в вариаторах нет традиционных передач, вы не ощущаете привычного ощущения переключения передач. Вместо этого может возникнуть ощущение, что автомобиль пробуксовывает или работает вяло, что многих сбивает с толку. Кроме того, существует проблема с надёжностью.
Советы
СОВЕТ №1
Перед покупкой автомобиля с вариатором, обязательно изучите отзывы владельцев и рейтинги надежности конкретных моделей. Это поможет вам избежать распространенных проблем и выбрать более надежный вариант.
СОВЕТ №2
Регулярно проводите техническое обслуживание вариатора, включая замену масла и фильтров. Это значительно продлит срок службы трансмиссии и предотвратит серьезные поломки.
СОВЕТ №3
Избегайте резких ускорений и перегрузок, так как это может негативно сказаться на работе вариатора. Плавный стиль вождения поможет сохранить трансмиссию в хорошем состоянии.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на гарантию и условия обслуживания вариатора у производителя. Некоторые бренды предлагают расширенные гарантии, что может быть дополнительным плюсом при выборе автомобиля.