Вариатор, или бесступенчатая трансмиссия, стал популярным выбором для автомобилей благодаря плавному и бесшумному ходу. Однако он вызывает вопросы среди автолюбителей, особенно касательно надежности и долговечности. В этой статье рассмотрим плюсы и минусы вариатора, его принцип работы и что учитывать при выборе автомобиля с этой трансмиссией. Это поможет вам сделать осознанный выбор и избежать проблем в будущем.
Принцип работы
Конструктивно вариаторные трансмиссии бывают различных типов: тороидальные, клиноременные, цепные и другие. Наиболее распространены вариаторы с ремнем и шкивами разного диаметра.
Чтобы понять устройство и принцип работы трансмиссии, представьте два вала, соединенных ремнем. Если один вал вращается, второй также начинает движение. При равных диаметрах вращение будет одинаковым. Если второй вал больше, его скорость будет ниже. Так работает вариаторная трансмиссия, состоящая из конусообразных шкивов, направленных друг к другу, между которыми зажат клиновидный ремень. Эта конструкция помещается в гидроблок.
Конусы изменяют положение, сближаясь или раздвигаясь, что меняет рабочую поверхность шкивов. При расхождении ремень попадает на меньшую поверхность, при сближении — на большую. Управление процессом осуществляется гидравлической системой, контролирующей синхронное движение шкивов.
Один шкив установлен на ведущем валу, соединенном с двигателем, а другой передает движение на колеса автомобиля. Такая конструкция обеспечивает широкий диапазон передаточных чисел, позволяя автомобилю плавно изменять скорость. Для заднего хода предусмотрен механизм, меняющий направление вращения ведущего шкива.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что вариаторы, несмотря на свою популярность, имеют ряд недостатков, которые могут повлиять на их надежность. Одной из основных проблем является высокая чувствительность к перегреву, что может привести к преждевременному выходу из строя. Кроме того, многие владельцы автомобилей с вариаторами сталкиваются с проблемами при эксплуатации в условиях частых остановок и стартов, что негативно сказывается на долговечности трансмиссии. Также стоит учитывать, что замена масла в вариаторе требует особого внимания и регулярности, что не всегда соблюдается автовладельцами. В результате, несмотря на преимущества, такие как плавность хода и экономия топлива, вариаторы могут оказаться менее надежными в долгосрочной перспективе по сравнению с традиционными автоматическими трансмиссиями.
История появления и развития
Самым первым автомобилем с вариаторной коробкой передач считается DAF 600. Произошло это в далеком 1958 году. К сожалению, модель была довольно сырой и не вызывала доверия у автомобилистов, поэтому вскоре была снята с производства.
Только через 13 лет возобновился выпуск вариаторных автомобилей Volvo. Неплохой представитель семейства с новой технологией, но его также постигла неудача. Причиной оказался бракованный ремень, который быстро выходил из строя. Краткая хронология развития идеи вариатора:
<
- 1490 — хотя в это время автомобилей еще не было, но великий Леонардо да Винчи придумал и опубликовал первые идеи бесступенчатой трансмиссии.
- 1886 — была запатентована первая бесступенчатая коробка (CVT).
- 1935 — в Америке корпорация Dodge запатентовала тороидальный вариатор.
- 1939 — выпускается первая автоматическая коробка передач.
- 1958 — с конвейера сходит первый автомобиль с вариатором.
- 1972 — Volvo начинает серийное производство удачного автомобиля.
- 1989 — компания Subaru начинает полноценный выпуск машин на вариаторе.
- 2002 — на ВАЗ-2112 стали устанавливать вариаторную коробку взамен механической.
К 2014 году численность рынка автомобилей на вариаторе сравнялась с парком машин на автоматической коробке передач.
Проблема вариатора | Причина | Способы предотвращения/минимизации проблемы |
---|---|---|
Дорогой ремонт | Сложная конструкция, высокая стоимость запчастей, необходимость специализированного оборудования | Регулярное техническое обслуживание, аккуратная эксплуатация, выбор надежного производителя и модели вариатора |
Перегрев | Высокие нагрузки, недостаток масла, засорение радиатора | Регулярная замена масла, использование качественного масла, контроль температуры, избегание длительных высоких нагрузок |
Износ ремня вариатора | Агрессивная езда, использование некачественного масла, перегрузки | Аккуратная езда, своевременная замена масла, избегание резких стартов и торможений |
Износ конусов вариатора | Агрессивная езда, перегрузки, попадание посторонних предметов | Аккуратная езда, регулярная проверка состояния конусов, избегание перегрузок |
Проблемы с электроникой | Неисправность датчиков, блока управления | Регулярная диагностика, своевременный ремонт неисправностей |
Утечка масла | Повреждение сальников, износ уплотнений | Регулярная проверка уровня масла, своевременный ремонт утечек |
Загрязнение масла | Попадание посторонних частиц, износ деталей | Регулярная замена масла, использование качественного масла |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о ненадежности вариаторов (CVT):
-
Износ ремня: Вариаторы используют металлический или резиновый ремень для передачи мощности. Со временем этот ремень может изнашиваться, особенно при агрессивной езде или частых перегрузках. Это может привести к проскальзыванию и, в конечном итоге, к поломке трансмиссии.
-
Тепловой режим: Вариаторы чувствительны к перегреву. При длительной эксплуатации в условиях высокой нагрузки (например, в гористой местности или при буксировке) температура масла может повыситься, что негативно сказывается на работе трансмиссии и приводит к ее выходу из строя.
-
Сложность ремонта: В отличие от традиционных автоматических трансмиссий, ремонт вариаторов может быть более сложным и дорогим. Часто требуется полная замена трансмиссии, так как многие компоненты вариатора не подлежат ремонту, что делает его менее привлекательным вариантом для владельцев автомобилей.
Основные неисправности
Как и другие трансмиссии, вариатор может ломаться по различным причинам:
- неаккуратное вождение;
- запоздалая замена масла;
- несвоевременное техническое обслуживание.
Хотя автомобили с вариаторами распространены, не все автосервисы могут качественно диагностировать и устранять неисправности. Важно выявлять проблемы на ранних стадиях, так как ремонт может быть дорогим.
Наиболее частая причина поломки — выход из строя клиновидного ремня. Основной фактор повреждения — резкое торможение на высокой скорости, что приводит к образованию зазубрин. При повторении такой ситуации ремень может порваться.
Сбои в работе электроники также часто вызывают проблемы с вариатором. Это может быть связано с ослаблением контактов или повреждением проводов. Если автомобиль раскачивается в нейтральном положении, это указывает на сбой в электронике.
Неправильное трогание с места или трудности при переключении передач могут вызвать неисправности в электронном блоке управления, муфте переднего хода или гидравлическом трансформаторе.
Если при переключении передач слышны удары, это может свидетельствовать о падении давления в системе бесступенчатой трансмиссии. Появление запаха горелого масла в салоне также указывает на проблемы с коробкой передач, и стоит проверить уровень масла. Темный цвет масла и дым также сигнализируют о неисправностях вариатора.
Особенности вождения
Часто автолюбители, у которых машина с вариатором, жалуются на непривычную работу трансмиссии. Объясняется это тем, что все функционирование системы запрограммировано, поэтому электроника зачастую сбивает с толку водителей, которые думают, что вариатор вышел из строя.
Все это связано с бесступенчатой коробкой, которая дает ощущение отсутствия переключения передач. Автолюбители часто принимают такую работу за недостаток. Сейчас производители авто стараются исправить эту проблему, чтобы улучшить ощущения водителей.
Конструкция всех вариаторов примерно одинаковая, но каждый автопроизводитель программирует его по-своему, поэтому они работают по-разному. Это некоторым образом также влияет на ощущения водителей при вождении.
Большинство владельцев автомобилей с бесступенчатой трансмиссией недовольны ревом двигателей, хотя такой факт не связан со скоростью. На классических авто с АКПП обороты двигателя растут во время разгона, пока не переключится передача.
Затем мотор работает гораздо тише, то есть обороты постоянно изменяются. Вариатор функционирует совсем по-другому. Если слегка нажать на педаль газа, он заставит двигатель набирать обороты и держать на одном уровне, пока машина не разгонится до определенной скорости.
Такой факт зачастую раздражает водителей из-за громкой работы двигателя. Они недовольны и тем, как ведет себя автомобиль с вариатором зимой, так как очень сложно определить пробуксовку колес. Но с каждым годом качество современных машин постепенно улучшается, вождение становится более комфортным и приятным.
Преимущества и недостатки
Количество автомобилей с бесступенчатой трансмиссией растет. Вариатор имеет преимущества, позволяющие ему конкурировать с автоматическими коробками передач. К основным плюсам относятся:
- Плавный набор скорости благодаря уникальной конструкции.
- Быстрый разгон без задержки на переключение передач.
- Уверенное трогание в гору, в отличие от механических коробок.
- Экономия топлива благодаря динамическому разгону и плавному движению.
- Меньший вред для экологии по сравнению с механическими и автоматическими трансмиссиями.
Однако у вариатора есть недостатки. Автомобили с бесступенчатой трансмиссией не могут длительно работать на высоких оборотах. Двигатель требует регулярной замены масла каждые 10−15 тысяч километров.
В вариатор заливается специальная трансмиссионная жидкость, которая может быть труднодоступной и дорогой. Небрежное обращение может привести к быстрому выходу коробки передач из строя. Ремонт вариатора сложен и затратен.
Рекомендации по обслуживанию и эксплуатации
Для того чтобы вариатор служил долго и безотказно, необходимо соблюдать определенные рекомендации по его обслуживанию и эксплуатации. Эти меры помогут минимизировать риск поломок и продлить срок службы трансмиссии.
1. Регулярная замена масла
Одним из ключевых аспектов обслуживания вариатора является регулярная замена трансмиссионного масла. В отличие от традиционных автоматических коробок передач, вариаторы требуют использования специального масла, которое обеспечивает необходимую смазку и охлаждение. Рекомендуется следовать указаниям производителя по интервалам замены масла, которые обычно составляют от 30 до 60 тысяч километров пробега. Использование некачественного или неподходящего масла может привести к быстрому износу деталей вариатора.
2. Проверка уровня масла
Проверка уровня масла в вариаторе также является важной процедурой. Низкий уровень масла может привести к перегреву и повреждению трансмиссии. Рекомендуется проверять уровень масла не реже одного раза в месяц, особенно если автомобиль используется в тяжелых условиях, таких как частые пробки или буксировка прицепов.
3. Избегание перегрева
Перегрев является одной из основных причин выхода вариатора из строя. Чтобы избежать перегрева, следует избегать длительных поездок в условиях высокой нагрузки, таких как подъемы на крутые холмы или буксировка тяжелых грузов. Также стоит следить за состоянием системы охлаждения автомобиля, так как перегрев двигателя может негативно сказаться на работе вариатора.
4. Правильный стиль вождения
Стиль вождения также играет важную роль в долговечности вариатора. Резкие ускорения и торможения могут привести к износу деталей трансмиссии. Рекомендуется плавно разгоняться и тормозить, а также избегать частого переключения режимов работы трансмиссии, если это не требуется. Например, при движении по городу лучше использовать режим «D», а не переключаться на «L» или «S» без необходимости.
5. Своевременная диагностика
Регулярная диагностика вариатора поможет выявить потенциальные проблемы на ранних стадиях. Многие современные автомобили оснащены системами самодиагностики, которые могут предупредить водителя о неисправностях. Однако рекомендуется также периодически обращаться в сервисный центр для проведения профессиональной диагностики, особенно если возникают подозрения на неисправности.
6. Использование качественных запчастей
При необходимости замены деталей вариатора следует использовать только оригинальные запчасти или высококачественные аналоги. Некачественные детали могут привести к дополнительным поломкам и сократить срок службы трансмиссии. Всегда стоит консультироваться с профессионалами перед покупкой запчастей.
Соблюдение этих рекомендаций поможет владельцам автомобилей с вариатором избежать многих распространенных проблем и продлить срок службы трансмиссии, обеспечивая надежную и комфортную эксплуатацию автомобиля.
Вопрос-ответ
Почему не рекомендуют вариатор?
· Одним из самых больших минусов является его ограничение на применение на мощных автомобилях. · Кроме того, вариатор очень не «любит» рваные режимы эксплуатации, резкие старты и суровое бездорожье. · Обслуживание. Также обслуживание вариатора требует определенных навыков и более щепетильного подхода.
Чем опасна коробка вариатора?
Неисправности вариатора приводят к повышенной нагрузке на двигатель, так как передача мощности на колёса нарушена. Это может вызвать перегрев и ускоренный износ двигателя, что, в свою очередь, приведёт к дополнительным затратам на ремонт.
Советы
СОВЕТ №1
Перед покупкой автомобиля с вариатором, обязательно изучите отзывы владельцев и рейтинги надежности конкретной модели. Это поможет вам понять, какие проблемы могут возникнуть и насколько часто они встречаются.
СОВЕТ №2
Регулярно проводите техническое обслуживание трансмиссии. Замена масла и фильтров в вариаторе может значительно продлить его срок службы и предотвратить серьезные поломки.
СОВЕТ №3
Избегайте резкого ускорения и торможения. Вариаторы чувствительны к стилю вождения, поэтому плавное управление автомобилем поможет снизить нагрузку на трансмиссию и уменьшить риск ее выхода из строя.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на условия гарантии и сервисного обслуживания. Некоторые производители предлагают расширенные гарантии на вариаторы, что может стать дополнительной защитой от возможных проблем.