Вопрос строительства съездов на федеральные дороги для торговых центров становится актуальным из-за растущего потока автотранспорта и конкуренции в розничной торговле. Удобные и безопасные съезды могут улучшить доступность ТЦ для покупателей, повысить их привлекательность и увеличить объемы продаж. Однако строительство таких съездов требует значительных финансовых вложений и может иметь экологические и социальные последствия. В статье рассмотрим плюсы и минусы этого подхода и ответим на вопрос, должны ли торговые центры инвестировать в создание съездов на федеральные дороги.
Торговые центры – виновники пробок
Недавние изменения в законодательстве обязывают владельцев торговых центров финансировать строительство и обслуживание подъездных путей к своим объектам. Это включает создание разгонных полос, установку светофоров и обустройство парковок. Чиновники надеются, что такие меры помогут устранить пробки перед гипермаркетами и сэкономить средства на дорожные работы.
Заместитель министра транспорта Сергей Аристов отмечает, что торговые центры создают проблемы для автомобилистов, снижая пропускную способность дорог.
В 2016 году власти Москвы проверили десятки торговых, садовых и развлекательных центров, а также автосалонов и гостиниц. Составили список автомобильных съездов, которые планировалось закрыть из-за отсутствия разгонных полос и неэффективного проектирования. К таким местам относятся участки МКАД с 14 по 18, с 65 по 68 и с 74 по 78, где регулярно возникают пробки.
Гипермаркет обычно имеет 200-250 парковочных мест, что, казалось бы, достаточно. Однако поиск свободного места и маневрирование занимают время, создавая заторы. Власти объясняют это недостатком квалификации владельцев торговых центров, которые не предсказывают подобные проблемы и не организуют эффективную транспортную систему.
Вдоль МКАДа расположено почти 300 съездов к торговым центрам, многие из которых имеют серьезные недостатки. Съезды без разгонных полос, соединяющиеся с дорогой под прямым углом, увеличивают количество аварий. Такие съезды закрываются по итогам работы комиссии по организации дорожного движения. Небольшие торговые объекты, например, садовый центр «Ясенево», доказали, что у них не возникает заторов из-за малой территории и низкого потока посетителей.
Ситуация хуже с ТЦ «Вегас» рядом с Каширским шоссе. Несмотря на трехполосное расширение, подъезд к гипермаркету с внутренней стороны МКАД невозможен. Транспорт вынужден добираться до ближайшей перегруженной развязки. Проблему сложно решить из-за близости природного заповедника и железной дороги.
Крупным торговым центрам предлагается объединиться для разработки проекта дублеров дорог и участия в реконструкции МКАД.
Новый законопроект предоставит региональным и местным властям полномочия применять дорожные нормы для стационарных гипермаркетов на своих территориях, включая подключения к федеральным трассам и дорогам местного значения.
Эксперты в области градостроительства и транспортной инфраструктуры высказывают разные мнения относительно необходимости строительства съездов на федеральные дороги для торговых центров. С одной стороны, наличие таких съездов может значительно улучшить транспортную доступность ТЦ, снизить нагрузку на местные дороги и уменьшить время в пути для покупателей. Это, в свою очередь, может привести к увеличению потока клиентов и, как следствие, росту доходов арендаторов.
С другой стороны, некоторые специалисты предупреждают о возможных негативных последствиях. Строительство съездов требует значительных финансовых вложений и может повлиять на экологическую ситуацию в районе. Кроме того, существует риск увеличения автомобильного трафика, что может привести к заторам и ухудшению качества жизни местных жителей. В итоге, вопрос о строительстве съездов требует комплексного подхода, учитывающего интересы как бизнеса, так и местного населения.
На какую сумму «разорят» торговые центры
Сейчас руководство гипермаркетов принялось анализировать, во что им обойдется правительственное нововведение. Представители «Ленты» уже облегченно констатировали, что ни один торговый объект компании не подходит под действие норм, так как не занимает 10 000 кв.м.
Другой крупный ритейлер, анонимно выразивший свое мнение, считает, что законопроект ощутимо повысит затраты на открытие каждого торгового центра. Сейчас в контексте собственных торговых точек он говорит, что к некоторым самостоятельно и за собственные средства организует подъезды транспорта, к другим – при помощи местных властей, а с третьими – помогает государство. Если же обязанности по строительству дорог полностью лягут на торговцев, то всего один километр однополосной дороги будет стоить 45 млн.рублей. Если же говорить о направленных съездах с эстакадами, позволяющими плавно уходить с трассы, не снижая скорость, то их цена может достигать миллиарда рублей.
Владельцам ТЦ придется согласовывать с властями проект дорожной инфраструктуры, спланированной с учетом текущих нормативов, и получать его одобрение. Процедура согласования является не бесплатной и оценивается, исходя из правительственных распоряжений. Те же организации, которые осуществят «присоединение» к дороге без получения официального согласования, будут оштрафованы за так называемый «самострой».
На сегодняшний день из 215 «коммерческих» примыканий к МКАД законными, со всей необходимой документацией, введением в эксплуатацию и правами на собственность, являются лишь 4. Остальные же владельцы всего лишь согласовали строительство с ГИБДД, что с точки зрения закона не правомочно. Но власти не намерены подавать в суд на торговые корпорации и тратить время и средства на длительные тяжбы. Их задача — разработать проект мер, чтобы привести в порядок дороги.
В настоящее время строгие требования уже действуют на объекты дорожного сервиса – автозаправки, гостиницы. Однако руководитель Института экономики транспорта Блинкин Михаил Яковлевич считает, что фактически и к торговым объектам предъявляют не менее жесткие требования, заставляя оплачивать из собственного кошелька и разгонные полосы, и дороги-дублеры до ближайшего примыкания к трассе. Причем согласно нормативам, к дорогам высшей категории можно присоединяться не более одного раза на каждые 5 км, а «примитивное» врезание под прямым углом в трассу уже давно никто не согласовывает.
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с темой строительства съездов на федеральные дороги для торговых центров (ТЦ):
-
Безопасность и удобство: Наличие съездов на федеральные дороги может значительно повысить безопасность дорожного движения. Правильное проектирование съездов снижает риск аварий, так как позволяет автомобилям безопасно выезжать и заезжать на главные магистрали, уменьшая количество резких маневров.
-
Экономический эффект: Строительство съездов может привести к увеличению потока клиентов в ТЦ, что, в свою очередь, способствует росту продаж и доходов. Исследования показывают, что удобный доступ к торговым центрам может повысить их привлекательность для покупателей, что важно для бизнеса.
-
Экологические аспекты: Строительство съездов может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на окружающую среду. С одной стороны, улучшение транспортной инфраструктуры может снизить заторы и, как следствие, выбросы вредных веществ. С другой стороны, расширение дорог и строительство новых съездов могут привести к увеличению застройки и потере зеленых зон.
Эти факты подчеркивают важность комплексного подхода к проектированию и строительству съездов, учитывающего как экономические, так и экологические аспекты.
Новая Кольцевая
До конца 2017 года власти Москвы завершат разработку методики расчета присоединений крупных объектов, таких как гипермаркеты, автосалоны и автозаправочные станции, к МКАД. Также будет представлен предварительный план развития прилегающих территорий площадью около 14 000 гектаров. Ожидается, что владельцы коммерческих объектов смогут участвовать в реконструкции МКАД, на которую выделено 100 миллиардов рублей.
Методика расчетов учтет факторы, включая автомобильный поток к каждому объекту, его площадь и назначение. Например, для крупных торгово-развлекательных центров увеличение автомобилей потребует продуманных развязок и съездов.
Михаил Блинкин подчеркивает, что на крупных магистралях должно быть ограниченное количество съездов на дублирующие дороги, иначе заторы сохранятся. Он приводит зарубежный опыт, где присоединения к федеральным трассам разрешены каждые 20-30 километров, в то время как в России — каждые 5 километров. В Европе и Америке не допускается прямая «врезка» в магистрали, используются эстакады, дублеры и переходно-скоростные полосы.
Город инициирует открытый диалог с владельцами крупных объектов. Владельцы могут выбрать один из вариантов сотрудничества:
- Инвестор вносит средства в московский дорожный фонд, после чего департамент строительства занимается устройством съезда.
- Собственник разрабатывает проект самостоятельно, согласовывает его с властями, получает участок земли и выбирает подрядчика, при этом весь процесс контролируется городом.
Если владельцы торговых центров откажутся сотрудничать, перед их объектами установят ограждения или блоки. Тем не менее, более двух десятков собственников уже начали взаимодействовать с департаментом строительства и разработали проекты своих дорожных развязок, что свидетельствует о положительном восприятии нововведений и сокращении числа противников.
Аспект | Застройка съездов с федеральной дороги к ТЦ | Против застройки съездов с федеральной дороги к ТЦ |
---|---|---|
Экономические последствия | Потенциальный рост продаж ТЦ, увеличение налоговых поступлений в бюджет, создание рабочих мест | Высокие затраты на строительство и обслуживание съездов, возможное снижение эффективности использования федеральной дороги, риск нерентабельности проекта |
Транспортная инфраструктура | Улучшение транспортной доступности ТЦ, снижение транспортной нагрузки на прилегающие дороги | Увеличение транспортного потока на федеральной дороге, повышение риска ДТП, образование пробок, необходимость дополнительных мер по обеспечению безопасности дорожного движения |
Экологические последствия | Возможное увеличение выбросов вредных веществ в атмосферу, загрязнение окружающей среды | Меньшее воздействие на окружающую среду по сравнению со строительством съездов |
Социальные последствия | Создание новых рабочих мест, улучшение качества жизни для жителей близлежащих районов (при условии грамотного планирования) | Возможные негативные социальные последствия, связанные с увеличением транспортной нагрузки и шумового загрязнения |
Правовые аспекты | Необходимость получения разрешений на строительство и согласования проекта с различными инстанциями | Строгие требования к проектированию и строительству съездов с федеральных дорог |
Опыт других регионов и стран
Вопрос о необходимости строительства съездов на федеральные дороги для торговых центров (ТЦ) становится все более актуальным в свете роста числа таких объектов и увеличения транспортных потоков.
В Европе, например, многие страны уже давно внедрили практику строительства съездов на федеральные дороги, что позволило значительно улучшить транспортную ситуацию. В Германии, где сеть автобанов развита на высоком уровне, съезды к торговым центрам проектируются с учетом максимальной пропускной способности. Это позволяет избежать заторов и обеспечивает быстрый доступ к ТЦ как для личного, так и для общественного транспорта.
В Великобритании также активно применяются съезды на главные дороги. Здесь особое внимание уделяется безопасности пешеходов и велосипедистов. Съезды проектируются с учетом наличия пешеходных переходов и велосипедных дорожек, что способствует созданию безопасной и комфортной городской среды. Такой подход позволяет не только улучшить доступность ТЦ, но и повысить уровень жизни в прилегающих районах.
В США ситуация несколько иная. Хотя многие ТЦ располагаются вдоль крупных автомагистралей, не всегда предусмотрены удобные съезды. Это приводит к образованию пробок и затрудняет доступ к торговым объектам. Однако в последние годы наблюдается тенденция к улучшению транспортной инфраструктуры вокруг ТЦ, что связано с ростом конкуренции и необходимостью привлечения покупателей. В некоторых штатах уже реализованы проекты по строительству съездов, что положительно сказалось на экономике и безопасности.
В России опыт строительства съездов на федеральные дороги для ТЦ пока еще находится на начальной стадии. В некоторых регионах, таких как Московская область, уже реализованы проекты, которые показали свою эффективность. Например, строительство съезда к крупному торговому центру в Подмосковье позволило значительно сократить время в пути для покупателей и снизить нагрузку на местные дороги. Однако в других регионах, таких как Сибирь или Дальний Восток, подобные проекты сталкиваются с трудностями, связанными с финансированием и отсутствием четкой стратегии развития транспортной инфраструктуры.
Таким образом, показывает, что строительство съездов на федеральные дороги для торговых центров является важным шагом к улучшению транспортной ситуации и повышению безопасности. Это требует комплексного подхода, включающего в себя не только проектирование съездов, но и развитие всей транспортной инфраструктуры в целом. Важно учитывать интересы всех участников дорожного движения, включая пешеходов и велосипедистов, что позволит создать комфортные условия для всех пользователей.
Вопрос-ответ
Как узаконить съезд с дороги?
Напишите обращение в районную администрацию, к которой относится указанный вами земельный участок. Заявку, как правило, рассматривает комитет по управлению имуществом. Если съезд создается с трассы федерального значения, с ходатайством нужно обращаться в дорожное управление, которое эту дорогу обслуживает.
Что означает съезд с дороги?
Выезд за пределы проезжей части (также называемый выездом за пределы проезжей части или съездом с дороги) — это тип происшествия, при котором транспортное средство покидает проезжую часть. Такие происшествия могут привести к столкновению одного транспортного средства.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите местные инициативы и проекты, связанные со строительством съездов на федеральные дороги. Это поможет вам понять, какие изменения могут произойти в вашем районе и как они повлияют на доступность торговых центров.
СОВЕТ №2
Обсуждайте с соседями и другими жителями вашего района необходимость строительства съездов. Объединение мнений может помочь вам донести свою позицию до местных властей и инициировать обсуждение на уровне сообщества.
СОВЕТ №3
Следите за новостями и инициативами, связанными с транспортной инфраструктурой. Часто информация о планах по строительству съездов публикуется в местных новостях или на официальных сайтах муниципалитетов.
СОВЕТ №4
Принимайте участие в общественных слушаниях и заседаниях, касающихся транспортной политики. Ваш голос может оказать влияние на принятие решений о строительстве съездов и улучшении транспортной доступности.