Зима — время серьезных нагрузок для автомобиля, и правильная подготовка к холодам влияет на его работоспособность и безопасность. В этой статье рассмотрим необходимые действия по подготовке автомобиля к зимнему сезону и те, что могут привести к проблемам. Узнаете, как выбрать зимние шины, ухаживать за двигателем и аккумулятором, а также какие технические жидкости проверить и заменить. Следуя рекомендациям, вы избежите распространенных ошибок и обеспечите надежную работу автомобиля зимой.
Колеса и резина
Передвигаться по снежным дорогам на летних шинах можно сравнить с прогулкой по снегу в ластах — это увлекательно, но неудобно. Такой подход не обеспечит безопасность на дороге.
Эксперты в области автомобильной техники предупреждают о распространенных ошибках при подготовке автомобилей к зимнему сезону. Одной из самых серьезных ошибок является игнорирование состояния аккумулятора. Многие водители считают, что если аккумулятор работает, то он готов к зиме, однако низкие температуры могут значительно снизить его эффективность. Также не стоит забывать о проверке и замене антифриза, так как использование некачественной жидкости может привести к перегреву двигателя. Кроме того, неправильно выбранные зимние шины могут стать причиной аварийных ситуаций. Наконец, многие водители пренебрегают проверкой тормозной системы, что крайне опасно в условиях гололеда. Подготовка автомобиля к зиме требует тщательного подхода и внимания к деталям.
Разберем по порядку все, что касается автомобильной обувки:
- В первую очередь, отбрасываем крутизну и покупаем штампованные диски. Литье смотрится красиво, но тащит на себя грязь и снег зимой. Дальше эта смесь застывает и дает такой дисбаланс с каждой стороны, что при езде появится ощущение «квадратных колес». Для подвески автомобиля это непростое испытание.
- Выбираем резину. Сразу отбрасываем вариант всесезонных шин, конечно, если вы не живете в теплом климате. В погодных особенностях наших зим они бесполезны. Остается два вида покрышек: шипованные и «липучки». При выборе нужно четко представлять, где вы собираетесь ездить. Нешипованная резина справится со своими функциями только в хорошо вычищенном городе. Так как такие условия — скорее мечты, чем действительность, то лучше все-таки брать шипованную. Эти шины «вгрызутся» и в сугробы, и в лед, и обеспечат вам наилучшую проходимость.
- Если остались зимние колеса с прошлого сезона, то перед тем, как ставить на машину, осмотрите их внешний вид. Проверьте количество шипов, состояние корда и дисков, нет ли вмятин, шишек и порезов. Желательно провести балансировку.
- Не тяните с заменой резины. Большинство водителей обращаются в шиномонтаж только с «пинка» снегопада. Тут вам сразу две проблемы: отсутствие безопасности на пути до места переобувки и километровые очереди таких же недальновидных страдальцев. При постоянной температуре ниже +10 градусов вполне уже можно задуматься о замене покрышек и записаться в очередь шиномонтажа.
- Часто, пытаясь сэкономить, автолюбители ставят зимнюю резину только на ведущую ось машины. Запомните и никогда этого не делайте! В таком случае вы потеряете управление автомобилем и не сможете контролировать его даже при малейших маневрах. Например, если установить хорошую резину на переднюю ось, при повороте скользящий зад автомобиля «обгонит» морду и закружит машину на месте. Довольно опасный «танец» в городской черте.
- После установки проверьте давление в шинах — оно должно быть чуть выше, чем летом.
- По последнему изменению в законе, нужно обязательно приклеивать на заднее стекло значок с буквой «Ш», если на машине стоят шипованные колеса.
- Чтобы содержать летнюю резину в форме, нужно знать, как правильно ее хранить. Если она у вас на дисках, то кладите горизонтально (на бок) или оставляйте в подвешенном положении. При наличии только самих шин, хранить их можно исключительно в стоящем (вертикальном) положении.
Ошибка подготовки к зиме | Последствия | Как правильно |
---|---|---|
Использование летней резины | Ухудшение управляемости, увеличение тормозного пути, повышенный риск аварии | Установка зимней резины (шипованной или фрикционной) |
Низкий уровень антифриза | Замерзание охлаждающей жидкости, повреждение двигателя | Проверка уровня и замена антифриза на зимний |
Непроверенный аккумулятор | Запуск двигателя затруднен или невозможен при низких температурах | Проверка заряда и плотности электролита, замена при необходимости |
Незаправленный омыватель | Затруднение обзора в условиях снегопада и гололеда | Заправка омывателя незамерзающей жидкостью |
Игнорирование проверки тормозной системы | Снижение эффективности торможения, увеличение тормозного пути | Проверка тормозных колодок, дисков/барабанов, жидкости |
Отсутствие зимнего комплекта | Затруднение в экстренных ситуациях (застревание, обледенение) | Наличие буксировочного троса, лопаты, тёплой одежды, фонаря |
Непроверенное состояние освещения | Ухудшение видимости в условиях ограниченной освещенности | Проверка работоспособности фар, габаритных огней, стоп-сигналов |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как нельзя готовить автомобиль к зиме:
-
Игнорирование проверки аккумулятора: Многие водители считают, что если аккумулятор работает, то и проблем не будет. Однако холодная погода значительно снижает его производительность. Неправильная подготовка может привести к тому, что аккумулятор просто не заведется в мороз, и водитель останется без помощи.
-
Использование летней резины: Некоторые автовладельцы продолжают ездить на летней резине даже в зимний период, полагая, что “всё будет в порядке”. Это может привести к ухудшению сцепления с дорогой и увеличению риска аварий, так как летняя резина теряет свои свойства при низких температурах.
-
Недостаток жидкости для омывателя: Многие забывают заменить жидкость для омывателя на зимнюю, считая, что это несущественно. Однако использование летней жидкости может привести к замерзанию омывателя и повреждению системы, что в условиях зимы крайне нежелательно.
Двигатель
Если ваш автомобиль недавно прошел техническое обслуживание, приведенные рекомендации могут быть неактуальны. Однако стоит проверить записи в сервисной книжке, особенно о моторном масле:
- В зимний период масло становится более густым, и не все его виды обеспечивают нормальную работу двигателя. Неподходящее масло может привести к поломке. Если вы не уверены в используемом масле, лучше залить новое. Чаще всего применяют синтетическое масло средней вязкости. Рекомендуется выбирать марки, которые советуют производители автомобилей.
- Чем свежее масло в двигателе, тем меньше вероятность его загустения и тем лучше оно выполняет свои функции.
- Не забывайте о замене масляных фильтров.
- Изношенные свечи могут работать летом, но зимой их эффективность снижается. Выкручивать свечи при тридцатиградусном морозе — не самое приятное занятие. Лучше заменить их заранее в теплом помещении.
Аккумулятор
Вот она, ахиллесова пята любого замерзшего автомобиля. Нет зимой проблемы более частой и банальной, чем севшая АКБ. Полностью предотвратить такую ситуацию нельзя, так как в мороз батарея работает на пике возможности.
Но стоит попытаться уменьшить вероятность неприятности:
- Не дожидайтесь полной разрядки аккумулятора. Его срок службы составляет около 3-4 лет, поэтому лучше заменить батарею заранее, особенно перед зимой.
- Если аккумулятор разрядился, попробуйте восстановить его с помощью зарядного устройства, проводов для прикуривания или горячей водяной бани (погружая корпус на треть).
- Существуют два типа аккумуляторов: обслуживаемые и необслуживаемые. Обслуживаемые можно открыть для проверки уровня электролита, плотности и напряжения. Необслуживаемые требуют лишь очистки клемм и проверки напряжения.
- Зимой многие водители ошибочно считают, что нужно несколько раз в день заводить автомобиль при температуре ниже -20 градусов. Однако аккумулятор не заряжается, когда машина стоит на месте. Частые попытки завести двигатель без поездки значительно разряжают батарею, и в следующий раз может не хватить заряда для запуска.
Кузов
Современные автомобили подготовлены к нелегкой «жизни» в зимний период. Они все проходят специальную обработку от разрушительного действия температуры, грязи и реагентов, которыми поливают улицы. А вот владельцу старенького ВАЗа, например, стоит позаботиться о сохранности кузовных деталей и покрыть их защитным составом. Иначе трещины и ржавчина проявят себя очень быстро.
Дальнейшие советы подойдут всем автомобилям:
-
Резиновые уплотнители при низких температурах становятся жесткими, могут замерзать и крошиться, что затрудняет открытие дверей и окон. Смазывание силиконом поможет избежать этих проблем.
-
Замки также могут замерзать зимой, особенно если в них попадает вода во время мойки автомобиля. Не забывайте смазывать их. Если дверь не открывается, нагрейте ключ зажигалкой и вставьте его в замок, при необходимости повторите несколько раз. Это поможет отогреть механизм.
-
Не забывайте о дворниках. Они работают в основном в осенне-зимний период. Если планируете купить новые, выбирайте зимние модели — они более гибкие и меньше подвержены налипанию снега.
Технические жидкости
Про что точно забывать не стоит при наступлении холодов, так это про замену воды в автомобиле на незамерзающую жидкость:
- Серьезную опасность для двигателя представляет застывание системы охлаждения. Поэтому вы должны быть точно уверены, что внутри залит антифриз, а не вода. В последнее время тосол стали использовать круглогодично в независимости от температурных особенностей региона. Обязательно проверьте, особенно если купили автомобиль не так давно, точно ли внутри антифриз. При малейших сомнениях замените жидкость на рекомендуемую.
- Большие неприятности может принести и застывание омывающего средства. Летом все мы пользуемся водой для мытья стекол, это понятно. Только вот осенью многие автолюбители забывают сменить ее на незамерзайку. Приводит это к полному застыванию бачка и патрубков омывателя.
Отогревать придется долго. Для этого можно воспользоваться теплым боксом или подземной парковкой супермаркета. Чтобы не допустить такой ситуации, вовремя меняйте жидкость, до первых заморозков. Выбирая средство, обратите внимание, чтобы не было сильного неприятного запаха иначе его использование может закончиться тошнотой, головокружением, а в некоторых случаях и серьезным отравлением. Хорошей альтернативой омывающей жидкости может стать обычная, самая дешевая водка.
Дополнительные советы
Есть еще несколько полезных замечаний для комфорта зимнего вождения:
- Так как световой день ограничен, а большую часть суток занимает тьма, внимательно следите за исправностью фар и габаритов;
- Обследуйте обогреватели салона, стекол и зеркал, все ли работает;
- Серьезно отнеситесь к проверке тормозной системы. Неравномерность зажатия колодок на скользкой дороге может привести к заносу;
- Аналогично и с ручным тормозом — часто он замерзает в выжатом положении и блокирует колеса;
- Не стоит размораживать замки автомобиля горячей водой. Да, это эффективное средство, но каковы последствия? Во-первых, от резкого перепада температуры страдает лакокрасочное покрытие. А, во-вторых, вода оказывается в скважине. Это сейчас она горячая и не дает замку замерзнуть, но через несколько минут она остынет и только осложнит дальнейшее открытие. Лучше пользоваться нагретым ключом или специальным всем известным средством;
- Очищать стекла с помощью горячей воды — тоже занятие опасное. Резкий переход от холода к теплу может уничтожить не только наледь, но и само стекло;
- Мыть машину зимой нужно чаще. Соль, грязь и реагенты разрушают кузов. Но делать это необходимо прохладной водой, чтобы не было резкой разницы в температуре.
Что нужно в машине зимой
Для тех, кто часто выезжает за пределы города, этот пункт будет полезен. Он также актуален в городской среде:
- Щетка с длинной ручкой и скребок помогут удалить снег и лед с автомобиля;
- Лопата пригодится для выкапывания из снежных заносов;
- Провода для прикуривания восстановят заряд аккумулятора в экстренной ситуации;
- Коврики с высокими бортами предотвратят попадание снега и его таяние под обшивку салона, что убережет от ржавчины;
- Защита картера сохранит детали от повреждений, вызванных ледяной колеей;
- Сигнализация с автозапуском повысит комфорт водителя в холодное время года;
- В дальние поездки стоит взять зарядное устройство для телефона, буксировочный трос, теплую одежду или плед, а также записать номер службы эвакуации.
Подготовка автомобиля к зиме – серьезная задача. Неправильные действия могут привести к поломкам или авариям. Важно, чтобы водитель умел адаптироваться к изменяющимся погодным условиям. Своевременная корректировка стиля вождения поможет избежать неприятностей на дороге.
Освещение
Одним из самых важных аспектов подготовки автомобиля к зиме является обеспечение надлежащего освещения. В условиях короткого светового дня и плохой видимости, особенно в снегопад или дождь, исправные фары и другие источники света становятся критически важными для безопасности на дороге.
Первое, что нельзя делать, это игнорировать проверку состояния фар. Часто водители забывают о том, что со временем стекла фар могут мутнеть, что значительно снижает их светопропускную способность. Мутные фары не только ухудшают видимость, но и могут стать причиной аварийных ситуаций. Поэтому перед началом зимнего сезона обязательно проверьте, насколько чистыми и прозрачными являются ваши фары. Если они потемнели, стоит рассмотреть возможность их полировки или замены.
Также важно не забывать о проверке уровня и состояния лампочек. Нельзя оставлять на зимний период лампочки, которые уже начали тускнеть или мигать. Лучше заранее заменить их на новые, чтобы избежать неприятных сюрпризов в самый разгар зимы. Не стоит забывать и о противотуманных фарах, которые могут оказаться незаменимыми в условиях сильного снегопада или тумана.
Кроме того, не стоит пренебрегать проверкой работы всех световых сигналов: поворотников, стоп-сигналов и габаритов. Неправильная работа этих элементов может не только создать неудобства, но и привести к штрафам со стороны дорожной полиции. Поэтому перед началом зимнего сезона рекомендуется провести полную проверку всех световых приборов автомобиля.
Еще одной распространенной ошибкой является использование некачественных или неподходящих ламп. Многие водители пытаются сэкономить, устанавливая дешевые аналоги, которые могут не только плохо светить, но и быстро выходить из строя. Лучше инвестировать в качественные лампы, которые обеспечат хорошую видимость и прослужат долго.
Нельзя забывать и о правильной регулировке фар. Неправильно отрегулированные фары могут ослеплять встречные автомобили, что создаст опасные условия на дороге. Перед началом зимы стоит проверить, правильно ли настроены фары, и при необходимости отрегулировать их.
В заключение, подготовка освещения автомобиля к зиме требует внимательности и тщательности. Нельзя пренебрегать проверкой и заменой ламп, состоянием фар и их регулировкой. Заботясь о своем освещении, вы не только повысите свою безопасность, но и безопасность других участников дорожного движения.
Вопрос-ответ
При какой температуре может не завестись машина?
Критическая температура для авто — -40 °C. Масло теряет свою текучесть и превращается в желе, а масляный насос не может его циркулировать по системе смазки. В результате все трущиеся детали двигателя быстро выйдут из строя, а мотор отправится на капитальный ремонт.
Как правильно включать печку в машине зимой?
Лучше включить отопитель в средний режим работы вместе с началом прогрева ДВС и направить дефлекторы на остекление. И только когда наледь растает, можно выбрать другой режим обдува. Наконец, включать отопитель на непрогретой машине нужно с активацией рециркуляции. Так салон нагреется быстрее.
Советы
СОВЕТ №1
Не игнорируйте проверку аккумулятора. Зимой особенно важно, чтобы аккумулятор был в хорошем состоянии, так как низкие температуры могут значительно снизить его эффективность. Перед холодами обязательно проверьте уровень заряда и состояние клемм.
СОВЕТ №2
Не забывайте о замене масла. Использование масла, не предназначенного для зимних условий, может привести к проблемам с запуском двигателя. Убедитесь, что вы используете масло, соответствующее зимним температурам.
СОВЕТ №3
Не пренебрегайте проверкой шин. Летние шины не подходят для зимних условий. Убедитесь, что у вас установлены зимние шины с достаточным протектором, чтобы обеспечить хорошее сцепление на снегу и льду.
СОВЕТ №4
Не оставляйте топливо на минимуме. В зимний период рекомендуется держать бак заполненным хотя бы наполовину, чтобы избежать замерзания топлива и образования конденсата в баке, что может привести к проблемам с системой подачи топлива.