Как правильно поставить машину на паркинг, и в чем не стоит ошибаться?
Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы поставить машину на ручник, всего-то дёрнул стояночный тормоз на несколько щелчков и всё. Но на самом деле в этом простом действии есть несколько неочевидных на первый взгляд моментов, которые крайне важно учитывать, так как они напрямую влияют на ресурс машины. Рассмотрим, как правильно ставить автомобиль на ручник?
Механика и автомат
Вне зависимости от того, какой тип трансмиссии в вашем автомобиле, алгоритм включения стояночного тормоза всегда одинаковый. На машинах с механической коробкой передач нужно включить первую передачу и потянуть ручку стояночного тормоза на несколько щелчков. Если в машине установлена АКПП, тогда необходимо перевести селектор в положение «Р» и только после этого включать ручник. Большинство водителей используют именно эти алгоритмы постановки автомобиля на ручник, но это не совсем правильно, говорят эксперты.
Что не так?
Главная задача стояночного тормоза – удерживать автомобиль в неподвижном положении. Для этого он включает задние тормозные колодки, которые блокируют тормозной диск или барабан. Если пользоваться ручником так, как многие привыкли, то машину будет удерживать не тормоза, а коробка передач. Всё дело в том, что если сначала перевести селектор КПП в положение «Р» или на механической коробке включить первую передачу, то это приведёт к блокировке коробки. То есть автомобиль на склоне будет стоять за счёт того, что шестерни в коробке удерживают его на месте.
При парковке на значительных уклонах это создаёт очень высокую нагрузку на коробку. В конечном итоге такая привычка приведёт к проблемам с трансмиссией. Чтобы этого не допустить, достаточно соблюдать одно простое правило. Прежде чем поставить машину на передачу или включить режим «Р», первым делом включите стояночный тормоз. В этом случае автомобиль будут удерживать именно тормоза, а не коробка передач.
Как правильно ставить машину на ручник на автомате?
Стационарный ручной тормоз, более известный как ручник, является важным элементом безопасности любого автомобиля. Он предназначен для удерживания машины на месте при парковке и приостановке движения на склонах. Если вы владеете автомобилем с автоматической трансмиссией, то вероятно возник вопрос о том, как правильно ставить машину на ручник. В данной статье мы расскажем, какие правила следует соблюдать при установке стояночного тормоза на автомате, чтобы обеспечить максимальную безопасность вашего автомобиля.
-
- Почему нужен ручник на автомате
- Как правильно ставить ручник на автомате
- Особенности парковки на склоне на автомате
- Как снять ручник на автомате
- Опасность неправильной парковки на автомате
Почему нужен ручник на автомате
Несмотря на то, что многие водители считают, что ручник на автоматических автомобилях не нужен, он все же имеет важную функцию. Вот несколько основных причин, почему нужно использовать ручник на автомате:
Безопасность: когда автомобиль стоит на месте, активация ручника предотвращает его случайное движение. Это особенно важно на склоне, где даже самые маленькие изменения угла наклона могут привести к движению автомобиля.
Удобство: при активации ручника на автомате, автомобиль остается неподвижным на месте, что позволяет с легкостью переключать передачи, не беспокоясь о его движении.
Предупреждение поломок: при активации ручника на автомате, он помогает снизить нагрузку на парковочный механизм и трансмиссию. Это позволяет предотвратить износ механизмов и увеличить их срок службы.
Использование ручника на автомате является не только безопасным, но и удобным решением, которое предупреждает возможные повреждения автомобиля и снижает нагрузку на его механизмы. Не забывайте ставить ручник на автомате каждый раз, когда паркуетесь или останавливаетесь на склоне.
Как правильно ставить ручник на автомате
Когда вы пользуетесь автоматической коробкой передач, то нет необходимости ставить автомобиль на ручной тормоз. Ручной тормоз в автомобиле с автоматической коробкой передач является не более чем другим типом ручного тормоза, предназначенного для удержания машины на месте в случае, если трансмиссия выходит из строя. Однако если вам необходимо задержать автомобиль на месте, то здесь есть правильный и неправильный способы ставить автомобиль на ручной тормоз.
Чтобы правильно задержать автомобиль на ручном тормозе, следуйте этим рекомендациям:
- Остановите автомобиль и нажмите на педаль тормоза.
- Поднимите ручку тормоза до тех пор, пока не почувствуете сопротивление. При этом не надо слишком сильно нажимать на ручку, чтобы не повредить трос и не перегрузить механизм.
- Опустите педаль тормоза до конца.
- Убедитесь, что ручной тормоз действительно задействован, попробовав немного поднять машину. Если она не двигается, значит, все сделано верно.
Вот несколько советов, которые помогут вам правильно настроить ручник:
- Никогда не уезжайте на автомобиле, если он не установлен на ручной тормоз. Даже если вы только что остановились и собираетесь поехать сразу же, установите автомобиль на ручной тормоз и убедитесь, что он не двигается.
- Не ставьте автомобиль на ручной тормоз, если он клонится набок. В этом случае лучше использовать стойку для колес.
- Не держите автомобиль на ручном тормозе в течение долгого времени. В этом случае могут повредиться детали тормоза или возникнуть проблемы с тросом. Если нужно держать машину в замедленном движении, используйте нейтральную передачу.
Особенности парковки на склоне на автомате
Парковка на склоне на автомате может показаться немного сложной задачей, но с некоторыми уточнениями и рекомендациями, становится проще. Вот несколько особенностей, которые нужно учитывать при парковке на склоне на автомате:
Заранее выберите подходящее место для парковки. Идеально, если это будет ровная поверхность без наклона, но в реальной жизни такое встречается не так часто. Если вы выбрали склон, то заранее определите направление движения, при котором наиболее безопасно парковаться. Как правило, рекомендуется парковаться перед склоном, на повороте, а не на его вершине.
Приближайтесь к месту парковки с правильной скоростью. На склоне особенно важно не превышать скорость движения, чтобы можно было контролировать расстояние от бордюра и места для парковки.
Установите автомобиль на “P” и действуйте аналогично, как и при парковке на ровной поверхности. Следите за тем, чтобы машина была в положении “P” только после того, как вы уже остановились на выбранном месте.
Если у вас есть возможность, используйте ручной тормоз в качестве дополнительной меры безопасности. В целом, ручник на автомате не является обязательным, но на склоне его использование может быть более предпочтительным.
В некоторых автомобилях есть функция “Hill Start Assist”, которая помогает при трогании на склоне. Эта функция автоматически задерживает автомобиль на несколько секунд после того, как вы отпускаете тормоз и передача находится в положении “D” или “R”, пока вы не нажмете на педаль газа. Если ваш автомобиль оснащен такой функцией, воспользуйтесь ею.
При выезде с места парковки на склоне, необходимо постепенно отпускать тормоз и активно использовать педаль газа во избежание резких движений.
Как снять ручник на автомате
Для снятия ручника на автомате следует следовать определенной последовательности действий:
- Нажмите педаль тормоза. Это позволит разблокировать рычаг выбора передач и освободить трансмиссию.
- Обратите внимание на то, что на передней панели находится кнопка, которую нужно нажать, чтобы снять ручник. Обычно она расположена рядом с рычагом ручника или на панели консоли в центре салона.
- Нажмите на кнопку и плавно опустите ручку ручника вниз до упора. Если попытаться осуществить это слишком резко, можно повредить механизм.
- После того как ручник полностью опущен и зафиксирован, можно начинать движение.
Важно помнить, что сняв ручник, необходимо сразу активировать автоматическую парковочную тормозную систему, которая фиксирует автомобиль на месте в случае отсутствия водителя в салоне. Чтобы активировать данную систему, просто выключите двигатель и выйдите из салона. Система включится автоматически.
Опасность неправильной парковки на автомате
Неправильная парковка на автомате может привести к серьезным последствиям как для автомобиля, так и для окружающих. Рассмотрим основные опасности, связанные с неправильной парковкой на автомате:
Повреждение автомобиля — при неправильной парковке на автомате, например, без включенного режима “Р”, автомобиль может начать движение самостоятельно и столкнуться с другими автомобилями, стенами или опорами. Кроме того, если автомобиль не остановлен полностью, то включенная передача “D” может нанести вред двигателю и коробке передач.
Потеря контроля над автомобилем — при парковке на крутом склоне без правильно включенной ручной тормозной системы автомобиль может начать движение и сложно удерживать его на месте. Это опасность не только для водителя, но и для пешеходов и других автомобилей.
Пожар — неправильная парковка на автомате может привести к утечке топлива из бака, что может вызвать пожар. Избегайте парковки на горячих поверхностях или с поврежденным баком.
Итак, чтобы избежать опасности неправильной парковки на автомате, следуйте следующим советам:
Встаем на «ручник». Как правильно пользоваться стояночным тормозом?
Ручной тормоз вызывает у водителей опасения. Он нередко замерзает, отчего колодки после затяжки уже не могут возвращаться в нейтральное положение. Тросик ручника ржавеет и вытягивается, подвергая машину риску скатывания на уклонах. Поэтому некоторые владельцы старых машин стараются никогда не использовать «ручник», обходясь блокировкой коробки с помощью установки ее на первую передачу. Другие же допускают банальные ошибки, стараясь не нагружать привод. Как же использовать стояночный тормоз правильно?
Просушить колодки
Чтобы тормозные колодки после езды по лужам в дождь не примерзали к барабанам при наступлении заморозков, их необходимо просушить. Для этого можно использовать прием экстренного торможения на ровной пустой дороге. Машина разгоняется до 50 км/ч, а затем водитель резко бьет по педали тормоза, вплоть до включения АБС. Пара таких торможений разогреет колодки и высушит влагу.
Торможение мотором не помогает
На современных машинах ручной тормоз должен использоваться всегда. Это касается не только машин с роботами, у которых нет в трансмиссии положения «P», но и автомобилей с механическими коробками, а также с автоматами и вариаторами. Конструкция механических коробок изменилась, и их уже нельзя блокировать включенной передачей. При остановке на уклоне, при заглушенном двигателе, при включенной первой ступени (без использования ручного тормоза) автомобиль начинает медленно, рывками скатываться вниз. Примерно через каждые 12-18 секунд происходит откат примерно на 1/6 оборота колеса, затем пауза, и опять новый цикл скатывания. Скатываются с горки даже новые автомобили, у которых все в порядке с силовым агрегатом и с трансмиссией.
Дело в том, что новые турбированные моторы не рассчитаны удерживать вес 1, 2-тонной машины, отчего под нагрузкой допускают проворот коленвала. Однако подобный процесс запросто приводит к поломке. На вал через ремень ГРМ задействован клапанный механизм, у которого при вращении могут сбиться настройки, а это в свою очередь во время запуска мотора грозит повреждением клапанов.
Поэтому удерживать автомобили с механическими коробками с помощью первой или задней передачи сейчас нельзя. Обязательно нужно затягивать «ручник».
Не оставляйте автомат только в режиме «P»
При постановке автомобиля с автоматической коробкой передач его тоже необходимо фиксировать «ручником». Дело в том, что на уклоне штатные крепления вала автомата испытывают слишком сильные нагрузки. К примеру, машина давит на маленький фиксатор с усилием, которое равно произведению массы на синус угла наклона. Для автомобиля весом 1200 кг на 23-процентном уклоне скатывающая сила достигает 269 кг. Такое усилие рано или поздно срывает фиксаторы вала. Через несколько лет возникнет эффект усталости металла, и коробку придется везти в ремонт. Поэтому лучше снять напряжение с коробки с помощью ручного тормоза.
Затягивайте «ручник» при выжатом тормозе
«Ручник» необходимо активировать только при нажатой педали тормоза. Тогда вес автомобиля будет удерживаться колодками до момента фиксации. Если поступать иначе и отпускать педаль, когда автоматическая трансмиссия переводится в режим P или «механика» ставится на передачу, то кузов автомобиля немного откатывается и «повисает» на шестернях коробки или на фиксаторе автомата. При затягивании стояночного тормоза эта нагрузка остается, что плохо сказывается на технике.
Как определить вытянутый тросик «ручника»?
Хорошей затяжкой ручного тормоза обычно считается семь щелчков. Он должен держать машину на уклоне в 30%. Если тросик вытянулся и колодки уже не схватывают диски с должным усилием, то это повод поскорее отправиться в мастерскую. Ослабший ручной тормоз может не удержать автомобиль, и он укатится под уклон.
В современных машинах стояночный тормоз уже электронный. Автоматика сама регулирует усилие прижима колодок, чтобы не дать колесам провернуться.
Камень под колесом
Если возникла необходимость оставить машину на склоне, а ручной тормоз работает на всегда хорошо, то можно подстраховаться с помощью нехитрых приспособлений.
При паркинге у бордюра можно вывернуть колеса таким образом, чтобы при начале скатывания они упирались в ограничивающий движение бордюр.
Если автомобиль паркуется носом вниз, то руль надо повернуть вправо. При паркинге кормой вниз и при возможном скатывании назад колеса выворачиваются влево, чтобы они так же упирались в бордюрный камень.
Если же уклоны настолько велики, что автомобиль буквально висит на «ручнике», а бордюрного камня нет, то под колеса лучше подложить какие-нибудь предметы. Ими могут быть кусок кирпича, деревянный брусок, или специально сконструированный «башмак» с упором. Такие удерживающие «башмаки» могут фиксировать автомобиль на уклоне в 20-30%.
Ручник на машине с автоматом — ответы на все волнующие вопросы
Автоматическая коробка передач максимально упрощает управление автомобилем: не нужно использовать педаль сцепления, скорости переключаются автоматически, есть режим парковки для блокировки колес. Стояночную тормозную систему в машинах с АКПП водители практически не используют, а зря. Ручник на автомате имеет большое значение, так как его эксплуатация предохраняет коробку передач от поломок.
Зачем ручник на автоматической коробке переключения передач
Коробка автомат отличается от механической более сложным устройством, но при этом она удобнее при эксплуатации как на трассе, так и в городе. Одним из главных преимуществ автомата стал режим парковки. При установке режима Р рычаг внутри узла стопорит зубчатую шестеренку, колеса блокируются, машина остается на месте.
Но эта функция имеет существенный минус при стоянке авто на уклоне. Даже небольшой склон из-за естественных физических законов создает ситуацию, при которой рычаг зажимается шестеренкой. Чем круче уклон – тем сильнее давление на рычаг. На склоне опустить ручник проще, чем передвигать селектор автомата.
При попытке переключить передачу автомата селектор «сопротивляется» и не сдвигается с места. Перемещать рукоять рычага переключения передач водителю приходится с усилием. Возникает риск обрыва тросика или поломки АКПП.
Зачем нужен на машинах с коробкой автомат ручник:
- стоянка на склоне – для предотвращения заклинивания внутреннего устройства узла;
- блокировка 4 колес при неблагоприятных погодных условиях и скользком покрытии парковки;
- для аварийного торможения.
На скользком покрытии блокировка 2 колес в режиме парковки не может полностью обеспечить устойчивость машины. Возникает риск скольжения, а поднятый ручник снижает риск срыва машины с тормоза.
Интересный факт! Название «ручник» народное. Его располагали под рукой, чтобы в случае аварийной ситуации быстро дернуть вверх. Но сегодня ручную тормозную систему на машинах активируют не только привычные рычаги, но и ножные педали или клавиши на панели управления.
Рычаг управления ручным тормозом
Устройство и принцип работы стояночного тормоза
Основная функция ручника – аварийное торможение. Его используют в тех случаях, когда основные тормозные системы отказывают, либо не могут остановить транспортное средство. Устройство стояночного тормоза состоит из тросика, подведенного рычагу или педали, и 2 тросов, ведущих к тормозному механизму колес. При подъеме ручника происходит натяжение тросиков. Концы, соединенные с тормозным механизмом колес, приходят в движение, блокируя вращение колес.
Различают 3 основных устройства механизма ручника:
- Механический – простой и надежный. Натяжные тросики приводит в движение рукоять или педаль.
- Гидравлический – система приводится в действие при помощи передачи давления через тормозную жидкость.
- Электронный – за его работу отвечает электродвигатель, редуктор с ременной передачей и сам тормоз.
Устройство стояночного тормоза
Современные машины с коробкой автомат все чаще отказываются от механического ручника в пользу более современных и многофункциональных устройств – гидравлического или электронного. Они имеют более сложную конструкцию и менее надежны в случае возникновения аварийной ситуации. Но более удобны как устройства дополнительного торможения на склонах, скользких участках или во время движения.
Факт: любители дрифта на автомате выбирают гидравлическую систему для ручника из-за возможности контролировать резкость торможения.
Гидравлический ручник Электроручник
Эксплуатация ручного тормоза автомобиля
По статистике, многие водители машин с коробкой автомат практически не используют ручник, что в корне неверно. Каждый механик скажет – если механизм не работает, то постепенно начинает ржаветь и в конце концов разрушится. По этой причине ручником на автомате пользоваться необходимо.
Эксплуатация стояночной тормозной системы на автоматах имеет свои особенности, выполнение которых упрощает управление. Ручник играет важную роль для правильной парковки на уклоне, а также для безопасного спуска или подъема.
Ставить ли на ручник автомат на ровной поверхности
На ровной поверхности ставить машину на ручник не обязательно. Достаточно перевести селектор в режим парковки и заглушить машину. Но есть один нюанс – если местность ровная и при эксплуатации автомобиля владельцу не приходится сталкиваться со склонами, то механизм стояночного тормоза практически бездействует.
Для поддержания его работоспособности следует время от времени использовать ручник для парковки машины, не смотря на уровень уклона поверхности.
Как пользоваться на горке и заметном уклоне
При управлении машиной с коробкой автомат владельцы иногда сталкиваются с такой проблемой как заклинивание селектора, растяжение тросиков или необходимость прикладывать большое усилие для переключения режима при выходе из паркинга. Это связано с особенностью работы АКПП.
При включении режима паркинга внутри трансмиссии в действие приводится блокиратор выходного вала – рычаг на шестерне входного вала опускается между зубьями, не давая валу проворачиваться. Если в момент парковки машина находится на склоне, то происходит перераспределение нагрузки на механизм.
Другими словами, масса автомобиля начинает давить на шестерни и вал, в результате чего рычаг находится в зажатом состоянии. При попытке переключить селектор, водитель сталкивается с необходимостью применять большую мускульную силу. Для того чтобы предотвратить ранний износ механизма на склонах нужно использовать ручник.
Селектор АКПП
Пошаговая парковка на склоне с использованием ручника:
- Остановить машину.
- Нажать на педаль тормоза.
- Активировать ручник.
- Поставить селектор в положение паркинг.
Для того чтобы тронуться, шаги повторяют в обратном порядке.
При автозапуске
Прогресс обеспечил водителей возможностью в холодную зиму садиться в уже теплую прогретую машину. Автозапуском последних поколений авто можно управлять даже со смартфона или электронных часов. Но существует один нюанс – удаленный запуск может работать, только если владелец не забыл поставить селектор в нейтраль на МКПП или в режим паркинга для автомата.
Для стоянки на склоне режим паркинга может привести к быстрому износу механизма автомата. По этой причине возникает вопрос – можно ли использовать автозапуск при постановке на ручник машины с АКПП. Ответ – можно, и даже необходимо, но только с постановкой авто в режим паркинга.
Важно – перед тем как перевести селектор для движения, опускайте ручник.
Совместное использование стояночного тормоза с положением парковки предотвратит незапланированное движение и позволит включать автозапуск.
В режиме паркинг
При данном режиме использование стояночного тормоза необходимо в таких случаях:
- остановка машины не склоне;
- стоянка на скользкой поверхности (влага или гололед).
Коробка автомат прослужит дольше, если не пренебрегать ручником.
Аварийное торможение
Ручник в первую очередь предназначен для предотвращения аварий. Мифы о том, что на современных машинах с автоматом стояночный тормоз не работает при движении, выдуманы. Для того чтобы затормозить во время движения, необходимо знать некоторые особенности работы разных типов тормозных механизмов:
- механический рычаг – поднять можно в любое время привычным способом, как на МКПП;
- педаль – нажимается один раз, если не сработала, необходимо держать пока не сработает система;
- кнопка – однократное нажатие на скорости не задействует тормоза, необходимо зажать кнопку на длительное время.
Если же электронная система не подает сигнал из-за обрыва проводов, то ручной тормоз задействовать не получится.
Предупредить столкновение или опасную ситуацию можно прокачав систему, для подключения второго контура или для того, чтобы машина начала тормозить двигателем.
Можно ли дергать ручник зимой на АКПП
Вопрос о том, можно ли ставить машину на ручник зимой актуален из-за возможного обледенения колодок. При езде по воде или слякоти колодки покрываются влагой и после постановки на ручник примерзают. Исключить подобную ситуацию можно, поработав тормозами перед остановкой.
Как снять машину с ручника
Периодическая езда на ручнике приводит к поломкам трансмиссии, а ремонт коробки автомат стоит не дешево. Перед поездкой не стоит забывать снять стояночный тормоз. Делают это следующим образом:
- нажать на педаль тормоза;
- снять ручник;
- перевести селектор в режим движения.
Удерживая педаль тормоза, водитель не дает машине скатиться с уклона или начать движение.
Как правильно трогаться на АКПП с ручником
После остановки машины с использованием ручного тормоза, перед началом движения нужно убрать ручник, удерживая педаль тормоза, затем включить положение Drive или задний ход. Если на авто установлен стандартный рычаг, то его опускают, зажав кнопку фиксатора.
Достоинства и недостатки ручного тормоза на коробке автомат приведены в таблице.
Достоинства Недостатки Использование различные видов механизмов Сложный алгоритм включения для парковки Надежность стоянки машины на уклонах и скользком покрытии Непривычный способ управления Возможность установки системы автозапуск для коробки автомат Как проверить ручник
Работающий ручник – залог безопасности. Для проверки есть простой способ – активировать стояночный тормоз на небольшой скорости на ровной площадке. Для испытания лучше выбрать бетонную или асфальтированную площадку, трасса для этой цели не подойдет.
Нажатие на педаль или кнопку тормоза должно спровоцировать немедленную остановку машины. Если тормозной путь длинный, то необходимо найти причину неисправности. Вовремя проведенный ремонт и обслуживание обеспечат безотказную работу механизма.
Совет: резкое выдергивание ручника на высокой скорости приводит к заносу машины и потере управления.
Когда ручник может не сработать
Механизм ручника может не сработать из-за поломок механизма или из-за наледи зимой. Наиболее частые причины отказа работы:
При возникновении любой из перечисленных причин может возникнуть ситуация, когда на скорости машина не остановится.
Общие последствия езды на ручнике автомобиля оборудованного АКПП
Хоть раз в жизни на ручнике ездил каждый водитель машины с автоматом. По собственному опыту, забыв снять машину со стояночного тормоза чувствуется затруднение движения, авто не тянет, ощущение будто что-то держит. В такой ситуации важно сразу проверить опущен ли тормоз. Новички не всегда замечают проблему или не обращают на нее внимания, не учитывая, что будет, если продолжать движение на активированном ручнике.
Езда на машине с включенным стояночным тормозом имеет такие неприятные последствия:
В итоге, если ехать на ручнике постоянно, то это приведет к серьезным тратам на ремонт и замене деталей ходовой части, тормозной системы, двигателя и коробки автомат.
Ручник на машине с коробкой автомат выполняет те же задачи, что и на механике. Режим парковки не является надежным способом остановки и стоянки на склонах и скользких покрытиях. По этим причинам важно периодически проверять работу ручного тормоза и чаще использовать для предотвращения поломок. Исправный ручник обязательно поможет в случае отказа основной тормозной системы при аварийной ситуации.
Наверное, больше мифов, чем о коробке автомат, было создано только о вариаторе. Ручник неожиданно вызвал множество невероятных историй от его полной бесполезности, до невозможности использования на скорости, что не может не вызвать сомнения – может есть в них зерно истины? Как вы считаете? Поделитесь своим мнением в комментариях.