Выбор свечей зажигания для автомобиля — ключевой этап обслуживания двигателя, влияющий на его производительность и экономичность. Неправильный выбор может ухудшить работу мотора, увеличить расход топлива и привести к поломкам. В этой статье мы рассмотрим, как правильно выбрать свечи зажигания, ознакомим с маркировкой отечественных свечей и дадим рекомендации для оптимального выбора.
ПОДБОР СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Ключевые характеристики свечи зажигания для установки в двигатель включают диаметр и длину резьбового хвостовика, а также размер шестигранника. К резьбе предъявляются строгие требования, размеры шестигранника могут варьироваться.
При выборе свечей зажигания для автомобиля эксперты рекомендуют учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, важно ориентироваться на рекомендации производителя автомобиля, так как использование оригинальных или аналогичных свечей обеспечит оптимальную работу двигателя. Во-вторых, стоит обратить внимание на материал изготовления: медные свечи обеспечивают хорошую проводимость, но имеют меньший срок службы, в то время как иридиевые и платиновые свечи более долговечны и эффективны. Также эксперты подчеркивают значимость правильного теплового диапазона свечей, который влияет на их работу в различных условиях. Наконец, не следует забывать о регулярной проверке и замене свечей, так как их состояние напрямую сказывается на производительности и экономичности автомобиля.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Диаметр резьбы соответствует той, что нарезана в головке блока, иначе свеча либо не завернется, либо провалится в отверстие. Длина же резьбы равняется заданной, чтобы обеспечить правильную и безопасную работу: когда применяя более короткую, мы уводим искровой промежуток внутрь отверстия в головке блока цилиндров (ГБЦ), вентиляция зазора между электродами ухудшается – вероятны перебои воспламенения. Нитки резьбы, которые остались свободными, покрываются нагаром, и заворачивание впоследствии «правильной» свечи повредит их, ухудшит надежность крепления и герметичность. Аналогично покрывается нагаром и резьба, если она длиннее нужного – резьба в алюминиевой головке пострадает уже при выворачивании. На современных моторах с компактными камерами сгорания свеча с удлиненной резьбовой частью упирается в клапана при открытии или в поршень, так что работать мотор с такой свечой не сможет.
У каждого производителя свечей своя маркировка, поэтому подбор аналогов нужно производить, сначала расшифровав маркировку штатных свечей, затем выбирать нужную кодировку другого производителя. Если на машине штатно стоят свечи NGK BPR6ES, то первая буква B указывает на то, что диаметр резьбы – 14 мм, а длину описывает буква E – 19 мм.
Что до шестигранника, то следовать его размеру нужно только в моторах с двухвальными головками (DOHC), где свечи утоплены в колодцы – шестигранник большего размера не войдет в колодец. В моторах, где свечи стоят сбоку головки, нет принципиального значения, соответствует ли размер шестигранника штатным свечам, разве что понадобится второй свечной ключ.
К конструкции установочного узла свечей относится тип уплотнения – изначально использовалось металлическое кольцо-прокладка, которые сжимаются при затяжке. На 16-клапанных моторах, где из-за малого диаметра юбки прокладка не имела бы достаточной площади, применяется коническое уплотнение – свеча уплотняет сама себя, вдавливается конической частью юбки в фаску на отверстии в головке. Новые свечи должны соответствовать по типу уплотнения штатным – свечи с конусом не герметичны в головках, где отверстие рассчитывается на использование кольца-прокладки.
Параметр свечи зажигания | Значение для выбора | Последствия неправильного выбора |
---|---|---|
Тепловое число | Указано в маркировке свечи (например, 8, 11, 14). Подбирается по рекомендациям производителя автомобиля или по каталогу свечей. | Перегрев свечи (низкое тепловое число) → прогар электродов; Переохлаждение свечи (высокое тепловое число) → образование нагара, ухудшение воспламенения. |
Размер резьбы и ключ | Указаны в маркировке свечи (например, M14x1.25, 16 мм). Должны точно соответствовать свечным колодцам двигателя. | Невозможность установки свечи; Повреждение резьбы в головке блока цилиндров. |
Длина резьбовой части | Указана в маркировке свечи или в каталоге. Важно для правильного заглубления свечи в головку блока. | Неправильное заглубление свечи → повреждение поршня или перегрев свечи. |
Материал электродов | Платина, иридий, медь, никель. Влияет на срок службы и стоимость. | Быстрый износ, снижение эффективности зажигания. |
Диаметр электродов | Влияет на мощность искры и срок службы. | Снижение эффективности зажигания, увеличение расхода топлива. |
Зазор между электродами | Рекомендуемый зазор указан в руководстве по эксплуатации автомобиля или в каталоге свечей. | Плохое воспламенение топливно-воздушной смеси, пропуски зажигания. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о выборе свечей зажигания для автомобиля:
-
Типы свечей зажигания: Существует несколько типов свечей зажигания, включая медные, платиновые и иридиевые. Медные свечи дешевле, но требуют более частой замены, в то время как платиновые и иридиевые имеют более длительный срок службы и обеспечивают лучшую производительность, что может быть особенно важно для высокопроизводительных двигателей.
-
Тепловой диапазон: Свечи зажигания имеют разные тепловые диапазоны, которые определяют, как быстро они отводят тепло от камеры сгорания. Неправильный выбор теплового диапазона может привести к детонации или перегреву двигателя. Важно выбирать свечи, соответствующие рекомендациям производителя автомобиля.
-
Интервал замены: Многие автовладельцы не знают, что интервал замены свечей зажигания может варьироваться в зависимости от типа свечей и условий эксплуатации. Например, иридиевые свечи могут служить до 100 000 км, в то время как медные могут потребовать замены уже через 30 000 км. Регулярная проверка состояния свечей может помочь избежать проблем с запуском и производительностью двигателя.
ТАБЛИЦА ЗАМЕНЯЕМОСТИ СВЕЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Россия | Bosch, Германия | Champion, Великобритания | Motorkraft, США | NGK, Япония |
A11 | W8A; W9A; W8AP; W9AP; W8AC; W9AC | L88A; L88 | AE52 | V5HS |
А14ДА17ДВ | W6CCW7DC; W7DP; WR7DC; | N5N10Y | AG3; AG31AG252 | BP6ES |
А17ДВ-10 | WR7DPW7DC; W7DP; W7DTC; WR7DP; WR7DC | N9Y | AG252 | BP6ES |
А20Д1; А20Д2 | W6CC | N3 | AG4 | B7ES |
A23 | W5A; W5AP; W5AC | LW81; LW82 | AE2; AE3 | B7HS |
ТАБЛИЦА ЗАМЕНЯЕМОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СВЕЧЕЙ А17ДВ И А17ДВР-10 НА АНАЛОГИ ИМПОРТНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Фирма | Обозначение свечей | Фирма | Обозначение свечей |
ROBERT BOSCH | W7DC, W7DP, W7DTC, W7D | NIPPONDENSO | W16EP, W16EP-U, W20EP, W20EP-U, W20EX-U |
AC DELCO | 41-8XLS, 42-XLS | CHAMPION | N9Y, N79YC, N89Y, N10Y, N-11V, N-9VC |
ISOLATOR | 6D, FM14-175/2 | UNIPART | GSP151, GSP 163, GSP4362, GSP4362X |
MARELLI | CW7LP, CW78LP, CW8LP | DUCELLIER | 599250, 599252, 599304, 599314 |
MOTORCRAFT | AG22, AG22C, AG32, AG32C, AG252, AG252C | EYQUEM | C62LS, 75LS, 707LSX, 750LS, 755LJS |
BAKONY | FE65P | HITACHI | 45PW-11, 45PX |
KLG | FE55R, FE65R | LODGE | L6Y, M6Y, 2HLE, 15HLNY, HLNY, HLN, 2HLNY |
NGK | BP5EA-L, BP5ES-L, BP6E, BP6EK, BP6EY,BP6EZ, BP6E, BP7ES | ISKRA | FE55R, FE65R, W6DC, W6DP, W6D |
MARCHAL | GT345H, GT355HA, 8H, 9H | ||
PRESTDLITE | 14G32 | PAL | 14-7V |
BERU | 14-7D, 14-7DU, 175/14/3A, 0001335403,0001335702, 0001335709 |
КАЛИЛЬНОЕ ЧИСЛО
Калильное число определяет способность свечей зажигания охлаждать и поддерживать оптимальную температуру электродов в двигателе. Для новых свечей это число должно соответствовать стандарту. Слишком «холодные» свечи могут забиваться нагаром, а «горячие» — вызывать детонацию из-за перегрева.
Каждый производитель использует свою систему маркировки калильного числа, и порядок увеличения значений может различаться.
Поэтому при выборе свечей ориентируйтесь на сводную таблицу:
Россия | NGK | Denso | Bosch | Brisk | Beru |
14 | 5 | 16 | 8 | 17 | 8 |
17 | 6 | 20 | 7 | 15 | 7 |
20 | 7 | 22 | 6 | 14 | 6 |
Когда выбираете свечи других производителей, найдите таблицы сопоставления или используйте каталог производителя по маркам автомобилей.
КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕКТРОДОВ
В отличие от геометрических параметров и калильного числа, конструкция электродов может значительно варьироваться. На что стоит обратить внимание?
Прежде всего, на длину вылета электродов относительно юбки. В моторах с многоклапанными головками, где свеча расположена по центру камеры сгорания перпендикулярно поршню, применяются свечи с небольшим вылетом – иногда центральный электрод даже утоплен внутрь юбки. Это связано с компоновочными требованиями, которые снижают вероятность столкновения с поршнем и клапанами. В моторах с двухклапанными головками используются свечи с более длинным вылетом. Зачем это нужно?
Дело в том, что распределение топливной смеси в цилиндре неравномерно. Хотя в камере сгорания завихрения хорошо перемешивают смесь, вблизи стенок образуются застойные зоны, где состав смеси не оптимален для легкого воспламенения. Электроды, расположенные глубже в камере сгорания, способствуют лучшему воспламенению и стабильной работе двигателя на холостом ходу. Примером являются стандартные свечи восьмиклапанных Renault Logan (77 00 500 168) с достаточно большим вылетом центрального электрода.
На этих свечах также имеются два боковых электрода. Конструкции с 2-4 боковыми электродами увеличивают срок службы свечи, а не обеспечивают «многоискровое» зажигание, как иногда ошибочно полагают. При износе, когда зазор между электродами увеличивается, искра начинает пробиваться между соседними электродами, где зазор меньше. Однако у таких свечей есть недостатки: дополнительные боковые электроды ухудшают вентиляцию искрового промежутка и создают аэродинамическую тень.
Поэтому стремление к увеличению числа боковых электродов нецелесообразно – срок службы свечей в большей степени зависит от качества бензина. На моторах с изначально неидеальными условиями воспламенения использование многоэлектродных свечей может ухудшить работу. Это особенно актуально для двигателей с прошивками Евро-4, спроектированных в 80-е годы, которые не способны эффективно работать с переобедненными смесями. При замене стандартных свечей на многоэлектродные можно заметить увеличение вибраций на холостом ходу из-за ухудшения вентиляции искрового промежутка.
ЗАЗОР МЕЖДУ ЭЛЕКТРОДАМИ
СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ АЗБУКА ДЛЯ НЕОПЫТНЫХ И САМОДИАГНОСТИКА
В одной серии свечей зажигания могут быть разные варианты с различным зазором. Например, у свечей NGK BPR6ES-11 и BPR6ES-12 разница составляет 0,1 мм: у первой — 1,1 мм, у второй — 1,2 мм.
Увеличение зазора между электродами приводит к более мощной искре, что улучшает воспламенение топливной смеси. Однако для этого требуется большее напряжение, которое система зажигания не всегда может обеспечить. Это особенно критично при запуске двигателя, когда напряжение может снижаться. Например, катушка зажигания с коэффициентом трансформации около 2800 при 14 вольтах на работающем двигателе выдает около 40 киловольт, что исключает проблемы с пробоем искрового промежутка. Однако при зимнем запуске, когда стартер может снизить напряжение аккумулятора до 8-9 вольт, катушка создаст лишь 22-25 киловольт, и эта разница ощутима.
Исключение из стандартного зазора возможно при установке иридиевых свечей зажигания. Их электроды обеспечивают надежное воспламенение смеси даже при меньшем зазоре и снижают нагрузку на высоковольтные цепи, так как пробить зазор между тонкими электродами легче. Поэтому производители иридиевых свечей рекомендуют использовать их как аналоги свечей с зазорами 1,0-1,2 мм, но с зазором 0,8 мм.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ
Всегда хочется получить от двигателя большего, и этим пользуются многие: вспомните хотя бы недавно рекламировавшиеся свечи «Бугаец», якобы обеспечивающие непревзойденную экономичность, увеличение мощности и так далее. Консервативность мировых производителей свечей зажигания – не инерция мышления: улучшить отлаженную десятилетиями конструкцию сложно.
Прорывом в свое время стало появление иридиевых и платиновых свечей – они по ряду параметров превосходят обычные, но разительно отличается и цена.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТАНОВКЕ И ЗАМЕНЕ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Установка и замена свечей зажигания – это важный процесс, который требует внимательности и соблюдения определенных рекомендаций. Правильная установка свечей зажигания обеспечивает надежную работу двигателя, улучшает его производительность и экономичность. Ниже приведены основные рекомендации, которые помогут вам в этом процессе.
1. Выбор подходящих свечей зажигания
Перед заменой свечей зажигания убедитесь, что вы выбрали правильные модели для вашего автомобиля. Обратитесь к руководству пользователя или проконсультируйтесь с профессионалом, чтобы узнать, какие свечи рекомендованы производителем. Обратите внимание на такие параметры, как тип, размер резьбы, длина и теплотворная характеристика.
2. Подготовка к установке
Перед началом работы убедитесь, что двигатель остыл, чтобы избежать ожогов. Также рекомендуется отключить аккумулятор, чтобы предотвратить случайное замыкание. Подготовьте необходимые инструменты: ключи, отвертки, моментный ключ и, возможно, специальный инструмент для извлечения старых свечей.
3. Снятие старых свечей
Сначала снимите проводки с каждой свечи, начиная с той, которая находится ближе к вам. Будьте осторожны, чтобы не повредить провода. Затем с помощью ключа аккуратно открутите свечу, вращая ее против часовой стрелки. Если свеча застряла, используйте проникающее масло, чтобы облегчить процесс.
4. Проверка состояния свечей
Перед установкой новых свечей проверьте состояние старых. Обратите внимание на цвет изолятора и наличие нагара. Если свечи покрыты черным нагаром, это может указывать на проблемы с системой зажигания или неправильную работу двигателя. В таком случае стоит провести диагностику.
5. Установка новых свечей
Перед установкой новых свечей проверьте их на наличие повреждений. Нанесите небольшое количество антифрикционного состава на резьбу, чтобы облегчить последующую замену. Установите свечу в отверстие и аккуратно закрутите ее, не прилагая чрезмерных усилий. Используйте моментный ключ, чтобы затянуть свечу до рекомендованного значения, указанного в руководстве пользователя.
6. Подключение проводов
После установки свечей подключите провода, начиная с той свечи, которая была снята первой. Убедитесь, что провода надежно закреплены и не имеют повреждений. Проверьте, чтобы провода не касались горячих частей двигателя.
7. Проверка работы двигателя
После завершения установки свечей зажигания подключите аккумулятор и запустите двигатель. Обратите внимание на его работу: двигатель должен работать ровно и без перебоев. Если вы заметили какие-либо проблемы, возможно, потребуется повторная проверка установки или диагностика системы зажигания.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете правильно установить и заменить свечи зажигания, что положительно скажется на работе вашего автомобиля и его долговечности.
Вопрос-ответ
Какие свечи зажигания самые надежные?
Самыми надежными свечами зажигания считаются изделия от известных производителей, таких как NGK, Bosch и Denso, которые предлагают высококачественные свечи с хорошими характеристиками теплоотведения и долговечности. Выбор конкретной модели зависит от типа двигателя и условий эксплуатации, поэтому важно учитывать рекомендации производителя автомобиля.
Что будет, если поставить свечу с большим калильным числом?
Чем больше калильное число, тем свеча меньше нагревается. Соответственно, с малым калильным числом будет «горячая» свеча, а с большим — «холодная». При небольших нагрузках отлично работают «горячие» свечи, но при длительной и интенсивной работе температура свечи возрастает. Это может привести к «калильному» зажиганию.
Чем отличаются дорогие свечи от дешевых?
Затраты на сырье. Это основной фактор, определяющий стоимость свечи. Речь идет о воске, парфюмерной композиции, фитилях и красителях. Цена сырья может существенно варьироваться в зависимости от его качества и происхождения.
Советы
СОВЕТ №1
Перед покупкой свечей зажигания обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. В руководстве пользователя обычно указаны необходимые характеристики свечей, такие как тип, размер и теплотворная способность.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на материал, из которого изготовлены свечи. Свечи с иридиевым или платиновым электродом имеют более длительный срок службы и обеспечивают лучшую производительность, чем стандартные медные свечи.
СОВЕТ №3
Проверьте состояние старых свечей зажигания перед покупкой новых. Это поможет вам понять, какие проблемы могут быть у вашего двигателя и какие свечи могут быть наиболее подходящими для решения этих проблем.
СОВЕТ №4
Не забывайте о правильной установке свечей зажигания. Используйте динамометрический ключ для соблюдения рекомендованного момента затяжки и следите за чистотой резьбы, чтобы избежать повреждений.