Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Какие функции выполняет крышка расширительного бачка и как её проверить

Крышка расширительного бачка — это не просто элемент, закрывающий резервуар с охлаждающей жидкостью; она выполняет важные функции для надежной работы системы охлаждения двигателя. В статье рассмотрим задачи, которые решает эта деталь, её влияние на эффективность охлаждения и безопасность автомобиля, а также предложим методы проверки состояния крышки. Понимание её роли поможет водителям избежать перегрева двигателя и продлить срок службы автомобиля.

Что это такое

Во время работы двигателя он нагревается из-за внутренних реакций. С повышением температуры двигателя увеличивается и температура охлаждающей жидкости, такой как антифриз или тосол.

Эта жидкость поглощает тепло, обогревая салон и предотвращая перегрев двигателя. При нагреве жидкость расширяется, что приводит к повышению давления: чем выше температура, тем больше давление в системе охлаждения.

Если бы система была герметичной и на расширительном бачке стояла обычная крышка, это могло бы вызвать серьезные проблемы. Высокое давление может привести к разрыву патрубков, шлангов и повреждению радиатора.

Чтобы избежать этого, на расширительный бак устанавливается специальная крышка, которая выполняет функции клапана.

Существуют температурные нормы для работы двигателя. Для большинства двигателей это диапазон 90-100 градусов Цельсия, а для мощных — 100-130 градусов.

В этих пределах охлаждающая жидкость может расширяться на 20-30% от исходного объема, что создает избыточное давление. Нормальное давление колеблется от 1,1 до 1,5 атмосфер. Превышение или падение давления может вызвать проблемы, такие как вакуум, сжатие трубок и выход из строя компонентов системы охлаждения.

Работа крышки расширительного бачка, куда заливают антифриз или тосол, защищает двигатель от чрезмерного давления и поддерживает его на стабильном уровне.

Крышка расширительного бачка выполняет несколько ключевых функций, обеспечивая правильную работу системы охлаждения автомобиля. Во-первых, она поддерживает необходимое давление в системе, что предотвращает закипание охлаждающей жидкости и способствует её циркуляции. Во-вторых, крышка защищает от попадания загрязнений и воздуха, что может привести к коррозии и другим проблемам. Эксперты рекомендуют регулярно проверять состояние крышки: необходимо осмотреть её на наличие трещин, повреждений или утечек. Также важно следить за уплотнительным кольцом, которое должно быть целым и эластичным. При обнаружении любых дефектов лучше заменить крышку, чтобы избежать серьезных поломок в системе охлаждения.

Как проверить крышку расширительного бачка Дэу Ланос | Тест Крышек расширительного бачка на ЛаносКак проверить крышку расширительного бачка Дэу Ланос | Тест Крышек расширительного бачка на Ланос

Устройство и принцип работы

Теперь следует детальнее поговорить про устройство используемой в конструкции расширительного бачка крышки, а также поговорить про принцип работы этого с виду неприметного элемента практически каждого автомобиля.

Основную задачу крышки расширительного автомобильного бачка вы уже знаете. Это контроль нормального давления внутри системы охлаждения мотора. Параллельно заглушка удерживает внутри всю охлаждающую жидкость. А для этого требуется плотное прилегание к граням.

И тут важно учесть, как устроена и работает эта крышка или пробка от расширительного бачка. Всё дело в конструкции маленькой детали, в которую вмонтирован специальный клапан. Именно за счёт него происходит процесс регуляции давления. Клапан находится внутри расширительного бачка, то есть с внутренней стороны заглушки. При этом на современных машинах используется только 1 клапан, выполняющий 2 функции одновременно. То есть он стравливает избыточное давление, а также нагнетает его, если давление внутри системы снижается до критических отметок.

Если говорить о том, как работает на автомобиле крышка расширительного бачка, следует учесть тип используемой заглушки. Современные иномарки получают заглушки, где установлен физически только один клапан, занимающийся двумя противоположными функциями нагнетания и стравливания. А на старых отечественных машинах предусмотрено сразу 2 разных клапана. Каждый из них выполняет возложенные на него функции.

Но количество клапанов не играет принципиальной роли. Самое главное, чтобы они открывались и закрывались тогда, когда значения давления достигают своих критических нижних или верхних пределов.

Когда давление нормальное, и не выходит за рамки допустимых параметров, клапаны не функционируют, то есть находятся в условном режиме ожидания. Но в момент превышения значения они начинают сбрасывать давление, либо же постепенно нагнетают, возвращая давление в системе охлаждения в состояние нормы.

Функция крышки расширительного бачка Способ проверки Признаки неисправности
Поддержание необходимого давления в системе охлаждения Визуальный осмотр на наличие трещин, повреждений, коррозии; проверка клапанов на герметичность (с помощью манометра) Трещины, деформации, протечки, не держит давление (проверка манометром), не срабатывают клапаны (низкое/высокое давление в системе)
Предотвращение кипения охлаждающей жидкости при высоких температурах Проверка давления открытия и закрытия клапанов (с помощью манометра) Постоянное низкое давление в системе, частые перегревы двигателя
Предотвращение выброса охлаждающей жидкости при высоком давлении Проверка герметичности уплотнительного кольца Протечки охлаждающей жидкости вокруг крышки
Защита от попадания воздуха в систему охлаждения Визуальный осмотр на наличие повреждений и герметичность Появление воздуха в системе, нестабильная работа двигателя, перегрев

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о крышке расширительного бачка и её функциях:

  1. Поддержание давления: Крышка расширительного бачка выполняет важную функцию поддержания давления в системе охлаждения двигателя. Она обеспечивает герметичность системы, что позволяет жидкости охлаждения работать при более высоких температурах, предотвращая её кипение. Обычно крышка имеет специальный клапан, который открывается при достижении определённого давления, позволяя избыточному пару выходить и предотвращая повреждение системы.

  2. Проверка состояния: Проверить крышку расширительного бачка можно с помощью простого теста: её необходимо снять и визуально осмотреть на наличие повреждений, трещин или коррозии. Также стоит обратить внимание на уплотнительное кольцо — если оно изношено или повреждено, это может привести к утечкам и снижению эффективности системы охлаждения.

  3. Влияние на охлаждение: Неправильная работа крышки расширительного бачка может привести к перегреву двигателя. Если крышка не удерживает необходимое давление, температура охлаждающей жидкости может достигать критических значений, что может вызвать серьезные повреждения двигателя. Поэтому регулярная проверка и замена крышки при необходимости являются важными аспектами обслуживания автомобиля.

Зачем менять КРЫШКУ расширительного бачка? Почему рвёт патрубки? Почему лопается расширительный бак?Зачем менять КРЫШКУ расширительного бачка? Почему рвёт патрубки? Почему лопается расширительный бак?

Симптомы неисправностей

Если автомобилист распознает признаки неисправностей крышки расширительного бачка, ему будет проще предпринять необходимые меры.

Диагностика проблем с клапанной конструкцией крышки может быть сложной. Признаки неисправностей могут не проявляться сразу, и последствия могут потребовать не только замены крышки, но и затрат на ремонт.

Существуют несколько ситуаций, указывающих на неправильную работу крышки:

  1. Из подкапотного пространства поднимается дым. Это происходит, когда антифриз или тосол попадают на горячий впускной коллектор. Температура двигателя обычно остается в норме. Этот симптом свидетельствует о поломке клапана, который должен сбрасывать давление при достижении критического уровня. Иногда сброс происходит раньше, что приводит к вытеканию охлаждающей жидкости из бачка.

  2. Двигатель перегревается, а из печки поступает холодный воздух. Это может указывать на неисправность клапана, отвечающего за контроль низкого давления. Его поломка вызывает образование воздушных пробок в системе охлаждения, что приводит к перегреву двигателя.

  3. Наличие следов охлаждающей жидкости. Если антифриз заметен в области хомутов, трубок или под радиатором, это может свидетельствовать о неисправности клапана. Он не позволяет избыточному давлению выходить, что приводит к его повышению внутри системы. Это может вызвать повреждение хомутов, трубок или радиатора.

Помимо замены крышки расширительного бачка, может потребоваться замена радиатора, хомутов и трубок, а также обновление уплотнителей. В некоторых случаях избыточное давление может привести к разрыву расширительного бачка, и тогда придется менять весь узел.

Проверка состояния крышки

В некоторых ситуациях правильно с позиции автомобилиста будет заняться самостоятельной проверкой пробки из расширительного бачка. Но важно учитывать, что это довольно сложная процедура. Ведь работоспособность элемента напрямую связана с создаваемым внутри системы охлаждения давлением.

Искусственно в гаражных или домашних условиях создать нужное давление, дабы проверить элемент, не очень просто. Потому пробку от расширительного бачка, которую подозревают в неисправностях, часто отправляют в автосервис, а не ломают голову над тем, как сделать это своими руками.

Суть диагностики на автосервисе заключается в том, что проверяемая крышка бачка подвергается давлению, создаваемому специальными насосами. Именно они обеспечивают необходимое количество атмосфер для той или иной модели крышки с клапанами. Это даёт возможность увидеть, срабатывает ли при заданных значениях открытие и закрытие, либо устройство вышло из строя и требует замены.

Самостоятельно провести диагностику можно, пусть даже точность полученных результатов будет ниже в сравнении с проверкой в автосервисе. Зато платить деньги никому не придётся. Для проверки нужно выполнить следующие манипуляции:

  1. Для начала, пока двигатель не запускался, нужно снять крышку со своего расширительного бачка в подкапотном пространстве, и визуально осмотреть пробку со всех сторон при хорошем освещении. Наличие сколов, разных трещин, разрывов и затёртостей говорит о том, что элемент имеет ряд механических повреждений, которые вероятно и привели к появлению характерных симптомов.
  2. При отсутствии механических повреждений верните заглушку на место, и запустите мотор. Нужно дождаться, когда ДВС прогреется до своих рабочих параметров. Снова вернитесь к подкапотному пространству, наденьте перчатку и начинайте постепенно раскручивать пробку. Важно создать вокруг себя тишину, поскольку тут придётся слушать.
  3. Если вы ничего не слышите, никакие звуки при открытии не появляются, с крышкой всё хорошо. Но при наличии звука, напоминающего процесс открытия какой-нибудь газировки, это указывает на неисправность. Шипение говорит нам о том, что клапан не срабатывает, хотя давление уже достаточно высокое. Подобные звуки подтвердят ваше опасение. Заглушка сдерживает избыточное давление, поскольку клапан не функционирует и не открывается при необходимости.
  4. Проверить низкое давление можно несколько иначе. Для этого закрутите плотно крышку, прогрейте двигатель до рабочих температур, после чего проинспектируйте состояние толстых шлангов в вашей системе охлаждения. Бывают ситуации, когда шланги оказываются словно вдавлены внутрь, их сжало. Характерный признак, подсказывающий автомобилисту, что крышка вышла из строя, и не нагнетает давление при его падении ниже требуемого уровня.

Существует альтернативный метод диагностики, но он подойдёт не всем, поскольку автомобильные системы охлаждения отличаются по своей конструкции и доступу к шлангам.

Если же добраться без лишних демонтажных работ к шлангу системы охлаждения вы можете, попробуйте использовать этот метод. Вам потребуется открутить пробку, сжать подручным приспособлением или просто рукой один шланг, а затем вернуть на место крышку. То место, которое вы зажали, следует отпустить. Если при этом трубка вернётся в своё изначальное состояние, с клапанами всё хорошо.

При выявлении признаков, указывающих на неисправность клапанной крышки расширительного бачка с жидкостью охлаждения, единственным способом устранить неисправность будет замена повреждённого элемента. Для этого купите такую же крышку, как установлена на вашу машину, и закрутите её. Если после таких манипуляций работоспособность системы вернётся к норме, причина крылась именно к заглушке бачка с антифризом.

Пробка достаточно маленькая и неприметная, но на практике выполняет крайне важные функции. Потому автовладельцам рекомендуется периодически проверять её работоспособность, проводить визуальный осмотр и не забывать подливать в бачок качественную охлаждающую жидкость.


Простой быстрый способ как проверить крышку расширительного бачка с Пассат Б3 Как должна работатьПростой быстрый способ как проверить крышку расширительного бачка с Пассат Б3 Как должна работать

Замена крышки расширительного бачка

Крышка расширительного бачка является важным элементом системы охлаждения автомобиля, и её замена может оказаться необходимой в ряде случаев. Основная функция крышки заключается в поддержании необходимого давления в системе охлаждения, что предотвращает закипание жидкости и способствует эффективному теплообмену. Если крышка повреждена или не функционирует должным образом, это может привести к утечкам охлаждающей жидкости, перегреву двигателя и другим серьезным проблемам.

При замене крышки расширительного бачка важно учитывать несколько факторов. Во-первых, необходимо выбрать крышку, соответствующую спецификациям вашего автомобиля. Каждая модель имеет свои параметры давления, и использование неподходящей крышки может привести к неправильной работе системы охлаждения.

Во-вторых, перед установкой новой крышки следует тщательно осмотреть расширительный бачок на наличие трещин или повреждений. Если бачок поврежден, замена крышки не решит проблему, и потребуется замена всего бачка.

Процесс замены крышки достаточно прост и может быть выполнен самостоятельно. Для этого нужно:

  • Остудить двигатель, чтобы избежать ожогов от горячей охлаждающей жидкости.
  • Открыть капот и найти расширительный бачок, который обычно расположен рядом с радиатором.
  • Снять старую крышку, аккуратно поворачивая её против часовой стрелки.
  • Очистить поверхность, на которую будет устанавливаться новая крышка, от грязи и остатков старой прокладки.
  • Установить новую крышку, поворачивая её по часовой стрелке до щелчка.

После замены крышки рекомендуется проверить систему охлаждения на наличие утечек. Для этого можно запустить двигатель и дать ему поработать некоторое время, наблюдая за уровнем охлаждающей жидкости и состоянием крышки. Если уровень жидкости остается стабильным, а крышка не пропускает пар или жидкость, значит, замена прошла успешно.

В заключение, замена крышки расширительного бачка — это простая, но важная процедура, которая может значительно повысить надежность работы системы охлаждения вашего автомобиля. Регулярная проверка состояния крышки и её замена при необходимости помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы двигателя.

Вопрос-ответ

Какова основная функция крышки расширительного бачка?

Основная функция крышки расширительного бачка заключается в поддержании необходимого давления в системе охлаждения автомобиля. Она предотвращает избыточное давление и обеспечивает правильный уровень охлаждающей жидкости, что способствует эффективному теплообмену и предотвращает перегрев двигателя.

Как проверить состояние крышки расширительного бачка?

Состояние крышки расширительного бачка можно проверить визуально на наличие трещин или повреждений, а также с помощью манометра. Для этого нужно снять крышку и проверить, удерживает ли она давление. Если крышка не закрывается плотно или не удерживает давление, её следует заменить.

Как часто нужно менять крышку расширительного бачка?

Рекомендуется проверять и при необходимости заменять крышку расширительного бачка каждые 2-3 года или при проведении планового технического обслуживания автомобиля. Также стоит обратить внимание на её состояние при любых признаках перегрева двигателя или утечек охлаждающей жидкости.

Советы

СОВЕТ №1

Проверяйте состояние крышки расширительного бачка регулярно. Убедитесь, что уплотнительное кольцо не повреждено и нет признаков коррозии. Это поможет предотвратить утечки охлаждающей жидкости и поддерживать оптимальное давление в системе охлаждения.

СОВЕТ №2

При замене крышки расширительного бачка выбирайте детали, рекомендованные производителем вашего автомобиля. Неправильная крышка может привести к неправильному давлению в системе и, как следствие, к перегреву двигателя.

СОВЕТ №3

Перед проверкой крышки расширительного бачка убедитесь, что двигатель остыл. Открытие горячего бачка может привести к ожогам из-за выброса пара или охлаждающей жидкости. Безопасность всегда должна быть на первом месте.

СОВЕТ №4

Если вы заметили утечки охлаждающей жидкости или постоянное понижение уровня жидкости в бачке, проверьте крышку на предмет герметичности. В некоторых случаях проблема может быть связана именно с ней, и её замена решит проблему.

Ссылка на основную публикацию
Похожее