Тахометр — прибор, отображающий количество оборотов коленчатого вала двигателя. Он позволяет водителю контролировать работу мотора и оптимизировать его производительность. Иногда тахометр может выйти из строя, что вызывает беспокойство у автовладельцев. В этой статье рассмотрим основные причины неисправности тахометра и предложим пошаговые рекомендации по диагностике и ремонту устройства. Знание устройства и принципа работы тахометра поможет быстрее выявить проблему и восстановить его работоспособность, обеспечивая более безопасное управление автомобилем.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ПРИНЦИПУ РАБОТЫ
-
Механические и электромеханические тахометры с прямым приводом. В этих устройствах стрелочный индикатор получает информацию о оборотах через гибкий вал, который вращается от коленчатого вала или одного из валов трансмиссии с помощью червячной передачи. Принцип работы основан на индукции вихревых токов. Устройство магнитного тахометра схоже с автомобильным спидометром, но в современных автомобилях такая конструкция не используется.
-
Электромашинные тахометры. Их особенность — подключение к генератору. Эти устройства чаще применяются на дизельных двигателях, но могут использоваться и на бензиновых для унификации.
-
Электронные тахометры. Сигнал для работы может поступать от системы зажигания или электронного блока управления (ЭБУ). Они устанавливаются на бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания.
Неисправность тахометра может быть вызвана несколькими причинами. Эксперты отмечают, что одной из самых распространенных является повреждение проводки или соединений, что может привести к отсутствию сигнала. Также стоит обратить внимание на сам датчик оборотов двигателя, который может выйти из строя. В некоторых случаях причиной может стать неисправность блока управления двигателем.
Ремонт тахометра своими руками возможен, если у владельца автомобиля есть базовые навыки работы с электроникой. Специалисты рекомендуют сначала проверить все соединения и проводку на наличие повреждений. Если они в порядке, следует протестировать датчик и, при необходимости, заменить его. Важно помнить, что при работе с электрическими компонентами необходимо соблюдать осторожность и отключать аккумулятор. Если самостоятельный ремонт не дал результатов, лучше обратиться к профессионалам для диагностики и устранения проблемы.
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ
Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:
- измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
- блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
- вспомогательные элементы.
Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.
Причина неисправности тахометра | Возможные симптомы | Ремонт своими руками (сложность) |
---|---|---|
Обрыв или повреждение проводки | Тахометр не работает, возможно другие приборы тоже | Проверка проводки, замена поврежденных участков (легко) |
Неисправность датчика частоты вращения коленвала (ДПКВ) | Тахометр не работает, двигатель может плохо заводиться или глохнуть | Проверка ДПКВ мультиметром, замена (средне) |
Неисправность приборной панели | Тахометр не работает, возможно другие приборы тоже | Проверка предохранителей, ремонт или замена приборной панели (сложно) |
Неисправность блока управления двигателем (ЭБУ) | Тахометр не работает, возможны другие ошибки в работе двигателя | Диагностика ЭБУ, ремонт или замена (очень сложно) |
Плохой контакт в разъемах | Тахометр работает нестабильно или вовсе не работает | Проверка и очистка контактов (легко) |
Перегоревший предохранитель | Тахометр не работает | Замена предохранителя (легко) |
Ошибка в программном обеспечении ЭБУ | Тахометр не работает, возможны другие ошибки | Перепрошивка ЭБУ (очень сложно) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о тахометрах и их ремонте:
-
Принцип работы тахометра: Тахометры могут работать на основе различных принципов, включая механические, электронные и оптические. Механические тахометры используют вращающиеся элементы и центробежные силы, в то время как электронные тахометры считывают данные с датчиков, установленных на двигателе, что делает их более точными и надежными.
-
Распространенные причины неисправностей: Одной из самых частых причин, по которой тахометр может перестать работать, является неисправность датчика положения коленчатого вала. Этот датчик отвечает за передачу информации о скорости вращения двигателя на тахометр. Если он выходит из строя, тахометр может показывать нулевое значение или работать некорректно.
-
Ремонт своими руками: Многие владельцы автомобилей могут самостоятельно диагностировать и устранять проблемы с тахометром. Для этого достаточно проверить соединения проводов, состояние предохранителей и работоспособность датчика. В некоторых случаях может потребоваться замена самого тахометра, что также можно сделать самостоятельно, если следовать инструкциям и иметь базовые навыки работы с автомобилем.
СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ
При поиске неисправности тахометра важно разобраться в схеме подключения и типе сигнала. Существует три основные схемы подключения:
-
Бесконтактная система зажигания. Провод тахометра соединяется с первичной цепью катушки зажигания. Работа основана на измерении частоты колебаний напряжения в первичной цепи. Для расчета угла зажигания учитывается количество оборотов коленчатого вала, так как частота искрообразования зависит от скорости вращения коленвала. На четырехцилиндровых двигателях полному обороту коленчатого вала соответствуют два импульса напряжения. С увеличением скорости вращения коленвала возрастает и частота скачков напряжения.
-
Контактная система зажигания. Принцип работы и схема подключения аналогичны бесконтактной системе, но устройство измерительного блока может отличаться в зависимости от напряжения в цепи.
-
Блок управления двигателем (ЭБУ). Здесь работа основана на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал для тахометра поступает непосредственно от блока управления.
-
Генератор. Сигнальный контакт тахометра соединяется с выводом W генератора. Вращение шкива генератора происходит через ременную передачу от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора пропорциональна частоте вращения коленвала. Изменение оборотов коленчатого вала определяется путем измерения величины ЭДС, генерируемой на обмотке. По принципу работы электромашинный тахометр напоминает вольтметр.
ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.
- целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
- качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
- целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.
На автомобилях со схемой подключения от генератора неработающий тахометр может служить признаком неисправности генератора. В таком случае поломка сопровождается зажиганием индикатора низкого заряда АКБ, спорадическим загоранием на приборной панели «гирлянды» из предупреждающих лампочек.
В некоторых типах конструкции изменение погонного сопротивления высоковольтных проводов может вносить коррективы в точность показаний индикации оборотов двигателя.
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО НАЙТИ ПРИЧИНУ НЕИСПРАВНОСТИ
Для самостоятельной диагностики вам понадобится универсальный измерительный прибор. Если вы умеете пользоваться мультиметром, сможете проверить наличие питания, «массу» и протестировать сигнальный провод на обрывы.
Для проверки питания используйте режим измерения постоянного тока с диапазоном до 20 В. «Минус» будет постоянным, а «плюс» появится после включения зажигания. Импульсы на сигнальном проводе должны возникать при вращении коленчатого вала. Для выявления обрыва переключите мультиметр в режим измерения сопротивления (омметр). Иногда для нахождения плохого контакта достаточно немного пошевелить разъем или жгут с сигнальным проводом индикатора оборотов.
СТРЕЛКА ТАХОМЕТРА ДЕРГАЕТСЯ
Проблема дергающейся стрелки лучше всего знакома владельцам ГАЗ 3110 «Волга». Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 г и оснащенных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, при которой величина тока зарядки регулируется переменной подачей напряжения на обмотку возбуждения, приводит к дерганью стрелки.
Стрелка тахометра может дергаться из-за ослабевшей натяжки ремня генератора, но в большинстве случаев отремонтировать тахометр на Волге удается заменой приборной панели и видоизменением схемы подключения.
ПРОФИЛАКТИКА И УХОД ЗА ТАХОМЕТРОМ
Для того чтобы тахометр вашего автомобиля служил долго и исправно, необходимо соблюдать несколько простых правил профилактики и ухода. Регулярное внимание к этому прибору поможет избежать многих проблем и снизит риск его поломки.
1. Регулярная проверка работы тахометра. Один из самых простых способов профилактики – это периодическая проверка работы тахометра. Включите зажигание и посмотрите, как реагирует стрелка. Она должна плавно подниматься и опускаться в зависимости от оборотов двигателя. Если стрелка застревает или не реагирует, это может быть первым признаком неисправности.
2. Очистка контактов и разъемов. Со временем на контактах и разъемах тахометра может скапливаться грязь и окисление, что приводит к плохому контакту. Регулярно проверяйте и очищайте разъемы, используя специальные очистители для электроники. Это поможет избежать ложных срабатываний и неправильных показаний.
3. Проверка проводки. Обратите внимание на состояние проводки, идущей к тахометру. Изоляция проводов может со временем повреждаться, что приводит к коротким замыканиям и сбоям в работе прибора. Если вы заметили повреждения, замените провода или отремонтируйте их.
4. Защита от влаги. Влага может негативно сказаться на работе тахометра. Если ваш автомобиль эксплуатируется в условиях повышенной влажности или в дождливую погоду, убедитесь, что все разъемы и соединения защищены от влаги. Используйте герметики и специальные защитные средства для электроники.
5. Регулярное техническое обслуживание. Включите проверку тахометра в список регулярного технического обслуживания вашего автомобиля. Это позволит вам вовремя выявлять и устранять возможные проблемы, а также продлить срок службы прибора.
6. Обращение к специалистам. Если вы заметили, что тахометр работает некорректно, не игнорируйте эту проблему. Иногда лучше обратиться к профессионалам, которые смогут провести диагностику и выявить причину неисправности. Это поможет избежать более серьезных поломок в будущем.
Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы тахометра и обеспечить его надежную работу. Помните, что профилактика всегда проще и дешевле, чем ремонт, поэтому уделяйте внимание этому важному прибору вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Почему тахометр может не работать?
Тахометр может не работать по нескольким причинам, включая неисправность датчика оборотов двигателя, проблемы с проводкой или предохранителями, а также сбои в работе электронного блока управления (ЭБУ). Важно провести диагностику, чтобы точно определить источник проблемы.
Как самостоятельно проверить тахометр на работоспособность?
Для проверки тахометра можно использовать мультиметр для измерения напряжения на выводах датчика оборотов. Также можно подключить внешний тахометр или использовать диагностический сканер, чтобы проверить, отображает ли он данные о оборотах двигателя. Если внешний прибор показывает правильные значения, значит, проблема в самом тахометре или его подключении.
Что делать, если тахометр не работает после замены датчика?
Если тахометр не работает после замены датчика, стоит проверить правильность подключения нового устройства и состояние проводки. Также стоит убедиться, что новый датчик совместим с вашим автомобилем и исправен. Если все в порядке, возможно, проблема кроется в ЭБУ или других компонентах системы управления двигателем.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте предохранители. Часто проблема с тахометром может быть связана с перегоревшим предохранителем. Ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля, чтобы найти схему предохранителей и убедиться, что все они в порядке.
СОВЕТ №2
Осмотрите проводку и соединения. Иногда причина неисправности тахометра кроется в поврежденных проводах или плохих контактах. Проверьте все соединения, особенно в области датчика оборотов, и убедитесь, что они надежно закреплены и не имеют коррозии.
СОВЕТ №3
Проверьте датчик оборотов. Если тахометр не работает, возможно, проблема в самом датчике. Используйте мультиметр, чтобы проверить его работоспособность. Если датчик неисправен, его замена может решить проблему.
СОВЕТ №4
Обратитесь к профессионалу, если не уверены в своих силах. Если после всех проверок тахометр все еще не работает, возможно, стоит обратиться к специалисту. Некоторые проблемы могут требовать более глубокого анализа и специализированного оборудования для диагностики.