Правильное хранение автомобильных шин влияет на их долговечность и безопасность. В статье рассмотрим основные правила хранения шин с дисками и без, а также важность предотвращения остаточной деформации. Эти нюансы помогут сохранить шины в идеальном состоянии, что обеспечит надежность автомобиля и комфорт во время поездок.
Как гласит традиция
Начнем с правил, несоблюдение которых среди автолюбителей считается плохим тоном.
- Хранить диски с резиной в вертикальном положении запрещено. Колеса следует либо подвешивать за диск, либо укладывать «колодцем».
- Шины без дисков можно хранить только в вертикальном положении. Подвешивание или укладка шин друг на друга «колодцем» нежелательны.
Часто добавляется рекомендация периодически поворачивать колеса. Эти требования основаны на концепции остаточной деформации. Считается, что если оставить резину на дисках в вертикальном положении на длительный срок или сложить ее разбортированную в столбик, она может сплющиться, что приведет к статическому и динамическому дисбалансу колеса. Давайте разберемся с понятием «остаточная деформация».
Эксперты в области автомобильной безопасности подчеркивают важность правильного хранения шин для обеспечения их долговечности и безопасности. Они рекомендуют хранить шины в сухом, темном и прохладном месте, вдали от источников тепла и солнечного света, так как ультрафиолетовые лучи и высокая температура могут привести к преждевременному старению резины. Кроме того, специалисты советуют хранить шины в вертикальном положении, если они не имеют дисков, или подвешивать их, чтобы избежать деформации. При хранении на дисках рекомендуется размещать шины горизонтально, но не накладывать одну на другую слишком высоко, чтобы избежать повреждений. Также важно периодически проверять состояние шин, чтобы вовремя выявить возможные дефекты. Правильное обращение с шинами не только продлевает их срок службы, но и повышает безопасность на дороге.
Остаточная деформация
Остаточной деформацией называют деформацию, остающуюся после приложения к телу определенной величины растягивающих, сжимающих или сдвиговых напряжений в точно установленный интервал времени и разгрузки за точно установленный интервал времени.
Впору вспомнить закон Гука, который утверждает, что деформация, возникающая в упругом теле, пропорциональна к приложенной к этому телу силе. Но следует указать, что утверждение действительно лишь при небольших деформациях. При превышении придела пропорциональности связь между напряжением и деформацией становится нелинейной, что хорошо показано на представленном графике.
- σ – напряжение, приложенное к телу, σ – напряжение упругости;
- ε – деформация, ε ост – остаточная деформация.
Отрезок О-А показывает, что при небольшой величине деформации связь между напряжением и деформацией сохраняет линейную взаимосвязь. Если же σ больше σ упр., то тело после прекращения действия напряжения уже не восстановит свою первоначальную форму. Иными словами, образец будет иметь остаточную деформацию. Если же мы повторно приложим усилие, превышающее σ упругости, то мы не получим опять точку В, а уже придем в точку С. Таким образом, остаточная деформация накапливается и при достижении точки D произойдет разрушение испытуемого образца.
Но чем именно показателен рассматриваемый опыт, если мы говорим о хранении колес? Возьмем для примера хранение шины без диска в не рекомендованном подвешенном состоянии. Прилагаемое к боковому профилю напряжение будет гораздо ниже σ упругости, а поэтому после снятия шина вернет свою прежнюю форму. Чтобы убрать страхи о вредности такого положения, достаточно представить, сколько циклов деформации переживает покрышка при эксплуатации по отечественным дорогам, многие из которых больше походят на направления. При этом резина даже после стирания протектора и ни одной десятки тысяч километров может не вызывать чрезмерного дисбаланса колеса. К тому же напомним, что мы говорим о сезонном хранении, когда время простоя покрышек часто не превышает и 7 месяцев в году. Трудно представить, сколько нужно шине провисеть в подвешенном состоянии, чтобы земное притяжение сделало ее непригодной для монтажа на колесный диск.
Конструкция современной автомобильной шины предполагает наличие внутри металлического корда, который значительно повышает σ упругости резины.
Тип шин | Условия хранения | Рекомендации |
---|---|---|
Зимние (с шипами/без шипов) | Прохладное, сухое, темное место, защищенное от прямых солнечных лучей и осадков. Температура от +5°C до +25°C. | Хранить в вертикальном положении, избегая контакта с химикатами и маслами. Регулярно осматривать на наличие повреждений. Шины с шипами хранить отдельно от безшиповых. |
Летние | Прохладное, сухое, темное место, защищенное от прямых солнечных лучей и осадков. Температура от +5°C до +25°C. | Хранить в вертикальном положении, избегая контакта с химикатами и маслами. Регулярно осматривать на наличие повреждений. Можно хранить на дисках или без них. |
Всесезонные | Прохладное, сухое, темное место, защищенное от прямых солнечных лучей и осадков. Температура от +5°C до +25°C. | Хранить в вертикальном положении, избегая контакта с химикатами и маслами. Регулярно осматривать на наличие повреждений. Можно хранить на дисках или без них. |
На дисках | Прохладное, сухое, темное место, защищенное от прямых солнечных лучей и осадков. Температура от +5°C до +25°C. | Хранить в вертикальном положении, избегая контакта с химикатами и маслами. Регулярно осматривать на наличие повреждений. Поддерживать давление в шинах. |
Без дисков | Прохладное, сухое, темное место, защищенное от прямых солнечных лучей и осадков. Температура от +5°C до +25°C. | Хранить в вертикальном положении, меняя положение шин каждые 2-3 месяца, чтобы избежать деформации. Использовать специальные подставки для шин. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о правилах хранения автомобильных шин:
-
Температурный режим: Шины лучше всего хранить в прохладном, сухом месте с температурой от 15 до 25 градусов Цельсия. Высокие температуры могут привести к ускоренному старению резины, а низкие — к потере эластичности.
-
Избегание солнечного света: Ультрафиолетовые лучи могут значительно ухудшить состояние шин, вызывая трещины и потерю прочности. Поэтому шины следует хранить в темном месте или накрывать непрозрачной пленкой.
-
Правильная позиция хранения: Если шины хранятся на дисках, их лучше всего хранить вертикально, чтобы избежать деформации. Если шины без дисков, их следует укладывать друг на друга, но не более чем в четыре слоя, чтобы избежать повреждений.
Методика правильного хранения
Правила для сезонного хранения колес:
- Диски с резиной нужно хранить под давлением. Если вы накачиваете колеса до 2 Атм. для использования, такое же давление подойдет и для хранения. Это предотвратит деформацию покрышек и опровергает мифы о специальных требованиях к их положению;
- Зимние шины с дисками следует хранить в сухом и чистом месте. Грязь и дорожные реагенты могут повредить резину и лакокрасочное покрытие дисков. Обнаружить заплесневелые покрышки с коррозией на дисках после хранения – неприятно;
- Хранение четырех шин в сложенном виде «колодцем» не повлияет на срок службы резины, если под нижней покрышкой ровная поверхность и отсутствуют острые предметы. Не стоит сжимать резину, чтобы уместить ее в ограниченном пространстве, и не придавливайте сверху тяжелыми предметами. Если срок хранения превышает один год, лучше ставить покрышки вертикально и переворачивать их на 90° каждые полгода. Шины без дисков менее жесткие и могут немного деформироваться при длительном хранении.
Условия хранения
С положением покрышек все понятно, но к климатическим условиям хранилища требования куда более суровые:
- резина не должна храниться под прямыми солнечными лучами. Ультрафиолетовые лучи и высокая температура сушат резину, что приводит к потере эластичности и растрескиванию. Отчасти поэтому любая покрышка имеет установленный срок службы, когда гарантируются заявленные сцепные свойства и целостностью структуры. Особенно это актуально при хранении зимних шин, но и летней резине такие условия продлят срок службы. Достаточно накрыть покрышки непрозрачным, водонепроницаемым материалом. В таких условиях резину можно хранить даже на балконе. Если вы упаковываете шину в полиэтиленовый пакет, сделайте в нем небольшое отверстие для выхода конденсата;
- в помещение должен быть нормальный уровень влажности.
Опционально применение специальных автокосметических средств для длительной консервации резины.
Где лучше хранить шины?
Не всем автомобилистам удается правильно хранить шины. Идеальным вариантом является гараж, а балкон стоит использовать только в крайних случаях. Проблема в том, что колеса занимают много места, которого часто не хватает.
В такой ситуации разумно обратиться к услугам сезонного хранения шин. За плату ваши покрышки доставят на склад, очистят, высушат и обработают специальными средствами. Уважающие себя компании, предлагающие такие услуги, обычно имеют собственные шиномонтажные станции, где можно сразу снять, установить и отбалансировать колеса. Цены на хранение одного комплекта шин варьируются от 2500 до 3600 рублей, в зависимости от срока хранения (стандартный — 7 месяцев), размера колес и дополнительных услуг. Хотя рекламные материалы часто преувеличивают информацию о теплых и проветриваемых помещениях, на практике это обычно обычные ангары. Тем не менее, в отсутствии альтернативы такая услуга оправдывает свои затраты.
Проверка состояния шин перед хранением
Перед тем как отправить шины на хранение, важно провести их тщательную проверку. Это поможет выявить возможные повреждения и определить, нуждаются ли шины в ремонте или замене. Начните с визуального осмотра: проверьте поверхность шин на наличие трещин, порезов и других повреждений. Обратите внимание на состояние протектора – он должен быть равномерно изношен, без глубоких канавок и неровностей.
Также стоит проверить давление в шинах. Низкое давление может привести к деформации и ухудшению состояния резины. Если шины были использованы в условиях повышенных нагрузок или на сложных трассах, рекомендуется провести их балансировку и выравнивание перед хранением.
Не забудьте обратить внимание на возраст шин. На боковине каждой шины есть DOT-код, который указывает на дату производства. Шины, возраст которых превышает 5-7 лет, могут потерять свои эксплуатационные характеристики, даже если визуально выглядят нормально. В таком случае стоит задуматься о замене.
Если шины имеют шипы, проверьте их состояние. Шипы не должны быть изношены или отсутствовать. Если вы заметили, что шипы выпадают, это может свидетельствовать о необходимости замены шины.
После визуального осмотра и проверки состояния шин, рекомендуется провести их очистку. Удалите грязь, камни и другие загрязнения, которые могут повредить резину во время хранения. Для этого используйте мягкую щетку и мыльный раствор. Не используйте агрессивные химикаты, так как они могут повредить резину.
После очистки дайте шинам высохнуть, прежде чем отправить их на хранение. Влага может способствовать образованию плесени и коррозии, что негативно скажется на состоянии резины. Убедитесь, что шины полностью сухие и готовы к хранению.
Вопрос-ответ
Каковы требования к хранению автомобильных шин?
Допускаются колебания температуры воздуха от –30 до +35 градусов и относительной влажности 50–80%. Шины должны быть не ближе 1 метра к отопительным устройствам. Шины должны храниться в вертикальном положении на стеллажах, поддонах или ровном полу. Поверхность стеллажа должна быть ровной, без острых ребер.
Как правильно хранить резину 100% или лёжа?
Покрышки должны располагаться в вертикальном виде (в положении «стоя»). Чтобы «автомобильная обувь» не деформировалась, их нужно периодически переворачивать (примерно раз в четыре недели). Резину без дисков нельзя хранить в лежачем или подвешенном состоянии, так как это может привести к ее деформации.
Можно ли хранить шины друг на друге?
Как хранить летнюю резину зимой без дисков? Первое, что нужно запомнить, — складировать шины друг на друга нельзя. При таком хранении вероятность деформации резины значительно увеличивается, и особенно пострадать может то колесо, которое оказалось в самом низу.
Как лучше хранить резину с дисками или без?
Желательно хранить шины на дисках — в таком случае они лучше сохраняют изначальную форму. Кроме того, при наступлении нового сезона вы сэкономите на услугах сервисного центра. Каждую шину стоит предварительно обработать силиконовой смазкой.
Советы
СОВЕТ №1
Храните шины в прохладном, сухом и темном месте. Избегайте воздействия прямых солнечных лучей и высоких температур, так как это может привести к преждевременному старению резины.
СОВЕТ №2
Если шины хранятся на дисках, храните их вертикально, чтобы избежать деформации. Если шины без дисков, укладывайте их горизонтально, но не ставьте одну на другую слишком высоко, чтобы не повредить их форму.
СОВЕТ №3
Перед хранением обязательно очищайте шины от грязи и камней. Это поможет предотвратить повреждение резины и образование плесени, а также продлит срок службы шин.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте состояние хранимых шин. Обратите внимание на наличие трещин, вздутий или других повреждений, чтобы вовремя выявить проблемы и избежать неприятностей на дороге.