Корректор фар — ключевой элемент системы освещения автомобиля, который настраивает угол наклона фар в зависимости от загрузки. Неисправность корректора ухудшает видимость и может ослепить встречных водителей, увеличивая риск аварий. В статье рассмотрим основные причины неисправностей корректора фар и предложим схемы и инструкции по диагностике и устранению проблем, чтобы восстановить исправность системы освещения вашего автомобиля.
НЕИСПРАВНОСТИ ГИДРОКОРРЕКТОРА
Среди причин неисправности гидрокорректора фар выделяют разгерметизацию соединений трубок и уплотнительных манжет. Неплотные соединения вызывают утечку рабочей жидкости и попадание воздуха в систему, что нарушает работу поршней. Система должна быть полностью заполнена жидкостью для корректной работы. Производитель не предусматривает ремонт гидрокорректора, поэтому при неисправности узел заменяется целиком. В статье «Ремонт гидрокорректора» рассматриваются методы диагностики и восстановления системы.
Гидрокорректор фар располагается в каждом блоке фар и включает исполнительный механизм, воздействующий на отражатель. От него отходят две трубки, соединяющиеся через технологическое отверстие в моторном щите с главным цилиндром и переключателем на приборной панели.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают несколько основных причин, по которым корректор фар может перестать функционировать. Во-первых, одной из наиболее распространенных проблем является неисправность электропроводки. Порванные или окисленные контакты могут привести к отсутствию питания на моторчике корректора. Во-вторых, сбои могут возникать из-за поломки самого механизма регулировки, что часто связано с износом деталей или попаданием влаги. Также стоит обратить внимание на блок управления, который может выйти из строя из-за короткого замыкания или других электрических проблем. Наконец, неправильная эксплуатация, например, частое использование корректора при выключенном зажигании, также может негативно сказаться на его работоспособности. Регулярная диагностика и своевременное обслуживание помогут избежать этих неприятностей.
ЗАМЕНА
Все работы будут показаны на примере автомобилей ВАЗ, в частности, Лада Гранта, но и на других моделях конструкция не будет иметь больших отличий.
Причина неисправности | Симптомы | Способы проверки и устранения |
---|---|---|
Перегорела лампочка | Одна или обе фары не светят. | Замена лампочки. Проверка предохранителя. |
Неисправен предохранитель | Фары не светят. | Проверка и замена предохранителя. |
Неисправен корректор фар (механический) | Фары светят, но не регулируются. | Проверка механизма корректора, замена неисправных деталей (тросики, шестерни). |
Неисправен корректор фар (электрический) | Фары светят, но не регулируются, или регулируются некорректно. | Проверка электрической цепи корректора (провода, моторчик, датчики), диагностика с помощью сканера. |
Неисправен блок управления корректором фар | Фары не регулируются или регулируются некорректно. | Диагностика блока управления с помощью сканера, замена блока. |
Обрыв или короткое замыкание в проводке | Фары не светят или работают некорректно. | Проверка проводки на обрывы и короткое замыкание. |
Неисправность датчика положения кузова | Фары регулируются некорректно, или не реагируют на изменение нагрузки. | Проверка датчика положения кузова, замена датчика. |
Неправильная регулировка фар | Свет фар направлен некорректно. | Регулировка фар на стенде. |
Загрязнение отражателя или рассеивателя | Снижение интенсивности света. | Очистка отражателя и рассеивателя. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о причинах неработающего корректора фар на автомобиле:
-
Электрические проблемы: Одной из самых распространенных причин неработающего корректора фар является неисправность электрической цепи. Это может быть связано с перегоревшими предохранителями, поврежденными проводами или плохими контактами. Даже небольшие повреждения могут привести к тому, что корректор не будет получать питание.
-
Механические повреждения: Корректоры фар часто работают на основе механических приводов, которые могут заедать или ломаться. Например, если механизм, отвечающий за изменение угла наклона фар, забит грязью или поврежден, это может привести к его неработоспособности. Регулярная проверка и очистка этих механизмов могут предотвратить проблемы.
-
Неправильная установка или регулировка: В некоторых случаях корректор фар может не работать из-за неправильной установки или регулировки. Если автомобиль был подвергнут ремонту или замене фар, возможно, что механизм корректора был неправильно подключен или установлен. Это подчеркивает важность профессиональной установки и регулярного обслуживания автомобиля.
Демонтаж неисправного гидрорегулятора:
- Уберите нижнюю декоративную панель слева от рулевой колонки (она фиксируется на клипсах).
- Снимите ручку переключателя гидрокорректора, потянув ее на себя.
- Главный механизм крепится гайкой на 21, которую можно открутить накидной головкой. Также подойдет головка на 22, так как затяжка незначительная.
- Извлеките главный механизм из внутренней части.
- В каждой фаре есть рабочий цилиндр. Чтобы его извлечь, поверните корпус исполнительного механизма против часовой стрелки до освобождения защелок и потяните на себя.
- Освободите трубки, крепящиеся к кузову с помощью клипс с хомутами. Если ремонт гидрокорректора не планируется, трубки можно отрезать для упрощения демонтажа (вытащить, потянув за отрезок трубки у левой фары). Учтите, что иногда гидрокорректор может не работать, но жидкости в системе может быть достаточно, поэтому подготовьте емкость для слива.
- Снимите отрицательную клемму и демонтируйте аккумулятор для доступа к технологическому отверстию в моторном щите (потребуются накидные ключи на 10 и 13).
- Утопите один край уплотнительной резинки с помощью отвертки, затем постепенно продвигайте ее в салон.
- Извлеките трубки вместе с уплотнителем, потянув за главный механизм в салоне. Возможно, придется отсоединить разъемы у педального узла, которые могут мешать выходу уплотнителя.
Установка нового гидрокорректора
Для установки с салона протяните через отверстие исполнительные механизмы и трубки до манжет. Поскольку пространство у педального узла ограничено, желательно попросить кого-то потянуть в подкапотном пространстве за направленные вами изнутри трубки. Уплотнительную резинку необходимо вытащить за моторный щит, после чего уже с наружной стороны установить в паз. Вам останется только уложить трубки по заводскому контуру. Клипсы с хомутами при необходимости можно купить либо заменить обычными хомутами.
НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО КОРРЕКТОРА
Электроприводная система надежнее гидрокорректора, но имеет свои недостатки.
Возможные неисправности:
- обламывание, перетирание проводов, образование окислов в разъемах;
- износ элементов электродвигателя;
- перегорание элементов схем (к примеру, вследствие перенапряжения в бортовой сети машины или попадания влаги внутрь корпуса блока управления). Неисправность резисторов может привести к тому, что корректор будет работать неправильно либо только в ограниченном диапазоне регулировки. Часто проблемой является износ резистивных дорожек, провоцирующий дребезг контактов. ЭБУ будет пытаться постоянно уравнять напряжение, вследствие чего элементы микросхем выходят из строя из-за перегрева.
Нами будет рассмотрен процесс диагностики электромеханического корректора фар принудительного действия. Диагностика сложных неисправностей автоматизированных систем, в работе которых используется датчики уровня дорожного просвета, требует куда более специализированной технической подготовки.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА
Перед диагностикой ознакомьтесь с электрической схемой подключения мотор-редукторов автомобиля.
Чаще всего применяются 2 типовые схемы включения:
- с 5-ти проводным разъемом мотор-редукторов. Такой способ подключения можно встретить не только в штатных системах, но и в комплектах для установки электрокорректора своими руками (к примеру, ЭМКФ 11);
- с 3-х проводным разъемом мотор-редукторов (чаще всего встречается на современных авто). Соответственно, один из контактов будет «массой», второй – постоянным «+», третий – сигнальным проводом.
Несмотря на разную распиновку, работает электрокорректор фар на большинстве машин по схожему принципу. Принцип работы основывается на постоянном сравнении напряжения на двух переменных резисторах. Один из резисторов связан с переключателем положения корректора фар на приборной панели, а другой с датчиком фактического положения штока электрокорректора. Сравнивание напряжений дифференциальным усилителем позволяет реализовать уравнивание напряжений при ошибке рассогласования. Таким образом, поворот переключателя на приборной панели приводит к выдвижению электропривода корректора фар на фиксированное расстояние.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
- Проверьте предохранитель (рекомендуем ознакомиться с инструкцией по замене). Частое срабатывание предохранителя может указывать на оголенный контакт в цепи и короткое замыкание.
- Проведите визуальный осмотр разъемов на наличие окислов. Также проверьте проводку на износ или обрывы. Окислы можно удалить надфилем.
- Используйте мультиметр для проверки питания. Если проблема не в разъемах или проводах, разберите мотор-редуктор или блок управления корректором фар. Обратите внимание на схемы на наличие обгоревших или вздутых радиодеталей и плохо припаянных контактов. Большинство компонентов можно приобрести в магазине радиодеталей.
ПРОВЕРКА ПИТАНИЯ МУЛЬТИМЕТРОМ
Если ранее вы не сталкивались с диагностикой электроприборов, рекомендуем ознакомиться с инструкцией по использованию мультиметра. Первым делом необходимо проверить, приходит ли на разъем мотор-редуктора постоянный «+» и есть ли на нем «масса». Также в режиме измерения постоянного тока (DCV) плюсовым щупом подключитесь к сигнальному проводу, а минусовым к пину «массы».
В выключенном состоянии напряжение минимально, тогда как при вращении переключателя должно быть от 3 до 10 В. Перед проверкой необходимо включить ближний свет фар.
Если «–» либо «+» в фишку не приходит, ту же операцию следует провести с разъемом, подключающимся к блоку управления в салоне машины. Если с фишки ЭБУ питание уходит, но к разъему так и не приходит, значит, дело в обрыве проводки. Если питание мотор-редуктора отсутствует и на разъеме, следует проверить «массу» и «+» самого блока управления. Ситуация, когда питание к блоку приходит, но ЭБУ никак не реагирует на смену положения переключателя, говорит о неисправности внутри блока управления корректором фар.
Не рекомендуется долгое время подавать напрямую напряжение АКБ на выводы мотор редуктора, чтобы проверить его работоспособность. Для корректной диагностики электропривода следует включить в схему подстроечный резистор номиналом 10 кОм.
ПРОБЛЕМЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ СОЕДИНЕНИЯМИ
Одной из наиболее распространенных причин, по которой корректор фар может не функционировать должным образом, являются проблемы с электрическими соединениями. Корректоры фар, как правило, работают на основе электрических сигналов, которые передаются от блока управления к механизмам, регулирующим угол наклона фар. Если в этой цепи возникают неисправности, это может привести к тому, что корректор не будет выполнять свои функции.
Первым шагом в диагностике проблем с электрическими соединениями является проверка состояния проводки. Износ, повреждения или коррозия проводов могут привести к потере сигнала. Важно внимательно осмотреть все видимые участки проводки, особенно в местах, где она может подвергаться механическим повреждениям или воздействию влаги. Если проводка выглядит изношенной, рекомендуется заменить ее на новую.
Также стоит обратить внимание на разъемы и клеммы, которые соединяют провода с блоком управления и механизмами корректора. Соединения могут окисляться, что приводит к плохому контакту. В таких случаях необходимо очистить разъемы от окислов и, при необходимости, заменить их. Использование специальной смазки для контактов может помочь предотвратить дальнейшую коррозию.
Еще одной причиной проблем с электрическими соединениями может быть сбой в работе блока управления. Если блок управления не получает сигналы от датчиков, он не сможет корректировать положение фар. Для диагностики блока управления можно использовать специализированное оборудование, которое считывает коды ошибок. Если в системе обнаружены ошибки, их необходимо устранить, что может включать замену блока управления или его перепрограммирование.
Кроме того, стоит учитывать, что проблемы с электрическими соединениями могут быть вызваны и внешними факторами, такими как короткое замыкание или перегрузка электрической сети автомобиля. В таких случаях необходимо проверить всю электрическую систему автомобиля, чтобы выявить и устранить источник проблемы.
В заключение, проблемы с электрическими соединениями являются одной из основных причин, по которым корректор фар может не работать. Регулярная проверка состояния проводки, разъемов и блока управления поможет своевременно выявить и устранить неисправности, обеспечивая правильную работу системы коррекции фар и, как следствие, безопасность на дороге.
Вопрос-ответ
Как понять, что не работает корректор фар?
Фары медленно опускаются или поднимаются при необходимости, но такая скорость недостаточна для компенсации наклонов кузова при разгоне, торможении или проезде неровностей.
Можно ли ездить без корректора фар?
Кроме прочих неудобств неправильная настройка светового потока фар может квалифицироваться как создание помех другим участникам дорожного движения и повлечь наложение штрафа в размере 500 рублей согласно статье 12.5 КоАП РФ.
Какой предохранитель отвечает за корректор фар?
New member получается, что питание корректора ответвляется от подрулевого переключателя с провода ближнего. И пред до этого один ef2 на 25А.
Как исправить ошибку корректора фар VW?
Рекомендуемое решение предполагает замену серводвигателя и повторную калибровку системы регулировки дальности света в сертифицированном сервисном центре. Это позволяет устранить неисправность, обеспечить правильную регулировку фар и устранить загорание контрольных ламп, а также предоставляет дополнительную гарантию.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте предохранители. Часто причиной неработающего корректора фар может быть перегоревший предохранитель. Ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля, чтобы найти расположение предохранителей и проверить их состояние.
СОВЕТ №2
Осмотрите электропроводку. Поврежденные или окисленные провода могут привести к сбоям в работе корректора фар. Проверьте соединения и проводку на наличие видимых повреждений или коррозии.
СОВЕТ №3
Проверьте сам механизм корректора. Иногда проблема может заключаться в самом устройстве. Убедитесь, что механизм работает правильно, и при необходимости замените его на новый.
СОВЕТ №4
Обратитесь к специалисту. Если вы не можете самостоятельно определить причину неисправности, лучше обратиться в автосервис. Профессионалы смогут провести диагностику и устранить проблему более эффективно.