Печка в автомобиле обеспечивает комфорт водителя и пассажиров, особенно в холодное время. Владельцы УАЗ часто сталкиваются с проблемой, когда отопительная система не греет салон. В этой статье рассмотрим основные причины, по которым печка УАЗ может не работать, и предложим рекомендации по их устранению. Знание этих причин поможет своевременно выявить и устранить неисправности, обеспечив комфортную поездку в любых условиях.
Схема работы печки УАЗ
Система отопления автомобилей обычно имеет схожее устройство, но УАЗ выделяется наличием двух печек вместо одной. Вторая печка обогревает заднюю часть салона и была добавлена в 2012 году, так как передняя печка не всегда справлялась с обогревом большого салона, особенно при температурах ниже -10°C.
Отопитель УАЗа работает по традиционной схеме: теплоносителем является охлаждающая жидкость, нагреваемая в двигателе и передающая тепло в печном радиаторе. Эффективность этой схемы проверена временем.
С течением времени система отопления может снижать свою эффективность из-за различных факторов. Мы расскажем о причинах ухудшения обогрева салона и предложим методы самостоятельного устранения неисправностей, что поможет сэкономить средства.
Эксперты отмечают несколько ключевых причин, по которым печка УАЗ может не греть должным образом. Во-первых, это может быть связано с недостаточным уровнем охлаждающей жидкости в системе. Если уровень жидкости низкий, это приводит к тому, что теплообменник не получает необходимого объема антифриза, что, в свою очередь, снижает эффективность обогрева.
Во-вторых, причиной может стать засорение радиатора печки. Накопление грязи и отложений препятствует нормальному циркулированию жидкости, что также негативно сказывается на работе системы отопления.
Кроме того, стоит обратить внимание на состояние термостата. Если он заедает в открытом положении, двигатель не будет достигать необходимой температуры, что также приведет к недостаточному обогреву салона. Наконец, неисправности в системе управления печкой, такие как поврежденные тросики или электроприводы, могут стать еще одной причиной проблем с отоплением.
Завоздушивание системы охлаждения
Поскольку основным теплоносителем является антифриз, значительная часть неисправностей, из-за которых печка УАЗ дует холодным воздухом, связана с проблемами циркуляции ОЖ по магистрали. Среди множества причин подобного рода следует выделить появление воздушных пробок в наиболее проблемных местах системы охлаждения. Действительно, при наличии закрытой автономной системы жидкостного типа любые сбои в её работе, особенно связанные с частичной разгерметизацией, часто приводят к скоплению воздуха в наиболее высоких точках магистрали. В качестве типичного примера можно привести появление воздушных пробок в бытовых системах отопления, с которыми ежегодно сталкиваются миллионы россиян.
На внедорожнике УАЗ – это одна из самых часто встречаемых причин ухудшения работы печки. В большинстве случаев подобная проблема возникает из-за подтеканий тосола, поэтому так важно регулярно следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке. В идеале это нужно делать одновременно с проверкой уровня масла, поскольку правильные замеры проводятся на непрогретом силовом агрегате.
Если окажется, что уровень упал ниже отметки MIN, следует долить ОЖ – в противном случае двигатель будет перегреваться, а печной радиатор – недополучать тепло. Как правило, утечка тосола сопровождается попаданием в магистраль воздуха. В норме его излишки должны уходить через расширительный бачок, но на практике, в зависимости от локализации утечки, часть воздуха может скапливаться в высоко расположенных элементах, что и приводит к заметному ухудшению циркуляции жидкости.
Устранить проблему достаточно легко:
- после доливки антифриза заводим мотор при окрученной пробке расширительного бачка;
- желательно, чтобы передняя часть автомобиля бела приподнята – в этом случае РБ будет заведомо самой высокой частью системы охлаждения;
- несколько раз увеличиваем обороты двигателя резким нажатием на педаль акселератора (до 2500-3000 оборотов);
- излишки воздуха уйдут, что приведёт к небольшому снижению уровня ОЖ;
- доливаем тосол и закручиваем пробку расширительного бачка.
Если снижение уровня антифриза происходит часто или постоянно – следует искать место утечки и устранить неисправность. Если жидкость уходит сравнительно быстро, то она выдаст себя мокрым пятном под автомобилем. Если медленно – следует внимательно осмотреть моторный отсек на наличие влажных и сильно загрязнённых деталей. Это могут быть патрубки со сквозными дефектами, места их соединения, подтекать могут радиаторы, помпа и термостат. Во всех случаях течь устраняется заменой повреждённых деталей и узлов.
Причина | Симптом | Способ проверки/устранения |
---|---|---|
Низкий уровень охлаждающей жидкости | Печка дует холодным воздухом, двигатель перегревается | Проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. Долить ОЖ, если необходимо. Проверить на течь систему охлаждения. |
Завоздушивание системы охлаждения | Печка дует холодным воздухом, двигатель может перегреваться или работать нестабильно | Прокачать систему охлаждения. |
Неисправный термостат | Печка начинает греть только после сильного прогрева двигателя или вообще не греет | Проверить работоспособность термостата. Заменить при необходимости. |
Засоренный радиатор печки | Слабое тепло от печки, неравномерный нагрев | Промыть радиатор печки специальными средствами. |
Неисправный вентилятор печки | Слабое тепло от печки, особенно на низких оборотах | Проверить предохранители, проводку, сам моторчик печки. Заменить неисправные детали. |
Неисправный клапан управления заслонками печки | Неправильное распределение потоков воздуха (например, только холодный воздух) | Проверить работу заслонок, проводку, сам клапан. Заменить при необходимости. |
Неисправность помпы (водяного насоса) | Слабое тепло от печки, двигатель может перегреваться | Проверить работу помпы. Заменить при необходимости. |
Засор в патрубках системы охлаждения | Слабое тепло от печки | Проверить патрубки на наличие засоров. Прочистить или заменить при необходимости. |
Низкое давление в системе охлаждения | Слабое тепло от печки | Проверить давление в системе охлаждения. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о причинах, по которым печка УАЗ может не греть:
-
Засорение радиатора печки: Одной из самых распространенных причин плохого обогрева является засорение радиатора печки. Со временем в системе охлаждения могут накапливаться отложения и грязь, что препятствует нормальному потоку антифриза. Это приводит к снижению эффективности обогрева салона.
-
Неправильная работа термостата: Если термостат застрял в открытом положении, двигатель будет работать на низкой температуре, и антифриз не будет нагреваться до необходимого уровня. Это может привести к тому, что печка будет подавать холодный воздух, даже если двигатель работает.
-
Проблемы с насосом охлаждающей жидкости: Если водяной насос не работает должным образом, это может привести к недостаточному циркулированию антифриза по системе. В результате печка не будет получать горячую жидкость, что также скажется на ее работе.
Эти факторы могут существенно повлиять на эффективность работы печки в УАЗ, и их стоит проверять при возникновении проблем с обогревом.
Заклинил термостат
Это устройство — термостат, который открывается при достижении охлаждающей жидкости определенной температуры и закрывается при ее остывании. Он регулирует потоки охлаждающей жидкости между малым и большим контурами. Когда двигатель холодный, антифриз циркулирует по малому кругу, не проходя через радиатор. Это позволяет жидкости быстрее достигать рабочей температуры, что особенно важно зимой.
Со временем на стенках термостата могут образовываться отложения, мешающие движению штока клапана. В результате клапан может заедать, что нарушает циркуляцию охлаждающей жидкости и может привести к перегреву двигателя и ухудшению работы отопителя.
Для диагностики неисправности термостата выполните следующие шаги: откройте капот, запустите двигатель и проверьте температуру патрубка к радиатору. Если он остается холодным после достижения рабочей температуры антифриза или начинает нагреваться сразу после запуска, вероятно, клапан заклинило. В этом случае термостат нужно заменить, следуя алгоритму:
- Слейте охлаждающую жидкость, открутив пробку на радиаторе.
- Ослабьте хомуты и снимите оба патрубка термостата.
- Отсоедините разъем проводов температурного датчика.
- Открутите болт, фиксирующий корпус термостата, и извлеките устройство с уплотнительным кольцом.
- Очистите посадочное место от остатков прокладки, следя за тем, чтобы ничего не упало внутрь.
- Установите новый термостат (обычно с уплотнительным кольцом; если нет, купите прокладку отдельно).
- Залейте охлаждающую жидкость и выполните стандартную процедуру удаления воздушных пробок.
После замены термостата в салоне устанавливается комфортный микроклимат, даже в самые холодные зимние дни.
Неисправности водяного насоса
Помпа обеспечивает создание в магистрали системы охлаждения требуемого давления для подачи антифриза ко всем потребителям (основным из которых является, конечно же, двигатель, а штатный отопитель входит в число второстепенных).
Поэтому любые сбои в работе водяного насоса приводят к снижению давления в системе, уменьшению пропускной способности и, как следствие, к ухудшению теплоотдачи отопителя УАЗ.
Наиболее проблемным узлом помпы считается её сальник. Вследствие естественного износа он начинает течь, охлаждающая жидкость проникает к подшипнику, вызывая его быстрое разрушение.
Кроме течи сальника, к неисправностям водяного насоса относят следующие случаи:
- нарушение целостности прокладки с примерно такими же последствиями;
- естественный износ подшипников;
- коррозия и разрушение лопастей крыльчатки (использование некачественной ОЖ или воды в летний период эксплуатации).
Как определить, что печка УАЗ не греет из-за помпы? Обычно этому предшествует появление посторонних звуков, доносящихся из-под капота с достаточно высоким тембром – это начинает проявлять себя начавший разрушаться подшипник насоса. Но иногда работа помпы блокируется и без звукового сопровождения. При полном заклинивании такая неисправность выявляется быстро и просто – температура силового агрегата начинает стремительно расти, о чём будет свидетельствовать стрелка указателя температуры двигателя. И если она поднимается к красной зоне – эксплуатировать мотор нельзя, это может привести к его заклиниванию и необходимости проведения дорогостоящих и ресурсоёмких ремонтных процедур.
Если же насос просто снизил свою производительность, перегрев двигателя будет некритическим, особенно зимой, а вот температура в салоне станет заметно ниже. Точный диагноз в таких случаях установить затруднительно, и если симптомов, указывающих на другие причины плохого обогрева салона нет, следует демонтировать помпу, чтобы убедиться в её целостности. В большинстве случаев целесообразнее выполнить замену сломавшегося водяного насоса на новый. Но если имеются соответствующие навыки, можно попытаться заменить разрушившийся подшипник или крыльчатку самостоятельно.
Для демонтажа помпы нам потребуется относительно небольшой набор инструментов, отвёртки, Torx-ключ на 6, обычный ключ на 12, монтажная лопатка.
Сама процедуры производится в следующем порядке:
- устанавливаем внедорожник на ровной площадке;
- фиксируем его стояночным тормозом;
- сливаем антифриз;
- демонтируем насос рулевого гидроусилителя;
- откручивается и изымается вязкостная муфта, находящаяся в приводном узле вентилятора;
- следующий шаг – снятие приводного ремня генератора. Для этого необходимо отвёрткой или аналогичным предметом подклинить шкив, чтобы он не вращался, и открутить три винта крепления, после чего можно без проблем демонтировать отражатель и снять ремень;
- теперь следует открутить кронштейн, с которого мы уже демонтировали насос гидроусилителя;
- после извлечения кронштейна необходимо ослабить хомуты на патрубках, идущих к помпе, и снять их;
- для демонтажа водяного насоса следует открутить два передних и один задний болт;
- после извлечения помпы посадочное место подлежит тщательной очистке от остатков старой прокладки и грязи.
Теперь можно приступать к разборке насоса, чтобы выяснить причину его неработоспособности. И только после этого можно приступать к ремонту или установке новой помпы. Желательно нанести на новую прокладку немного герметика – это обеспечит большую надёжность соединения. Все сборочные работы выполняются в обратном порядке.
Поломка регулятора
Панель управления отоплением и вентиляцией часто вызывает неисправности в системе обогрева внедорожника УАЗ. Привод воздушной заслонки, отвечающий за направление и интенсивность подачи воздуха, управляется тросиком, который может заедать. Это приводит к тому, что из печки поступает либо холодный, либо теплый воздух, независимо от положения ручки регулировки.
Тросик также управляет краником печки. Он может растягиваться или соскальзывать со штифта, что затрудняет управление отопителем. Если тросик соскакивает, его можно просто надеть обратно на штифт. При растяжении тросик обычно укорачивают.
Краник печки, расположенный под приборной панелью справа, может начать течь, вызывая запах антифриза в салоне. В этом случае его нужно заменить. УАЗ использует краник от вазовской восьмёрки, поэтому с запчастями проблем не возникнет. Процесс замены включает следующие шаги:
- Слить антифриз.
- Демонтировать перчаточный ящик.
- Ослабить хомуты и снять шланги, подключенные к кранику (в них останется охлаждающая жидкость, поэтому подготовьте контейнер для сбора тосола).
- Открутить гайки на 10, крепящие краник со стороны моторного отсека.
- Ослабить натяжение тросика, извлечь скобу и вытащить тросик, зафиксировав его, чтобы он не сместился.
- Снять краник вместе с резиновыми уплотнительными элементами.
- Установить новое изделие и выполнить сборку в обратном порядке.
После заливки антифриза необходимо провести продувку системы охлаждения для удаления воздуха, прогреть двигатель и проверить работу механизма и наличие утечек. При необходимости отрегулировать длину тросика. Если все в порядке, запах тосола исчезнет, и регулятор будет работать нормально.
Засорение печного радиатора
В отличие от основного радиатора, его печной аналог гораздо в большей степени подвержен формированию накипи, чему способствует более высокая температура антифриза, который поступает в отопитель непосредственно с двигателя. Отложения, утолщаясь со временем, приводят к уменьшению диаметра сот и пропускной способности радиатора в целом. Загрязняется теплообменник и снаружи, снижая теплопроводность устройства, что также ухудшает эффективность нагрева нагнетаемого вентилятором воздуха. В результате температура воздуха в районе дефлекторов становится всё меньше, что особенно критично при сильных морозах.
Причины образования накипи носят как естественный, объективный характер, так и могут быть следствием неправильных действий автовладельца (использование охлаждающей жидкости сомнительного качества, переход на воду в тёплое время года, нарушение технологии замены ОЖ).
Диагностировать засорение печного радиатора можно достаточно просто и надёжно, по состоянию входного и выходного патрубков – если второй заметно прохладнее, можно считать установленным факт, что причиной, почему печка на УАЗ холодным дует, является засорение его сот. В этом случае потребуется демонтаж теплообменника с целью ого очистки или замены. Отметим, что даже тщательно проедённая очистка не гарантирует, что через определённое время проблема не проявится опять, причём в гораздо более сжатые сроки. По этой причине большинство автовладельцев предпочитает промывке печного радиатора его замену, благо стоимость нового устройства относительно невелика.
Сам процесс демонтажа не является процедурой повышенной сложности, не требует использования специального инструмента и вполне может быть выполнен самостоятельно:
- снимаем отрицательную клемму АКБ;
- производим слив антифриза из системы охлаждения в предварительно подготовленную тару ёмкостью не менее 10 литров;
- демонтируем панель приборов УАЗ (все узлы системы отопления спрятаны за ней);
- отсоединяем колодки электропроводки на моторчике отопителя;
- откручиваем саморезы крепления воздуховодов к теплообменнику и воздухозаборнику отопителя;
- откручиваем гайку, с помощью которой воздуховод фиксируется на панели приборов, изымаем воздуховод;
- чтобы получить доступ к радиатору, нужно открутить два винта пластиковой накладки и вытащить её;
- ослабляем хомуты подводного и выходного патрубков печного радиатора, отсоединяем шланги (делать это нужно осторожно – в них будут присутствовать остатки охлаждающей жидкости);
- извлекаем теплообменник.
После его тщательного осмотра принимается решение о возможности или целесообразности проведения ремонта (пайки, очистки, промывки). Новый или отреставрированный радиатор устанавливается на штатное место, все монтажные работы осуществляются в обратной последовательности.
Неисправный вентилятор отопителя
Электродвигатель печки приводит в действие вентилятор, который подает теплый воздух из радиатора в салон автомобиля. При его неисправности мощность воздушного потока снижается или полностью прекращается. Определить поломку просто: приложите руку к дефлекторам. Если теплый воздух идет слабо, даже на максимальной скорости, проблема очевидна.
Неисправность может быть связана с электрической частью — перегоревшим предохранителем, поврежденной проводкой или окисленными контактами. Если с этими элементами все в порядке, причина, скорее всего, в самом вентиляторе, который не подлежит ремонту.
Рассмотрим последовательность действий для демонтажа вентилятора печки:
- отключите минусовую клемму аккумулятора;
- слейте антифриз;
- перейдите в салон и снимите перчаточный ящик;
- открутите винты, фиксирующие воздуховод;
- вернитесь под капот для дальнейших действий;
- снимите бачок омывателя (кронштейн можно оставить);
- открутите и уберите дополнительную помпу, оставив кронштейн;
- открутите и извлеките корпус печного радиатора;
- отсоедините клеммы электродвигателя;
- отщелкните фиксаторы и извлеките вентилятор.
Теперь рассмотрим причины неисправности блока.
К ним относится попадание посторонних предметов в крыльчатку, мешающее ее вращению. Удаление таких объектов восстанавливает работоспособность вентилятора. Часто причиной поломки становятся ослабленные или окисленные контакты, а также повреждения в электрической цепи между электродвигателем и генератором.
Возможно, потребуется заменить щетки моторчика из-за износа. Иногда лопасти крыльчатки разрушаются, а остановка мотора может быть вызвана обрывом обмотки ротора или коллектора. Если вентилятор работает только на одной скорости, это указывает на перегоревший понижающий резистор.
Установка нового или восстановленного вентилятора осуществляется в обратном порядке.
Проблемы с электропроводкой и соединениями
Одной из основных причин, по которой печка УАЗ может не греть, являются проблемы с электропроводкой и соединениями. Электрическая система автомобиля отвечает за подачу энергии к различным компонентам, включая печку. Если в этой системе возникают сбои, это может привести к недостаточной работе отопителя.
Первым шагом в диагностике проблемы является проверка состояния проводов, которые идут к печке. Со временем изоляция проводов может износиться, что приводит к коротким замыканиям или обрывам. Важно внимательно осмотреть провода на наличие трещин, повреждений или коррозии. Если вы обнаружите такие дефекты, необходимо заменить поврежденные участки проводки.
Также стоит обратить внимание на соединения. Часто причиной плохой работы печки становятся ослабленные или окисленные контакты. Проверьте все разъемы, соединяющие электропроводку с печкой. Если контакты загрязнены или окислены, их следует очистить, а при необходимости – заменить. Убедитесь, что все соединения надежно зафиксированы, так как даже небольшое ослабление может привести к перебоям в работе системы.
Не забывайте о предохранителях. Если предохранитель, отвечающий за работу печки, перегорел, это также может стать причиной отсутствия тепла. Проверьте предохранитель и замените его, если это необходимо. При этом стоит обратить внимание на возможные причины перегрева предохранителя, такие как короткое замыкание или перегрузка системы.
Кроме того, стоит учитывать, что на работу печки может влиять и состояние реле. Реле отвечает за включение и выключение печки, и если оно неисправно, это может привести к тому, что печка не будет получать питание. Проверьте реле на работоспособность и замените его в случае необходимости.
В заключение, проблемы с электропроводкой и соединениями являются одной из наиболее распространенных причин, по которым печка УАЗ может не греть. Регулярная проверка состояния проводов, соединений, предохранителей и реле поможет избежать неприятностей и обеспечит надежную работу системы отопления вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Почему печка работает, но не греет?
Есть несколько основных причин плохой работы печки: это загрязнение радиатора печки и всей системы охлаждения, неисправный термостат, завоздушивание радиатора печки, забит салонный фильтр, плохая работа помпы системы охлаждения.
Как ведет себя печка при неисправном термостате?
Заклинивание термостата. В случае закрытого состояния (малый круг) печка работать будет, только двигатель начнет перегреваться, вплоть до выхода из строя, так что эту поломку вы диагностируете довольно быстро.
Почему печка дует теплым, а не горячим?
Недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе. Банальный недостаток охлаждающей жидкости (ОЖ) может стать причиной того, что печка дует тёплым, а не горячим воздухом. Низкий уровень антифриза приводит к образованию в системе воздушных пробок, и эффективность отопителя резко падает.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень охлаждающей жидкости. Низкий уровень жидкости может привести к недостаточному прогреву печки. Убедитесь, что в системе достаточно антифриза и при необходимости долейте его до необходимого уровня.
СОВЕТ №2
Осмотрите радиатор печки на наличие засоров. Со временем в радиаторе могут накапливаться грязь и отложения, что препятствует нормальному потоку жидкости. Если вы заметили, что печка не греет, возможно, стоит промыть радиатор.
СОВЕТ №3
Проверьте работу термостата. Если термостат заедает в открытом положении, двигатель не будет достигать рабочей температуры, что негативно скажется на работе печки. Убедитесь, что термостат функционирует правильно и при необходимости замените его.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на состояние печки и её заслонок. Иногда проблемы с регулировкой заслонок могут привести к тому, что горячий воздух не попадает в салон. Проверьте, открываются ли заслонки и нет ли механических повреждений.