Прокачка тормозов — важная процедура для надежной работы тормозной системы автомобиля. Со временем в тормозной жидкости накапливаются воздух и загрязнения, что снижает эффективность торможения и увеличивает риск аварий. В этой статье рассмотрим, зачем и когда прокачивать тормоза, а также предоставим пошаговую инструкцию для самостоятельного выполнения. Правильная прокачка повысит безопасность на дороге и продлит срок службы тормозной системы.
Почему тормозную систему нужно прокачивать
Термин «прокачка тормозов» обозначает процесс, при котором на тормозном суппорте или колёсном цилиндре открывается клапан, позволяющий контролируемым объемам тормозной жидкости покинуть систему.
Прокачка тормозов необходима для удаления воздуха, который может попасть в тормозные линии при нарушении герметичности, например, при замене гибких шлангов. При нагреве тормозной жидкости до кипения образуется пар, который, как и воздух, снижает эффективность тормозной системы. В данной статье термин «воздух» будет использоваться для обозначения как воздуха, так и паров жидкости.
Наличие воздуха или пара в тормозных линиях снижает эффективность системы, так как воздух сжимаем. При накоплении воздуха нажатие на тормозную педаль приводит лишь к его сжатию, а не к созданию давления на тормоза. Это делает тормозную систему менее эффективной. Небольшое количество воздуха может вызвать «мягкость» педали, так как для сжатия воздуха требуется меньше усилий, чем для перемещения жидкости. Значительное количество воздуха может привести к полному отказу тормозов.
Как воздух попадает в тормозные линии? Это может произойти при обслуживании, например, при замене гибких шлангов на шланги с оплеткой из нержавеющей стали. Чаще всего это происходит из-за высоких температур, вызывающих кипение тормозной жидкости и высвобождение газов в гидравлическую систему.
СОВЕТ! В нормальных условиях эксплуатации стандартные оригинальные тормоза спроектированы так, чтобы не требовать прокачки на протяжении всего срока службы автомобиля, если система не вскрыта для ремонта или замены. Если вы просто передвигаетесь по городу или ездите на работу, прокачка тормозов не нужна! Однако некоторые европейские производители рекомендуют периодическую замену по другим причинам, поэтому ознакомьтесь с руководством или проконсультируйтесь с механиком.
Автолюбители, занимающиеся автокроссом или спортивным вождением, могут обновлять тормозную жидкость и проводить ежегодную прокачку – это хорошая практика обслуживания в начале сезона для тех, кто предпочитает вождение на высоких скоростях.
Прокачка тормозов является важной процедурой, необходимой для обеспечения безопасности на дороге. Эксперты отмечают, что данная операция позволяет удалить воздух из тормозной системы, что может значительно улучшить эффективность торможения. Особенно актуальна прокачка после замены тормозной жидкости или ремонта тормозов.
Специалисты рекомендуют проводить эту процедуру каждые два года, так как тормозная жидкость со временем теряет свои свойства и может поглощать влагу, что приводит к снижению эффективности тормозов. Правильное выполнение прокачки включает в себя использование качественной тормозной жидкости и соблюдение последовательности действий: от дальнего к ближнему колесу.
Таким образом, регулярная прокачка тормозов не только продлевает срок службы тормозной системы, но и обеспечивает безопасность водителя и пассажиров.
Выбор тормозной жидкости
Теоретически подойдёт даже простая вода – поскольку, будучи жидкостью, вода не может быть сжата. Однако важно помнить, что основной функцией тормозной системы является преобразование кинетической энергии в тепловую за счёт трения. И реальность этого процесса заключается в том, что некоторые части тормозной системы будут подвергаться воздействию очень высоких температур. На самом деле, нередки случаи, когда температура ротора во время движения автомобиля достигает 600 ºC, что может поднять температуру тормозной жидкости до 150 ºC. Поскольку температура кипения воды составляет 100 ºC, очевидно, что вода в тормозной системе может легко закипеть – и, следовательно, выпускать газы в тормозные трубки – что снизит эффективность системы.
ВНИМАНИЕ! Вода также представляет большую проблему в холодную погоду, если она замёрзнет до состояния льда!
«Очевидным» решением этой проблемы является использование жидкости, которая менее чувствительна к экстремальным температурам. Отсюда и разработка «тормозной жидкости». Однако, к сожалению, «идеальной» тормозной жидкости не существует. И, как и большинство вещей в мире, добавление определённых полезных характеристик обычно приносит компромиссы в других областях. В случае тормозной жидкости мы обычно должны сбалансировать чувствительность жидкости к температуре, её стоимость и влияние на другие компоненты в системе.
Проще говоря, можно уменьшить чувствительность жидкости к температуре, варьируя её ингредиенты. Однако определённые комбинации ингредиентов могут значительно увеличить стоимость жидкости и могут вступать в реакцию с оригинальными материалами, повреждая уплотнения и вызывая коррозию всей тормозной системы.
Признак необходимости прокачки тормозов | Способ прокачки | Примечания |
---|---|---|
Мягкая педаль тормоза | Стандартная прокачка с помощником (насос-ключ) | Требуется внимательность и аккуратность, следить за уровнем тормозной жидкости |
Гул или скрип при торможении | Прокачка с использованием вакуумного насоса | Более эффективный способ, удаляет воздух из системы быстрее |
Вибрация педали тормоза | Прокачка с использованием специального оборудования на СТО | Рекомендуется для сложных случаев, позволяет точно контролировать процесс |
Замена тормозной жидкости | Полная прокачка системы, начиная с самого дальнего от главного цилиндра тормозного суппорта | Необходимо использовать свежую тормозную жидкость, соответствующую требованиям производителя автомобиля |
Утечка тормозной жидкости | Локализация и устранение утечки, затем полная прокачка системы | Перед прокачкой необходимо устранить причину утечки |
Воздух в тормозной системе после ремонта | Прокачка соответствующих контуров тормозной системы | Последовательность прокачки зависит от конструкции тормозной системы автомобиля |
Неравномерное торможение | Прокачка всех контуров тормозной системы | Может потребоваться диагностика тормозной системы для выявления причины неравномерного торможения |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о прокачке тормозов:
-
Безопасность на первом месте: Прокачка тормозов необходима для обеспечения надежной работы тормозной системы. Воздух, попадающий в тормозную жидкость, может привести к снижению эффективности торможения, что увеличивает риск аварий. Регулярная прокачка помогает поддерживать тормоза в оптимальном состоянии.
-
Когда проводить прокачку: Прокачка тормозов рекомендуется после замены тормозной жидкости, при ремонте тормозной системы или если вы заметили, что педаль тормоза стала “мягкой” или “проваливается”. Также стоит проводить эту процедуру каждые 1-2 года, так как тормозная жидкость со временем поглощает влагу, что может ухудшить ее свойства.
-
Правильная техника: Существует несколько методов прокачки тормозов, включая ручной и автоматический. Один из самых распространенных методов — “педальный” метод, при котором помощник нажимает на тормоза, а вы открываете и закрываете клапан на тормозном цилиндре, чтобы удалить воздух. Важно следить за уровнем тормозной жидкости и не допускать ее падения ниже минимального уровня, чтобы избежать повторного попадания воздуха в систему.
Признаки того, что в системе находится воздух
Тормозные системы большинства автомобилей зависят от качественной работы тормозной жидкости, которая передаёт гидравлическое усилие на тормозные суппорты. Это прижимает колодки и замедляет или останавливает движение. Воздух, будучи менее плотным, легко сжимается, что может сделать тормоза слишком мягкими.
Симптомы наличия воздуха в тормозной системе:
- Увеличение свободного хода тормозной педали.
- Чувство «мягкости» педали тормоза.
- Проваливание педали.
Если вы заметили один из этих признаков, проверьте тормоза.
Причины попадания воздуха в тормозной контур авто
Один из факторов, из-за которого тормоза выходят из строя, – это если воздух попадёт в саму систему. Воздух может попасть в неё из-за утечки, плохо выполненного технического обслуживания или недостаточного количества тормозной жидкости.
Если воздух попадает в вашу тормозную систему, это может привести к тому, что педаль тормоза станет мягче или будет легче нажиматься. Это также может увеличить тормозной путь. Это происходит потому, что воздух фактически сжимается внутри тормозной системы, когда вы нажимаете педаль тормоза, а не поршень в вашем суппорте. Это уменьшает тормозную силу авто, и может вызвать опасную ситуацию.
Способы прокачки тормозов
Если ваш автомобиль имеет «мягкие» тормоза, эффективным способом устранения воздуха из тормозных линий является прокачка тормозной системы. Вам понадобятся специальный ключ для прокачки или комбинированный ключ, подходящий к прокачному клапану вашего автомобиля, банка с тормозной жидкостью, чистая стеклянная емкость и помощник.
ВАЖНО! Прокачку тормозов должен выполнять только квалифицированный механик, чтобы избежать попадания воздуха в системы ABS, EBD, BA и другие сложные механизмы.
Прокачка может проводиться как при работающем двигателе, так и при выключенном автомобиле.
Процесс включает следующие шаги:
-
Начните с угла, который находится дальше всего от водителя, и двигайтесь к водителю (правый задний, левый задний, правый передний, левый передний). Хотя последовательность не критична, она поможет минимизировать риск загрязнения между новой и старой жидкостью.
-
Найдите прокачной клапан на задней стороне суппорта или на цилиндре барабанного тормоза. Снимите резиновую крышку с прокачного винта и не потеряйте её.
-
Установите торцевой гаечный ключ на сливной клапан. Лучше использовать гаечный ключ с углом для большего доступа.
-
Наденьте один конец прозрачного пластикового шланга на прокачной клапан.
-
Поместите другой конец шланга в одноразовую бутылку.
-
Установите бутылку для отработанной жидкости на корпус суппорта или барабана. Держите бутылку одной рукой, а другой возьмите гаечный ключ.
-
Попросите помощника «подать сигнал». Он должен нажать на тормоза три раза, затем крепко удерживать педаль и сообщить «нажата». Попросите его не отпускать тормоза, пока не получите указание.
-
Ослабьте клапан на 1/4 оборота, чтобы выпустить жидкость в шланг. Винт должен быть открыт только на секунду или меньше. Педаль тормоза «упадёт» при открытии клапана, поэтому предупредите помощника не отпускать тормоза, пока не скажете.
-
Закройте клапан, аккуратно затянув его. Не прилагайте чрезмерные усилия — достаточно быстрого движения.
-
Попросите помощника отпустить тормоза.
ВАЖНО! НИКОГДА не отпускайте педаль тормоза, пока клапан открыт, чтобы избежать попадания воздуха обратно в систему!
-
Помощник должен сообщить «отпустил».
-
Проверьте жидкость в шланге на наличие пузырьков воздуха.
-
Продолжайте прокачку, пока пузырьки воздуха не исчезнут. Проверяйте уровень тормозной жидкости в бачке после прокачки каждого колеса и добавляйте жидкость до отметки MAX. Обычно процесс повторяется 5-10 раз для каждого колеса.
-
Постепенно двигайтесь к водителю – справа сзади, слева сзади, справа спереди, слева спереди – повторяя процесс прокачки на каждом углу. Следите за уровнем тормозной жидкости.
-
После прокачки всех четырех колес обработайте прокачной винт и другие загрязненные детали очистителем тормозов и вытрите насухо. Сохранение чистоты поможет выявить утечки при последующих проверках. Избегайте распыления очистителя на резиновые или пластиковые детали.
-
Проверьте жесткость педали тормоза. Удаление воздуха не всегда решает проблему «мягкой» педали, так как износ колодок и податливость других частей системы также могут влиять на её состояние. Однако педаль не должна стать хуже, чем была до процедуры.
-
Проверьте прокачные винты и другие соединения на наличие утечек.
-
При необходимости устраните проблемы. Утилизируйте отработанную жидкость правильно, как и отработанное моторное масло.
ВАЖНО! Никогда не выливайте отработанную тормозную жидкость обратно в бачок главного цилиндра!
Ещё один способ
Другой вариант – провести тормозную жидкость и пузырьки воздуха через тормозную магистраль самому. Прокачать тормоза самостоятельно можно с помощью вакуумного насоса. Опять же, убедитесь, что бачок с тормозной жидкостью заполнен, затем присоедините вакуумный насос к выпускному клапану с помощью прозрачного шланга. Сделать это можно без помощника. Откройте клапан и включите насос. Это вытянет тормозную жидкость из резервуара вниз по линиям, и воздушный пузырь вместе с ней. Вы можете использовать вакуумный насос, пока больше не увидите пузырьков воздуха. Это необходимо сделать для всех четырёх колёс по одному.
Если после выполнения последовательности прокачки всех четырёх тормозов у вас всё ещё остаётся ощущение «мягкой» педали, вполне возможно, что ваш главный тормозной цилиндр необходимо заменить. Тормозная жидкость со временем может впитывать воду, вызывая коррозию. Это может привести к коррозии внутренней части главного тормозного цилиндра, что приведёт к тому, что он не будет создавать давление на тормозные магистрали, когда вы нажимаете педаль тормоза, и ваши тормоза выйдут из строя, давая вам такое же ощущение «мягкой» педали тормоза.
Как видите, выполнить прокачку системы можно как самостоятельно, так и с помощником. Если вы уже делали это, поделитесь впечатлениями в комментариях под статьёй.
Частота прокачки тормозов в зависимости от условий эксплуатации
Частота прокачки тормозов зависит от множества факторов, включая условия эксплуатации автомобиля, стиль вождения и тип тормозной системы. Важно понимать, что тормоза – это одна из самых критичных систем безопасности автомобиля, и их состояние напрямую влияет на безопасность водителя и пассажиров.
В первую очередь, необходимо учитывать условия эксплуатации. Если автомобиль используется в городских условиях с частыми остановками и стартами, то тормоза подвергаются большему износу. В таких случаях рекомендуется проводить прокачку тормозов как минимум раз в год. Это поможет избежать накопления воздуха в тормозной системе, что может привести к ухудшению тормозных характеристик.
Для автомобилей, которые часто эксплуатируются в условиях тяжелых нагрузок, таких как перевозка грузов или частые поездки по горным маршрутам, прокачка тормозов должна проводиться чаще – каждые 6-8 месяцев. В таких условиях тормоза работают на пределе своих возможностей, и регулярная проверка их состояния поможет предотвратить серьезные проблемы.
Стиль вождения также играет важную роль. Агрессивное вождение, резкие торможения и частые маневры могут значительно ускорить износ тормозной системы. Водителям, которые предпочитают динамичный стиль вождения, стоит обратить внимание на состояние тормозов и проводить их прокачку каждые 6 месяцев. Это позволит поддерживать оптимальную эффективность торможения и снизить риск аварийных ситуаций.
Кроме того, стоит учитывать тип тормозной системы. В современных автомобилях часто используются дисковые тормоза, которые менее подвержены образованию воздуха в системе, чем барабанные. Тем не менее, даже в дисковых системах рекомендуется проверять уровень тормозной жидкости и состояние системы не реже одного раза в год.
Наконец, важно помнить, что прокачка тормозов – это не только профилактическая мера, но и необходимость в случае замены тормозной жидкости или ремонта тормозной системы. В таких случаях прокачка должна проводиться обязательно, чтобы удалить воздух и обеспечить правильную работу тормозов.
В заключение, частота прокачки тормозов зависит от множества факторов, и каждый водитель должен учитывать свои условия эксплуатации и стиль вождения. Регулярная проверка и прокачка тормозов помогут обеспечить безопасность на дороге и продлить срок службы тормозной системы.
Вопрос-ответ
В каких случаях надо прокачивать тормоза?
В каких случаях нужно прокачивать тормоза? Завоздушенность возникает в трёх случаях: при смене тормозной жидкости, в результате ремонта, замены трубок или элементов тормозной системы, при износе соединений, появлении микротрещин в трубках.
Как прокачать тормоза правильно?
Чтобы правильно прокачать тормоза, начните с проверки уровня тормозной жидкости и при необходимости долейте её. Затем, используя помощника, попросите его нажимать на тормоза, пока вы откручиваете и закручиваете клапаны на каждом тормозном цилиндре, начиная с дальнего от главного тормозного цилиндра. Это позволит удалить воздух из системы. Повторяйте процесс до тех пор, пока не начнет выходить чистая жидкость без пузырьков воздуха. После завершения не забудьте проверить уровень жидкости и при необходимости долить.
Как понять, что тормоза не прокачаны?
На необходимость ремонта тормозной системы в первую очередь указывают такие признаки, как аварийная сигнализация индикатора ABS или сигнал ошибки тормозной системы на приборной панели, посторонний скрежет при езде, свист или скрип при торможении и субъективное ощущение слишком большого тормозного пути.
Как понять, что в системе тормозов воздух?
Воздух в тормозной системе. Признаки: мягкая или губчатая педаль тормоза, снижение эффективности торможения, необходимость многократного нажатия на педаль для достижения нужного тормозного усилия.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом прокачки тормозов обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические рекомендации и процедуры, которые необходимо соблюдать для вашей модели.
СОВЕТ №2
Используйте качественную тормозную жидкость, соответствующую требованиям вашего автомобиля. Неправильный выбор жидкости может привести к ухудшению работы тормозов и даже к их поломке.
СОВЕТ №3
Прокачку тормозов лучше всего выполнять в команде. Один человек может управлять тормозами, а другой следить за уровнем жидкости и контролировать процесс, что значительно упростит задачу и повысит безопасность.
СОВЕТ №4
После завершения прокачки тормозов обязательно проверьте их работу на небольшой скорости в безопасном месте. Убедитесь, что тормоза реагируют адекватно и нет посторонних звуков или вибраций.