Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Пусковой ток АКБ автомобиля: что это такое, как измерить, от чего зависит

Пусковой ток аккумулятора автомобиля — ключевой параметр, определяющий его способность запускать двигатель. В холодное время года или при неисправностях в системе зажигания пусковой ток становится решающим для успешного запуска. В статье рассмотрим, что такое пусковой ток, как его измерить и от каких факторов он зависит. Понимание этих аспектов поможет автовладельцам лучше заботиться о своем автомобиле и избежать проблем с запуском двигателя.

Что такое пусковой ток автомобильной аккумуляторной батареи

Пусковой ток — это максимальная сила тока, которую аккумулятор может обеспечить на короткое время. Для запуска двигателя требуется около 250-270 ампер, что значительно превышает ёмкость легковых аккумуляторов (55-60 А/ч). Однако ёмкость измеряется в часах, и в течение 30 секунд аккумулятор способен выдавать необходимые токи.

Это означает, что пусковой ток достигает нужных значений при запуске, но длительная работа стартера может быстро снизить ёмкость, требуя подзарядки.

В южных регионах России требования к пусковому току менее критичны из-за мягких зим. Моторное масло не загустевает, и стандартный аккумулятор справляется с задачами. В суровых зимах, где температура опускается ниже -15 градусов, масло становится вязким, и для запуска требуется больше усилий. В таких условиях пусковой ток становится важным.

Для запуска двигателя при +5°С нужен пусковой ток около 200 А, а при -15°С — 250-270 А. Неспособность аккумулятора обеспечить такие значения может привести к проблемам.

Пусковой ток можно выразить формулой: P=UI, где U — напряжение аккумулятора (примерно 12 вольт), I — сила тока, P — мощность. При постоянном напряжении увеличение мощности требует роста мгновенного значения тока, то есть пускового.

Пусковой ток аккумуляторной батареи (АКБ) автомобиля — это максимальный ток, который батарея может обеспечить в течение короткого времени для запуска двигателя. Эксперты отмечают, что этот параметр критически важен, особенно в холодное время года, когда требуется больше энергии для запуска. Измерить пусковой ток можно с помощью специального тестера, который подключается к клеммам аккумулятора.

На величину пускового тока влияют несколько факторов, включая состояние аккумулятора, его ёмкость, температуру окружающей среды и возраст. С течением времени и при частом использовании АКБ теряет свою способность выдавать высокий ток, что может привести к проблемам с запуском. Поэтому регулярная проверка состояния аккумулятора и его пускового тока является важной частью обслуживания автомобиля.

Что такое емкость АКБ (Ah)? Как её посчитать (ампер часы)? Какая сила тока нужна? (в амперах)Что такое емкость АКБ (Ah)? Как её посчитать (ампер часы)? Какая сила тока нужна? (в амперах)

От чего зависит ПТ аккумуляторной батареи

Очень немногие автовладельцы при покупке АКБ обращают внимание на показатель пускового тока. Между тем он может варьироваться в довольно широких пределах, порядка 30-40%, причем особенно большая разница замечена между изделиями китайского и европейского производства. Возникает вопрос: в чём причина таких расхождений?

Ответ прост, в применяемых технологиях:

  • очищенный свинец, даже в кислотных батареях, способствует быстрой зарядке, пластины из свинца низкого качества с большим количеством посторонних включений и заряжается, и отдаёт заряд медленнее, обеспечивая меньшее значение ПТ при той же ёмкости;
  • чем больше пластин, тем лучше. Европейские производители размещают в одной банке 5 пластин, китайцы – только 4 при одинаковых габаритах корпуса;
  • европейские изделия за счёт меньшей толщины пластин вмещают большее количество электролита, что положительно сказывается на величине пускового тока;
  • некачественные АКБ отличаются не лучшей герметичностью, что способствует потере электролита и уменьшению характеристик батареи.

Разумеется, имеет значение и качество изготовления, и порядочность компании-производителя (имеется в виду умышленное завышение показателей).

Современные гелевые и AGM аккумуляторы являются рекордсменами по ПТ, который в некоторых моделях достигает значений в 1000 А, отдаваемых на протяжении 30 секунд.

Отметим, что во время запуска двигателя напряжение, выдаваемое автоаккумулятором, снижается до 9 вольт – это нормально, поскольку сила тока вырастает намного больше. Как только мотор запустится, напряжение вернется в норму, а потраченный при пуске заряд будет восстановлен генератором. Снижение пускового напряжения до 6 вольт свидетельствует о том, что аккумулятор находится на последнем издыхании, и скоро придётся его менять.

Характеристика Описание Методы измерения/определения
Пусковой ток (CCA, EN, IEC) Максимальный ток, который аккумулятор может отдать в течение 30 секунд при -18°C (CCA), -18°C (EN) или -18°C (IEC) без падения напряжения ниже определенного порога. Различные стандарты (CCA, EN, IEC) имеют незначительные различия в методике измерения. Специальный тестер батарей (грузовой вилка), измерение напрямую с помощью амперметра (требует соблюдения условий стандарта, сложно реализуемо). Значение обычно указано на этикетке аккумулятора.
Влияние температуры Пусковой ток значительно снижается при низких температурах. Измерение при разных температурах с помощью тестера батарей. Сравнение значений CCA, EN, IEC.
Влияние состояния АКБ Сульфатация пластин, износ, внутреннее сопротивление – все это снижает пусковой ток. Измерение пускового тока, измерение напряжения под нагрузкой, проверка плотности электролита (для обслуживаемых АКБ), тест на утечку тока.
Зависимость от емкости АКБ Как правило, более емкие аккумуляторы имеют больший пусковой ток, но это не всегда прямо пропорциональная зависимость. Сравнение пускового тока и емкости разных аккумуляторов.
Единицы измерения CCA (Cold Cranking Amps), EN (European Norm), IEC (International Electrotechnical Commission) – Амперы (A). Указано на этикетке аккумулятора или определяется тестером.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о пусковом токе аккумуляторной батареи (АКБ) автомобиля:

  1. Определение пускового тока: Пусковой ток — это максимальный ток, который аккумулятор может обеспечить в течение короткого времени (обычно 10 секунд) при температуре 0°C. Он необходим для запуска двигателя, особенно в холодную погоду, когда вязкость масла увеличивается и требуется больше энергии для прокрутки двигателя.

  2. Измерение пускового тока: Пусковой ток измеряется с помощью специального оборудования, называемого тестером пускового тока или мультиметром с функцией измерения тока. Для точного измерения необходимо учитывать температуру окружающей среды и состояние аккумулятора, так как они могут значительно влиять на результаты.

  3. Факторы, влияющие на пусковой ток: Пусковой ток зависит от нескольких факторов, включая ёмкость аккумулятора, его состояние (возраст, степень износа), температуру окружающей среды и уровень заряда. Например, при низких температурах пусковой ток может снижаться на 20-30% по сравнению с нормальными условиями, что делает важным регулярное обслуживание и проверку аккумулятора перед зимним сезоном.

Замер пускового тока АКБ прибором! Почему тестер врёт?Замер пускового тока АКБ прибором! Почему тестер врёт?

Методы проверки ПТ

Можно ли доверять данным, предоставляемым производителем? Ответ однозначен: аккумуляторы от менее известных брендов требуют внимательного изучения. Как проверить пусковой ток аккумулятора, если эта характеристика так важна?

Существует несколько методов, но большинство из них не обеспечивают высокой точности – для этого нужно специализированное оборудование.

Мультиметр не подходит для этой задачи, и в интернете нет инструкций по измерению пускового тока с его помощью. Мультиметры не предназначены для измерения токов в сотни ампер, а модели, способные это сделать, стоят слишком дорого.

Поэтому можно использовать менее точные методы:

  • Нагрузочная вилка – вольтметр с дополнительным сопротивлением, который при подключении к клеммам аккумулятора имитирует бортовую сеть автомобиля.
  • Токоизмерительные клещи – доступный инструмент для измерения пускового тока, который справляется с высоким амперажем.
  • «Дедовский» метод: включение ближнего света на автомобиле. Если яркость лампы остается стабильной в течение 5-10 минут, аккумулятор в порядке. Этот способ помогает быстро исключить проблемные аккумуляторы при покупке.
  • Проверка «на слух»: при запуске двигателя, если топливная система работает нормально, мотор должен завестись за 2-4 секунды. Если на это уходит более 10 секунд, это может указывать на недостаточный пусковой ток.

Можно ли использовать АКБ с большим значением пускового тока

Существует мнение, что если пусковой ток аккумулятора намного больше штатного, его использование может привести к выходу из строя отдельных компонент бортовой сети. На самом деле подобные слухи не имеют под собой никаких оснований и свидетельствуют о непонимании законов физики.

Вы можете установить на свой автомобиль хоть батарею от КамАЗа. При пуске мотора стартер все равно сможет потреблять только ток, которого достаточно для проворачивания коленвала.

Самая важная причина, почему на легковые авто не устанавливают мощные батареи – это дефицит места в подкапотном пространстве, особенно на авто последних поколений, где важен каждый сантиметр. В принципе на вазовской классике найти место для грузового аккумулятора можно, но тут в силу вступает второй фактор – стоимостной.

АКБ повышенной мощности обычно применяют, когда штатный полностью разряжен – такое практикуется на многих СТО и даже в сервисных центрах, что свидетельствует о безопасности их использования. Образно говоря, если вас волнует вопрос, на что влияет пусковой ток автомобильного аккумулятора, то ответ будет простым: хватит ли этого значения для пуска мотора. В продаже есть батареи на 180 А/ч с довольно компактными габаритами, оснащаемые специальными проводами для облегчения нештатного пуска силового агрегата.

Что означает пусковой ток аккумулятораЧто означает пусковой ток аккумулятора

Допустимо ли покупать автоаккумулятор с малым значением пускового тока

В данной ситуации владельцы автомобилей, выбирая новую аккумуляторную батарею, часто обращают внимание на ёмкость и выбирают самые дешёвые варианты пусковых устройств. Они полагают, что низкая цена связана только с качеством и менее известным брендом. Однако это не совсем так: чем выше пусковой ток, тем выше стоимость.

Недорогая модель, скорее всего, будет иметь низкий пусковой ток. Если он окажется ниже необходимого, стартер не обеспечит достаточную скорость вращения для запуска двигателя, и он не заведется.

Пусковой ток, как и ёмкость аккумулятора, всегда указан на лицевой стороне устройства, часто рядом. Проблема в том, что аккумулятор с низким пусковым током летом может работать, но потребуется больше времени для вращения стартера, что сократит его срок службы. С наступлением морозов вы ощутите последствия такой экономии.

Правила подбора АКБ по пусковому току

Часть автомобилистов, отправляясь в магазин за новой батареей, просто переписывает характеристики старой. Опасность такого способа заключается в том, что предыдущая АКБ не обязательно соответствовала вашему авто.

От чего зависит пусковой ток приобретаемого автоаккумулятора:

  • объём силового агрегата, зависимость – прямо пропорциональная: чем больше литраж, тем больший пусковой ток;
  • тип силового агрегата: дизельные моторы запускаются труднее, поэтому для них подбирают устройство с большим значением ПТ, чем для бензинового с таким же литражом;
  • для карбюраторных систем пуска можно брать батарею с меньшим значением пускового тока, поскольку в данном случае её энергия будет тратиться только на прокрутку стартера, а в инжекторных моделях – ещё и на работу электроники;
  • температура наружного воздуха. Параметр сезонный, но важный: чем ниже температура, тем больший ток требуется для успешного пуска двигателя из-за загустевания моторного масла, для прогона которого по магистрали требуется больше усилий;
  • тип/модель стартера. Моделям последних поколений требуется меньше тока, чтобы вращать коленвал. Что обусловлено совершенствованием их конструкции и использованием более эффективных материалов (новые сплавы позволяют сделать обмотку тоньше, а сам стартер – компактнее и мощнее).

Поскольку некоторые из перечисленных факторов непредсказуемы (например, температурный), то подбирать автоаккумулятор следует с некоторым запасом по пусковому току.

Таблица оптимальных показателей пускового тока автомобильных аккумуляторов

В сети доступна таблица с ключевыми характеристиками аккумуляторных батарей, включая количество запусков двигателя. Приведем данные для нескольких популярных стандартов:

EN 60095 – 01, ГОСТ 0599 – 2002 DIN 043559, ГОСТ 0599 – 91 SAE J537
280 170 300
330 220 350
360 255 400
420 255 450
480 280 500
520 310 550
540 335 600
600 365 650
640 395 700
680 420 750

Справка:

  • EN (Europa Norm) – европейский стандарт, при котором аккумулятор разряжается до 7,5 А за 10 секунд при -18°С;
  • DIN – немецкий стандарт (Deutsche Industrie Norm), разряд до 9 В за 30 секунд при той же температуре;
  • SAE – стандарт США, разряд до 7,32 В за 30 секунд при -18°С.

Таблица зависимости объема двигателя от емкости аккумуляторной батареи:

Объем двигателя, л. Емкость батареи, А/ч
1,0-1,6 55
1,3-2,0 60
1,4-2,4 66
1,6-3,3 77
2,0-4,5 90
4,0-11,9 140
7,5-12,0 190
8,0-17,0 200

Влияние температуры на пусковой ток аккумулятора

Температура является одним из ключевых факторов, влияющих на пусковой ток аккумулятора автомобиля. Как известно, аккумуляторная батарея работает на основе химических реакций, которые происходят внутри ее элементов. Эти реакции зависят от температуры, и именно поэтому изменение температуры может существенно повлиять на производительность аккумулятора.

При низких температурах, особенно ниже 0°C, химические реакции в аккумуляторе замедляются. Это приводит к снижению доступного пускового тока, что может стать причиной трудностей при запуске двигателя. Например, при температуре -20°C пусковой ток может уменьшиться на 30-50% по сравнению с нормальными условиями. Это объясняет, почему в зимний период многие автомобилисты сталкиваются с проблемами запуска двигателя.

С другой стороны, высокая температура также негативно сказывается на аккумуляторе. При повышении температуры выше 30°C увеличивается скорость химических реакций, что может привести к ускоренному старению аккумулятора и его деградации. В результате, хотя пусковой ток может временно увеличиваться, срок службы аккумулятора сокращается, и в долгосрочной перспективе это может привести к его выходу из строя.

Важно отметить, что оптимальная температура для работы большинства свинцово-кислотных аккумуляторов составляет около 20-25°C. В этом диапазоне аккумуляторы демонстрируют наилучшие характеристики, включая максимальный пусковой ток и длительный срок службы. Поэтому, если есть возможность, стоит хранить аккумулятор в помещении с контролируемой температурой, особенно в зимний и летний периоды.

Кроме того, для поддержания оптимальной работы аккумулятора в различных температурных условиях рекомендуется регулярно проверять его состояние, уровень заряда и чистоту клемм. Это поможет избежать проблем с запуском двигателя и продлить срок службы аккумулятора.

Вопрос-ответ

От чего зависит пусковой ток аккумулятора?

Факторы, влияющие на пусковой ток аккумулятора. В результате в более холодном климате батареи должны обеспечивать более высокий пусковой ток. Возраст и состояние батареи: по мере старения аккумуляторов их внутренние компоненты могут разрушаться, что влияет на их способность обеспечивать высокие пусковые токи.

Какой пусковой ток нужен для запуска автомобиля?

Пусковой ток — это тот максимум силы тока, который в состоянии отдать аккумулятор, причем именно в минимальный временной интервал. Так вот: для запуска двигателя легковой машины среднего класса требуется от 250 до 270 Ампер. Это и есть оптимальное значение ПТ. Одного универсального показателя тока не существует.

Какой должен быть пусковой ток у аккумулятора?

Аккумуляторные батареи для автомобилей имеют от 40 до 225 Ач. Но наиболее популярный диапазон — это 55–60 Ач. Проще говоря, на протяжении 60 минут АКБ может отдавать силу тока в 55 Ампер, после чего полностью разрядится.

Советы

СОВЕТ №1

Перед измерением пускового тока аккумулятора убедитесь, что он полностью заряжен. Низкий уровень заряда может привести к неправильным показателям, поэтому лучше всего проводить тестирование после полной зарядки.

СОВЕТ №2

Используйте качественный тестер для измерения пускового тока. Некоторые мультиметры могут не обеспечивать точные результаты, поэтому лучше использовать специализированные устройства, предназначенные для проверки аккумуляторов.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на температуру окружающей среды. Пусковой ток аккумулятора может значительно изменяться в зависимости от температуры, поэтому проводите тесты в условиях, близких к реальным условиям эксплуатации автомобиля.

СОВЕТ №4

Регулярно проверяйте состояние аккумулятора и его клемм. Коррозия или плохой контакт могут негативно влиять на пусковой ток, поэтому следите за чистотой и надежностью соединений.

Ссылка на основную публикацию
Похожее