Дождливая погода — испытание для мотоциклистов, но не повод отказываться от поездок. В этой статье приведем советы, которые помогут безопасно управлять мотоциклом в дождь. Узнаете, как подготовиться к поездке, какие техники вождения применять и на что обращать внимание, чтобы минимизировать риски и наслаждаться дорогой даже в ненастье.
Все начинается с резины…
Шины — это не просто куски резины, а ключевой элемент безопасности и комфорта при езде в разных погодных условиях. Они состоят из различных химических компонентов и уникального дизайна протектора, разработанного с учетом условий эксплуатации и характеристик мотоциклов.
Если нет специфических требований, таких как высокая проходимость или отличное сцепление, эксперты рекомендуют выбирать резину, обеспечивающую надежный контроль и стабильность на мокрой поверхности. Крис, например, предпочитает шины Michelin Road, но также выделяет достойные варианты от Pirelli, Bridgestone, Metzeler и Avon.
Стиль вождения и класс мотоцикла также влияют на выбор шин и их характеристики. Крейсерские и тяжелые туристические мотоциклы не требуют высоких стандартов для покрышек. Часто байкеры, ориентированные на поездки в солнечную погоду, выбирают менее качественные модели, уделяя больше внимания техническому состоянию мотоцикла. Эта тенденция заметна в США, хотя производители крейсерских мотоциклов, такие как Harley и Indian, начали ориентироваться на европейский рынок.
Независимо от типа мотоцикла, профессионалы советуют: выбирайте лучшие шины для дождливой погоды, которые можете себе позволить. Это правило важно даже если придется пожертвовать долговечностью или практичностью на сухом асфальте.
Эксперты в области мотоциклетной безопасности подчеркивают важность осторожности при управлении мотоциклом в дождливую погоду. Они рекомендуют заранее проверять состояние шин, так как изношенные покрышки значительно увеличивают риск аквапланирования. Важно также снизить скорость, чтобы обеспечить лучшее сцепление с дорогой. Мотоциклисты должны избегать резких маневров и торможений, так как это может привести к потере контроля. Использование защитной экипировки, включая водонепроницаемые куртки и обувь, также играет ключевую роль в обеспечении безопасности. Наконец, эксперты советуют быть особенно внимательными к дорожным знакам и разметке, которые могут стать скользкими в дождь.
Правильная экипировка
Как только решается вопрос с шинами, выбрана походящая модель «для воды», нужно уделить внимание подготовки тела. Это означает покупку приличного снаряжения для дождя. Промокнуть на мотоцикле – значит быстро замерзнуть, что опасно для здоровья. Когда человеку холодно, снижаются его физические и умственные способности.
Есть два вида снаряжения для дождя: то, что байкер надевает, когда думает, что дождь может пойти, и то, что его реально спасает от дождя. Водонепроницаемый текстиль и кожа — что выбрать? Опыт показал, что первый материал не спасает от влаги.
Куртка Oxford Montreal 3.0 и брюки Montreal 2.0 – экипировка, защищающая от дождя. Это удобные, пригодные для повседневного использования вещи, на которые можно положиться. Они реально не пропустят воду на протяжении всего путешествия. На самом деле высококачественный комплект, такой как Aerostich Roadcrafter R-3, может противостоять ливню в течение достаточно долгого времени, но в конечном счете тоже промокнет, если путешествовать под дождем целый день.
Для плохих погодных условий лучше всего подойдет снаряжение Old Certain School Rain Definite. Это уродливое, пластичное вещество, которое накладывается на обычное снаряжение, но дает водонепроницаемость. Оно не обеспечивает естественную вентиляцию, не выглядит круто, но эффективно защищает от влаги. После тестирования экипировки от Ричи, Хелда, Вайса и Фуригана, Крис остановил выбор на куртке Dens-Dust и D-Custa. Это экипировка, которая необходима, чтобы быть хорошо готовым к любым погодным условиям.
Совет | Что делать | Что не делать |
---|---|---|
Скорость | Снизить скорость, увеличивая дистанцию до впереди идущих транспортных средств. | Не ехать на высокой скорости, особенно на поворотах. |
Торможение | Тормозить плавно и постепенно, избегая резких движений. Использовать преимущественно двигатель для торможения. | Не тормозить резко, особенно передним тормозом. |
Поворот | Снизить скорость перед поворотом, плавно входить в поворот, избегая резких движений рулём. | Не резко поворачивать руль, не наклонять мотоцикл слишком сильно. |
Видимость | Включить ближний свет фар. Убедиться в исправности дворников. | Не полагаться только на зеркала заднего вида. |
Дорожное покрытие | Избегать луж и скользких участков дороги. Обращать внимание на дорожную разметку. | Не проезжать по лужам, глубина которых неизвестна. |
Экипировка | Надевать водонепроницаемую одежду и обувь, обеспечивающую хорошее сцепление с мотоциклом. | Не ездить в тонкой или промокаемой одежде. |
Реакция | Быть готовым к неожиданным ситуациям, увеличивать дистанцию до других участников движения. | Не отвлекаться на посторонние вещи. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как управлять мотоциклом в дождливую погоду:
-
Снижение сцепления: Влажная дорога значительно снижает сцепление шин с поверхностью. Первые несколько минут дождя особенно опасны, так как вода смешивается с маслами и грязью на дороге, создавая скользкую пленку. Поэтому важно быть особенно осторожным в начале дождя и избегать резких маневров.
-
Техника торможения: В дождливую погоду рекомендуется использовать тормоза плавно и постепенно. Лучше всего применять передний тормоз с умеренной силой, а задний — для стабилизации. Это поможет избежать блокировки колес и потери управления.
-
Выбор маршрута: При планировании поездки в дождливую погоду стоит избегать участков с глубокими лужами, так как они могут скрывать ямы или другие препятствия. Также стоит обращать внимание на разметку и другие элементы дороги, которые могут стать скользкими, например, металлические покрытия и решетки.
Эти советы помогут повысить безопасность и комфорт при управлении мотоциклом в дождливую погоду.
Чай и пирожные – друзья байкера
Не стоит воспринимать плохую погоду как непреодолимое препятствие. Соревноваться с погодными условиями не всегда разумно; иногда остановка — лучший выбор.
Если ваше путешествие не проходит по маршрутам тихоокеанского северо-запада или Британских островов, стоит зайти в ближайшее кафе при начале дождя. Дождь может сделать дорожное покрытие скользким из-за остатков нефтепродуктов и грязи. В этом случае лучше заказать кофе и перекусить, дав дождю около 30 минут, чтобы смыть опасные вещества с дороги. Однако кратковременный дождь не всегда опасен, поэтому важно ориентироваться на текущие условия.
В Великобритании дороги редко остаются сухими несколько дней подряд, что снижает вероятность накопления нефти и грязи. Поиск укрытия становится особенно важным при длительных поездках. Даже качественная экипировка не гарантирует полной защиты от дождя. В таких случаях разумно остановиться, чтобы согреться, высушить вещи и отдохнуть — как физически, так и морально.
Избегайте радужных луж
Дождь не смывает все масло и грязь с асфальта, поэтому нужно внимательно следить за дорогой. Байкер должен делать все возможное, чтобы избежать ярких радужных луж, которые появляются на перекрестках с круговым движением. Но не стоит резко и беспорядочно отклоняться, чтобы объехать их. Если «нефтяной патч» остался не замечен на достаточном расстоянии, чтобы совершить маневр в контролируемом режиме, не нужно паниковать и жать на тормоза. Правильное решение – проехать через такую лужу, сохраняя контроль и равновесие.
Профессионалы часто преодолевают радужные участки дороги на большой скорости, создавая множество брызг, но это не всегда безопасно. Оптимальное решение – проезжать такие «нефтяные» пятна на крейсерской скорости с сохранением полного контроля ситуации. То же самое относится к крышкам люков, мостовым компенсаторам, железнодорожным путям, дорожной разметке, пешеходным переходам и другим опасностям, которые становятся скользкими при добавлении влаги. Их следует избегать во время дождя, и можно спокойно кататься по ним в сухую погоду.
Получить физический навык
Эксперт рекомендует пройти курс по управлению мотоциклом на бездорожье, даже если вы предпочитаете асфальт. Это повысит уверенность и поможет сохранять спокойствие в разных дорожных условиях.
Ключевым аспектом таких курсов является правильное перемещение тела и перенос центра тяжести. Обычно «правильное положение» близко к земле и может заключаться в смещении корпуса к баку или изменении веса на подножки. Однако не стоит кардинально менять стиль, чтобы не ухудшить комфорт поездок.
Дождливая погода — не лучшее время для экспериментов с техникой вождения. Важно помнить, как правильно размещать тело для маневрирования. Главное — не быть слишком напряженным или расслабленным. Нервозность может вызвать напряжение, но не позволяйте ей взять верх.
Внимание, бдительность, осторожность
Нужно делать все возможное, чтобы избежать неустойчивых движений и внезапных остановок. Ключ к достижению этого – концентрация внимания на дороге. Тут важно прилагать все усилия, чтобы предвидеть проблемы и придумывать способы борьбы с ними. Другими словами, байкерам стоит кататься, как учит RoSPA – Королевское общество по предотвращению несчастных случаев, одна из нескольких британских организаций, которые учат безопасной технике управления транспортными средствами.
Плохая видимость, характерная для езды под дождем, затрудняет сканирование дороги, поэтому нужно сбросить скорость. Байкеру нельзя ездить быстрее, чем он способен реагировать. Совет имеет двойную выгоду: увеличит шансы увидеть препятствие впереди, а также мотоциклиста не ослепит влага, которую создают колеса автомобилей, опережающих байк.
Поиск сухих участков дороги
Мотоциклы более устойчивы на сухом асфальте, поэтому лучше передвигаться по таким участкам. После дождя автомобили создают сухие полосы в местах контакта шин с дорогой или в центре полосы из-за воздушных потоков от грузовиков.
Важно помнить, что фуры поднимают много водяной пыли, поэтому не стоит приближаться к ним слишком близко. Особую осторожность следует проявлять при обгоне крупных грузовиков — распыление от их колес может ослепить.
Сохранять спокойствие
Одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются при езде под дождем байкеры – присутствие других участников движения. Даже привыкшие к мокрому асфальту британские водители немного нервничают, когда идет дождь, становятся менее наблюдательными и более непредсказуемым. В Южной Калифорнии дождь – настоящее бедствие, он заставляет людей ездить, как будто они оказались заперты в автомобиле с роем шершней и гадюк. В России это могут быть лоси, лягушки, мигрирующие через дороги в водоемы, различные мелкие животные и мошкара.
Не стоит обращать внимание на людей, их ошибки, пытаться разговаривать с ними об этом. Результат – пустая трата времени, умственной, психической энергии, что негативно скажется на концентрации во время дальнейшего движения.
Причина, по которой люди ведут так себя на дороге во время дождя, заключается в том, что взгляд водителя перемещается на панель управления. Водитель концентрирует внимание на поиске переключателя стеклоочистителя, пытается выяснить, почему что-то не работает, ищет радио для прослушивания прогноза погоды или отвлекается на усталость, напряженность плечевого пояса. Когда водитель сосредотачивается на ошибках других, он сам начинает их совершать. Решение проблемы – сосредоточиться на дороге.
Нужно наблюдать за другими участниками дорожного движения, не сердиться из-за их ошибок, но вовремя реагировать на них. Это залог безопасной и комфортной езды по мокрому асфальту на байке.
Проверка тормозной системы
Перед тем как выехать на мотоцикле в дождливую погоду, крайне важно убедиться, что тормозная система находится в идеальном состоянии. Влажные условия могут значительно повлиять на эффективность торможения, поэтому регулярная проверка и обслуживание тормозов становятся особенно актуальными.
Первым шагом в проверке тормозной системы является осмотр тормозных колодок. Убедитесь, что они не изношены и имеют достаточную толщину. Изношенные колодки могут привести к снижению сцепления с тормозными дисками, что в условиях дождя может стать причиной аварийной ситуации.
Следующим этапом является проверка тормозных дисков. Они должны быть ровными и не иметь глубоких царапин или вмятин. Неровности на поверхности диска могут привести к неравномерному торможению, что особенно опасно на скользкой дороге. Если вы заметили какие-либо дефекты, рекомендуется заменить тормозные диски.
Не забудьте также проверить уровень тормозной жидкости. Влага может попасть в тормозную систему, что приведет к снижению эффективности торможения. Убедитесь, что уровень жидкости соответствует норме, и при необходимости долейте ее. Также стоит обратить внимание на состояние тормозных шлангов: они не должны иметь трещин или утечек.
Если ваш мотоцикл оснащен антиблокировочной системой тормозов (ABS), убедитесь, что она функционирует должным образом. ABS помогает предотвратить блокировку колес при резком торможении, что особенно важно на скользкой поверхности. Перед выездом в дождь протестируйте систему, чтобы убедиться в ее работоспособности.
Наконец, не забывайте о том, что в дождливую погоду тормозной путь увеличивается. Поэтому, даже если ваша тормозная система в идеальном состоянии, рекомендуется заранее планировать свои маневры и держать безопасную дистанцию до других участников дорожного движения. Это поможет избежать экстренных ситуаций и обеспечит вашу безопасность на дороге.
Вопрос-ответ
Как ездить на мотоцикле во время дождя?
Старайтесь избегать скользких участков. Если это невозможно, сбавьте скорость перед тем, как вы до них доберётесь, двигайтесь как можно ровнее. Как только доберётесь до них, старайтесь не переключать передачи, не поворачивать, не использовать газ или тормоза. Если вам нужно затормозить, используйте оба тормоза равномерно. Важно делать это плавно.
В какой период нельзя ездить на мотоцикле?
В ПДД нет ограничений – до какого времени можно ездить на мотоцикле, до какой температуры или видимости. Жесткого запрета на эксплуатацию двухколесного транспорта по льду или по снегу нет.
Как ездить на мотоцикле под дождем и не промокнуть?
Советы по езде на мотоцикле в дождь. К счастью, правильная экипировка обеспечит вам комфорт и безопасность. Перед выходом на улицу подумайте о том, чтобы надеть дождевик, перчатки, ботинки и шлем. Правильный дождевик для езды на мотоцикле — это водонепроницаемый комбинезон, состоящий из одного или двух предметов.
Можно ли оставлять мотоцикл под дождем?
Проблема в сложности с безопасностью, а также в том, что мотоцикл подвергается действию влаги. Дождь, туман, утренняя роса – все это приводит к развитию коррозии и отказам электроники из-за отсыревших контактов. Если вы оставляете мототехнику на ночь, нужно позаботиться об антиугонном устройстве, а также чехле.
Советы
СОВЕТ №1
Перед выездом в дождливую погоду убедитесь, что ваши шины находятся в хорошем состоянии и имеют достаточный протектор. Это поможет улучшить сцепление с дорогой и снизить риск скольжения.
СОВЕТ №2
Снижайте скорость и увеличивайте дистанцию до впереди идущих транспортных средств. Дождь может сделать дороги скользкими, и вам потребуется больше времени для остановки.
СОВЕТ №3
Используйте плавные движения руля и тормозов. Резкие маневры могут привести к потере контроля над мотоциклом, особенно на мокрой дороге. Постарайтесь избегать резких поворотов и торможений.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на видимость. Носите яркую или отражающую одежду и используйте фары, чтобы вас было лучше видно другим участникам дорожного движения. Это особенно важно в условиях плохой видимости из-за дождя.