Вождение по песку и снегу — это испытание для автомобиля и проверка навыков водителя. Неправильные действия могут привести к застреванию, что потребует времени на вызов помощи. Рассмотрим основные ошибки, которые могут вызвать неприятности, и поделимся советами и техниками для уверенного передвижения в сложных условиях, чтобы избежать застревания и обеспечить безопасность на дороге.
Особенности зимнего управления
С началом осени водители готовятся к первым морозам, выбирая шины. Зимние шины — главное условие для комфортных и безопасных поездок по снежным трассам. Какие еще меры помогут обеспечить безопасное вождение зимой?
Эксперты в области внедорожного вождения подчеркивают, что неправильные действия на песчаных и снежных покрытиях могут привести к застреванию автомобиля. Во-первых, резкое ускорение и торможение на таких поверхностях крайне нежелательны, так как это может вызвать пробуксовку колес и углубление в рыхлый слой. Во-вторых, использование низкого давления в шинах может помочь улучшить сцепление, однако слишком низкое давление также увеличивает риск повреждения покрышек. Кроме того, важно избегать резких поворотов, которые могут привести к потере сцепления. Эксперты рекомендуют поддерживать постоянную скорость и плавно маневрировать, чтобы минимизировать вероятность застревания. Правильная техника вождения и подготовка автомобиля играют ключевую роль в успешном преодолении сложных участков.
Предварительные мероприятия
- Купить качественную незамерзайку и залить в бачок омывателя при первых заморозках. Опытные водители рекомендуют залить незамерзайку в любой, можно 200 мл, флакон с распылителем, и положить бутылку в бардачок. В течение зимы жидкость обязательно понадобится в самых неожиданных случаях — снять глубокую наледь со стекла или разморозить замок двери.
- Проверить давление в шинах, при необходимости подкачать.
- Лопатка для снега, скребок, щетка – эти инструменты всегда должны лежать в багажнике.
- На многих форумах автомобилисты рекомендуют держать на всякий пожарный случай пару кабелей для подзарядки аккумулятора, но на практике их используют сравнительно редко. Если автомобиль в сугробе, то трактор — это единственное средство спасения для российских дорог. Поэтому буксировочный трос — главный элемент зимнего комплекта.
- Сэнд траки. Современные пластиковые подложки под колеса могут выручить, если после ночи машину слегка занесло снегом, при выезде из небольшого сугроба.
- Опытные водители вместо траков берут в дорогу пару килограммов песка, смешанного с мелким щебнем, справедливо считая, что метровых досок в дороге они не найдут, а на пластиковые подложки надежды не много — могут зарыться в снег или согнуться.
Когда подготовка машины проведена, будет не лишним напомнить правила управления автомобилем на заснеженной дороге. Основные правила, которые нельзя забывать — это осторожность, бдительность и внимание – водитель должен быть готов к тому, что под небольшим слоем снега на любом участке дороги может быть лед.
Действие | Песок | Снег |
---|---|---|
Скорость | Низкая, постоянная | Низкая, постоянная |
Колеса | Низкое давление | Низкое давление (шипованные шины предпочтительнее) |
Положение руля | Прямое, избегать резких поворотов | Прямое, избегать резких поворотов |
Газ | Плавно, избегать пробуксовки | Плавно, избегать пробуксовки |
Тормоза | Плавно, избегать резкого торможения | Плавно, избегать резкого торможения |
Застревание | Раскачивание вперед-назад (плавно) | Раскачивание вперед-назад (плавно), использование подручных средств (доски, ветки) |
Выбор пути | Твердая поверхность, следы других машин | Уплотненный снег, следы других машин |
Дополнительные советы | Использовать лопату для выкапывания колес при застревании | Использовать лопату для выкапывания колес при застревании, нести с собой цепи противоскольжения |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как не застрять в песке и снегу:
-
Правильное давление в шинах: Одним из самых важных аспектов при езде по песку и снегу является давление в шинах. Снижение давления (обычно до 1.5-2.0 атм) увеличивает площадь контакта шины с поверхностью, что помогает избежать застревания. Однако слишком низкое давление может привести к повреждению шины или ободу.
-
Техника движения: При движении по песку и снегу важно поддерживать постоянную скорость и избегать резких маневров. Резкие ускорения или торможения могут привести к пробуксовке колес и, как следствие, к застреванию. Лучше всего использовать плавные движения и заранее планировать повороты.
-
Использование “плавающих” шин: Специальные шины для бездорожья, такие как “плавающие” или “внедорожные”, имеют более широкий протектор и специальные канавки, которые помогают лучше справляться с мягкими поверхностями. Они обеспечивают лучшее сцепление и уменьшают риск застревания как в песке, так и в снегу.
Как управлять автомобилем зимой? Советы от профессионалов и практиков
Если начинается снегопад, включите противотуманные фары. Это поможет вам лучше ориентироваться и сделает автомобиль заметнее для других участников движения.
Снизьте скорость: в городе до 40-60 км/ч, на трассе — до 60-80 км/ч, и увеличьте дистанцию до впереди идущего автомобиля. При обгоне учитывайте, что впереди идущий транспорт может двигаться медленно — дайте сигнал, чтобы он немного сместился вправо для улучшения видимости.
Во время снегопада и на укатанном снегу не резко ускоряйтесь или тормозите — даже опытные водители могут потерять управляемость, особенно на заднеприводных автомобилях.
Длина тормозного пути на снежной дороге увеличивается на 70-180%.
При движении в гору важно сохранять импульс мощности автомобиля — при спуске снижайте скорость до минимума или аккуратно тормозите.
Зимой не используйте круиз-контроль, полагайтесь на свои навыки. В половине случаев потери управления происходили из-за нестабильной работы электронной системы, которая увеличивала скорость вместо ее снижения.
При включенном круиз-контроле водитель может расслабиться, что недопустимо на заснеженной дороге — реакция должна быть мгновенной.
Держитесь правой полосы на многополосной дороге, соблюдая скорость не более 60 км/ч. Полный привод не всегда спасает при заносе; он полезен при прямолинейном движении на мокром асфальте и правильном входе в поворот, но на льду даже спортивный кроссовер, такой как BMW X6, теряет управляемость при скорости выше 80 км/ч.
Если на приборной панели загорается индикатор ABS, это сигнализирует о срабатывании антиблокировочной системы на скользком участке. При торможении продолжайте тормозить. Если индикатор загорелся во время движения, постепенно снижайте скорость — не отпускайте педаль газа резко.
Если система курсовой устойчивости срабатывает при наборе скорости и горит ESC, это означает, что ведущие колеса буксуют. Прекратите маневр и снизьте скорость до полной остановки.
Зимой на асфальте часто образуется ледяная корка — «черный лед», которую неопытные водители могут принять за мокрый асфальт. Наледь формируется утром и вечером при плюсовой температуре воздуха и минусовой температуре грунта. Если автомобиль попал на «черный лед» и вы ощущаете вибрации, не тормозите резко — снижайте скорость постепенно, избегая резких поворотов.
Это основные правила управления автомобилем на заснеженных трассах. Если машина уже застряла в сугробе или колее, опытные водители предлагают несколько полезных советов.
Как быстро выбраться с заноса или сугроба
Отключить систему трекшен-контроль, если она предусмотрена в комплектацию — это система которая должна помогать справиться с заходом в сугроб, но при выезде она только мешает, поскольку тяга машины стремится к нулю.
Не следует выжимать педаль газа до упора — необходимо купировать пробуксовку через раскачку автомобиля, слегка нажимая на педаль акселератора. Если предусмотрена механическая КП, порядок работы должен быть таким:
- Проехать пару сантиметров.
- Выжать сцепление, авто откатилось назад.
- Отпустить сцепление, продвинуться на пару см вперед.
Необходимо удерживать минимальные допустимые обороты двигателя, но не допускать скольжения колес при утрамбовке снега. Передние колеса должны стоять прямо без малейшего поворота — так достигается минимальное сопротивление снежного покрова.
Нелишним будет расчистить снег перед ведущими колесами и за ними. Можно посыпать снег песком, подложить сэнд трак.
Полноприводные авто быстрее выберутся с заноса и преодолеют сугроб без пробуксовки. Необходимо использовать пониженную передачу при выезде и обязательно выключить ее, как только автомобиль станет на ровную поверхность и начнет набор скорости.
Как не завязнуть в песке
В отличие от зимних дорог, поездка по пляжу не требует длительной подготовки, но может обернуться неприятностями, если ваш автомобиль застрянет в песке. Что учесть перед выездом на природу?
Оптимально выбрать полноприводное транспортное средство. Автомобили с системой 4Х4 лучше справляются с рыхлым грунтом, чем моноприводные модели. Передний привод может работать на утрамбованном песке, но на рыхлом менее эффективен. Управлять полноприводным автомобилем проще — колеса меньше буксуют.
Перед выездом на пляж рекомендуется уменьшить давление в шинах. Чем рыхлее и суше песок, тем меньше должно быть давление. Не забудьте подкачать шины после возвращения на асфальт. Летом полезно иметь компрессор для проверки давления.
Вот список необходимых инструментов для летнего времени:
- Лопата.
- Сэнд траки — пластиковые подложки, помогающие при выезде с мокрого песка.
- Домкрат с широким основанием.
- Буксировочный трос.
- Вода.
Это минимальный комплект для уверенности. Что делать, если автомобиль застрял в песке?
Если заметили, что автомобиль начинает застревать, не увеличивайте скорость. Песок отличается от снега, и при повышении оборотов колеса будут углубляться. Остановитесь и подложите под ведущие колеса сэнд траки, предварительно очистив пространство под колесом. Сухой песок лучше полить водой и утрамбовать.
Сэнд траки укладывайте под колесо плотно, чтобы колесо заехало на подложку, а не углубилось.
Если песок рыхлый и колеса буксуют, дополнительно снизьте давление в шинах и повторите попытку. Избегайте резких поворотов, не входите в поворот на скорости и не тормозите резко.
На участках с сухим песком лучше двигаться по целине, а не по колее. Колея опасна для автомобилей с передним приводом. Если попали в колею, старайтесь двигаться вразрез, пропуская колею между колесами — чем выше передача, тем легче выбраться.
На мокром песке лучше оставаться в колее — утрамбованный песок поможет преодолеть сложный участок.
В 70 % случаев, чтобы проехать небольшой участок сухого песка, действует правило: чем выше скорость, тем больше шансов успешно преодолеть сложный участок на моноприводе. Опытные водители советуют минимально поворачивать рулем — лучше зафиксировать его и не снижать скорость. Молодые водители часто застревают, не выдерживая темп и преждевременно отпуская педаль газа.
Песчаную дюну можно преодолеть только на высокой скорости, поэтому для заезда в гору используйте разгон. Если автомобиль потеряет скорость, вероятность буксования возрастает. Если разгон потерян, аккуратно отъедьте назад и повторите попытку. Обязательно притормозите на склоне — нельзя продолжать спуск без осмотра местности впереди.
На протяжении всей пляжной дороги не отключайте полный привод и не отказывайтесь от понижающей передачи. Систему можно отключить только после выезда на ровный асфальт или стандартную грунтовую дорогу.
Выбор подходящей трассы и маршрута
При планировании поездки по песчаным или снежным участкам важно заранее выбрать подходящую трассу и маршрут. Это поможет избежать неприятных ситуаций, связанных с застреванием. Вот несколько ключевых аспектов, которые стоит учитывать:
- Изучение местности: Перед выездом рекомендуется изучить карту местности, а также ознакомиться с отзывами других водителей. Это поможет выявить участки, которые могут быть сложными для проезда, такие как глубокие песчаные дюны или снежные заносы.
- Проверка погодных условий: Погодные условия играют важную роль в проходимости маршрута. Снегопады или сильные дожди могут значительно ухудшить состояние дороги. Перед поездкой стоит проверить прогноз погоды и избегать маршрутов, где ожидаются неблагоприятные условия.
- Выбор подготовленных трасс: Если есть возможность, выбирайте подготовленные трассы, которые были очищены от снега или песка. Это значительно снизит риск застревания. В некоторых регионах существуют специальные маршруты для внедорожников, которые обеспечивают более безопасный проезд.
- Избегание узких и крутых участков: На песчаных и снежных дорогах узкие и крутые участки могут стать настоящей ловушкой. Если есть возможность, выбирайте более широкие и пологие маршруты, которые позволят избежать пробуксовки и застревания.
- Оценка состояния дороги: Если вы уже находитесь на маршруте, внимательно следите за состоянием дороги. Если вы заметили, что дорога становится слишком рыхлой или глубокой, лучше развернуться и выбрать другой путь, чтобы избежать застревания.
- Использование GPS и навигационных приложений: Современные технологии могут значительно облегчить выбор маршрута. Используйте GPS-навигаторы или мобильные приложения, которые могут предложить альтернативные пути и предупредить о сложных участках.
Правильный выбор трассы и маршрута — это первый шаг к успешному преодолению песчаных и снежных участков. Не стоит пренебрегать подготовкой, так как это может сэкономить время и избежать неприятных ситуаций на дороге.
Вопрос-ответ
Как не застрять в песке?
Что делать, чтобы не застрять? Перед поездкой проверьте наличие компрессора, троса, лопаты и сэндтраков. В песке все перечисленное пригодится с вероятностью не менее 50%. Снизьте давление в шинах до 1 атмосферы для плотного песка или до 0,3-0,5 для рыхлого. Для низкопрофильных шин оставьте минимум 1,5 атмосферы.
Что подложить под колеса, если застрял в снегу?
Используйте подручные материалы или специальные приспособления. Чтобы улучшить сцепление, под колеса кладут картон, коврики из салона, сосновые ветки. Более современное решение — цепи или пластиковые траки. Эти приспособления обеспечивают дополнительное сцепление с дорогой и помогают выехать из снега.
Как правильно выехать, если застрял в снегу?
Эффективный способ – двигаться вперед и назад, пока колеса не начнут пробуксовывать. Если автомобиль застрял, попробуйте включить заднюю передачу и разогнаться, а затем продолжите попытки движения вперед. Раскачка автомобиля в стороны может помочь, но это последний шаг, так как изнашивает трансмиссию.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом поездки по песчаным или снежным участкам, убедитесь, что у вас есть подходящие шины. Используйте шины с агрессивным протектором, которые обеспечивают лучшее сцепление с поверхностью. Если планируете частые поездки по таким условиям, рассмотрите возможность установки специализированных шин для бездорожья.
СОВЕТ №2
Поддерживайте низкую скорость и избегайте резких маневров. При движении по песку или снегу важно сохранять плавность и стабильность. Резкие повороты или ускорения могут привести к пробуксовке колес и, как следствие, к застреванию.
СОВЕТ №3
Если вы застряли, не пытайтесь резко ускоряться, так как это может только усугубить ситуацию. Вместо этого попробуйте аккуратно покачать автомобиль вперед и назад, чтобы освободить колеса. Также можно использовать подручные средства, такие как ветки или коврики, чтобы улучшить сцепление колес с поверхностью.
СОВЕТ №4
Перед поездкой по сложным участкам всегда имейте при себе необходимые инструменты и оборудование, такие как лопата, буксировочный трос и запасные шины. Это поможет вам быстро решить проблемы, если вы все же застрянете, и обеспечит безопасность на дороге.