Как проверить датчик положения распредвала
Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобиля своими руками. Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) – маленькая, но очень важная деталь. Не только в отечественной линейке автомобилей ВАЗ, но и в иномарках. Поэтому датчик определяется как часть ГРМ мотора, от которого и зависит его функциональность.
Как проверить датчик распредвала
Тип действия этого элемента – электромагнитное. От датчика исходят сигналы в механизм управления (в мозг авто) за счет замыкания специального зубчика на распредвалу.
Компьютер транспортного средства к этому моменту уже осведомлен о положении поршня, что позволяет с точностью производить впрыск и формировать воздушно топливную смесь и воспламенять ее в нужный момент.
Признаки неисправностей и проверка датчика
Неисправности датчика распредвала, как таковые определить самостоятельно довольно сложно. Определить их можно только на станции техобслуживания при помощи специального прибора осциллографа. Но все таки некоторые моменты мы рассмотрим.
В ходе эксплуатации автомобиля пыль, грязь, масло очень часто попадает на датчик в связи с чем ДПРВ начинает работать неправильно или вообще выходит из строя.
Это приводит к тому что авто теряет динамику, начинает потреблять больше бензина, так как форсунки производят впрыск топлива в два раза чаще, это происходит потому что сигналы берутся уже с датчика коленвала. На приборной панели загорается лампочка, символизирующая поломку, неисправности автомобиля.
Многие автолюбители, зная о своей проблеме, задаются вопросом – как проверить датчик положения распредвала самостоятельно в домашних условиях?
Для этого необходимо выполнить нехитрые действия:
1. Отсоединяется проводка и снимается ДПВР (датчик фаз), подключается мультиметр. Нажимается кнопка «сопротивление».
2. Берется металлический предмет (отвертка) и производятся движения вблизи прибора. Если мультиметр не меняет своих показаний и ничего не происходит – датчик неисправен.
Это пока что не приговор. ВАЗовские авто часто страдают такой болезнью, что датчик не реагирует из-за грязи или неправильного расстояния между мультиметром. Стоит хорошо зачистить контакт и сделать проверку еще раз.
Замена датчика распредвала
Если проверка датчика распредвала показала его неисправность, то пришло время замене. Процедура ничем не сложнее, чем проверка, если не требуется калибровка зазора. В этом случае неисправный элемент снимается, а новый устанавливается.
Все усложняется, если требуется отрегулировать зазор. Производится это с помощью осциллографа. И следует предупредить сразу, что впервые такая манипуляция самостоятельно не проводится, нужен опыт или лучше обратиться к специалистам.
Столкнувшись с данной проблемой, в будущем уже не будут так страшно звучать вопросы – как проверить датчик распредвала и к кому обратиться? Это вполне можно сделать самостоятельно в домашних (гаражных) условиях. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.
Способы проверки датчика распредвала
Когда во время движения автомобиль начинает дергаться или вовсе глохнуть, значит пора заглянуть под капот. Такие проблемы часто наблюдаются при поломке контроллера фазы. Ведь этот миниатюрный прибор влияет на стабильность работы движка. Чтобы не гнать транспорт в автосервис, важно знать, как проверить датчик распредвала и заменить его на новый.
Принцип работы
Принцип работы датчика распредвала
Датчик фазы — деталь, которая есть на всех двигателях с электронной системой впрыска. Ее задача — определить угловое положение распредвала. Сведения, полученные от устройства, отправляются на модуль блока управления (ЭБУ). После приема информации от ДПРВ, система рассчитывает подходящие моменты для впрыска топлива и зажигания. ЭБУ корректирует фазы искрообразования и работу топливных форсунок.
Исправность прибора влияет на количество вредных выбросов, экономию бензина, эффективность работы мотора. Даже при небольших отклонениях в показаниях мощность двигателя падает.
Устройство ДПРВ
Устройство датчика распредвала
Прибор вместе с датчиком коленвала контролирует синхронизацию валов. От этого зависит динамика поступления топливной смеси на такте впуска. Контроль синхронизации помогает выяснить, правильно ли установлена цепь или ремень ГРМ. Еще это важно для системы чередования фаз газораспределения. Состоит устройство из следующих компонентов:
- магнита и его держателя;
- конденсаторов;
- электронной схемы;
- эластичной печатной платы;
- сенсора положения коленвала;
- разъема.
На приводной шестерне распределительного вала есть контрольные точки. При его вращении металлические штыри изменяют магнитное поле в находящемся рядом ДПРВ. Когда они проходят возле прибора, генерируется сигнал, который поступает в блок управления.
На частоту импульсов влияет темп вращения вала, исходя из этого ЭБУ корректирует работу мотора. Контроллер после получения сведений от прибора устанавливает позицию поршня 1-го цилиндра в верхней мертвой точке (ВМТ). Происходит своевременное впрыскивание топлива и последующее зажигание смеси.
Виды датчиков положения коленвала
В основе работы контроллера фаз лежат разные физические принципы. Универсального варианта не существует. Есть три вида приборов:
- Датчик Холла.
- Оптический.
- Индуктивный.
Второй вариант встречается крайне редко. Функция детектора проявляется за счет световых лучей. Они то попадают в прорезь на маховике распределительного вала, то «упираются» в металл. По динамике колебаний блок управления определяет смену фаз.
Работа третьего устройства основана на появлении электродвижущей силы в магнитном поле прибора при прохождении возле его торца контрольной точки. Подключение таких элементов чаще всего выполняется двухконтактной колодкой.
Датчик Холла работает по другому принципу: при вращательном движении вала стальные зубья проходят через специальные прорези в устройстве. В итоге прибор подает сигнал контроллеру. Устройство трехпроводное.
Когда прибор перестает отправлять сведения контролеру, на панели приборов обычно загорается лампа Check Engine. Нужно провести диагностику, чтобы узнать код ошибки.
Где расположена деталь
Расположение ДПРВ
Деталь находится рядом с механизмом газораспределения. Во многих моделях авто контроллер установлен около головки блока цилиндров. Расположена она с левой либо с правой стороны мотора. Есть машины, на которых прибор вставлен в отверстие у задней стенки ГБЦ. Порой датчик расположен около верхней части ремня ГРМ.
На картинке видно, что ДПРВ находится около распределительного вала, с противоположной стороны от ремня ГРМ. А вблизи шестерни установлен гидравлический клапан, который «следит» за изменением фаз газораспределения.
Признаки поломки
Признаки неисправности ДПРВ
Сбой датчика распределительного вала провоцирует появление различных проблем:
- На панели приборов начинает гореть лампа Check Engine. Наличие ошибок надо проверять электронным сканером OBD II.
- Машина во время движения начинает дергаться, а скорость падает.
- Пропадает искра зажигания, из-за чего завести автомобиль невозможно.
- Становится трудно запустить двигатель как «на горячую», так и «на холодную». Нужно несколько раз включать зажигание и мучить стартер.
- Расход бензина увеличивается на 10–20 %.
Не стоит долго ездить со сломанным контроллером. Ошибки в системе, постоянные толчки и рывки приведут к ускоренной поломке свечей зажигания. Их придется менять. Если появились перечисленные признаки, стоит самостоятельно проверить работоспособность детали.
Методы диагностики
Прежде чем использовать электронные приборы, сначала нужно проверить конструкцию на целостность. Для надежной фиксации датчик распредвала вставляется в посадочное гнездо с уплотнительным кольцом. Первым делом надо осмотреть уплотнитель на предмет повреждений. После этого стоит проверить зубчатый ротор и сам контроллер. Если обнаружите трещины на корпусе или стальную стружку, значит прибор требует замены.
Затем можно переходить к популярным методам проверки. Среди основных приборов для диагностики выступают осциллограф и мультиметр. Первое электронное устройство более точно диагностирует, а второе удобнее использовать.
Двухпроводной контроллер
Проверка двухпроводного датчика
Если на машине применяется устройство индуктивного типа, то тестирование выполняют следующим способом:
- Переключатель на мультиметре устанавливают в позицию 20 вольт.
- Поворачивают ключ в замке зажигания, не заводя автомобиль.
- Мощности должно быть достаточно. Один щуп прислоняют к любому металлу на массу, а другим дотрагиваются до кабелей датчика положения вала.
- Показания на экране электронного устройства должны меняться в районе 0,3–5 В. В руководстве по эксплуатации машины описаны точные рабочие значения.
- Далее запускают двигатель.
- Одним контактом электронного тестера прикасаются к кабелю питания контроллера (красного цвета), а другой прислоняют к черному. Показания должны соответствовать указанным в инструкции по эксплуатации авто данным.
Если полностью отсутствует напряжение или значения ниже эталонных, то датчик фазы неисправен, придется устанавливать новый.
Трехпроводной сенсор
Тестирование трехпроводного датчика коленвала
Перед тем как использовать тестер, надо убедиться, что контакты соединительной колодки и кабеля не имеют повреждений. Требуется осмотреть проводку на предмет трещин, а также изломов. Изоляция не должна быть оплавленной. Для поиска обрывов можно применять мультиметр. Контакты разъема датчика желательно очистить от окисления.
Закончив проверять электропроводку, можно приступать к диагностике ДПРВ. Перед этим контроллер снимают с двигателя. Чаще всего его можно отыскать на головке цилиндров. Держится он обычно на одном болте.
Проверять датчик положения распределительного вала, применяя мультиметр, довольно просто. Диагностику проводят поэтапно. Сначала тестер переключают в режим измерения напряжения до 20 В, потом включают зажигание, не заводя машину. Мультиметром проверяют, поступает ли питание к измерительному прибору. Отсутствие напряжения вызывают такие причины:
- поломкой управляющего реле;
- неисправной проводкой (разрывом или повреждением изоляции);
- сбоем в блоке управления двигателем.
Мультиметром поочередно измеряют напряжение между клеммами 1, 2 и 3 разъема ДПРВ и минусовым выводом аккумулятора. Для проверки достаточно 13–14 В. Зажигание включается. Эталонные значения мультиметра для контроллера Bosch F01R 00B 003:
Если тестер фиксирует показания ниже нормы при подаче питания на ДПРВ, значит деталь неисправна. Чтобы убедиться в этом, можно подключить диагностическое устройство к минусовой клемме и среднему контакту. Потом нужно включить зажигание и поднести к сенсорной зоне изделия металлическую пластину или гаечный ключ. На дисплее мультиметра значения сразу снизятся до 0,2–0,4 В, если ДПРВ работоспособный. Отсутствие каких-либо изменений указывает на поломку детали.
При покупке датчика стоит учесть, что даже оригинальную запчасть могут продать без уплотнителя. Придется искать и приобретать прокладку отдельно. Поэтому рекомендуется внимательно осматривать запчасть в магазине. Во время установки устройства не забывайте менять кольцо. Применять старый уплотнитель можно только в крайнем случае, если нельзя приобрести новый.
Сканер OBD-II
Сканер OBD II ELM-327
Простой вариант проверки датчика положения распредвала — использование автомобильного сканера. Адаптер подключают к диагностическому порту автомобиля, который должен находиться под приборной панелью. Для соединения с OBD-II понадобится Андроид-устройство с установленной программой и включенным Bluetooth или Wi-Fi (в зависимости от сканера). Затем необходимо запустить на смартфоне или планшете поиск доступных сетей или соединений.
Из появившегося списка надо выбрать адаптер OBD-II и ввести пароль, указанный в документации к сканеру. После подключения можно переходить к поиску ошибок. В программе достаточно запустить режим статического обнаружения неисправностей. При поломке деталей или других проблемах на экране Андроид-устройства появится цифровой код.
Перечень возможных ошибок
Ошибки на дисплее сканера при диагностике датчика распредвала
Помогут выяснить, почему возникли проблемы с двигателем, именно коды неисправности. Основная их расшифровка по стандарту OBD-II:
- P0300 — многократные или случайные пропуски зажигания.
- P0340 — контроллер не передает информацию контроллеру из-за повреждений в цепи.
- P0341 — прибор выдает неверные показания.
- P0342/ P0343 — низкий/высокий уровень сигнала датчика фазы.
- P0344 — устройство передает ошибочные сведения на шину ЭБУ.
Код P0300 означает, что в одном или нескольких цилиндрах наблюдаются пропуски воспламенения. Это может происходить по причине повреждения проводов, износа свечей зажигания, поломки датчика кислорода или катушки зажигания, прогорания выпускного клапана.
Появление кода P0341 указывает на то, что ДПРВ выдает неправильный сигнал. В процессе работы мотора коленчатый вал соединяется цепью или ремнем с шестеренками распредвала. Кулачки, имеющиеся на коленвале, открывают или закрывают клапана, а при вращении продавливают их. При такой ошибке блок управления не знает о положении клапанов в конкретный момент, поэтому не понимает, какую форсунку нужно открыть и в какую рабочую камеру подавать искру.
Ошибки P0342/P0343 возникают при отказе работы датчика фазы или замыкании в цепи. Иногда указывают на неисправность модуля управления впрыском. Прибор при таких проблемах выдает низкий или слишком высокочастотный сигнал.
Ошибка P0344 обозначает, что ДПРВ передает неустойчивые импульсы. Неисправность может появиться при разбалтывании или окислении разъема, повреждении провода от прибора до контроллера. Еще такая ошибка выскакивает, если контроллер облепила металлическая стружка.
Проверка осциллографом
Проверка датчика коленвала по осциллограмме
Электронный прибор помогает узнать более точную информацию о том, выдает ли датчик импульсы. Перед тестированием измерительный щуп подключают к сигнальному проводу, выставляют диапазон измерения напряжения до 300–450 В и запускают осциллограф. Проводить диагностику прибором нужно после старта двигателя, на холостом ходу.
Если диаграмма получается ровной с одним пиком, который показывает момент прохождения импульса, значит, ДПРВ исправный. Другой график указывает на проблемы с устройством.
Обычно проблемы с ДПРВ диагностируют по нарушению синхронизации с датчиком коленвала. На рисунке как раз такой случай. Стоит найти эталонную осциллограмму для конкретной модели автомобиля и сравнить показания измерительного прибора с нормальными показателями.
Как заменить прибор
С аккумуляторной батареи убирают минусовую клемму, чтобы не допустить случайного замыкания. Затем откручивают болт, который удерживает деталь на корпусе. В большинстве случаев его диаметр М10. Сделать это можно торцевым ключом. Далее с датчика снимают фишку, контроллер вытаскивают из посадочного гнезда.
Перед установкой новой детали место уплотняют резиновым кольцом. Сборку осуществляют в обратном порядке. Прибор вставляют в отверстие, фиксируют болтом и подключают фишку.
Менять ДПРВ рекомендуется раз в 5 лет или через каждые 100 тыс. км. Ведь прибору приходится работать при постоянном изменении температуры, а его полупроводниковая начинка негативно реагирует на подобные перепады.
Датчик положения распредвала — важная деталь автомобиля, от работы которой зависит синхронизация мотора. Когда появляются симптомы неисправности, нужно немедленно выполнить проверку с помощью автосканера или электронных устройств. Провести диагностику и замену контроллера сможет даже неопытный водитель.
4 основных способа проверки датчика распредвала на авто
Ремонт
Датчик распредвала играет важную роль в работе современных транспортных средства. Однако многие автовладельцы даже не слышали об этом компоненте, не говоря уже о его функциях.
Что такое датчик распредвала
В головке блока цилиндров двигателя расположен распредвал (1 или 2). Он снабжен выступами со смещением от центра, для управления впускными и выпускными клапанами.
Чтобы узнать, какой цилиндр на рабочем ходе, компьютер транспортного средства отслеживает вращательное положение распределительного вала по отношению к коленвалу.
Основная функция этого датчика состоит в правильном установлении положения первого цилиндра. Для этого датчик работает вместе с ДПРВ, отправляя сигналы в компьютер (ЭБУ), который использует эти сигналы для синхронизации в то время, когда устройство считывает канавки и вершины шестерен распределительного вала, он может определять положение клапанов. Соответственно, происходит правильная синхронизация последовательности топливных форсунок. Эти сигналы нужны, чтобы правильно определять, когда цилиндр номер один в верхней мертвой точке, а также использует сигналы от этих двух датчиков для генерации искры зажигания. В определенных двигателях с регулируемой синхронизацией датчик также применяется для проверки привода распределительного вала.
Предполагаемые проблемы с датчиком:
- компьютер (ЭБУ) функционирует в аварийном режиме;
- начинает гореть индикатор проверки двигателя;
- сложности в запуске машины;
- двигатель ТС начинает глохнуть;
Если автомобиль просканирован, он должен показать код неисправности.
Принцип работы датчика положения распредвала
Его работа происходит согласно принципу Холла. Этот принцип работы датчика означает, что при вращении зубчатого венца меняется элемент Холла в головке датчика. Эти изменения отправляются в блок управления, где они оцениваются для определения нужных сведений.
Крайне важно тщательно проверить датчик фаз. Проверка датчика положения не занимает много времени и может быть выполнена самостоятельно.
Признаки неисправности датчика распредвала
Если датчик неисправен, компьютер не знает, когда запускать форсунки, и может не активировать их. Плохие показания также приводят к перекосу момента зажигания, что повлияет на экономию топлива в автомобиле. Использование этого датчика происходит одновременно с датчиком положения коленчатого вала. Это необходимо, чтобы контролировать угол опережения зажигания. Достаточно часто встречаются поломки этого датчика, которые объяснимы утечкой тепла и масла. Это происходит из-за его расположения.
Поломка датчика положения распределительного вала чаще всего вызвана утечками масла. В таких случаях есть только одно решение — ремонт или замена. При замене проверяют выравнивание ремня газораспределительного механизма, чтобы жидкости не попадали в монтажный кронштейн датчика положения области. В некоторых случаях обновляется программное обеспечение при установке.
Необходимо использовать подходящее масло для двигателя. Соответственно, распределительный вал останется идеально смазанным, так как это очень важно для правильной работы двигателя.
Непрерывное движение этого компонента вызывает недостаток смазки, что значительно сокращает срок его службы. Когда масло полностью опустится из-за того, что автомобиль не использовался в течение многих дней, масляному насосу потребуется некоторое время, чтобы отправить его в верхнюю часть двигателя. Эта ситуация в определенных моделях двигателей вызывает проблемы с гидравлическими толкателями и, как следствие, является причиной для более серьезных проблем.
Несмотря на небольшие размеры, датчик распределительного вала считается очень ценным магнитным устройством, которое собирает и отправляет сведения о скорости распредвала ТС блоку управления двигателем. Поскольку сигналы, которые отправляются на корпус компьютера, прерываются из-за проблем с распределительным валом, это оказывает влияние на рабочее состояние автомобиля.
Основные симптомы могут подсказать, что датчики распределительного вала, скорее всего, уже нуждаются в замене. Иногда возникают трудности с запуском машины. После того, как авто тронется, можно будет столкнуться с потерей скорости, уменьшением мощности двигателя и аномальным ускорением. Это основный признак неисправности.
Также к наиболее частым признакам, указывающим на предполагаемое повреждение распредвала, относятся то, что автомобиль нельзя завести и доносится стук из-за плохой зубчатой муфты или износа втулок. Кроме того, недостаток мощности можно объяснить плохой опорой вала. Если доносится громкий шум в этой области двигателя, это явный признак того, что распредвал не заедает. Это означает полное сцепление деталей, что препятствует скольжению. Игнорирование любого из этих симптомов потребует больше времени и расходов.
Когда существует ошибка датчика распредвала, то он не будет работать должным образом. В итоге бортовой компьютер не сможет определить расположение поршней и клапанов, поэтому будет невозможно отправить данные о том, когда зажигать искру или какой должен быть импульс. Существуют различные причины неисправности и важно ознакомиться с ними.
Ошибка датчика фаз(ДПРВ)
Данная проблема может обернуться тем, что двигатель будет функционировать в попарно-параллельном режиме подачи топлива. Форсунки будут работать интенсивнее и расход топлива сильно увеличится, как и токсичность выхлопных газов. Также не исключены и проблемы с самодиагностикой. Откладывать замену крайне нежелательно.
Где находится датчик положения распредвала(датчик фаз)
То, как расположен распредвал зависит от различных характеристик двигателя. Однако найти его несложно. В некоторых модификациях он находится внизу, под блоком цилиндров. Чаще всего можно увидеть модификации двигателей, распредвал которых расположен в головке блока цилиндров (сверху ДВС). Во втором случае ремонт и регулировка газораспределительного механизма намного проще, чем в первом.
Модификации V-образных двигателей снабжены ремнем ГРМ. Он находится на развале блока цилиндров, а иногда и собственным газораспределительным механизмом. Сам распредвал закреплен в корпусе с помощью подшипников, что дает возможность ему вращаться непрерывно и постепенно. В оппозитных двигателях конструкция ДВС не допускает установку распредвала. Однако у каждой стороны собственный газораспределительный механизм, но его функционирование синхронизировано.
Как проверить датчик положения распредвала
Итак, что нужно сделать:
- Начинать нужно с осмотра электрического разъема и проводов датчика. После чего убирается разъем и осматривается на наличие следов ржавчины или загрязнений. Эти проблемы мешают нормальному электрическому контакту.
- Важно также посмотреть, нет ли повреждений кабелей: разрывов, плохой фиксации и следов ожогов от находящихся по близости горячих деталей. Провода должны находиться далеко от свечей зажигания или катушек зажигания. Из-за их близкого расположение может быть нарушен сигнал датчика.
- После этих манипуляций нужно воспользоваться цифровом мультиметром. Это устройство требуется для проверки напряжения переменного тока (AC), либо постоянного (DC), в соответствии с определенным видом датчика положения коленчатого вала.
- В случае определенных датчиков также необходима проверка проводов с помощью электрического разъема. Однако такая проверка не во всех случаях возможна. Также можно посмотреть, получится ли извлечь разъем датчика и подсоединить медный провод к клеммам. Затем повторно вставить разъем так, чтобы два провода прошли через корпус разъема. Есть и еще один вариант — иглой проткнуть все провода. Главное не закоротить их в процессе проверки. Если используется последний метод, нужно покрыть изолентой отверстия для штифтов.
Тестирование датчика коленчатого вала может быть затруднено, если конкретный тип конструкции неизвестен. Перед подобными действиями потребуется установить, является ли датчик индукционным датчиком или генератором Холла. Их не всегда легко опознать по внешнему виду. Если на разъеме три контакта, нельзя сделать точных заявлений о соответствующем типе. Здесь будут полезны конкретные спецификации производителя. Если тип конструкции не был окончательно уточнен, омметр нельзя задействовать для испытаний. Напряжение от измерительного прибора, применяемого для проверки сопротивления, может вывести из строя генератор Холла!
Проверка двухпроводного индуктивного датчика распределительного вала
Датчик положения распределительного вала не проверяется в большинстве регулярных служб, но на автомобиле есть предупреждающие симптомы того, что ему в скором времени потребуется замена. По причине того, что он посылает данные на распределительный вал, когда датчик ломается, у двигателя возникают проблемы и нарушается его нормальное функционирование. Контрольная лампа также должна загореться.
Как правильно проверять двухпроводной датчик:
- Поставить мультиметр на «вольт переменного тока».
- Повернуть ключ зажигания.
- Удостовериться в том, что хватает мощности, которая протекает по цепи. Подготовить провода мультиметра. Коснуться одним из щупов заземления, а вторым — всех проводов датчика. Если провода не находятся под напряжением, то в цепи существуют определенные неисправности.
- Запустить двигатель.
- Далее нужно щуп измерителя приставить к одному из проводов датчика, а другой щуп подставить к другому проводу. Затем проверяются показатели на дисплее глюкометра и результаты сопоставляются со спецификациями в инструкции к ТС. Изменяющийся сигнал должен быть между 0,3 и 1 вольт.
- Когда никаких сигналов нет, то это говорит о том, что починить датчик уже не получится и его требуется заменить.
Проверка трехпроводного ДПРВ
Как протестировать дпрв датчик:
- Нужно установить провод питания, «земли» и сигнальный провод, затем проверить сохранность проводки, идущей к датчику.
- Мультиметр переводят в режим DC.
- Помощник должен включить зажигание без запуска мотора.
- Черный щуп мультиметра нужно соединиться с «землей» (деталь двигателя из металла), а красный – с проводом дпкв дпрв.
- Второй человек должен запустить двигатель.
- Нужно приложить щуп красного цвета к сигнальному проводу ДПРВ, а темный щуп к проводу заземления.
Если датчик неисправен, то напряжение будет ниже установленного в руководстве по ремонту. Когда никаких проблем не обнаружено, то причина, может быть, в различных сбоях.
Как проверить датчик распредвала мультиметром
Как проверить дпрв:
- Найти заземление, питание и сигнальные провода с помощью инструкции по ремонту транспортного средства.
- Поставить прибор на постоянное напряжение для проверки цепи датчика.
- Активировать зажигание, двигатель должен быть выключен.
- Использовать темный кабель мультиметра для «земли», а второй для провода питания.
- Удостовериться в показаниях прибора и провести сравнения с показаниями в руководстве.
- Второй человек должен запустить двигатель ТС.
- Коснуться заземляющего провода темным кабелем и сигнального провода красным щупом.
- Проверить показания и сопоставить их с информацией в руководстве по эксплуатации ТС.
Если показания напряжения ниже, чем должно быть в инструкции или если не хватает какого-либо сигнала, то с датчиком серьезные проблемы. Его нужно извлечь и внимательно смотреть на повреждения. Причина, может быть, в сильных физических повреждениях.
Проверка ДПРВ с помощью осциллографа
Проверка датчика фаз осуществляется с помощью электронного осциллографа. Требуется подключиться к датчику и взять с него осциллограмму.
Как выглядит процедура проверки:
- измерительный щуп нужно подсоединиться к сигнальному проводу осциллографа;
- требуется поставить диапазон измерения напряжения до 450 В;
- нажать на «Пуск» и снять сигнал с датчика на дисплее.
Замена датчика распредвала
Поломка или выход из строя распредвала случаются очень редко. Это достаточно дорогостоящая деталь, поэтому ремонт может быть проблемным.
Итак, как выглядит замена датчика положения распредвала:
- Найти датчик.
- Извлечь отрицательный провод аккума.
- Снять электрический разъем с датчика, щелкнув на язычок и выдвинув его.
- Удалить крепежный винт датчика. Потребуется также снимать крепежные болты.
- Извлечь датчик из ТС.
- Далее идет установка работающего датчика положения распредвала.
- Нужно вставить датчик прямо и совместить фланец болта с монтажным отверстием.
- Затем поставить крепежные винты датчика и затянуть гаечным ключом или трещоткой с помощью торцевого ключа подходящего размера.
- Далее требуется переустановить электрический разъем.
- Нужно установить отрицательный провод аккума.
- Подсоединяется отрицательная клемма к аккуму.
Наконец, датчик распредвала, способный определять положение распределительного вала на всех фазах его цикла вращения — для отправки этих данных в ЭБУ — занимает решающую роль в управлении двигателем. Действительно, это позволяет ЭБУ знать положение каждого клапана и соответствующим образом регулировать в режиме реального времени количество впрыскиваемого топлива. В случае неисправности будет сложнее запустить двигатель, иногда это и вовсе становится невозможным. Двигатель будет страдать от гораздо большего количества пропусков зажигания и даже из-за чрезмерного расхода топлива.
Как проверить датчик распредвала?
Все современные авто оснащены такой нужной деталью, как датчик распредвала. Его главной задачей является подача команды для того, чтоб состоялся впрыск топлива в цилиндры. Если датчик неисправен, обязательно нужно определить причину поломки и заменить его.
Работоспособность ДПРВ (датчик положения распределительного вала) зависит от температурного режима. Перегрев выведет его из строя. Датчик не будет работать если вышли из строя провода по которым он передает и получает сигнал.
Немаловажную роль играют повреждения или загрязнения самого датчика. Так же, при тяжелых условиях эксплуатация авто (езда по бездорожью, перевозка грузов) датчик может сместится или еще хуже, произойдет короткое замыкание. Для того, чтоб устранить поломку датчика в самый неподходящий момент, проводите его диагностику.
Устранение неполадок ДПРВ
Если на панели уже загорелся индикатор Check Engine (он может светиться не постоянно, а появляться периодически), необходимо просто считать код неисправности с помощью диагностического устройства. Если у вас нет такого прибора и купить его невозможно, необходимо обратиться к специалистам.
После получения точного кода неисправности и его расшифровки, мы рекомендуем выполнить несколько несложных тестов. Не всегда наличие одного из перечисленных выше кодов неисправности ДПРВ свидетельствуют о том, что датчик обязательно подлежит замене. Иногда источником проблемы является повреждение проводки, разъема и т.д. Такие неполадки вполне реально устранить своими силами.
Но для проверки работоспособности самого датчика необходимо выполнить несколько действий. Конечно, сигнал сложно проверить, не имея специального оборудования. Но базовую информацию предоставит проверка мультиметром.
Как проверить проводку датчика распредвала?
Сначала визуально проверьте, в каком состоянии находится разъем датчика и провода, которые к нему идут. Убедитесь в том, что там нет грязи, масла или ржавчины, которые могут создавать перебои. Проверьте провода на отсутствие повреждений. Иногда проблемы создают переломанные провода, плохие контакты или дефекты изоляционного слоя, вызванные воздействием повышенных температур. Провода ДПРВ не должны контактировать с высоковольтными проводами системы зажигания.
После этого берём в руки цифровой мультиметр, он «умеет» проверять значение переменного и постоянного тока (AC и DC, соответственно). Но вам заранее необходимо получить информацию о том, какими должны быть эти показатели для используемого на вашем авто датчика. В некоторых датчиках разъемы устроены так, что вы можете подключить к ним дополнительные провода для считывания данных мультиметром.
Если это невозможно, попробуйте отключить разъем ДПРВ и подключить тонкие медные провода к каждой клемме разъема. После этого установите разъем на место, чтобы из его корпуса торчали два провода.
Ещё один вариант – пробить каждый из проводов иглой или булавкой (делайте всё аккуратно, чтобы не замкнуть провода!). После такой диагностики поврежденные участки изоляции следует хорошо замотать изолентой, чтобы внутрь не попадала влага.
Проверка двухпроводного датчика положения распредвала:
- Если в авто используется электромагнитный ДПРВ, переведите мультиметр в режим AC.
- Другой человек должен включить зажигание, провернув ключ в замке, не запуская при этом двигатель.
- В цепи должно появиться напряжение. Один из щупов мультиметра соедините с «землей» (любой металлический компонент двигателя), а второй по очереди подключайте к проводам датчика распредвала. Отсутствие тока на всех проводах свидетельствует о проблеме в проводке, которая идёт к датчику.
- Попросите человека в машине запустить двигатель.
- Прикоснитесь одним щупом мультиметра к одному проводу разъема ДПРВ, а вторым – к другому. На экране прибора появятся значения, которые следует сравнить с рабочими показаниями, приведенными в инструкции по эксплуатации авто. Как правило, показатели на экране меняются в пределах 0,3-1 вольта.
- Отсутствие сигнала свидетельствует о неисправности датчика распредвала.
Как прозвонить датчик распредвала 3 контакта?
Проверка трехпроводного ДПРВ:
- Идентифицируйте провод питания, «земли» и сигнальный провод (воспользуйтесь инструкцией по ремонту), после чего проверьте целостность проводки, которая идет к датчику. Мультиметр надо перевести в режим DC.
- Другой человек должен включить зажигание, не запуская мотор.
- Черный щуп мультиметра соединяем с «землей» (любая металлическая деталь двигателя), а красный – с проводом питания ДПРВ. Полученные результаты следует сравнить с данными с инструкции по эксплуатации.
- Помощник должен запустить двигатель.
- Дотроньтесь красным щупом мультиметра к сигнальному проводу ДПРВ, а черный щуп соедините с проводом заземления. В случае неисправности датчика напряжение будет ниже заявленного в руководстве по ремонту. Иногда мультиметр вообще ничего не показывает, что также свидетельствует о выходе из строя датчика.
- Снимите ДПРВ и проверьте элемент на наличие механических повреждений или загрязнений.
Датчик положения распределительного вала — несложное, но важное устройство, от работы которого зависит нормальное функционирование двигателя. Поэтому при выявлении признаков выхода его из строя желательно как можно быстрее выполнить соответствующие диагностические процедуры. Они несложные, и с ними справится даже начинающий, не имеющий опыта, автовладелец.