Фонари заднего хода обеспечивают безопасность на дороге, позволяя другим участникам движения видеть автомобиль при маневрах задним ходом. Если они не работают, это может привести к авариям. В статье рассмотрим основные причины неисправности фонарей заднего хода и методы их диагностики и устранения. Умение проверить выключатель света заднего хода и другие элементы системы освещения поможет быстро выявить проблему и восстановить работоспособность автомобиля.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ
Предохранитель мог перегореть. Обе лампочки задних фонарей защищены одной плавкой вставкой, которая также может охватывать другие электрические цепи. Если не работают задние фонари и, например, подсветка приборной панели, первым делом проверьте предохранитель. Узнать, через какое «гнездо» в монтажном блоке проходит цепь ламп, можно из руководства по эксплуатации автомобиля. Часто основные цепи изображены на внутренней стороне крышки монтажного блока предохранителей.
При замене сгоревшей вставки используйте только предохранитель с аналогичным номиналом. Плавкая вставка с более высоким номиналом может привести к возгоранию. Ознакомиться с правилами выбора предохранителей можно в статье «Классификация предохранителей для авто».
- Неисправность концевого выключателя.
- Обрыв цепи (обломанные контакты в разъемах или перетирание проводов).
- Окисление и коррозия в местах соединения контактов, подгорание пинов.
- Плохой контакт «массы» фонарей. Проблемы с общей «массой» могут также повлиять на работу стоп-сигналов и поворотников. Вряд ли обе лампочки одновременно перестали работать из-за проблем с контактами в фонарях, но плохая «масса» может привести к тому, что лампочка включения задней передачи не горит с одной стороны. В таком случае проверьте и саму лампу.
Неисправность фонарей заднего хода на автомобиле может быть вызвана несколькими факторами, и эксперты подчеркивают важность своевременной диагностики. Одной из наиболее распространенных причин является перегорание лампочек, что легко устраняется их заменой. Однако, если проблема не в лампах, стоит обратить внимание на предохранители и проводку. Часто причиной неисправности становятся коррозия контактов или повреждения проводов, что требует более тщательной проверки. Специалисты рекомендуют не игнорировать эту проблему, так как неработающие фонари могут стать причиной аварийных ситуаций, особенно в условиях плохой видимости. Регулярное техническое обслуживание автомобиля поможет избежать подобных неприятностей и обеспечит безопасность на дороге.
МЕСТО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ В СХЕМЕ ВКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА
На автомобилях с МКПП напряжение к лампам при движении задним ходом подается через концевик (так называемая лягушка), который вкручивается непосредственно в корпус коробки передач. При включении реверсной передачи внутри КПП происходит нажатие на кнопку выключателя. Контакты внутри «лягушки» перемыкаются, ток начинает протекать к лампам.
На принципиальной схеме включения фонарей заднего хода мы можем увидеть, что на ВАЗ 1118 «Калина» ток от АКБ через замок зажигания (№2) подается к предохранителю F1. Проходя через плавкую ставку, защищающую цепь включения, «+» идет к концевику (№10). Контакты находятся в нормально разомкнутом состоянии и замыкаются только при включении реверсной передачи. Таким образом, ток начинает протекать к лампочкам. Второй контакт ламп соединен с «–» АКБ через общий контакт «массы» фонарей.
На автомобилях с АКПП роль концевого выключателя лежит на датчике положения селектора. Информация об изменении расположения ручки КПП передается к ЭБУ двигателя, блоку управления светом.
Возможная причина неисправности | Проверка | Решение |
---|---|---|
Перегоревшая лампочка | Визуально осмотрите лампочки заднего хода. | Замените перегоревшую лампочку. |
Неисправный предохранитель | Проверьте предохранитель, отвечающий за фонари заднего хода (смотрите схему электрооборудования автомобиля). | Замените неисправный предохранитель. |
Неисправный выключатель заднего хода | Проверьте работу выключателя заднего хода (часто расположен на коробке передач). Можно проверить мультиметром наличие напряжения на выключателе при включенной задней передаче. | Замените неисправный выключатель. |
Обрыв проводки | Проверьте проводку от выключателя заднего хода до фонарей. Используйте тестер для проверки целостности проводов. | Замените поврежденный участок проводки. |
Неисправность в проводке (короткое замыкание, окисление контактов) | Проверьте все соединения и контакты в цепи фонарей заднего хода. | Очистите или замените поврежденные контакты, устраните короткое замыкание. |
Неисправность блока управления освещением | Проверьте блок управления освещением (диагностика может потребовать специализированного оборудования). | Ремонт или замена блока управления. |
Неисправность в самой лампе (не только нить накала) | Проверьте целостность цоколя лампы, контактов внутри лампы. | Замена лампы. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с темой “не горят фонари заднего хода на автомобиле”:
-
Безопасность и видимость: Фонари заднего хода предназначены не только для освещения пространства позади автомобиля, но и для предупреждения других участников дорожного движения о том, что автомобиль движется задним ходом. Если они не работают, это может создать опасные ситуации, особенно в условиях плохой видимости.
-
Причины неисправности: Неисправность фонарей заднего хода может быть вызвана различными факторами, включая перегоревшие лампочки, проблемы с предохранителями, неисправности в проводке или даже сбои в системе управления автомобилем. Часто владельцы автомобилей не обращают на это внимание, пока не столкнутся с проблемами при парковке или маневрировании.
-
Современные технологии: В современных автомобилях фонари заднего хода могут быть интегрированы в более сложные системы, такие как камеры заднего вида и системы помощи при парковке. Если фонари не работают, это может также указывать на более серьезные проблемы с электроникой автомобиля, что требует диагностики у специалиста.
Эти факты подчеркивают важность исправности фонарей заднего хода для безопасности на дороге и общего состояния автомобиля.
КАК ПРОВЕРИТЬ «ЛЯГУШКУ»
- Удалите фишку от выключателя фонарей.
- Включите зажигание.
- Соедините контакты разъема датчика, отвечающего за включение заднего хода, с помощью небольшого отрезка провода.
Если фонари заднего хода светятся, это указывает на неисправность «лягушки». Некоторые автомобилисты разбирают выключатели, очищают контакты, и устройство начинает работать. Решение о целесообразности таких действий остается за вами. Учтите, что на многих автомобилях (включая модели ВАЗ) концевой выключатель расположен ниже уровня масла в трансмиссии. Рекомендуем заменить датчик включения. Чтобы минимизировать утечку масла, поднимите автомобиль с той стороны, где установлен концевик.
На некоторых моделях фонари заднего хода могут не загораться из-за неполного включения концевика. Проблему можно решить, установив более тонкую шайбу под «лягушку». Для проверки работоспособности выключателя используйте мультиметр в режиме омметра и проверьте, замыкаются ли контакты при нажатии на кнопку.
ПРОВЕРКА ЦЕПИ
Суть диагностика причины, из-за которой не работают лампочки заднего хода, сводится к выявлению участка цепи, на котором пропадает напряжение. Для этого можно воспользоваться обычной контрольной лампочкой. Проверка целостности цепи осуществляется омметром, поэтому вам необходимо знать, как пользоваться мультиметром.
Начать проверку можно непосредственно с разъема концевого выключателя. Включите зажигание. Один контакт контрольной лампочки подключите к металлической неокрашенной детали, контактирующей с кузовом, а второй – к «+» разъема.
- Если питание приходит, проверьте датчик заднего хода.
- Если после установки «перемычки» в разъем лампочки не горят, значит, проблема в участке цепи провода, идущего от разъема к фонарям. Прозвоните провод до момента, где он делится на лампочки с левой и правой стороны. Скорее всего, причина именно в обрыве.
Чтобы найти распиновку разъемов, контактов фонарей, цвета проводов, обязательно изучите электросхему вашей модели и комплектации автомобиля.
Лампы горят постоянно
Если на вашем автомобиле лампочки постоянно светятся или включаются без активации задней передачи, возможные причины:
- короткое замыкание на «+» к датчику включения задней передачи и проводах лампочек от выключателя;
- провод, соединяющий разъем с фонарями, может иметь короткое замыкание на «+» из-за износа проводов в жгуте;
- датчик может застрять в замкнутом состоянии.
Вопрос-ответ
Что может стать причиной неработающих фонарей заднего хода?
Одна из основных причин отказа ламп заднего хода является датчик, отвечающий за их включение. В народе его нередко называют “лягушка”. Находится он на левой стороне коробки передач, если смотреть по ходу автомобиля. Если у тебя есть смотровая яма, загони на нее свой ВАЗ, и ты его легко найдешь.
Почему у меня не работает фонарь заднего хода?
Сначала проверьте чистоту и блеск патрона лампы и клемм проводов. Если есть следы коррозии, очистите их влажной или сухой бумагой. Затем установите лампу на место и повторите проверку. Если лампа по-прежнему не загорается, возможно, перегорел предохранитель. Также следует подозревать перегорание предохранителя, если включены одновременно два фонаря заднего хода.
Какой предохранитель отвечает за фонари заднего хода?
За свет заднего хода отвечает предохранитель F8 (7,5 А) в монтажном блоке под капотом. Достаём его и проверяем. Если перегорел, заменяем.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте предохранители. Первым делом стоит заглянуть в блок предохранителей вашего автомобиля. Возможно, сгорел предохранитель, отвечающий за работу фонарей заднего хода. Если он сгорел, замените его на новый с аналогичными характеристиками.
СОВЕТ №2
Осмотрите лампочки. Если предохранитель в порядке, следующим шагом будет проверка самих лампочек. Возможно, одна или обе лампочки заднего хода перегорели. Замените их на новые, убедившись, что они подходят по типу и мощности.
СОВЕТ №3
Проверьте проводку и соединения. Если с предохранителями и лампочками все в порядке, стоит осмотреть проводку и соединения, ведущие к фонарям. Ищите повреждения, коррозию или обрывы проводов, которые могут препятствовать нормальной работе фонарей.
СОВЕТ №4
Обратитесь к специалисту. Если вы не смогли самостоятельно выявить проблему, лучше обратиться к профессиональному автосервису. Специалисты смогут провести диагностику и устранить неисправность, обеспечив безопасность на дороге.