Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Пусковой ток АКБ: что это, на что влияет, как измерить

Пусковой ток аккумулятора автомобиля — ключевой параметр, определяющий его способность запускать двигатель. В холодную погоду или при неисправностях в системе зажигания пусковой ток особенно важен, так как влияет на надежность запуска. В статье рассмотрим, что такое пусковой ток, его влияние и методы измерения, что поможет автовладельцам лучше понимать состояние аккумулятора и принимать обоснованные решения по его обслуживанию и замене.

На что влияет пусковой ток аккумулятора

Чтобы автомобильный двигатель заработал в автоматическом режиме, его нужно запустить. Традиционная система запуска включает стартер, замок зажигания, аккумулятор и проводку, соединяющую эти элементы.

При вставке ключа в замок зажигания и его повороте замыкаются контакты между аккумулятором и основной электрической цепью, что подтверждается загоранием индикаторов на приборной панели. При повторном повороте ключа замыкается контур системы запуска: питание подается на реле, а затем на стартер — небольшой электродвигатель, который начинает вращать коленчатый вал, запуская двигатель. После этого цепь разрывается, и генератор начинает вырабатывать электроэнергию, восполняя потери аккумулятора.

Двигатель, который долго стоял, особенно в холодное время года, запускается с трудом и требует значительного тока от аккумулятора. Это и есть суть пускового тока, который позволяет батарее обеспечить необходимый ток для запуска холодного двигателя. Поэтому пусковой ток иногда называют током холодного старта.

Формула P=UI, известная из школьного курса физики, описывает зависимость мощности от тока и напряжения. Исправный аккумулятор выдает постоянное напряжение (около 12 В), поэтому его мощность зависит от силы тока: чем выше ток, тем легче запуск двигателя.

Пусковой ток автомобильного аккумулятора измеряется в амперах, и оптимальное значение зависит от класса автомобиля. Для легкового автомобиля среднего класса это примерно 250-270 ампер, на что стоит ориентироваться при покупке аккумулятора. В южных регионах значение пускового тока менее критично, так как моторное масло не загустевает.

При температуре выше пяти градусов Цельсия для надежного запуска исправного двигателя достаточно 230 А и даже меньше. Однако при морозе в 15 градусов такая батарея не справится, и потребуется устройство с пусковым током 280-300 А.

Дизельные двигатели имеют более высокую степень сжатия, поэтому для их запуска нужны аккумуляторы с большей мощностью, в среднем — около 290 А.

Определить оптимальное значение пускового тока для грузовых автомобилей сложнее из-за значительного разброса мощностей.

Пусковой ток аккумуляторной батареи (АКБ) является ключевым параметром, определяющим её способность запускать двигатель автомобиля. Эксперты отмечают, что этот ток измеряется в амперах и указывает на максимальное количество энергии, которое аккумулятор может предоставить в течение короткого времени, обычно в течение 10-15 секунд. Высокий пусковой ток особенно важен в холодную погоду, когда вязкость моторного масла увеличивается, и двигателю требуется больше энергии для запуска.

Специалисты рекомендуют проверять пусковой ток с помощью специального тестера, который позволяет оценить состояние аккумулятора и его способность к запуску. Низкие значения пускового тока могут свидетельствовать о необходимости замены АКБ или её зарядки. Таким образом, регулярная проверка этого параметра поможет избежать неприятных ситуаций на дороге и продлить срок службы аккумулятора.

Что такое емкость АКБ (Ah)? Как её посчитать (ампер часы)? Какая сила тока нужна? (в амперах)Что такое емкость АКБ (Ah)? Как её посчитать (ампер часы)? Какая сила тока нужна? (в амперах)

От чего зависит пусковой ток автомобильного аккумулятора

Мы уже разобрались, какой пусковой ток должен быть у усреднённого аккумулятора, но каким образом производители добиваются его повышения при неизменных размерах корпуса?

Разумеется, увеличивая площадь пластин, можно добиться соответствующего увеличения мощности, но двигаться в этом направлении практически некуда. Наоборот, наблюдается тенденция к уменьшению габаритов современных батарей. Как же удаётся при этом сохранять и даже наращивать пусковой ток АКБ?

Давайте рассмотрим на конкретных примерах. Китайские батареи обладают примерно на 30% меньшей мощностью, чем их европейские аналоги. Производители из Поднебесной экономят на качестве материала, из которого изготовляются пластины: вместо чистого свинца используют сплавы с добавками. Кроме того, в китайских АКБ в одной баке помещаются 4 пластины, в то время как в европейских – 5 пластин.

Чтобы зарядить аккумулятор с меньшим числом пластин, потребуется больший зарядной ток, что негативно сказывается на времени службы батареи.

Имеет значение и герметичность корпуса, особенно применительно к необслуживаемым батареям – излишняя потеря электролита негативно сказывается на сроке службы как самого источника питания, так и окружающих элементов моторного отсека.

Увеличить пусковой ток пытаются уменьшив толщину стенок корпуса, что сказывается на прочностных характеристиках устройства. Чуть ниже мы рассмотрим, на что влияет пусковой ток автомобильного аккумулятора, а пока сосредоточимся на том, как можно самостоятельно определить величину ПТ.

Характеристика Описание Влияние на автомобиль
Пусковой ток (CCA, EN, IEC) Максимальный ток, который аккумулятор может отдать при -18°C (CCA) или другой низкой температуре в течение 30 секунд, сохраняя напряжение не ниже определенного уровня. Определяет способность двигателя запускаться в холодную погоду. Низкий пусковой ток может привести к проблемам с запуском двигателя, особенно зимой.
Емкость АКБ (Ah) Количество электричества, которое аккумулятор может отдать за определенное время (обычно 20 часов) при определенном токе разряда. Влияет на время работы электрооборудования при выключенном двигателе и на общее время работы автомобиля без подзарядки. Не напрямую влияет на пусковой ток, но низкая емкость может указывать на износ АКБ и снижение пускового тока.
Температура окружающей среды Влияет на внутреннее сопротивление АКБ и, следовательно, на пусковой ток. При низких температурах пусковой ток значительно снижается.
Способ измерения Специальный тестер АКБ (пусковой ток измеряется в амперах). Точное измерение необходимо для оценки состояния АКБ и определения необходимости замены.
Состояние АКБ Износ, сульфатация пластин, внутренние повреждения. Влияет на все параметры, включая пусковой ток. Старый или поврежденный аккумулятор будет иметь значительно меньший пусковой ток, чем новый.
Напряжение АКБ Напряжение на клеммах АКБ при различных режимах работы. Низкое напряжение может указывать на проблемы с АКБ и снижение пускового тока.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о пусковом токе аккумуляторной батареи (АКБ):

  1. Определение пускового тока: Пусковой ток — это максимальный ток, который аккумулятор может обеспечить в течение короткого времени (обычно 10 секунд) при температуре 0°C. Он критически важен для запуска двигателя автомобиля, особенно в холодную погоду, когда вязкость масла увеличивается и требуется больше энергии для запуска.

  2. Влияние температуры: Пусковой ток значительно зависит от температуры окружающей среды. При понижении температуры пусковой ток может снижаться на 1% за каждый градус ниже 0°C. Это объясняет, почему в зимний период автомобили могут испытывать трудности с запуском, если аккумулятор не в хорошем состоянии.

  3. Измерение пускового тока: Пусковой ток можно измерить с помощью специального тестера, который подключается к аккумулятору. Тестер создает нагрузку на аккумулятор и измеряет, сколько тока он может выдать в течение заданного времени. Это позволяет оценить состояние аккумулятора и его способность справляться с высокими нагрузками, что особенно важно для автомобилей с мощными двигателями.

Проверка аккумулятора мультиметромПроверка аккумулятора мультиметром

Способы проверки пускового тока

Надеюсь, вы понимаете, что ёмкость аккумуляторной батареи — важный, но не единственный критерий при покупке.

Рассмотрим основные способы определения пускового тока аккумулятора.

Для высокой точности измерений требуется специализированное оборудование. Методы, доступные для домашнего использования, дают менее точные результаты.

Вот распространённые способы узнать величину пускового тока аккумулятора:

  • Нагрузочная вилка — компактный прибор с вольтметром и нагрузочным сопротивлением, имитирующим бортовую сеть автомобиля при подключении к аккумулятору.
  • Токоизмерительные клещи — доступный инструмент для электриков, позволяющий измерять ток и напряжение. Они рассчитаны на большие токи и справляются с высоким амперажем.
  • Метод с ближним светом — зарядите аккумулятор и включите ближний свет. В течение 5-10 минут яркость должна оставаться стабильной; если нет, от покупки лучше отказаться.
  • Запуск двигателя — попробуйте запустить двигатель. Если 2-3 секунды вращения стартера достаточно для запуска, аккумулятор в порядке. Если требуется 10 секунд и более, пускового тока недостаточно. Этот метод менее информативен.

На заводе пусковой ток измеряют с помощью высокоточного оборудования при температуре 18°С.

Использовать мультиметр для таких замеров не рекомендуется — он не предназначен для работы с большими токами и может быть повреждён.

Допустимо ли использовать АКБ со слишком большим пусковым током

Многие рядовые автолюбители и даже некоторые эксперты убеждены, что аккумулятор увеличенной ёмкости и с большими пусковыми токами способен навредить электрооборудованию автомобиля.

Это очевидное заблуждение. Даже если вам удастся установить на свою легковушку батарею от грузовика, стартер при пуске мотора сможет «переварить» только тот ток, которого будет достаточно для проворачивания коленвала.

Так что именно дефицит пространства не позволяет использовать аккумуляторы повышенной мощности. Разумеется, свою роль играет и стоимостной фактор – ценовая зависимость от пускового тока при увеличении последнего имеет нелинейный характер.

На СТО часто используют АКБ повышенной ёмкости для пуска моторов на авто с полностью разряженной батареей. С другой стороны, пользуются популярностью и компактные 180-амперные модели, которые легко переносить с места на место и подключать с использованием специальных проводов.

Последствия покупки АКБ с пусковым током меньше номинального

Обратная ситуация нежелательна. Некоторые владельцы автомобилей покупают такие аккумуляторы из-за недостатка информации, другие — из-за низкой цены.

Результаты такого выбора обычно негативные: летом аккумулятор может работать, но зимой возникнут проблемы с запуском холодного двигателя.

Являются ли пусковой ток и ёмкость аккумулятора эквивалентными понятиями? В общем, да, они взаимосвязаны, поэтому можно ориентироваться на ёмкость, указанную на корпусе аккумулятора.

Таблица оптимальных показателей

Поскольку величина пускового тока на аккумуляторах не указывается, важно уметь его определять самостоятельно.

Параметры, влияющие на оптимальное значение ПТ:

  • рабочий объём силового агрегата. Чем он выше, тем больше усилий требуется для его пуска;
  • тип мотора: дизельные ДВС характеризуются большей степенью сжатия при одинаковом объеме, поэтому для них требуется АКБ повышенной ёмкости;
  • инжекторные модели расходуют больше электроэнергии при пуске, чем карбюраторные, хотя этот прирост нельзя назвать значительным;
  • температура воздуха снаружи. Чем она ниже, тем тяжелее разогнать по системе моторное масло холодного двигателя. Так что жителям северных регионов потребуются АКБ с более высокими пусковыми токами;
  • модель стартера. Современные стартеры изготавливаются из материалов, делающих их более компактными и менее требовательными к величине пускового тока.

Предлагаем вашему вниманию таблицу зависимости ёмкости батареи от объёма мотора:

Объём двигателя, л Ёмкость АКБ, А/ч
1,0-1,6 55
1,3-1,9 60
1,4-2,3 66
1,6-3,2 77
1,9-4,5 90
3,8-10,9 140
7,2-12,0 190
7,5-17,0 200

Вы можете также ознакомиться с таблицей соответствия пусковых токов автомобильного аккумулятора по разным стандартам:

DIN 043559/ ГОСТ 0599-91 SAE J537 EN 060095 – 1/ ГОСТ 0599 – 2002
170 300 280
220 350 330
255 400 360
270 450 420
280 500 480
310 550 520
335 600 540
365 650 600
395 700 640
420 750 680

DIN – стандарт, действующий в Германии. В соответствии с ним полностью заряженную АКБ на протяжении суток охлаждают до -18ºС и нагружают силой тока, эквивалентной номиналу батареи. Тест засчитывается, если за полминуты напряжения на клеммах АКБ не падает ниже 9 вольт.

Пусковой ток аккумулятора автомобиляПусковой ток аккумулятора автомобиля

SAE – стандарт, действующий в Северной Америке (США и Канада). Тестирование производится при тех же условиях, что описаны выше, но результаты теста признаются удовлетворительными, если за те же полминуты напряжение не падает ниже 7,2 вольт.

EN – европейский стандарт, при котором тестирование также требует суточного охлаждения аккумулятора до -18ºС, после чего батарея нагружается номинальной силой тока. Тестирование провалится, если за 10 секунд напряжение батареи упадёт ниже отметки в 7,2 В. Другими словами, требования европейского стандарта самые жёсткие.


Рекомендации по выбору аккумулятора с учетом пускового тока

При выборе аккумулятора для автомобиля одним из ключевых параметров, на который стоит обратить внимание, является пусковой ток. Этот показатель определяет, насколько эффективно аккумулятор сможет обеспечить необходимую мощность для запуска двигателя, особенно в условиях низких температур или при наличии других факторов, затрудняющих запуск.

Первое, что следует учитывать при выборе аккумулятора, это его соответствие требованиям вашего автомобиля. Разные модели автомобилей могут требовать различного уровня пускового тока, который обычно указывается в технической документации. Рекомендуется выбирать аккумулятор с пусковым током, который равен или превышает рекомендованный производителем уровень.

Также стоит обратить внимание на климатические условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. В холодное время года пусковой ток имеет особое значение, так как низкие температуры могут значительно снижать эффективность работы аккумулятора. В таких случаях целесообразно выбирать аккумуляторы с повышенным пусковым током, которые обеспечат надежный запуск даже в самых суровых условиях.

Не менее важным аспектом является качество аккумулятора. Приобретение продукции известных и проверенных брендов может гарантировать более высокую надежность и долговечность. Бренды, зарекомендовавшие себя на рынке, часто предлагают аккумуляторы с более стабильными характеристиками пускового тока и меньшей вероятностью выхода из строя.

Также стоит учитывать тип аккумулятора. Например, свинцово-кислотные аккумуляторы могут иметь разные характеристики пускового тока в зависимости от конструкции (обычные, AGM, гелевые). AGM и гелевые аккумуляторы, как правило, обеспечивают более высокий пусковой ток и лучше справляются с глубокими разрядами, что делает их хорошим выбором для автомобилей с высокими требованиями к электрооборудованию.

Наконец, не забывайте о регулярной проверке состояния аккумулятора. Даже если вы выбрали аккумулятор с высоким пусковым током, его эффективность может снижаться со временем из-за естественного износа или неправильной эксплуатации. Регулярная диагностика и обслуживание помогут избежать неприятных ситуаций и продлить срок службы аккумулятора.

Вопрос-ответ

Какой допустимый пусковой ток для аккумулятора?

Оптимальные значения пускового тока — по оценкам экспертов. С учетом того, что бензиновые двигатели потребляют меньше, чем дизельные, в которых выше степень сжатия, можно вывести такую закономерность: среднее значение для бензиновых — 260 Ампер. Среднее число для дизельных — порядка 290 Ампер.

Что будет, если поставить аккумулятор с большим пусковым током?

Генератор не сможет заряжать АКБ до конца. Аккумулятор всегда «недозаряжен». Пусковой ток становится выше и повреждает электронный блок управления (ЭБУ). Стартер износится из-за более быстрого вращения на пусках с более высоким током.

Советы

СОВЕТ №1

Перед покупкой аккумулятора обязательно ознакомьтесь с его пусковым током. Этот параметр критически важен для холодного запуска двигателя, особенно в зимний период. Убедитесь, что пусковой ток нового аккумулятора соответствует требованиям вашего автомобиля.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте состояние аккумулятора и его пусковой ток с помощью специального тестера. Это поможет вам выявить проблемы на ранней стадии и избежать неприятных ситуаций, связанных с разряженной батареей.

СОВЕТ №3

Если вы заметили, что пусковой ток вашего аккумулятора значительно снизился, это может быть признаком его износа. Рассмотрите возможность замены аккумулятора, чтобы избежать проблем с запуском автомобиля в будущем.

СОВЕТ №4

При использовании аккумулятора в условиях низких температур, выбирайте модели с повышенным пусковым током. Это обеспечит надежный запуск двигателя даже в самые холодные дни.

Ссылка на основную публикацию
Похожее