Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Устройство и теория двигателя внутреннего сгорания

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) — ключевой компонент автомобилей, обеспечивающий их движение и эффективность. В статье рассмотрим устройство и принципы работы ДВС, а также основные технологии, лежащие в его основе. Понимание конструкции и функционирования двигателя поможет лучше ориентироваться в автомобильной тематике и осознанно подходить к вопросам обслуживания и выбора транспортного средства. Эта информация будет полезна автолюбителям и тем, кто интересуется инженерией и технологиями.

Автомобильные двигатели различают:

  • По методу формирования горючей смеси: с внешним образованием (карбюраторные, инжекторные, газовые) и с внутренним образованием (дизельные);
  • По типу топлива: бензиновые, газовые и дизельные;
  • По системе охлаждения: с жидкостным и воздушным охлаждением;
  • По расположению цилиндров: рядные и V-образные;
  • По методу воспламенения: с принудительным зажиганием (карбюраторные и инжекторные) или с самовоспламенением (дизельные).

Бензиновые — двигатели, использующие бензин и систему принудительного зажигания. Формирование топливно-воздушной смеси и её дозировка происходят с помощью карбюраторов или инжекторов. Воспламенение смеси в цилиндре происходит в конце такта сжатия с помощью электрической искры.

Дизельные — двигатели, работающие на дизельном топливе с воспламенением от сжатия. Смесь формируется в цилиндре из воздуха и топлива, которые подаются отдельно. Воспламенение происходит автоматически под воздействием высокой температуры, возникающей при сжатии. Исключение составляют системы непосредственного впрыска бензина, где зажигание осуществляется от электрической искры.

Газовые — двигатели, работающие на пропано-бутановом газе с принудительным зажиганием. Газ смешивается с воздухом перед попаданием в цилиндры. По принципу работы они схожи с бензиновыми, поэтому не будем их подробно рассматривать. Если вы переоборудовали автомобиль на газ, ознакомьтесь со статьёй “Газобаллонное оборудование”.

Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают, что устройство и теория двигателя внутреннего сгорания остаются основополагающими для понимания работы современных транспортных средств. Они отмечают, что данный тип двигателя, использующий процесс сгорания топлива для преобразования химической энергии в механическую, состоит из нескольких ключевых компонентов, таких как цилиндры, поршни и клапаны. Специалисты акцентируют внимание на важности термодинамических процессов, происходящих внутри двигателя, которые влияют на его эффективность и мощность.

Кроме того, эксперты указывают на значительное влияние современных технологий, таких как системы впрыска и турбонаддува, на улучшение характеристик двигателей. Они также подчеркивают необходимость перехода к более экологически чистым альтернативам, учитывая растущие требования к снижению выбросов и повышению топливной экономичности. В целом, понимание устройства и теории двигателя внутреннего сгорания является ключевым для дальнейших инноваций в автомобильной промышленности.

Общее устройство бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгоранияОбщее устройство бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания

Основные механизмы двигателя внутреннего сгорания:

  • кривошипно-шатунный механизм;
  • газораспределительный механизм;
  • система питания (топливная);
  • система выпуска отработавших газов;
  • система зажигания;
  • система охлаждения;
  • система смазки.
Компонент двигателя Функция Возможные неисправности и их последствия
Поршень Преобразование энергии взрыва в механическую работу Износ, задиры, повреждение колец – снижение компрессии, потеря мощности, повышенный расход масла
Шатун Передача усилия от поршня к коленчатому валу Излом, деформация – выход двигателя из строя
Коленчатый вал Преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное Износ подшипников, кривизна – вибрация, потеря мощности, поломка
Цилиндр Рабочая камера, в которой происходит сгорание топлива Износ стенок, повреждение – утечка компрессии, снижение мощности
Головка блока цилиндров (ГБЦ) Закрывает цилиндры, содержит клапаны и свечи зажигания Прокладка ГБЦ – утечка охлаждающей жидкости, компрессии; трещины – выход из строя
Клапаны (впускные и выпускные) Регулируют подачу топливовоздушной смеси и выпуск отработавших газов Износ, заклинивание – снижение мощности, перегрев двигателя
Система зажигания (свечи зажигания, катушка зажигания) Обеспечивает воспламенение топливовоздушной смеси Неисправность свечей – пропуски зажигания, нестабильная работа двигателя; неисправность катушки – отсутствие искры
Система питания (топливный насос, форсунки) Подача топлива в цилиндры Засор топливного фильтра, неисправность насоса – недостаток топлива; засорение форсунок – неравномерная работа двигателя
Система смазки (масляный насос, масляный фильтр) Смазка трущихся деталей Недостаток масла – задиры, износ; засор фильтра – недостаточная смазка
Система охлаждения (радиатор, термостат, помпа) Отвод тепла от двигателя Перегрев двигателя – повреждение деталей; утечка охлаждающей жидкости – перегрев

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о двигателях внутреннего сгорания:

  1. Работа на разных топливах: Двигатели внутреннего сгорания могут работать не только на бензине и дизельном топливе, но и на альтернативных источниках энергии, таких как биотопливо, сжиженный газ (LPG) и даже водород. Это открывает новые горизонты для экологически чистых технологий и уменьшения выбросов углерода.

  2. Термодинамические циклы: Двигатели внутреннего сгорания работают по различным термодинамическим циклам, наиболее известными из которых являются цикл Отто (для бензиновых двигателей) и цикл Дизеля (для дизельных двигателей). Эти циклы описывают, как энергия, выделяющаяся при сгорании топлива, преобразуется в механическую работу, и они имеют разные характеристики эффективности и мощности.

  3. Система управления двигателем: Современные двигатели внутреннего сгорания оснащены сложными системами управления, которые используют датчики и электронные блоки для оптимизации работы двигателя. Это позволяет не только повысить эффективность сгорания и уменьшить выбросы, но и улучшить характеристики производительности, такие как ускорение и мощность.

Принцип работы двигателя. 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) в 3DПринцип работы двигателя. 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) в 3D

УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Начнем с одноцилиндрового двигателя и рассмотрим его конструкцию и принцип работы. Проанализируем процессы внутри, чтобы понять, как формируется крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса автомобиля.

Ключевым элементом двигателя является цилиндр 6, в котором находится поршень 7. Поршень соединен с коленчатым валом 12 через шатун 9. Движение поршня вверх и вниз в цилиндре преобразуется в вращательное движение коленчатого вала благодаря шатуну и кривошипу.

На конце коленчатого вала установлен маховик 10, обеспечивающий равномерное вращение вала во время работы двигателя. Цилиндр закрыт головкой, в которой расположены впускной 5 и выпускной клапаны, контролирующие соответствующие каналы.

Клапаны открываются под воздействием кулачков распределительного вала 14 с помощью передаточных деталей 15. Распределительный вал вращается благодаря шестерням 13, соединенным с коленчатым валом. Поршень свободно перемещается в цилиндре, занимая два крайних положения.

Для корректной работы двигателя в цилиндры подается горючая смесь в определенных пропорциях (для бензиновых двигателей) или точно отмеренные порции топлива под высоким давлением (для дизельных). Чтобы снизить затраты энергии на преодоление трения, отводить тепло и предотвращать износ, трущиеся детали смазываются маслом. Также двигатель должен быть охлажден для поддержания нормального теплового режима в цилиндрах.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ПРИ РАБОТЕ ДВИГАТЕЛЯ

Верхняя мертвая точка (ВМТ) – это крайнее верхнее положение поршня.

Нижняя мертвая точка (НМТ) – это крайнее нижнее положение поршня.

Ход поршня – это расстояние, пройденное от одной мертвой точки до другой. За один ход поршня коленчатый вал повернется на полоборота.

Камера сгорания (сжатия) – это пространство между головкой цилиндра и поршнем, расположенным в ВМТ.

Рабочий объем цилиндра – это пространство, освобождаемое поршнем при перемещение его из ВМТ в НМТ.

Рабочий объем двигателя – это сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя. При малых объемах (до 1 л.) его выражают в кубических сантиметрах, а при больших – в литрах.

Полный объем цилиндра – сумма объема камеры сгорания и рабочего объема.

Степень сжатия – это число, показывающее, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. В бензиновых двигателях степень сжатия бывает от 8 до 12, а в дизелях – от 14 до 18. Степень сжатия не стоит путать с компрессией, т.к. это два разных понятия.

Такт – процесс (часть цикла), который происходит в цилиндре за один ход поршня. Двигатель, у которого рабочий цикл происходит за четыре хода поршня, называют четырехтактным.

Как работает двигатель внутреннего сгорания автомобиля?Как работает двигатель внутреннего сгорания автомобиля?

КАК РАБОТАЕТ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

При работе поршневого двигателя внутреннего сгорания поршень, соединенный с верхней головкой шатуна, перемещается в цилиндре вверх и вниз, а коленчатый вал, связанный с нижней головкой шатуна, вращается. В большинстве двигателей коленчатый вал вращается по часовой стрелке. За один полный оборот (360°) поршень совершает два хода: вверх и вниз.

При постоянной скорости вращения коленчатого вала поршень движется с переменной скоростью, то есть с ускорением и замедлением. Минимальные скорости наблюдаются в крайних положениях — верхней мертвой точке (ВМТ) и нижней мертвой точке (НМТ), где поршень останавливается для изменения направления движения.

Рабочий цикл четырехтактного двигателя включает четыре этапа: а) впуск; б) сжатие; в) рабочий ход; г) выпуск. Работа двигателя — это последовательность процессов в цилиндрах, образующих рабочий цикл. Эти процессы включают такты впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска. Более подробно об этом можно узнать в статье “Принцип работы ДВС. Его рабочие циклы.”

Эффективность и экология двигателей внутреннего сгорания

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) остаются основным источником энергии для большинства транспортных средств, несмотря на растущую популярность альтернативных источников энергии. Эффективность ДВС определяется их способностью преобразовывать химическую энергию топлива в механическую работу. Основными факторами, влияющими на эффективность, являются конструкция двигателя, тип используемого топлива, а также режимы работы.

Современные ДВС достигают коэффициента полезного действия (КПД) в диапазоне 25-30%. Это означает, что лишь четверть энергии, содержащейся в топливе, преобразуется в полезную работу, в то время как остальная часть теряется в виде тепла. Для повышения КПД разработаны различные технологии, такие как турбонаддув, прямой впрыск топлива и системы изменения фаз газораспределения. Эти технологии позволяют улучшить сгорание топлива и снизить потери энергии.

Однако эффективность ДВС не является единственным критерием их оценки. Экологические аспекты также играют важную роль. Сжигание ископаемого топлива в ДВС приводит к выбросам углекислого газа (CO2), оксидов азота (NOx), углеводородов (HC) и твердых частиц. Эти выбросы способствуют изменению климата и ухудшению качества воздуха, что вызывает серьезные проблемы для здоровья человека и экосистем.

В последние десятилетия наблюдается тенденция к ужесточению экологических норм, что вынуждает производителей автомобилей разрабатывать более чистые и эффективные двигатели. Внедрение систем очистки выхлопных газов, таких как катализаторы и фильтры твердых частиц, позволяет значительно снизить уровень вредных выбросов. Например, современные дизельные двигатели оснащены системами селективной каталитической редукции (SCR), которые уменьшают выбросы NOx за счет добавления раствора мочевины в выхлопные газы.

Кроме того, переход на альтернативные виды топлива, такие как сжиженный природный газ (СПГ) или биотопливо, также способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду. Эти виды топлива, как правило, имеют более низкий уровень выбросов углерода и других загрязняющих веществ по сравнению с традиционными бензином и дизельным топливом.

Тем не менее, несмотря на все усилия по улучшению экологических характеристик ДВС, они все еще остаются значительным источником загрязнения. Поэтому многие страны активно развивают и внедряют электрические и гибридные транспортные средства, которые могут стать более устойчивой альтернативой в будущем. Однако переход на новые технологии требует времени и значительных инвестиций в инфраструктуру, что делает ДВС все еще актуальными на ближайшие десятилетия.

Таким образом, эффективность и экология двигателей внутреннего сгорания представляют собой сложный баланс между производительностью и воздействием на окружающую среду. Важно продолжать исследования и разработки в этой области, чтобы минимизировать негативные последствия и повысить устойчивость транспортных систем.

Вопрос-ответ

Какова теория двигателя внутреннего сгорания?

В двигателе внутреннего сгорания (ДВС) воспламенение и сгорание топлива происходят внутри самого двигателя. Затем двигатель частично преобразует энергию сгорания в работу. Двигатель состоит из неподвижного цилиндра и подвижного поршня.

Что входит в ТО ДВС?

В техническое обслуживание (ТО) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) обычно входят замена масла и масляного фильтра, проверка и при необходимости замена воздушного и топливного фильтров, проверка уровня охлаждающей жидкости, диагностика системы зажигания, проверка состояния ремней и шлангов, а также очистка или замена свечей зажигания. Дополнительно могут проводиться проверки системы выхлопа и других узлов, связанных с работой двигателя.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные компоненты двигателя внутреннего сгорания, такие как поршни, цилиндры и клапаны. Понимание их функций поможет вам лучше осознать, как работает двигатель в целом.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на различные типы двигателей внутреннего сгорания, такие как бензиновые и дизельные. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества, которые могут повлиять на выбор автомобиля или техники.

СОВЕТ №3

Не забывайте о важности регулярного обслуживания двигателя. Замена масла, фильтров и проверка системы охлаждения помогут продлить срок службы вашего двигателя и улучшить его эффективность.

СОВЕТ №4

Изучите влияние различных факторов, таких как качество топлива и условия эксплуатации, на работу двигателя. Это знание поможет вам оптимизировать его производительность и снизить расход топлива.

Ссылка на основную публикацию
Похожее