Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Что собой представляет коробка отбора мощности и зачем она нужна

Коробка отбора мощности (КОМ) — ключевой элемент трансмиссии автомобилей и специализированной техники, передающий мощность от двигателя к вспомогательным механизмам. В статье рассмотрим конструкцию и принцип работы КОМ, а также ее роль в повышении функциональности транспортных средств. Понимание работы КОМ поможет владельцам и механикам более эффективно использовать и обслуживать технику, что увеличит ее производительность и долговечность.

Что это такое

Сначала нужно понять назначение коробок отбора мощности и их роль в конструкции транспортного средства.

Пример трансмиссии и передачи усилий двигателя на ведущие колеса с минимальными потерями не случаен. В автомобиле есть механизмы, требующие собственного источника энергии для выполнения функций.

Это помогает осознать необходимость коробки отбора мощности и задачи, которые она решает. Установка дополнительного двигателя или электромотора под капот нецелесообразна, так как основным приводом является двигатель внутреннего сгорания (ДВС).

Коробка отбора мощности соединяет основной мотор с дополнительными потребителями и передает потоки мощности от главной кинематической схемы. В зависимости от типа транспортного средства может быть установлено от одного до нескольких таких механизмов.

Коробку отбора мощности можно рассматривать как механическую коробку передач. Однако ее тип и характеристики зависят от оборудования, с которым она будет работать.

В зависимости от нагрузки для дополнительного и навесного оборудования, коробка может передавать до 40% от максимальных параметров мощности ДВС. Поэтому узел, предназначенный для выполнения таких задач, имеет свои конструктивные особенности.

Существуют стандарты, касающиеся местоположения и установки коробки отбора мощности.

Коробка отбора мощности (КОМ) представляет собой важный элемент в системе трансмиссии автомобилей и специализированной техники. Эксперты отмечают, что она предназначена для передачи механической энергии от двигателя к различным агрегатам, таким как насосы, генераторы и другие устройства, требующие внешнего источника энергии. Это позволяет эффективно использовать мощность двигателя, не перегружая его.

С помощью КОМ можно значительно расширить функциональные возможности транспортного средства, что особенно актуально для грузовиков и тракторов, работающих в условиях, требующих дополнительной мощности для выполнения специфических задач. Кроме того, наличие коробки отбора мощности способствует повышению производительности и экономичности работы техники, что делает её незаменимым элементом в современном машиностроении.

Коробка отбора мощности (КОМ)Коробка отбора мощности (КОМ)

Разновидности

Как вы уже поняли, КОМ применяется на машинах для того, чтобы передавать дополнительному оборудованию энергию.

Если отталкиваться от приводимых в действие механизмов и требований к устройству, выделяют различные виды существующих коробок для отбора мощности. Они могут отличаться между собой по нескольким принципам:

  • Количество ступеней. Это определяет шаг между доступными рабочими механизмами.
  • Наличие реверса. Некоторые узлы, такие как насосы, подразумевают вращение лишь в одну сторону. Если это автокран, тогда КОМ должна работать с двух противоположных направлениях.
  • Передаточное число. От этого значения зависит изменение показателей угловой скорости и передаваемого момента.
  • Число валов. Оно может быть разным, в зависимости от конструкции конкретной коробки.
  • Расположение компонентов, которые входят в состав коробки.
  • Управляющий специальный сигнал. Он бывает механический, с помощью рычага либо же через бортовой компьютер.

При знакомстве с устройством коробок отбора мощности следует обязательно учесть возможные варианты их расположения.

В основном системы могут монтироваться в таких точках:

  • сбоку относительно коробки передач машины;
  • на торцевой стороне коробки;
  • в картере КПП;
  • вместе с раздаточной коробкой передач.

КОМ требует обязательной смазки, которая зависит от особенностей монтажа и наличия в конструкции своего резервуара с маслом. Чаще всего смазка выполняется за счёт масла и картера основной коробки.

Бывает и так, что КОМ имеет верхнее расположение. В этом случае дополнительно применяется насос. Он позволяет подавать смазочный материал к узлу.

Все коробки, используемые на машинах, можно разделить на несколько подкатегорий. Они бывают:

  • реверсивными;
  • безредукторными;
  • зависимыми;
  • независимыми.

Каждый вариант требует отдельного рассмотрения для лучшего понимания сути и принципа работы устройства.

Характеристика Описание Зачем нужна?
Назначение Отбор части мощности от основного двигателя (ДВС, электродвигатель) для привода навесного оборудования. Обеспечение работы дополнительного оборудования без снижения производительности основного механизма.
Место установки В трансмиссии транспортного средства (трактор, автомобиль, спецтехника) или стационарного оборудования. Обеспечение удобного подключения и передачи мощности к потребителю.
Типы Механические (шестерёнчатые, фрикционные), гидравлические. Выбор типа зависит от мощности, требуемой для навесного оборудования, и условий эксплуатации.
Принцип работы Передача крутящего момента от вала двигателя к валу отбора мощности посредством зубчатых колёс, фрикционных муфт или гидравлической системы. Эффективная передача мощности с минимальными потерями.
Применение Привод лебёдок, насосов, косилок, комбайнов, генераторов, другого навесного оборудования. Расширение функциональности транспортного средства или стационарного оборудования.
Преимущества Повышение производительности, универсальность, экономичность (в некоторых случаях). Увеличение эффективности работы, снижение затрат на приобретение отдельных агрегатов.
Недостатки Повышенный износ деталей, потеря мощности (в зависимости от типа и эффективности), сложность конструкции (в некоторых случаях). Требует регулярного технического обслуживания, необходимость выбора подходящего типа для конкретных задач.

Интересные факты

Коробка отбора мощности (КОП) — это устройство, которое используется для передачи мощности от двигателя автомобиля к различным вспомогательным механизмам. Вот несколько интересных фактов о ней:

  1. Разнообразие применения: Коробки отбора мощности могут использоваться не только в грузовых автомобилях, но и в специализированной технике, такой как экскаваторы, бульдозеры и даже в некоторых сельскохозяйственных машинах. Это позволяет использовать один и тот же двигатель для привода различных механизмов, таких как насосы, компрессоры и генераторы.

  2. Эффективность работы: КОП позволяет значительно повысить эффективность работы автомобиля, так как она обеспечивает возможность использования мощности двигателя без необходимости увеличения его размеров или замены на более мощный агрегат. Это особенно важно для коммерческого транспорта, где экономия топлива и оптимизация работы оборудования играют ключевую роль.

  3. Разнообразие конструкций: Существуют различные типы коробок отбора мощности, включая механические, гидравлические и электрические. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, что позволяет выбирать наиболее подходящее решение в зависимости от специфики работы и требований к оборудованию. Например, гидравлические КОП часто используются в строительной технике из-за их способности обеспечивать высокую мощность при компактных размерах.

Коробка отбора мощности (КОМ) КС-45719-1.14.100 | Кран-МастерКоробка отбора мощности (КОМ) КС-45719-1.14.100 | Кран-Мастер

Реверсивные системы

Подобные коробки передач имеют редуктор, а валы располагаются продольно. Установка узлов производится в нижней боковой части корпуса трансмиссии.

Отбор мощности осуществляется через шестерню промежуточного вала, которая постоянно зацеплена с несколькими шестернями блока. Одна из шестерен также зацеплена с промежуточной шестерней. Блок шестерен и промежуточная шестерня размещены на осях, надежно фиксируемых на корпусе.

Безредукторные механизмы

Помимо редукторных КОМ, которые были рассмотрены выше, также существуют безредукторные коробки, предназначенные для отбора мощности. Их отличительной особенностью является простота конструкции. А ещё у них предусмотрено единичное передаточное число.

Для отбора необходимой мощности в этом случае используется первичный вал раздатки, на конце которого предусмотрены специальные шлицы. Эти виды коробок монтируются на торцевую часть картера раздаточной коробки в верхней части конструкции.

Вал КОМ на одном из концов имеет аналогичные шлицы, как и у первичного вала раздатки. На другом конце выполняется установка фланца для крепления вала привода уже дополнительного автомобильного оборудования.

Чтобы включить коробку отбора, требуется воспользоваться блокировкой двух валов с помощью специальной каретки. Последняя осуществляет своё перемещение за счёт вилки включения, расположенной на штоке. У штока предусмотрены два фиксированных стандартных положения. Если это левое положение, тогда коробка отбора находится в активном, то есть рабочем состоянии. Правое положение означает, что КОМ выключена.

Менять направление вращения вала КОМ можно за счёт включения задней передачи на КПП транспортного средства.

Если изучать конструкцию рассматриваемой коробки, то тут можно заметить один важный нюанс. Это использование плунжерного насоса. Он нужен для того, чтобы смазывать компоненты корпуса КОМ и раздаточной коробки в тот момент, когда автомобиль стоит неподвижно, но дополнительное оборудование работает. Это предотвращает возможный износ деталей из-за отсутствия смазки. Насос принудительно подаёт масло на узлы, тем самым смазывает и охлаждает их.

Сам насос плунжерного типа устанавливается в корпусе, расположенном непосредственно в приливе крышки КОМ. В его состав входит сам плунжерный насос, а также обратный, всасывающий и обязательный нагнетательный клапан.

Чтобы управлять такой коробкой отбора, используется рычаг, непосредственно связанный со штоком и размещённый в кабине машины или иного транспортного средства.

С работой коробок отбора мощности, лишённых редуктора, разобрались. Теперь стоит взглянуть ещё на 2 разновидности узлов.

коробка отбора мощностикоробка отбора мощности

Зависимые коробки

В статье рассматривается зависимость от сцепления, которая применяется в транспортных средствах с механическими трансмиссиями. Это особенно важно, когда дополнительное оборудование не требуется включать во время движения.

Зависимые коробки имеют несколько ключевых преимуществ:

  • легкость, что упрощает ремонт и обслуживание;
  • процесс ремонта несложен при наличии определенных знаний;
  • в выключенном состоянии не создают дополнительной нагрузки на двигатель;
  • простота и надежность конструкции;
  • продолжительный срок службы;
  • минимальные требования к техническому обслуживанию;
  • высокий уровень безопасности, так как коробка отбора мощности не может случайно включиться во время движения.

Яркий пример применения зависимых коробок — самосвалы.

Установка таких коробок проста. Для этого предусмотрено специальное место. Сначала снимается лючок. Если установка происходит сверху, в схему добавляется насос.

Демонтаж также не вызывает трудностей. Снятие коробки не повлияет на работу основной трансмиссии.

Независимые КОМ

Отличительной особенностью независимых коробок отбора является то, что их можно устанавливать на машины и транспортные средства с любыми видами коробок передач, то есть с различными трансмиссиями.

Главное преимущество заключается в возможности включения механизма, когда транспорт движется или же стоит на месте. Подобные КОМ получили широкое распространение на отечественных грузовых машинах КАМАЗ.

Располагаться узел может с правой и левой стороны бокового люка коробки машины. Есть и варианты, когда монтаж осуществляется с торца. Это уже зависит от конкретной модели коробки отбора мощности. Чтобы реализовать эффективную систему смазки, в схему подключается насос.

Для управления частотой вращения валов коробки, как и мощностью, передаваемой на дополнительное и навесное необходимое оборудование, можно использовать двигатель транспортного средства. Довольно часто встречаются машины, где система включения и деактивации КОМ реализуется с помощью гидравлического или электропневматического принципа. Эти коробки активно применяются на транспорте, оснащённом автоматическими КПП.

Как вы понимаете, КОМ не применяются на обычных легковых автомобилях. Это решения, актуальные для самосвалов, автоцистерн, автокранов, машин коммунальных службы и пр.

В процессе их эксплуатации важно соблюдать несколько правил:

  • периодически проверять надёжность крепления;
  • исключить возможность возникновения сильных вибраций;
  • соблюдать последовательность включения и выключения КОМ;
  • периодически проверять состояние смазочной жидкости;
  • смазывать дополнительно отдельные компоненты согласно инструкции;
  • вовремя менять масло в коробке.

Всё это направлено на то, чтобы продлить срок службы узла. Изначально он имеет внушительный ресурс. Но при активной эксплуатации и нарушений правил использования коробки отбора мощности износ может произойти значительно раньше предусмотренного срока.

Применение коробок отбора мощности в различных отраслях

Коробки отбора мощности (КОМ) находят широкое применение в различных отраслях, где требуется передача механической энергии от двигателя к вспомогательным агрегатам. Они используются в сельском хозяйстве, строительстве, транспортировке и многих других сферах, где необходима высокая эффективность работы машин и механизмов.

В сельском хозяйстве коробки отбора мощности применяются для привода различных орудий, таких как плуги, культиваторы, сеялки и другие агрегаты. Это позволяет значительно повысить производительность труда и снизить затраты на обработку земельных участков. Например, тракторы, оснащенные КОМ, могут одновременно выполнять несколько операций, что делает процесс обработки земли более эффективным.

В строительной отрасли КОМ используются для привода экскаваторов, бульдозеров, краны и других строительных машин. Это позволяет обеспечить необходимую мощность для работы с тяжелыми материалами и выполнять сложные задачи, такие как поднятие и перемещение грузов. Коробки отбора мощности обеспечивают надежную и стабильную работу оборудования, что особенно важно в условиях строительных площадок.

В транспортной сфере КОМ применяются для привода различных вспомогательных систем, таких как насосы, компрессоры и генераторы. Это позволяет обеспечить бесперебойную работу транспортных средств, таких как грузовики и автобусы, даже в условиях повышенных нагрузок. Например, в грузовых автомобилях КОМ может использоваться для привода гидравлических систем, которые необходимы для работы с подъемными механизмами.

Кроме того, коробки отбора мощности находят применение в горнодобывающей промышленности, где они используются для привода конвейеров, дробилок и других машин, работающих в условиях повышенной нагрузки. Это позволяет обеспечить эффективную переработку полезных ископаемых и повысить общую производительность горных работ.

Таким образом, коробки отбора мощности являются незаменимым элементом в различных отраслях, обеспечивая надежную передачу мощности и высокую эффективность работы оборудования. Их применение позволяет значительно улучшить производственные процессы и снизить затраты, что делает их важным инструментом в современных технологиях.

Вопрос-ответ

Зачем нужна коробка отбора мощности?

Коробка отбора мощности – это ключевой элемент трансмиссии, обеспечивающий передачу крутящего момента от двигателя автомобиля к различным навесным агрегатам.

Можно ли ездить с включенной коробкой отбора мощности?

На автомобилях, укомплектованных коробками передач ф. «ZF», установлена блокировка, и движение автомобиля с работающей КОМ невозможно. При работе коробки отбора мощности переключение передач недопустимо.

Как работает коробка отбора мощности?

Коробка отбора мощности, сокращенно именуемая КОМ, при включении передает крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам спецтехники. При этом генерируемая ДВС энергия может поступать на рабочие части как от конструктивных элементов устройства, так и посредством привода.

Что входит в коробку отбора мощности?

Коробка отбора мощности (КОМ) представляет собой механизм, с помощью которого крутящий момент силового агрегата передается на дополнительное рабочее оборудование: лебедки, насосы, компрессоры и т. д. Последний приводится в движение непосредственно или через промежуточный узел – карданный вал или гидравлический насос.

Советы

СОВЕТ №1

Перед покупкой коробки отбора мощности, тщательно изучите технические характеристики вашего транспортного средства. Убедитесь, что выбранная модель совместима с вашим автомобилем и соответствует его мощности.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте состояние коробки отбора мощности и связанных с ней компонентов. Это поможет избежать неожиданных поломок и продлить срок службы оборудования.

СОВЕТ №3

При установке коробки отбора мощности обратитесь к профессионалам. Неправильная установка может привести к серьезным повреждениям как самой коробки, так и автомобиля в целом.

СОВЕТ №4

Изучите возможности использования коробки отбора мощности для различных задач, таких как работа с гидравлическими системами или генераторами. Это поможет вам максимально эффективно использовать ваше оборудование.

Ссылка на основную публикацию
Похожее