В дизельных двигателях свечи накаливания обеспечивают надежный запуск и стабильную работу, особенно в холодную погоду. Если ваш автомобиль плохо запускается или работает нестабильно, это может указывать на неисправность свечей накаливания. В статье мы рассмотрим, как проверить свечи накала без их снятия с помощью простого тестера. Это поможет сэкономить время и деньги на диагностике и самостоятельно выявить проблему перед обращением в сервисный центр.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
-
Измерение сопротивления нагревательного элемента. Это эффективный способ диагностики свечей накала без их снятия. Однако измерение сопротивления нити накала не всегда отражает полное состояние свечи. Небольшое отклонение от стандартного значения может вызвать неравномерный нагрев. Если вы умеете пользоваться мультиметром, сможете легко выявить неисправный нагреватель.
-
Проверка в снятом состоянии. Этот метод позволяет наглядно оценить скорость и равномерность нагрева нагревательного стержня. Он дает точную проверку свечей накала, но есть риск обламывания основания при откручивании. Если свечи долго не снимались или были затянуты слишком сильно, они могут прилипнуть к стенкам посадочных колодцев. Обламывания случаются, поэтому при проверке свечей накала их следует откручивать осторожно.
Эксперты рекомендуют несколько простых методов для проверки свечей накала, не снимая их с двигателя. Один из наиболее распространенных способов — использование мультиметра. Сначала необходимо отключить электрические разъемы от свечей и установить мультиметр в режим измерения сопротивления. Затем, прикоснувшись щупами к контактам свечи, можно оценить ее состояние: нормальное сопротивление должно находиться в пределах 0,5-2 Ом. Если значение значительно выше, это может указывать на неисправность свечи.
Еще один метод заключается в визуальной проверке. При запуске холодного двигателя можно обратить внимание на поведение свечей: если они работают исправно, двигатель должен запуститься быстро и без проблем. В случае, если двигатель запускается с трудом или вовсе не запускается, это может свидетельствовать о проблемах со свечами накала. Однако, для более точной диагностики рекомендуется обратиться к специалистам, так как неправильная интерпретация результатов может привести к ошибочным выводам.
НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА
Предварительный подогрев воздуха – одна из особенностей дизельного двигателя. На подавляющем большинстве автомобилей для каждого из цилиндров установлены однополюсные («масса» — корпус) штифтовые свечи. Такие модели потребляют 5-18 А, тогда как двухполюсные нагреватели при напряжении 1.7 В способны потреблять до 50 А. Лишь в некоторых моделях ДВС воздух подогревается одним нагревателем, вкрученным во впускной коллектор.
При проверке свечей накала важно знать их нормальное время разогрева.
- Обычный нагревательный элементы – требуется до 60 секунд для выхода на рабочую температуру.
- Быстродействующие свечи накала – до 10 с. Ускоренный прогрев обеспечивается особой конструкцией нагревательного элемента.
- Саморегулирующиеся – до 5 с. В конструкции две последовательно соединенные спирали, одна из которых обеспечивает скорость прогрева, а вторая позволяет регулировать и поддерживать температуру. Даже после выключения основной фазы предпускового прогрева для улучшения сгорания ТПВС на нагревательном элементе еще порядка 3 минут поддерживается высокая температура (Post-heating).
При проверке свечей накаливания обращайте внимание на характер разогрева. Исправный элемент должен равномерно накаляться от кончика стержня.
В камеру сгорания входит лишь небольшая зона у окончания стержня, поэтому именно в этом места степень нагрева важнее всего.
Метод проверки | Описание метода | Признаки неисправности |
---|---|---|
Проверка визуально (внешний осмотр) | Внимательно осмотрите свечи накала через отверстия в головке блока цилиндров. | Повреждения изолятора, следы оплавления, коррозия, трещины. |
Проверка мультиметром (измерение сопротивления) | Отсоедините провод от свечи накала. Измерьте сопротивление между контактами свечи с помощью мультиметра. | Значение сопротивления выходит за пределы допустимого диапазона (указано в руководстве по эксплуатации автомобиля). |
Проверка напряжением (с помощью контрольной лампы) | Подключите контрольную лампу между плюсом батареи и контактом свечи накала. Включите зажигание. | Лампа не горит или горит слабо (свеча не получает питание или имеет высокое сопротивление). |
Прослушивание свечей накала | Включите зажигание и прислушайтесь к характерному щелчку свечей накала. | Отсутствие щелчка или необычный звук. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проверке свечей накала без их снятия:
-
Использование мультиметра: Один из самых простых способов проверить свечи накала без снятия — это использовать мультиметр. Измерив сопротивление свечи, можно определить её работоспособность. Обычно рабочая свеча накала имеет сопротивление от 0,5 до 2 Ом. Если значение значительно выше, это может указывать на неисправность.
-
Тест на “горячую” проводимость: Если у вас есть доступ к аккумулятору, можно провести тест на “горячую” проводимость. Для этого нужно подключить один провод к положительному контакту свечи, а другой — к массе двигателя. Если свеча исправна, она должна нагреваться и светиться в течение нескольких секунд. Этот метод требует осторожности, чтобы избежать короткого замыкания.
-
Проверка по времени нагрева: Свечи накала должны нагреваться до рабочей температуры в течение 5-10 секунд. Если вы заметили, что свечи накала нагреваются медленно или вообще не нагреваются, это может свидетельствовать о их неисправности. Этот метод можно использовать в сочетании с другими проверками для более точной диагностики.
Эти методы позволяют быстро и эффективно проверить состояние свечей накала, не прибегая к их демонтажу.
ИЗМЕРЯЕМ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Для проверки свечей накала на дизельном двигателе используйте омметр или универсальный тестер в режиме измерения сопротивления. Нормы указаны в технической документации производителя. Свеча исправна, если сопротивление спирали составляет от 0,7 до 1,8 Ом. Бесконечное сопротивление указывает на обрыв цепи. При измерениях один щуп прикрепите к контактной площадке свечи, а второй — к металлическому корпусу.
Косвенно работоспособность свечей можно оценить по величине потребляемого тока. Учтите, что недорогие мультиметры часто имеют предел измерения 10 А.
Проверка свечей с помощью токовых клещей не рекомендуется, так как прибор может быть неточным и не позволяет точно оценить время и характер накала.
ДИАГНОСТИРУЕМ, НЕ СНИМАЯ СВЕЧИ С МАШИНЫ
Среди всех способов проверки свечей, метод со снятием форсунок – наиболее оптимальный, если вы чувствуете, что при откручивании есть большой риск обломить нагреватель. На многих двигателях через отверстия для вкручивания форсунки можно увидеть крайнюю часть штифта. Таким образом, включив зажигание на непрогретом моторе, вы можете проверить работоспособность свечи накала.
Форсунки в процессе работы двигателя также прикипают, но обломать их при выкручивании практически невозможно. Закоксованные форсунки можно достать с помощью гидравлического съемника либо инерционного захвата, который при желании можно сделать своими руками.
СНЯТЫЕ НАГРЕВАТЕЛИ
- Подсоедините положительный вывод свечи накаливания к положительной клемме аккумулятора. Контакт должен быть надежным, а сечение провода — стандартным для автомобиля.
- Удерживайте корпус свечи пассатижами и прикоснитесь к отрицательному выводу аккумулятора. В видео показано, как проверить свечи накаливания самостоятельно.
КАК ВЫКРУТИТЬ И ЗАМЕНИТЬ
- Откручивать нагреватели для проверки следует только на прогретом двигателе.
- За несколько часов до проверки залейте в колодец немного керосина, тормозной жидкости или проникающей смазки.
- Непосредственно перед снятием продуйте сжатым воздухом свечные колодцы, чтобы в цилиндры не попала грязь.
- Не старайтесь открутить деталь за один заход, если вы чувствуете, что основание начинает деформироваться, но свеча не поддается. Сделав оборот или половину в одну сторону, перед следующей попыткой откручивания закрутите ее на столько же в обратную сторону.
- Перед вкручиванием нового элемента очистите резьбу от нагара и отложений с помощью метчика.
- Используйте герметизирующую противопригарную смазку. В некоторых видах конструкции для предотвращения попадания в свечной колодец влаги можно использовать герметик.
- Не переусердствуйте с закручиванием гайки, прижимающим питающую клемму.
- При закручивании обязательно используйте динамометрический ключ.
РЕЛЕ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ, ПРОВОДКА
Для проверки питания используйте мультиметр в режиме измерения напряжения. Если температура двигателя ниже 60°, после активации зажигания на центральном электроде должно появиться напряжение. Это также позволит оценить работу реле времени.
Если для каждой свечи накала есть отдельный провод, проверьте целостность проводки. Удобнее всего это сделать, сняв реле времени и проверив провода тестером.
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ
- Затрудненный запуск при температуре ниже -5°С. На дизельных моторах с изношенной цилиндропоршневой группой трудности могут начаться и при более высоких температурах. Особое значение исправная работа свечей накала имеет на предкамерных и вихрекамерных дизельных двигателях. На моторах с непосредственным впрыском признаки неисправности свечей накаливания проявляются при более низких температурах.
- Двигатель троит после холодного запуска. Свечи накаливания подогревают воздух не только до и непосредственно в момент срабатывания стартера, но и после запуска двигателя в холодное время года. Длительность фазы постпрогрева зависит от температуры двигателя. Если после запуска 1-2 свечи не будут работать, в соответствующих цилиндрах будет ухудшенное сгорание ТПВС. На поведении двигателя это отображается вибрацией, дымом из выхлопной трубы. Как только температура в камерах сгорания всех цилиндров выравнивается, мотор начинает работать устойчиво.
ПРОВЕРКА СИГНАЛОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Для проверки свечей накала без их снятия необходимо использовать мультиметр, который поможет определить, поступает ли питание на свечи и работают ли они должным образом. Важно помнить, что свечи накала работают в системе управления двигателем, и их исправность напрямую влияет на запуск и работу дизельного двигателя.
Первым шагом в проверке свечей накала является визуальный осмотр системы. Убедитесь, что все соединения надежны, а провода не имеют повреждений. Если вы заметили коррозию или обрыв проводов, это может быть причиной неисправности свечей накала.
Далее, для проверки сигналов системы управления, выполните следующие действия:
- Подготовьте мультиметр: Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (DC). Убедитесь, что прибор исправен и батарея заряжена.
- Найдите разъем свечей накала: Обычно он расположен рядом с двигателем. Отсоедините разъем, чтобы получить доступ к контактам свечей.
- Проверьте наличие напряжения: Подключите один щуп мультиметра к положительному контакту разъема, а другой – к массе автомобиля. Включите зажигание, но не запускайте двигатель. Если мультиметр показывает напряжение в пределах 9-12 В, это означает, что на свечи накала подается питание.
- Проверка сопротивления свечей: Для этого переключите мультиметр в режим измерения сопротивления (Ом). Подключите щупы к контактам свечи накала. Нормальное значение сопротивления для исправной свечи накала должно находиться в пределах 0,5-2 Ом. Если сопротивление значительно выше или равно бесконечности, свеча накала неисправна и требует замены.
- Проверка на короткое замыкание: Отключите все свечи накала и проверьте каждую из них на короткое замыкание. Для этого подключите один щуп мультиметра к корпусу свечи, а другой – к ее контакту. Если мультиметр показывает ноль или очень низкое сопротивление, это указывает на короткое замыкание внутри свечи.
После завершения проверки обязательно подключите разъем обратно и убедитесь, что все соединения надежны. Если вы обнаружили неисправные свечи накала, их следует заменить, чтобы обеспечить надежный запуск и работу двигателя.
Следуя этим шагам, вы сможете самостоятельно проверить свечи накала, не снимая их, и убедиться в исправности системы управления двигателем. Это не только сэкономит ваше время и деньги, но и поможет избежать возможных проблем с запуском автомобиля в холодное время года.
Вопрос-ответ
Какое сопротивление должно быть у свечей накаливания?
Совет: для большинства свечей накаливания допустимые значения сопротивления варьируются между 0,1 и 6 Омами.
Можно ли проверить свечи накаливания мультиметром?
Отсоедините провод, подающий ток на центральный электрод от свечей. Установите мультиметр в положение тестирования сопротивления. Прикоснитесь минусовым щупом к боковой поверхности корпуса свечи. Если стрелка не отклоняется или дисплей не отображает какие-либо показания, то свечу необходимо заменить.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки свечей накала убедитесь, что двигатель остыл. Это предотвратит возможные ожоги и обеспечит безопасность при работе с электрическими компонентами.
СОВЕТ №2
Используйте мультиметр для проверки сопротивления свечей накала. Подключите один щуп к контакту свечи, а другой — к массе автомобиля. Нормальное сопротивление должно быть в пределах 0,5-2 Ом. Если значение значительно выше, свеча может быть неисправна.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на визуальные признаки повреждений. Проверьте, нет ли трещин, обгораний или коррозии на контактах свечей накала. Даже если свеча показывает нормальное сопротивление, физические повреждения могут указывать на необходимость замены.
СОВЕТ №4
Если у вас есть возможность, проведите тест на нагрузку, подключив свечи накала к источнику питания. Это позволит вам увидеть, как они работают в реальных условиях. Если свеча не светится или светится слабо, это признак ее неисправности.